Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

" " ..... " " " ' " “ ...... " " " ........... ...................... .. ................................................ НОВАЯ Ж И З Н Ь .................... 1...... .................. . 23 О К Т Я Б РЯ 1980 ГОДА ♦ ЛЬ 128 ( 7969> О А ГОДЫ социалистического строительства советское село в своем развитии прошло несколь­ ко этапов и далеко продвинулось вперед. Этот процесс неразрывно связан с общим экономическим, социальным и культурным про­ грессом в стране и является его неотъе.млемой частью. Определяя перспективы разви­ тия сельского хозяйства, наша партия на XXV съезде выдвинула две взаимосвязанные задачи. «Пер­ вая: добиться надежного снабже­ ния страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, всегда иметь для этого достаточ­ ные резервы. И вторая; идти все дальше по пути сближения мате­ риальных и культурно-бытовых условий жизни города и деревни». Экономической основой соци­ ального развития и совершенст­ вования общественных отношений на селе партия всегда считала неуклонный рост производитель­ ных сил, всемерное укрепление материально - технической базы сельского хозяйства. В деревне произошла подлинно техническая революция. Например, в расчете на одного сельского труженика энергетические мощности за годы Советской власти увеличились более чем в 39 раз. Производст­ венные фонды в общественном секторе села составляют сейчас свыше 183 миллиардов рублей и в 2,8 раза превышают уровень 1965 года. На вооружение труже­ ников полей и ферм пришла но­ вая, более качественная техника. Почти полностью обновился ма­ шинно-тракторный парк, стало больше современных машин по­ вышенной мощности, проходи.мо- сти и грузоподъемности. Если на конец 1928 года в сельском хо­ зяйстве насчитьгаалось лишь 27 тысяч тракторов и 2 комбайна, то в 1978 году, соответственно, 2.530 тысяч и 700 тысяч. XXV — XXVI: от съезда к съезду по ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ Новые производственные силы села уже не вмещаются в рамках старых форм организации и уп­ равления, требуют их совершен­ ствования. Вот почему уделяется особое внимание концентрации и углубленной специализации сель­ скохозяйственного производства, применению индустриальных ме­ тодов и последних достижений научно-технического прогресса. В 1978 году в стране насчиты­ валось 8.606 межхозяйственных предприятий, организаций и объе­ динений, в которых участвовало свыше 130 тысяч колхозов, сов­ хозов и других государственных и кооперативных предприятий и организаций. Среднегодовое про­ изводство сельскохозяйственной продукции в десятой пятилетке по сравнению с периодо.м, пред­ шествующим мартовскому (1965 г.) Пленуму ЦК КПСС, возросло бо­ лее чем в 1,5 раза. Коренные сдвиги в развитии материально - технической базы сельского хозяйства делают сель­ скохозяйственный труд все более квалифицированны.м, эффективным п творческим. Ко.мплексная меха­ низация сокращает сферу прило­ жения физического, зато увеличи­ вает долю умственного труда. Сравнительно недавно деревня знала только три механизатор­ ские специальности — трактори­ ста, комбайнера и шофера. Сей­ час число специальностей в кол­ хозах и совхозах превысило 160. Свыше 60 из них относятся к ин­ дустриальному типу. Углубленная специализация, межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция со­ провождаются количественны.м и качественными из.ченениями в структуре сельских кадров. Сей­ час каждый пятый труженик деревни — механизатор. Интере­ сен такой факт. За последние десять лет количество работников в сельском хозяйстве у.меньшилось на 9 процентов, зато механизато­ ров стало больше в три раза. Они составляют теперь около 15 процентов всех работающих на полях и фер.мах, а выполняют две трети всех сельскохозяйствен­ ных работ. Растет на селе и численность рабочего класса, интеллигенции, служащих. Более чем втрое по­ высился удельный вес специали­ стов с высшим и средним специ- альны.м образованием. Ныне со­ ветскую деревню уже нельзя безоговорочно называть кресть­ янской, гак как три пятых сель­ ского населения составляют рабо­ чие и служащие. В этом — важ­ нейшая особенность классового состава деревни в условиях раз­ витого социализма. Перевооружение материально- технической базы сельского хо­ зяйства, огромные перемены в сфере труда требуют кардиналь­ ных изменений в культурно-быто­ вых условиях жизни деревни. В стране уже немало сел, постро­ енных по типу городских, с уче­ том современной специфики труда, быта людей. В домах — цент­ ральное отопление, водопровод, газ, канализация, телефон, новая мебель, телевизоры, холодильни­ ки, шкафы с книгами. Асфальти­ рованные тротуары и площади, зеленые парки н сады, дома куль­ туры и торговые объекты, кол­ хозные стадионы и спортивные площадки довершают городской облик новых сел и поселков. По обеспеченности людей жиль­ ем деревня фактически сравня- - лась с городом. За 1966—1979 годы в сельской местности пост­ роено около 500 тысяч квадрат­ ных метров жилья. Но село пока еще отстает по благоустроенно­ сти, по коммунальным удобствам. Порой «хромают» торговля и об­ щественное питание, здравоохра­ нение и бытовое о^ужпван.ие. Немало нареканий вызывает у сельских тружеников так пазы- вае.мый «поточный» метод строи­ тельства жилья. В иных .местах увлеклись возведением «много­ этажек», в которые неохотно все­ ляются жители деревни. Им ну­ жен не просто этаж, своя квар­ тира, а отдельный благоустроен­ ный дом с приусадебны.м участ­ ком и надворными постройка.ми. И тут важно разумно использо­ вать имеющиеся возможности, искать оптимальные варианты сближения условий жизни в де­ ревне с городскими. Июльский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС потребовал комплексного подхода к переустройству как производственной, так и непро­ изводственной сферы сельской жизни, достижения согласованно­ сти и гармоничности в развитии этих двух сфер. На этапе зрелого социализма достигнуто существенное сближе­ ние уровнен, форм и структуры доходов и потребления городско­ го и сельского населения. Реаль­ ные доходы колхозников по отно­ шению к доходам рабочих и слу­ жащих города в расчете на членов семьи повысились с 75 процентов (1965 г.) до 87 процентов (1977 г.). ^ Благотворно сказываются на по­ вышении материального благосо­ стояния сельских тружеников де­ нежные выплаты из обществен­ ных фондов потребления. К при­ меру, в колхозах эти фонды только за 1965----- 1976 годы воз­ росли в 2,4 раза. Немалую роль в выравнивании уровня жизни городского и сельского населения играют личные подсобные хозяй­ ства колхозников. Однотипной стала структура потребностей, а также потребле­ ния трудящи.хся города и села. Сегодня горожане и сельчане за­ трачивают одинаковое количество средств на продукты питания ^ 32,5 процента от бюджета семьи. На приобретение непродовольст­ венных товаров тоже расходуется примерно одинаковое количество денег. Л'иквидация пока еще сущест­ венных различий между городом н деревней — задача не пз лег­ ких. Для своего разрешения она требует колоссальных усилий, не­ мало времени и средств. Дальнейший подъем сельского хозяйства, решение крупных эко­ номических и социальных проблем деревни немыслимы без творче- • ской шшцшатнвы, трудовой'п об- щесгвеиной активности сельских тружеииков, всех советских лю­ дей. Вот почему сейчас повсюду разгорается деловое гГ горячее соревнование за достойную встре­ чу XXVI съезда КПСС, за успеш­ ное достижение новых рубежей во всех отраслях народного хо­ зяйства. В. АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук. На табачно-махорочной фабри­ ке трудятся 115 ударников ком­ мунистического труда, которые являются правофланговыми социа­ листического соревнования в честь XXVI съезда КПСС. Каждый из них стремится досрочно завер­ шить свою личную пятилетку. Среди них особо отличилась ма­ шинист сигаретной машины Ольга Николаевна Яворская. Сменные задания она выполняет на ПО— 115 процентов. Много лет трудится Ольга Ни­ колаевна на фабрике. За добро­ совестный труд она награждена Почетными грамотами и ценны­ ми подарками. В цехе, где работает О. Н. Яворская, много молодых рабо­ чих, которые стали хорошими мастерами своего дела. В этом немалая заслуга Ольги Никола­ евны. За период работы на фаб­ рике она дала путевку в жизнь более 15 молодым рабочим. Бла­ годаря ее старанию они успешно трудятся самостоятельно, перевы­ полняя сменные задания. В общении с молодыми рабо­ чими Ольга Николаевна проста, никогда не покажет своего пре­ восходства. И никогда не отка­ жет в помощи. Она вдохновляет на добрые дела. Вот почему ее уважают в коллективе. На снимке: О. Н. Яворская. Фото В. Елютина. ВОСПИТАТЬ РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА На состоявшейся четвертой сессии городского Совета народ­ ных депутатов рассмотрен вопрос «О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ УЛУЧ­ ШЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИ­ ЕНТАЦИИ И ТРУДОВОМУ ВОСПИ­ ТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБ­ РАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ГО­ РОДА». С докладом выступил председатель исполкома город­ ского Совета В. Г. БОЕВ, с содо­ кладом — председатель посто­ янной комиссии по народному образованию и культуре депутат А. И. БИРЮКОВА. на нашей страны. В 1—3 классах школьники получают начальные трудовые знания и умения. 1 'рудовое обучение в 4 — 8 классах направлено ка дальней­ шее развитие знаний и умений, приооретеыных учащимися в 1—3 классах.^ Постоянно фо-р- мируются знания и умения по общетехническим вопросам (на­ чалам машиноведения, электро­ техники, технического черче­ ния). Как в докладе и в содокла­ де, так и выступлениях депу­ татов отмечено, что, выполняя решения XXV съезда КПСС и постановление ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР от 22 декабря 1977 года «О дальней­ шем совершенствовании обуче­ ния, воспитания учащихся об­ щеобразовательных школ и под­ готовки их к труду», педагоги­ ческие коллективы школ горо­ да приложили немало-усилий к тому, чтобы поднять уровень учебно-воспитательного процес­ са, повысить эффективность урока, совершенствовать рабо­ ту по профориентации и трудо­ вому воспитанию учащихся. Всем известно, что учеба яв­ ляется главньпу! и решающим видо.м труда школьника. Доми­ нирующая роль воспитания трудолюбия принадлежит пред­ метам общеобразовательного цикла, таким, как математика, черчение, физика. Потому, от­ бирая материал н прюдумьшая приемы, которые будут исполь­ зованы на уроке, учителю не­ обходимо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддержать 1 штерес учащих­ ся к предмету, а тем самым создать трудовой настрой в классе. Замятия по трудовому обуче­ нию, начиная с 1 класса, осу­ ществляются таким образом, чтобы дети .'а затем подростки, юноши и девушки прониклись мыслью о труде как первой обязанности каждого граждани­ В каждой школе города име­ ются учебные мастерские, 'а в средних — слесарная и столяр­ ная. С начала нынешнего учебно­ го года средние школы города перешли на углубленное 5— 6 - часовое трудовое обучение уча­ щихся старших классов в учеб­ ных цехах завода литейного оборудования к швейной фаб­ рики. Им охвачено 312 учащих­ ся 9—10 классов. Во всех школах города улуч­ шилось применение учебно-на­ глядных пособий, технических средств, таблиц, схем. Многие из них изготовляют сами уча­ щиеся под руководством учите­ лей. Пополняются оборудовани­ ем мастерские, только в сред­ ней школе Л'Ь 1 в течение лета столярная и слесарная мастер­ ские пополнились на сумму 1.500 рублей. Сложнее рабо­ тать с девочками по обслужи­ вающему труду; недостаточно швейных машин, различных материалов. Торгующим орга­ низациям города следует про­ явить о школе особую Заботу. Трудовое обучение и трудо­ вое воспитание является наи­ более благоприятным для реа­ лизации задач профориентации. Коллектив учителей средней школы № 1 использует для этого различные формы. В каж­ дом классе здесь выпускается бюллетень «Кем быть?»,- про­ водятся встречи с передовика­ ми производства, экскурсии на фабрики и заводы. Стенды, по­ мещенные в созданном кабине­ те профориентации, рассказы­ вают о предприягпях города, о выпускаемой ими продукции, о передовиках производства, не­ обходимых городу профессиях. Традиционными стали вечера встречи с выпускнн.чами. Оформ­ лен зал трудовой славы, где на особом месте материал о ро­ дителях—передовиках производ­ ства, Героях Социалистическо­ го Труда области и района, выпускниках школы, работаю­ щих на предприятии города. Особую роль в работе по тру­ довому воспитанию и профори­ ентации занимает пйтая трудо­ вая четверть: созданный по инициативе комитета комсомола строительный отряд из числа девятиклассников полностью провел текущий ремонт школы, сэкономив при этом около трех тысяч рублей. Такая постановка работы да­ ет свои результаты: из 51 вы­ пускника 1 о классов этого года 17 поступили в высшие учеб­ ные заведения, 6 —в техникум, 4 — в профтехучилища. ' 22 пришли на предприятия города. А из 8 6 восьмиклассников 17 учатся теперь в ОПТУ, 24 — в техникумах и училищах, остальные продолжают свое об­ разование в 9 классе. Должное внимание трудово­ му воспитанию уделяет коллек­ тив средней школы № 2 (ди­ ректор А. М. Нижегородов). В прошедшем году, например, здесь были организованы встре­ чи с людьми разных профессий, тематические пионерюкие сборы, беседы, экскурсии по предприя­ тиям города. Большое внимание уделяется в школе привитию любви к физическому труду. За 1979—80 учебный год учащи­ мися собрано и сдано 30 тонн металлолома, убрано 18 гекта­ ров сахарной свеклы в подшеф­ ном колхозе «1 Мая», выращен неплохой урожай сорго на 2 гектарах школьного участка, собрано 1 2 0 тонн лекарствен­ ных трав. В работе с родителями обра­ щается особое внимание на тру­ довое воспитание детей в семье. Педагогический коллектив средней школы № 3 работает ^ над темой «Методика профорн- енгацнонной работы на уроках и во внеурочное время». В це­ лях ее реализации проведен колшлекс мероприятий: комсо­ мольские собрания, пионерские сборы, родительские собрания, встречи с передовиками произ­ водства. Учащиеся участвуют в стрюительстве своей школы, оказывают помощь в уборке сахарной свеклы в колхозе «Ве­ ликий Октябрь», помогают сов­ хозу «Усманский» в уборке плодов. Во всех школах организовано самообслуживание старшеклас­ сников. Они проводят уборку классов, кабинетов, школьной территории, текущий ремонт школьного имущества. Все это является хорошей школой тру- ^ дового и общественно-политиче- - ского Воспитания учапщхся. Однако, чтобы лучше вести трудовое обучение, воспитание и профориентацию учащихся, школы города нуждаются в укреплении материальной ба­ зы — до сих пор недостаточно оборудованы кабинеты по проф­ ориентации в средних школах № 2, 3, в Песковатской вось­ милетней. Нет должной связи между предприятиями и школами го­ рода. Шефствующие над шко­ лами предприятия не оказьша- ют настоящей помощи. Недо­ статочно развито техническое творчество учащихся. Сессия обязала руководите-, лей школ принять все необхо­ димые меры для совершенство­ вания трудового воспитания и профориентации учащихся, ру­ ководителей предприятий, орга­ низаций, учреждений — оказы- - у вать школам города действен- ную помощь с целью укрепле­ ния материально - технической базы школ. А. БАХТИНА, корр. «Новой жизни».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz