Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)
2 *«1«»1ИИИИ>11111111111111П1111ШИ1И11111111И1И111111111ШИ111И1111111П1НШН1П11111Пит НОВАЯ ЖИЗНЫ 1111111111111111111 И 1111111111 Н 111111111111 Ш 2 ИЮНЯ 1979 ГОДАф№ 65 (7750) ЛУЧШЕ ОБУЧАТЬ УЧАЩИХСЯ, ГОТОВИТЬ ИХ К ТРУДУ С сессии районного Совета народных депутатов Как уже сообщалось, 29 мая состоялась XII сессия районного Совета 'народных депутатов. Ее участники заслушали и обсудили доклад председателя райисполко ма А. В. ТИМОФЕЕВА «О ходе выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР <0 дальнейшем совершенствова нии обучения учащихся общеоб разовательных школ и подготов ки их к труду». Сегодня публикуется изложение доклада и выступлений участни ков сессии. В целях выполнения этого по становления, — сказал доклад чик, — в феврале 1978 года бюро райко.ма КПСС и исполком рай онного Совета народных депута тов утвердили районные меро приятия. За истекший период 1 |роде.шна определенная положи тельная работа по их выполнению. За эти годы выполняется план по приему учащихся в 9-е классы. В школах района почти изжито второгодничество, а Березнягов- ская, Иластинская, Поддубров ская средние, Пашковская, Аксай- ская, Крнвская, Арзыбовская 8- летние школы окончили выпуск па 100 процентов с полной успе ваемостью. Уменьшилась теку честь кадров учителей. Проведена определенная работа по обеспе чению их квартирами. По-прежнему большое внима ние уделяется укреплению мате риальной базы общеобразователь ных школ района. В 1976 году начато строительство Куликов ской средней школы на 464 уче нических места за счет средств ко.тхоза «Ленинский путь». Ведет ся строительство учебных мастер ских на 240 мест за счет хозяйств в Девицкой и Верхне-Мосолов- ской средних, Арзыбовской и Бо ровской восьмилетних школах. В настоящее время улучшена постановка трудового обучения во многих школах района: в сред них школах города, Дрязгннской, Куликовской, 1рачевской, Крутч.- Бангорской, Октябрьской, Под дубровской средних школах. За 1У7/ —1979 учебные годы попол нились новым оборудованием учебные мастерские этих школ, а также Ст.-.Хуторской вось.мнлет- ней школы и школы-интерната. С каждым годом все больше школ района переходит на каби нетную систему занятий, дающую наибольший эффект в. обучении и воспитании учащихся. За последние два года допол нительно переведены на кабинет ную систему Девпцкая, Бреслав ская, Никольская, Поддубровская средние школы. В школах района оборудовано 55 новых учебных кабинетов, в т. ч. 8 кабинетов ме ханизации сельскою хозяйства. 10 кабинетов домоводства, 2 каби нета физики, 3 химии, 4 - истории, 6—географии, 10 ино странного языка, 12 комплексных кабинетов. С целью улучшения обучения и воспитания учащихся предус.мотрена реорганизация школьной сети, то есть закрытие школ с небольшим количеством учащихся. В 1978 году закрыта Чернеченская малокомплектная школа. В этом, 1979 году, приня то решение райисполкома о за крытии .Московской, Гаршинской начальных школ. Не секрет, что у учащи.хся средних и восьмилет- ни.х школ больше возможностей для повышения качества знаний, чем в малокомплектны.х школах. Однако закрытие начальных школ обязывает руководителей хозяйств, местные сельские Советы органи зовать систематические регуляр ные подвозы детей. В целях оказания материальной помощи школам и внешкольным учреждениям района за ними были закреплены шефствующие предприятия, колхозы и совхозы. Надо сказать, что большинство из закрепленных шефствующих предприятий и хозяйств оказыва ют действенную помощь школе. •Хочется отметить серьезное отно- фенне к своим шефским обязан ностям завода-«Индикатор» (ди ректор Репин), ткацко- трикотаж'ной фабрики (директор А. В. Бондаренко), УЗЛО (дирек тор Ю. .А. Рыжков), общепита (директор Р. ’ Н. .Артемова), ли нейного управления автодорог (начальник А. Т. Зелепукин), сов хозов «Коммунар» и «Ударник», колхоза «.Маяк коммунизма» и других. Перед отдело.м народного обра зования ставилась задача увели чить число учащихся в группах продленного дня до 2.275 человек, открыв дополнительные группы в Крутч.-Байгорской, Бреславской, Поддубровской, Сторожевской и Новоуглянской школах. В на стоящее время группами продлен ного дня охвачено 2.310 человек, что составляет 30,3 процента от числа учащихся 1—8 классов. Улучшилась деятельность всех интернатов при школах. За 1978 год они пополнились твердым и мягким инвентарем на сумму 15 тысяч рублей. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров ССС1’ обраща ется внимание на постановку про фессиональной ориентации уча щихся. Это вполне понятно, так как подавляющее большинство учащихся, приходя после школы на производство, имеют очень с.мутное представление о выбран ной ими профессии, не говоря уже о каком-то умении. Для координации работы по профессиональной ориентации мо лодежи при райисполкоме была создана комиссия по профориен тации учащихся и содействию трудовому устройству выпускни ков средних ^пкол с участием представителей райопо, школ, управления сельского хозяйства, руководителей промышленных предприятий, профсоюза, РК ВЛКСМ. В настоящее время профориен тационная работа в школах явля ется составной частью учебно- воспитательной работы и осуще ствляется со всеми учащимися с первого по десятый класс. В школах района созданы ка бинеты и уголки по профессио нальной ориентации учащихся, где отражается жизнь колхоза пли совхоза, имеются сведения о профессиях, периодически сооб щается о передовиках производ ства, их- успехах и достижениях, есть .материал об учебных заведе ниях, где можно получить ту или иную специальность. Правильная профессиональная ориентация основывается не толь ко на теоретическом 4юзнанин учащимися сельскохозяйственного производства, но н практическом, непосредственном участии в нем. В каждой школе района учащие ся V II- 1.x классов объединены в ученическую производственную бригаду, где они имеют возмож ность заранее познакомиться с будущей профессией, почувство вать вкус к будущей работе. В 1978 1979 учебном году на полях колхозов и совхозов райо на будут работать 28 ученических производственных бригад из уча щихся 7—9 классов. Эти бригады объединяют 1.950 школьников. Во всех ученических производствен ных бригадах создано 120 звень ев, в т. ч. механизаторов - 16, полеводов — 87, животноводов- 10. строителей - 7. Грачевской, Никольской, Сторожевской. Кули ковской, Крутч.-Байгорской, За- вальновской, Дрязгинской, Ок тябрьской средним и Боровской 8-летней школам выделена без возмездно хозяйствами сельскохо зяйственная техника. Все осталь ные школы имеют закрепленную технику на врем? работы учени ческих производственных бригад. Для руководства работой учени ческих производственных бригад в 1979 году закреплено по райо ну 53 специалиста от хозяйств (агрономы, бригадиры, механиза торы). В 1979 году перед сельскими средними школами и хозяйствами района ставится задача создать 14 лагерей труда и отдыха с охва том 644 учащихся. Проведена большая подготовительная рабо та по организации лагерей. Было бы неправильным не на звать результаты трудовой дея тельности и профориентационной работы сельских школ. В 1978 году 10 классов окончили 841 че ловек и вместе с аттестатом о среднем образовании получили удостоверение тракториста 111 класса 195 человек, животново да — 115 человек, полевода — 139 человек. В хозяйствах района остались работать 78 человек, в том числе .механизаторами 16 че ловек и животноводами 32 чело века (все девушки). Если говорить о профессиональ ной ориентации и трудово.м вос питании школьников в условиях города, то здесь имеются большие возможности для хорошей их По становки. .\\ного полезного может дать создание кабинетов проф ориентации, в которых в соответ ствии с запросами города в кад рах должно раскрываться содер жание основных специальностей, вестись систематическая работа по ознакомлению с ними учащих ся. При средних городских школах организованы и действуют еже годно трудовые отряды старше классников. В этом году они объединят для летних работ 150 учащихся, которым предстоит вырастить 45 гектаров кормовой свеклы в совхозах «Ударник» и «Усманский», работать на сбивке ящиков для яблок, а также при нять самое активное участие в ремонте школ и своевременной подготовке их к новому учебно му году. Осенью 1978 года у'чащиеся городских школ оказали большую помощь хозяйствам в уборке са- .харной свеклы. Отлично потруди лись на полях колхоза имени XXII партсъезда учащиеся второй средней школы. Нес.мотря на плохие погодные условия и труд ную дорогу, ребята во главе со своими учителями в течение 18 дней убрали свеклу на площади 60 гектаров и заработали более 2 тысяч рублей. Но самой боль шой радостью для ребят было то, что благодарные колхозники не’ забыли их в день празднова ния 70-летия школы. Секретарь парторганизации колхоза В. В. Телегин сердечно поздрави .1 их и вручил подарок за добросовест ный труд на уборке урожая. Неплохо поработали и учащие ся третьей средней школы. В сов хозе «Ус.манский» ими было соб- 1 >ано 600 ящиков яблок, а на по лях кол.хозов имени Калинина, имени ХХН партсъезда и Федо ровском .ИХП ими была убрана сахарная свекла на площади 41 гектар, кроме того на Федоров ском .НХП ребята очистили 74 тонны сахарной свеклы. - Несмотря на положительные факты в совершенствовании обу чения учащихся и подготовки их к труду, — отметил в своем до кладе А. В. Тимофеев, — в этой работе еще имеется много серьез ных недостатков и пробелов. Нам предстоит еще многое сделать по укреплению материальной базы школ, по привитию школьникам настоящей любви к труду. В прениях по докладу высту пил первый секретарь РК ВЛКС.М .А. Т. Борзунов. Он сказал, что в комсомольских организациях рай она проводится определенная работа по дальнейшему совершен ствованию обучения и воспитания подрастающего поколения, подго товке молодежи к труду. При этом используются самые разно образные формы идейно-воспита тельной работы; Ленинский зачет, трудовые объединения, система идеологических мероприятий, ком сомольские собрания и другие. В комсомольских организациях школ района накоплен определен ный опыт профориентационной работы. Особенно успешно эти вопросы решаются в Завальнов- ской средней школе. Партийная организация и педагогический коллектив всю работу по трудо вому воспитанию учащи.хся, их профессиональной ориентации ве дут через комсомольскую н пио нерскую организации. В этой школе регулярно организуются и проводятся вечера встреч с пере довика .ми сельскохозяйственного проп.шодства, в пионерских клас сах работают пионервожатые с производства. Среди )шх бывшие выпускники школы механизатор совхоза Иван Шустов, телятница Валентина Нартова и другие. Ко митет ВЛКС.М школы поддериш- вает тесную связь с комсомоль ской организацией совхоза, регу лярно проводит совместные культ- .массовые и спортивные мероприя- 1 ИЯ . Целенаправленную работу по трудовому воспитанию учащи.хся 'проводят также комсомольские организации Дрязгннской, Пла- стипской. Октябрьской и многих других нГкол района. Учащиеся школ района прини мают активное участие в обще ственно-полезном труде. Осенью прошлого года они участвовали в уборке сахарной свеклы. Нынеш ней весной на субботниках и во скресниках ими посажено 4,5 ты сячи деревьев и кустарников, собрано 150 тонн металлолома. Комсомольцы, пионеры и школь ники горят желанием внести до-, стойный вклад в работу по заго товке кормов дляч скота. Ими выращивается кормовая свекла иа ,500 гектарах. Они примут \частие в заготовке сена из дико растущих трав. Во время летних каникул они будут работать штурвальными на комбайнах, по могать подрабатывать зерно на токах. Но трудовое воспитание уча щихся пока оставляет желать лучшего. В прошлом году всего лишь 13 процентов выпускников остались работать в сельском хо зяйстве. Мало их осталось и на предприятиях города. Например, на заводе литейного оборудова ния сейчас недостает более ПО человек. Но руководители завода не спешат наладить тесную связь с городскими школами. По ини циативе завода не проведено ни одного мероприятия в школах города. Давно уже настала пора, как 11 на швейной фабрике, соз дать на заводе, учебио-пронзвод- ствениый цех. Аналогичная картина наблюда ется и на селе. Руководителей хозяйств не часто можно видеть в школах. Вторым в прениях но докладу выступил секретарь партийной организации завода литейного оборудования С. К. Черных. Надо было ожидать, что он назовет причины отсутствия тесной, в са мом прямом смысле слова, связц, завода с городскими школами. 1'1о 'зтого не произош.то. С. К. Черных подчеркнул, что заводу требуется большое количество квалифицированных рабочих. Он назвал некоторые мероприятия, посредством которых партийная организация пытается привлечь на завод молодежь. Но их пере чень очень ограничен. Это экскур сии по заводу, помощь первой средней школе в оборудовании кабинета профориентации и по мощь школам в сборе металлоло ма. Конечно, такой узкий круг мероприятий не может сыграть большой роли в этом важном деле. - - Учащиеся нашей школы при нимали участие в уборке урожая сахарной свеклы и картофеля в совхозе «Ударник», прмоднлн в порядок улицы города, в каждом классе оформлен уголок «Кем быть?», проводятся встречи с пе редовиками производства, — го ворит депутат районного Совета народных депутатов учительница средней школы .У» 1 О. И. Пан кова. — Однако в работе по трудо вому воспитанию встречается много трудностей. Школа не мо жет организовать уроки труда на производстве. Школьные мастер ские оборудованы очень плохо. Нет классов, где можно провести уроки труда девочкам. Над шко лой шефствуют девять организа ций города. А помощь оказывает только ткацко-трикотажная фаб рика, которая перечислила школе 1.000 рублей для прнобретеиня оборудования мастерских. В осна щении .мастерских хорошо .может помочь завод литейного оборудо- аания, но пока этой помощи не ощущается. Другими словами, вести трудовое воспитание уча щихся без шефствующих органи заций практически невозможно. Председатель колхоза «1 Мая» Л. Е. Карпов в своем выступле нии остановился на тех вопросах, которые планируется решить по ЛИНИН шефской помощи Девицкой средней школе. Он сказал, что школа пока не располагает необ ходимой базой для проиедения уроков труда, нет .мастерских, мало наглядных пособий, недоста ет квалнфпцироврнных учнте.тей по трудовому обучению. Ко.кчоз сейчас делает многое, чтобы лик видировать этот пробел. За пос ледние два года школе выделено две квартиры для учителей, в ^ прошлом году начато стропте.ть- ство мастерской. Строительство ведется на общественных нача.тах. В нем принимают участие сами Ш К О Л Ь Н И К И . Правление колхоза выделяет необходимые материа лы. В этом году к началу учеб ного года мастерская будет по строена. Школе выделен при школьный участок, где учащиеся закладывают опыты. ^'чаЩ 11 еся в этом году будут трудиться на об- работке 11 уборке подсолнечника, кормовой свеклы. Для учениче ской производственной бригады будет построен лагерь труда и отдыха. Учащиеся старших клас сов примут участие в уборке уро жая сельскохозяйственных куль тур иа комбайнах. 11о и при этом учащиеся не мо гут получать в нашей школе не обходимых трудовых навыков. При школе нет трактора, набора сельскохозяйственных машин, шко- ,та не может выдать десятиклас сникам удостоверений трактори- ста-машиниста. Для решения это го вопроса нужна совместная работа хозяйства и школы, нужно использовать н те условия, кото рые имеются. Например, тракто ры и сельхозмашины можно изу чать в колхозной мастерской, там же можно оборудовать хороший ^ кабинет для изучения техники школьниками, можно снлашцю- вать и прохождение учебной практики на тракторах. • Чем старше к.чассы, тем глубже содержание трудового обучении, говорит директор Дрязгинской средней школы В. Ф. Недомолкин. — Например, соглае но плана работы на учебно-опыт ном участке на лето учащимся даются задания по всем предме там. Так, по химии учащиеся 7 класса должны определить кис лотность почвы, содержание в ней фосфора, азота, калия, рассчитать дозы внесения удобрений. Школа проводит опыты по за данию Воронежского и .Мичурин ского сельскохозяйственных ин ститутов, Дрязгинской опытной станции. В опытах принимают участие все учащиеся. Поддерживая постоянную связь с производством, школа через комсомольскую и пионерскую ор ганизации ведет шефство над животноводческими фермами. Уча щиеся 5 - 6 классов помогают взрослым в уходе за телятами. Организуется много встреч с передовиками производства, вете ранами труда, устраиваются экс курсии в мастерские, на животно водческие фермы. У учительского .коллектива есть уверенность в том. что проводимая работа в этом направлении позволит добиться улучшения подготовки молодежи к труду в сфере материального производства и закрепления ее большей части на селе. О дальнейшем совершенствова- ннн обучения учащихся и подго товке нх к труду говорили также заместитель начальника РОВД В. И. Прибытков, председатеть исполкома Пластинского сельско го Совета И. Я- Беляев, директор вспомогательной школы-интерна та Н. И. Стрельников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz