Новая жизнь. 1976 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1976 г. (г. Усмань)

НИХ нам рассказали в правлении колхоза име ­ ни Кирова. — Братья Наквасины — мастера на все руки . Они и кровельщи ки , и м ед ­ ники, и каменщики . Иван и Ф е д о р топором лю б ую букву вырубят. Оба настоящие умельцы . Поучиться у них есть чему. Все у нас в селе чей профессии им привил отец, которы й считался в м о - соловской о кр у ге мастером кузнечны х дел. У него Иван начал работать м олотобой ­ цем, а потом и сам стал вы ­ полнять сложные заказы. Примеру старшего брата последовал и Ф е д ор . Снача­ ла он пришел посмотреть на работу Ивана, задержался в К У З Н Е Ц Ы уважают Наквасиных. Побы ­ вайте в мастерской и позна­ комьтесь с ними. Следуя д об р ом у совету, мы сразу же направились в кол хо зную мастерскую . Из кузницы доносился мелодич ­ ный перезвон молотков по наковальне. Он перемежался шипением раскаленного м е ­ талла, брош енно го в холод ­ ную воду. Д верь распахнулась. Нас обдало теплом. Из кузницы с готовой деталью вышел тр а к ­ торист. В горне бушевало пламя. Оно освещало лица кузнецов Наквасиных. Работали они увлеченно. Только одно чет­ кое движение , один удар м о ­ ло тком по наковальне, ко то ­ рые делал старший Иван, сразу ж е вызывали реа кцию Ф едора , уверенно орудовав ­ шего тяжелым молотом . Ритмичный перестук. Под ударами молота раскаленный ку со к железа превращается в деталь. На изготовление обыч ­ ного болта потребовалось всего семь точных ударов молота. Пляшет пламя в горне. Здоровым румянцем пылают лица кузнецов . Рядом с на ко ­ вальней вырастает гор ка из ­ делий. Кузнечное ремесло с детст­ ва пришлось по душе братьям Наквасиным . Любовь к горя - кузнице до вечера, да так и прикипел к ку знечном у де ­ лу, от к о т о р о го его теперь уже не оторвать. По душе ему пришлась отцовская про ­ фессия. Теперь кузнечный стаж братьев Наквасиных состав­ ляет 70 лет. Они по -настоя ­ щему любят свою трудную профессию и д орож а т ею. Она стала целью их жизни . В ней они находят настоящее удовлетворение. Оба брата в детстве лиши­ лись слуха, но они находят радость в труде, который очень высоко ценят их одно ­ сельчане. С кромные сельские тр уж е ­ ники Иван и Ф ед о р Накваси­ ны ре гулярно читают газеты и журналы , интересуются но ­ винками художественной ли­ тературы . Они всегда нахо­ дятся в курсе всех важней ­ ших событий, ко торые проис ­ ходят в нашей стране и за р убеж ом . Братья Наквасины пре кра с ­ но понимают, что профессия кузнеца очень нужная на селе, особенно во время ре ­ монта сельскохозяйственной техники. Поэтому и старают­ ся высоко держать м ар ку своих изделий, с высоким ка ­ чеством выполняют все за ка ­ зы, ко торые им дают. н. ШИШКИН. П Е Н З Е Н С К О Е Г О С П Л Е М О Б Ъ Е Д М Н Е Н И Е Борясь за повышение про­ дуктивности скота, работники животноводства Пензенской области пересмотрели систему племенной работы, структуру селекционной службы. В об­ ласти создано Государствен­ ное племенное объединение. Оно занимается племенным животноводством и птице­ водством. На снимках: (вверху) про­ изводственный комплекс го­ ловного племпредприятия «Элита». Старший зоотехник плем­ предприятия «Элита» Пензен­ ского госплемобъединения Н. Лопина (внизу). Ф о тохроника ТАСС . П Е Р Е ДО ВО Й О ПЫ Т — Н АШ Е БО ГАТСТВО ЩЕДРОСТЬ НИВЫ Урожайным был 1975 год в тамбовском совхозе «Новолядин- ский». С каждого из 3.800 гекта­ ров пашни, несмотря на жесто­ кую засуху, получено по 44,5 центнера кормовых единиц. Ключ к такому успеху — эффективное использование земли. Совхоз специализируется на производстве зеленых и сочных кормов, которые поставляет со­ седу — Тамбовскому районному аграрно-промышленному объе­ динению по откорму скота. В договоре ежегодно определяется, каких кормов и сколько должно продать хозяйство, установлены цены. Если корма высокого каче­ ства, начисляется солидная над­ бавка, а если низкого — оплата значительно снижается. Труженики хозяйства настой­ чиво повышают плодородие по­ лей. Они рационально использу­ ют торф. Заготавливают его на «своих» разработках, доставляют животноводческим фермам. Око­ ло 50 тысяч тонн компостов они вносят в почву ежегодно — из расчета на каждый гектар пашни в среднем по десять тонн. В хо­ зяйстве немало кислых почв. Их улучшают дефекатом, который механизаторы доставляют с Ни- кифоровского сахарного завода. Развивается и орошение. Ис­ кусственные дожди минувшим летом напоили влагой свыше ты­ сячи гектаров посевов. Действо вали четыре мощных «Фрегата» и другие дождевальные установ­ ки. Так высокая культура земле­ делия победила засуху. Урожай зеленой массы кукурузы, кото­ рой было занято 1.600 гектаров, составил в среднем почти по 500 центнеров с гектара. Порадовали богатыми укосами люцерна, од­ нолетние травы. Аграрно-промышленному объе­ динению поставляют скот на от­ корм хозяйства нескольких райо­ нов, в том числе и совхоз «Но- волядинекий». Более трех четвер- тей прибыли, получаемой от продажи откормленного скота, идет в кассы хозяйств. В эти дни бегут и бегут к ж и ­ вотноводческим фермам совхоза самосвалы, тракторы с тележка­ ми. Механизаторы доставляют сюда торф для приготовления компостов под будущий урожай. А другой отряд механизаторов завозит в хозяйство дефекат. Нива станет еще плодороднее. В. С ТЕП АНО В , корр. ТАСС . Тамбовская область. Благополучные дети... Где тот уровень, к ко то р ом у надо стре­ миться в воспитании детей в семье? У одних родителей вы­ зывает тревогу четверка в днев­ нике и ка кой -то маленький отри ­ цательный нюанс в характере сына или дочери ; других вполне устраивает четвертная тройка и отсутствие грубых нарушений норм поведения. Кате горичного ответа на воп ­ рос о том, ка ким долж ен быть ребено к и ка к он должен вос­ питываться, найти нельзя: педа­ гогика — не справочник, где всегда м ож н о найти исчерпы ­ вающий ответ. Как известно, на ф ормирова ­ ние личности ребенка влияют мно гие факторы , но все ж е са­ мой главной ф орм ирующ ей средой является семья. Личность ребенка раскрывает ­ ся во взаимоотношениях его с родителями , учителями , товари­ щами, в его отношениях к труду, учебе и прочее . Но не всегда хорошим человеком вырастает отличник, и судить толь ко по хорошим оцен кам о том, каким вырастет человек, нельзя. Недавно я посетила семью одно го своего ученика — Толи Чулкова. Выбор, конечно же, не случаен: на протяжении пяти с половиной лет он отличник, в ш коле ведет себя безупречно , взаимоотношения с классом хо­ рошие. На мой вопрос, ка к дости гну ­ ты такие успехи в воспитании, Таисия М аксимовна , мать Толи, ответила: — Какое уж тут воспитание, если я иногда своих детей вижу два часа в день. Работаю в две смены нё мебельной фабрике, а ко гда вместе, то дела по дом у отвлекают,.. — Повезло с детьми, — ска­ ж у т иные родители, которым вынужденные посещения школы — сплошные огорчения , да и дома с детьми несладко. В данном случае, вроде бы, по­ лучается вопреки русской посло- Школа, жизнь, воспитание вице, что детки растут на ветке. Но нет: немало нужно было иметь вы держ ки и терпения, чтобы получилось так, ка к есть. Младшая сестра Толи, Наташа, ученица второ го класса, и Толя — помощ ники в семье. У ка ж ­ д о го свои обязанности по силам. Натаскать воды в дом , следить за чистотой полов во всей квар ­ тире — это забота старшего брата. Наташа постоянно моет посуду, умывальник. Если учесть, что все это выполняется р е гу ­ лярно, то помощь получается немалая. Нет нужды повторять, что труд — начало всех начал в вос­ питании детей. А в других семьях дети освобождаю тся от труда, потому что родители хотят обес ­ печить им «золотое» детство, единственную обязанность детей видят в том , чтобы они учились на четверки и пятерки , или, в дру гих семьях, хотя бы без двоек. Часто трудовое воспита­ ние в семье не получается. По­ чему? Родителям не хватает терпенья и вы держ ки дождаться результатов труда. Д ру гая мать считает, что лучше самой десять раз сделать, чем смотреть, как это неловко получается у сына или дочери. А иногда результат неосторожности — нечаянно разбитая доро гая чашка или поднятая столбом пыль при у б о р ке— возводится в рамки тра ­ гедии и отбивает у детей охоту помогать. В семье Чулковых труд есть необходимость. То, что делает каждый , нужно всем. Сразу не получается — научишься посте­ пенно. Нельзя не заметить и атмосферу взаимного уважения и любви. Уважение к детям по^. могает обеим сторонам знать, кто чем живет. — Дети нам всегда обо всем рассказывают, в том числе и о том, что произошло в школе, на улице. Делятся своими с уж де ­ ниями. Мы верим своим детям, и они нас не обманывают. М ожет , это необы кновенные дети, за ними не бывает пр о ­ ступков? Конечно, бывает, но наказание здесь — не ос корбле ­ ние, что особенно важно. М ож н о привести м но го при ­ меров хороше го воспитания. Вот, например, семья Бенке. Владимир Ильич и Анастасия Васильевна — педагоги . Дочь Лена — единственная в семье. Конечно же , по уровню своего образования родители владеют приемами педа го гическо го вос­ питания. Но ведь часто бывает, что теорию воспитания ребенка знают многие, а на деле полу­ чается, что в хорошо обеспечен ­ ных семьях ребено к растет за ­ знайкой , белоручкой , веря в свою исключительность, ставит себя на голову выше других в классе. К Лене же всегда м ож но об ­ ратиться за помощ ью , и дома она не чуждается ни какой рабо ­ ты. Родители тоже жалую тся на отсутствие свободно го времени, но и тех малых часов достаточно, чтобы знать все о том , что вол­ нует дочь, дать ей необходимый и своевременный совет. И еще три матери, о которых я хочу сказать. Только матери, я не оговорилась, потому что им одним приходится воспиты­ вать своих детей. Александра Кирилловна Тарлыкова — ра бо ­ чая совхоза «Усманский». У нее четверо детей, и она не стуше­ валась перед возникшими боль­ шими трудностями . О ее доче ­ рях в Стрельцах могут сказать только хорошее. Дочери видят, ка к неле гко матери, и старают­ ся помогать ей во всем. Зоя Степановна Порядина, швея КБО, при нашей встрече расска ­ зала: — Таня дома такая же, ка к и в ш коле : добрая, чуткая. М н о ­ гое по дом у уж е научилась де ­ лать сама. Ну, а я, конечно же, стараюсь по мере возможности помочь ей. Если не получается задача по геометрии , думаем вместе. Это, правда, р ед ко бы­ вает, обычно дочь справляется сама. Нам с ней вдвоем хорошо . Тамара Герасимовна Ш имро , воспитатель д е тско го сада N° 2, в то утро, ко гда я к ней пришла, только что проводила свою дочь Лену в школу. Сегодня встали пораньше, нужно было повто ­ рить задание по нем ец ком у язы­ ку. Смеется: приходится вместе с дочерью проходить новую ш кольную про грамм у . Лена учит­ ся в музы кальной и средней школах, ей, конечно , нелегко , но все же при возможности она всегда помож е т маме : затопит печь, вымоет полы. Делится Тамара Герасимовна своими радостями : старший сын Виктор, окончивший в 1975 году первую го р о д с кую ш колу , из военного училища прислал фото­ карточку . Возмужал. В феврале ж д у т дом ой на каникулы , очень соскучились. И сразу мне вспом ­ нилось, ка к о Викторе отзыва ­ лась Варвара Сергеевна Белоу­ сова, классный руководитель : — Очень хороший человек. Д умаю , что таким и останется. Никогда не срывая досаду от неудавшейся личной жизни на детях, мать создала в доме та­ к ую обстановку, что ребята не чувствуют себя сиротами. Пусть неле гко было с деньгами, но сын и дочь понимали и понима ­ ют, что матери тяжело , они при ­ выкли сводить свои потребности к минимуму . Но зато кажды й из них скажет, что их мама самая добрая и справедливая. И, к счастью, такое мнение о своих родителях у многих, м н о ­ гих ребят. В одном своем сочи­ нении благодарная за свое сча­ стье дочь пишет: «Мы с мамой любим д р у г друга , потому и всегда понимаем». М ожет , в этом и заключается ответ на главный вопрос о воспитании? Т. КОРОВИНА, учительница городской средней школы № 1. ОТ РЕДАКЦИИ. В проекте ЦК КПСС к XXV съезду КПСС «Ос­ новные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» особое внима­ ние уделяется воспитанию детей — нашей подрастающей смены. Руководствуясь этим важнейшим документом, редакция открывает новую рубрику «Школа, жизнь, воспитание» и предлагает внима­ нию читателей статью учитель­ ницы Т. Е. Коровиной «Когда воспитывает семья». Редакция надеется, что наши читатели, которых волнует проб­ лема воспитания детей, напишут нам о взаимоотношениях школы и семьи, выступят со своими предложениями, поделятся опы­ том воспитания детей, расскажут об учителях, отдающих все силы этому благородному делу. Ждем ваших писем,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz