Новая жизнь. 1979 г. (г. Усмань)
4 |ип1111111т1т11Ш111111т1111Ш11т111т11т1т1111т1111111т111тш11111Ш1>нОВАЯ ЖИЗНЬ >11111111111111111111111111111111111111111111111111111131 Л1ЛРТА 1^79 ГОДА 4 № 39 (7724) П. ГОНЧАРЕНКО, УЗНАВАНИЕ ЖИЗНИ Мы беседовали в пионерской. В углу комнаты замерли отряд ные флажки, на барабане накрест сложены палочки. Но старой па мяти бывшей вожатой Лена лю бите уединяться в пионерской. Здесь ей лучше думается. На сто ле под стеклом старательно рас черченный план работы. Она тру дится над док.тадом об опыте иоснитання у ребят активной жизненной позиции. Лена готовится к се.минару мо- лоды.ч учителей. На ее опыте вос- иитаиия не раз учили начинаю- щи.ч учителей и вожатых. Мое появление она тоже восприня.та как интерес к ее опыту. - Трудно- нынче подобрать з шко.ту настоящего вожатого, — жалуется Лена. — Не хватает у иексггорых организаторской жил ки. Приходила одна девушка: хорошенькая, скромная, дети к» . иен потянулись, но кбллектив ско лотить не с.могла, придумать что- то интересное, захватывающее - - тоже. Ушла из школы. — Лена выпрямилась: дескать, не каждо му дано такое умение, которым, несомненно, обладает она. Доклад пестрит примерами: «Ребята решили посадить Аллею героев», «Ребята отправились в поход». Это было во время поезд ки в Брест, С помощью родите лей своих учеников Елена Нико лаевна «организовала» автобус. Экскурсия удалась на славу. Ре бята были довольны и всю доро гу. пели. '— А кто из детей не ездил? — Всего человека три-четыре,-- удивленно отвечает Елена Нико лаевна. — Деекать, к.тасс-то без четверых все равно класс. Действительно, из тридцати не иоеха.чо четверо, но по какой при чине их места в автобусе пусто вали, пикта не разбирался. С помощью ребят удалось это уста новить без особого труда: один болел, другого не пустили роди тели («Сами свозн.м в Брест»), а близнецам Косте и Жанне было не до экскурсии. Пьяный отец учинил такой дебош, что мама очутилась в больнице, и дети поочередно дежурили у ее посте ли... Причины у каждого свои, но мимо них прошли. Они остались незамеченными, обойденными. Что такое единица? Ноль. Главное, что для большинства воспитате.тьно- познавательное .мероприятие про шло успешно. А имеем ли мы право за большим количеством (Окончание. Начало в № 38) не видеть отдельных ребят — не ожиданно выпавшую на их долю боль, гЪре, неприятность? А то и озлоб.тение, за которы.ми могут следовать поступки разного свой ства, в том числе и те. что при водят подростка за черту дозво- леииого законом. По.мнит ли она Романа К. из лагеря? Елена Николаевна не сразу переключилась на дела ми нувшего лета. В ее памяти всплы вают самые общие сведения о происшедшем: «трудный парниш ка». Прошу все же детали, подроб ности, прошу дать более точные, а главное — доказательные при- .меры. Но опять повторяет преж нее, Правда, рядом со слово.м трудный выстраиваются еще «скверный» и «какой-то злой». Короче, начинает лепиться образ школьника, который явно выде- ляетсл среди благополучного большинства. А на фоне контин гента такого образцового лагеря он выглядит не иначе, как слу чайно туда попавших, «Ох. и на терпелась я с ним». — Много ли 'таких ребят было в отряде? — Что вы, — Лена выпрями лась. Дескать, не забывайте, что туда направляют лучших из луч ших. Значит. Роман был единст венным «трудным». Но в таком случае тем более не составляло труда присмотреться к нестан дартному упрямому мальчику, заинтересоваться им. Неважно, что сроки пребывания в лагере столь непродолжительны. Есть вещи, которые сразу бросаются в глаза, не заметить их нельзя. — Скажите, Е.тена Николаевна, неужели вы не поняли душевное состояние мальчика? Неужели вы не поинтересовались, откуда у него этот протест, озлобление, по беги? Ведь тут вопрос чуткости, зоркости, внимания к маленькому гражданину. Из-под густых бровей на меня смотрят карие, словно две непод вижные точки, глаза: — Три лагерных с.меиы, более ста детей, разве заглянешь в ду шу каждому? Знакомый, «железный» аргу мент «.массовика», для которого все дети на одно лицо. Это его слова-отговорки: «У меня ваш сын не один!», «.Мне некогда во зиться, у меня класс!» Он запро сто прячется от «нестандартного» трудного, за шеренгу благополуч ных. Избавиться от мороки — единственное его стремление. Иной такой не прочь порой да же поделиться опытом работы (класс-то у него без трудных), в то время, как другой врачует его подопечного подростка, раненного недоброжелательностью или не- внимание.м. Именно в классе, от ряде трудный как на ладони, и.менно здесь должны проявиться человеческие внимательность и прозорливость, н.менуемые прото кольным словом «профилактика». Однако же Роман не из тех классически «трудных», которых надо перевоспитывать, наставлять на путь истинный. Не из тех, кто норовит выйти на обочину жизни. Роман — подросток целеустрем ленный, смелый, добрый, умею щий постоять за те идеалы, кото рые познал в школе, в нашем обществе. Я рассказал Елене Николаевне, что было там, за торжественной аркой лагеря, что дало право школьнику с тройка.ми отдохнуть в лучшей здравнице. Вряд ли най дется пример в ее докладе о вос питании у ребят активной жизнен ной позиции, который мог бы сравниться с тем выступлением против сектантов, на которое от важился этот се.тьский школьник. Она широко открыла глаза, пред ставив себе, как в суде рядом с делом лежали толстый шланг от стиральной машины, ржавая ми ска для собак и окровавленная рубашкаг.. Один за други.м подни мались на сцену свидетели: нече- СТНЫ.М трудом живут сектанты, нарушают советские законы. Го ворили простые люди — доярка, пенсионер, конюх, И вот выходит главный свиде тель. Не. испугается ли? Не отка- ■жется ли от прежних показаний? Он медленно приблизился к боль шому столу. В ярком свете пла менеет на груди галстук. Взвол нованно звучит его рассказ о том, сколько оскорблений, побоев и угроз стоил ему этот кумач на грудн. Он говорил обо всем, что видел, что пережил в ту страш ную ночь. Тихо в пионерской. — Если бы- кто-нибудь подска зал мне хоть что-нибудь об этом мальчике, — прошептала Елена Николаевна. Она не скрывала своего смяте- . ния, забыв, что ей не составляло никакого труда заглянуть в ха рактеристику из школы, которая «подсказывала». Тревожно, когда в человеке не развиты умение, способность ви деть душевное состояние другого. Но когда такого рода зрение от сутствует у воспитателя, тревож но вдвойне. Без него А. С. Мака ренко не мыслил, не представлял себе воспитателя. «Можно и на до развивать зрение, писал он, — просто физическое зрение. Это крайне необходимо для вос питателя. Надо уметь читать на человеческом лице, на лице ребен ка, и это чтение может быть да же описанным в специальном курсе». Злоключения Романа в пионер ском лагере — не простая ошнб^ ка. тем более не мимолетный эпи зод. Они — свидетельство живу чести формализма там. где нет той самой остроты зрения, о ко торой говорил А. С. Макаренко. Невосполнимые потерн несут все, когда сценарий «с изюминкой», красочное мероприятие выдается за истинные чувства и мысли ре бят, когда бойкий ответ на уроке или гладенькое сочинение возво дится чуть ли не в ранг высших достижений при воспитании у де-- тей активной жизненной позиции. А каков он, наш воспитанник, один на один с жизнью? Всегда ли мы видим за частоколом его троек, каких душевных сил стоит е.му поединок с пьющим старшим братом, с компанией великовоз растных вымогателей, что поджи дают его у подъезда, с фанати чно верующими родителями? Довольно часто, воспитывая будущих граждан, мы приводим примеры лишь из книг, выпуская из виду, что их можно найти и в сегодняшней жизни, буквально рядом, в той же школе, в том же классе. Да, мы вправе гордиться тем поистине великим и героиче ским, что уже стало достоянием истории. Но разве все это только в прошлом? Разве не совершают мужественных, героических по ступков сегодня, сейчас? Так по чему бы не назвать имена этих ребят, почему не ставить их в пример другим, не обратить на них внимание тех, кто учится, жи вет с ними бок о бок? Это ведь такой благодатный материал для наглядного воспитания. Школьники справедливо счита ют поступок Романа геройским. Он ие побоялся фанатиков, не от ступил, не дрогнул. О его смело сти стоит рассказать другим, на его примере воспитывать счерст- ииков. ...Звонок с уроков всполошил коридоры. Топот детских ног слышится возле пионерской. Еле на Николаевна сникла, встрево жилась, как бы по-новому взгля нула на себя и свою работу. И это единственная причина, почему я не называю ее подлинного име ни и школы, в которой она рабо тает. Ведь здесь ей еще только предстоит стать воспитателем. ...Нз села пришла добрЗя весть. В один из приездов к Роману мать привезла ему аккуратный сверток. В нем был новенький пионерский галстук.' Роман по-прежнему мечтает о мореходке. Он хорошо знает, что в нашей стране мечты сбываются. А он к тоь^ же еще и упрям и целеустремлен. (Журнал «Человек и закон» № 2 за 1979 год). Телевидение 31 МАРТА, СУББОТА 8,00 - «Вре.мя». 8.40 — ^'трен- няя гимнастика. 9.05 - - «Творче ство юных». 9.35 — Для вас, ро- дите.'ш! 10.05 — Концерт вокаль ного ансамбля Дворца культуры г. Нижнего Тагила. 10.55 — Му- зыка. 1 ьная программа «Утренняя почта». 11.25 — «Круг чтения». 12.30 - «Здоровье». Научно-по пулярная программа. 13.15 — «Олнмпиада-80». 14.00 «Побе дители». Клуб фронтовых друзей. 15.10 - Программа телевизион ных короткометражных ху.тожест- веиных фильмов. «Огонь » глуби не дерева», «.-\ к нам цирк ири- е.хал». 16.00 «Человек. Земля. Все.тениая». 10.45 «1’адуга». 111 .\ 1 <.-ждународный фестиваль теле визионных программ народного творчества. .Дания. 17.15 ' «Оче видное невероятное». Ведет передачу профессор С. Н. Капи ца. 18.15 - «Грустить ие надо». Фильм-концерт. 18.55 - «9-я сту дня». Ведущий политический обозреватель В. С. Зорин. 19.55- Премьера телевизионного художе ственного фильма «Театр» по одноименному роману С. Моэма. 1-я серия. 21.00 — «Время». 21.35 —Премьера телевизионного худо жественного фильма «Театр». 2-я серия. 22.45 - - Международные соревнования по спортивной гим настике на приз газеты «.Москоу Иыос». Жеишииы, 1 АПРЕЛЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ ( 8,00 - «Время». 8,40 -- «Па зарядку, становись!». 9.30 «Бу дильник». 10,00 - «Служу Совет скому Союзу!». 11.00 -- «Золуш ка». Художественный фильм. 12.30 «Сельский час». 13.30 - «.Музы кальный киоск». 14.00—А. Лни.т- грен. «Малыш и Карлсон, кото рый живет на крыше». Фильм- спектакль Московского театра са тиры. 15,30 — Премьера телеви зионного документального филь ма «Войди в мой белый дом» из цикла, посвященного советским женщинам. 16.05 — «По вашим письмам». Музыкальная програм ма к Дню геолога. 16.50 — «Клуб кинопутешествин». 17.50 — «Чу деса в решете». Мультипликаци онный фильм, 18.00 — «Между народная панорама». 18.45 — «11а арене цирка». 19.10 — Встреча с писателем С. Михалковым в кон цертной студии Останкино. 21.00^ — «Время». Информационная^ программа. 21.35 — Международ ные соревнования по спортивной гимнастике иа приз газеты «Мос коу Пьюс». Финалы в отдельных видах многоборья. Редактор А. НЕКРАСОВ. Черновцы. Большой попул'ярностью пользуются «Буковинские нечорницы»— вечера отдыха — в коллективе областного ремонтно- строительного треста. Зал рабочего общежития превращается в гостиную. Здесь можно послушать мелодичную украинскую песню, сплясать зажигательный гопак. Па снимке: на вечере отдыха. Фотохроника Т.ЛСС. НАХОДКА В АВТОБУСЕ 29 марта в автобусе, курсирую щем по маршруту Усмань-Ни- кольское, обнаружен кошелек « деньгами. Обращаться к кондуктору авто буса Г. С. Пчельниковой или в кассу автопредпрнятия. УСМАНСКОМУ РОНО требуется на постоянную работу кассир. Обращаться в отдел, кадров РОНО н к уполномоченному по труду при райисполкоме. АВТОБАЗЕ УСМАНСКОГО РАЙПО срочно тре б ую т ся на р а б о т у ; шоферы на автобусы «Кубань» и «ПАЗ-675», на автофургоны, бор товые автомашины ГАЗ-51 и Г.ЛЗ-52 с оплатой 150—200 руб лей в месяц, газоэлектросварщик, автоэлектрнк, экономист, диспет чер с оплатой 100—120 рублей в месяц. За справками обращаться в отдел кадров райпо и к админи страции автобазы. Адрес автобазы: г. Усмань, район свеклобазы. УСМАНСКОМУ КОМБИНАТУ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА в связи с очисткой реки Усманка СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ на земснаряд электрики, слесари-машинисты, бульдозеристы на трактор С-100, рабочие по ремонту доро 1 ;:_и озеленению (муж чины и женщины), техник-озеленитель, автогрейдерист на но вую грейдерную л)ашину, трактористы на тракторы МТЗ-50 (спецтрактор), ДТ-54 (бульдозер), плотник-бетонщик, шофер на легковую автомашину «Москвич»., За справками обращаться по адресу, г. Усмань, Левый бе рег к администрации и к уполномоченному по труду при рай исполкоме. В магазины Усманского райпо поступили в продажу _ следующие товары: мотороллеры «Электрон» стоимо стью 270 рублей; мопеды «Рига» — 112 рублей 90 ко пеек, ПО рублей, 90 копеек; мотовелосипеды — 112 руб лей 40 копеек; велосипеды женские — 72 рубля; вело сипеды .мужские — 53 рубля. Эти товары отличаются высокой гарантией в эксплуа тации, практичны и не дороги. Также в большом ассортименте продаются телеви зоры «Славутич», «Крым», «Весна», «Таурас», «Берез ка», диаметр кинескопа 59 см, 61 см. Перечисленные товары можно приобрести в кредит. Дорогие покупатели, посетите наши магазины! Этот номер набирала линотипистка В. В. Бодрых, верстала Л. Н. Павлова, печатали М. Н. Гриб, М. А. Попова. Корректировала Т. П. Баскакова. ЗАХОДИТЕ К НАМ И ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: 399340, г. Усмань, ул. Ленина, 7 НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 1-56, ответственного секретаря — 0-97, отделов: партийной жизни — 3-29, экономики сельского хозяйства — 5-86, писем и массовой работы 0-97, радиовещания — 3-29, бухгалтерии —5-86, корректора ■ 1 - 00 . Усманская типография облуправления издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Ус.мань, ул. Ленина, 17. Тираж 10.912. Заказ № 998.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz