Новая жизнь. 1976 г. (г. Усмань)
* к •шу- ЧЕБНЫЙ год в системе по- е / ' литического просвещения и экономического образования подходит к концу. Он был не обычным. Во-"первых, в этом го ду в учебных программах, раз работанных Домом политпро свещения обкома КПСС , много внимания обращено уа изучение основ экономики промышленно го и сельскохозяйственного производства. Во-вторых, и это самое главное, где-то со второй половины учебного года во всех семинарах и школах системы по литического просвещения и эко номического всеобуча перешли на изучение материалов XXV съезда КПСС . Это повысило ин терес к учебе. Причем, повыси лась ответственность за пору ченное дело у самих пропаган дистов. На занятиях они раскры вают величие итогов девятой пя тилетки, грандиозность задач, которые предстоит решить в новой пятилетке. У нас уже сложившиеся к ад ры пропагандистов, на протяже нии ряда лет работающие на этом важном и почетном попри ще. ' Среди них А. М. Лункин, директор местной средней шко лы, Т. И. Соловьев, главный эко номист колхоза, В. И. Перекре- стенко, преподаватель школы, В. М. Коровин, главный агроном, В. П. Косенков, главный зоотех ник, и другие. Учебой охвачено более 160 человек. Это руководи тели и специалисты среднего звена, механизаторы, животно воды, свекловоды, работники бухгалтерий колхоза. Из пропагандистов трудно от дать кому-либо предпочтение. У каждого, как говорят, свой почерк в приемах и методах ве дения занятий. Однако все ста раются увязать изучаемый мате риал с жизнью колхоза, под крепляют местными примерами й фактами. Это еще больше по вышает интерес слушателей к занятиям. Но А. М. Лункин зарекомен довал себя подлинным масте ром своего дела. Занятия про водит непринужденно, материал излагает просто, доходчиво и в то же время глубоко. Широко применяет диаграммы, техниче ские средства пропаганды —маг нитофон, фильмоскоп. Почти вся работа XXV съезда КПСС записана им на магнитофон. Те перь эти записи Алексей Мат веевич использует и в школе основ марксизма - ленинизма, и в работе с пропагандистами, и при чтении публичных лекций, и на уроках в школе. Несколько раз А. М. Лункин проводил по казательные занятия в школе ос нов марксизма-ленинизма, на ЭФФЕКТ УЧЕБЫ которых гТрисутствовали многие пропагандисты района. На од- . ном из занятий, говоря о Евро пейском экономическом сооб ществе, как важнейшем факторе сохранения мира и безоласно- сте в Европе, и изложив теоре тическую основу темы, Лункин очень удачно перевел разговор на местную тему. При этом он подчеркнул, что личный вклад каждого в укреплении экономи ческого могущества страны име ет большое значение в борьбе за сохранение мира во всем ми ре. Мало желать мира, подчерк нул он, надо бороться за него, ударным трудом укреплять обо роноспособность нашей страны, являющейся поборником мира на земле. Интересными и содержатель ными были занятия по изучению материалов XXV съезда КПСС. Тему об итогах девятой пятилет ки и задачах по дальнейшему развитию сельского хозяйства пропагандисты В. М. Коровин, В. П. Косенков, Ю . И. Литу ков построили в основном на при мерах своего колхоза. А приме ры убедительные. Колхоз вы полнил пятилетку по производст ву и продаже молока, однако с качеством его было явно . н е благополучно. Много еще мо лока сдавалось вторым сортом, было и нестандартное, на чем хозяйство понесло большие убыт ки. Разговор далее пошел о за дачах, которые предстоит р е шить работникам сельского хо зяйства в десятой пятилетке — пятилетке эффективности и ка чества. Мне часто приходится прксут- стаовать на занятиях, общаться с механизаторами, животновода ми в будничной обстановке, го ворить с ними об их стремлени ях и заботах. Как изменились люди! Изменилось их суждение об общественном производстве, их отношение к работе. Учеба * помогает иными глазами смот реть на жизнь, лучше осмысли вать величие задач пятилетки, определить свою роль и место в выполнении планов и социа листических обязательств. Это проявляется не только на словах, но и на деле. Колхоз пе ревыполнил квартальное зада ние по заготовкам мяса и мо локам, причем, почти все мо локо — 93 процента — сдано первым сортом. Иным стало от ношение к работе, улучшилось качество ее, в результате повы силось качество продукции. За стрельщиками в этом выступа ют слушатели политических и экономических школ. Доярки А. И. Власова, А . Т. Бессмерт ных, М. А. Писарева полностью соблюдают технологию произ водства молока, проводят под- дой и додой, тщательно промы вают посуду. Поэтому они до биваются лучших показателей и по количеству и по качеству молока. В нынешнюю весну практиче ски не было ни одного случая брака. И здесь опять-таки об разцы высокопроизводительно го и качественного труда пока* зывали слушатели школ эконо мического всеобуча. Механиза тор М. Е. Зелепукин, например, на севе вырабатывал по две нормы. О качестве сева можно судить по всходам -— они от личные. Конечно, нельзя сказать, что политическая и экономическая учеба уже отвечает всем требо ваниям. Нет, есть у нас и недо статки. Но направление пропа гандисты взяли правильное. Сей час идет подготовка к итоговым занятиям. Обобщим опыт, опре делим, что надо сделать на б у дущее, чтобы учеба стала бо лее эффективной. А. СИДОРОВ, секретарь партбюро колхоза «1 Мая». ВНИМАНИЕ И ЗАБОТУ Вступление нашего общества в период развернутого строи тельства коммунизма знаменует собой создание необходимых объективных предпосылок для ликвидации преступности. Ис пользуя эти предпосылки, осу ществляя необходимые меро приятия по их дальнейшему раз витию, советское государство рри поддержке всей общест венности ведет решительную борьбу с преступлениями и правонарушениями, которые аб солютно нетерпимы в обществе, строящем коммунизм. Борьба с преступностью, в том числе с преступностью не совершеннолетних,' ведется на основе органического сочетания мер общегосударственного пре дупреждения преступности, на правленных на дальнейшую лик видацию предпосылок ее иско ренения, и специальных мер, осуществляемых судом, проку ратурой, органами внутренних дел и другими общественными организациями. Когда воспитательная ра бота не приносит желаемых результатов, то, к сожалению, приходится принимать меры ад министративного и уголовного принуждения, здесь в силу вступает наш советский закон. Приведу несколько примеров, когда к отдельным несовер шеннолетним пришлось приме нять уголовный закон. В один из февральских вече ров этого года четырнадцати летний подросток, учащийся 8 класса средней школы номер три, Игорь Кретов вместе со своим старшим товарищем, сле сарем завода литейного обору дования Павлом Боевым зашел в кафе, что расположено в районе рынка. Там они встретили отчи ма Игоря — Григорова, работаю щего на заводе литейного обо рудования. Григоров решил уго стить ребят. Только не конфе тами, а водкой. Втроем распили две бутылки. Когда вышли на улицу, то Игорь Кретов и Павел Боев набросились на проходив ших двух граждан. Сам Григо ров стоял в стороне в роли наблюдателя. В результате од ному из прохожих были нанесе ны телесные повреждения. Советский закон гуманен к подросткам , впервые совершив шим преступление. Учитывая ис креннее раскаивание виновных, и то, что они впервые соверши ли преступление, народный суд определил им условную меру наказания. Хочется поговорить о другом. О том, что же породило это преступление? Безусловно, во многом виноваты сами подрост ки. А родители их, куда смотре ли они? Почему они устрани лись от воспитания детей? Поз волительно спросить у родите лей, почему их дети поздно приходят домой, почему их не интересует, где они проводят свободное время? В том, что подростки совер шают преступления, повинны иногда и мы, взрослые. Непра вильное поведение взрослых в общественных местах , а родите лей в семье является причиной несчастья, случившегося с под ростком. Ученику 8 класса той же шко лы номер три Юрию Мячикову нет еще и пятнадцати. Но он имеет пристрастие к спиртным напиткам. Об этом хорошо зна ют и его родители — отец В. И. Мячиков и мать Раиса Бо рисовна, работающие на швей ной фабрике. Совсем недавно этот юноша появился в городе в нетрезвом состоянии, к тому же вел себя недостайно. А фи нал? Медицинский вытрезви тель и, конечно, с платой за его содержание. Не занимаются воспитанием своего сына Николая Медведко ва его родители. И отец и мать Николая беспорядочно пьянству ют. Видит это и их сын. А не давно несовершеннолетний Ни колай совершил преступление. В ночное время он проник в склад Краснинской восьмилетней школы и похитил оттуда лыжи. Некоторые подростки име ют пристрастие к технике. Но эта любовь не проявляется по сещением кружков технического творчества. Такие, с позволения сказать «любители», часто стано вятся на путь преступления. Уча щиеся все той же школы но мер три Александр Покидов. Николай Черников, Игорь Сиро тин и Владимир Каменев в 23 часа из гаража химлесхоза у г нали автомобиль. «Автолюбите ли» были задержаны работни ками милиции и понесли за это административное наказание. Кстати, Владимир Каменев не один раз уже побывал в отделе милиции, слушали его вместе с родителями и на комиссии по делам несовершеннолетних. Родители, педагоги, общест венность — все в ответе за судь бу детей. Долг взрослых — вос питывать подрастающую смену честными строителями комму низма. С. КУЗНЕЦОВА, помощник прокурора Липецкой области, юрист I класса. Соверменнйы расизм: идеология, политика, практика Великие революционные пере мены, происшедшие в мире за последние десятилетия, серьезно подорвали социальные основы расового угнетения на огромных пространствах нашей планеты. Ныне расизм официально узако нен лишь в двух странах —ЮАР и Родезии, где он служит осно вой государственных режимов. В остальных империалистиче ских странах расовая дискрими нация юридически запрещается как общими конституционными положениями, так и — в неко торых государствах — специаль ными актами, конкретизирую щими гражданские права приме нительно к взаимоотношениям различных расовых групп насе ления. Современная действитель ность, однако, показывает, что ни общие, ни специальные пра вовые гарантии не могут обес печить при капитализме реаль ных условий для ликвидации расового гнета, человеконенави стнической идеологии и бесчело вечной практики расизма. В этом отношении особенно показа тельны США — крупнейшая и богатейшая из капиталистиче ских стран, лидер так называе мого «свободного мира», госу дарство, которое в июле текуще го года отметит свое 200-летие. Несмотря на то, что американ ская конституция и множество постановлений, принятых в пос ледние годы «запрещают» расо вую дискриминацию, она все еще отравляет жизнь 28 миллионов американцев с черной кожей. Со гласно официальным данным, родившийся сейчас черный ре бенок имеет в два раза меньше шансов окончить среднюю шко лу, в три раза меньше —стать специалистом и в два раза боль ше шансов оказаться безработ ным, чем появившийся на свет в тот же день белый ребенок. В чем же причины живучести американского расизма? Идеологи империализма, пы таясь ответить на эти болезнен ные для них вопросы, утвержда ют, будто дело отнюдь не в об щественном строе США , а в био логической природе. Психике лю дей-де от рождения свойственны чувства расовой вражды. «Каж дому человеку изначально прису щи расовые инстинкты и побуж дения», — уверяет американский психолог Э. Богардус. Подобная апологетика расиз ма давно опровергнута передо вой наукой, историческим опы том успешного решения нацио нального вопроса в СССР и других социалистических стра нах, антирасистской политикой развивающихся государств, нако нец — практикой общественной жизни в самих США , где борьба против реакции сплачивает де мократов всех расовых и этниче ских групп. Причины сохранения расизма коренятся не в природе человека, а в природе социаль ного строя США . Американский капитал заинтересован в рас о- вой дискриминации прежде все го потому, что за счет разнгшы в оплате труда белых и чертях рабочих она ежегодно приносит ему огромные — около 30 мил лиардов долларов — дополни тельные прибыли. Но не только поэтому. Расизм выполняет так же своеобразную роль социаль ного громоотвода, отвлекая тру дящихся от классовой борьбы и направляя их энергию на расовую вражду. Система расовой дискримина ции в США остается органиче ской частью общественных отно шений именно потому, что пос тоянно воспроизводится импери ализмом, который стремится при- способность ее к изменившимся ус ловиям, модернизировать, облечь в новые формы, совместимые с буржуазной демократией и вмес те Ф тем позволяющие продол жать беспардонную эксплуата цию труда негров. Хотя расизм выступает в за висимости от конкретных условий в различных формах, империа лизм неизменно служит его ос новным вдохновителем. Расист ские режимы в ЮАР и Родезии существуют лишь благодаря глу бокой заинтересованности в них мирового империализма, контро лирующего ключевые отрасли экономики этих государств. Аме риканские инвестиции в ЮАР, например, превышают миллиард долларов. Английские составля ют около трех миллиардов. В Родезии под контролем иност ранных монополий находится примерно 80 процентов инвести рованного капитала. Высшая власть в «белой Африке» принад лежит, по существу, междуна родной финансовой олигархии, которая использует расизм для жестокой эксплуатации африкан цев. Расизм далеко еще не изжит и в международных отношениях. На уровне мировой политики он обнаруживается в попытках подавления национально-освобо дительных движений, в притяза ниях империалистических дер жав на «право» диктовать свою волю народам развивающихся стран. На Ближнем Востоке си онистский расизм превратился в политическое орудие мирового империализма, пытающегося с его помощью сохранить свои по зиции в богатом нефтью и стра тегически важном районе, подор вать прогрессивные режимы в арабских странах, не допустить дальнейшего развития нацио нально - освободительного дви жения. В Африке такую же роль играет расистская ЮАР, кото рая развязала прямую агрессию против Анголы, с тем,' чтобы свергнуть прогрессивное прави тельство молодой республики, ус тановить марионеточный режим неоколониального типа. Причем агрессия эта, как совершенно справедливо отмечал президент Мозамбика Самора Машел, была направлена не только против ан гольского народа — она пресле довала цель «расколоть единство стран Африки, расширить импе риалистическое господство на континенте». Одно из важных направлений стратегии неоколониализма воп лощается в попытки разжечь так называемый «антибелый расизм» в освободившихся странах. Вы дающийся деятель освободитель ного движения в ЮАР Нельсон Мандела, сам испытавший все ужасы расизма и ныне отбываю щий пожизненное заключение в застенках апартеида, писал, чтб «антибелый расизм» ведет к ра зобщению борцов за свободу и служит целям империалистиче ской реакции, что «дело свободы требует сплочения всех револю ционеров и демократов независи мо от цвета их кожи». Такой подход разделяют все прогрессивные силы, борющиеся в своих странах и на мировой арене за национальную незави симость и социальный прогресс. Уже многие годы единый фронт борьбы с расизмом образуют со циалистические и развивающиеся государства. Благодаря этому в последнее время заметно активи зировалась антирасистская дея тельность ООН, где в 1975 г. бы ли приняты резолюции, резко осуждающие расистские режимы ЮАР и Родезии и требующие осуществления права их народов на самоопределение. Выступая вместе со о^еми про грессивными силами мира, Со ветский Союз изо дня в день под крепляет практикой свое принци пиальное отношение к расизму и апартеиду, зафиксированное п Программе мира, принятой X X IV съездом КПСС , как требование «всеобщего осуждения и бойко та» любых проявлений этого зла. Неконъюнктурную бескомпро миссность позиции СССР со всей ясностью подтвердил и XXV съезд коммунистов Советского Союза, постановивший считать ликвидацию всех очагов расизма «одной из важнейших междуна родных задач». Юлий О ГА Н И С Ь ЯН , кандидат исторических наук. (А П Н ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz