Новая жизнь. 1977 г. (г. Усмань)
В райобъединении «Сельхозтехника» сейчас горячая пора — идет ремонт тракторов и ком байнов. Пример в работе подают ударники ком мунистического труда электрики А. Е. Гоев и Н. Н. Данковцев. На ремонте электрооборудо- ваття каждый из них делает нормы на 115 про центов. Они выполнили социалистические обяза тельства, принятые к 60-летию Великого Октября. На снимке: (слева направо) А. Е. Гоев и Н. Н. Данковцев. Фото В. Елютина. УБЕИДТЕЛЬНО И ДОСТУПНО Какими материалами пользоваться при изучении Конституции СССР Перед пропагандистами, лекто рами, политинформаторами, аги таторами поставлена важная задача — помочь трудящимся района глубоко осмыслить Ос новной Закон нашей жизни, уви деть в нем закрепление идеалов и достижений Октябрьской рево люции, понять его коренное от личие от конституций капитали стических стран. Беседа, лекция по тематике Конституции, ответы на вопросы слушателей будут тем интерес нее и убедительнее, если прив лекать дополнительный материал. Для этого есть большие возмож ности. Стоит только обратиться к газетам и журналам текущего года. Так, в газете «Правда» за 5 сентября опубликована статья «Страна Советов за 60 лет». Изу чивший ее может смело вести беседу на эту тему. 9 октября газета вышла с пере довой «Основной Закон нашей жизни». В ней в полном объеме даны все исходные данные для ведения занятия или беседы о новой Конституции СССР . Насыщенный убедительными фактами, сравнениями материал опубликован в «Правде» 21 ок тября под рубрикой «Вопросы теории». Он называется «Обще ство освобожденного труда» и принадлежит перу доктора эко номических наук Г. Правоторова. Им можно и нужно воспользо ваться при подготовке к беседам о проблемах развитого социализ ма, социалистического образа жизни. Для бесед с любой аудиторией, а в особенности с молодежной, нужно использовать материалы «Комсомольской правды». В ча стности, «Закон нашей жизни», опубликованный 30 сентября под рубрикой «Заметки публициста». В нем убедительно показаны причины одобрения новой Кон ституции молодежью всей стра ны. 9 октября целая страница отведена молодым депутатам Верховного Совета СССР . В об щем заголовке «Волю народа выполним» четко сформулиро ваны цели и задачи молодых избранников народа. А 12 октяб ря вторая страница вышла под рубрикой «Учимся коммунизму, строим коммунизм!». Политин форматор, лектор, агитатор най дет в ней замечательные приме ры трудового энтузиазма совет ской молодежи, которая славит новую Конституцию ударной ра ботой. В беседах на тему «Междуна родное значение разработки, обсуждения и принятия новой Конституции СССР» рекомендую использовать выступления зару бежных друзей нашей страны. Я своим слушателям предлагаю, например, послушать магнито фонную запись фрагментов теле передачи интервью с Генераль ным секретарем компартии США I эсом Холлом о значении новой Конституции для народов всех стран. В ходе занятий слушаем и об суждаем запись телепередачи из цикла «Беседы о проекте Кон ституции», в частности, о жилищ ном вопросе в СССР . А для сравнения зачитываю выдержки из книги Ю. Жукова «30 бесед с телезрителями» о жилищной проблеме в США . Слушатели с удивлением узна ют, что самая скромная квартира там обходится в месяц 115 дол ларов. В Вашингтоне не менее скромная квартира из 3 комнат стоит в месяц 430 долларов, в Нью-Йорке — 640. В СССР же квартирная плата не превышает 2—3 процентов среднего дохода семьи. Разоблачая яростные нападки империалистической пропаганды на положения о правах, свободах и обязанностях советских граж дан, стремление очернить, извра тить содержание новой Консти туции, привожу многочисленные отклики зарубежных политиче ских деятелей. Например, слова из интервью заместителя председателя прав ления Социалистической единой партии Западного Берлина Хорста Шмидта: «Из проекта явствует, что в Советском Союзе создано новое общество, которого ранее никогда не знал мир, общество строителей коммунизма. Консти туции капиталистических стран, напротив, служат целям укрепле ния власти капитала. Обществен ная жизнь этих стран не что иное, как цепь противоречий между текстом конституции и ее реальным воплощением». Интервью напечатано в ежене дельнике «За рубежом» — № 30. Кстати, в № 32 этой . газеты помещена большая подборка откликов на новую Конституцию СССР под заголовком «Вашинг тон против Хельсинки, или забо та о правах человека по-амери кански». Цифры и факты. Для тех, кто не имеет возмож ности использовать магнитофон ные записи выступлений зару бежных политических деятелей, эта подборка даст большой и глубоко аргументированный ма териал при изучении названной выше темы. Изучая статью 42, использую текст и магнитофонную запись опубликованного 15 октября По становления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народ ного здравоохранения». Это самое яркое свидетельст во жизненности наших решений. И каким страшным контрастом являются факты о здравоохране нии в странах капитала. В № 29 еженедельника «За рубежом» рассказывается: семья Мери Фишер заплатила за ее лечение в больнице 7.550 долларов сразу и еще сейчас должна 8 тысяч, негритянке Кейти Тейтер присла ли счет на 44 тысячи долларов за уход за больным ребенком. Президент Совета пожилых граждан штата Флорида , его слова приводятся в статье, ска зал: «Частные врачи и больницы используют государст в е н н ы е программы медицинской помощи для личного обогащения. У них одна цель — максимальная при быль, Нужна ли нам подобная система здравоохранения? Нет!» Ценный дополнительный мате риал можно найти и в других периодических изданиях. Под рубрикой «Социализм человеку» журнал «Молодой коммунист» дал статьи «Право трудиться — первое право человека» (№ 6), «Все богатства знаний»—о народ ном образовании— (№ 7), «Право на отдых» (№ 8), «Материальное обеспечение: права и гарантии» (№ 9). Советскому образу жизни посвящены все материалы 10-го номера журнала «Крестьянка». Цифры и факты разделов «У нас», «У них», .Данные в сравне нии, помогают освоить тему «Два мира — два образа жизни». В № 13 журнала «Агитатор» специально для политинформато ров и агитаторов дается методи ческая разработка пяти бесед на тему «Основной Закон нашей жизни». В передовой «Правды» от 9 октября говорится: «...советские люди должны знать свою Кон ституцию, свои права и свободы, понимать их неразрывную связь с добросовестным выполнением своих гражданских обязанно стей...» Решению этой задачи послу жит изучение пропагандистами, лекторами, политинформаторами и агитаторами материалов газет и журналов, которые мною наз ваны, а также и тех, которые они найдут и выберут самостоя тельно. Ю. ВИВЧУРКО, член методического совета кабинета политпросвещения. в помощь с л у ш а т е л я м политшкол От какой демократки мы отказываемся? «По благости всевышнего,— горько иронизировал великий сатирик Марк Твен, — мы, американцы, владеем тремя неоценимыми дарами: свобо дой слова, свободой совести и благополучной решимостью не пользоваться ими». Это было сказано около ста лет назад, и в мире многое изменилось с тех пор. Однако одно осталось незыблемым: в Соединенных Штатах и в других капитали стических странах и по сей день в избытке рассуждения о демократии, свободе, правах человека. Но подлинной сво боды и реальной демократии для всех, действительных прав для каждого человека там нет. Подавляющее большинство населения любой страны пред ставляют люди труда. Для них демократия приобретает значение в том случае, если она проявляется не в виде абстрактных пожеланий, вы ступает не в отвлеченной форме, а выражается во впол не конкретных правах и сво бодах: в праве на труд, обра зование, в свободе собраний, союзов, печати, в отсутствии расовой и национальной дис криминации, в возможности свободного выбора профессии, своего будущего. Предоставляет ли мир «рав ных возможностей», общество «всеобщего благоденствия», как ' называют буржуазные идеологи капиталистические страны, такие права и свобо ды трудящимся? Вопрос этот 'надо задавать, разумеется, не в пропагандистских учрежде ниях и рекламных компаниях, а у ворот тех капиталистиче ских предприятий, пороги ко торых безуспешно обивают сегодня 16 миллионов безра ботных. Именно такова чис ленность армии «лишних» лю дей в странах развитого капи тализма. И хотя авторы широ ковещательных программ о борьбе с безработицей на За паде не раз заявляли о наме рении уничтожить это соци альное зло, для людей, лишен ных работы, эти обещания остаются пустым звуком. Бо лее того, безработные помнят, что еще четыре года назад их число было вдвое меньшим. Мир социализма устанавли вает прочные гарантии права на труд. Это право обеспечи вается в нашей стране непре рывным ростом общественного производства. Поборники «свободы» на Западе полностью игнорируют социальное содержание само го понятия «демократия». Вы ступая с позиций превозне сения «прав» человека в капи талистическом мире, они не упоминают о том, что эти права обеспечиваются здесь прежде всего в зависимости от величины частного капита ла. Трудящемуся большинству «свободные общества» на деле предоставляют одну возмож ность — быть объектом экс плуатации, извлечения макси мальных прибылей для тех, в чьих руках находятся орудия и средства производства. «В такой свободе, — писал один из видных деятелей Компартии США Герберт Аптеюер, — всег да имеется нечто от свободы волка, задирающего овцу...» И эти слова не просто мета фора. Постоянно растущая интен сификация труда на капита листических предприятиях при водит к резкому увеличению случаев травматизма на про изводстве, росту нервной п психической перегрузки. Все чаще приходится прибегать к услугам врача, а обходится это весьма недешево. В США, например, за каждые сутки пребывания в больнице надо платить не менее 100 долла ров, и малообеспеченные люди вынуждены обращаться к вра чу лишь в исключительных случаях. Гражданину социалистиче ской страны гарантирована не только бесплатная медицин ская помощь, вся система здравоохранения и социально го ооеспечения в мире социа лизма проникнута заботой общества о людях труда. Так, пенсионный возраст в СССР установлен значительно ниже, чем в большинстве капитали-, стическнх стран. Причем в Англии, например, размеры пенсий составляют лишь 25 процентов прежней заработной ■платы, а у нас — от 50 до 100 процентов. «Защитники» прав человека, которых так много появилось сейчас на Западе, не включа ют в круг своих забот такую проблему, как, например, жи лищная. Причины вполне по нятны: сравнения и здесь далеко не в пользу капитализ ма. Квартирная плата «съе дает» сегодня от 30 до 50 процентов дохода рабочих се мей в капиталистических стра нах. Тысячи людей вынуждены жить в трущобах, в то время как многие дома пустуют из- за непомерно высокой платы: ■пустых квартир только в ФРГ насчитывается около 400 ты сяч. В СССР такая ситуация попросту невозможна. Конеч но, не все еще у нас решено ■в этой области, но положение улучшается с каждым годом. В Соединенных Штатах, ко торые буржуазные идеологи представляют как витрину за падного общества, ,до сих пор насчитывается 23 миллиона неграмотных. Формально здесь все равны, и каждый может поступить в любое учебное заведение, но на деле это «ра венство» вырождается в фик цию. Американский журнал «Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рцпорт» сообщил, что плата за посещение универси тета составляет 3,2—4 тыс. долларов в год,, а в некоторых штатах и того больше: 5—6 тыс. долларов. Нетрудно под считать, много ли выходцев из семей рабочих реально мо гут воспользоваться правом на образование. Как могут в этом случае получить образование представители национальных меньшинств, которые в «обще стве равных возможностей» низведены до уровня граждан «второго сорта»? Свободы и права только тогда имеют значение для че ловека, когда они не просто декларируются, а когда под них подводится материальное обеспечение, гарантируется их осуществление, когда они ста новятся составной частью об раза жизни людей. Именно такая демократия и сущест вует в социалистическом об ществе. «Мы, — говорил Гене ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в речи на Кон ференции коммунистических и рабочих партий Европы в Берлине, — создали общество, свободное от господства мо нополистической олигархии, свободное от страха^ перед кризисами, безработицей, сво бодное от социальных бедст вий. Мы создали общество людей равноправных в самом широком смысле слова, не знающих сословных, имущест венных, расовых или иных подобных привилегий, обще ство, которое не только дек ларирует права человека, но и обеспечивает на деле воз можность их -использования». Валерий КО ВАЛЕНКО , кандидат философских наук. (АПН )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz