Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

{ З а в т р а.— Д е н ь * у ч и т е л я ) С праздником, товарищи! В преддверии Дня учителя редакция получила несколько писем, авторами которых были учащиеся Поддубровской, Верхне-Мосоловской, Куликовской средних школ. Все просят напечатать слова песни «Учитель», как привет любимым учи­ телям, как поздравление с праздником. С удовольствием вы­ полняем просьбу. В осуществлении задач, по­ ставленных XXI V съездом КПСС в области народного образования, важную роль играют педагогические кадры. Д Е В И З : У Ч И Т Ь С Я ! Музыка А. Долуханяна Понимаешь, мама, я — учитель. Видишь, я вхожу, бледняя, в класс. Это мне решили поручить их Сорок душ и восемьдесят глаз. Припев: Учитель! Сколько надо Любви и огня, Чтобы слушали, Чтобы верили, Чтобы помнили Люди меня. В школе правду узнавать о мире Люди начинают по складам. Слова Л. Ошанина Все равно, в Москве или в Сибири Школьный день равняется годам. Припев. Может, в сердце боль или тревога, Может, не везет пока в любви. Все равно, у школьного порога Оставляй все горести твои. Припев. Может, будет трудно, небогато,— Буду жить, свой выбор не браня, Понимаешь, ведь мои ребята — Это продолжение меня. Припев. От их состава, образованности, квалификации, идейной убежден­ ности зависит качество обучения и воспитания, переход ко всеоб­ щему среднему образованию. Се­ годня, как никогда, учителю нужны знания, высокая общая культура, политическая образо­ ванность. В школах Усманского района работает 790 учителей, ежегодно приходят около 50 выпускников пединститутов и педучилищ. 156 молодых учителей. Все они ак­ тивно участвуют в общественной жизни своих школ. Из числа мо­ лодежи выдвинуты 3 директора, 3 организатора, 2 завуча. Более 10 стали секретарями комсомоль­ ских организаций, 45—лекторами, 20—пропагандистами. Хорошо за­ рекомендовали себя молодой ор­ ганизатор внеклассной работы Завальновской средней школы Л. П. Глотова, В. Мосоловской— Л. В. Лепилина, Девицкой — М. Я. Ярославцева. Среди учителей 150 коммуни­ стов и . 174 комсомольца — это свидетельство политической зре­ лости учительства района. Две­ надцати присвоено звание «За­ служенный учитель школы РСФСР»; 75 — отличники народ­ ного образования, 12 процентов учителей имеют правительствен­ ные награды. В последние годы наблюдается рост числа учителей с высшим образованием в 4—10 классах. 75 процентов учителей-предмет- ников имеет высшее образова­ ние, в то время как в позапрош­ лом учебном году было 70 про­ центов. Правда, в сельских школах процент учителей с высшим об­ разованием несколько меньше. А в таких школах, как Арзыбов- ская, Кривская, Васильевская 8-летние школы — всего по 1—2 учителя с высшим образованием. Ставится задача, чтобы и здесь учителя получили высшее обра­ зование. К этому имеются все возможности. Ею уже воспользо­ вались более 120 учителей райо­ на. Они учатся на заочных отде­ лениях пединститутов. Ежегодно заканчивают заочно институт по 10—12 учителей, а поступает на учебу 25. За годы пятилетки та­ ким образом получили высшее образование 60 учителей. Это Л. В. Кудинова и В. А. Лисич­ кина из Куликовской средней школы, А. Г. Боева — средняя школа № 2, Н. П. Костерева — Краснинская 8-летняя школа, В. И. Брыкина — Завальновская средняя. По окончании вузов многие выдвинуты на должность заву­ чей, организаторов, директоров. В школах неплохо поставлена политическая учеба учителей. В этом плане немалых успехов до­ бились в Завальновской средней школе, городской средней № 1. Особенно усилились тенденции к повышению образования в свя­ зи с предстоящей аттестацией учителей. Обучая, учиться — та­ ков девиз наших дней. А. СИРОТИНА, директор Новоуглянской 8- летней школы. З в е з д н ы й ч а с Два десятка малышей поручены заботам учительницы Приго­ родной начальной школы № 1 Н. И. Демиховой. У них разные на- мелленнпИ’ рРаЗНЫе привычки- 0дни схватывают все на лету, другие медленно. Есть откровенные шалуны-забияки. Но к сердцу каждого находит ключик Надежда Ильинична. Может быть потому что на­ поминает первоклассникам мам. Учительница и причешет ’и ворот­ ничок поправит, заставит поесть на перемене, по окончании уроков проводит домой, а то почитает интересную книжку. — Нужно, чтобы дети чувствовали себя как дома, — говорит Демихова. В такой обстановке они не так болезненно переносят замечания, привыкают делиться своими огорчениями. Уже в началь­ ных классах Нужно прививать детям культурные навыки, чувство коллективизма. И ведь нужно еще учить. Уверена, основы знаний, развитие познавательной способности закладываются с малых лет! К разным методическим приемам прибегает учительница на уроках. Подчас его можно принять за увлекательную игру. И нуж ­ но большое мастерство, чтобы внимание ребят не притуплялось, не рассеивалось. Этим умением вполне владеет Демихова. Ну а в случае необходимости посоветуется с другими учителями школы. В небольшом дружном коллективе все общее: и успехи, и трудности. На снимке: в который раз за букварем! Фото В. Елютина. МЫ ПОМНИМ ВАС Выпускной вечер в средней школе № 3. Директор В. И. Ба­ далов вручает аттестаты о сред­ нем образовании. С напутствием выступает учительница В. М. Федотова. Только кончила, из первого ряда вышли три выпуск­ ника, преподнесли ей поистине роскошные букеты, а один скло­ нился почтительно и поцеловал руку, в глазах парня блеснули слезы. Мы все были тронуты этой сценой. А я подумал: вот он звездный час учителя! И пусть нс всегда ему легко и весело бы­ вает, такие минуты скрашивают все. А вечер шел своим чередом. Выступал медалист, благодарил учителей: «Большое спасибо вам за все доброе, что сделали для меня и моих товарищей. Низкий поклон вам от нас». 14 опять бы­ ли цветы, цветы. Запомнились слова незнакомой мне учительни­ цы: «Грустно мне. Провожаю своих дорогих ребят. Привыкла к ним, полюбила. Какие они все красивые, умные. Но и беспо­ коюсь за них: как-то сложится их жизнь!». Да, по-разному может сло­ житься. У тех, кто кончил школу в 40—41 году, впереди была вой­ на. Но и тогда они помнили нас, учителей, товарищей по классам. В годы войны я получил номер фронтовой газеты «За Отечест­ во». В ней была напечатана кор­ респонденция красноармейца Е. Гурина, называлась она «Му­ жественный командир». Красно­ армеец писал о 19-летнем Иване Матвееве, выпускнике третьей школы. Когда его спросили, кто научил быть бесстрашным, он ответил: «Усманская школа, в которой я учился, мои учителя». Вот это была награда. Все учи­ теля школы прочитали газету, все были горды. И как же после старались, будто сил прибави­ лось. Потом пришло письмо от Юры Абрамцева. Он писал: «Дорогие товарищи по школе! Примите мой привет и пожела­ ния успешно учиться. Передайте также мой горячий привет всему педагогическому коллективу. Много времени прошло с той поры, как перед отправкой на фронт я в последний раз посетил родную школу. Принимал уча­ стие в боях на Днепре, был дважды ранен. Война потребова ла от нас, комсомольцев, патрио­ тов, напряжения всех сил. Все лучшее, что воспитано в нас школой, комсомолом, отдаем за­ щите Отечества. И только теперь я в полной мере оценил труд на­ ших учителей... Если бы сесть снова за парту, я был бы самым аккуратным и прилежным учени­ ком». Помнят нас наши ученики, воздают нам иногда и не по за­ слугам много. А мы, старики, помним своих учителей. Меня научил читать и писать излего- щинский учитель Федор Павло­ вич Жиганов. Погиб он еще в первую мировую войну. Подра­ жая ему, я стал учителем, учил детей добру, щедро отдавал им знания. И теперь, обобщая все увиден­ ное, замеченное в годы учитель­ ства, я думаю: наша школа прек­ расна, труд учителя благороден, вступивший на стезю учительства должен быть достоин ее. Ото всего сердца поздравляю вас, дорогие педагоги, с празд­ ником. Через трудности — к звездному часу! И. ТОВИЦКИЙ, заслуженный учитель школы РСФСР, пенсионер. ш П Р И С В О Е Н О З В А Н И Е Новый учебный год в средней школе № 1 ознаменовался боль­ шим событием. 320 учащихся во­ шли в новый корпус. В этом двухэтажном здании десять классных комнат. В них много воздуха, света. Одной стеной оно обращено на солнечную сто­ рону. Занятия теперь проходят в одну смену. Появились допол­ нительные возможности для проведения внеклассных меро­ приятий. И еще очень важное событие произошло в новом учебном го­ ду. Стало известно, что дирек­ тору школы Клавдии Митрофа­ новне Родионовой присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Ее сердечно по­ здравили учителя, учащиеся. Ее от души поздравляет обществен­ ность района и желает еще боль­ ших успехов на ниве народного просвещения. Н. АНДРЕЕВ. Работаю я в совхозе «Восток» Краснянского района агрономом. Для начала, можно сказать, дела идут неплохо. А научили меня работать в Усманском совхозе- техникуме, где проучился два года. С большим удовольствием вспо­ минаю время учебы, нашего классного руководителя Николая Николаевича Михайлова. Сколь­ ко внимания уделял он группе. А группа была трудная. Одним по 18 лет, другим по 35. Первым предметы даются легче, вторым приходится преодолевать нема­ лые трудности. Многие женаты, замужем — па учебе сказывают­ ся семейные заботы. И к каждо­ му нужно найти подход, каждо­ му надо помочь. А ведь были и такие, кто пропускал занятия без уважительных причин. Да, много забот было у Михайлова. Но не пропали они даром. В доложенное время группа успешно сдала государственные экзамены. Было много хороших и отличных отметок. Лучше дру­ гих сдавали наши хорошисты Татьяна Попова, Николай Мы­ скин, Николай Колесников. Ког­ да расставались, высказали об­ щее мнение: спасибо учителям. Ведь старание старанием, а без учителей ничего мы не сделали бы. Я окончил техникум с отли­ чием и считаю, что так оно и должно быть — в ответ на забо­ ту преподавателей. И сейчас в преддверии празд­ ника от имени и по поручению своей второй группы говорю: большое спасибо вам, наши до­ рогие преподаватели, за науку, заботу, внимание. И за то, что приучили нас к общественной работе. Тут, в совхозе, это уме­ ние мне очень пригодилось. Хотелось бы также сказать спасибо учебной части технику­ ма, персонально Семену Никоно- вичу Большеву. А в работе мы не подведем! С праздником, до­ рогие преподаватели! Владимир МУРАШКИН , выпускник техникума 1975 года. Свою деятельность педаго- ЩГ гический коллектив педучили- П ща склонен рассматривать под критическим углом зре­ ния. Возьмите протоколы педсо­ ветов, производственных сове­ щаний, партийных собраний. В каждом найдете следы разгово­ ра о недостатках. Они звучат как укор тем, кто не использует все многообразие путей, на ко­ торых ум учащихся покоряется знаниям, а сердце высокими чувствами. Но сегодня, в канун праздника, можно, наконец, ска­ зать, что педколлектив имеет „некоторые успехи. Например, в эстетическом воспитании учащих­ ся. Это заслуга, в основном, учи­ телей музыки и пения. А среди них выделяется наш молодой коллега Раиса Николаевна Дол­ гова. Окончив музыкальный факуль­ тет Казанского пединститута, Раиса Николаевна объединила в дипломе верность семейной про- АШ М О Л О Д О фессии — ее мать была учитель­ ницей — и любовь к музыке. Свое пристрастие передает уча­ щимся, очень добросовестно проводит индивидуальную рабо­ ту с ними. Они ее очень любят. У нее наши воспитанники учатся дружелюбной корректности, что очень важно в общении с людь­ ми, а в отношениях с учащимися в школе — особенно. Это ее ка­ чество достойно подражания. Учителя-комсомольцы избира­ ли ее секретарем первичной ор­ ганизации ВЛКСМ, работа по­ следней заметно улучшилась. Выходила стенная газета «Ква­ зар» — свет излучающий, музы­ кальная радиогазета «Ну, пого­ ди!». Они и сейчас выходят. На отчетно-выборном собра­ нии секретарем избрали другого Й К О Л Л Е Г А преподавателя, а Долгова оста­ лась пропагандистом. Она спе­ циализируется по курсу «Биогра­ фия В. И. Ленина». Нечего и го­ ворить, что самыми интересными были занятия, когда проходила тему «Музыка в семье Ульяно­ вых, жизни В. И. Ленина», Грам­ записи, кинодокументы, музы­ кальные фрагменты — все бо­ гатство технических средств про­ паганды Раиса Николаевна ис­ пользует при изучении курса. Зимой в Казанском пединсти­ туте будет отмечаться 15-летие музыкального факультета. Дол­ гова получила приглашение. От администрации педучилища не запрашивали характеристики. Но если бы нас спросили, мы дали бы ей самую хорошую. М. СЕМЕНОВА, завуч педучилища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz