Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)

411111111и11и1111111И1|[11111111111111111П11111и11111ииии1й1Ш1Ш1Ш11ИИ11111111 НОВАЯ ЖИЗНЬ 1 нш ш 1 1ш ш 1 иш 1 1ш иш т т т |т | 12 ЯНВАРЯ 1980 ГОДА ♦ № 6 (7847) УЧИТЬСЯ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ПО - ЛЕНИНСКИ С совещания учителей В- период с 7 по 9 января в Усмани состоялось традиционное январское совещание учителей. С докладом на нем «О роли пе­ даго гических коллективов школ района в улучшении идейно -вос ­ питательной работы с учащимися в связи с под го товкой к 110-й годовщине со дня рождения 8. И. Ленина» выступила се кре ­ тарь райкома КПСС Л. В. Барбуш. — 1980 год , в ко торый вступи­ ла наша страна, — отметила Ли­ дия Васильевна,— по праву м ож но назвать ленинским . В этом году исполняется 110 лет со дня р о ж ­ дения В. И. Ленина— гениального революционера и мыслителя, соз ­ дателя нашей партии, основателя и руководителя перво го в м ире социалистического государства ра­ бочих и крестьян . «Под готовка к празднованию славной годовщины , — говорится в постановлении ЦК КПСС, — при­ звана всемерно способствовать дальнейше^иу развитию трудовой и общественной активности наро ­ да, мобилизации усилий на вы­ полнение плана 1980 года, созда ­ нию хорошей основы для успеш ­ ного старта одиннадцатой пяти­ летки»! Опыт, накопленный советской ш колой , научные исследования показываю т , что повышение об ­ разовательно-воспитательной эф­ фективности изучения ш кольни ­ ками ж и зни и деятельности, пр о ­ изведений В. И. Ленина, д о к ум е н ­ тов КПСС обеспечивается научно- обоснованным ком пле ксным ре ­ шением учебно - воспитательных задач с целью более полного освещения деятельности В. И. Ле­ нина, торжества ленинских идей, их растущего влияния на судьбы всего человечества, правильный, с учетом возраста учащихся, от­ бор источников знаний о В. И. Ленине, е го теоре тическо го на­ следия, историческо го опыта КПСС, использование внутрипред - метных и м еж предм е тны х связей , ф ормированию навыков и прие ­ мов работы с политической кни ­ гой, единство урочной и внеуроч ­ ной работы , тесное взаимодейст ­ вие педа го гических коллективов , пионерских и ш кольных ком со ­ м ольских ор ганизаций , родитель­ ской общественности п о д р у к о ­ водством партийных организаций . Партийные и ком сомольские организации средних учебных за­ ведений, проф техучилищ , педаго ­ гические коллективы школ наше­ го района систематически рабо ­ тают над проблемой воспитания учащихся на ж и зненн ом подвиге В. И. Ленина. Эта работа значи­ тельно оживилась в связи с под ­ готов кой к ленин с ком у юбилею . Для учебных заведений района стало традицией начинать новый учебный год с Ленинских уро ков . В практике ш кол района — Ле­ нинские чтения, ур о ки мужества, встречи с людьми , на гражденны ­ ми орденами , тематические Ле­ нинские вечера, ко торы е прово ­ дятся с приглашением лучших людей города и сел, ветеранов войны и труда, руководителей и секретарей партийных ор гани за ­ ций промышленных предприятий и хозяйств. Очень интересно прошли Ленин­ ские уро ки в СПТУ-5, проведен ­ ные учительницей М. С. Голико ­ вой, в Песковатской восьмилетней ш коле у преподавателей литера­ туры А. П. С трековой , Л. Ф . Ве­ ликановой , в средней ш коле N2 1 у Н. В. Корневой и других . Заслуживает внимания опыт ра­ боты коллектива учителей первой и второй город с ки х , Грачевской, О ктябрьской средних, Кривской восьмилетней ш кол , где в рабо ­ те по воспитанию на примере великого вождя всегда есть пре ­ емственность и последователь­ ность. Пройдитесь по корид орам и кабинетам первой средней ш ко ­ лы, всмотритесь в наглядную агитацию , обязательно зайдите в кабинет идеологической работы, •сездакны й в этом го д у и полу ­ чивший вы сокую о цен ку замести­ теля заведующ е го отделом науки и учебных заведений об кома КПСС тов. В. И. Щеглова , позна­ комьтесь с планами работы учи­ телей — коммунистов , поговорите с д ир е кто р ом ш колы пропаган ­ дистом А. И. Бирю ковой , попри ­ сутствуйте на теоретическом се­ минаре, поговорите с секретарем парторганизации Н. П. С ухо р у ко ­ вым, завучем А. М. Кочкиной , познакомьтесь с работой методи ­ ческо го объединения, с деятель­ ностью педа го гическо го совета, роди тельс ко го комитета, побесе ­ дуйте со ш кольниками , побывай­ те на уроках , политбеседах, сбо ­ рах, собраниях и вы сразу почув ­ ствуете, чхо под готовка к ленин­ с ком у юбилею здесь заметно эктив-изировала общественную жизнь , внесла особый подъем , праздничность и в то ж е время повышенную ответственность в учебно-воспитательный процесс. Партийная организация пе р е ­ смотрела участие каж д о го ко м ­ муниста, учителя в общественной жизни , обобщила опыт работы по месту жительства коммунистов и преподавателей, разработала цикл лекций навстречу 110-й годовщи ­ не со дня рождения В. И. Лени ­ на. На февраль запланирован смотр художественной самодеятельно­ сти, посвященный ленинскому юбилею , выпуск специальных стен- газет, кон кур сны х сочинений и дру гие мероприятия. Во второй средней ш коле в каж д ом классе силами учащихся оформлены стенды, посвященные жизни и деятельности В. И. Ле­ нина. Оборудован и постоянно пополняется Ленинский зал. В классах проведены Ленинские чте­ ния на темы : «Детские и ю но ­ шеские годы Ильича», «О ктября ­ там о Ленине», «Ленин — осно ­ ватель КПСС», «Имена саратни- коа В. И. Ленина в названиях улиц нашего города» — вот далеко не полный перечень лекций , пр о ­ водимых в школе . Л е кторской группой разработаны лекции : «Ле­ нин и Конституция СССР», «Жизнь и деятельность В. И. Ленина», «Заветам Ленина верны». Целеустремленно работает пе­ дагогический коллектив Грачев- ской средней ш колы . Здесь учи­ теля С. С. Кустова и А. И. П оно ­ марева подготовили беседы для учащихся начальных классов: «Как учился Володя Ульянов», «Слуша­ ем про Ленина рассказ», «Жизнь Ленина — великий прим ер для октябрят». В 1 и 3 классах пр о ­ читаны кни ги М . Шагинян «Семья Ульяновых», И. Печерниковой — «Войти в м ир Ленина», «Воспо­ минания М. И. и А. И. Ульяновых об Ильиче». Учащиеся выступили в кл убе вы ходного дня при Д ом е культуры с темой : «Детские и школьные годы Ильича», испол­ нили стихи и песни о Ленине, прослушали грамзапись «Любимые песни Ильича», посмотрели худо ­ жественный фильм. Опыт лучших ш кол показывает, что в работе главное не количе ­ ство мероприятий , а система, спо ­ собствующая формированию у учащихся патриотизма и проле ­ тарско го интернационализма , вос­ питанию и развитию познаватель­ ных интересов и способностей, совершенствованию п р р ц е с с а идейно -политическо го воспитания. П рим ером этому является Заваль- новская средняя школа, где соз ­ дан музей боевой славы, в ко то ­ ром проводится целенаправленная работа не только среди учащих­ ся, но и жителей села. Отдельные доступные для осмыс­ ливания учащихся произведения В. И. Ленина, документы КПСС, Сове тско го государства, м еж д у ­ народно го коммунистическо го движения , работы Л. И. Брежне ­ ва, его кни ги «Малая земля», «Возрождение» , «Целина» в соот­ ветствии с указаниями ЦК КПСС и Министерства просвещения РСФСР введены в учебные про г ­ раммы по истории, обществове­ дению , литературе, э кономической географии и умело преподаются учителями, внимательно изучают­ ся учащимися. В ш колах района накопился интересный опыт изучения работ В. И. Ленина во внеурочное вре­ мя. Например , в С торожевско - Хуторской восьмилетней ш коле работает к р у ж о к по подготовке пионеров в ком сомол «Наш Ле­ нинский комсомол» . В .кр уж ке изучают речь Владимира Ильича на III съезде комсомола , учащие­ ся готовят сообщения, посвящен­ ные истории создания этой рабо­ ты и ее первой публикации . В настоящее время готовится вы­ ставка, повествующая о боевом пути комсомола . В средней ш коле № 3, в Крив ­ ской восьмилетней ш коле по речи Ленина были проведены конф е ­ ренции учащихся 7— 8 классов. В жизнь ш кольных ком сомольских организаций прочно вошли Все­ союзный Ленинский зачет, смот - ' ры сочинений по общественно- политической тематике, походы по местам революционной , боевой и трудовой славы. Комсомольцы - старшеклассники работают в ка ­ честве политинформаторов, ле к ­ торов, э кскурсоводов , постоянно участвуют в общественно -полез­ ном труде. Почти в каж дом учебном заве­ дении района созданы Ленинские музеи , залы или уголки . В О ктябрьской средней школе музей Ленина был откры т 15 лет назад. Он включает в себя 13 стендов. Всю работу проводит здесь совет м узея, состоящий из 8 учащихся. Сейчас е го возглав­ ляет ком сомолец учащийся Евге­ ний Жданов. Заканчивая свой доклад , Л. В. Барбуш обратила внимание на то, что 1980 год знаменателен м но ­ гими важными политическими событиями : это 110-я годовщина со дня рождения В. И. Ленина, 60-летие е го про граммной речи на III съезде ком сомола и 35-ле- тие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Все эти знаменательные даты должны занять достойное место в дея­ тельности партийных организаций, педагогических коллективов в об­ щем ком пле ксе коммунистическо ­ го воспитания учащейся моло ­ дежи . В своем докладе «О совершен­ ствовании внеш кольной воспита­ тельной работы с учащимися на основе требЬваний XXV съезда КПСС о ком пле ксном подходе к воспитанию в свете постановле­ ния ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической , поли­ тико-воспитательной работы» за­ ведующая районе товарищ В. К. Шаталова, в частности, сказала: — Успеваемость за первое по ­ лу годие 1979— 1980 учебно го года по району составила 98,6 процен ­ та. С хорошими результатами первое полугодие закончили сле­ д ующ ие ш колы : городская пер ­ вая, Поддубровская , Грачевская, Завальновская средние и Паш ков- ская, Студенская, Кривская, Дмит­ риевская восьмилетние, Ззваль- новская № 2, Пуш карская началь­ ные школы . В разных школах трудятся пе­ дагоги А. С. Д уш кина , В. П. Яко- рева, В. И. Некрасова, В. ф . Зе- ленькова, Л. П. Белозерцева, Т. И. Трошина, А. А. Юдина, Н. Ф. Путилина, А. К. Чекунова и м но ­ гие другие . Но всех их объеди­ няет трудолюбие , стремление к новому, передовому . В основе их деятельности лежит творческое отношение к урокам . На них эти учителя используют, ка к правило, эффективные приемы и методы обучения. Новый учебный мате­ риал излагается глубо ко и до ­ ступно, при активном участии ш кольников , с опорой на ранее изученный материал и м еж пред ­ метные связи, что обеспечивает преемственность в обучении. Полученные знания закрепля ­ ются устными и письменными упражнениями , на что затрачива­ ется от 40 до 50 процентов учеб­ ного времени. , Эффективные приемы развития творческой самостоятельности уча­ щихся использует на уро ках хи ­ мии учительница О ктябрьской средней ш колы Р. Ф . Попова. Вы­ сокий уровень педагогического мастерства, умение комплексно применять разнообразные методы объяснения нового материала по­ казывает учитель средней школы N9 1 А. М. Кочкина. К сожалению , как показывают проверки , уро ки отдельных учи­ телей построены по шаблону. Они не развивают познавательный интерес, активность учеников. Уроки , на которы х м еж д у препо ­ давателями и его питомцами воз­ двигнут невидимый «психологиче­ ский барьер», исключают взаимо­ понимание, педагогическое взаи­ модействие. Главные виновники плохо пр о ­ веденных уро ков — учителя, не­ достаточно готовящиеся к ним, реже — неопытность педагогов. В таких случаях «лекарство» из ­ вестно: повышение квалификации, улучшение самообразования, твор ­ ческое освоение передового опы ­ та, помощь коллег. Дети — наше будущее. Им пр о ­ должать депо своих отцов, строить комм унизм . Д ол г каж до ­ го работника народного обргкзо- вания, родителей , общественности — сделать все, чтобы выпускники были достойными гражданами нашей Родины. В своем выступлении первый секретарь райкома ВЛКСМ А. Т. Борзунов рассказал о решении недавно состоявшейся районной ком сомольской конференции , в котором , в частности, говорится об усилении работы ком сомоль ­ ских организаций школ. — По решению бю ро райкома ВЛКСМ, — сказал оратор, — в каж дом ком сомольском коллек­ тиве развернуто социалистическое соревнование за право подписать рапорт районной ком сомольской организации райком у КПСС в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Лучшим из лучших будет предоставлено право сфотографироваться в Ле­ нинском мемориале в Ульяновске. Председатель райкома проф ­ союза работников просвещения, высшей школы и научных учреж ­ дений Э. В. Смирнова сообщила о подведении итогов социалисти- На снимке группа участни­ ков районного январского со­ вещания учителей. Слева на­ право — Г. П. Борисова — Пашковская восьмилетняя шко­ ла, М. К. Исковская — Кули­ ковская средняя школа, Ю. И. Шепелев — Кривская восьми­ летняя школа, С. С. Саливон- чик — Усманская средняя шко­ ла № 2, В. И. Черников — Пластинская средняя школа, Н. В. Покидова ^ Завальнов­ ская средняя школа, Л. И. Ша­ ляпина — городская средняя школа № 3. Фото В. Елютина. ческо го соревнования школ по подготовке к новому учебному году и рассказала о ходе сорев­ нования в честь ленинско го ю би ­ лея. К. М. Кустова, дире ктор Грачев- ской средней школы , оста)нови- лась на проведении открытых классных часов по теме «В. И. Ле­ нин — вождь и создатель Ком ­ мунистической партии и первого в м ире социалистического госу­ дарства». В Грачевке они, как правило, проводятся два раза в месяц по средам. Учителя высту- ' пают на общеш кольной линейке . По ленинской тематике уж е еде- ф лали такие выступления препода ­ ватели В. Ф . Верзилин, А . И. По ­ номарева, В. А . Санина и другие. — В нашей Никольской средней школе, — сказала учительница Н. М. Бабмна, — оформлен ряд стендов, посвященных великому Ленину. Проведены ленинские вечера, на которы х учащиеся пе ­ ли любимые песни Ильича, читали стихотворения. Об изучении ленинско го теоре ­ тического наследия, документов партии и правительства на уро ках и внеклассных занятиях поделился мнениями учитель город с кой сред , ней ш колы № 2 Д . В. Комяков. Завуч первой средней школы А. М. Кочкина в своем выступ­ лении рассказала о том, ка к пе­ дагогический коллектив школы, партийная, комсомольская и лроф - ♦ союзная организации этого учеб­ ного заведения борются за ф ор ­ мирование моральных качеств подростков . — На педсоветах и собраниях анализируются поступки <ггрудных подростков», принимаются меры к устранению недисциплиниро­ ванности, — сказала она. На состоявшихся секционных занятиях учителя ознакомились с изменением учебных про грамм по математике, физике, русском у языку и литературе, ^тавился вопрос об углубленном проведе ­ нии трудово го обучения, тесной связи школ с предприятиями , кол ­ хозами и совхозами. На первый план выдвигается профессиональ­ ная ориентация учеников с таким расчетом, чтобы они, заканчивая среднее учебное заведение, хо­ рошо знали, ка кую им выбрать специальность. Прививать ш коль ­ никам любовь к труду , к пред - ' приятиям, родным хозяйствам — первоочередная задача всех пе­ дагогических коллективов , партий­ ных, комсомольских и проф сою з ­ ных организаций ш кол , хозяйств, промышленных предприятий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz