Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)

1 Ш 11 Ш 111 и 111 П т т » 1 П 1 Ш 111 Н 1111 н н т 11 Н 1111 Ш 11 пш .а 11111 т » 111 И 1 И 11 П 1 иш НОВАЯ Ж И З Н Ь 111111111111111111111111111111111111111 2 0 О К Т Я Б РЯ 1 9 7 9 ГОДА ф № 1 2 6 ( 7 8 1 1 ) у, ТТ ОПУСТИМ на минуту, что ' КОААМуНИСТЫ победят. Кто будет управлять нами? — писала накануне Октябрьской революции российская буржуаз­ ная газета «Новое время», пред­ чувствуя надвигающиеся события и стараясь успокоить своих чита­ телей. — Может быть, повара? Или пожарные? Конюхи, кочега­ ры? Или, может быть, няньки по­ бегут на заседание Государствен­ ного Совета в промежутке между стиркой пеленок? Кто же? Кто эти государственные деятели? Коню­ хи, няньки, кухарки — вот те, кто, по мысли коммунистов, призван, очевидно, править страной. Воз­ можно ли это? На такой сумас- а:едший вопрос коммунистам властно ответит история». И история, действительно, отве­ тила. Шестьдесят два года суще­ ствует государство, власть в ко­ тором принадлежит трудящимся. И за эти годы страна прошла огромный путь в своем развитии, превратилась из отсталой в пере ­ довую, стала одной из самых мощных и влиятельных держав в мире. В чем причина успехов СССР? В том, в частности, что партия Ленина, приведя «конюхов, нянек, кухарок» к управлению государ­ ственными делами, разработала и осуществила невиданную по своим масштабам программу про­ свещения и духовного раскрепо­ щения миллионов людей. НЕ ОЖ И Д А Я , КОГДА М ИНУТ 250 Л Е Т в. и. Ленин говорил, что боль­ шевики должны отдать народу культурный долг, который пре- ступно задолжали ему в течение многих веков своего господства эксплуататорские классы России. А долг этот был невероятно ве­ лик. Сегодня трудно поверить: в 1917 году почти три четверти на­ селения страны были абсолютно К 6 2 - й г о д о в щ и н е В е л и к о г о О к т я б р я Сила Общества в образовании масс неграмотными. В Бухаре один грамотный приходился на 200 человек. Из 100 национальностей, населявших Россию, 40 вообще не имели своей письменности. Спе­ циалисты тогда подсчитали, что всеобщей грамотности в стране можно будет достичь не раньше, чем через... 250 лет. И то при условии, что правительство всерь­ е з возьмется за это дело, будет выделять достаточно средств. Но царское правительство и не помышляло об улучшении обра­ зования народа. Существовавшее положение его вполне устраива­ ло; забитыми и темными легче управлять. К тому же считалось, что по причине почти поголовной неграмотности населения любая народная революция в России, если таковая случится, обречена на провал. В самом деле, не ку­ харки же будут «заседать в Госу­ дарственном Совете»?! Между прочим, такую же по­ зицию занимали и российские мелкобуржуазные партии — мень­ шевики, эсеры, анархисты. Они предлагали «не торопиться с ре ­ волюцией», подождать, пока народ достигнет определенного уровня культуры. Ленин им отвечал на это так: «Если для создания со­ циализма требуется определен­ ный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень куль­ туры»...), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания р е ­ волюционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче- крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы» (Соч., т. 45, стр. 381). Последовавшие за Октябрьской революцией события подтверди­ ли правильность ленинском пози­ ции. Завоевание трудящимися политической власти в России и переход в их руки основных средств производства устранили преграды, которые в условиях буржуазно - помещичьего строя отдаляли трудовой народ от куль­ туры. Ликвидация сословных при­ вилегий, неравноправия наций, неравенства женщин и другие радикальные социально-политиче­ ские преобразования разорвали путы, которые мешали трудящим­ ся массам приобщиться к зна­ ниям, сковывали их творческие силы. о т Л И К В И Д А Ц И И Н ЕГРАМОТНОСТИ д о ВС ЕО БЩ Е ГО С Р Е Д Н Е ГО О Б РА ЗО ЕА Н И Я Первое, с чего начало молодое Советское государство, была борь ­ ба с неграмотностью — одним из тяжелейших наследий прош­ лого. В 1919 году, в самый ра з ­ гар гражданской войны и иност­ ранной военной интервенции. Со­ ветское правительство приняло специальный декрет «О ликвида­ ции безграмотности среди насе­ ления», которым устанавливалось, что «все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умею­ щие читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию». Тог­ да же был издан первый совет­ ский букварь. Он начинался сло­ вами; «Мы не рабы!». Работу по борьбе с неграмот­ ностью возглавил Народный Ко­ миссариат по просвещению. На местах работу организовывали чрезвычайные комиссии при Со­ ветах. Была поставлена задача: каждый грамотный должен обу­ чить несколько неграмотных. За парты сели миллионы людей. Только в 1932 году, например, на курсах ликбеза обучалось около 40 миллионов человек, С 1930 года наряду с ликвида­ цией неграмотности среди взрос­ лого населения началась ра звер ­ нутая кампания по реализации постановления правительства о введении всеобщего обязатель­ ного начального обучения. Были увеличены денежные ассигнова­ ния на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшение материального положения учите­ лей, обеспечение школьников учебниками, письменными .при­ надлежностями, обувью, одеждой, питанием. Большое внимание уде­ лялось подготовке педагогических кадров. В 1930 году ЦК партии направил на учебу в педагогиче­ ские институты 1.000 коммунистов и 2.000 комсомольцев. В 1931 году Центральному Комитету комсо­ мола было предложено мобили­ зовать еще 50 тысяч комсомоль­ цев на педагогическую работу. Особенно большие трудности встретились в национальных райо­ нах молодой республики. Специ­ альные комI^ссии из представи­ телей Народного Комиссариата по просвещению и Академии наук, крупных этнографов и язы­ коведов тщательно изучали мало­ известные языки, разрабатывали для них письменность, готовили учебные пособия, организовывали перевод на эти языки произве­ дений русской и мировой класси­ ческой литературы. В ряде горо­ дов Советского Союза были от­ крыты высшие учебные заведения, где готовились национальные кад­ ры для работы в северных и вос­ точных районах страны. В 1939 году, по данным Все­ союзной переписи населения, ко­ личество грамотных в СССР со­ ставляло уже 90 процентов. На очередь встал вопрос о переходе к всеобщему среднему ебразо- ванию. Но нападение гитлеров­ ской Германии в 1941 году поме­ шало решить эту задачу; тысячи школ были превращены в руины; для их восстановления потребо­ валось четыре послевоенных года. Только в 1949 году в Советском Союзе было возобновлено семи­ летнее образование, а чере з де ­ сять лет обязательной стала вось­ милетняя школа, которая и под­ готовила условия для перехода к всеобщему среднему образова ­ нию. Сегодня это образование— в соответствии с Конституцией государства — обязательно для молодежи по всей территории страны. На организацию школьного де ­ ла в нашей стране расходуются колоссальные средства: ежегодно свыше 10 млрд, рублей. Только за десятую пятилетку в стране будет построено новых школ на 7 миллионов мест, из них 4,5 мил­ лиона мест в сельской местности. ...На земном шаре сейчас жи­ вет более четырех миллиардов человек, в Советском Союзе — 262,4 миллиона. Это меньше од ­ ной пятнадцатой части. Но каж­ дый четвертый в мире студент, каждый четвертый научный работ­ ник — советские, каждый четвер­ тый врач — советский врач, каж­ дая четвертая из выпускаемых в мире книг — советская книга. Все это, помимо прочего, и ре ­ зультат организации просвещения в СССР. Как известно, право на образо ­ вание является одним из важней­ ших прав человека. В нашей стра­ не оно не только провозглашено, но и осуществлено. Борис кро ткое . (АПН). П А М Я Т Ь С Е Р ДЦА в жизни человека бывают минуты, когда в его памяти оживает прошлое. И тогда сердце, растревоженное им, то сожмегси ог боли, то забьется гулко от радости встречи с друзьями-односельчанами. Память сердца — она священна, как поля к жизни. Прошло несколько недель, как я вернулся из Москвы, из стен Военно-Воздушной акаде.мии имени Ю. А. Гагарина, где пстрегилиеь ветераны бывшей 2-й воздушной армии, а до сих нор живу 1 :од этим незабываемым впечатлением. Это были волнующие воспоминания о днях Великой Отечественной вой­ ны и посвящены они были 3,5-летию освобождения города Львова от немецко-фашистских захватчиков и задачам вете­ ранов по усилению патриотической работы с молодежью в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». С докла­ дом по этим вопросам выступил Герой Советского Союза, бывший командующий 2-й воздушной ар.мией, маршал авиа­ ции С. .Л. Красовский, который, в частности, сказал: «На Ли­ пецкой земле бережно хранят память об авиаторах армии. Во многих учебных заведениях области созданы музеи боевой славы, в которых ветераны под руководством партийных орга­ низаций проводят большую работу в деле воспитания нашей молодежи на славных революционных, боевых и трудовых традициях Ко.ммунистической партии и советского народа. Липецкая земля стала родной для авиаторов 2-й В.А. Именно на ней в мае 1942 года была создана и прошла славный боевой путь от Ельца до Берлина и Праги. На этой 'земле она мужала и закалялась, чтобы потом бить врага на Кур­ ской дуге, на Украине, во Львовской операции, в Польше н в самой Германии...» В докладе С. А. Красовского было сказано много теплых слов в адрес первого секретаря Липецкого обкома партии Г. П. Павлова, который лично уделяет внимание организации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения и увековечению памяти авиаторов армии. Нам, представителя.м области, это лестно было слышать. В конце собрания Степан Акимович передал личное привет­ ствие Григорию Петровичу. Как теперь стало известно, Г. П. Павлов с большим удовольствием пригласил маршала авиации С. А. Красовского посетить город Липецк и область. ...Пос. 1 е доклада маршала авиации С. А. Красовского вете­ раны один за другим поднимались на трибуну. Они расска­ зывали о ратных подвигах летчиков, о погибших товарищах, о работе на местах по увековечению памяти авиаторов, о большом и нужном деле — воспитании у юношей и девушек замечательных качеств строителей ' коммунизма: беззаветного служения Родине, партии Ленина, своему народу, верности долгу. Многие делились опытом, как на примерах мужества и героизма летчиков они воспитывают молодежь. На собрании ветеранов выступил и я. Всем участникам встречи передал поклон от трудящихся Липецкой области, от коллектива облвоенкомата, рассказал о военно-патриотиче­ ской работе, проводимой с молодежью. На торжестве с речью выступил космонавт В. Д. Зудов. На второй день ветераны встретились с работниками промыш­ ленных предприятий, колхозниками Подмосковья, пионерами, воинами Советской Армии. Состоялась торжественная церемония возложения венков к памятнику погибшим авиаторам. Траурно звучит музыка. Ко­ лонны ветеранов приближаются к величественному монумен­ ту, на граните которого высечены слова: «Пусть ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь жи­ вым примером, призывом гордым к свободе, к свету! М. ГОРЬКИЙ». Пос<те возложения венков ветераны прошли строем, скло­ нив головы перед светлой памятью тех, кто отдал жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины, за торжество коммунизма. В тот же день участники встречи побывали в музее военно- воздушых сил, где ознакомились с историей воздушного фло­ та, осмотрели многочисленные экспонаты, самолеты времен Великой Отечественной войны, в том числе боевые самолеты, на которых летали прославленные летчики И. С. Полбин, А. И. Покрышкин. Осматривая экспонаты, бывшие летчики невольно вспоминали те суровые боевые годы, когда они ге­ роически сражались с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость любимой Родины, за мир во всем мире. ...Сегодня с высоты прожитых после войны десятилетии ра­ достно сознавать свою принадлежность к семье второй воз­ душной армии. Гордишься за дела и подвиги своих товари­ щей, которые прошли от древнего Ельца до Берлина и Праги. Прошедшая встреча возлагает личную ответственность за воспитание подрастающего поколения в духе преданности идеям Ленинской партии. матери-Родине, коммунизму. И. ХАРЬКИН, ветеран Великой Отечественной войны. На снимке (слева направо): ветеран войны И. П. Харькип и .маршал авиации С. А. Красовский. СОВЕТЫ ЗА РАБОТОЙ Как сельский клуб победил хулиганов в томско.м се.те Гореловка пет Л теперь случаев 11 равонаруше: 1 пй. ^ Го, ' 1 С 1 0 не могли добиться дру- .кииинки и милиция, сделала мо- .юдая, .хрупкая на вид женщина. Пад 1 'я,. 1 а Ивановна Голубовская 1 |рт'.\;ыа в гаежиое село в начале мнн> впито лета. Сельский к.гуО. где ей (Предстояло работать, бы.т в порядке, но молодея;ь его сто­ ронилась. Зато чуть ли не каждое утро становилось известно о но­ вых «подвигйх» местны.х хулига­ нов -разбитых стеклах, угнанных мотоцикла.х н так далее. Первы.м делом Голубовская на­ ладила контакты с сельским Со- вего.м, дирекц’иен совхоза «Север-' ный», школой. Обещали помочь. Объявление об открытии моло­ дежного клуба вначале интереса в селе не вызвало. Пришли не­ сколько человек. Надежду Ива­ новну это не смутило. Вскоре в Гореловке заговорили о вечерах в клубе. Новый художественным руководитель не проводила фор­ мальных «мероприятий». Она на­ чала с того, что учила интересно общаться, красиво танцевать, по­ нимать музыку. Желающих бывать здесь резко прибавилось. Появи­ лись литературный, музыкальный, танцевальный кружки. Голубов­ ская зажгла ребят идеей создать собственный оркестр народных инструментов, танцевальный кол­ лектив. Сейчас в клубе «Родина» — почти сто человек. Практически это — вся молодежь Гореловки. л — Нынче за все лето, — гово- рит председатель исполко.ма сель­ ского Совета В. Титов, — не за­ фиксировано правонарушений. Вот, оказывается, как важно интересно организовать досуг людей. На это нас и нацеливает постановление ЦК КПСС об улучшении работы по охране правопорядка и усиле­ нии борьбы с правонарушениями. Опыт работы гореловского сель­ ского клуба распространяется в области. А. РУССКИЙ, корр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz