Новая жизнь. 1977 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1977 г. (г. Усмань)

ЛЮДИ, ДАЮЩИЕ ЗНАНИЯ ЗАВТРА — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ На снимке: заведующая учебной частью Дрязгинской вредней школы учительница биологии коммунист А. М. Кабанова. С честью и достоинством носит она почетное звание «Отличник народного просвещения». По ее предмету нет неуспевающих учащихся. 9 класс, где она классным руководителем, по успеваемости, дисциплине, об­ щественной работе — лучший в школе. В О С П И Т А Н И Е ВЕРНОСТИ ЗЕМЛЕ В коридоре Завальновской средней школы висит стенд «Ра­ стут хозяева земли». Фотогра­ фии стенда рассказывают о ра­ боте учащихся на полях совхоза «дКоммунар», о видовой пропол­ ке пшеницы, уборке картофеля, свеклы, зерновых культур. Давняя и тесная дружба свя­ зывает завальновских школьни­ ков с земледельцами совхоза. В 1965 году совхоз выделил для ученической производственной бригады 10 гектаров земли, а два года назад участок был уве­ личен до 100 гектаров. Выращи­ ваются на нем различные сель­ скохозяйственные культуры: зер­ новые и свекловысадки, карто­ фель для совхозной и школьных столовых и сорго. Более 140 уча­ щихся трудятся каждое лето на участке. И урожаи юные земле­ дельцы получают высокие. В минувшем году каждый из 40 гектаров ячменя дал по 30 цент­ неров зерна, а пшеница — 31 центнер, свекловысадки дали по 18 центнеров семян. Даже в нынешнем, неблагоприятном го­ ду , урожай выдался неплохой. По' 22 центнера зерна собрали школьники с каждого гектара, заготовили 2.000 веников из ра­ стений сорго и 10 тонн картофе­ ля для совхозной и школьной столовых. Совхоз тоже не остается в долгу , каждый год перечисляет школе около 3.000 рублей, по­ мог достать оборудование для кабинета машиноведения с дей­ ствующими моделями сельско­ хозяйственной техники, оборудо­ вать спортплощадку, каждую зи­ му предоставляет для практиче­ ского обучения школьников трактора ДТ-54, ДТ-35, МТЗ-50, различный сельскохозяйственный инвентарь. Много времени и сил отдает приобщению школьников к зем­ ле, к нелегкому, но почетному труду полевода ветеран школы учитель биологии Анна Федоров­ на Жуликова. На своих занятиях она старается не только дать юношам и девушкам хорошие и прочные знания, но и привить хозяйское отношение к земле, основы грамотного ее использо­ вания. Каждое лето вместе со школьниками работает она на совхозных полях, где закрепля­ ются полученные знания и на­ выки, делаются первые шаги в освоении профессии земле­ дельца. Учительница начальных клас­ сов Татьяна Петровна Яковлева, проработавшая в школе более 30 лет, считает, что воспитывать настоящих хозяев земли надо с детских лет, с первых же дней занятий, прививать любовь и ува­ жение к ней. Во время летних каникул она со своими школьни­ ками обрабатывает землю на пришкольном участке. Многие выпускники школы од­ новременно со свидетельством получают удостоверение на пра­ во вождения трактора. В школе имеются два своих трактора ДТ-25, кроме того, после завер­ шения осенних полевых работ совхоз ежегодно выделяет для обучения школьников тяжелые гусеничные и полесные тракто­ ры МТЗ-50. Освоить управление техникой ребятам помогают опытные совхозные механизато­ ры Н. С. Белокопытов и М. И. Корчагин. За последние три го­ да удостоверения на вождение тракторов получили более 60 школьников. В школе стало традицией каждый год помогать совхозу «Коммунар» в уборке выращен­ ного урожая. Девочки-старше­ классницы подрабатывают на то­ ку зерно, а мальчики работают помощниками комбайнеров и разгружают хлеб. Умелыми по­ мощниками хлеборобов зареко­ мендовали себя в нынешнем го­ ду Б. Джежева, С. Рыжков, Г. Козлов, Г. Нартова, Г. Ретюн- ских и Н. Нартова и другие. Близкое знакомство с нелег­ ким, но почетным трудом земле­ дельцев, работа на совхозных полях помогают многим еще в школе выбрать себе жизненный путь, сельскохозяйственную про­ фессию. Около 60 человек по­ ступили за последние годы в высшие и средние сельскохозяй­ ственные учебные заведения, более 40 закончили сельские профтехучилища. Многие выпускники школы ос­ тались на работу в родном сов­ хозе. Механизаторами трудятся братья Санины — Михаил, Сергей, Григорий и Иван, агрономом второго отделения Н. В. Зизев— ских, бригадирами И. М. Яков­ лев и С. Г. Бизяев, заведующим молочнотоварной фермой Н. Г. Бизяев и другие. Нам, учителям школы, радост­ но сознавать, что наша работа по приобщению молодежи к сельскому хозяйству, по воспи­ танию настоящих хозяев земли дает хорошие результаты. А. КОЛЕСНИКОВ, организатор внеклассной работы. П> КРУТЧ - БАЙГОРСКОЙ средней школе многое делается для претворения в жизнь исторических решений XXV създа КПСС. Главная цель коллектива учителей — привить учащимся любовь к труду , вос­ питать уважение к сельскохозяй­ ственным профессиям. В школе много лет работает учебно-опыт­ ническая производственная бри­ гада. Руководит ею учитель био­ логии В. П. Кустов. Все свобод­ ное время отдает работе с уче­ никами на учебно-опытном уча­ стке, который занимает площадь 70 сотых. Ребята под руковод­ ством биолога проводят опыты по выращиванию различных сельскохозяйственных культур. Интересным был опыт, на вы­ полнении которого учащиеся проследили влияние прогрева семян на урожайность ряда сельскохозяйственных культур. Кроме того, выращено боль­ шое количество культур на кол­ лекционном участке. Они ока­ зывают большую помощь учите­ лям в проведении уроков бо­ таники и природоведения. Любовь к труду учащимся прививается не только на учеб­ но-опытном участке. Ребята с увлечением работают в поле колхоза имени Калинина. В этом году, например, они выращива­ ли сахарную свеклу на 20 гек­ тарах. Прорывку, проверку всходов провели самым тщатель­ ным образом. Урожай оказался лучше, чем на плантациях свек­ ловодов колхоза. С каждого гек­ тара получено в среднем по 200 центнеров. Вместе с ребятами в июле постоянно трудилась ор­ ганизатор внеклассной и вне­ школьной работы В. И. Макаро­ ва. Она старалась делать так, чтобы труд в поле был не в тя­ гость учащимся, а наоборот, приносил бы радость. Воспитанию у учащихся чув­ ства потребности трудиться на земле дедов и отцов хорошо способствуют вечера по проф­ ориентации, которые системати­ чески проводятся в школе. Очень интересно прошли вечера «Гимн профессии», «Жизнь дана на добрые дела». Своими мысля­ ми о труде земледельца поде­ лились лучшие хлеборобы, жи­ вотноводы, главные специалисты колхоза. В школе оформлен уголок профориентации. Здесь помеще­ ны стенды «Хлеборобы», «До­ роги, которые мы выбираем». Результатом работы коллекти­ ва учителей школы по воспита­ нию у школьников любви к сельскохозяйственным профес­ сиям является то, что сейчас на производственных участках кол­ хоза работают в основном вы­ пускники школы. В. МЕРКУЛОВ. ПРИОБЩЕНИЕ Н ТРУДУ ЕГ ОЛЫПОИ и дружный кол- лехтив трудится во второй средней школе: 46 учителей и воспитателей, почти восемьсот учащихся. Это разные люди по характеру, наклонностям, способ­ ностям. Но горят одним жела­ нием: достойно, с иаилучшими показателями встретить насту­ пающий праздник—60-летие Ве­ ликого Октября. Заботу об обучении и воспи­ тании подрастающего поколения зримо можно проследить на на­ шей школе. Уже не первый год школа работает по кабинетной системе. Правда, 4—6 классы стараемся не тревожить. А вот начиная с семиклассников, уча­ щиеся в постоянном движении: уроки химии, биологии, физики, математики, истории, иностран­ ного языка проходят в специаль­ ных кабинетах. В кабинете химии, к примеру, соответствующая на­ глядность, специальная литера­ тура. А рядом лаборатория с необходимыми пробирками, реак­ тивами. Короче: все под рукой. Лингафонный кабинет позволя­ ет широко использовать техниче­ ские средства при обучении ино­ странным языкам. Опытный учи­ тель и большой общественник В. В Хрыкина подает в этом смысле своим коллегам хороший пример. Каждый третий урок у нее с техническими средствами. Хотя и это далеко не предел. На протяжении многих лет школа добивается высокой ста­ бильной успеваемости — 99-99,3 процента. Более 40 процентов хорошистов и отличников. За цифрами напряженный труд: хо­ рошие уроки с дифференцирован­ ным подходом и к сильному, и слабому ученику, дополнительные занятия с отстающими, проду­ манная система воспитательных мероприятий. «Борьба за отличный урок» звучит в школе постоянно, как девиз. Все педагоги, следуя ука­ заниям партии, проводят комп­ лексное воспитание. По классам проводятся беседы о проекте новой Конституции СССР , о док­ ладе товарища Л. И. Брежнева на майском Пленуме ЦК КПСС . Проект новой Конституции С СС Р обсужден на комсомольском соб­ рании, на пионерских линейках. Особый крен — на трудовое воспитание. В систему трудового воспитания включается многое: от уроков труда и экскурсий на предприятия до сельскохозяйст­ венных работ в поле и трудовых отрядов. Не забываем мы и о встречах с ветеранами труда. И как результат всей работы по трудовому воспитанию: после окончания школы многие выпуск- впен® ники идут непосредственно на производство, включаются в ряды создателей материальных благ. Трудно назвать в Усмани пред­ приятие, где бы не работали наши питомцы. На заводе литей­ ного оборудования, например, их несколько десятков. Успешно выполняют нормы выработки Николай Брыкин, Владимир Фур­ сов, Наташа Жуликова и многие другие. В школе удачное сочетание старых, опытных и молодых кад­ ров. Развито наставничество. Н. В. Аввакумова помогает В. С. Ма­ лой, А. Ф. Бельских —• А. Г. Боевой, Т. Е . Навражных — Н. И. Кобзевой и т. д. Подобное содружество взаимополезно: сов­ местно готовятся поурочные пла­ ны, посещаются уроки и, как итог — рост культуры учитель­ ского труда. Говоря о лучших учителях — мастерах педагогического дела, общественниках, нельзя не упо­ мянуть об историках Б. И. Бор­ зунове и М. В. Журавлевой, ма­ тематиках Н. Д ; Фисун, Э. В. Смирновой, Н. Д. Поповой, учи­ теле физвоспитания Е. С. Размо- лодине, учителях начальных клас­ сов Е. М. Маркеловой, А. И. Те­ легиной, К. П. Поповой, секре­ таре первичной парторганизации А. И. Бирюковой, организаторе С. С. Саливончик и других. Это ядро педагогического коллектива, мыслями и инициативой которого делаются многие школьные дела: читаются лекции, проводятся собрания, экскурсии по школьно­ му историко-краеведческому му­ зею и Ленинскому залу, оформ­ ляются стенды, выпускаются га­ зеты, проводятся заседания мето­ дических комиссий и многое другое О каждом можно гово­ рить много теплых слов. Борис Иванович Борзунов — руководитель кружка красных следопытов, один из самых ак­ тивных членов общества «Зна­ ние». В этом году им прочитано 9 лекций на общественно-поли­ тические темы. В свободное вре­ мя увлекается нумизматикой. •Надежда Даниловна Фисун — руководитель кустового методи­ ческого объединения математи­ ков. За хорошую постановку учебно - воспитательной работы награждена значком «Победи­ тель социалистического соревно­ вания 1976 года». Нина Даниловна Попова — председатель местного комите­ та профсоюза, требовательная к себе и .другим. Усвоила методи­ ку развивающего проблемного обучения, активно ведет поиск новых форм преподавания. Учитель начальных классов Клавдия Петровна Попова — член месткома, наставник. Дает учащимся своего класса твердые и глубокие знания, о чем свиде­ тельствуют проводимые в школе контрольные работы. Нередко до 90 процентов работ по матема­ тике и русскому языку оценива­ ются баллом «4» и «5». Прекрас­ ные результаты! Только год проработала в род­ ной школе в качестве учителя и организатора Светлана Степанов­ на Саливончик. А нелегкая рабо­ та идет, клеится. Администрация, партийная ор­ ганизация, весь педагогический коллектив * — враги формализма и шаблона. Каждое мероприятие стараемся основательно проду­ мать, провести живо, интересно. д. комяков, завуч средней школы № 2. г. Усмань. На снимке: учительница на­ чальных классов К. П. Попова со своими учениками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz