Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

28 АВГУСТА 1980 ГОДА ф № 104 ( 7945)'1441111111111111111111111111111 НОВАЯ ЖИЗНЬ 1 нн 1 ш |п тттпи 1 мш 1 н т тш 1111111 пгиииннтгннш 1111 п 11 т т 1 иит 1 т 1 нт 3 РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ ------------------------ С районного августовского совещания у ч и т е л е й ----------------------- В в районном Доме культуры состоялось традиционное августовское совещание учителей. Его открыл первый секретарь райкома партии В. С. Росляков. На совещании учителей с докладом «О задачах педа­ гогических коллективов школ района по достойной встрече XXVI съезда КПСС» выступил председатель райисполкома А. В. ТИМОФЕЕВ. НАЧАЛЕ своего докла­ да он сказал, что наша партия, весь советский народ готовятся достойно встретить XXVI съезд нашей партии, ре­ шение о проведении которого было принято на июньском (1980 г.( Пленуме ЦК КПСС. В годы 10-й пятилетки глав­ ное внимание в практической работе педагогических коллек­ тивов района было сосредото­ чено на основных направле­ ниях, связанных с заверше­ нием перехода ко всеобщему среднему образованию. За че­ тыре года текущей пятилетки выполняется народнохозяйст- I венный план по приему уча- 'щихся в 9-е классы, ежегодно увеличивается охват учащихся группами продленного дня. В 1979—80 учебном году ими было охвачено 2.310 человек, что составляет- 30,4 процента от числа учащихся 1—8 клас­ сов. Значительно укрепилась ма­ териальная база школ. Построе­ ны Дрязгинская средняя школа на 496 мест, Песковатская восьмилетняя школа на 192 места, введена в эксплуатацию пристройка к средней школе Л№1 на 329 мест, ведутся строи­ тельство пристройки к средней школе № 3 за счет госкапоюд- жета, строительство Куликов­ ской средней школы на 464 места за счет колхоза «Ленин­ ский путь». Ежегодно школы пополняют­ ся оборудованием,только за про­ шлый учебный год его получе­ но на сумму 37.219 рублей. В связи с введением углуб­ ленного трудового обучения учащихся старших классов сельские школы получили 13 комплектов оборудования для изучения трактора и сельскохо­ зяйственных машин. В оснаще­ нии оборудованием по трудо­ вому ооучению благородная роль принадлежит колхозам и совхозам, которые закупили школам оборудование для ка­ бинетов механизации сельского хозяйства, выделили безвоз­ мездно сельскохозяйственные машины, закрепили за школами специалистов; агрономов, ме­ ханизаторов и др. В настоящее время насчиты­ вается 15 школ, имеющих по 8 и более кабинетов, а 10 средних школ из 17 полностью работают по кабинетной систе­ ме. Из 18 восьмилетних школ 14 имеют 3 и более оборудо­ ванных кабинета. Советская общеобразователь­ ная школа — это прежде всего воспитательное учреждение, в котором обучение является важнейшей составной частью ее деятельности, способствую­ щей успешному формирова­ нию молодых строителей ком­ мунизма. Однако высокий уро­ вень знаний сам по себе не влечет за собой должного уров­ ня нравственной воспитанности. Нужны дополнительные усилия и средства для приведения этих начал в полное соответствие. Нет в нашем районе такой школы, где не велась бы углуб­ ленная работа по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности В, И. Ленина, на ленинских заветах. Эта работа особенно активизировалась в связи с выходом постановления ЦК КПСС «О 110-й годовщине со дня рождения В. И. Лени­ на». Выполняя это постановле­ ние ЦК партии, партийная ор­ ганизация, педагогический кол­ лектив второй городской шко­ лы накопили богатый опыт вос­ питания учащихся на ленин­ о ских традициях. Здесь в млад­ ших классов изучается биогра­ фия В. И. Ленина, а старше­ классники по первоисточникам изучают революционную, пар­ тийную и государственную дея­ тельность В. И. Ленина, доку­ менты партии и правительства, произведения Л. И. Брежнева. Учителя школы Д. В. Комя- ков и Б. И. Борзунов, побывав в Москве, Ленинграде, Улья­ новске. соприкоснувшись с не­ забываемой атмосферой мест, где жил и боролся за освобож­ дение трудящихся В. И. Ле­ нин, сумели и до учащихся донести эти впечатления в форме лекций, бесед. ЧЕНЬ важной является проблема воспитания у молодежи интереса и потреб­ ности к труду в сфере матери­ ального производства. Особен­ но в области сельского хозяй­ ства. Пробудить у нее интерес к рабочим профессиям, пока­ зать характер современного промышленного и сельскохозяй­ ственного труда, раскрыть зна­ чение знаний, высокой культу­ ры, необходимых для того, что­ бы лучше овладеть профессией, — такова задача педагогиче­ ских коллективов. Опыт показывает, что эта проблема лучше решается там. где партийные организации, сельские Советы, руководители школ и хозяйств комплексно работают над задачами обуче­ ния и воспитания. Заметные результаты дает стремление приблизить школь­ ные Цела к производству, осо­ бенно сельскохозяйственному. Получившие широкое, распрост­ ранение В‘ районе лагеря труда и отдыха школьников сыграли в этом определенную положи­ тельную роль. Партийные ко­ митеты, администрация совхо­ зов «Октябрьский» и «Комму­ нар», колхозов «1 Мая» и «Путь к коммунизму» и других не посчитались с материальны­ ми затратами на оборудование таких лагерей, и мы уверены, что эти затраты полностью оку­ пятся, когда молодые, энергич­ ные и знающие рабочие — се­ годняшние школьники — воль­ ются в трудовую семью работ­ ников сельскохозяйственного труда. Следует отметить, что наши дети растут не белоручками. Только в этом году на полях колхозов и совхозов, на учеб­ но-опытных участках 1.495 уча­ щихся школ района, объеди­ ненные в 28 ученических про­ изводственных бригад, обрабо­ тали посевы на площади 1.429 гектаров. Кроме того, ребята оказывают шефскую помощь колхозам и совхозам в обра­ ботке и уборке различных сельскохозяйственных культур на площади свыше 1.000 гек­ таров. Постоянную заботу проявля­ ют педагоги первой городской, Завальновской, Октябрьской, Дрязгинской и других средних школ о физическом воспитании школьников, учителя Сторо- жевско-Хуторской, Завальнов­ ской школ трудятся над совер­ шенствованием нравственного и эстетического воспитания. Мно­ гие из вас были в этих школах, видели, как учителя воспиты­ вают активных строителей ком­ мунизма, ищут новые формы и методы воспитания подраста­ ющего поколения. Опыт этих школ заслуживает более глу­ бокого изучения. Большинство школьников здесь охвачены секционной работой. Занятость учащихся в школьных секциях, а городских школьников еще и в ДЮСШ, способствует реше­ нию проблемы рациональной организации свободного време­ ни учащихся. Популярны в школах веселые старты, эста­ феты. игры, традиционные спортивные праздники, физ­ культурные коллективы прини­ мают активное участие в рай­ онных соревнованиях в зачет спартакиады. В последние годы педколлек­ тивами школ района много сделано в осуществлении ди­ ректив партии по дальнейшему совершенствованию учебно-вос­ питательного процесса. Однако при общих положительных ре­ зультатах в практике школь­ ной работы имеется немало не­ достатков, трудностей и нере­ шенных вопросов, что отрица­ тельно сказывается на состоя­ нии преподавания и воспитании учащихся. Ь ЕСЬМА актуальной оста­ ется проблема совершен­ ствования методов и приемов обучения, которые максималь­ но активизировали бы умствен­ ную деятельность учащихся, способствовали бы выработке умения добывать знания путем самообразования, глубоко ана­ лизировать явления. Немало ярких страниц в со­ вершенствовании урока и ме­ тодики преподавания вписали учителя нашего района К. А. Волкова, А. Н. Глотова, О. И. Колесникова, Т. Д. Свиридова, Т. Н. Родюшкина. Лучшие тра-’ диции педагогов старшего по­ коления продолжают такие ма­ стера педагогического труда как учителя средней школы № 1 О. И. Панкова, А. М. Кочкина, директор Завальнов­ ской средней школы Т. Ф. Ку­ стова, директор Березняговской средней школы Е. Я. Проняева и другие. Налачие в'школе вы­ сококвалифицированных препо­ давателей — ключ к решению задач повышения качества обу­ чения и воспитания. Полгода нас отделяет от дня открытия XXVI съезда партии. Необходимо, чтобы все наши педагогические коллективы от­ метили этот год хорошими об­ щественно - полезными делами, достижениями в учебе учащих­ ся, повышением уровня всей учебно - воспитательной рабо­ ты. Это будет достойным по­ дарком предстоящему съезду партии. Затем с докладом «Средне­ му всеобучу — подагогическое обеспечение» выступила заве­ дующая районе В. К. Шата­ лова. — Как лучше учить и вос­ питывать, как сегодня и еже­ дневно добиваться новых ус­ пехов, искать и находить наи­ более эффективные методы обучения, более верные и до­ ходчивые пути к умам и серд­ цам своих воспитанников? Эти вопросы,—сказала она,—всегда занимают и волнуют учителей, стремящихся совершенствовать свой труд, не отставать от за­ просов жизни. В рядах учителей нашего района много влюбленных в свое дело людей, избравших своим девизом в работе крыла­ тые горьковские слова; «Вся­ кое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». Психоло­ гическая ' прозорливость, уме­ ние понять душу ученика, пути его развития — вот черты учи­ теля физики средней школы № 1 О. А. Кочкина, учителя математики кавалера ордена Трудового Красного Знамени, заслуженной учительницы шко­ лы РСФСР О. И. Колеснико­ вой. Душевная тонкость, под­ линное научное проникновение в самую суть педагогического процесса, работа с перспекти­ вой — такова инструментовка уроков учительницы средней школы № 3 заслуженной учи- Большим авторитетом, заслу­ женной известностью пользу­ ются учителя средней школы № 3 А. А. Юдина, Н. Н. Фур­ сова, учитель истории Аксай- ской восьмилетней школы В. И. Некрасов и многие, мно­ гие другие. 10 лет учит детей в Верхне- Мосоловской ср. школе мо­ лодая учительница начальных классов В. И. Кондратьева. Она всегда ищет в своих уче­ никах хорошее, светлое, все то, на что можно опереться в ра­ боте. Отмечает каждый, даже самый незначительный, на пер­ вый взгляд, успех ребенка. Его победа становится и ее победой, радостью, окрыляющей на но­ вый взгляд, успех ребенка. Его к ней тянутся дети! Ведй в ос­ нове всех поступков учительни­ цы, в ее взаимоотношениях с классом — доброта, искреннее уважение и желание помочь маленькому человеку. И они не обманывают ее доверия, в классе нет неуспевающих, все учащиеся учатся на «4» и «5». тельницы школы РСФСР Т. И. Кузнецовой. Это учитель, на которого мож­ но всегда и во всем положить­ ся. ^ ЕГОДНЯ мы можем на- звать целые коллекти­ вы, где хорошо учат и воспи­ тывают детей; школы города, Завальновская, Березняговская, Дрязгинская средние школы, Кривская, Студенская, Аксай- ская восьмилетние, Пригород- няя № 2 начальная и дру­ гие. где трудятся творчески .ищущие коллективы, педагоги прививают прочные, глубокие знания законов ■развития при­ роды и общества. Каждый их урок — это поиск. При постоянном внимании партийных организаций педаго­ гические коллективы приложи­ ли немало усилий к тому, что­ бы поднять уровень учебно- воспитательного процесса, по­ высить эффективность урока. Улучшается качество обучения и воспитания учащихся. Б про­ шедшем учебном году 23 вы­ пускника средних школ на­ граждены Золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и примерное поведение», 122 учащихся получили грамо­ ты «За особые успехи в изуче­ нии отдельных предметов». В течение последних лет ро- но, школами при помощи пред­ приятий, колхозов, совхозов проделана немалая работа по повышению общеобразователь­ ного уровня работающей моло­ дежи. Для обучения ее в райо­ не имеются вечерняя школа, заочная, которая объединяет 28 учебно - консультационных пунктов. Только в прошедшем учебном году повысили обще­ образовательный уровень без отрыва от производства 321 механизатор (шоферы, тракто­ ристы, комбайнеры), 66 работ­ ников других механизаторских специальностей, 24 животново­ да, полевода, 113 работников сферы обслуживания, в селах и городе, более 187 рабочих и колхозников,^ работающих на различных работах. Многие колхозы и совхозы, промыш­ ленные предприятия активно участвуют в смотре «Каждому молодому труженику — сред­ нее образование». Перевод школ на новый ти­ повой учебный план требует от руководителей школ серьезной работы. С 1-го сентября 1980 года все старшеклассники горо­ да и села будут получать углуб­ ленную трудовую подготовку. Ученики 9—10 классов изуча­ ют трактор и другие сельскохо­ зяйственные машины, автомо­ биль. Совершенствовалось содер­ жание образования и по дру­ гим предметам, в частности, по математике в начальных клас­ сах. Больше внимания уделя­ ется теперь формированию прочных вычислительных навы­ ков за счет некоторого сокра­ щения материала по алгебре и геометрической пропедевтике. Приобретают большую прак­ тическую направленность и учебники русского языка, сок­ ращены отдельные теоретиче­ ские разделы, что позволило увеличить время на обработку навыков правописания и на развитие речи школьников. К сентябрю выйдут перера­ ботанные учебники для 4—6 классов. Продолжается совер­ шенствование книг для 7—8 классов. Внесены изменения по литературе для 8—10 классов. Утвержден новый букварь, соз­ даются книги для чтения, а также экспериментальные учеб­ ники по русскому языку для 1— 3 классов, два варианта учебни­ ков для 1-го класса. На углуб­ ленную трудовую подготовку в 9—10 классах выделяется по 4 часа в неделю вместо двух. Изучение черчения завершает­ ся в 8-м классе. На математи­ ку и физику в 10 классах от­ водится 4,5 часа в неделю вместо 5. Иностранный язык станет изучаться с 4 класса по 4 часа в неделю. Внесено из­ менение в программу по черче­ нию, математике в 9-х и 10-х классах, физике в 10-х клас­ сах. Утверждена новая програм­ ма по природоведению для 4-х классов, разработаны новые программы по факультативам. Идет подготовка к переходу на новый учебный план по иност­ ранному языку. Разработана и утверждена программа для 9— 10 классов. 11 ОВЫИ учебный год в школах страны начинает­ ся под знаком воплощения в жизнь постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-вос­ питательной работы», в усло­ виях, когда вся страна гото­ вится к событию огромной по­ литической важности — XXVI съезду КПСС. А потому нет для нас почетнее задачи, чем сосредоточить все внимание на дальнейшем улучшении много­ гранной работы по идейно-по­ литическому воспитанию школь­ ников, формированию у них научного, марксистско - ленин­ ского мировоззрения, высоких морально - политических ка­ честв, идейной убежденности и нравственности, непримиримо­ сти к буржуазной идеологии, воспитанию ответственного от­ ношения к учению, подготовке к общественно - полезному тру­ ду на благо своей Родины. В прениях по докладам вы­ ступили секретарь РК ВЛКСМ Г. Г. Мурашкина, завуч сред­ ней школы № 1 А. М. Кочки­ на, секретарь партийной орга­ низации Дрязгинской опытной станции Р . Г. Буякова, дирек­ тор Сторожевско - Хуторской восьмилетней школы Н. Е. Ко­ ровина, директор Девицкой средней школы А. С. Китаев, учитель Пластинской средней школы Р . Г. Стекленева, орга­ низатор внеклассной и вне­ школьной работы с детьми средней школы № 2 С. С. Са- ливончик. Все они говорили о работе своих коллективов, большой ответственности учителя перед общественностью за коммуни­ стическое воспитание подраста­ ющего поколения, стремлении достойно встретить XXVI съезд Коммунистической пар­ тии Советского Союза. В работе августовского со­ вещания учителей принял уча­ стие и выступил заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома пар­ тии В. И. Щеглов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz