Новая жизнь. 1978 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1978 г. (г. Усмань)

14 ЯНВАРЯ 1978 ГОДАф №7 ( 7536 )|чич 11 ччт 1 Ч 1 Н 1 Н 111 т 111 1111111111 И 1 П 1111111 НОВАЯ ЖИЗНЬ 1 ИП 111 И 11111111 п т т 111 т т 1 т т 111 т т т 111 т т 11 т т 1 М 111111 М 11 М 111 з высокий ОРИЕНТИР с ЯНВАРСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ Иа традиционном январском С(^иещан^ш учителя района под­ пели итоги первого полугодия 1977— 1978 учебного года н опре­ делили своп задачи, вытекающие 113 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль­ нейшем совсршенствованпп обу­ чения, воспитания учащихся оГлцеобразовательных школ и под­ готовки их к труду». С докладом выст)'пил заведующий районо Л. А. Сушков. О проблемах обу- X чения и воспитания и путях ре­ шения их рассказали завуч Дряз- гннской средней школы Н. В. Вол­ кова, организатор внеклассной работы Куликовской средней В. А. Ломакина, директор Арзыбовской 8-летней А. М. Зайцев н другие участники совещания. В докладе н выступлениях от­ мечалось, что большинство учи­ телей района взяли на вооруже­ ние девиз «Обучая, развивать и воспитывать». Они дают уча­ щимся глубокие и прочные зна- • Ш 1 Я, побуждая их к самостоя- ■тельному мышлению, применению полученных знаний на практике. Каждый урок такого учителя яв­ ляется надежным средством фор­ мирования у школьников мате­ риалистического мировоззрения, ко.ммуннстнческой убежденности, высокой нравственности. Общая успеваемость по району составила 98 процентов. За этой средней цифрой скрываются да­ леко не одинаковые результаты работы школ. Так, самой высокой — 99 процентов — добились учи­ теля Октябрьской средней школы. И не одна из средних не закон­ чила полугодие со 100-процентной успевае.мостью. Зато сложную и необходимую задачу повышения едва ли нс главного показателя эффективности обучения смогли решить учительские коллективы Беляевской, Васильевской, Д.мит- риевскон, Пашковской и Аксай- ской 8-летннх школ. Среди вы­ ставленных и.мн итоговых оценок нет ни одной неудовлетворитель­ ной. Такой уже успеваемости добились Пригородная № 1 , Де- внцкая. Пушкарская Л» 1 и не­ которые другие начальные школы. В числе школ, где показатель успеваемости самый низкий, !1злегощинская 8-летняя (дирек­ тор Е. И. Крестников), И объяс­ няется это слабостью внутри- школьнрго контроля за обучени­ ем. . Оставляет желать лучшего успеваемость в Сторожевской и Никольской средних школах. Мо­ сковской 8-летней. А между тем они имеют все данные для улуч­ шения качества обучения. Надо полагать, что руководители сде­ лают правильные выводы из ито­ гов первого полугодия. Итоги инспекторских проверок, результаты контрольных работ по текстам администраций н райо­ но показывают, что в школах района, несмотря на отдельные недостатки, продолжается рост успеваемости учащихся, повыша­ ется качество знаний (осознан­ ность, прочность, полнота н мо­ бильность). В частности, намного повысилась успеваемость учащих­ ся 1—.5 классов по математике. МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ РАССКАЗЫВАЮТ ШТЫКОМ и ПЕРОМ На стенде «Наши земляки» , которк 1 й находится в центре го ­ рода Усмани , есть большая ф о то ­ графия Героя С оветско го Сою за Бориса Александровича Котова, геройски погибшего на фронте Великой О течественной войны. Е го имя связано с нашим краем . Здесь он рос и учился , работал и начал писать в районную га зе ­ ту свои первые заметки и стихи. О тсю да он уехал в Донбасс . Борис Александрович Котов родился в 1909 году в селе Пахот­ ный У гол , Тамбовской области . Е го отец был народным учи те­ лем . Д етство Бориса прошло в городе Усмани . Окончив ср е д ­ нюю ш колу № 1, он работал секр е тарем сельско го Совета в С торож евских Хуторах и препо­ давал на кур сах по ликвидации неграмотности , В 1931 году Борис Котов переехал в Ново-Горловку и стал работать на шахте. Началась Великая О течествен ­ ная война. Братья Бориса ушли добровольцами на фрон т . Котов просился в действующ ую армию , но его зачислили в строительный батальон . Он был настойчив и добился зачисления в строевую часть. В сен тябре 1943 года советские войска форсировали Днепр . Гвар­ дейский минометный расчет сер ­ жанта Бориса Котова перепра­ вился через реку первым . В ко­ ротком бою гвардейцы разбили врага . Расчет Котова закрепился на маленьком плацдарме , трое суток обороняя его от врага . Фашисты ' наступали колоннами. Борис Котов, действуя гранатой, винтовкой, прикладом , наводя панику на врага , увлек за собой бойцов. Во время контратаки его сразило осколком мины. Ука зом Президиума Верховно­ го Совета С С С Р Борису А л е к ­ сандровичу Котову было посмер т­ но присвоено звание Героя С о ­ ветского Сою за . Котов оставил о себе память не только как герой , но и как талантливый поэт. Первые его стихи появились в 1928 году в нашей районной газе те . Затем они публиковались в газетах «Кочегарка» , «Социалистический Донбасс» , альманахе «Литера тур ­ ный Донбасс» , в коллективных сборниках «Сдаем пробу», «Ком ­ байн», «На гора» . П еред войной Б. А . Котов под­ готовил первый сборник стихов, но увидеть свою книгу не приш­ лось . Все написанные Борисом Александровичем стихи, эпиграм ­ мы , песни, отрывки из повести «Записки ликвидатора» , несколько фронтовых писем вошли в книгу «Недолетая песня» , изданную в Донецке в 1960 году . В своем стихотворении «За победу» Борис Александрович писал : Сзади — море , сбоку — горы , Свер ху — полдень голубой . Ты идешь . Полей просторы О тступаю т пред тобой. Всходы сбиты и измяты , Взрыт снарядами пустырь . Ты идешь . В руке граната, Ш тык цепляет за кусты , У туманного яруга . Где ручей в камнях зажат, Два твоих веселых дру га Шашкой срублены лежат . Руки темные от пота Чуть откинуты назад . И на стаю самолетов См о тр я т мертвые глаза . Чтоб среди глухих пожарищ Победить в большом бою, Я хочу сейчас, товарищ , Крепко руку сжать твою. Борис Александрович Котов — член Сою за писателей ССС Р . Его имя золотыми буквами выбито на мемориальной доске в Цент­ ральном Д ом е литераторов в Москве. Учителя и учащиеся Усманской средней школы № 1 свято чтут память Бориса Котова. День его рождения и геройского подвига еж егодно отмечает пионерская дружина имени Котова . В школе есть «У голок Бориса Котова». М емориальная доска на стене здания средней школы № 1 гласи т : «В этой школе учился в 1919— 1928 г .г . Герой Советско го Сою за Б. А . Котов». Н. АНДРЕЕВ, персональный пансионер. В любой школе найдешь нема­ ло учителей-предметников, кото­ рые добросовестно готовятся к занятиям, используют разнооб­ разные формы внеклассной рабо­ ты для закрепления п углубления пройденного на уроках материа­ ла. Есть определенные успехи и в обучении в начальных. классах. Но обстоятельный анализ ито­ гов полугодия показывает, что еще немало допускается ошибок в преподавании русского языка, математики и других дисциплин. Так, многие учителя русского языка не уделяют должного вни­ мания изучению тех разделов программы, усвоение которых крайне важно для пре,дупрежде- ния наиболее распространенных орфографических ошибок. Высо­ кий процент ошибок при выпол­ нении гра.мматическнх заданий свидетельствует о том, что учи­ теля допускают серьезные огрехи при организации повторения прой­ денного материала н закрепления знаний и навыков у учащихся. Слабым местом в работе учи­ телей начальных классов являет­ ся то, что они не всегда обучают детей решению задач и примеров рациональными методами, В Пе- сковатской школе ученики 1—3 классов имеют слабые вычисли­ тельные навыки. Задача всех педагогических коллективов заключается в том, чтобы выявленные при подведе­ нии итогов недостатки были устранены во втором полуго.тии, чтобы опыт лучших учителей по­ лучил широкое распространение. Это станет возможным лишь при систематическом контроле за хо­ дом учебно-воспитательного про­ цесса со стороны директоров и завучей школ, принципиальной оценке усилий учителей, ЛЛногое предстоит также сделать по выполнению Закона о восьми­ летием обучении. Ведь за первое полугодие из школ района вы­ было 10 учеников. Оставили учебу 13 учащихся 9—10 классов. 11 особенную тревогу по это.му поводу вызывает городская сред­ няя школа Л» 2. По абсолютно.му большинству показателей это ведущая школа района. Но в ней самый большой отсев учеников, что объясняется недостатками в работе классных руково.тнтелей, черствостью от­ дельных учителей по отношению к учащимся. По-прежнему выбывают учени­ ки 113 С т о р о ж е в с к о й , го­ родской Л» 1, Девицкой и Ни­ кольской средних школ. В послед­ ней не смогли охватить всеобу­ чем даже одного второклассника. Уход учащихся до окончания восьмого класса — зло, с кото- ры.м нужно бороться всеми сред­ ствами, имеющимися в арсенале учительских коллективов. Это по­ рождает запущенность подрост­ ков, безна.'щорность, працонару- щенпя. Именно это приводит к появлению в нашем обществе люден недисциплинированных, не­ сознательных. Заслуживает внимания опыт таких школ, как Бреславская, Куликовская, Грачевская, Ок­ тябрьская средние и Новоуглян- ская, Дмитриевская и другие 8-летнцс, которые на нротяжснип ря.'ш лет работают без отсева. Их руководители и учителя беспоко­ ятся о судьбе буквально каждого учащегося, окружают особым вниманием тех из них, кто отстает в духовном или фшзическом раз­ витии, кто сызмала не приучен соблюдать порядок, правила по­ ведения, кто в семье сталкивается с нечуткостью, грубостью. Большое внимание совещание у.телило вопросам трудового обу­ чения. Речь шла о плюсах н .ми­ нусах уроков труда, о квалифи­ кации учителей этого предмета. Приводились прн.меры, свидетель­ ствующие об улучшении поста­ новки трудового воспитания н профориентации учащихся. Улуч­ шилась, например, материальная оаза - пополнились оборудова­ нием мастерские Октябрьской, Крузч,-Бангорской средних школ, Кривекой 8-лстнем. В 14 сельскшх школах организовано трудовое ооученме ио профессия.м: тракто­ рист, полево.'ь животновод. Улуч­ шается организация работы уче­ нических производст в е н н ы х бригад. В результате многие учащиеся избирают сельскохозяйственные профессии, в первую'очередь вы­ пускники Завальновской средней школы, администрация которой установила самые тесные связи с адмннистрацнец совхоза «Ком­ мунар». Совещание приняло рекоменда­ ции, направленные на выполнение постановления ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР. Прсж.те всего добиться, чтобы каждый урок способствовал коммунисти­ ческому воспитанию и всесторон­ нему развитию учащихся, ндейно- молитическос воспитание осуще­ ствлять на основе изучения про­ изведений В. И. Ленина, партий­ ных документов, материалов ХХ\' съезда КПСС. В соответствии с рекоменда­ циями уроки будут использовать­ ся ;и' 1 я профессиональной ориен­ тации учащихся, .для подготовки пх к трудовой леятелыюстп и, прежде всего, в сфере производ­ ства, ;и' 1 я воспитания их в духе граж.'занствениостн, сознания свое­ го .'шлга перед Родиной. Иа снимке: участники совещаммя. К ИТОГАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ГОДА КУРС НА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО В колхозах и совхозах района на сегодня работают 48 лабора­ торий при фермах, оснащенных необходимым оборудованием. Маслосырзавод и ветеринарная аптека оказывают хозяйствам всяческую помощь в приобретении инструментов н препаратов, конт­ рольно-измерительных приборов. По заявкам хозяйств на масло- сырзаволе подготовлено 60 лабо­ рантов. 159 животноводов обуче­ ны правилам машинного доения н имеют первый класс по специ­ альности. Для быстрого охлаж- .тения молока перед отправкой на переработку п отделения механи­ ческих прп.мессй на фермах уста­ новлено 42 охладителя-очисти­ теля. Для повышения заинтересован­ ности коллективов ферм в высо­ ком качестве молока введена доплата. Повсеместно введен но­ вый ГОСТ на заготовленное мо­ локо, повышены закупочные цены. За центнер молока, проданного государству первым сортом, вы­ плачивается 22 рубля .50 копеек, вторым сортом — 21 рубль, не­ сортовым — 20 рублен. Всё эти мероприятия дали воз­ можность поднять качество про­ дукции на более высокий уровень. Из 27.157,3 тонны молока, сдан­ ного на переработку в физическом весе, 1.735,5 тонны засчитано первым сортом. Это на 240 тонн больше, чем в первом году пяти­ летки. Наибольшее количество перво­ сортного молока за год нро.талн государству труженики ферм сов­ хоза-техникума. Из 382 тонн в зачетном весе первым сортом засчитано 340,8 тонны. Несорто­ вой продукции из хозяйства на переработку не поступило ни од­ ной тонны. Хороших успехов в борьбе за улучшение качества сдаваемой продукции добились животноводы колхозов имени Фрунзе, имени Калинина. Все совхозы района и Дрязгннская опытная станция продавали государству в основ­ ном первосортное молоко. - К сожалению, в хозяйствах района еще имеют место факты безответственного отношения к качеству производимой продукции. Из колхоза имени XXI! партсъез- да поступило всего 53 тонны пер­ восортного молока, а сдали жи­ вотноводы в зачетном весе 921 тонну. На долю несортовой про­ дукции из этого количества при­ ходится 122 тонны, млн 43,2 про­ цента. Нельзя сказать, что в хозяйстве нет условий для нор­ мальной работы по повышению качества. На фермах есть возмож­ ность навести настоящий порядок, организовать работу молочных лабораторий, комнат по приему продукции. Просто этим делом по-настоящему не занимались. Много несортового молока сда­ ли государству колхозы «Маяк ко.м.мунизма», «Большевик», «Со­ ветская Россия». Главным фактором качества молока является жирность. В среднем по колхозам и совхозам района за год она составила 3,48 процента. Заметим, что в преды- .тушем голу жирность молока составляла '3,57 процента. Всего на низкой жирности район поте­ рял 1.600,9 тонны на сумму 336.189 рублей. Наибольшее количество молока потеряно колхоза.ми «Маяк ком­ мунизма», «Россия», «1 Мая», имени XXII партсъезда, совхоза­ ми «Коммунар» п «Октябрьский». В третьем году пятилетки жи­ вотноводам предстоит значитель­ но повысить качество молока. От этого будет зависеть эффек­ тивность и рентабельность веде­ ния молочного животноводства. М. АЛЕХИН, госинспектор по закупкам сельскохозяйственных продуктов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz