Новая жизнь. 1978 г. (г. Усмань)
14 ЯНВАРЯ 1978 ГОДАф №7 ( 7536 )|чич 11 ччт 1 Ч 1 Н 1 Н 111 т 111 1111111111 И 1 П 1111111 НОВАЯ ЖИЗНЬ 1 ИП 111 И 11111111 п т т 111 т т 1 т т 111 т т т 111 т т 11 т т 1 М 111111 М 11 М 111 з высокий ОРИЕНТИР с ЯНВАРСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ Иа традиционном январском С(^иещан^ш учителя района под пели итоги первого полугодия 1977— 1978 учебного года н опре делили своп задачи, вытекающие 113 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль нейшем совсршенствованпп обу чения, воспитания учащихся оГлцеобразовательных школ и под готовки их к труду». С докладом выст)'пил заведующий районо Л. А. Сушков. О проблемах обу- X чения и воспитания и путях ре шения их рассказали завуч Дряз- гннской средней школы Н. В. Вол кова, организатор внеклассной работы Куликовской средней В. А. Ломакина, директор Арзыбовской 8-летней А. М. Зайцев н другие участники совещания. В докладе н выступлениях от мечалось, что большинство учи телей района взяли на вооруже ние девиз «Обучая, развивать и воспитывать». Они дают уча щимся глубокие и прочные зна- • Ш 1 Я, побуждая их к самостоя- ■тельному мышлению, применению полученных знаний на практике. Каждый урок такого учителя яв ляется надежным средством фор мирования у школьников мате риалистического мировоззрения, ко.ммуннстнческой убежденности, высокой нравственности. Общая успеваемость по району составила 98 процентов. За этой средней цифрой скрываются да леко не одинаковые результаты работы школ. Так, самой высокой — 99 процентов — добились учи теля Октябрьской средней школы. И не одна из средних не закон чила полугодие со 100-процентной успевае.мостью. Зато сложную и необходимую задачу повышения едва ли нс главного показателя эффективности обучения смогли решить учительские коллективы Беляевской, Васильевской, Д.мит- риевскон, Пашковской и Аксай- ской 8-летннх школ. Среди вы ставленных и.мн итоговых оценок нет ни одной неудовлетворитель ной. Такой уже успеваемости добились Пригородная № 1 , Де- внцкая. Пушкарская Л» 1 и не которые другие начальные школы. В числе школ, где показатель успеваемости самый низкий, !1злегощинская 8-летняя (дирек тор Е. И. Крестников), И объяс няется это слабостью внутри- школьнрго контроля за обучени ем. . Оставляет желать лучшего успеваемость в Сторожевской и Никольской средних школах. Мо сковской 8-летней. А между тем они имеют все данные для улуч шения качества обучения. Надо полагать, что руководители сде лают правильные выводы из ито гов первого полугодия. Итоги инспекторских проверок, результаты контрольных работ по текстам администраций н райо но показывают, что в школах района, несмотря на отдельные недостатки, продолжается рост успеваемости учащихся, повыша ется качество знаний (осознан ность, прочность, полнота н мо бильность). В частности, намного повысилась успеваемость учащих ся 1—.5 классов по математике. МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ РАССКАЗЫВАЮТ ШТЫКОМ и ПЕРОМ На стенде «Наши земляки» , которк 1 й находится в центре го рода Усмани , есть большая ф о то графия Героя С оветско го Сою за Бориса Александровича Котова, геройски погибшего на фронте Великой О течественной войны. Е го имя связано с нашим краем . Здесь он рос и учился , работал и начал писать в районную га зе ту свои первые заметки и стихи. О тсю да он уехал в Донбасс . Борис Александрович Котов родился в 1909 году в селе Пахот ный У гол , Тамбовской области . Е го отец был народным учи те лем . Д етство Бориса прошло в городе Усмани . Окончив ср е д нюю ш колу № 1, он работал секр е тарем сельско го Совета в С торож евских Хуторах и препо давал на кур сах по ликвидации неграмотности , В 1931 году Борис Котов переехал в Ново-Горловку и стал работать на шахте. Началась Великая О течествен ная война. Братья Бориса ушли добровольцами на фрон т . Котов просился в действующ ую армию , но его зачислили в строительный батальон . Он был настойчив и добился зачисления в строевую часть. В сен тябре 1943 года советские войска форсировали Днепр . Гвар дейский минометный расчет сер жанта Бориса Котова перепра вился через реку первым . В ко ротком бою гвардейцы разбили врага . Расчет Котова закрепился на маленьком плацдарме , трое суток обороняя его от врага . Фашисты ' наступали колоннами. Борис Котов, действуя гранатой, винтовкой, прикладом , наводя панику на врага , увлек за собой бойцов. Во время контратаки его сразило осколком мины. Ука зом Президиума Верховно го Совета С С С Р Борису А л е к сандровичу Котову было посмер т но присвоено звание Героя С о ветского Сою за . Котов оставил о себе память не только как герой , но и как талантливый поэт. Первые его стихи появились в 1928 году в нашей районной газе те . Затем они публиковались в газетах «Кочегарка» , «Социалистический Донбасс» , альманахе «Литера тур ный Донбасс» , в коллективных сборниках «Сдаем пробу», «Ком байн», «На гора» . П еред войной Б. А . Котов под готовил первый сборник стихов, но увидеть свою книгу не приш лось . Все написанные Борисом Александровичем стихи, эпиграм мы , песни, отрывки из повести «Записки ликвидатора» , несколько фронтовых писем вошли в книгу «Недолетая песня» , изданную в Донецке в 1960 году . В своем стихотворении «За победу» Борис Александрович писал : Сзади — море , сбоку — горы , Свер ху — полдень голубой . Ты идешь . Полей просторы О тступаю т пред тобой. Всходы сбиты и измяты , Взрыт снарядами пустырь . Ты идешь . В руке граната, Ш тык цепляет за кусты , У туманного яруга . Где ручей в камнях зажат, Два твоих веселых дру га Шашкой срублены лежат . Руки темные от пота Чуть откинуты назад . И на стаю самолетов См о тр я т мертвые глаза . Чтоб среди глухих пожарищ Победить в большом бою, Я хочу сейчас, товарищ , Крепко руку сжать твою. Борис Александрович Котов — член Сою за писателей ССС Р . Его имя золотыми буквами выбито на мемориальной доске в Цент ральном Д ом е литераторов в Москве. Учителя и учащиеся Усманской средней школы № 1 свято чтут память Бориса Котова. День его рождения и геройского подвига еж егодно отмечает пионерская дружина имени Котова . В школе есть «У голок Бориса Котова». М емориальная доска на стене здания средней школы № 1 гласи т : «В этой школе учился в 1919— 1928 г .г . Герой Советско го Сою за Б. А . Котов». Н. АНДРЕЕВ, персональный пансионер. В любой школе найдешь нема ло учителей-предметников, кото рые добросовестно готовятся к занятиям, используют разнооб разные формы внеклассной рабо ты для закрепления п углубления пройденного на уроках материа ла. Есть определенные успехи и в обучении в начальных. классах. Но обстоятельный анализ ито гов полугодия показывает, что еще немало допускается ошибок в преподавании русского языка, математики и других дисциплин. Так, многие учителя русского языка не уделяют должного вни мания изучению тех разделов программы, усвоение которых крайне важно для пре,дупрежде- ния наиболее распространенных орфографических ошибок. Высо кий процент ошибок при выпол нении гра.мматическнх заданий свидетельствует о том, что учи теля допускают серьезные огрехи при организации повторения прой денного материала н закрепления знаний и навыков у учащихся. Слабым местом в работе учи телей начальных классов являет ся то, что они не всегда обучают детей решению задач и примеров рациональными методами, В Пе- сковатской школе ученики 1—3 классов имеют слабые вычисли тельные навыки. Задача всех педагогических коллективов заключается в том, чтобы выявленные при подведе нии итогов недостатки были устранены во втором полуго.тии, чтобы опыт лучших учителей по лучил широкое распространение. Это станет возможным лишь при систематическом контроле за хо дом учебно-воспитательного про цесса со стороны директоров и завучей школ, принципиальной оценке усилий учителей, ЛЛногое предстоит также сделать по выполнению Закона о восьми летием обучении. Ведь за первое полугодие из школ района вы было 10 учеников. Оставили учебу 13 учащихся 9—10 классов. 11 особенную тревогу по это.му поводу вызывает городская сред няя школа Л» 2. По абсолютно.му большинству показателей это ведущая школа района. Но в ней самый большой отсев учеников, что объясняется недостатками в работе классных руково.тнтелей, черствостью от дельных учителей по отношению к учащимся. По-прежнему выбывают учени ки 113 С т о р о ж е в с к о й , го родской Л» 1, Девицкой и Ни кольской средних школ. В послед ней не смогли охватить всеобу чем даже одного второклассника. Уход учащихся до окончания восьмого класса — зло, с кото- ры.м нужно бороться всеми сред ствами, имеющимися в арсенале учительских коллективов. Это по рождает запущенность подрост ков, безна.'щорность, працонару- щенпя. Именно это приводит к появлению в нашем обществе люден недисциплинированных, не сознательных. Заслуживает внимания опыт таких школ, как Бреславская, Куликовская, Грачевская, Ок тябрьская средние и Новоуглян- ская, Дмитриевская и другие 8-летнцс, которые на нротяжснип ря.'ш лет работают без отсева. Их руководители и учителя беспоко ятся о судьбе буквально каждого учащегося, окружают особым вниманием тех из них, кто отстает в духовном или фшзическом раз витии, кто сызмала не приучен соблюдать порядок, правила по ведения, кто в семье сталкивается с нечуткостью, грубостью. Большое внимание совещание у.телило вопросам трудового обу чения. Речь шла о плюсах н .ми нусах уроков труда, о квалифи кации учителей этого предмета. Приводились прн.меры, свидетель ствующие об улучшении поста новки трудового воспитания н профориентации учащихся. Улуч шилась, например, материальная оаза - пополнились оборудова нием мастерские Октябрьской, Крузч,-Бангорской средних школ, Кривекой 8-лстнем. В 14 сельскшх школах организовано трудовое ооученме ио профессия.м: тракто рист, полево.'ь животновод. Улуч шается организация работы уче нических производст в е н н ы х бригад. В результате многие учащиеся избирают сельскохозяйственные профессии, в первую'очередь вы пускники Завальновской средней школы, администрация которой установила самые тесные связи с адмннистрацнец совхоза «Ком мунар». Совещание приняло рекоменда ции, направленные на выполнение постановления ЦК КПСС и Со вета Министров СССР. Прсж.те всего добиться, чтобы каждый урок способствовал коммунисти ческому воспитанию и всесторон нему развитию учащихся, ндейно- молитическос воспитание осуще ствлять на основе изучения про изведений В. И. Ленина, партий ных документов, материалов ХХ\' съезда КПСС. В соответствии с рекоменда циями уроки будут использовать ся ;и' 1 я профессиональной ориен тации учащихся, .для подготовки пх к трудовой леятелыюстп и, прежде всего, в сфере производ ства, ;и' 1 я воспитания их в духе граж.'занствениостн, сознания свое го .'шлга перед Родиной. Иа снимке: участники совещаммя. К ИТОГАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ГОДА КУРС НА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО В колхозах и совхозах района на сегодня работают 48 лабора торий при фермах, оснащенных необходимым оборудованием. Маслосырзавод и ветеринарная аптека оказывают хозяйствам всяческую помощь в приобретении инструментов н препаратов, конт рольно-измерительных приборов. По заявкам хозяйств на масло- сырзаволе подготовлено 60 лабо рантов. 159 животноводов обуче ны правилам машинного доения н имеют первый класс по специ альности. Для быстрого охлаж- .тения молока перед отправкой на переработку п отделения механи ческих прп.мессй на фермах уста новлено 42 охладителя-очисти теля. Для повышения заинтересован ности коллективов ферм в высо ком качестве молока введена доплата. Повсеместно введен но вый ГОСТ на заготовленное мо локо, повышены закупочные цены. За центнер молока, проданного государству первым сортом, вы плачивается 22 рубля .50 копеек, вторым сортом — 21 рубль, не сортовым — 20 рублен. Всё эти мероприятия дали воз можность поднять качество про дукции на более высокий уровень. Из 27.157,3 тонны молока, сдан ного на переработку в физическом весе, 1.735,5 тонны засчитано первым сортом. Это на 240 тонн больше, чем в первом году пяти летки. Наибольшее количество перво сортного молока за год нро.талн государству труженики ферм сов хоза-техникума. Из 382 тонн в зачетном весе первым сортом засчитано 340,8 тонны. Несорто вой продукции из хозяйства на переработку не поступило ни од ной тонны. Хороших успехов в борьбе за улучшение качества сдаваемой продукции добились животноводы колхозов имени Фрунзе, имени Калинина. Все совхозы района и Дрязгннская опытная станция продавали государству в основ ном первосортное молоко. - К сожалению, в хозяйствах района еще имеют место факты безответственного отношения к качеству производимой продукции. Из колхоза имени XXI! партсъез- да поступило всего 53 тонны пер восортного молока, а сдали жи вотноводы в зачетном весе 921 тонну. На долю несортовой про дукции из этого количества при ходится 122 тонны, млн 43,2 про цента. Нельзя сказать, что в хозяйстве нет условий для нор мальной работы по повышению качества. На фермах есть возмож ность навести настоящий порядок, организовать работу молочных лабораторий, комнат по приему продукции. Просто этим делом по-настоящему не занимались. Много несортового молока сда ли государству колхозы «Маяк ко.м.мунизма», «Большевик», «Со ветская Россия». Главным фактором качества молока является жирность. В среднем по колхозам и совхозам района за год она составила 3,48 процента. Заметим, что в преды- .тушем голу жирность молока составляла '3,57 процента. Всего на низкой жирности район поте рял 1.600,9 тонны на сумму 336.189 рублей. Наибольшее количество молока потеряно колхоза.ми «Маяк ком мунизма», «Россия», «1 Мая», имени XXII партсъезда, совхоза ми «Коммунар» п «Октябрьский». В третьем году пятилетки жи вотноводам предстоит значитель но повысить качество молока. От этого будет зависеть эффек тивность и рентабельность веде ния молочного животноводства. М. АЛЕХИН, госинспектор по закупкам сельскохозяйственных продуктов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz