Новая жизнь. 1976 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1976 г. (г. Усмань)

В рабочем классе зародилось новое замеча­ тельное движение — движение наставников мо­ лодых рабочих. Наставники — эго кадровые ра­ бочие, обладающие высоким мастерством, бога­ тым жизненным опытом, и, я бы сказал, талантли­ вые педагоги. Они по доброй воле, по призванию души учат молодежь трудолюбию, мастерству, вос­ питывают ее на героических традициях нашего славного рабочего класса». Л. И. БРЕЖНЕВ . п и ПРНШННН) по д о н г о й в ш е , ф «Вопросы трудового воспитания, правильного выбора места в жизни связаны с решением боль­ шого круга задач... Здесь, как и в других делах, пример показывает наш героический рабочий класс. , ;■> Высочайший долг В наше время слово «настав­ ник» приобрело новое, более емкое приятие. Наставник — это не просто учитель, руководитель, он не ограничивает круг своих обязанностей лишь обучением подфешных профессиональным приемам и методам, но и при­ общает молодежь к обществен­ ной работе, прививает ей высо­ кие моральные качества, любовь к избранному делу. С каждым годом наставниче­ ство в районе принимает все бо ­ лее широкий размах. Более 500 лучших работников промышлен­ ных предприятий, строек, колхо­ зов и совхозов осуществляют шефство над молодежью , учат молодых, воспитывают их, помо­ гают в совершенстве овладеть избранной профессией, го­ товят себе достойную смену, растят подлинных мастеров сво­ его дела, людей, глубоко пре­ данных Родине. Лучше других организовано наставничество на швейной ф аб ­ рике, заводах «Индикатор», ли ­ тейного оборудования, в Дряз- гинской опытной станции, колхо­ зе «Маяк коммунизма». Заслуживает внимания работа наставников на швейной фабри­ ке. В подготовке и воспитании молодых швей-мотористок здесь уже сложилась определенная си­ стема. Она включает в себя производственно - техническую подготовку непосредственно на предприятии, работу обществен­ ных организаций по коммунисти­ ческому воспитанию молодой смены рабочего класса. Молодые рабочие закрепля­ ются за кадровыми, те повсе­ дневно оказывают им практиче­ скую помощь в овладении смежными операциями, личным примером на производстве, в общественных местах *< в быту воспитывают у них высокую по­ литическую сознательность, ком­ мунистическое отношение к тру­ ду, любовь к избранной профес­ сии. На швейной фабрике 34 на­ ставника. Каждый из них заслу­ живает высокой похвалы, о каж­ дом можно сказать много . хо­ рошего. И все же выделяются среди них особыми педагогиче­ скими приемами, материнским чувством и вниманием к своим подопечным В. Н. Жуликова и Т. В. Зелепукина. Они помогают в овладении профессией, посо­ ветуют, как распорядиться пер­ вой зарплатой, преуспевающего от души похвалят, за неради­ вость по-матерински пожурят, отчитают. Многие девушки жи­ вут на частных квартирах, на­ ставники посещают их, ведут пе­ реписку с родителями, при не- необходимости приглашают их на фабрику. В том, что швейная фабрика по основным показателям вы­ шла за последнее время в чис­ ло передовых предприятий рай­ она, что здесь значительно сни­ жена текучесть кадров, есть за ­ слуга и наставников. Наставничество органически сочетает в себе обучение и воспитание, является одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность. Поэто­ му задача профсоюзных органи­ заций, высочайший долг рабо- чих-ветеранов — всемерно р а з ­ вивать это движение, совершен­ ствовать его. Н. КОРОВИН, председатель райсовпрофа. Шестнадцатилетней' девчонкой пришла в ме­ бельный цех Валентина Васильевна Азаро­ ва. (на снимке в середине). За 17 лет работы, она прошла путь от ученицы по набору рубашек строгательного шпона до бригадира. Училась у Анастасии Николаевны Старцевой. Она научила Азарову всем секретам набора ру­ башек, привила ей вкус к избранной профессии. Примечательно, что бывшая наставница теперь сама состоит в бригаде В. В. Азаровой, а В а ­ лентина Васильевна стала наставницей. Сейчас в бригаде Азаровой 8 человек. Среди них Ольга Афонина (на снимке крайняя слева) и А. Ф. Шарапова (крайняя справа). Коллектив небольшой, но отличается сплоченностью, боль­ шой дружбой, коллективизмом. Благодаря этому бригада из месяца в месяц выполняет произ­ водственные задания на 120— 130 процентов. Из­ делия отличаются высоким качеством. В этом есть заслуга В. В. Азаровой — руководителя и воспитателя коллектива. В. В. Азарова интересуется не только произ­ водственными делами своих подопечных. Ольга Афонина учится заочно в институте. Наставни­ ца постоянно заботится, «лзбы и с учебой у нее ладилось. Фото В. Елютина. ЛОКОТЬ СТАРШЕГО ТОВАРИЩА Незримые воспитатели... Утром вместе с вами они становятся в трудовую колонну и направля­ ются к проходной завода. Они идут с вами рядом, веселые или грустные, убеленные сединой или с копнами вьющихся волос, с орденами на груди или без них; о них вы редко прочитаете в местной газете; они о вами ря­ дом сидят за монтажным сто­ лом и получают одинаковые де­ тали. Вы их встречаете в столо­ вой, а в обеденный перерыв вы с ними вместе проводите время на волейбольной площадке; они... А, впрочем, давайте поговорим хотя бы об одной незримо веду­ щей нас (будет сказано без пре­ увеличения) в мир больших свершений, трудовых побед, в ближайший мир десятой пяти­ летки. Рая... Рая Стрельникова. Так запросто зовут в коллективе эту невысокую, неунывающую, с улыбкой па лице женщину. Под­ собной рабочей строительной бригады она начала свой трудо­ вой путь в коллективе нашего завода. Ей вскоре поручают од­ ну из ответственных производст­ венных операций. А в 1974 году, когда на заводе осваивалась но­ вая продукция, она возглавила бригаду. В 1975 году Раиса Никифоров­ на Стрельникова мастер участ­ ка. 25 человек, недавно окончив­ ших среднюю школу, приняла она под свое начало. 25 различ­ ных характеров, а отношение со стороны мастера Стрельнико­ вой одинаковое ко всем: ровное, требовательное, по - матерински мягкое и ласковое. Даже с те­ ми, кто приходит на смен> наве­ селе и обещает «нс дать зарабо­ тать смене», кто приходит на смену «не выспавшись» и кто забывает выходить па работу в нужную смену. Раиса Никифоровна — мать троих детей. Старший, Влади­ мир, недавний выпускник про­ фессионально - технического учи­ лища, — газоэлектросварщик. Повторил профессию отца—газо- электросварщика Усманского ме­ бельного цеха. Сергей учится в 8-м классе средней школы № 3. Младший Александр — хо­ рошист 3 класса той же школы. ________________\_________________ Сыновья гордятся своей ма­ терью. В ее - трудовой книжке 31 поощрительная запись: де­ нежные премии, благодарности, награждения ценными подарка­ ми, занесение на районную и за­ водскую Доски почета, ей при­ своено звание ударника комму­ нистического труда, она на­ граждена знаками «Победитель социалистического соревнования 1975 года», «Ударник 9-й пяти­ летки». На первый взгляд ничего при­ мечательного в биографии Р. Н. Стрельниковой нет, но она стоит в общем ряду людей с высокой трудовой репутацией. Безраз­ дельная преданность делу, боль­ шое трудолюбие. Эта добрая ре­ путация завоевана упорным и долгим трудом, результат про­ шлых свершений. Она наследни­ ца тех, дето в трудностях, в борь­ бе, лишениях создавал нашу эко­ номику. Теперь ей предстоит вписать новую страницу в слав­ ную историю новой, десятой пя­ тилетки. И она к этому готова. М. Р ЕП И Н . Завод «Индикатор». Мое общественное поручение Ежегодно на завод поступает много молодежи. Одни опреде­ ляют путь в рабочие еще на школьной скамье, другие посту­ пают после неудачной попытки продолжить учебу в высших и средних специальных учебных за­ ведениях — всякое в жизни бы­ вает. В средних школах учащие­ ся теперь изучают азы рабочих профессий. Однако достаточных навыков для самостоятельной работы они не имеют и требуют к себе внимания и отеческой за­ боты. Я горжусь своими бывшими подопечными. Рядом со мной, в одном цехе, работает Сергей Бо­ карев. Совсем недавно он был моим учеником, а теперь рабо­ тает самостоятельно, выполняет нормы выработки на 110— 115 процентов, дает продукцию хо­ рошего качества. Другой мой бывший ученик Анатолий Голо­ вин выехал вместе со всей семь­ ей за пределы района. Но я с ним поддерживаю письменную связь. И как приятно читать письма Анатолия, в которых он сообщает, что и на новом месте жительства и работы он не уро­ нил чести коллектива нашего завода, является передовиком производства. Сейчас я обучаю токарному делу своего племянника Сергея Кене. Скажу откровенно: родст­ венные связи нисколько не ме­ шают мне требовать от Сергея то, что положено. Наоборот, к нему я предъявляю более жест­ кие требования. На завод Сергей пришел не­ обычным путем. Учился он в совхозе - техникуме на первом курсе. Поступал туда с неохо­ той, под большим влиянием ро­ дителей. И уже на первых по­ рах учителя поняли, что у Сер­ гея Кене не лежит душа к из­ бранной профессии. Сначала он стеснялся об этом ска­ зать откровенно, потом все же решился. И вот уже третий месяц Сер­ гей у меня учеником. Скажу прямо: парень преобразился. Правда, иногда бывают у него чисто мальчишеские выходки, но я его вовремя поправляю. Как-то после смены смотрю: Сергей сло­ няется без дела по цеху. Один раз спросил, почему не идет до­ мой, второй. Он отвечает: «А что мне дома делать?» А в цехе стоял обезличенный токарный станок. Давно я это приметил. Работали на нем многие, а уха ­ живать никто не желал. Нашел я врдро солярки, тряпки и заста­ вил Сергея тщательно вымыть и протереть станок. С азартом при­ нялся за дело парень. Сейчас этот станок стоит рядом с моим и работает на нем Сергей Кене. Мне удобнее за ним пригляды­ вать: Он уже выполняет многие операции. А пройдет немного времени и Сергей перейдет на самостоятельную работу. За Сергеем я слежу не только на работе. По моему настоянию он поступил учиться в 9-й класс вечерней школы. К моменту при­ зыва в ряды Советской Армии получит среднее образование. Наставничество я считаю сво­ им общественным поручением. И горжусь тем, что в цехах нашего завода работают мои питомцы. Хорошая смена растет у нас. Она достойно понесет эстафе­ ту славных дел старших. В . К Е Н С , токарь завода литейного оборудования. П РЕЖДЕ всего, они зареко- ■ я мендовали себя передовыми производственниками нашего хо­ зяйства. Антонина Дмитриевна Лункина известна высокими надоями мо­ лока. Из года в год добивается хороших показателей в социали­ стическом соревновании, прочно удерживает первенство по на­ доям. Шофера Александра Николае­ вича Оголь знают далеко за пре­ делами нашего хозяйства, как мастера скоростного и безава­ рийного вождения автомобиля. Они не держат «в секрете» свои знания и богатый опыт, яв­ ляются лучшими наставниками. Не первый год работает на МТФ Центрального отделения В. Абрамова. Вроде бы все д е ­ лала, как и опытные доярки, но что-то не все у нее получалось. Долго присматривалась к А б ­ рамовой А. Д . Лункина. Потом решила взять над ней шефство и вызвать на социалистическое соревнование. Это было в прошлом году. Опытная доярка советовала, под­ сказывала В. Абрамовой. Делала она это незаметно, чтобы не ущемить самолюбие молодой доярки. Шефство и трудовое соперничество дали желаемые результаты. Абрамова выполни­ ла взятые социалистические обя­ зательства, уверенно вступила в шеренгу «середнячков». У А. Н. Оголь два подопечных — молодые шоферы В. Попов и К . Маликов. Опытный наставник не жалеет времени, чтобы под­ сказать, как быстрее и надеж­ нее устранить неисправность. В то же время следит, чтобы его подопечные своевременно проводили технические уходы, всегда содержали свои автома­ шины в исправном состоянии. В различных отраслях наше­ го хозяйства работают 10 на­ ставников. Создали совет на­ ставников. Но пока что работа его не отвечает требованиям времени. И это отчасти потому, что нет литературы, по которой можно учить самих наставников. Р. БУЯНОВА, секретарь парткома опытной станции. Иан учить наставнина?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz