Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

А к а к у в а с ? СТЬ, есть наставники на за­ воде литейного оборудо­ вания. Отлично зарекомендовал себя в этом качестве токарь вто­ рого цеха Д. И. Черных. Его бывшие ученики в числе лучших станочников. Обнадеживающе идут дела у Александра Богомо­ лова, недавнего ученика Черных. Сейчас обучает Петра Маркело­ ва. Говорит, что паренек хоро­ ший. В расшифровке это означа­ ет: способный, прилежный. Саша Литвинов — хрупкий под­ росток, по виду совсем маль­ чишка. Вот он склонился к стан­ ку, не замечая двух пристроив­ шихся за его спиной пареньков: некогда ему отвлекаться. На ра­ боту прибежит пораньше, все тщательно подготовит, а там от станка ни на минуту не отойдет. Когда о нем говорят в цехе, без труда улавливаешь восхищение— дисциплина-то! и надежду — бу­ дет толк! Учила его Мария Михайловна Щедрина, токарь высокого класса. Наставницу свою Саша зовет по-домашнему — «тетя Маша». К ней обращается за со­ ветом, резцом, плашкой — не отказывает, сама предлагает, ве­ дет с нею профессиональный обмен мнениями. 13 лет на заводе Владимир Кузьмич Жданов. Горд своим званием — рабочий. Уважаем всеми. Прошел хорошую школу жизни, без помощи оставившего семью отца вышел в люди. Рабо­ тал и учился одновременно, помо­ гал матери. Учится в вечерней школе и его сегодняшний ученик Иван Боев, получает хорошие от­ метки. Жданов в курсе его школьных дел, следит за успе­ ваемостью. Иван, обращаясь к наставнику, говорит «дядя Воло­ дя», наставник о своих учениках — «дети». «Тетя Маша», «дядя Володя», «дети» — все это свидетельству­ ет о теплоте и простоте взаимо­ отношений, является залогом успеха в обучении. На заводе утверждают, что сейчас обучение учеников по­ ставлено гораздо лучше, чем не­ сколько лет назад. И именно благодаря наставникам. Но ведь и упор в наставничестве делает­ ся на передачу профессиональ­ ных знаний и навыков. «Мы да­ ем главную путевку в жизнь — профессию» — таково мнение начальников цехов, членов зав­ кома, мастеров, наставников. И верно, главную. Но каждый ли из новичков под опекой на­ ставников проходит ту школу воспитания, которая позволит ему по-настоящему полно ис­ пользовать полученную путевку? Отвечая на этот вопрос, неко­ торые наставники откровенно признавались, что мало интере­ суются досугом, вкусами, при­ вычками своих подопечных. И уж вовсе никому не секрет, что отношения между наставни­ ками и юными рабочими после присвоения последним разрядов часто строятся по принципу: вопрос—ответ. Это тоже очень важно, первоочередно, но, ко­ нечно, не исчерпывает всех воз­ можностей и обязанностей на­ ставников. А сколько времени продолжа­ ются обязанности наставников? Ответ готов у каждого: год. Де­ ло в том, что ученики при по­ ступлении на завод закрепляют­ ся для обучения за опытными рабочими. Они должны обучить новичков, 'а после присвоения разряда помочь им закрепить полученные знания и навыки. По истечении года обязанности на­ ставников считаются выполнен ными и законченными. Обнаруживается другое. В при­ каз директора по заводу о на­ ставниках попадают люди, кото­ рым подчас самим нужны на­ ставники. В такой приказ от 14 июля текущего года попал то­ карь, не один раз обсуждав­ шийся на собраниях в связи с пагубным пристрастием к спирт­ ным напиткам. Дело он, правда, знает. Но годится ли в воспита­ тели? Большинство учеников направ­ ляется в цех № 3. Здесь работа­ ют Д. И. Сиротинкин, В. А. Анич­ кин, В. В. Кене. У них разный стаж, свои методы в работе с учениками. Но каждому из них свойственно чувство личной от­ ветственности за учеников. Они осуществляют наставничество, раздвигая по собственной ини­ циативе временные рамки при­ каза. Но в том же цехе работает Валентин Ларин, действительно трудный юноша. Пьет, ругается. И в цехе ничего с ним поделать не могут. А вернее не взялись за него по-настоящему. Обучал его Стукалин, и срок наставниче­ ства еще не истек. Но что он лично сделал, чтобы избавить юношу от уже укоренившихся вредных привычек? Коллектив цеха пытается воздействовать на Валентина. Но пока не ясно, кто станет тем человеком, кто возь­ мет на себя ответственность по­ влиять на «неподдающегося», и чье право советовать, требовать, помогать признает Валентин? У тех, кто стал наставником" по призванию, много вопросов. Ка­ кова методика воспитания в духе гордости за принадлежность к рабочему классу, в духе осозна­ ния своей роли на заводе? Как совместить занятость в личном плане с необходимостью посе­ тить ученика на дому, сходить в школу, где учится парень? И не пора ли привлечь наставников к решению злободневной задачи— закреплению обучившихся на заводе? Ежегодно на предприя­ тии обучают 60 человек. Но едва ли половина остается в его цехах. Токарь цеха № 3 М. Порядин на вопрос, где его ученик?, в сердцах бросил: «А кто его зна­ ет. Хочет — учится, не хочет... что у меня своих дел мало?» При этом присутствовали пред­ седатель завкома А. И. Асташов, председатель цехового комитета профсоюза Б. К. Корчагин. Они считают, что среди наставников есть люди равнодушные к сво­ им обязанностям, формально относящиеся к ним: пришла по­ ра пересмотреть списки настав­ ников, учитывая пожелания луч­ ших рабочих — ветеранов труда, передовиков социалистического соревнования. И все согласны, что нельзя долее откладывать обмен опытом. Справедливости ради нужно сказать, разговор о наставниках и наставничестве возникает не­ редко, но всегда попутно с дру­ гими вопросами. А целенаправ­ ленного, хорошо подготовленно­ го разговора с выделением по­ ложительных моментов, анали­ зом причин недостатков, с ука­ занием пропадающих зря воз­ можностей пока не было. И кто должен вызвать и направить та­ кой разговор? Секретарь парткома Л. Н. Хо­ рошилов всецело полагается в этом вопросе на завком. А. И. Асташов считает, что завком дол­ жен осуществлять контроль за - отделом кадров. Отдел кадров, естественно, без помощи и под­ держки широкой общественности задачу не решит. На заводе создан совет на­ ставников. Возглавляет его пред­ седатель совета мастеров Н. В. Иевлев. В качестве членов в со­ вет входят начальник отдела кадров А. С. Асташова, старший мастер инструментального цеха М. В. Логачев, рабочие цеха № 3 А. В. Кене, В. Г. Моор и другие. Совету не хватает активности. И не потому, что люди не хотят выполнить общественную обя­ занность. Просто пока не ясно, что можно сделать к тому, что уже сделано, какие формы и методы считать эффективными? А между тем есть Положение о наставниках, разработанное на заводе. И поначалу следовало бы охватить тот круг вопросов и мероприятий, которые записа­ ны в Положении. Есть в нем такой пункт: «ко­ митет ВЛКСМ совместно с сове­ том наставников и завкомом ор­ ганизует соревнование на звание «лучший наставник». Но нет та­ кого соревнования, во всяком случае итоги не подводились и никто такого звания не удосто­ ился. А достойные, разумеется, есть. В преддверии Дня машино­ строителя 2-е место в межобла­ стном соревновании завоевал Юрий Щеглов, молодой рабочий инструментального цеха. Впер­ вые он участвовал в конкурсе мастерства, еще будучи токарем второго разряда. Третий, четвер­ тый и пятый разряды ему при­ своили в связи с участием и по­ бедами на конкурсах. Теперь ему будет присвоен шестой раз­ ряд. Четыре раза за четыре года повышение разряда, как лучше­ му из лучших в своей профес­ сии! Учил его замечательный то­ карь-инструментальщик Валентин Васильевич Замолоцких. Ни суч­ ка, ни задоринки в моральном плане у этого человека. А что, если чествовать их вме­ сте — учителя и его бывшего ученика!? И не в ряду прочих, а отдельно. Правда, у входа на территорию завода висит «боевой листок», выпущенный завкомом. Поздрав­ ляет завком Юрия. А о том, кто научил, кто помог проявиться и развиться способностям, ни сло­ ва. Возможно, кто-то оспорит предложение, кто-то предложит свое решение задачи. Но ведь дело как раз и заключается в том, чтобы все предложения были высказаны, систематизиро­ ваны, а перспективные—реализо­ ваны. И тут свое слово должны сказать партком, завком, совет наставников, наставники, админи­ страция. Не должен остаться в стороне комитет комсомола. * * * В ходе подготовки материала мною был записан рассказ ре­ вольверщицы цеха № 3 Наташи Чеботаревой. Он, я думаю, бу­ дет опубликован в газете. Но, забегая вперед, скажу: девушка счастлива, что работает на заво­ де. Она любит профессию, кото­ рой совсем недавно страшилась. Она глубоко уважает своего на­ ставника Ю. М. Решетникова, сменного мастера М. Д. Черняе­ ва. И нужно, чтобы каждый мо­ лодой человек работал на заво­ де с таким же ощущением. Тут дело за наставниками, на­ ставниками не только по прика­ зу, а по убеждению, призванию. В. БОГОДАРОВА, корр. «Новой жизни». Е с т ь подписка! Только часть рабочих, те, кто находится в отпусках, еще не охвачена подпиской на пе­ риодические издания 1976 года. Так что можно говорить о завершении большой рабо­ ты по подписке. В общей сложности рабочие, служащие и инженерно-технические ра­ ботники завода литейного оборудования выписали 2.100 экземпляров газет и журналов на 9.700 рублей. Учетчица Н. Коровина — коммунист. В первую очередь она подписалась на газету «Правда». А, кроме нее, будет получать газеты «Сельская жизнь», «Новая жизнь», дет­ ские журналы и журнал «Зна­ мя». Молодой рабочий В. Деми­ дов выписал газеты «Труд» и «Комсомольская правда», жур­ нал «Крокодил», для детей — «Веселые картинки». Конструктор А. С. Попов, помимо других изданий, вы­ писал журнал «Техника моло­ дежи». Дружно подписывались во­ дители. У них большим спро­ сом пользовался журнал «За рулем». Подписку проводили обще­ ственные распространители. Их было 18— по числу цехов, отделов, служб. Утвердили на заседании парткома. Самым добросовестным образом от­ неслись к поручению работни­ ца КБ Нина Никаноровна Малинина, конструкторы Ва­ лентина Аксинина и Зинаида Хорошилова. 'Заслужила пох­ валу учетчица Нина Мельни­ кова. . Коллектив по достоинству оценивает усилия распростра­ нителей печати. Ведь они не только агитировали за под­ писку, но и оформили все до­ кументы. О кропотливости дела можно судить уже по такому факту: Евдокия Кузь­ минична Старченкова и Ва­ лентина Валентиновна Рыж­ кова заполнили по 550 кви­ танций каждая. Рыжкова не первый год утверждается ответственной за подписку и работу общест­ венных распространителей пе­ чати, и всегда ее группа хо­ рошо справляется с партий­ ным поручением. Читая периодику 1976 года, машиностроители не раз вспомнят добром тех, кто предложил подписаться на газеты и журналы, избавил от хлопот по оформлению и уплате денег. М. БОРИСОВА, внешт. корр. «Новой жизни». НАСТАВНИКИ т ж д у т о т в е т а 36 лет работает шофером в райобъедииении «Сельхозтехника» коммунист Аптон Алексеевич Кирин, которого вы видите на этом снимке. За высокопроизводительный труд он награжден орденом Трудового Красного Знамени. Встав на предсъездовскую трудовую вахту, А. А. Кирин пере­ вез в этом году из хозяйств района более 16.000 центнеров зерна. Фото В. Елютина. „НОВОЙ ЖИЗНИ" ОТВЕЧАЮТ РАБОТА УЛУЧ ШИТСЯ По опубликовании в газете фельетона «Зеркало эскула­ пов» была проведена провер­ ка работы Усманской район­ ной санэпидемстанции. Фак­ ты, названные в фельетоне, имеют место. При проверке указано на имеющиеся недо­ статки, даны также указания по ведению документации, проведению текущего сани­ тарного надзора. Вопрос о работе районной санитарно- эпидемиологической станции будет обсужден на областном санэпидсовете. М. БЕКЕТОВА, главный государственный санитарный врач Липецкой области. В ДВЕ СМЕНЫ Правление колхоза «Путь Ленина» учло критику, выска­ занную в корреспонденции «Семенам — высокое каче­ ство» — газета № 111. В настоящее время семена яровых культур сортируются в две смены четырьмя маши­ нами. Отправлены пробы на анализ от 6.309 центнеров се­ мян. До первого октября все семена будут доведены до кондиций I и II классов. А. ОСТАНКОВ, главный агроном колхоза. ИДЕТ ПОДРАБОТКА Колхоз имени Кирова дей­ ствительно задержал пред­ ставление семян на анализ, о чем сообщила читателям газе­ та от 11 сентября. Семена на анализ отправлены. Продол­ жается работа по доведению семян до I класса посевного стандарта. А. ГРЕБЕНКИН, председатель колхоза. ВРЕМЯ ТОРОПИТ Квартиросъемщик В. Черни­ ков, проживающий в доме филиала мебельной фирмы «Липецк», написал в газету, что дом давно не ремонтиро­ вался, протекает крыша. Сообщаю, приняты меры, чтобы ремонт кровли произ­ вести в ближайшие дни. М. ПОРЯДИН, директор филиала мебельной фирмы «Липецк». ПОРУЧИЛИ ДОБРОСОВЕСТНЫМ В корреспонденции «С пу­ стой флягой» — газета № 103 сообщалось о несвоевремен­ ной доставке молока из сов­ хоза «Коммунар» на сепара­ торный пункт села Завальное. Корреспонденция обсужда­ лась на совещании работни­ ков животноводства отделе­ ния № 3. Недостатки имели место. Приняты меры к свое­ временной доставке молока. Ответственными утверждены добросовестные рабочие. И. ПУТИНЦЕВ, директор совхоза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz