Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)
^шжинштншшшиншш1М1шнн4И11тшжн1Мй111ин1мтж»ж^ ЖИЗНЫ1тШ111шт|||||||т|||||||111Ш111 30 АВГУСТА 1980 ГОДА 105 (7946) Выше уровень экономического образования трудящихся (Продолжение. Начало на 1-й странице). Много внимаш1я пропаганди сты экономических школ уделяли повышению качества знаний, вос питанию высокой трудовой ак тивности слушателей. Среди про пагандистов экономического оо- разования 159 участников дви жения «Пропагандист — пяти летке эффективности и качества». Все они работают по личным творческим планам. Свои .занятия пропагандисты проводят в тесной связи с жизнью, с производственными и общественными задачами коллек тивов. Они оказали помощь 590 слущателям в разработке встреч ных планов, 4.180 в разработке социалистических обязательств, 113 инженерно - техническим ра ботникам и специалистам народ ного хозяйства в разработке лич ных творческих планов, В рефе ратах и на практических заня тиях слущатели экономических школ внесли 98 рацпредложений, экономический эффект от внедре ния которых составил 87.100 рублей. Повысилась трудовая актив ность слушателей экономического образования. Более 5.000 из них .участвуют в социалистическом соревновании, 520 досрочно вы полнили обязательства, принятые в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, 680 имеют звание ударника коммуни стического труда, 1.840 участву ют в движении за коммунистиче ское отношение к труду. Слушатели экономического об разования принимают активное участие в общественной жизни. Из них 159 избраны депутатами Советов «^родных депутатов, 80 работают политинформаторами, 215 агитатор а.ми, 162 являются наставниками молодежи. В постановлении ЦК КПСС, — продолжает докладчик,—обращено внимание на необходимость неук лонно руководствоваться указа нием тов. Л. И. Брежнева о том, что курс партии на эффектив ность и качество — это не толь ко ключевая задача текущей пя тилетки, но и определенный фак тор нашего экономического и со циального развития на многие годы вперед, программа воспита ния целого поколения людей. Успешно работает над реше нием этой задачи партийная ор ганизация завода «Индикатор». Пример в экономической учебе, в борьбе за эффективность и ка чество показывают прежде всего коммунисты, руководители всех звеньев производства. На заводе разработан перспек тивный план экономического об разования рабочих, ИТР и слу жащих. Важная роль в совер шенствовании экономической уче бы принадлежит совету по эко номическому образованию, воз главляемому директором завода М. М. Репиным. Совет оказывает практическую помощь в органи зации экономической учебы, осу ществляет контроль за .ходом за нятий, выполнением перспектив ных планов экономического обра зования, обобщением и распрост ранением лучшего опыта прове дения занятий. Развивая у слушателей конк ретное экономическое мышление, бережное отношение к социали стической собственности, непри миримость к недостаткам, умение применять полученные знания в борьбе за рост производительно сти труда, повышение качества продукции на каждом рабочем месте, партийная организация, администрация завода сумели до биться значительных успехов в выполнении планов и социалисти ческих обязательств. В ответ на решения июньского (1980 года) Пленума ЦК КПСС, Постановление ЦК КПСС «О со циалистическом соревновании за достойную встречу XXVI съезда КПСС» коллектив завода «Инди катор» встал на ударную трудо вую вахту: «XXVI съезду КПСС — 26 декад ударного труда» и показывает образцы высокой про и качества ра- изводительности боты. < I ПБ1Т показывает, что в тех коллективах, где к экономи ческой учебе относятся серьезно, где налажена учеба кадров, там и добиваются высоких производ ственных показателей. Руководители райобъединения «Сельхозтехника» до недавнего времени подвергались критике за слабую постановку идеологиче ской работы с людьми и прежде всего за низкую организацию экономической учебы. С 1979 го да положение дел в коллективе резко изменилось. Под руковод ством партийной организации там проделана значительная ра бота по совершенствованию э^со- номической учебы кадров. Начали с того, что создали методический совет по экономическому образо ванию под председательством уп равляющего объединением В. И. Коровина. Советом скомплекто вано семь экономических школ, 1 школа коммунистического тру да, Экономической учебой теперь охвачено 205 человек или 59 про центов работающих. По решению методического со вета для проведения занятий оборудованы 4 класса и 1 каби нет. В кабинете имеются технико- экономические показатели разви тия объединения, структура эко номического образования и дру гие материалы. Вмонтированы технические средства; киноаппа рат «Украина», магнитофон, те левизор, диапроектор «Свитязь», плакатница. Управление ими осу ществляется с автоматического пульта. Слушатели эконо.мических школ научились не только считать, разбираться в экономических по казателях, но и творчески отно ситься к производству. За учеб ный год ими было внесено 29 рацпредложений с эконо.\шческнм эффектом в 15 тысяч рублей. В объединении меньше стало случаев нарушения трудовой дис циплины. Коллектив ' работает стабильно, успешно справился с программой 1979 года и в 1980 году из месяца в месяц выполня ет производственные, задания. Докладчик подробно рассказы вает об опыте организации эко номической учебы и в других трудовых .коллективах — совхозе «Ударник», колхозе «Комсомо лец», на опытной станции, о том, как учеба помогает успешно вы полнять планы производства и заготовок продукции. В постановлении ЦК КПСС по Башкирии,—продолжает он,—пар тийным комитетам предтожено усилить руководство экономиче ской подготовкой молодежи. Мы понимаем, что качество за нятий во многом зависит от уровня подготовки пропаганди стов и поэтому направляем в комсомольские кружки свои луч шие кадры. Многие из них оп равдывают оказанное им дове рие. Более 10 лет работает про пагандистом в комсомольском кружке на швейной фабрике Н. А. Шишкина. В прошедшем учебном году 30 слушателей за нимались по программе «Социа лизм и труд». За год проведено 21 занятие. Одной из форм ак тивизации познавательной дея тельности слушателей, применяе мой на занятиях, были конспек тирование первоисточников, под готовка и обсуждение рефератов. Слушатели законспектировали ра боты В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», «Ве ликий почин», «Задачи союзов .молодежи», «Как организовать соревнование». Занятия проходили в тесной связи с задачами коллектива. В начале учебного года был сде лан анализ выполнения норм выработки и возможностей по вышения производитетьности тру да на каждом рабочем месте. Эти вопросы рассмотрены на занятии. Пропагандист помог каждому оп ределить личные социалистиче ские обязательства в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Изучение работ В. И. Ленина «Задачи союзов .молодежи», «Ве- . ликий почин» послужило пово дом для откровенного разговора об испатьзовании оборудования, об экономии сырья и рабочего времени, в совершенствовании профессионального мастерства ра бочих. Постоянная, кропотливая ра бота пропагандиста со слушате лями во многом способствовала тому, что среди них нет наруше ний трудовой дисциплины. Пять слушателей досрочно, к 110-й годовщине со дня рожде ния В. И. Ленина, выполнили за дания десятой пятилетки и на граждены Ленинскими Почетны ми грамотами, 5 слушателей на граждены значками «Молодой гвардеец пятилетки», семи при своено звание «Лучший по про фессии», 2 слушателя избраны депутатами в районный и обла стной Советы народных депута тов, 15 слушателей избраны в руководящие комсомольские ор ганы фабрики. О ПОСТАНОВЛЕНИИ ЦК КПСС по Башкирии и по становлении «О дальнейшем улучшении идеологической, поли тико-воспитательной работы» об ращено внимание партийных ко митетов, хозяйственных руково дителей на необходимость укреп ления материально - технической базы пропаганды. Выполняя это указание, райком КПСС поста вил перед партийными организа циями колхозов, совхозов, про мышленных предприятий, учеб ных заведений задачу создать центры идеологической работы — кабинеты политического просве щения и экономического образо вания на общественных началах. После выхода постановления партийные организации многое сделали по обеспечению благо приятных условий для творческой работы пропагандистов, создали кабинеты экономических знаний, оснастили их техническими сред ствами и наглядными пособиями, справочными материалами. Раз мещаются кабинеты, как правило, в просторных, удобных помеще ниях. В последние годы увеличи лось количество кабинетов с пультами управления. Кроме ранее созданных в пар тийных организациях колхоза «1 Мая», мебельного цеха, завода литейного оборудования, такие кабинеты оборудованы в парт организациях колхозов «Совет ская Россия» и им. Фрунзе, совхо зе «Уоманский», РО «Сельхозтех ника», гортопсбыта и нефтебазы. Завершают создание кабинетов парторганизации колхозов «Ле нинский путь», им. Калинина, «Великий Октябрь», Дрязгинской опытной станции, ДПМК «Обл- межколхозстрой». Создание кабинетов экономи ческих знаний значительно укре пило материально-техническую ба зу учебы, дало в руки пропаган дистов широкий арсенал техниче ских средств обучения. Только в одних кабинетах в настоящее время насчитывается 20 телеви зоров, 19 киноаппаратов «Украи на», 15 магнитофонов, 14 про игрывателей, более 30 диапроек торов и фильмоскопов. Книжный фонд библиотек при кабинетах составляет более шести тысяч экземпляров учебной, методиче ской, политической литературы. Накопление информационного .материала поставило перед эко номическими кабинетами новую задачу — создание картотек диа фильмов. магнито и грамзаписей. Важное место в пропаганде экономической теории и передо вого производственного опыта принадлежит районной организа ции общества «Знание». За пос леднее время она заметно акти визировала свою деятельность в этом направлении. Однако имею щиеся возможности для Дальней шего улучшения пропаганды эко- но.чических знаний используются еще недостаточно. В коллективах мебельного цеха, автопредприя тия, колхозов «Наша победа», «Маяк коммунизма», совхоза «Октябрьский» и многих других лекции на экономические темы читаются крайне редко, плохо популяризируется опыт передови ков производства. Президиу.му районной организации общества «Знание» необходимо наметить и осуществить конкретные меры по повышению эффективности лек ционной пропаганды, усилению ее действенности в развитии предсъездовского социалистиче ского соревнования, распростра нении передового производствен ного опыта. Имея^ определенный положи тельный опыт работы партийных организаций по усилению роли экономического образования тру дящихся в повышении эффектив ности производства и качества работы, мы должны сегодня кри тически оценивать достигнутое, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути их устранения. Следует прямо сказать, что зна чительная часть партийных орга низаций все еще не в полной мере использует возможности экономического образования для улучшения хозяйственной и вос питательной работы. Значитель ная часть рабочих, колхозников и специалистов, особенно моло дых, не имеют необходшмой экономической подготовки. Занятия в школах нередко проходят на низком уровне, в отрыве от актуальных проблем повышения эффективности произ водства и качества работы, уско рения научно-технического про гресса. Так, на заводе литейного обо рудования создано 9 экономиче ских школ и 2 школы коммуни стического труда. Однако работа их далека от требований, предъ являемых в постановлении ЦК КПСС по Башкирии. В большин стве школ занятия проводятся формально, лекции и беседы но сят просветительный характер. Практические задания слушате лям не даются, рефераты не об суждаются, передовой производ ственный опыт не изучается. По сещаемость занятий низкая. Из 19 слушателей школы «Социа лизм и труд» у пропагандиста В. М. Данковцева 8 человек про пустили около половины занятий. Такое же положение и в других школах. Имеет место невыполне ние учебных программ. Пропаган дисты крайне редко посещают за нятия районного семинара про пагандистов. Совет по экономическому обра зованию, возглавляемый Н. С. Клепининым, не осуществляет повседневного контроля за хо дом учебы. Комплексного плана пропаганды экономических зна ний на заводе нет. За целый год в помощь пропагандистам не под готовлено ни одной справки, ди аграммы, пособия. В стороне от экономической учебы стоит партком завода. Ни он, ни партбюро ни разу в тече ние года не обсудили состояние экономического образования, не спросили с пропагандистов, зна чительная часть которых комму нисты, как же они выполняют данное им партийное поручение. Отсутствие необходимой эконо мической подготовки у рабочих и отдельных специалистов привело к тому, что на заводе все еще мирятся с фактами бесхозяйст венности, небрежно относятся к сохранности и рациональному ис пользованию народного добра. Несовершенство технологии, нарушения технологической и тру довой дисциплины способствова ли тому, что в прошлом году от выпуска брака завод понес убыт ки в сумме 26 тысяч рублей. Од нако эта сумма не отражает ис тинной картины выпусти брако ванных изделий, т. к. недостатки учета позволяют скрызать опре деленное количество бракован ных деталей, которые, в том чис ле металл, вывозятся на свалку вместе с мусором. Еще много металла пгреводится в стружку, на что затрачиваются значительные дополнительные ма териальные и трудовыз ресурсы. Только за 7 месяцев этого года отправлено в металлолом 900 тонн стружки. Допущен большой перерасход электроэнергии. Так за 1 полугодие перерасход со ставил 37.600 киловатт-часов. Большие убытки завод несет из-за текучести кадров, потерь рабочего времени. Из-за прогу лов, неявок на работу с разреше ния администрации уже в 1 по лугодии потеряно 1.808 человеко дней. В то же время админист рация вынуждена прибегать к сверхурочным работам. Не в ладах с экономикой ру- ково.дители и специалисты заво да. Кому, как не им, надлежит решать поставленную XXV съез дом КПСС задачу ускорить обо рачиваемость оборотных средств на 3—5 дней. Но на заводе допу стили рост остатков товаро-мате риальных ценностей и, как следствие, замедление оборачива емости оборотных средств против 1976 года на 54 дня. Еще хуже обстоит дело с орга низацией экономической учебы на заводе стройматериалов (ди ректор Н. М. Шевяков), на Усмаиско.м хлебоприемном пред приятии (директор К. Ф. Бах тин), автопредприятни (началь ник М. Н. Кореньков). Не уделяют должного внима ния экономической учебе кадров партийная, профсоюзная, комсо мольская организации, админист рация табачно-махорочной фабри ки. Совет по экономическому об разованию, возглавляемый Н. И. Маслиновым, бездействует. Здесь не заботятся о создании необхо димых условий для работы про пагандистов, не обеспечивают их аналитическими материалами, данными о ходе выполнения пла нов и социалистических обяза тельств. На фабрике не только нет кабинета экономического образо вания, но и не оборудованы эле ментарные уголки для проведе ния занятий. Слушатели эконо мических школ и школ коммуни стического труда передовой про изводственный опыт не изучают. И, как результат, на предприя тии наблюдается хроническое па дение производительности труда. Так, выработка на одного работ ника промышленно - производст венного персонала в 1978 году составила 97,7 процента к уров ню 1977 года, в 1979 г. — 97 процентов. 29,6 процента рабочих не выполняют нормы выработки. Это объясняется низкой квали фикацией рабочих, простоями из- за неисправности оборудования. Велики еще на фабрике и теку честь кадров, и потери рабочего времени из-за прогулов. Д АЛЕЕ В. С. Росляков гово рит, что экономическое об разование выступает как важ нейшая составная часть комплек са мер, направленных на всемер ное улучшение растениеводства, рациональное использование зем ли, техники и капитальных вло жений, обеспечение рентабельно сти сельскохозяйственного произ водства. Однако во многих хо зяйствах экономическое образова ние еще не стало действенным рычаго.м дальнейшего совершен ствования производственной, ор ганизаторской и воспитательной деятельности. Не выдерживает, например, никакой критики состояние эко номической учебы в колхозе им. Калинина. Партком колхоза в прошедшем учебном году само устранился от организации эко номического образования кол хозников. Пропагандисты на за седании парткома не утвержда лись. (Зовет по экономическому образованию бездействовал. Заня тия проходили от случая к слу чаю, при низкой посещаемости и активности слушателей. Про граммный материал изучался по верхностно, в отрыве от конк ретных задач коллектива. В этом одна из причин того, что в хозяй стве . слабо внедряются передо вые методы работы и прогрес сивная технология, не принима ется должных мер для роста об щественного производства. Л»*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz