Новая жизнь. 1980 г. (г. Усмань)
411111111и11и1111111И1|[11111111111111111П11111и11111ииии1й1Ш1Ш1Ш11ИИ11111111 НОВАЯ ЖИЗНЬ 1 нш ш 1 1ш ш 1 иш 1 1ш иш т т т |т | 12 ЯНВАРЯ 1980 ГОДА ♦ № 6 (7847) УЧИТЬСЯ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ПО - ЛЕНИНСКИ С совещания учителей В- период с 7 по 9 января в Усмани состоялось традиционное январское совещание учителей. С докладом на нем «О роли пе даго гических коллективов школ района в улучшении идейно -вос питательной работы с учащимися в связи с под го товкой к 110-й годовщине со дня рождения 8. И. Ленина» выступила се кре тарь райкома КПСС Л. В. Барбуш. — 1980 год , в ко торый вступи ла наша страна, — отметила Ли дия Васильевна,— по праву м ож но назвать ленинским . В этом году исполняется 110 лет со дня р о ж дения В. И. Ленина— гениального революционера и мыслителя, соз дателя нашей партии, основателя и руководителя перво го в м ире социалистического государства ра бочих и крестьян . «Под готовка к празднованию славной годовщины , — говорится в постановлении ЦК КПСС, — при звана всемерно способствовать дальнейше^иу развитию трудовой и общественной активности наро да, мобилизации усилий на вы полнение плана 1980 года, созда нию хорошей основы для успеш ного старта одиннадцатой пяти летки»! Опыт, накопленный советской ш колой , научные исследования показываю т , что повышение об разовательно-воспитательной эф фективности изучения ш кольни ками ж и зни и деятельности, пр о изведений В. И. Ленина, д о к ум е н тов КПСС обеспечивается научно- обоснованным ком пле ксным ре шением учебно - воспитательных задач с целью более полного освещения деятельности В. И. Ле нина, торжества ленинских идей, их растущего влияния на судьбы всего человечества, правильный, с учетом возраста учащихся, от бор источников знаний о В. И. Ленине, е го теоре тическо го на следия, историческо го опыта КПСС, использование внутрипред - метных и м еж предм е тны х связей , ф ормированию навыков и прие мов работы с политической кни гой, единство урочной и внеуроч ной работы , тесное взаимодейст вие педа го гических коллективов , пионерских и ш кольных ком со м ольских ор ганизаций , родитель ской общественности п о д р у к о водством партийных организаций . Партийные и ком сомольские организации средних учебных за ведений, проф техучилищ , педаго гические коллективы школ наше го района систематически рабо тают над проблемой воспитания учащихся на ж и зненн ом подвиге В. И. Ленина. Эта работа значи тельно оживилась в связи с под готов кой к ленин с ком у юбилею . Для учебных заведений района стало традицией начинать новый учебный год с Ленинских уро ков . В практике ш кол района — Ле нинские чтения, ур о ки мужества, встречи с людьми , на гражденны ми орденами , тематические Ле нинские вечера, ко торы е прово дятся с приглашением лучших людей города и сел, ветеранов войны и труда, руководителей и секретарей партийных ор гани за ций промышленных предприятий и хозяйств. Очень интересно прошли Ленин ские уро ки в СПТУ-5, проведен ные учительницей М. С. Голико вой, в Песковатской восьмилетней ш коле у преподавателей литера туры А. П. С трековой , Л. Ф . Ве ликановой , в средней ш коле N2 1 у Н. В. Корневой и других . Заслуживает внимания опыт ра боты коллектива учителей первой и второй город с ки х , Грачевской, О ктябрьской средних, Кривской восьмилетней ш кол , где в рабо те по воспитанию на примере великого вождя всегда есть пре емственность и последователь ность. Пройдитесь по корид орам и кабинетам первой средней ш ко лы, всмотритесь в наглядную агитацию , обязательно зайдите в кабинет идеологической работы, •сездакны й в этом го д у и полу чивший вы сокую о цен ку замести теля заведующ е го отделом науки и учебных заведений об кома КПСС тов. В. И. Щеглова , позна комьтесь с планами работы учи телей — коммунистов , поговорите с д ир е кто р ом ш колы пропаган дистом А. И. Бирю ковой , попри сутствуйте на теоретическом се минаре, поговорите с секретарем парторганизации Н. П. С ухо р у ко вым, завучем А. М. Кочкиной , познакомьтесь с работой методи ческо го объединения, с деятель ностью педа го гическо го совета, роди тельс ко го комитета, побесе дуйте со ш кольниками , побывай те на уроках , политбеседах, сбо рах, собраниях и вы сразу почув ствуете, чхо под готовка к ленин с ком у юбилею здесь заметно эктив-изировала общественную жизнь , внесла особый подъем , праздничность и в то ж е время повышенную ответственность в учебно-воспитательный процесс. Партийная организация пе р е смотрела участие каж д о го ко м муниста, учителя в общественной жизни , обобщила опыт работы по месту жительства коммунистов и преподавателей, разработала цикл лекций навстречу 110-й годовщи не со дня рождения В. И. Лени на. На февраль запланирован смотр художественной самодеятельно сти, посвященный ленинскому юбилею , выпуск специальных стен- газет, кон кур сны х сочинений и дру гие мероприятия. Во второй средней ш коле в каж д ом классе силами учащихся оформлены стенды, посвященные жизни и деятельности В. И. Ле нина. Оборудован и постоянно пополняется Ленинский зал. В классах проведены Ленинские чте ния на темы : «Детские и ю но шеские годы Ильича», «О ктября там о Ленине», «Ленин — осно ватель КПСС», «Имена саратни- коа В. И. Ленина в названиях улиц нашего города» — вот далеко не полный перечень лекций , пр о водимых в школе . Л е кторской группой разработаны лекции : «Ле нин и Конституция СССР», «Жизнь и деятельность В. И. Ленина», «Заветам Ленина верны». Целеустремленно работает пе дагогический коллектив Грачев- ской средней ш колы . Здесь учи теля С. С. Кустова и А. И. П оно марева подготовили беседы для учащихся начальных классов: «Как учился Володя Ульянов», «Слуша ем про Ленина рассказ», «Жизнь Ленина — великий прим ер для октябрят». В 1 и 3 классах пр о читаны кни ги М . Шагинян «Семья Ульяновых», И. Печерниковой — «Войти в м ир Ленина», «Воспо минания М. И. и А. И. Ульяновых об Ильиче». Учащиеся выступили в кл убе вы ходного дня при Д ом е культуры с темой : «Детские и школьные годы Ильича», испол нили стихи и песни о Ленине, прослушали грамзапись «Любимые песни Ильича», посмотрели худо жественный фильм. Опыт лучших ш кол показывает, что в работе главное не количе ство мероприятий , а система, спо собствующая формированию у учащихся патриотизма и проле тарско го интернационализма , вос питанию и развитию познаватель ных интересов и способностей, совершенствованию п р р ц е с с а идейно -политическо го воспитания. П рим ером этому является Заваль- новская средняя школа, где соз дан музей боевой славы, в ко то ром проводится целенаправленная работа не только среди учащих ся, но и жителей села. Отдельные доступные для осмыс ливания учащихся произведения В. И. Ленина, документы КПСС, Сове тско го государства, м еж д у народно го коммунистическо го движения , работы Л. И. Брежне ва, его кни ги «Малая земля», «Возрождение» , «Целина» в соот ветствии с указаниями ЦК КПСС и Министерства просвещения РСФСР введены в учебные про г раммы по истории, обществове дению , литературе, э кономической географии и умело преподаются учителями, внимательно изучают ся учащимися. В ш колах района накопился интересный опыт изучения работ В. И. Ленина во внеурочное вре мя. Например , в С торожевско - Хуторской восьмилетней ш коле работает к р у ж о к по подготовке пионеров в ком сомол «Наш Ле нинский комсомол» . В .кр уж ке изучают речь Владимира Ильича на III съезде комсомола , учащие ся готовят сообщения, посвящен ные истории создания этой рабо ты и ее первой публикации . В настоящее время готовится вы ставка, повествующая о боевом пути комсомола . В средней ш коле № 3, в Крив ской восьмилетней ш коле по речи Ленина были проведены конф е ренции учащихся 7— 8 классов. В жизнь ш кольных ком сомольских организаций прочно вошли Все союзный Ленинский зачет, смот - ' ры сочинений по общественно- политической тематике, походы по местам революционной , боевой и трудовой славы. Комсомольцы - старшеклассники работают в ка честве политинформаторов, ле к торов, э кскурсоводов , постоянно участвуют в общественно -полез ном труде. Почти в каж дом учебном заве дении района созданы Ленинские музеи , залы или уголки . В О ктябрьской средней школе музей Ленина был откры т 15 лет назад. Он включает в себя 13 стендов. Всю работу проводит здесь совет м узея, состоящий из 8 учащихся. Сейчас е го возглав ляет ком сомолец учащийся Евге ний Жданов. Заканчивая свой доклад , Л. В. Барбуш обратила внимание на то, что 1980 год знаменателен м но гими важными политическими событиями : это 110-я годовщина со дня рождения В. И. Ленина, 60-летие е го про граммной речи на III съезде ком сомола и 35-ле- тие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Все эти знаменательные даты должны занять достойное место в дея тельности партийных организаций, педагогических коллективов в об щем ком пле ксе коммунистическо го воспитания учащейся моло дежи . В своем докладе «О совершен ствовании внеш кольной воспита тельной работы с учащимися на основе требЬваний XXV съезда КПСС о ком пле ксном подходе к воспитанию в свете постановле ния ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической , поли тико-воспитательной работы» за ведующая районе товарищ В. К. Шаталова, в частности, сказала: — Успеваемость за первое по лу годие 1979— 1980 учебно го года по району составила 98,6 процен та. С хорошими результатами первое полугодие закончили сле д ующ ие ш колы : городская пер вая, Поддубровская , Грачевская, Завальновская средние и Паш ков- ская, Студенская, Кривская, Дмит риевская восьмилетние, Ззваль- новская № 2, Пуш карская началь ные школы . В разных школах трудятся пе дагоги А. С. Д уш кина , В. П. Яко- рева, В. И. Некрасова, В. ф . Зе- ленькова, Л. П. Белозерцева, Т. И. Трошина, А. А. Юдина, Н. Ф. Путилина, А. К. Чекунова и м но гие другие . Но всех их объеди няет трудолюбие , стремление к новому, передовому . В основе их деятельности лежит творческое отношение к урокам . На них эти учителя используют, ка к правило, эффективные приемы и методы обучения. Новый учебный мате риал излагается глубо ко и до ступно, при активном участии ш кольников , с опорой на ранее изученный материал и м еж пред метные связи, что обеспечивает преемственность в обучении. Полученные знания закрепля ются устными и письменными упражнениями , на что затрачива ется от 40 до 50 процентов учеб ного времени. , Эффективные приемы развития творческой самостоятельности уча щихся использует на уро ках хи мии учительница О ктябрьской средней ш колы Р. Ф . Попова. Вы сокий уровень педагогического мастерства, умение комплексно применять разнообразные методы объяснения нового материала по казывает учитель средней школы N9 1 А. М. Кочкина. К сожалению , как показывают проверки , уро ки отдельных учи телей построены по шаблону. Они не развивают познавательный интерес, активность учеников. Уроки , на которы х м еж д у препо давателями и его питомцами воз двигнут невидимый «психологиче ский барьер», исключают взаимо понимание, педагогическое взаи модействие. Главные виновники плохо пр о веденных уро ков — учителя, не достаточно готовящиеся к ним, реже — неопытность педагогов. В таких случаях «лекарство» из вестно: повышение квалификации, улучшение самообразования, твор ческое освоение передового опы та, помощь коллег. Дети — наше будущее. Им пр о должать депо своих отцов, строить комм унизм . Д ол г каж до го работника народного обргкзо- вания, родителей , общественности — сделать все, чтобы выпускники были достойными гражданами нашей Родины. В своем выступлении первый секретарь райкома ВЛКСМ А. Т. Борзунов рассказал о решении недавно состоявшейся районной ком сомольской конференции , в котором , в частности, говорится об усилении работы ком сомоль ских организаций школ. — По решению бю ро райкома ВЛКСМ, — сказал оратор, — в каж дом ком сомольском коллек тиве развернуто социалистическое соревнование за право подписать рапорт районной ком сомольской организации райком у КПСС в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Лучшим из лучших будет предоставлено право сфотографироваться в Ле нинском мемориале в Ульяновске. Председатель райкома проф союза работников просвещения, высшей школы и научных учреж дений Э. В. Смирнова сообщила о подведении итогов социалисти- На снимке группа участни ков районного январского со вещания учителей. Слева на право — Г. П. Борисова — Пашковская восьмилетняя шко ла, М. К. Исковская — Кули ковская средняя школа, Ю. И. Шепелев — Кривская восьми летняя школа, С. С. Саливон- чик — Усманская средняя шко ла № 2, В. И. Черников — Пластинская средняя школа, Н. В. Покидова ^ Завальнов ская средняя школа, Л. И. Ша ляпина — городская средняя школа № 3. Фото В. Елютина. ческо го соревнования школ по подготовке к новому учебному году и рассказала о ходе сорев нования в честь ленинско го ю би лея. К. М. Кустова, дире ктор Грачев- ской средней школы , оста)нови- лась на проведении открытых классных часов по теме «В. И. Ле нин — вождь и создатель Ком мунистической партии и первого в м ире социалистического госу дарства». В Грачевке они, как правило, проводятся два раза в месяц по средам. Учителя высту- ' пают на общеш кольной линейке . По ленинской тематике уж е еде- ф лали такие выступления препода ватели В. Ф . Верзилин, А . И. По номарева, В. А . Санина и другие. — В нашей Никольской средней школе, — сказала учительница Н. М. Бабмна, — оформлен ряд стендов, посвященных великому Ленину. Проведены ленинские вечера, на которы х учащиеся пе ли любимые песни Ильича, читали стихотворения. Об изучении ленинско го теоре тического наследия, документов партии и правительства на уро ках и внеклассных занятиях поделился мнениями учитель город с кой сред , ней ш колы № 2 Д . В. Комяков. Завуч первой средней школы А. М. Кочкина в своем выступ лении рассказала о том, ка к пе дагогический коллектив школы, партийная, комсомольская и лроф - ♦ союзная организации этого учеб ного заведения борются за ф ор мирование моральных качеств подростков . — На педсоветах и собраниях анализируются поступки <ггрудных подростков», принимаются меры к устранению недисциплиниро ванности, — сказала она. На состоявшихся секционных занятиях учителя ознакомились с изменением учебных про грамм по математике, физике, русском у языку и литературе, ^тавился вопрос об углубленном проведе нии трудово го обучения, тесной связи школ с предприятиями , кол хозами и совхозами. На первый план выдвигается профессиональ ная ориентация учеников с таким расчетом, чтобы они, заканчивая среднее учебное заведение, хо рошо знали, ка кую им выбрать специальность. Прививать ш коль никам любовь к труду , к пред - ' приятиям, родным хозяйствам — первоочередная задача всех пе дагогических коллективов , партий ных, комсомольских и проф сою з ных организаций ш кол , хозяйств, промышленных предприятий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz