Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

★ Они выполнили п я т и л е т к у Е. И. Замолоцких и Р. В. Жданова (на снимке слева на­ право) работают обойщицами м я гкой мебели на филиале мебельной фирмы «Липецк». За плечами у обеих солидный стаж, богатый опыт работы. Соревнуясь м еж д у собой, Ека­ терина Ивановна и Раиса Васильевна систематически выпол­ няют нормы выработки на 130— 140 процентов . Вместо д е ­ сяти кресел по норме обивают по 13— 14. Замолоцких и Жданова в числе первых на филиале вы­ полнили свои личные пятилетки. За отличные показатели в социалистическом соревновании Р. В. Ждановой присвоено почетное звание «Ударник комм унистическо го труда». Включившись в социалистическое соревнование за до ­ стойную встречу XXV съезда КПСС, Е. И. Замолоцких и Р. В. Жданова добиваются высокой выработки при отлич­ ном качестве, постоянно передают свой богатый опыт това­ рищам по работе. Фото В. Елютина. ★ ПУТЬ ОТКРЫТ В первом классе я горячо и навсегда полюбила свою учи­ тельницу Александру Михайлов­ ну Пушкину. Старалась хорошо писать, четко отвечать на воп­ росы. Лишь бы похвалила! А когда мама спрашивала ‘ меня, кем я буду после школы, уве­ ренно отвечала: «Конечно, учи­ тельницей». В свидетельстве об окончании восьми классов у меня рыли только пятерки, и я без экзаменов поступила в Усман- ское педучилище, на школьное отделение. Удивительна все-таки наша жизнь. Ведь не только на уроках учимся, но и после уроков — в формах самых интересных, зани­ мательных. Расскажу о том, что было в группе в ноябре. Вот политинформация на тему «Разоружения требует время». Ее подготовили Тоня Селищева, Таня Мещерякова, Надя Стол- повских. А мне поручили расска­ зать о заключительном этапе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Увере­ на, что участие в политинформа­ циях поможет нам в будущем убедительно рассказывать детям, почему людям нужен мир и ка­ кой вклад вносит в укрепление мира наша страна, Коммунисти­ ческая партия. В нашей группе 29 девушек. Каждая стала членом атеистиче­ ского клуба. В ноябре мы про­ читали 14 лекций атеистического содержания. Мне и Наташе Куз­ нецовой поручили сделать это в Девицкой средней школе — для старшеклассников. Ребята очень внимательно слушали нас, а по­ том мы дали небольшой кон­ церт: сценки, частушки, стихи. Для работниц швейной фабрики мы подготовили лекцию «Рели­ гия и дети». Условия учебы в училище на­ правлены на гармоническое раз­ витие личности. Созданы все возможности для занятия спор­ том, и наша группа небезуспеш­ но пользуется ими. Третий год не уступаем переходящий кубок за первое место в весенних и осенних кроссах по легкой атле­ тике. Весной одержали победу на спортивном празднике — по­ лучили грамоту и кубок. Есть у нас разрядники. Третий взрослый разряд но гимнастике и лыжам V Светланы Перехожих. Такой же разряд по лыжам имеют Надя Столповских и Валя па зинцева. Все участвуем в сдаче норм ГТО. Каждый из нас намерен про­ должить учебу в вузе. Я соби­ раюсь на географический фа­ культет. Наташа Кузнецова и Валя Жигулина станут матема­ тиками, Наташа Чулюкова — преподавателем биологии. При­ емные экзамены будем сдавать в училище. Так что следующий учебный год будет у нас напря­ женным. По зато есть полная уверенность, что путь открыт, права гарантированы Конститу­ цией, и мы постараемся честно выполнять свой гражданский долг. Галина Щ А В Е Л Е В А , профорг группы «б» |С третьего курса . ЗА ДЕЛОМ ЛЮБИМЫМ НА СТОЯЛА и плакала. Обидно было оттого, что отказались принять на работу. А отказали потому, что прописа­ на была в селе. Неужели, ду­ мала она, никогда мне тут не работать? С пропиской было улажено, и ее приняли. Ведь не было еще дня, в который бы на швейной фабрике не нужны были швеи. А тут сама пришла, и видно, что очень хочет работать. Якимова же с детства хотела стать шве­ ей, не было машинки — платья вручную шила. Работницей Лидия Ивановна оказалась способной. За корот­ кое время освоила все операции. Не будучи официально резерви- сткой, безотказно переходила с одной на другую, ничего при том не теряя в производительно­ сти труда. Три года назад перевели ее на экспериментальный участок на оклад — знак признания добро­ совестности. Пришлют на фабри­ ку образец новой модели, лека­ ла к нему — Якимова модель «прорабатывает», иногда внесет ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО КРАЯ Работая в архивах, отыскал я любопытные данные из истории Усманско го уезда. И теперь д е ­ люсь ими с читателями газеты, твердо уверенный , что история родно го края не м ож е т не инте­ ресовать, не волновать. Д о революции в уезде было больше церквей и монастырей, чем общеобразовательных школ и просветительских учреждений . П рим ером м ож е т служить уе зд ­ ный центр — город Усмань. В нем было 6 церквей и Софий­ ский женский монастырь. При­ ходских — 4 ш колы и 2 учили­ ща, реальное училище и см е ­ шанное город с кое училище. Церкви не испытывали недо ­ статка в церковнослужителях , а учителей не хватало. Штат ц е р к ­ ви в Крутч.-Байгоре составляли два священника, дьякон , два псаломщика. На две школы — ц е р ков но -при ход с кую и зем с кую — было всего два учителя. Притч имел 36 десятин пахот­ ной земли, не считая о городной . Кром е основной ставки, от ц е р к ­ ви получали плату за препода ­ вание в школах. Законоучитель получал 30 рублей от цер ковно ­ приходской и 60 рублей от зем ­ ской школы . Учитель — дьякон 240 рублей, псаломщик — 120 рублей в год . Учителя же пол у ­ чали только 240 рублей в год. Земская реформа способство­ вала развитию школ и просве ­ щения, заметнее стали усилия общественности, просветителей- энтузиастов. Во второй половине XIX и начале XX века в ряде губернских и уездных городов открываются публичные библио ­ теки. Имелись библиотечки и , при школах. В частности, имели книги и 55 школ" Усманского уезда. Царские власти делали ставку на рели гиозное воспитание де ­ тей, а потому в списках кни г преобладали кни ги рели гио зно - улучшения. Потом настанет са­ мая ответственная пора — по­ мочь освоению модели непосред­ ственно в пошивочных секциях. И нужно так обучить швей, что­ бы они при переходе на новую модель не теряли в выработке. Не так уж и просто это бывает. А в ноябре конструктор А. В. Литвинова (кстати сказать, не­ посредственный начальник Яки­ мовой) и начальник ОТК А. А. Бабина внесли рационализатор­ ское предложение. А чтобы внед­ рить его в производство, приш­ лось Якимовой обучать швей но­ вым правилам обработки шлиц рукавов. В текущем году швейники ра­ ботают хорошо. А в ноябре осо­ бенно. План по валовой продук­ ции выполнили на 116 процентов, превысили все остальные плано­ вые технико-экономические пока­ затели. Каждую неделю выдава­ ли 4 тысячи сорочек, а всего В страхе нравственной тематики. Народ ­ ные и ш кольные библиотеки могли приобретать только лите­ ратуру, получившую одобрение министерства просвещения. Вспомним, что министрами явля­ лись ярые реакционеры . В библиотеке Крутч.-Байгор- ской зем ской школы к 1903 году насчитывалось всего 185 книг. Из них религиозно-нравственных — 107, научных — 16, географи ­ ческих — 8, художественной ли­ тературы — 18, журналов — 36. Тогда же в ш коле села Пашкове (Голодовка) кни г было 167. А всего по школам уезда (в пре ­ делах старого административно­ го деления) имелось 9 тысяч э кземпляров кни г. В селе Демш инский Городок (название «Городок» бытует не­ официально до сего времени и в связи с тем, что когда -то , еще в XV III веке, был на земле ус- манской город Д емш и нс к ) в 1900 г о д у " открыли народную библио ­ теку-читальню . Ф о н д — 1.978 кни г. По данным архивов, в биб­ лиотеках и школах уезда, в клю ­ чая город ские , имелось 16 тысяч кни г. Это меньше, чем сейчас в селе Крутч.-Байгора. По отзывам ' учителей того времени спрос на кни ги был, но не каж д ую м ож но было выдать, а тем более прочитать из-за ветхости. «Все библиотеки , уче ­ нические и народные , требую т обновления», — докладывал на заседании Усманской зем ской управы дире ктор народных учи­ лищ Иван Попов. Но вернемся к Демш инско - Город ковской народной библио­ теке. Она наполовину существо­ вала за счет добровольных по ­ жертвований . Заведовала ею дочь священника Германова. К 1903 году в библиотеке бы ­ ло книг: рели гиозно -нравствен ­ ных — 736, исторических — 167, географических — 105, литера- сшили 80 тысяч. Такого еще в 75-м не было. Причины успеха всем известны: набрало силу со­ ревнование в честь XXV съезда партии. Но как ни хорошо работают, а все «узкие места» возникают. И Якимову, чаще в последних декадах месяцев, посылают в по­ шивочные секции — петли ме­ тать, пуговицы пришивать, утю­ жить. Никогда не откажется, потому что любит дело. Шьет Якимова образцы для цеха, для ярмарок — для пока­ за потребителям, для аттестации продукции на Знак качества, на группу сложности. Сейчас «про­ рабатывает» модели 1976 года. В преддверии праздника учила швей обрабатывать петли на школьной сорочке с поясом. Весной и летом шили школь­ ную сорочку модели 3-394. С коротким рукавом, воротником «апаш». По присланному образ­ цу следовало прокладку делать до первой петли. Расход бязи, которая употреблялась для этой цели, на единицу по норме со­ ставлял 0,165 погонного метра. Лидия Ивановна, не один раз прикинув так и эдак, предложи­ ла прокладку делать по длине нижней доли воротника (по под­ воротнику). Расход ткани соста­ вил уже 0,109, экономия на еди­ ницу изделия — 0,056 погонного метра. А всего от внедрения ра­ ционализаторского предложения фабрика сэкономила 1.400 мет­ ров ткани. 1.400 метров. Эту цифру, ко­ нечно, не мог не заметить пред­ седатель районного совета ВОИР Б. С. Пешков. Внуши­ тельна она очень. И мне, как и Борису Сергеевичу, захотелось познакомиться с человеком, ко­ торый принес своему коллективу, стране такую большую экономию ткани. В. БОГОДАРОВА. перед просвещением турных — 706, научных — 213. Периодической печати — 51 экземпляр — «Русский палом ­ ник», «Русское чтение», «Нива», «Крестьянское хозяйство», «Д у ­ шеполезный собеседник», «Во­ скресный день», «Вокруг света». 16 января 1903 года постанов­ лением совета библиотеки из каталога было исключено 190 кни г «за ветхостью и потерями некоторыми читателями». В течение года книгами поль ­ зовались: взрослых крестьян — 191, мальчиков и девочек — 165. Имеются данные, что спрос на художественную литературу был больше, нежели на кни ги рели­ гио зно го содержания . В среднем за год на одно го читателя при ­ ходилось 5 книг, относящихся к художественной литературе, и 3,5 — к религиозной . Местный учитель Г. Д урманов 25 января написал рапорт пред ­ седателю зем ской управы. Он предлагал устроить в селе пуб ­ личные чтения с волшебным фонарем . Это свидетельствует о заинтересованности учителей в просвещении жителей села. Итак, учащиеся, читающая де ­ ревенская -публика имели в о з ­ м ожность пользоваться библио ­ течками , расширять общ еобра ­ зовательный кр у го з о р . А вот учителям неоткуда было черпать знания. Педагогической литера­ туры во всем Усманском уезде нельзя было сыскать. А м еж д у тем две трети учителей не полу­ чили специального образования (по сообщению инспектора на­ родных училищ Яхонтова). Архивы подтверждаю т роль земств в просвещении народных масс и вместе с тем свидетель­ ствуют об умеренности земств в этом направлении, тем более что всякая инициатива наталки­ валась на леность чиновников, откры тое недоброжелательство . Вот пример . Земская управа просила зем ­ ское собрание, как и в прежние годы, выделить 250 рублей на содержание вместе с о б сл уж и ­ вающим персоналом Го р о д ко в ­ ской библиотеки . Потребовались месяцы* прежде чем скромные ассигнования были выделены. Архивные данные вновь и вновь убеждаю т : царские власти страшились «слиш ком бы строго просвещения народа» и всяче­ ски тормозили дело, мешали усилиям земств и общественне- сти в этом направлении. К тому же земства не имели достаточно средств на нужды образования и просвещения, государственные же ассигнования были совершен­ но Мизерны. И. СМОЛЬЯНИНОВ, учитель КрутЧ.-Бвйгорской средней школы. Послесловие— справка: Ныне в нашем районе 65 общеобразовательных школ, • них работают 683 учителя, в том числе 383 с высшим образованием, более 100 учатся заочно. Во всех учебных заведениях района, включая ГПТУ № 23, СПТУ № 8, совхоз-техникум, техникум-интернат и педучилище, обучаются 14.299 учащихся. В районе 37 библиотек Министерства культуры РСФСР с книж­ ным фондом более 300 тысяч томов. Кроме того, имеют библио­ теки все школы. Книжный фонд средних специальных учебных за­ ведений, ГПТУ и СПТУ составляет 221.321 том. Общее число чита­ телей — 20 тысяч. По неполным данным одна треть семей, проживающих на тер­ ритории района, имеет личные библиотеки. . _ „

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz