Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)
{ З а в т р а.— Д е н ь * у ч и т е л я ) С праздником, товарищи! В преддверии Дня учителя редакция получила несколько писем, авторами которых были учащиеся Поддубровской, Верхне-Мосоловской, Куликовской средних школ. Все просят напечатать слова песни «Учитель», как привет любимым учи телям, как поздравление с праздником. С удовольствием вы полняем просьбу. В осуществлении задач, по ставленных XXI V съездом КПСС в области народного образования, важную роль играют педагогические кадры. Д Е В И З : У Ч И Т Ь С Я ! Музыка А. Долуханяна Понимаешь, мама, я — учитель. Видишь, я вхожу, бледняя, в класс. Это мне решили поручить их Сорок душ и восемьдесят глаз. Припев: Учитель! Сколько надо Любви и огня, Чтобы слушали, Чтобы верили, Чтобы помнили Люди меня. В школе правду узнавать о мире Люди начинают по складам. Слова Л. Ошанина Все равно, в Москве или в Сибири Школьный день равняется годам. Припев. Может, в сердце боль или тревога, Может, не везет пока в любви. Все равно, у школьного порога Оставляй все горести твои. Припев. Может, будет трудно, небогато,— Буду жить, свой выбор не браня, Понимаешь, ведь мои ребята — Это продолжение меня. Припев. От их состава, образованности, квалификации, идейной убежден ности зависит качество обучения и воспитания, переход ко всеоб щему среднему образованию. Се годня, как никогда, учителю нужны знания, высокая общая культура, политическая образо ванность. В школах Усманского района работает 790 учителей, ежегодно приходят около 50 выпускников пединститутов и педучилищ. 156 молодых учителей. Все они ак тивно участвуют в общественной жизни своих школ. Из числа мо лодежи выдвинуты 3 директора, 3 организатора, 2 завуча. Более 10 стали секретарями комсомоль ских организаций, 45—лекторами, 20—пропагандистами. Хорошо за рекомендовали себя молодой ор ганизатор внеклассной работы Завальновской средней школы Л. П. Глотова, В. Мосоловской— Л. В. Лепилина, Девицкой — М. Я. Ярославцева. Среди учителей 150 коммуни стов и . 174 комсомольца — это свидетельство политической зре лости учительства района. Две надцати присвоено звание «За служенный учитель школы РСФСР»; 75 — отличники народ ного образования, 12 процентов учителей имеют правительствен ные награды. В последние годы наблюдается рост числа учителей с высшим образованием в 4—10 классах. 75 процентов учителей-предмет- ников имеет высшее образова ние, в то время как в позапрош лом учебном году было 70 про центов. Правда, в сельских школах процент учителей с высшим об разованием несколько меньше. А в таких школах, как Арзыбов- ская, Кривская, Васильевская 8-летние школы — всего по 1—2 учителя с высшим образованием. Ставится задача, чтобы и здесь учителя получили высшее обра зование. К этому имеются все возможности. Ею уже воспользо вались более 120 учителей райо на. Они учатся на заочных отде лениях пединститутов. Ежегодно заканчивают заочно институт по 10—12 учителей, а поступает на учебу 25. За годы пятилетки та ким образом получили высшее образование 60 учителей. Это Л. В. Кудинова и В. А. Лисич кина из Куликовской средней школы, А. Г. Боева — средняя школа № 2, Н. П. Костерева — Краснинская 8-летняя школа, В. И. Брыкина — Завальновская средняя. По окончании вузов многие выдвинуты на должность заву чей, организаторов, директоров. В школах неплохо поставлена политическая учеба учителей. В этом плане немалых успехов до бились в Завальновской средней школе, городской средней № 1. Особенно усилились тенденции к повышению образования в свя зи с предстоящей аттестацией учителей. Обучая, учиться — та ков девиз наших дней. А. СИРОТИНА, директор Новоуглянской 8- летней школы. З в е з д н ы й ч а с Два десятка малышей поручены заботам учительницы Приго родной начальной школы № 1 Н. И. Демиховой. У них разные на- мелленнпИ’ рРаЗНЫе привычки- 0дни схватывают все на лету, другие медленно. Есть откровенные шалуны-забияки. Но к сердцу каждого находит ключик Надежда Ильинична. Может быть потому что на поминает первоклассникам мам. Учительница и причешет ’и ворот ничок поправит, заставит поесть на перемене, по окончании уроков проводит домой, а то почитает интересную книжку. — Нужно, чтобы дети чувствовали себя как дома, — говорит Демихова. В такой обстановке они не так болезненно переносят замечания, привыкают делиться своими огорчениями. Уже в началь ных классах Нужно прививать детям культурные навыки, чувство коллективизма. И ведь нужно еще учить. Уверена, основы знаний, развитие познавательной способности закладываются с малых лет! К разным методическим приемам прибегает учительница на уроках. Подчас его можно принять за увлекательную игру. И нуж но большое мастерство, чтобы внимание ребят не притуплялось, не рассеивалось. Этим умением вполне владеет Демихова. Ну а в случае необходимости посоветуется с другими учителями школы. В небольшом дружном коллективе все общее: и успехи, и трудности. На снимке: в который раз за букварем! Фото В. Елютина. МЫ ПОМНИМ ВАС Выпускной вечер в средней школе № 3. Директор В. И. Ба далов вручает аттестаты о сред нем образовании. С напутствием выступает учительница В. М. Федотова. Только кончила, из первого ряда вышли три выпуск ника, преподнесли ей поистине роскошные букеты, а один скло нился почтительно и поцеловал руку, в глазах парня блеснули слезы. Мы все были тронуты этой сценой. А я подумал: вот он звездный час учителя! И пусть нс всегда ему легко и весело бы вает, такие минуты скрашивают все. А вечер шел своим чередом. Выступал медалист, благодарил учителей: «Большое спасибо вам за все доброе, что сделали для меня и моих товарищей. Низкий поклон вам от нас». 14 опять бы ли цветы, цветы. Запомнились слова незнакомой мне учительни цы: «Грустно мне. Провожаю своих дорогих ребят. Привыкла к ним, полюбила. Какие они все красивые, умные. Но и беспо коюсь за них: как-то сложится их жизнь!». Да, по-разному может сло житься. У тех, кто кончил школу в 40—41 году, впереди была вой на. Но и тогда они помнили нас, учителей, товарищей по классам. В годы войны я получил номер фронтовой газеты «За Отечест во». В ней была напечатана кор респонденция красноармейца Е. Гурина, называлась она «Му жественный командир». Красно армеец писал о 19-летнем Иване Матвееве, выпускнике третьей школы. Когда его спросили, кто научил быть бесстрашным, он ответил: «Усманская школа, в которой я учился, мои учителя». Вот это была награда. Все учи теля школы прочитали газету, все были горды. И как же после старались, будто сил прибави лось. Потом пришло письмо от Юры Абрамцева. Он писал: «Дорогие товарищи по школе! Примите мой привет и пожела ния успешно учиться. Передайте также мой горячий привет всему педагогическому коллективу. Много времени прошло с той поры, как перед отправкой на фронт я в последний раз посетил родную школу. Принимал уча стие в боях на Днепре, был дважды ранен. Война потребова ла от нас, комсомольцев, патрио тов, напряжения всех сил. Все лучшее, что воспитано в нас школой, комсомолом, отдаем за щите Отечества. И только теперь я в полной мере оценил труд на ших учителей... Если бы сесть снова за парту, я был бы самым аккуратным и прилежным учени ком». Помнят нас наши ученики, воздают нам иногда и не по за слугам много. А мы, старики, помним своих учителей. Меня научил читать и писать излего- щинский учитель Федор Павло вич Жиганов. Погиб он еще в первую мировую войну. Подра жая ему, я стал учителем, учил детей добру, щедро отдавал им знания. И теперь, обобщая все увиден ное, замеченное в годы учитель ства, я думаю: наша школа прек расна, труд учителя благороден, вступивший на стезю учительства должен быть достоин ее. Ото всего сердца поздравляю вас, дорогие педагоги, с празд ником. Через трудности — к звездному часу! И. ТОВИЦКИЙ, заслуженный учитель школы РСФСР, пенсионер. ш П Р И С В О Е Н О З В А Н И Е Новый учебный год в средней школе № 1 ознаменовался боль шим событием. 320 учащихся во шли в новый корпус. В этом двухэтажном здании десять классных комнат. В них много воздуха, света. Одной стеной оно обращено на солнечную сто рону. Занятия теперь проходят в одну смену. Появились допол нительные возможности для проведения внеклассных меро приятий. И еще очень важное событие произошло в новом учебном го ду. Стало известно, что дирек тору школы Клавдии Митрофа новне Родионовой присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Ее сердечно по здравили учителя, учащиеся. Ее от души поздравляет обществен ность района и желает еще боль ших успехов на ниве народного просвещения. Н. АНДРЕЕВ. Работаю я в совхозе «Восток» Краснянского района агрономом. Для начала, можно сказать, дела идут неплохо. А научили меня работать в Усманском совхозе- техникуме, где проучился два года. С большим удовольствием вспо минаю время учебы, нашего классного руководителя Николая Николаевича Михайлова. Сколь ко внимания уделял он группе. А группа была трудная. Одним по 18 лет, другим по 35. Первым предметы даются легче, вторым приходится преодолевать нема лые трудности. Многие женаты, замужем — па учебе сказывают ся семейные заботы. И к каждо му нужно найти подход, каждо му надо помочь. А ведь были и такие, кто пропускал занятия без уважительных причин. Да, много забот было у Михайлова. Но не пропали они даром. В доложенное время группа успешно сдала государственные экзамены. Было много хороших и отличных отметок. Лучше дру гих сдавали наши хорошисты Татьяна Попова, Николай Мы скин, Николай Колесников. Ког да расставались, высказали об щее мнение: спасибо учителям. Ведь старание старанием, а без учителей ничего мы не сделали бы. Я окончил техникум с отли чием и считаю, что так оно и должно быть — в ответ на забо ту преподавателей. И сейчас в преддверии празд ника от имени и по поручению своей второй группы говорю: большое спасибо вам, наши до рогие преподаватели, за науку, заботу, внимание. И за то, что приучили нас к общественной работе. Тут, в совхозе, это уме ние мне очень пригодилось. Хотелось бы также сказать спасибо учебной части технику ма, персонально Семену Никоно- вичу Большеву. А в работе мы не подведем! С праздником, до рогие преподаватели! Владимир МУРАШКИН , выпускник техникума 1975 года. Свою деятельность педаго- ЩГ гический коллектив педучили- П ща склонен рассматривать под критическим углом зре ния. Возьмите протоколы педсо ветов, производственных сове щаний, партийных собраний. В каждом найдете следы разгово ра о недостатках. Они звучат как укор тем, кто не использует все многообразие путей, на ко торых ум учащихся покоряется знаниям, а сердце высокими чувствами. Но сегодня, в канун праздника, можно, наконец, ска зать, что педколлектив имеет „некоторые успехи. Например, в эстетическом воспитании учащих ся. Это заслуга, в основном, учи телей музыки и пения. А среди них выделяется наш молодой коллега Раиса Николаевна Дол гова. Окончив музыкальный факуль тет Казанского пединститута, Раиса Николаевна объединила в дипломе верность семейной про- АШ М О Л О Д О фессии — ее мать была учитель ницей — и любовь к музыке. Свое пристрастие передает уча щимся, очень добросовестно проводит индивидуальную рабо ту с ними. Они ее очень любят. У нее наши воспитанники учатся дружелюбной корректности, что очень важно в общении с людь ми, а в отношениях с учащимися в школе — особенно. Это ее ка чество достойно подражания. Учителя-комсомольцы избира ли ее секретарем первичной ор ганизации ВЛКСМ, работа по следней заметно улучшилась. Выходила стенная газета «Ква зар» — свет излучающий, музы кальная радиогазета «Ну, пого ди!». Они и сейчас выходят. На отчетно-выборном собра нии секретарем избрали другого Й К О Л Л Е Г А преподавателя, а Долгова оста лась пропагандистом. Она спе циализируется по курсу «Биогра фия В. И. Ленина». Нечего и го ворить, что самыми интересными были занятия, когда проходила тему «Музыка в семье Ульяно вых, жизни В. И. Ленина», Грам записи, кинодокументы, музы кальные фрагменты — все бо гатство технических средств про паганды Раиса Николаевна ис пользует при изучении курса. Зимой в Казанском пединсти туте будет отмечаться 15-летие музыкального факультета. Дол гова получила приглашение. От администрации педучилища не запрашивали характеристики. Но если бы нас спросили, мы дали бы ей самую хорошую. М. СЕМЕНОВА, завуч педучилища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz