Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)
1 Ш 11 Ш 111 и 111 П т т » 1 П 1 Ш 111 Н 1111 н н т 11 Н 1111 Ш 11 пш .а 11111 т » 111 И 1 И 11 П 1 иш НОВАЯ Ж И З Н Ь 111111111111111111111111111111111111111 2 0 О К Т Я Б РЯ 1 9 7 9 ГОДА ф № 1 2 6 ( 7 8 1 1 ) у, ТТ ОПУСТИМ на минуту, что ' КОААМуНИСТЫ победят. Кто будет управлять нами? — писала накануне Октябрьской революции российская буржуаз ная газета «Новое время», пред чувствуя надвигающиеся события и стараясь успокоить своих чита телей. — Может быть, повара? Или пожарные? Конюхи, кочега ры? Или, может быть, няньки по бегут на заседание Государствен ного Совета в промежутке между стиркой пеленок? Кто же? Кто эти государственные деятели? Коню хи, няньки, кухарки — вот те, кто, по мысли коммунистов, призван, очевидно, править страной. Воз можно ли это? На такой сумас- а:едший вопрос коммунистам властно ответит история». И история, действительно, отве тила. Шестьдесят два года суще ствует государство, власть в ко тором принадлежит трудящимся. И за эти годы страна прошла огромный путь в своем развитии, превратилась из отсталой в пере довую, стала одной из самых мощных и влиятельных держав в мире. В чем причина успехов СССР? В том, в частности, что партия Ленина, приведя «конюхов, нянек, кухарок» к управлению государ ственными делами, разработала и осуществила невиданную по своим масштабам программу про свещения и духовного раскрепо щения миллионов людей. НЕ ОЖ И Д А Я , КОГДА М ИНУТ 250 Л Е Т в. и. Ленин говорил, что боль шевики должны отдать народу культурный долг, который пре- ступно задолжали ему в течение многих веков своего господства эксплуататорские классы России. А долг этот был невероятно ве лик. Сегодня трудно поверить: в 1917 году почти три четверти на селения страны были абсолютно К 6 2 - й г о д о в щ и н е В е л и к о г о О к т я б р я Сила Общества в образовании масс неграмотными. В Бухаре один грамотный приходился на 200 человек. Из 100 национальностей, населявших Россию, 40 вообще не имели своей письменности. Спе циалисты тогда подсчитали, что всеобщей грамотности в стране можно будет достичь не раньше, чем через... 250 лет. И то при условии, что правительство всерь е з возьмется за это дело, будет выделять достаточно средств. Но царское правительство и не помышляло об улучшении обра зования народа. Существовавшее положение его вполне устраива ло; забитыми и темными легче управлять. К тому же считалось, что по причине почти поголовной неграмотности населения любая народная революция в России, если таковая случится, обречена на провал. В самом деле, не ку харки же будут «заседать в Госу дарственном Совете»?! Между прочим, такую же по зицию занимали и российские мелкобуржуазные партии — мень шевики, эсеры, анархисты. Они предлагали «не торопиться с ре волюцией», подождать, пока народ достигнет определенного уровня культуры. Ленин им отвечал на это так: «Если для создания со циализма требуется определен ный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень куль туры»...), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания р е волюционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче- крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы» (Соч., т. 45, стр. 381). Последовавшие за Октябрьской революцией события подтверди ли правильность ленинском пози ции. Завоевание трудящимися политической власти в России и переход в их руки основных средств производства устранили преграды, которые в условиях буржуазно - помещичьего строя отдаляли трудовой народ от куль туры. Ликвидация сословных при вилегий, неравноправия наций, неравенства женщин и другие радикальные социально-политиче ские преобразования разорвали путы, которые мешали трудящим ся массам приобщиться к зна ниям, сковывали их творческие силы. о т Л И К В И Д А Ц И И Н ЕГРАМОТНОСТИ д о ВС ЕО БЩ Е ГО С Р Е Д Н Е ГО О Б РА ЗО ЕА Н И Я Первое, с чего начало молодое Советское государство, была борь ба с неграмотностью — одним из тяжелейших наследий прош лого. В 1919 году, в самый ра з гар гражданской войны и иност ранной военной интервенции. Со ветское правительство приняло специальный декрет «О ликвида ции безграмотности среди насе ления», которым устанавливалось, что «все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умею щие читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию». Тог да же был издан первый совет ский букварь. Он начинался сло вами; «Мы не рабы!». Работу по борьбе с неграмот ностью возглавил Народный Ко миссариат по просвещению. На местах работу организовывали чрезвычайные комиссии при Со ветах. Была поставлена задача: каждый грамотный должен обу чить несколько неграмотных. За парты сели миллионы людей. Только в 1932 году, например, на курсах ликбеза обучалось около 40 миллионов человек, С 1930 года наряду с ликвида цией неграмотности среди взрос лого населения началась ра звер нутая кампания по реализации постановления правительства о введении всеобщего обязатель ного начального обучения. Были увеличены денежные ассигнова ния на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшение материального положения учите лей, обеспечение школьников учебниками, письменными .при надлежностями, обувью, одеждой, питанием. Большое внимание уде лялось подготовке педагогических кадров. В 1930 году ЦК партии направил на учебу в педагогиче ские институты 1.000 коммунистов и 2.000 комсомольцев. В 1931 году Центральному Комитету комсо мола было предложено мобили зовать еще 50 тысяч комсомоль цев на педагогическую работу. Особенно большие трудности встретились в национальных райо нах молодой республики. Специ альные комI^ссии из представи телей Народного Комиссариата по просвещению и Академии наук, крупных этнографов и язы коведов тщательно изучали мало известные языки, разрабатывали для них письменность, готовили учебные пособия, организовывали перевод на эти языки произве дений русской и мировой класси ческой литературы. В ряде горо дов Советского Союза были от крыты высшие учебные заведения, где готовились национальные кад ры для работы в северных и вос точных районах страны. В 1939 году, по данным Все союзной переписи населения, ко личество грамотных в СССР со ставляло уже 90 процентов. На очередь встал вопрос о переходе к всеобщему среднему ебразо- ванию. Но нападение гитлеров ской Германии в 1941 году поме шало решить эту задачу; тысячи школ были превращены в руины; для их восстановления потребо валось четыре послевоенных года. Только в 1949 году в Советском Союзе было возобновлено семи летнее образование, а чере з де сять лет обязательной стала вось милетняя школа, которая и под готовила условия для перехода к всеобщему среднему образова нию. Сегодня это образование— в соответствии с Конституцией государства — обязательно для молодежи по всей территории страны. На организацию школьного де ла в нашей стране расходуются колоссальные средства: ежегодно свыше 10 млрд, рублей. Только за десятую пятилетку в стране будет построено новых школ на 7 миллионов мест, из них 4,5 мил лиона мест в сельской местности. ...На земном шаре сейчас жи вет более четырех миллиардов человек, в Советском Союзе — 262,4 миллиона. Это меньше од ной пятнадцатой части. Но каж дый четвертый в мире студент, каждый четвертый научный работ ник — советские, каждый четвер тый врач — советский врач, каж дая четвертая из выпускаемых в мире книг — советская книга. Все это, помимо прочего, и ре зультат организации просвещения в СССР. Как известно, право на образо вание является одним из важней ших прав человека. В нашей стра не оно не только провозглашено, но и осуществлено. Борис кро ткое . (АПН). П А М Я Т Ь С Е Р ДЦА в жизни человека бывают минуты, когда в его памяти оживает прошлое. И тогда сердце, растревоженное им, то сожмегси ог боли, то забьется гулко от радости встречи с друзьями-односельчанами. Память сердца — она священна, как поля к жизни. Прошло несколько недель, как я вернулся из Москвы, из стен Военно-Воздушной акаде.мии имени Ю. А. Гагарина, где пстрегилиеь ветераны бывшей 2-й воздушной армии, а до сих нор живу 1 :од этим незабываемым впечатлением. Это были волнующие воспоминания о днях Великой Отечественной вой ны и посвящены они были 3,5-летию освобождения города Львова от немецко-фашистских захватчиков и задачам вете ранов по усилению патриотической работы с молодежью в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». С докла дом по этим вопросам выступил Герой Советского Союза, бывший командующий 2-й воздушной ар.мией, маршал авиа ции С. .Л. Красовский, который, в частности, сказал: «На Ли пецкой земле бережно хранят память об авиаторах армии. Во многих учебных заведениях области созданы музеи боевой славы, в которых ветераны под руководством партийных орга низаций проводят большую работу в деле воспитания нашей молодежи на славных революционных, боевых и трудовых традициях Ко.ммунистической партии и советского народа. Липецкая земля стала родной для авиаторов 2-й В.А. Именно на ней в мае 1942 года была создана и прошла славный боевой путь от Ельца до Берлина и Праги. На этой 'земле она мужала и закалялась, чтобы потом бить врага на Кур ской дуге, на Украине, во Львовской операции, в Польше н в самой Германии...» В докладе С. А. Красовского было сказано много теплых слов в адрес первого секретаря Липецкого обкома партии Г. П. Павлова, который лично уделяет внимание организации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения и увековечению памяти авиаторов армии. Нам, представителя.м области, это лестно было слышать. В конце собрания Степан Акимович передал личное привет ствие Григорию Петровичу. Как теперь стало известно, Г. П. Павлов с большим удовольствием пригласил маршала авиации С. А. Красовского посетить город Липецк и область. ...Пос. 1 е доклада маршала авиации С. А. Красовского вете раны один за другим поднимались на трибуну. Они расска зывали о ратных подвигах летчиков, о погибших товарищах, о работе на местах по увековечению памяти авиаторов, о большом и нужном деле — воспитании у юношей и девушек замечательных качеств строителей ' коммунизма: беззаветного служения Родине, партии Ленина, своему народу, верности долгу. Многие делились опытом, как на примерах мужества и героизма летчиков они воспитывают молодежь. На собрании ветеранов выступил и я. Всем участникам встречи передал поклон от трудящихся Липецкой области, от коллектива облвоенкомата, рассказал о военно-патриотиче ской работе, проводимой с молодежью. На торжестве с речью выступил космонавт В. Д. Зудов. На второй день ветераны встретились с работниками промыш ленных предприятий, колхозниками Подмосковья, пионерами, воинами Советской Армии. Состоялась торжественная церемония возложения венков к памятнику погибшим авиаторам. Траурно звучит музыка. Ко лонны ветеранов приближаются к величественному монумен ту, на граните которого высечены слова: «Пусть ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь жи вым примером, призывом гордым к свободе, к свету! М. ГОРЬКИЙ». Пос<те возложения венков ветераны прошли строем, скло нив головы перед светлой памятью тех, кто отдал жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины, за торжество коммунизма. В тот же день участники встречи побывали в музее военно- воздушых сил, где ознакомились с историей воздушного фло та, осмотрели многочисленные экспонаты, самолеты времен Великой Отечественной войны, в том числе боевые самолеты, на которых летали прославленные летчики И. С. Полбин, А. И. Покрышкин. Осматривая экспонаты, бывшие летчики невольно вспоминали те суровые боевые годы, когда они ге роически сражались с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость любимой Родины, за мир во всем мире. ...Сегодня с высоты прожитых после войны десятилетии ра достно сознавать свою принадлежность к семье второй воз душной армии. Гордишься за дела и подвиги своих товари щей, которые прошли от древнего Ельца до Берлина и Праги. Прошедшая встреча возлагает личную ответственность за воспитание подрастающего поколения в духе преданности идеям Ленинской партии. матери-Родине, коммунизму. И. ХАРЬКИН, ветеран Великой Отечественной войны. На снимке (слева направо): ветеран войны И. П. Харькип и .маршал авиации С. А. Красовский. СОВЕТЫ ЗА РАБОТОЙ Как сельский клуб победил хулиганов в томско.м се.те Гореловка пет Л теперь случаев 11 равонаруше: 1 пй. ^ Го, ' 1 С 1 0 не могли добиться дру- .кииинки и милиция, сделала мо- .юдая, .хрупкая на вид женщина. Пад 1 'я,. 1 а Ивановна Голубовская 1 |рт'.\;ыа в гаежиое село в начале мнн> впито лета. Сельский к.гуО. где ей (Предстояло работать, бы.т в порядке, но молодея;ь его сто ронилась. Зато чуть ли не каждое утро становилось известно о но вых «подвигйх» местны.х хулига нов -разбитых стеклах, угнанных мотоцикла.х н так далее. Первы.м делом Голубовская на ладила контакты с сельским Со- вего.м, дирекц’иен совхоза «Север-' ный», школой. Обещали помочь. Объявление об открытии моло дежного клуба вначале интереса в селе не вызвало. Пришли не сколько человек. Надежду Ива новну это не смутило. Вскоре в Гореловке заговорили о вечерах в клубе. Новый художественным руководитель не проводила фор мальных «мероприятий». Она на чала с того, что учила интересно общаться, красиво танцевать, по нимать музыку. Желающих бывать здесь резко прибавилось. Появи лись литературный, музыкальный, танцевальный кружки. Голубов ская зажгла ребят идеей создать собственный оркестр народных инструментов, танцевальный кол лектив. Сейчас в клубе «Родина» — почти сто человек. Практически это — вся молодежь Гореловки. л — Нынче за все лето, — гово- рит председатель исполко.ма сель ского Совета В. Титов, — не за фиксировано правонарушений. Вот, оказывается, как важно интересно организовать досуг людей. На это нас и нацеливает постановление ЦК КПСС об улучшении работы по охране правопорядка и усиле нии борьбы с правонарушениями. Опыт работы гореловского сель ского клуба распространяется в области. А. РУССКИЙ, корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz