Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)

^ ...... ................................................ . ............... . НОВАЯ ж и з н ь . ......... .. ........ . 28 АВГУСТА 1979 ГОДА ф№ Ю 2 (7787) Обучению и воспитанию— комплексный подход с августовского совещания учителей района Как уже сообщалось в «Новой жизни», 23 августа в районном Доме культуры состоялось тради­ ционное совещание учителей школ районе. С докладом «О за­ дачах педагогических коллекти­ вов школ в свете Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улуч­ шении идеологической, политико­ воспитательной работы» выступил На Совещании первый секретарь . райкома КПСС товарищ В. С. Рос­ ляков. Он остановился на важней­ ших вопросах совершенствования учебного и воспитательного про­ цесса в учебных заведениях райо­ на, отметил лучшие педагогиче­ ские коллективы школ, остано­ вился на ряде нерешенных воп­ росов. В частности, он сказал, что в нашем районе з настоящее вре­ мя работает 61 школа, е том числе 17 средних и 18 восьмилет­ них, два сельских профессиональ­ но-технических училища, педаго­ гическое училище, совхоз-техни­ кум, техникум-интернат. В школах района обучается 9.083 учащихся, а всего учащаяся молодежь со­ ставляет 11.633 человека. Прак­ тически все выпускники восьмых классов продолжают обучение в средних школах. Успеваемость школьников достигла в минувшем учебном году 99,1 процента. Зна­ чительно повысилось качество знаний учащихся. Сегодня уместно привести сло­ ва Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только , он перестает учиться, в нем уми­ рает учитель». Все руководители школ, 80 процентов учителей основных предметов в четвертых —десятых классах имеют высшее образование. Восьми педагогам присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР. Два учи­ теля первой средней школы носят звание учителя-методиста, более 64 учителей награждены значком «Отличник народного просвеще­ ния РСФСР» и один «Отличник народного просвещения СССР», 17 учителей награждены медаля­ ми и тРи — орденами. За три последних года в нашу педагоги­ ческую семью влилось 120 моло­ дых специалистов, которые при­ нимают активное участие в вос­ питании подрастающего поколе­ ния. Восемь учителей обучается в областном университете марк­ сизма-ленинизма. Далее докладчик остановился на том, что в учебном процессе широко используются современ­ ные технические средства, укреп­ ляется учебно-материальная база школ, улучшается учебно-воспи­ тательный процесс. Партийные организации педа­ гогических коллективов сумели установить деловые связи с шеф­ ствующими предприятиями, хо­ зяйствами. Примером хорошего содружества может служить взаимосвязь правления и парт­ бюро колхоза «1 Мая» с Девиц- кой средней школой. Тесная связь школы и хозяйства позволяет успешно решать вопросы проф­ ориентации и укрепления мате­ риально-технической базы обуче­ ния. Сейчас на средства колхоза завершается строительство ма­ стерской, работал лагерь труда и отдыха, оборудованнь:й на сред­ ства колхоза. Правление выдели­ ло для учителей школы два жи­ лых дома. Результатом целена­ правленной работы по профори­ ентации является то, что только в этом году 12 выпускников шко­ лы остались работать в колхозе. 15 выпускников по направлению колхоза учатся в различных учеб­ ных заведениях. К сожалению, в ряде хозяйств недооценивается роль школы в решении кадрового вопроса. Так, руководители колхозов «Красный бор», имени Калинина, «Маяк коммунизма» не оказывают по­ мощи школам, отделываются одними обещаниями. В колхозе имени Кирова не считают нужным завершить строительство школь­ ной мастерской. На улучшение работы школь! не оказывают пар­ тийного влияния партком Дряз- гинской опытной станции, забыли о существовании Московской школы и работники сельского Совета. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеоло­ гической, политико-воспитатель­ ной работы» обращается внима­ ние на необходимость крепить связь семьи, школы, обществен­ ности, проявлять повседневную 1! Л' и ^ \ V Г''-- 11 \ г - •1 ■Й' I . "Vь■ *«-'1 г* ; 'й*'’ ; Е. В. Крепки.т, И. Ф, Фролова и В. Ф. Дымова (на снимке слева направо) в этом году после окончания Липецкого педагогического института начинают свой нелегкий, но почетный труд на поприще народного образования. Фото в. Елютина. заботу о педагогических кадрах, выше поднимать авторитет учи­ теля, мастера, наставника, разви­ вать шефство трудовых коллекти­ вов за школами и профтехучили­ щами. Специфика нашего района та­ кова, что основная' масса школ расположена в сельской местно­ сти. В целях лучшего закрепления учителей на селе только в прош­ лом году выделено 20 квартир. Всего за последние три года для учителей выделено 58 квартир. Далее докладчик остановился на том, что опыт лучших педаго­ гических коллективов говорит об огромном эффекте комплексного подхода к вопросам идейно-по­ литического, трудового и нравст­ венного воспитания. Примером умелого осуществ­ ления комплексного подхода к обучению и воспитанию является работа педагогического коллек­ тива средней школы № 2, кото­ рой руководит коммунист, учи­ тель-ветеран, участник Великой Отечественной войны А. М. Ни- жегородов. За семидесятилетие своего существования школа вы­ пустила из своих стен четыре ты­ сячи человек. За большую рабо­ ту по' краеведению она награж­ дена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, в ней оборудован и хо­ рошо работает музей боевой и трудовой славы. Экскурсоводы по ленинскому залу проводят беседы о жизни и деятельности В. И. Ленина. Наставники подрастающего по­ коления являются для учащихся непререкаемым авторитетом, мно­ гие из них ведут большую обще­ ственную работу. Б. И. Борзунов — внештатный лектор РК КПСС, А. М. Нижегородов — пропаган­ дист, Н. В. Аввакумова на протя­ жении года работала по заданию академии педагогических наук по новому учебнику «Советская ли­ тература» ДЛЯ 10 классов под ре­ дакцией профессора Ковалева. Учебником пользуются теперь все учителя общеобразователь­ ных школ. Большинство учителей школ и других учебных заведений про­ водят положительную работу по совершенствованию учебного про­ цесса, улучшению идейно-нравст­ венного воспитания. В этой связи заслуживает внимания работа педагогического училища. Ок­ тябрьского сельского профессио­ нально - технического училища, Завальновской средней школы, где все усилия коллективов на­ правлены на воспитание человека будущего. В педагогических коллективах накоплен интересный опыт изу­ чения идей марксизма-ленинизма. Во многих учебных заведениях хорошо поставлено изучение ле­ нинского теоретического насле­ дия, документов партии и прави­ тельства, произведений Л. И. Брежнева, его книг «Малая зем­ ля», «Возрождение», «Целина», ярко показывающих усилия пар­ тии в борьбе за идеалы комму­ низма. Главной проверенной формой обучения и воспитания является урок. За период школьного обу­ чения ученик посещает свыше 10.000 уроков. И каждый урок, если он хорошо подготовлен, на­ правлен на формирование взгля­ дов и убеждений, характера я привычек, идеалов и чувств рас­ тущего советского человека. Хо­ роший педагог, какой бы пред­ мет он ни вел, ежедневно препо­ дает учащимся урок гражданст­ венности, человеческого общения, высоких нравственных норм. Пример высокого искусства идейно-нравственного, политиче­ ского воспитания в процессе обучения показывают мастера педагогического труда заслужен­ ные учителя РСФСР А. Н. Глото­ ва, О. А. Колесникова, первыми в районе получившие звание методистов, учитель третьей сред­ ней школы Т. И. Кузнецова, учи­ теля Завальновской средней шко­ лы Т. Ф. Кустова и А. М. Черни­ кова, директор педагогического На снимке: заслуженная учительница школы РСФСР, препода­ ватель третьей средней школы Татьяна Ильинична Кузнецова (третья слева) беседует с группой учителей. Фото в. Елютина. училища Д. Т. Свиридов, привле­ кают внимание уроки, проводи­ мые молодой Учительницей пер­ вой средней школы Т. М. Павло­ вой. В мае будущего года, продол­ жает докладчик, все прогрессив­ ное человечество отметит 35 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Интересный опыт военно-патрио­ тического воспитания накоплен в Девицкой, Завальновской средних школах, в которых имеются му­ зеи боевой славы. Музеи помо­ гают педагогическим коллективам совершенствовать идейно-нравст­ венное воспитание учащихся. Повышение эффективности идей­ но-политического, патриотическо­ го воспитания школьников немыс- мо без дальнейшего совершенст­ вования работы с октябрятами, пионерами и комсомольцами. Эта работа должна вестись и в шко­ ле, и дома. В школах района накоплен не­ который опыт атеистической ра­ боты; проводятся атеистические вечера, действуют клубы атеис­ тов, усиливается индивиду.альная работа с детьми. При вечерней школе создан районный кабинет по научно-атеистической пропа­ ганде, который является своеоб­ разным методическим центром по Пропаганде научного атеизма. В первичных организациях об­ щества «Знание» Октябрьской и Девицкой средних школ созданы методические центры по пропа­ ганде научного атеизма. Между тем, еще оказывают религиозное влияние на часть жи­ телей церкви в городе Усмани, в селах Крутч.-Байгора и Боровое. К глубокому сожалению, мы отмечаем, что атеистическое вос­ питание в школах стоит пока на низком уровне. Далее докладчик говорит о со­ вершенствовании трудового вос­ питания в школах района. Углуб­ ленным трудовым обучением охвачено 73,3 процента старше­ классников. В этом году более 420 учащихся сельских школ изу­ чали сельскохозяйственную тех­ нику. Летом в общественно-по­ лезном труде участвовало более 8 тысяч школьников. За каждой школой закреплено базовое хо­ зяйство. В систему учебно-воспи­ тательной работы в сельских школах органически вошли уче­ нические производственные брига- дьс В 28 ученических производ­ ственных бригадах трудятся око­ ло двух тысяч учащихся. На кани­ кулах учащиеся многих школ со­ четали отдых с трудом в летних трудовых лагерях. И все же в организации трудо­ вой подготовки и профессиональ- юй ориентации в школах района очень много недостатков. Сред­ ние школы города не имеют специальных помещений для учеб­ ных мастерских, во второй и третьей школах отсутствуют спор­ С высоким чувством ответст­ венности вступает в новый учеб­ ный год педагогический коллек­ тив района. Нашей школе пред­ стоит решать главные задачи: по­ вышать качество обучения и ком­ мунистического воспитания поко­ ления, трудовой подготовки, про­ фессиональной ориентации, вос­ питывать чувство беззаветной преданности КПСС, коммунисти­ ческим идеалам, любви к Отече­ ству, пролетарский интернацио­ нализм. Есть уверенность, что педагогические коллективы вло­ жат все свои силы, творческие возможности, весь опыт и знания в основу деловых планов всей педагогической деятельности, на­ целенной на углубление идейно­ политического, трудового и нрав­ ственного воспитания подрастаю­ щего поколения, внесут достой­ ный вклад в подготовку к пред­ стоящему XXVI съезду Коммуни­ стической партии Советского Сою­ за. ______ _ н тивные залы, слаба база сельских школ. Постановление ЦК КПСС обя­ зывает учителей шире использо­ вать возможности внешкольных детских учреждений, различные формы работы с детьми по месту жительства, шефство трудовых коллективов для вовлечения школьников в трудовую жизнь, художественно - атеистическую, физкультурно-спортивную, игро­ вую деятельность. К сожалению, если в селах ребята могли тру­ диться и отдыхать в летних лаге­ рях, то в городе такой базы пока нет. Учительская деятельность ни­ когда не ограничивалась только педагогическими рамками. Многие преподаватели школ и других учебных заведений ведут много­ гранную общественную работу, несут в массы слово партии, свет марксистско-ленинских идей, при­ общают трудящихся к величай­ шим сокровищам культуры. В районе третья часть учите­ лей является пропагандистами, политинформаторами, большин­ ство директоров школ возглав­ ляет первичные организации об­ щества «Знание». Хорошими политическими бой­ ц а м и зарекомендовали себя Д и ­ ректор Боровской восьмилетней школы Н. А. Бешкарев, Ю. ф. Зворыкин из Березняговской средней школы. Большой вклад в пропаганду идей коммунистиче­ ской партии вносят лекторы А. А. Сиротин, В. М. Шабанов, В. Ф. Недомолкин из Дрязгинской шко­ лы, Г. С. Вострикова из Куликов­ ской, Н. А. Пожарова из Крив- ской, В. М. Корнева из Студен- ской школ. В этом году учительская семья пополняется сорока молодыми педагогами. Это немало. Но мо­ лодой специалист нуждается в доброжелательном, чутком под­ ходе, который мы вправе ждать от руководителей хозяйств, школьных коллективов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz