Новая жизнь. 1976 г. (г. Усмань)
В рабочем классе зародилось новое замеча тельное движение — движение наставников мо лодых рабочих. Наставники — эго кадровые ра бочие, обладающие высоким мастерством, бога тым жизненным опытом, и, я бы сказал, талантли вые педагоги. Они по доброй воле, по призванию души учат молодежь трудолюбию, мастерству, вос питывают ее на героических традициях нашего славного рабочего класса». Л. И. БРЕЖНЕВ . п и ПРНШННН) по д о н г о й в ш е , ф «Вопросы трудового воспитания, правильного выбора места в жизни связаны с решением боль шого круга задач... Здесь, как и в других делах, пример показывает наш героический рабочий класс. , ;■> Высочайший долг В наше время слово «настав ник» приобрело новое, более емкое приятие. Наставник — это не просто учитель, руководитель, он не ограничивает круг своих обязанностей лишь обучением подфешных профессиональным приемам и методам, но и при общает молодежь к обществен ной работе, прививает ей высо кие моральные качества, любовь к избранному делу. С каждым годом наставниче ство в районе принимает все бо лее широкий размах. Более 500 лучших работников промышлен ных предприятий, строек, колхо зов и совхозов осуществляют шефство над молодежью , учат молодых, воспитывают их, помо гают в совершенстве овладеть избранной профессией, го товят себе достойную смену, растят подлинных мастеров сво его дела, людей, глубоко пре данных Родине. Лучше других организовано наставничество на швейной ф аб рике, заводах «Индикатор», ли тейного оборудования, в Дряз- гинской опытной станции, колхо зе «Маяк коммунизма». Заслуживает внимания работа наставников на швейной фабри ке. В подготовке и воспитании молодых швей-мотористок здесь уже сложилась определенная си стема. Она включает в себя производственно - техническую подготовку непосредственно на предприятии, работу обществен ных организаций по коммунисти ческому воспитанию молодой смены рабочего класса. Молодые рабочие закрепля ются за кадровыми, те повсе дневно оказывают им практиче скую помощь в овладении смежными операциями, личным примером на производстве, в общественных местах *< в быту воспитывают у них высокую по литическую сознательность, ком мунистическое отношение к тру ду, любовь к избранной профес сии. На швейной фабрике 34 на ставника. Каждый из них заслу живает высокой похвалы, о каж дом можно сказать много . хо рошего. И все же выделяются среди них особыми педагогиче скими приемами, материнским чувством и вниманием к своим подопечным В. Н. Жуликова и Т. В. Зелепукина. Они помогают в овладении профессией, посо ветуют, как распорядиться пер вой зарплатой, преуспевающего от души похвалят, за неради вость по-матерински пожурят, отчитают. Многие девушки жи вут на частных квартирах, на ставники посещают их, ведут пе реписку с родителями, при не- необходимости приглашают их на фабрику. В том, что швейная фабрика по основным показателям вы шла за последнее время в чис ло передовых предприятий рай она, что здесь значительно сни жена текучесть кадров, есть за слуга и наставников. Наставничество органически сочетает в себе обучение и воспитание, является одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность. Поэто му задача профсоюзных органи заций, высочайший долг рабо- чих-ветеранов — всемерно р а з вивать это движение, совершен ствовать его. Н. КОРОВИН, председатель райсовпрофа. Шестнадцатилетней' девчонкой пришла в ме бельный цех Валентина Васильевна Азаро ва. (на снимке в середине). За 17 лет работы, она прошла путь от ученицы по набору рубашек строгательного шпона до бригадира. Училась у Анастасии Николаевны Старцевой. Она научила Азарову всем секретам набора ру башек, привила ей вкус к избранной профессии. Примечательно, что бывшая наставница теперь сама состоит в бригаде В. В. Азаровой, а В а лентина Васильевна стала наставницей. Сейчас в бригаде Азаровой 8 человек. Среди них Ольга Афонина (на снимке крайняя слева) и А. Ф. Шарапова (крайняя справа). Коллектив небольшой, но отличается сплоченностью, боль шой дружбой, коллективизмом. Благодаря этому бригада из месяца в месяц выполняет произ водственные задания на 120— 130 процентов. Из делия отличаются высоким качеством. В этом есть заслуга В. В. Азаровой — руководителя и воспитателя коллектива. В. В. Азарова интересуется не только произ водственными делами своих подопечных. Ольга Афонина учится заочно в институте. Наставни ца постоянно заботится, «лзбы и с учебой у нее ладилось. Фото В. Елютина. ЛОКОТЬ СТАРШЕГО ТОВАРИЩА Незримые воспитатели... Утром вместе с вами они становятся в трудовую колонну и направля ются к проходной завода. Они идут с вами рядом, веселые или грустные, убеленные сединой или с копнами вьющихся волос, с орденами на груди или без них; о них вы редко прочитаете в местной газете; они о вами ря дом сидят за монтажным сто лом и получают одинаковые де тали. Вы их встречаете в столо вой, а в обеденный перерыв вы с ними вместе проводите время на волейбольной площадке; они... А, впрочем, давайте поговорим хотя бы об одной незримо веду щей нас (будет сказано без пре увеличения) в мир больших свершений, трудовых побед, в ближайший мир десятой пяти летки. Рая... Рая Стрельникова. Так запросто зовут в коллективе эту невысокую, неунывающую, с улыбкой па лице женщину. Под собной рабочей строительной бригады она начала свой трудо вой путь в коллективе нашего завода. Ей вскоре поручают од ну из ответственных производст венных операций. А в 1974 году, когда на заводе осваивалась но вая продукция, она возглавила бригаду. В 1975 году Раиса Никифоров на Стрельникова мастер участ ка. 25 человек, недавно окончив ших среднюю школу, приняла она под свое начало. 25 различ ных характеров, а отношение со стороны мастера Стрельнико вой одинаковое ко всем: ровное, требовательное, по - матерински мягкое и ласковое. Даже с те ми, кто приходит на смен> наве селе и обещает «нс дать зарабо тать смене», кто приходит на смену «не выспавшись» и кто забывает выходить па работу в нужную смену. Раиса Никифоровна — мать троих детей. Старший, Влади мир, недавний выпускник про фессионально - технического учи лища, — газоэлектросварщик. Повторил профессию отца—газо- электросварщика Усманского ме бельного цеха. Сергей учится в 8-м классе средней школы № 3. Младший Александр — хо рошист 3 класса той же школы. ________________\_________________ Сыновья гордятся своей ма терью. В ее - трудовой книжке 31 поощрительная запись: де нежные премии, благодарности, награждения ценными подарка ми, занесение на районную и за водскую Доски почета, ей при своено звание ударника комму нистического труда, она на граждена знаками «Победитель социалистического соревнования 1975 года», «Ударник 9-й пяти летки». На первый взгляд ничего при мечательного в биографии Р. Н. Стрельниковой нет, но она стоит в общем ряду людей с высокой трудовой репутацией. Безраз дельная преданность делу, боль шое трудолюбие. Эта добрая ре путация завоевана упорным и долгим трудом, результат про шлых свершений. Она наследни ца тех, дето в трудностях, в борь бе, лишениях создавал нашу эко номику. Теперь ей предстоит вписать новую страницу в слав ную историю новой, десятой пя тилетки. И она к этому готова. М. Р ЕП И Н . Завод «Индикатор». Мое общественное поручение Ежегодно на завод поступает много молодежи. Одни опреде ляют путь в рабочие еще на школьной скамье, другие посту пают после неудачной попытки продолжить учебу в высших и средних специальных учебных за ведениях — всякое в жизни бы вает. В средних школах учащие ся теперь изучают азы рабочих профессий. Однако достаточных навыков для самостоятельной работы они не имеют и требуют к себе внимания и отеческой за боты. Я горжусь своими бывшими подопечными. Рядом со мной, в одном цехе, работает Сергей Бо карев. Совсем недавно он был моим учеником, а теперь рабо тает самостоятельно, выполняет нормы выработки на 110— 115 процентов, дает продукцию хо рошего качества. Другой мой бывший ученик Анатолий Голо вин выехал вместе со всей семь ей за пределы района. Но я с ним поддерживаю письменную связь. И как приятно читать письма Анатолия, в которых он сообщает, что и на новом месте жительства и работы он не уро нил чести коллектива нашего завода, является передовиком производства. Сейчас я обучаю токарному делу своего племянника Сергея Кене. Скажу откровенно: родст венные связи нисколько не ме шают мне требовать от Сергея то, что положено. Наоборот, к нему я предъявляю более жест кие требования. На завод Сергей пришел не обычным путем. Учился он в совхозе - техникуме на первом курсе. Поступал туда с неохо той, под большим влиянием ро дителей. И уже на первых по рах учителя поняли, что у Сер гея Кене не лежит душа к из бранной профессии. Сначала он стеснялся об этом ска зать откровенно, потом все же решился. И вот уже третий месяц Сер гей у меня учеником. Скажу прямо: парень преобразился. Правда, иногда бывают у него чисто мальчишеские выходки, но я его вовремя поправляю. Как-то после смены смотрю: Сергей сло няется без дела по цеху. Один раз спросил, почему не идет до мой, второй. Он отвечает: «А что мне дома делать?» А в цехе стоял обезличенный токарный станок. Давно я это приметил. Работали на нем многие, а уха живать никто не желал. Нашел я врдро солярки, тряпки и заста вил Сергея тщательно вымыть и протереть станок. С азартом при нялся за дело парень. Сейчас этот станок стоит рядом с моим и работает на нем Сергей Кене. Мне удобнее за ним пригляды вать: Он уже выполняет многие операции. А пройдет немного времени и Сергей перейдет на самостоятельную работу. За Сергеем я слежу не только на работе. По моему настоянию он поступил учиться в 9-й класс вечерней школы. К моменту при зыва в ряды Советской Армии получит среднее образование. Наставничество я считаю сво им общественным поручением. И горжусь тем, что в цехах нашего завода работают мои питомцы. Хорошая смена растет у нас. Она достойно понесет эстафе ту славных дел старших. В . К Е Н С , токарь завода литейного оборудования. П РЕЖДЕ всего, они зареко- ■ я мендовали себя передовыми производственниками нашего хо зяйства. Антонина Дмитриевна Лункина известна высокими надоями мо лока. Из года в год добивается хороших показателей в социали стическом соревновании, прочно удерживает первенство по на доям. Шофера Александра Николае вича Оголь знают далеко за пре делами нашего хозяйства, как мастера скоростного и безава рийного вождения автомобиля. Они не держат «в секрете» свои знания и богатый опыт, яв ляются лучшими наставниками. Не первый год работает на МТФ Центрального отделения В. Абрамова. Вроде бы все д е лала, как и опытные доярки, но что-то не все у нее получалось. Долго присматривалась к А б рамовой А. Д . Лункина. Потом решила взять над ней шефство и вызвать на социалистическое соревнование. Это было в прошлом году. Опытная доярка советовала, под сказывала В. Абрамовой. Делала она это незаметно, чтобы не ущемить самолюбие молодой доярки. Шефство и трудовое соперничество дали желаемые результаты. Абрамова выполни ла взятые социалистические обя зательства, уверенно вступила в шеренгу «середнячков». У А. Н. Оголь два подопечных — молодые шоферы В. Попов и К . Маликов. Опытный наставник не жалеет времени, чтобы под сказать, как быстрее и надеж нее устранить неисправность. В то же время следит, чтобы его подопечные своевременно проводили технические уходы, всегда содержали свои автома шины в исправном состоянии. В различных отраслях наше го хозяйства работают 10 на ставников. Создали совет на ставников. Но пока что работа его не отвечает требованиям времени. И это отчасти потому, что нет литературы, по которой можно учить самих наставников. Р. БУЯНОВА, секретарь парткома опытной станции. Иан учить наставнина?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz