Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)
" " ..... " " " ' " “ ...... " " " ........... ...................... .. ................................................ НОВАЯ Ж И З Н Ь .................... 1...... .................. . 23 О К Т Я Б РЯ 1980 ГОДА ♦ ЛЬ 128 ( 7969> О А ГОДЫ социалистического строительства советское село в своем развитии прошло несколь ко этапов и далеко продвинулось вперед. Этот процесс неразрывно связан с общим экономическим, социальным и культурным про грессом в стране и является его неотъе.млемой частью. Определяя перспективы разви тия сельского хозяйства, наша партия на XXV съезде выдвинула две взаимосвязанные задачи. «Пер вая: добиться надежного снабже ния страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, всегда иметь для этого достаточ ные резервы. И вторая; идти все дальше по пути сближения мате риальных и культурно-бытовых условий жизни города и деревни». Экономической основой соци ального развития и совершенст вования общественных отношений на селе партия всегда считала неуклонный рост производитель ных сил, всемерное укрепление материально - технической базы сельского хозяйства. В деревне произошла подлинно техническая революция. Например, в расчете на одного сельского труженика энергетические мощности за годы Советской власти увеличились более чем в 39 раз. Производст венные фонды в общественном секторе села составляют сейчас свыше 183 миллиардов рублей и в 2,8 раза превышают уровень 1965 года. На вооружение труже ников полей и ферм пришла но вая, более качественная техника. Почти полностью обновился ма шинно-тракторный парк, стало больше современных машин по вышенной мощности, проходи.мо- сти и грузоподъемности. Если на конец 1928 года в сельском хо зяйстве насчитьгаалось лишь 27 тысяч тракторов и 2 комбайна, то в 1978 году, соответственно, 2.530 тысяч и 700 тысяч. XXV — XXVI: от съезда к съезду по ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ Новые производственные силы села уже не вмещаются в рамках старых форм организации и уп равления, требуют их совершен ствования. Вот почему уделяется особое внимание концентрации и углубленной специализации сель скохозяйственного производства, применению индустриальных ме тодов и последних достижений научно-технического прогресса. В 1978 году в стране насчиты валось 8.606 межхозяйственных предприятий, организаций и объе динений, в которых участвовало свыше 130 тысяч колхозов, сов хозов и других государственных и кооперативных предприятий и организаций. Среднегодовое про изводство сельскохозяйственной продукции в десятой пятилетке по сравнению с периодо.м, пред шествующим мартовскому (1965 г.) Пленуму ЦК КПСС, возросло бо лее чем в 1,5 раза. Коренные сдвиги в развитии материально - технической базы сельского хозяйства делают сель скохозяйственный труд все более квалифицированны.м, эффективным п творческим. Ко.мплексная меха низация сокращает сферу прило жения физического, зато увеличи вает долю умственного труда. Сравнительно недавно деревня знала только три механизатор ские специальности — трактори ста, комбайнера и шофера. Сей час число специальностей в кол хозах и совхозах превысило 160. Свыше 60 из них относятся к ин дустриальному типу. Углубленная специализация, межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция со провождаются количественны.м и качественными из.ченениями в структуре сельских кадров. Сей час каждый пятый труженик деревни — механизатор. Интере сен такой факт. За последние десять лет количество работников в сельском хозяйстве у.меньшилось на 9 процентов, зато механизато ров стало больше в три раза. Они составляют теперь около 15 процентов всех работающих на полях и фер.мах, а выполняют две трети всех сельскохозяйствен ных работ. Растет на селе и численность рабочего класса, интеллигенции, служащих. Более чем втрое по высился удельный вес специали стов с высшим и средним специ- альны.м образованием. Ныне со ветскую деревню уже нельзя безоговорочно называть кресть янской, гак как три пятых сель ского населения составляют рабо чие и служащие. В этом — важ нейшая особенность классового состава деревни в условиях раз витого социализма. Перевооружение материально- технической базы сельского хо зяйства, огромные перемены в сфере труда требуют кардиналь ных изменений в культурно-быто вых условиях жизни деревни. В стране уже немало сел, постро енных по типу городских, с уче том современной специфики труда, быта людей. В домах — цент ральное отопление, водопровод, газ, канализация, телефон, новая мебель, телевизоры, холодильни ки, шкафы с книгами. Асфальти рованные тротуары и площади, зеленые парки н сады, дома куль туры и торговые объекты, кол хозные стадионы и спортивные площадки довершают городской облик новых сел и поселков. По обеспеченности людей жиль ем деревня фактически сравня- - лась с городом. За 1966—1979 годы в сельской местности пост роено около 500 тысяч квадрат ных метров жилья. Но село пока еще отстает по благоустроенно сти, по коммунальным удобствам. Порой «хромают» торговля и об щественное питание, здравоохра нение и бытовое о^ужпван.ие. Немало нареканий вызывает у сельских тружеников так пазы- вае.мый «поточный» метод строи тельства жилья. В иных .местах увлеклись возведением «много этажек», в которые неохотно все ляются жители деревни. Им ну жен не просто этаж, своя квар тира, а отдельный благоустроен ный дом с приусадебны.м участ ком и надворными постройка.ми. И тут важно разумно использо вать имеющиеся возможности, искать оптимальные варианты сближения условий жизни в де ревне с городскими. Июльский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС потребовал комплексного подхода к переустройству как производственной, так и непро изводственной сферы сельской жизни, достижения согласованно сти и гармоничности в развитии этих двух сфер. На этапе зрелого социализма достигнуто существенное сближе ние уровнен, форм и структуры доходов и потребления городско го и сельского населения. Реаль ные доходы колхозников по отно шению к доходам рабочих и слу жащих города в расчете на членов семьи повысились с 75 процентов (1965 г.) до 87 процентов (1977 г.). ^ Благотворно сказываются на по вышении материального благосо стояния сельских тружеников де нежные выплаты из обществен ных фондов потребления. К при меру, в колхозах эти фонды только за 1965----- 1976 годы воз росли в 2,4 раза. Немалую роль в выравнивании уровня жизни городского и сельского населения играют личные подсобные хозяй ства колхозников. Однотипной стала структура потребностей, а также потребле ния трудящи.хся города и села. Сегодня горожане и сельчане за трачивают одинаковое количество средств на продукты питания ^ 32,5 процента от бюджета семьи. На приобретение непродовольст венных товаров тоже расходуется примерно одинаковое количество денег. Л'иквидация пока еще сущест венных различий между городом н деревней — задача не пз лег ких. Для своего разрешения она требует колоссальных усилий, не мало времени и средств. Дальнейший подъем сельского хозяйства, решение крупных эко номических и социальных проблем деревни немыслимы без творче- • ской шшцшатнвы, трудовой'п об- щесгвеиной активности сельских тружеииков, всех советских лю дей. Вот почему сейчас повсюду разгорается деловое гГ горячее соревнование за достойную встре чу XXVI съезда КПСС, за успеш ное достижение новых рубежей во всех отраслях народного хо зяйства. В. АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук. На табачно-махорочной фабри ке трудятся 115 ударников ком мунистического труда, которые являются правофланговыми социа листического соревнования в честь XXVI съезда КПСС. Каждый из них стремится досрочно завер шить свою личную пятилетку. Среди них особо отличилась ма шинист сигаретной машины Ольга Николаевна Яворская. Сменные задания она выполняет на ПО— 115 процентов. Много лет трудится Ольга Ни колаевна на фабрике. За добро совестный труд она награждена Почетными грамотами и ценны ми подарками. В цехе, где работает О. Н. Яворская, много молодых рабо чих, которые стали хорошими мастерами своего дела. В этом немалая заслуга Ольги Никола евны. За период работы на фаб рике она дала путевку в жизнь более 15 молодым рабочим. Бла годаря ее старанию они успешно трудятся самостоятельно, перевы полняя сменные задания. В общении с молодыми рабо чими Ольга Николаевна проста, никогда не покажет своего пре восходства. И никогда не отка жет в помощи. Она вдохновляет на добрые дела. Вот почему ее уважают в коллективе. На снимке: О. Н. Яворская. Фото В. Елютина. ВОСПИТАТЬ РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА На состоявшейся четвертой сессии городского Совета народ ных депутатов рассмотрен вопрос «О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ УЛУЧ ШЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИ ЕНТАЦИИ И ТРУДОВОМУ ВОСПИ ТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБ РАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ГО РОДА». С докладом выступил председатель исполкома город ского Совета В. Г. БОЕВ, с содо кладом — председатель посто янной комиссии по народному образованию и культуре депутат А. И. БИРЮКОВА. на нашей страны. В 1—3 классах школьники получают начальные трудовые знания и умения. 1 'рудовое обучение в 4 — 8 классах направлено ка дальней шее развитие знаний и умений, приооретеыных учащимися в 1—3 классах.^ Постоянно фо-р- мируются знания и умения по общетехническим вопросам (на чалам машиноведения, электро техники, технического черче ния). Как в докладе и в содокла де, так и выступлениях депу татов отмечено, что, выполняя решения XXV съезда КПСС и постановление ЦК КПСС и Со вета Министров СССР от 22 декабря 1977 года «О дальней шем совершенствовании обуче ния, воспитания учащихся об щеобразовательных школ и под готовки их к труду», педагоги ческие коллективы школ горо да приложили немало-усилий к тому, чтобы поднять уровень учебно-воспитательного процес са, повысить эффективность урока, совершенствовать рабо ту по профориентации и трудо вому воспитанию учащихся. Всем известно, что учеба яв ляется главньпу! и решающим видо.м труда школьника. Доми нирующая роль воспитания трудолюбия принадлежит пред метам общеобразовательного цикла, таким, как математика, черчение, физика. Потому, от бирая материал н прюдумьшая приемы, которые будут исполь зованы на уроке, учителю не обходимо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддержать 1 штерес учащих ся к предмету, а тем самым создать трудовой настрой в классе. Замятия по трудовому обуче нию, начиная с 1 класса, осу ществляются таким образом, чтобы дети .'а затем подростки, юноши и девушки прониклись мыслью о труде как первой обязанности каждого граждани В каждой школе города име ются учебные мастерские, 'а в средних — слесарная и столяр ная. С начала нынешнего учебно го года средние школы города перешли на углубленное 5— 6 - часовое трудовое обучение уча щихся старших классов в учеб ных цехах завода литейного оборудования к швейной фаб рики. Им охвачено 312 учащих ся 9—10 классов. Во всех школах города улуч шилось применение учебно-на глядных пособий, технических средств, таблиц, схем. Многие из них изготовляют сами уча щиеся под руководством учите лей. Пополняются оборудовани ем мастерские, только в сред ней школе Л'Ь 1 в течение лета столярная и слесарная мастер ские пополнились на сумму 1.500 рублей. Сложнее рабо тать с девочками по обслужи вающему труду; недостаточно швейных машин, различных материалов. Торгующим орга низациям города следует про явить о школе особую Заботу. Трудовое обучение и трудо вое воспитание является наи более благоприятным для реа лизации задач профориентации. Коллектив учителей средней школы № 1 использует для этого различные формы. В каж дом классе здесь выпускается бюллетень «Кем быть?»,- про водятся встречи с передовика ми производства, экскурсии на фабрики и заводы. Стенды, по мещенные в созданном кабине те профориентации, рассказы вают о предприягпях города, о выпускаемой ими продукции, о передовиках производства, не обходимых городу профессиях. Традиционными стали вечера встречи с выпускнн.чами. Оформ лен зал трудовой славы, где на особом месте материал о ро дителях—передовиках производ ства, Героях Социалистическо го Труда области и района, выпускниках школы, работаю щих на предприятии города. Особую роль в работе по тру довому воспитанию и профори ентации занимает пйтая трудо вая четверть: созданный по инициативе комитета комсомола строительный отряд из числа девятиклассников полностью провел текущий ремонт школы, сэкономив при этом около трех тысяч рублей. Такая постановка работы да ет свои результаты: из 51 вы пускника 1 о классов этого года 17 поступили в высшие учеб ные заведения, 6 —в техникум, 4 — в профтехучилища. ' 22 пришли на предприятия города. А из 8 6 восьмиклассников 17 учатся теперь в ОПТУ, 24 — в техникумах и училищах, остальные продолжают свое об разование в 9 классе. Должное внимание трудово му воспитанию уделяет коллек тив средней школы № 2 (ди ректор А. М. Нижегородов). В прошедшем году, например, здесь были организованы встре чи с людьми разных профессий, тематические пионерюкие сборы, беседы, экскурсии по предприя тиям города. Большое внимание уделяется в школе привитию любви к физическому труду. За 1979—80 учебный год учащи мися собрано и сдано 30 тонн металлолома, убрано 18 гекта ров сахарной свеклы в подшеф ном колхозе «1 Мая», выращен неплохой урожай сорго на 2 гектарах школьного участка, собрано 1 2 0 тонн лекарствен ных трав. В работе с родителями обра щается особое внимание на тру довое воспитание детей в семье. Педагогический коллектив средней школы № 3 работает ^ над темой «Методика профорн- енгацнонной работы на уроках и во внеурочное время». В це лях ее реализации проведен колшлекс мероприятий: комсо мольские собрания, пионерские сборы, родительские собрания, встречи с передовиками произ водства. Учащиеся участвуют в стрюительстве своей школы, оказывают помощь в уборке сахарной свеклы в колхозе «Ве ликий Октябрь», помогают сов хозу «Усманский» в уборке плодов. Во всех школах организовано самообслуживание старшеклас сников. Они проводят уборку классов, кабинетов, школьной территории, текущий ремонт школьного имущества. Все это является хорошей школой тру- ^ дового и общественно-политиче- - ского Воспитания учапщхся. Однако, чтобы лучше вести трудовое обучение, воспитание и профориентацию учащихся, школы города нуждаются в укреплении материальной ба зы — до сих пор недостаточно оборудованы кабинеты по проф ориентации в средних школах № 2, 3, в Песковатской вось милетней. Нет должной связи между предприятиями и школами го рода. Шефствующие над шко лами предприятия не оказьша- ют настоящей помощи. Недо статочно развито техническое творчество учащихся. Сессия обязала руководите-, лей школ принять все необхо димые меры для совершенство вания трудового воспитания и профориентации учащихся, ру ководителей предприятий, орга низаций, учреждений — оказы- - у вать школам города действен- ную помощь с целью укрепле ния материально - технической базы школ. А. БАХТИНА, корр. «Новой жизни».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz