Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

4 1Ч111Н1НШ1111111Ш11111Н11111И11111П11111И1111|Ш||||||||||||||||||||1111|||Ц|Ц|Ц|П НОВАЯ ЖИЗНЬ И 1 ИИ 11 Н 1 ШИ 11111111111 Ш 11 Ш 7 ОКТЯБРЯ 1980 ГОДА ф № 121 (7962) С Т И Х И Н АШ И Х АВТО РО В Николай АКСЕНОВ РОДИНА Нет чувства выше и богаче, Чем то, что Родина с тобой. В разлуке с ней порою плачут. Когда тоска рождает боль. Спроси того, кто с ней расстался. Живя за тридевять земель, Как духом Родины питался. Как восторгаться ей умел. И я не хлебом жив единым. Хоть без него нельзя прожить. Моей душе необходимо Душевной пищей дорожить. Пусть никакая красота Не обольстит меня, чужая. Душа без Родины пуста. Как закрома без урожая. Нет чувства выше и богаче. Чем знать, что с Родиной—везде: В бою. Как в душах разрывалось вдруг снарядом. Как жалило гадюкою в сердца. Как горько я почувствовал, что рядом Со мной не стало брата и отца. А после мы — безусые ребята — Сошлись у военкомовских дверей. Как в запасных просились у комбатов Отправить нас на фронт и поскорей. В нас зло тогда утраивало силу, В той силе зрела мысли глубина. Что жизнь моя принадлежит России, И ей распоряжается она. КОГДА РОЖДЕН ДУШИ ПОРЫВ С ТОБОЙ ЖИВУ ОДНОЙ СУДЬБОЙ на страже и в труде. А разве может быть иначе! Ж И З Н Ь м о я П Р И Н А Д Л Е Ж И Т Р О С С И И Мне все до боли в памяти зиаи(омо. Как лопнула у радости струна. Я помню, как от дома и до дома Носилось слово страшное «война». С тобой живу одной судьбой. Деля и радости, и горе. С тобой в душе ходил я в бой. Сходился вновь с врагами в поле. Сражался в городе, в лесу, И ты была всегда со мною. Тебя всю жизнь в душе несу. Считаю матерью родною. Но как бы ни были трудны Пути и время лихолетья. Уж тридцать лет, как нет войны. Ушла Победою в столетья. С тобой не раз я был в поту. Где приходилось трудновато... Тебя я Родиною чту. Себя я чту твоим солдатом. Когда рожден души порыв! И срок, и место назову я. Он — в наступленье, где прорыв. Где нет патронов — в штыковую. В священном гневе смелость зла Владела каждой клеткой тела. Душа отмщения хотела. Она на подвиги звала. < Рождалась месть. Она бурлила В душе, как горная вода. Она любому говорила О пользе ратного труда. Где вдохновенность в миг открыв В себе, душа перед преградой Вставала в рост И ей в награду «Ура» гремело, словно взрыв. Там шел незримо Ленин в бой Вождем, гвардейцем, ветераном, И утихала злая боль. Где заживать спешили раны. И не души ль российской сила К конечной цели привела! Пришла в Германию Россия, А с ней в Берлин Москва пришла. Петр ПОЖИДАЕВ ПОЧТА ПОЛЕВАЯ Почта полевая, Дорога фронтовая. Далеко от фронта, Милая живет. Там страна родная, Типшна такая. От меня подруга Письма с фронта ждет. А у нас зарница Над рекою ранняя. Прервала солдатский — Богатырский сон... Вспыхнула ракета: Красная, сигнальная И повел в сраженье Свои я батальон. И в планшетке новой Пнсьмецо готовое. В обстановке сложной Сдать я не успел... Может, в эту пору На рассвете розовом Под окном любимой Петушок пропел. Как оно родимое — Пенье петушиное Дорого и близко На войне. Словно задушевная Песнь неповторимая, О родимой, близкой Сердцу стороне. Так лети заветное — Письмецо ответное Сквозь бои горячие Соколом лети В те края приветные, Простые, незаметные. Нет тебе преграды На пути. ПИСАТЕЛЬ ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ Н Т Р и л и т е р а т у р а Д АНИИЛ Гранин — один из немногих известных прозаиков, серь­ езно исследующих в своих книгах проблему взаимодействия научно-технической революции и литературы. Возможно, это объяс­ няется тем, что сам он технически высокообразованный человек: в прошлом инженер-энергетик, а потом ученый, кандидат техни­ ческих наук. Не случайно столь органичны для него повести о со­ ветской технической интеллигенции «Искатели», «Иду на грозу». И его последнее по времени произведение «Картина», по сущест­ ву, размышление о необратимом влиянии научно-технического про­ гресса на природу, о сложных отношениях его с искусством., Если говорить о тематике, то несколько особняком в творчестве писа­ теля стоит повесть «Клавдия Вилор» — о нравственной стойкости, силе духа советского человека в Великой Отечественной войне и звериной жестокости фашизма. Впрочем, и здесь присутствует личный опыт. Во время войны 22-летний Гранин командовал танко­ вой ротой, а потом полком тяжелых танков. Повесть была удостое­ на Государственной премии СССР. По данным библиотек, Гранин — один из самых читаемых у нас прозаиков. Его произведения переведены на языки народов всех социалистических стран, они известны в ФРГ, Японии, Арген­ тине, США, Австралии и многих других капиталистических странах. Даниил Гранин отвечает на вопросы корреспондента АПН Никопая ки сомнительные истины и даже мистику. Думается, не следует забывать и того, что научно-тех­ ническая революция изменила многое, но не среду обитания души. Человек стал больше знать, больше уметь, но стал ли он от этого добрее, честнее, человеч- ОСЕННИИ БУКЕТ. Фотоэтюд В. Елютина. ЕЛЕВНДЁННЕ Назарова. — Даниил Александрович, чем, на Ваш взгляд, научно-техниче­ ский прогресс привлекает лите­ ратуру! — Развитие кибернетики, поко­ рение космоса, открытия в гене­ тике изменили наше мироош,у- щение: человек понял, что он не только житель Земли, но и граж­ данин Вселенной. Вызванная этим перестройка человеческой психо­ логии, конечно, представляет огромный интерес для литерату­ ры. Современная наука открыва­ ет вещи, невероятные с точки зрения здравого смысла: кривиз­ на пространства, «черные дыры». Вселенная, которая расширяется, механизмы наследственности... Наука, непрерьгвно развиваясь, влечет пересмотр привычных представлений, и это для лите­ ратуры опять же предмет при­ стального исследования. Не случайно в последние годы так расширился круг писателей, творчество которых связано с проблемами науки. А ведь еще недавно их можно было пере­ считать по пальцам. Интересно, что сегодня и те литераторы, ко­ торые впрямую не пишут о нау­ ке, все чаще в своих произведе­ ниях используют формы научного мышления — научную логику, научный анализ, рациональный подход к окружающему миру. Однако здесь литературу подсте­ регают опасности и неожидан­ ности... Возникло и другое, неблагопри­ ятное поветрие — мода^ на героя- ученого, который, кроме научной лексики, не отличается никакими другими профессиональными чер­ тами и с таким же успехом мог бы быть, скажем, журналистом или боксером. В то же время я отнюдь не ратую за то, чтобы писатели при­ общали читателей к профессио­ нальным научным тонкостям. Я за постановку проблем, которые актуальны сегодня и для науки, и для жизни всего общества Не следует забьшать и то, что, несмотря на возрастающее влия­ ние науки, литература как способ познания жизни сохраняет свою суверенность, самостоятельность. И здесь она даже может опере­ жать науку. Так, Достоевский, ве­ ликий знаток человеческой души, в своих романах опередил многие открытия психологии. — Вы много выступаете в на­ учно-популярном и документаль­ ном жанрах. Означает ли это, что Вы отдаете приоритет докумен­ тальной литературе перед собст­ венно художественной! — Что Вы имеете в виду! — Думаю, что влияние науки на литературу может быть не только позитивным. Некоторым современным произведениям при­ сущ излишний рационализм. Есть и такое опасное явление: стре­ мятся, бывает, рядить в тогу нау- — Время от времени у меня действительно появляется потреб­ ность поработать в документаль­ ном жанре. Да и не только у меня — писатели во всем мире сейчас увлеклись документом. То ли потому, что сочинительство всегда условность и хочется при­ коснуться к достоверности, к подлинности. То ли оттого, что возрос интерес читателей к до­ кументальной литературе. Как бы то ни было, обращение к факту всегда плодотворно для худож ника. Правда, и здесь есть обо­ ротная сторона: факты, если ими продолжительное время пользо­ ваться, начинают связывать вооб­ ражение, фантазию. Поэтому я не могу сказать, что отдаю до­ кументальной прозе предпочтение перед другими жанрами. — Особой популярностью у чи­ тателей пользуется повесть «Эта странная жизнь». Ее герой про ­ фессор-биолог Александр Любц- щев поставил на себе уникальный эксперимент, продолжавшийся 56 лет. С 1916 по 1972 год он стро­ го, с точностью до минуты, учи­ тывал полезное время, потрачен­ ное на разные виды творческой деятельности: научная работа, библиография, чтение, письма, заметки. Итог этой жизни — две тысячи печатных листов. Как у Вас возникла мысль написать об этом человеке! _ Профессора Любищева я знал, но масштабов этой лично­ сти при его жизни оценить не мог. Признаюсь, относился к не­ му несколько иронично, числил в чудаках. Но подспудно жило во мне сознание, что это человек необыкновенный. Я написал о Любищеве потому, что с ним были связаны проблемы, которые волнуют многих. Вряд ли кто не задумьгаался над тем, что жизнь человеческая коротка, что отпу­ щенное нам время не растянуть, не затормозить, не остановить Как же жить с пользой? И что такое польза? И вообще, во имя чего надо беречь время? Словом, меня мучила настоятельная по­ требность разобраться в этих вопросах. И я попробовал сделать это на примере'жизни Любище­ ва, построившего собственную систему отношений со временем, Признаюсь, хотел бы, чтобы эту повесть прочло как можно боль ше людей. (АПН). 7 ОКТЯБРЯ, ВТОРНИК I ПРОГРАММА 8.40 — Утренняя гимнастика. 10.45 — «С чего начинается Ро­ дина». Фильм-концерт. 11.55 — К 20 -летию установления дипло­ матических отношенип между СССР и Лаосом. 12.45 — Лите­ ратурные беседы. 13.40 — «Боль­ шая поездка маленького маши­ ниста». Фильм. 14.45 — Н. Рим­ ский-Корсаков — Симфоническая увертюра на русские темы в ис­ полнении симфонического орке­ стра. 15,00 — Хоккей. СКА (Ле­ нинград) — «Спартак». 17.15 — На арене цирка. 18.15 — Совет­ ский Союз глазами зарубежных гостей. 18.30 — Док. фильм. «Власть, открытая для всех». 1 19.20 — Играет фортепьянный “ дуэт — Е. Сорокина и А. Бах- чиев, 19.35 — «В начале века». Филь.м. IV ПРОГРАММА 8.00 — Док. фильмы к Дню Конституции СССР. 9.10 — Кон­ церт художественных коллективов РСФСР. 10.00 — Очевидное—не­ вероятное. 11.00 — «Приключения желтого чемода 1 НЧика». Фильм. 12.35 — Апшеронские мотивы. Кинозарисовка. 12.40 — «Звез­ дочка». 13.25 — Лирическое на­ строение. Фильм-концерт. 14.00— У театральной афиши. 15.00 — П. И. Чайковский — Балет «Ле­ бединое озеро». 17.00 — Художе­ ственная композиция. 17.10 — А. Арбузов — «Город на заре». Спектакль. 19.20 — Я — граж­ данин Советского Союза. 19.40— Концерт. 20,15 — Док. фильмы^ 21.00 — Л. Бетховен Вторая симфония. 21.40 — «Восход над Гангом». Фильм. 2-я серия. 8 ОКТЯБРЯ, СРЕДА I ПРОГРАММА 9.05 — «В начале века». Фильм. 17.00 — К годовщине подписания Договора о дружбе, сотрудниче­ стве между СССР и Народной Республикой Анголой Док. фильм. 18.15 — XXVI съезду КПСС — достойную встречу. 19,00—Играет Л. Снегирева (арфа). 19.20 — О. II А. Лавровы — «Следствие ведут Знатоки». Дело 14-е — «Подпасок с огурцом». 1 -я, 2-я серии. IV ПРОГРАММА 19.00 — Хоккей. «Динамо» (Мо­ сква) — «Торпедо». 21.00 —Док. фильмы. 21.40—«Дорога». Фильм. Зам. редактора А. БАХТИНА. Этот номер набирала линотипистка В. В. Бодрых, верстала Т. К. Рощевкина, печатали А. Д. Коровина, Е. И. Тарлыкова. Корректировала О. П. Павлова. НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 1-5в, ответственного секретаря — 0-97, отедлов: партийной жизни — 3-29, экономики сельского хозяйства — 5-86, писем и массовой работы —0-97, радиовещания —3-29, бухгалтера 5-86, корректора —1-00 ЗАХОДИТЕ К НАМ И ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: 399340. г. Усмань, ул. Ленина, 7 Усманская типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Усмань, ул. Ленина. 17. Способ печати — высокий. Объем — 1 п. л .______Тираж 11,180. Заказ № 3557.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz