Новая жизнь. 1977 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1977 г. (г. Усмань)

6(11111 АВГУСТ11СК11 1ВД0011Т С районного совещания учителей В районном Доме культуры состоялось традиционное августов­ ское совещание учителей. Его открыл первый секретарь райкома партии В. С. Росляков, В наш район приехали на работу 53 молодых педагога. Они выпускники Липецкого, Елецкого, Курского и Тюменского педин­ ститутов. Состоялось посвящение их в учителя. ^ |_| А СОВЕЩАНИИ учителей Н* 1 с докладом выступиласек- ретарь райкома партии Л. В. Барбуш. Она отметила, что твор­ ческий труд учителей вложен во всенародное дело по воспитанию подрастающего поколения — по­ коления строителей коммунизма. Они активно участвуют в обсуж­ дении проекта Конституции СССР. В основе деятельности школы сегодня лежит выдвинутая пар­ тией программная установка, ко­ торую коротко можно сформу­ лировать так: научить учеников учиться. Это значит необходимо воспитывать у учащихся позна­ вательную активность, жажду знаний, познакомить их с осно­ вами научной организации труда, научить пользоваться справочной литературой. У нас есть сильные педагоги­ ческие коллективы в Завальнов- ской, Октябрьской, Дрязгинской, второй средних школах, Студен- ской и Кривской восьмилетних', СПТУ № 8, которые из года в год работают без отстающих, добиваются высоких показателей в обучении и коммунистическом воспитании учащихся. В районе 683 учителя, из них 126 коммунистов и 200 комсо­ мольцев — это золотой фонд нашего учительства. Среди них коммунисты В. Ф. Недомолкин, Н. А. Пожарова, Н. В. Аввакумо­ ва и многие другие. На них дер­ жит равнение наша замечатель­ ная молодежь О. И. Панкова, т В. Е. Усачева и В. П. Швайдак. Наставником одного из лучших учителей школы-интерната В. К. Шаталовой является замечатель­ ный преподаватель педагогиче­ ского училища М. С. Смольяни­ нова, которой недавно присвое­ но звание заслуженного учителя школ РСФСР. По итогам минувшего учебного года из 683 учителей 511 не име­ ют отстающих, но тем не менее районному отделу народного об­ разования, педагогическим кол­ лективам, партийным и проф­ союзным организациям нельзя заниматься самоуспокоением. Ь Ведь, 132 учителя допустили брак 9 в работе. Они имеют неуспеваю­ щих учеников. Большое влияние на содержа­ ние воспитательной работы в учебных заведениях оказало изу­ чение учащимися материалов XXV съезда КПСС, Ленинские уроки и Ленинские зачеты, тема­ тические сборы, конференции по актуальным вопросам марксист­ ско-ленинской теории, конкурсы на лучшее сочинение, рефераты по общественным наукам, встре­ чи поколений. Каждая школьная партийная организация накопила большой опыт многообразной идейно­ воспитательной работы в коллек­ тивах учащихся. Например, в Дрязгинской, городских первой и второй средних школах состав­ лены комплексные планы воспи­ тания школьников на весь период обучения. Они включают в себя все направления коммунистиче­ ского воспитания учащихся. Партийные организации, кол­ лективы учителей многих школ района прививают учащимся вы­ сокие гражданские качества, уме­ ло направляют и развивают ини­ циативу пионерских и комсомоль­ ских организаций на обеспече­ ние тесного единства идейно­ политического, трудового и нрав­ ственного воспитания с учетом особенностей различных групп учащихся. В год славного юбилея 60-ле­ тия Советской власти оживилась работа по воспитанию школьни­ ков на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Особенно успешно она ведется в Завальновской и пер­ вой средних школах, школе- интернате. Районная партийная организа­ ция особое внимание уделяет взаимосвязи общеобразователь­ ной школы и профессионально- технического обучения. Необхо­ димо использовать богатейшую базу ГПТУ № 23 для школ горо­ да, а СПТУ № 8 для сельских школ, расположенных в этом микрорайоне. В школах города сложилась определенная система трудового обучения и воспитания, в основе которой лежит содружество школьных и производственных коллективов, партийных органи­ заций. Большое внимание проф­ ориентации уделяется во второй средней школе, коллектив кото­ рой сумел добиться того, что выпускники идут на предприятия и становятся хорошими произ­ водственниками. В настоящее время не мыслит­ ся работа школы вне теснейшего ежедневного общения с колхо­ зом или совхозом, куда должно пойти большинство выпускников. В Завальновской и Дрязгинской средних школах оборудованы типовые кабинеты машиноведе­ ния, где учащимся прививается любовь к технике. Широкая программа по закреп­ лению молодежи на селе разра­ ботана администрацией Заваль­ новской средней школы совмест­ но с партийной организацией и дирекцией совхоза «Коммунар». За последние пять лет она вы­ пустила 209 человек. 62 из них работают в сельскохозяйственном производстве. Прививают любовь к сельским профессиям коллективы Дряз­ гинской и Октябрьской средних школ. Их выпускники приходят на смену своим родителям, по­ лучают трудовую закалку. Безответственно относятся к трудовому обучению коллективы Девицкой, Куликовской, Верхне- Мосоловской и других школ. В них нет производственных бригад, не заключаются договора с кол­ хозами и не организуют по-на- учному общественно-полезный ТРУД. Высока миссия советского учи­ теля. Он призван зажечь умы и сердца подрастающего поколе­ ния неугасимым октябрьским огнем революционного обновле­ ния мира, поэзией труда во имя коммунизма, передать ему золо­ тую сокровищницу моральных ценностей большевиков, сфор­ мировать у нашей молодежи активную жизненную позицию. С? АТЕМ с докладом «О ходе выполнения мероприятий по развитию народного образо­ вания в Усманском районе в свете решений XXV съезда КПСС» выступил заведующий районе Л. А. Сушков. Особое внимание он уделил всеобучу, который находится на высоком уровне в Грачевской, Завальновской, Березняговской, Октябрьской и других школах. В отдельных школах увеличился отсев уча­ щихся из 1—8 классов. Особенно тут следует отметить среднюю школу № 2, где директором А. М. Нижегородов. Вопросами всеобуча он занимается слабо. По неизвестным причинам из школы выбыло трое учащихся из 5 и 6 классов. Неблагополучно с выполнением закона о всеобуче в Пластинской, Бреславской, Никольской и треть­ ей средних школах. В них бро­ сают учебу слабо успевающие и трудновоспитуемые учащиеся. Руководители школ, вместо кро­ потливой работы по устранению пробелов в знаниях школьников и повышения их воспитания, ста­ раются избавиться от них. В десятой пятилетки пред­ стоит развивать и совершенство­ вать всеобщее среднее образо­ вание, добиваться полного, по­ всеместного его осуществления через общеобразовательную шко­ лу, профессиональные и специ­ альные учебные заведения. Очень существенная сторона всеобуча — забота о школьных интерна­ тах и подвозе детей. Проверка, проведенная в феврале текуще- •о года, показала, что в ряде школ руководители проявляют постоянную -заботу об укрепле­ нии материальной базы при­ школьных интернатов, повыше­ нии уровня воспитательной ра­ боты в них, улучшении санитар­ но-гигиенического режима и ме­ дицинского обслуживания. В пришкольном интернате Ок­ тябрьской средней школы про­ живают учащиеся 6— 10 классов. В нем созданы все необходимые условия: имеется хорошая ме ­ бель, телевизор, оборудована комната для самоподготовки, выполняется режим. Школьные интернаты Поддуб-- ровской, Березняговской средних школ не отвечают санитарно- гигиеническим требованиям. В интернате Сторожевской сред­ ней школы санитарные цормы площади не выдерживаются. Нет изоляторов, гигиенических ком­ нат для девочек, сушилок для одежды, обуви. Администрация школы не принимает никаких мер к наведению порядка. По­ добное положение в Поддубров­ ском и Березняговском интер­ натах. Не составляется двухне­ дельное меню, нарушается тех­ нология приготовления блюд и норм закладки продуктов. Подвоз детей в отдельных школах почти не осуществляется по вине руководителей колхозов. Особенно плохо с подвозом детей в Поддубровском, Бре­ славском, Пластинском сельских Советах. От случая к случаю осуществляется он и в других сельских Советах. Особо следует сказать о группах продленного дня. Забота о расширении их сети, о создании хороших усло­ вий для детей — это тоже забо­ та о всеобуче. - Существенное значение в осу­ ществлении всеобуча имеет пи­ тание детей. С первых дней сентября следует принять все меры к расширению сети и улуч­ шению работы школьных столо­ вых и буфетов. В 18 школьных столовых и 28 буфетах получают горячее питание 6.850 учащихся. Серьезное внимание ему уделя­ ют руководители Завальновской, Бреславской, Дрязгинской, Пла­ стинской средних школ, Студен- ской восьмилетней. Эффективность и качество — эти два слова стали теперь де­ визом всего учительства. Требо­ вание партии—повысить эффек­ тивность и качество работы в системе просвещения — означает неуклонное совершенствование качества обучения и воспитания, повышение эффективности ис­ пользования выделяемых на на­ родное образование материаль­ ных, трудовых и финансовых ресурсов. Хороших результатов можно добиться лишь при усло­ вии успешной работы каждого учителя и воспитателя. Конечно, успех определяют содержание, методы, организация обучения и воспитания. Но от личности учи­ теля, воспитателя, от его знаний, идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства в решающей мере зависят каче­ ство и эффективность учебно- воспитательной работы. Усманские учителя готовятся к исключительно важному и ответ­ ственному делу — к первому уроку учебного года, посвящен­ ному 60-летию Великого Октября и новой Конституции СССР, к дальнейшей планомерной дея­ тельности по изучению школь­ никами Основного Закона, его глубокому разъяснению учащим­ ся во всей учебной ивнекласснэй работе. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председа­ теля Конституционной комиссии тов. Л. И. Брежнева, новая Кон­ ституция, безусловно, обогатят весь учебно-воспитательный про­ цесс, творчество каждого педа­ гогического коллектива и каж­ дого учителя. С осуществлением перехода ко всеобщему среднему образо­ ванию школа вступила в новый этап своего развития. Сегодня основной задачей ее деятельно­ сти становится высокое качество учебно-воспитательного процесса. Этого .настоятельно требует жизнь, к этому зовут нас реше­ ния XXV съезда КПСС, выдви­ нувшего задачу повышения эф­ фективности и качества деятель­ ности всех звеньев народного хозяйства, науки и культуры. Чтобы добиться нужных ре­ зультатов, следует постоянно предъявлять к своим ученикам строгие, но справедливые требо­ вания. Нельзя проходить мимо фактов завышения отметок уча­ щимся, что, к сожалению, еще имеет место. Это расхолаживает учащихся — наносит огромный моральный ущерб воспитанию подростка. И в то же время учитель должен своевременно придти на помощь ученику, ко­ торый по тем или иным причи­ нам отстает в учебе. Ведь запу­ щенное отставание чаще всего является причиной потери инте­ реса к учебе. Установлено, что именно те подростки, которые слабо усвоили курс восьмилетки, не хотят продолжать свое обра­ зование. Поэтому нельзя забы­ вать об организации системати­ ческого повторения пройденно­ го, в этом залог прочности знаний. В новом учебном году боль­ шое место в жизни детей и под­ ростков займут походы, путеше­ ствия, экскурсии. Продолжается Всесоюзная туристско-краевед­ ческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина — СССР», нынешний ее этап посвя­ щен 60-летию Великого Октября. Этап перехода школ на новые программы и учебники завершен. Наступила пора детального изу­ чения лучшего опыта, разумного внедрения всего нового, пере­ дового в практику деятельности педагогических коллективов. Формирование молодого граж­ данина немыслимо без прохож­ дения им школы общественной деятельности. Каждый школьник, очевидно, должен пройти эту школу, активно участвуя в жизни коллектива, в работе пионерской и комсомольской организаций, в самоуправлении, выполняя раз­ личные общественные поручения и выступая организатором тех или иных общественных дел. К сожалению, приходится отмечать серьезные упущения в этом от­ ношении. Многие школьники не имеют никаких поручений, мало занимаются общественно-полез­ ной работой, не приобретают организаторских навыков. Многое сделано для развития народного образования в нашем районе, но и нерешенных проб­ лем осталось немало. Ощутима нехватка жилья для сельских учителей. Еще не все учитель­ ские семьи имеют квартиры, не говоря уже о молодых специа­ листах. Это — одна из причин некоторой текучести кадров. Предстоит многое сделать для расширения сети сельских до­ школьных учреждений. Лучший пример педагога, классного руководителя — вот что с наибольшей силой влияет на чувства ребенка, а чуткость и скромность вызывают у учени­ ков желание подражать ему. Настоящий учитель — это че­ ловек с горячим сердцем. Чело­ век, отдающий все детям. В обстановке высокой полити­ ческой и трудовой активности многие трудовые коллективы на­ шего района включились в борь­ бу за выполнение заданий вто­ рого года пятилетки к 60-й го­ довщине Великого Октября. Мы, работники народного образова­ ния, идем к этой великой дате воодушевленными решениями XXV съезда КПСС, отчетливо сознавая свою задачу — воспи­ тать достойных продолжателей великого революционного дела своего труда. О ПРЕНИЯХ по докладам вы- ступили директор Дрязгин­ ской средней школы В. Ф. Не­ домолкин, завуч средней школы N° 2 Д. В. Хомяков, преподава­ тель педагогического училища М. С. Смольянинова, военрук Девицкой средней школы Г. Ф. Сундеев и организатор внеклас­ сной и внешкольной работы Р. В. Филиппова. Все они гово­ рили о работе коллективов своих школ, большой ответственности советского учителя перед обще­ ством за воспитание подрастаю­ щего поколения, привитии своим питомцам любви и уважения к труду, верности революционным традициям, подготовке стойких людей — строителей коммуниз­ ма. В работе августовского сове­ щания учителей принял участие и выступил на нем первый сек­ ретарь Липецкого обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов. С 24 по 26 августа проходили секционные занятия. На снимке: участники совеща­ ния учителей. Фото В. Елютина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz