Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)

2 П 11111111111111111 | 1 И 1111111111111111111111 И 111111 Ш 111111111111111111111111111 ишнтия НОВАЯ ЖИЗНЬ 111111111111111111111111111111111111111111 1 ДЕКАБРЯ 1979 ГОДАф№ 144 (7829) в Воронеже с молодым архи­ тектором Н. Василенко — од­ ним из бывших воспитанников детского дома, где директором был С. А. Калабалин. Из его рассказов я многое узнала о жизни этого удивительного че­ ловека, о его чутком отношении к детям, о его стремлении сде­ лать все возможное, чтобы они не чувствовали себя сиротами, а росли счастливыми, окружен­ ными заботой и любовью. — Среди нас, — рассказы­ вал Коля, — всегда были вос­ питатели и их дети, и мы ни­ когда не чувствовали разницы в обращении к ним и к нам. Большим примером для всех был С. А. Калабалин и его семья. Они жили вместе с нами. Даже квартира их бы'ла в том же доме, где жи.ти и мы. Там. где был Семен Афанасьевич, все были в каком-то душевном подъеме — все делали быстро, с огромной охотой. У нас ни­ когда не было времени для без­ делья — мы всегда что-то де­ лали: мастерили, шили, строга­ ли, пиЛили, строили, сажали, убирали — всем находилось дело, и все это было так орга­ низованно, ненавязчиво, что нам казалось, будто все это мы де­ лаем сами, по своей воле. Се­ мен Афанасьевич старался де­ лать все, чтобы мы росли здо­ ровыми, физически развитыми детьми. На территории детдома был целый физкультурный го­ родок, а наша футбольная команда была такой сильной, что никогда не проигрывала, играя со школьными команда­ ми' поселка. Если у детей за­ Когда Семена Афанасьевича представили присутствующим и дали слово, он подошел к три­ буне с микрофоном в руке и начал говорить очень свободно, без В.СЯКИХ записей. Он начал с того, что это его последнее вы­ ступление в Воронеже, и сегод­ ня, 18 .марта, он уезжает. За­ тем Семен Афанасьевич расска­ зал немного о себе. Он родился в 1903 году. В се.мье было мно­ го детей, но он ушел из семьи рано. Когда кулаки убили его брата, он решил им мстить и собрал большую шайку. Они грабили кулаков, а затем сжи­ гали их имущество. Когда их поймали, суд приговорил его к расстрелу, но вместо расстрела он попал в колонию нм. 1\1. Горь­ кого к А. С. Макаренко. О Макаренко Семен Афа­ насьевич говорил с большой теплотой, как о человеке, бес­ корыстно отдавшем всю свою жизнь детям. В своем выступлении Семен Афанасьевич часто обращался к учителям, воспитателям и ро­ дителям, присутствующим в за­ ле, чтобы они уделяли детям побольше внимания, и если ребенок провинился, его надо наказать, так как наказание справедливое и умелое воспи­ тывает характер молодежи, за­ каляет ее в борьбе с трудностя­ ми. Большое внимание он уде­ лил преступности молодежи в настоящее время. — Не кусок хлеба или от­ сутствие одежды и обуви явля­ ются сейчас причиной преступ­ ности среди молодежи, — ска­ зал он, — а полная безнаказан­ МАРТЕ 1978 года в на- шей стране отмечалось 90-летие со дня рождения заме­ чательного советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. В сентябре 1920 года им была организована близ Полта­ вы трудовая колония для несо­ вершеннолетних правонаруши­ телей—колония имени М. Горь­ кого. О жизни этой колонии, о ее воспитанниках и воспитате­ лях была написана затем по­ весть «Педагогическая поэма». С большим интересом я читала эту книгу, но ни разу не при­ шла мне -мысль, что воспитан­ ники Макаренко—живые люди, которые, возможно, где-то живут, работают, имеют собственные семьи, и что я могу с нийи когда-нибудь встретиться, раз­ говаривать, слушать их и не­ вольно сравнивать с тем, что про них написал автор. И вот в марте 1970 года та­ кая встреча произошла. Но прежде чем рассказать о ней, я приведу' несколько выдержек из «Педагогической поэмы», касающихся одного из персона­ жей — Карабанова. ...К тому времени ликвидиро­ валось многое число атаманов и батьков, и все несовершенно­ летние саратники разных Лев- ченок и Марусь, военная и бан­ дитская роль которых не шла дальше обязанностей конюхов и кухонных мальчиков, присы­ лались в колонию. Благодаря именно этому историческому обстоятельству в колонии появи­ лись имена: Карабанов. При­ ходько. Голос, Сорока, Верш- нев, Митягин и др. ...Выделялись из всей этой толпы несколько '^еловек более высокого интеллектуального уровня, как Задоров, Бурун, Ветковский, Братченко, а из вновь прнбьшших — Карабанов и Митягин. ...Карабанов сверкал черны­ ми огрюмными, как у кЬня, гла­ зами. ...Вперед медленно выдвига­ ется Карабанов. Он неотразимо ярок, грациозен и, как всегда, чуточку позирует. Семен Карабанов был прек­ расным работником, и, как пи- ше*? Макаренко, «...во время работы умел размахнуться ши­ роко и со страстью, у'мел в ра­ боте находить радость и других заражать ею. У него из-под рук буквально рассыпались искры энергии н вдохновения. На ле­ Годы и люди с . А. КАЛАБАЛИН из «Педагогической поэмы» нивых и вялых он только из­ редка- рычал, и этого было достаточно, чтобы устыдить са­ мого отъявленного лодыря». Когда уезжали рабфаковцы. «...Карабанов на ходу, не сби­ ваясь с ноги, обернулся и об­ наружил редкий талант; в про­ стой улыбке он показал мне и свою гордость, и радость, и лю­ бовь, и уверенность в себе, в своей прекрасной будущей жиз­ ни». После окончания рабфака Карабанов не стал агрономом, а вернулся к Макаренко и ска­ зал; — Не можу без пацанов бу­ ты. Сколько еще хороших хлоп­ цев дурака валяет на свете, ого! Раз вы, Антон Семенович, в этом деле потрудились,- так и мне можно. те АРАБАНОВ — это Се- мен Афанасьевич Кала­ балин, заслуженный учитель школы РСФСР, отдавший более 40 лет жизни делу воспитания детей. Свою педагогическую дея­ тельность он начал в качестве воспитателя в ком.муне им. Ф. Э. Дзержинского, более 20 лет был директором детского дома под Ленинградом, затем директором детского дома им. С. М. Кирова в поселке Боро­ вая, недалеко* от Киева, а по­ следнее время — директором Клеменовского детского дома Московской области. Трудный жребий выпал на долю Семена Афанасьевича во время его работы с трудными детьми, но он не дрогнул, не бросил педагогическую деятель­ ность. Женился Семен Афанасьевич на Галине Константиновне Под­ горной. или как называет ее Макаренко в «Педагогической поэме» — Черниговке, «суще­ стве донельзя чернобровом и черноглазом», и у них было уже двое детей — Лена и Ко­ стик, когда случилось огромное несчастье: их маленького сына зарезал новичок, только что присланный в детский дом из Ленинграда. В 1964 году я познакомилась мечались какие-либо способно­ сти, их старались всячески под­ держивать и развивать. Поздравляя Колю с оконча­ нием архитектурного института, Семен Афанасьевич писал; «Дорогой Николай! Сердечно поздравляем с са­ мостоятельным плаванием. Же­ лаем бурь и побед. Будь на­ стоящим боевым капитаном в труде! Строить. Какая это ве­ ликая миссия — строить, а не разрушать. Но строить следует не только дома, а и людей — прежде всего людей — и себя. Екши мне придется быть в Во­ ронеже — буду твоим гостем. Обнимаю, жму лапу, а за Г. К. целую. Твой С. Калабалин». г» МАРТЕ 1970 года по приглашению Общества по распрострашению знаний С. А. Калабалин приехал в Во­ ронеж. 18 марта он должен был выступать в зале электро-мон- тажного техникума, и мы с Ко­ лей отправились туда. Зал был полон, билетов уже не продавали, а желающих при­ сутствовать на лекции много. Коля спустился в вестибюль встречать Семена Афанасьеви­ ча, и скоро я увидела, что вме­ сте с ним по лестнице подни­ мается, прихрамывая, с палоч­ кой в руке, высокий смуглый человек в кожаном коричневом полупальто. Когда они вошли в комнату перед залом, к Кала- балину подошел круглолицый, небольшого роста человек. Они пожали друг другу руки, как хорошо знакомые, и этот чело­ век попросил провести его в зал, так как он тоже не сумел достать билет. В это время я подошла к ним, и Коля сказал; — Познакомьтесь, это мама моей жены. — Теща, — уточнила я. Калабалин засмеялся и ска­ зал; — Ох, наверное, и достает­ ся тебе от тещи. — А затем повел нас в зал, сказав биле­ терше; «Это мои сыновья, а это моя теща». Так, смеясь, мы во­ шли в зал. Семен Афанасьевич пошел на сцену, а мы втроем сели на приставные стулья. ность, равнодушие родителей к делу воспитания у своих детей трудовых навыков; обеспечен­ ность толкает их на преступле­ ния. А ведь их родители—это уже не «бывшие» люди, это по­ коление, выросшее при Совет­ ской власти и знающее, что такое труд, что только труд мо­ жет сделать человека полно­ ценным членом коллектива. Сейчас, когда у нас все имеют по два выходных дня, можно гораздо больше времени уде­ лять детям, жить их интереса­ ми, знать их друзей. А ведь не­ редко получается так: мать в выходной день занята с утра до вечера домашними делами, а отец «закладывает» по вся- - кому поводу и без повода, а не­ редко устраивает и скандалы. Такая домашняя обстановка толкает подростка искать себе убежище на стороне и часто приводит на скамью подсуди­ мых. — В течение 19 лет моя жизнь была связана с Макарен­ ко, — продолжал Семен Афа­ насьевич.—Я родился дважды. Первый раз, когда появился на свет божий, а второй раз, когда попал к Макаренко. Именно он сделал из меня человека. И по­ этому я тоже решил посвятить себя делу воспитания детей и вот уже 43 года работаю с ни­ ми. Здесь, в зале, присутствуют двое моих воспитанников; один из колонии им. Дзержинского— Панов Игорь Иванович — ны­ не директор крупного Воронеж­ ского завода, а другой воспи­ танник детдома — Василенко Николай Федорович — архи­ тектор. И мне хотелось бы, что­ бы эти мои сыновья были сей­ час рядом со мной. ОИ СОСЕДИ встали и через минуту уже сиде­ ли за столом. Иногда, вспоми­ ная кого-нибудь из воспитанни­ ков колонии или детского дома, Семен Афанасьевич обращался к ним с вопросом; «Ты пом­ нишь, Игорек?» «Ведь так, Коля?». Вот один из эпизодов, рас­ сказанных Калабалиным. Однажды он пришел к Мака- М‘ ренко в кабинет поиграть в шахматы, «Нет. — сказал Ма­ каренко,—мы сейчас не будем играть. Я устал, ничего сейчас л не соображаю, да и ты тоже. Пойдем лучше погуляем». И они вышли в парк. Погода была чудесная. Они гуляли, и Мака­ ренко говорил о том. кем они будут в будущем. Когда начало темнеть, он сказал: «Спасибо за прогулку. Мы так с тобой погуляли». И он уже хотел уходить, но вдруг повернулся и пригласил Семена поужинать вместе с ним. На слова Кала- балина, что он сыт, Макаренко сказал: «Врешь. И я голоден, и ты голоден». Дома их встре­ тила Татьяна Михайловна - - мать Антона Семеновича. Она тоже пригласила его поужинать с ними, но предупредила, что у нее есть пшенная каша, но без масла. Это была очень ми­ лая старушка, которая всех колонистов всегда называла на «вы». Когда каша была съедена, сталп пить чан. К чаю подали по .два желтых ку,сочка сахара, но Макаренко попросил дать ему соли. Мать принесла со­ лонку с кусками соли, и Антон Семенович бросил в стакан нс- большой кусочек, а Калабалин взял кусок побояьше, подумав, что это вкусно. Чай получился такой, что по его выражению «нижняя челюсть полезла на верхнюю», но он все-таки вы- пил по примеру Макаренко до конца. Когда он вышел от Макарен­ ко, он вдруг что-то вспомнил, остановился, захохотал и начал плясать, а потом бросился в спальню, где уже спали ребята, разбудил своего товарища и спросил: «Ты помнишь, я у тебя спрашивал сладкий ли чай? Так это я тебе соли насыпал. Ты меня прости, я больше не буду». Но как Макаренко стало из­ вестно о том, что Семен угостил своего товарища соленым чаем, так он и не узнал. Когда хоронили Антона Семе­ новичу, Калабалин нес все его награды, а после погребения передал их писателю Вс.. Виш­ невскому для передачи в Союз писателей, где они хранятся и сейчас. Затем Семен Афанасьевич сказал, что он заканчивает пи­ сать книгу «Техника воспита^^ ния», которая состоит из о '^ ^ дельных новелл, и первая кни- ^ га «Бродячее детство» уже была издана в 1962 году изда­ тельством «Молодая гвардия». Во время Великой Отечест­ венной войны Калабалин рабо­ тал разведчиком на территории врага, был ранен, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями. Несмотря на свои 67 лет, Ка­ лабалин подтянут и деятелен. С лекциями о воспитании он выступал уже во многих горо­ дах Советского Союза, в Болга­ рии и Чехословакии. Говорит он артистически, с богатой мимикой, очень свобод­ но и остроумно. В зале была мертвая тишина, лишь изредка прерываемая дружным смехом аудитории. А я слушала, запи­ сывала и все больше удивля­ лась точности, с какой Мака­ ренко описывал Семена Афа­ насьевича в «Педагогической поэме»; — «Ярок, грациозен и, как всегда, чуточку позиру­ ет», «Карабанов сверкал чер­ ными огромными, как у коня, глазами». Прошло два года, и в июне 1972 года я узнала, что С. А. Калабалина не стало. Ушел из жизни человек, который делал доброе дело и для больших, и _ для маленьких людей. Его дети ” —Елена, Галина и Антон—тоже пошли по пути своих родителей — стали хорошими учителями и умелыми воспитателями. Г. ДМИТРИЕВСКАЯ. г. Усмань. • На снимке; выступает С. А. Калабалин. Фото 1970 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz