Новая жизнь. 1977 г. (г. Усмань)
6(11111 АВГУСТ11СК11 1ВД0011Т С районного совещания учителей В районном Доме культуры состоялось традиционное августов ское совещание учителей. Его открыл первый секретарь райкома партии В. С. Росляков, В наш район приехали на работу 53 молодых педагога. Они выпускники Липецкого, Елецкого, Курского и Тюменского педин ститутов. Состоялось посвящение их в учителя. ^ |_| А СОВЕЩАНИИ учителей Н* 1 с докладом выступиласек- ретарь райкома партии Л. В. Барбуш. Она отметила, что твор ческий труд учителей вложен во всенародное дело по воспитанию подрастающего поколения — по коления строителей коммунизма. Они активно участвуют в обсуж дении проекта Конституции СССР. В основе деятельности школы сегодня лежит выдвинутая пар тией программная установка, ко торую коротко можно сформу лировать так: научить учеников учиться. Это значит необходимо воспитывать у учащихся позна вательную активность, жажду знаний, познакомить их с осно вами научной организации труда, научить пользоваться справочной литературой. У нас есть сильные педагоги ческие коллективы в Завальнов- ской, Октябрьской, Дрязгинской, второй средних школах, Студен- ской и Кривской восьмилетних', СПТУ № 8, которые из года в год работают без отстающих, добиваются высоких показателей в обучении и коммунистическом воспитании учащихся. В районе 683 учителя, из них 126 коммунистов и 200 комсо мольцев — это золотой фонд нашего учительства. Среди них коммунисты В. Ф. Недомолкин, Н. А. Пожарова, Н. В. Аввакумо ва и многие другие. На них дер жит равнение наша замечатель ная молодежь О. И. Панкова, т В. Е. Усачева и В. П. Швайдак. Наставником одного из лучших учителей школы-интерната В. К. Шаталовой является замечатель ный преподаватель педагогиче ского училища М. С. Смольяни нова, которой недавно присвое но звание заслуженного учителя школ РСФСР. По итогам минувшего учебного года из 683 учителей 511 не име ют отстающих, но тем не менее районному отделу народного об разования, педагогическим кол лективам, партийным и проф союзным организациям нельзя заниматься самоуспокоением. Ь Ведь, 132 учителя допустили брак 9 в работе. Они имеют неуспеваю щих учеников. Большое влияние на содержа ние воспитательной работы в учебных заведениях оказало изу чение учащимися материалов XXV съезда КПСС, Ленинские уроки и Ленинские зачеты, тема тические сборы, конференции по актуальным вопросам марксист ско-ленинской теории, конкурсы на лучшее сочинение, рефераты по общественным наукам, встре чи поколений. Каждая школьная партийная организация накопила большой опыт многообразной идейно воспитательной работы в коллек тивах учащихся. Например, в Дрязгинской, городских первой и второй средних школах состав лены комплексные планы воспи тания школьников на весь период обучения. Они включают в себя все направления коммунистиче ского воспитания учащихся. Партийные организации, кол лективы учителей многих школ района прививают учащимся вы сокие гражданские качества, уме ло направляют и развивают ини циативу пионерских и комсомоль ских организаций на обеспече ние тесного единства идейно политического, трудового и нрав ственного воспитания с учетом особенностей различных групп учащихся. В год славного юбилея 60-ле тия Советской власти оживилась работа по воспитанию школьни ков на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Особенно успешно она ведется в Завальновской и пер вой средних школах, школе- интернате. Районная партийная организа ция особое внимание уделяет взаимосвязи общеобразователь ной школы и профессионально- технического обучения. Необхо димо использовать богатейшую базу ГПТУ № 23 для школ горо да, а СПТУ № 8 для сельских школ, расположенных в этом микрорайоне. В школах города сложилась определенная система трудового обучения и воспитания, в основе которой лежит содружество школьных и производственных коллективов, партийных органи заций. Большое внимание проф ориентации уделяется во второй средней школе, коллектив кото рой сумел добиться того, что выпускники идут на предприятия и становятся хорошими произ водственниками. В настоящее время не мыслит ся работа школы вне теснейшего ежедневного общения с колхо зом или совхозом, куда должно пойти большинство выпускников. В Завальновской и Дрязгинской средних школах оборудованы типовые кабинеты машиноведе ния, где учащимся прививается любовь к технике. Широкая программа по закреп лению молодежи на селе разра ботана администрацией Заваль новской средней школы совмест но с партийной организацией и дирекцией совхоза «Коммунар». За последние пять лет она вы пустила 209 человек. 62 из них работают в сельскохозяйственном производстве. Прививают любовь к сельским профессиям коллективы Дряз гинской и Октябрьской средних школ. Их выпускники приходят на смену своим родителям, по лучают трудовую закалку. Безответственно относятся к трудовому обучению коллективы Девицкой, Куликовской, Верхне- Мосоловской и других школ. В них нет производственных бригад, не заключаются договора с кол хозами и не организуют по-на- учному общественно-полезный ТРУД. Высока миссия советского учи теля. Он призван зажечь умы и сердца подрастающего поколе ния неугасимым октябрьским огнем революционного обновле ния мира, поэзией труда во имя коммунизма, передать ему золо тую сокровищницу моральных ценностей большевиков, сфор мировать у нашей молодежи активную жизненную позицию. С? АТЕМ с докладом «О ходе выполнения мероприятий по развитию народного образо вания в Усманском районе в свете решений XXV съезда КПСС» выступил заведующий районе Л. А. Сушков. Особое внимание он уделил всеобучу, который находится на высоком уровне в Грачевской, Завальновской, Березняговской, Октябрьской и других школах. В отдельных школах увеличился отсев уча щихся из 1—8 классов. Особенно тут следует отметить среднюю школу № 2, где директором А. М. Нижегородов. Вопросами всеобуча он занимается слабо. По неизвестным причинам из школы выбыло трое учащихся из 5 и 6 классов. Неблагополучно с выполнением закона о всеобуче в Пластинской, Бреславской, Никольской и треть ей средних школах. В них бро сают учебу слабо успевающие и трудновоспитуемые учащиеся. Руководители школ, вместо кро потливой работы по устранению пробелов в знаниях школьников и повышения их воспитания, ста раются избавиться от них. В десятой пятилетки пред стоит развивать и совершенство вать всеобщее среднее образо вание, добиваться полного, по всеместного его осуществления через общеобразовательную шко лу, профессиональные и специ альные учебные заведения. Очень существенная сторона всеобуча — забота о школьных интерна тах и подвозе детей. Проверка, проведенная в феврале текуще- •о года, показала, что в ряде школ руководители проявляют постоянную -заботу об укрепле нии материальной базы при школьных интернатов, повыше нии уровня воспитательной ра боты в них, улучшении санитар но-гигиенического режима и ме дицинского обслуживания. В пришкольном интернате Ок тябрьской средней школы про живают учащиеся 6— 10 классов. В нем созданы все необходимые условия: имеется хорошая ме бель, телевизор, оборудована комната для самоподготовки, выполняется режим. Школьные интернаты Поддуб-- ровской, Березняговской средних школ не отвечают санитарно- гигиеническим требованиям. В интернате Сторожевской сред ней школы санитарные цормы площади не выдерживаются. Нет изоляторов, гигиенических ком нат для девочек, сушилок для одежды, обуви. Администрация школы не принимает никаких мер к наведению порядка. По добное положение в Поддубров ском и Березняговском интер натах. Не составляется двухне дельное меню, нарушается тех нология приготовления блюд и норм закладки продуктов. Подвоз детей в отдельных школах почти не осуществляется по вине руководителей колхозов. Особенно плохо с подвозом детей в Поддубровском, Бре славском, Пластинском сельских Советах. От случая к случаю осуществляется он и в других сельских Советах. Особо следует сказать о группах продленного дня. Забота о расширении их сети, о создании хороших усло вий для детей — это тоже забо та о всеобуче. - Существенное значение в осу ществлении всеобуча имеет пи тание детей. С первых дней сентября следует принять все меры к расширению сети и улуч шению работы школьных столо вых и буфетов. В 18 школьных столовых и 28 буфетах получают горячее питание 6.850 учащихся. Серьезное внимание ему уделя ют руководители Завальновской, Бреславской, Дрязгинской, Пла стинской средних школ, Студен- ской восьмилетней. Эффективность и качество — эти два слова стали теперь де визом всего учительства. Требо вание партии—повысить эффек тивность и качество работы в системе просвещения — означает неуклонное совершенствование качества обучения и воспитания, повышение эффективности ис пользования выделяемых на на родное образование материаль ных, трудовых и финансовых ресурсов. Хороших результатов можно добиться лишь при усло вии успешной работы каждого учителя и воспитателя. Конечно, успех определяют содержание, методы, организация обучения и воспитания. Но от личности учи теля, воспитателя, от его знаний, идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства в решающей мере зависят каче ство и эффективность учебно- воспитательной работы. Усманские учителя готовятся к исключительно важному и ответ ственному делу — к первому уроку учебного года, посвящен ному 60-летию Великого Октября и новой Конституции СССР, к дальнейшей планомерной дея тельности по изучению школь никами Основного Закона, его глубокому разъяснению учащим ся во всей учебной ивнекласснэй работе. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председа теля Конституционной комиссии тов. Л. И. Брежнева, новая Кон ституция, безусловно, обогатят весь учебно-воспитательный про цесс, творчество каждого педа гогического коллектива и каж дого учителя. С осуществлением перехода ко всеобщему среднему образо ванию школа вступила в новый этап своего развития. Сегодня основной задачей ее деятельно сти становится высокое качество учебно-воспитательного процесса. Этого .настоятельно требует жизнь, к этому зовут нас реше ния XXV съезда КПСС, выдви нувшего задачу повышения эф фективности и качества деятель ности всех звеньев народного хозяйства, науки и культуры. Чтобы добиться нужных ре зультатов, следует постоянно предъявлять к своим ученикам строгие, но справедливые требо вания. Нельзя проходить мимо фактов завышения отметок уча щимся, что, к сожалению, еще имеет место. Это расхолаживает учащихся — наносит огромный моральный ущерб воспитанию подростка. И в то же время учитель должен своевременно придти на помощь ученику, ко торый по тем или иным причи нам отстает в учебе. Ведь запу щенное отставание чаще всего является причиной потери инте реса к учебе. Установлено, что именно те подростки, которые слабо усвоили курс восьмилетки, не хотят продолжать свое обра зование. Поэтому нельзя забы вать об организации системати ческого повторения пройденно го, в этом залог прочности знаний. В новом учебном году боль шое место в жизни детей и под ростков займут походы, путеше ствия, экскурсии. Продолжается Всесоюзная туристско-краевед ческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина — СССР», нынешний ее этап посвя щен 60-летию Великого Октября. Этап перехода школ на новые программы и учебники завершен. Наступила пора детального изу чения лучшего опыта, разумного внедрения всего нового, пере дового в практику деятельности педагогических коллективов. Формирование молодого граж данина немыслимо без прохож дения им школы общественной деятельности. Каждый школьник, очевидно, должен пройти эту школу, активно участвуя в жизни коллектива, в работе пионерской и комсомольской организаций, в самоуправлении, выполняя раз личные общественные поручения и выступая организатором тех или иных общественных дел. К сожалению, приходится отмечать серьезные упущения в этом от ношении. Многие школьники не имеют никаких поручений, мало занимаются общественно-полез ной работой, не приобретают организаторских навыков. Многое сделано для развития народного образования в нашем районе, но и нерешенных проб лем осталось немало. Ощутима нехватка жилья для сельских учителей. Еще не все учитель ские семьи имеют квартиры, не говоря уже о молодых специа листах. Это — одна из причин некоторой текучести кадров. Предстоит многое сделать для расширения сети сельских до школьных учреждений. Лучший пример педагога, классного руководителя — вот что с наибольшей силой влияет на чувства ребенка, а чуткость и скромность вызывают у учени ков желание подражать ему. Настоящий учитель — это че ловек с горячим сердцем. Чело век, отдающий все детям. В обстановке высокой полити ческой и трудовой активности многие трудовые коллективы на шего района включились в борь бу за выполнение заданий вто рого года пятилетки к 60-й го довщине Великого Октября. Мы, работники народного образова ния, идем к этой великой дате воодушевленными решениями XXV съезда КПСС, отчетливо сознавая свою задачу — воспи тать достойных продолжателей великого революционного дела своего труда. О ПРЕНИЯХ по докладам вы- ступили директор Дрязгин ской средней школы В. Ф. Не домолкин, завуч средней школы N° 2 Д. В. Хомяков, преподава тель педагогического училища М. С. Смольянинова, военрук Девицкой средней школы Г. Ф. Сундеев и организатор внеклас сной и внешкольной работы Р. В. Филиппова. Все они гово рили о работе коллективов своих школ, большой ответственности советского учителя перед обще ством за воспитание подрастаю щего поколения, привитии своим питомцам любви и уважения к труду, верности революционным традициям, подготовке стойких людей — строителей коммуниз ма. В работе августовского сове щания учителей принял участие и выступил на нем первый сек ретарь Липецкого обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов. С 24 по 26 августа проходили секционные занятия. На снимке: участники совеща ния учителей. Фото В. Елютина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz