Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)
Как уже сообщалось в «Новой жизни», 28 февраля с. г. в г. Усмани состоялось собрание районного партийного акти ва, обсудившее вопрос «О состоянии и мерах по осуществле нию среднего образования молодежи в свете требований X X IV съезда КП СС » . С докладом на собрании выступил пер вый секретарь райкома КП СС тов. РО С Л Я К О В В. С. — В Отчетном докладе XX IV съезда КПСС, — говорит доклад чик, --- подчеркнуто, что «вели кое дело — строительство ком мунизма невозможно двигать вперед без всестороннего разви тия самого человека. Без высо кого уровня культуры, образова ния, общественной сознательно сти, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как не возможен он и без соответствую щей материально - технической базы». В решениях съезда наме чено в основном завершить пе реход ко всеобщему среднему образованию в нынешней пяти летке, то есть в 1975 году. Осуществить всеобщее среднее образование — это значит, преж де всего, дать каждому молодо му человеку основательные зна ния, вооружить марксистско-ле нинским мировоззрением, воспи тать в духе коммунистической морали. Завершение такого пере хода зависит прежде всего от ра боты общеобразовательных школ, от деятельности средних специ альных учебных заведений, про фессионально - технических учи лищ. Вопросы укрепления матери ально-учебной базы школ района, воспитания, завершения перехода на новые программы, дальнейше го улучшения условий работы сельской общеобразовательной школы постоянно находятся в центре внимания партийных, со ветских органов. На бюро РЧ КПСС рассматривались вопросы о постановке нравственного вос питания в Дрязгинской средней школе, об оказании шефской по мощи городским школам пред приятиями города, сельским шко лам — колхозами и совхозами района; на сессиях городского и районного Советов рассматрива лись вопросы подготовки школ к новому учебному году, о недо статках в организации горячего питания учащимся, о подвозе де тей и многие другие. В ноябре прошлого года в районе прошла конференция по коммунистическому воспитанию, к которой готовились все педа гогические коллективы школ, об щественность района. Конферен ция подвела итоги совместной деятельности школ, средних спе циальных учебных заведений и общественности по коммунисти ческому воспитанию подрастаю щего поколения, наметила пути и выработала рекомендации по дальнейшему развитию народно го образования и коммунистиче ского воспитания молодежи. Настойчивый труд учителей, воспитателей, руководителей школ, работников роно, повсе дневная забота о школе со сто роны местных партийных и со ветских органов привели к улуч шению в 1971—74 годах основ ных показателей народного обра зования в районе. За 4 года поч ти в два раза сократилось число второгодников. Уменьшился от сев учащихся. Всеми видами среднего образования охвачено 98,5 процента восьмиклассников. В завершении перехода ко все общему среднему образованию большая роль принадлежит ве черним и заочным школам рабо тающей молодежи. В нашем Раиске в них обучается 1.060 мо лодых тружеников. Районе при большой помощи РК КПСС, пар тийных, профсоюзных комитетов делает многое для развития и совершенствования безотрывного от работы обучения. Заботу о повышении общеобразователь ного уровня молодежи проявля ют руководство, партийные, проф союзные и комсомольские орга низации УЗЛО и швейной фабри ки. Лицам, получившим среднее образование, повышается разряд, учитываются успехи в учебе при подведении итогов социалистиче ского соревнования. Однако далеко не на уровне обстоит дело с повышением об разования рабочих табачно-махо рочного комбината и всех строи тельных организаций, .где не по- государственному подходят к ре шению данного вопроса. Вопросы развития безотрывно го от .работы обучения молоде жи по-прежнему остаются весьма актуальными, ибо подъем произ водительности труда в значитель ной .степени зависит от дальней шего профессионального мастер ства работающих. Об этом дол жен помнить руководитель каж дого коллектива и .претворять в жизнь решения партии и прави тельства по народному образова нию. Более конкретно вопросами повышения образования работаю щей молодежи должны занимать ся РК ВЛКСМ и райсовпроф. Чтобы завершить переход ко всеобщему среднему образова нию, в школах района необходи мо иметь соответствующую ма териальную базу: учебные каби неты, спортзалы и учебные ма стерские, обеспечить их миниму мом необходимого оборудования, позаботиться о том, чтобы все нуждающиеся в этом учащиеся жили в интернатах, укрепить шко лы района педагогическими кад рами. В районе за время после XX IV съезда КПСС проведена опреде ленная работа по укреплению учебно-материальной базы и совершенствованию сети школ, по осуществлению перехода ко все общему среднему образованию молодежи. На совместном засе дании бюро РК КПСС и исполко ма районного Совета депутатов трудящихся были утверждены мероприятия по реорганизации школьной сети. В настоящее вре мя размещение школ в районе таково, что почти каждый желаю щий может получить среднее об разование по месту жительства. Другой важнейшей проблемой, которая сдерживает расширение среднего образования, является строительство новых и расшире ние существующих школ. За 4 года в районе введено в строй 10 школьных зданий на 2.576 мест. Но в одну смену за нимаются только 76 процентов учащихся. В 1974 году предприятия горо да были раскреплены в качест ве шефов за городскими школа ми. Значительную помощь пер вой средней школе в приобрете нии спортинвентаря, технических средств обучения, в оборудова нии кабинетов оказало райпо. Активными шефами 2-й средней школы являются ДСУ , табачно-ма хорочный комбинат, маслозавод. Постоянную помощь школе № э оказывает совхоз «Усманский» и завод «Индикатор». В 1974 году колхозы и совхозы района выделили 16 тысяч рублей для приобретения спортивного оборудования. Систематически выделяют средства школам для пополнения учебного оборудова ния совхозы «Коммунар», «Усман ский», Дрязги,некая опытная станция, колхозы имени XX II парг- съезда, «Красное знамя», «Маяк коммунизма», имени Фо^чзе, имени Ленина, «Россия», «Боль- шевик», «Путь к коммунизму». Какие бы прекрасные школы мы ни строили, как бы хорошо ни были оборудованы кабинеты, учебно - воспитательный процесс, в конечном результате, опреде ляется учительскими кадрами. На собрании актива областной пар тийной организации наш район подвергался критике за то, что у нас неблагополучно обстоит де ло с педагогическими кадрами, высока их текучесть. И на сегод няшний день проблема воспита ния собственных педагогических кадров для сельских школ про должает оставаться острой и ак туальной. Основным критерием педагоги ческого труда является успевае мость. Успеваемость учащихся с 98,2 процента в 1970—71 учебном году выросла до 99,1 процента в 1973—74 учебном году, а число второгодников уменьшилось с 254 до 132. 608 учителей из 732 закончили учебный год без вто рогодников. Можно сказать, что в школах района проблема мас сового второгодничества решена. Однако в школах еще слабо ре шается проблема качества знаний учащихся. В городских средних школах № 1 и № 2, Куликовской, Завал»- Окой, Октябрьской, Дмитриевской, Пашковской, Кривской, Николь- ско-Высельской школах большое взимание уделяется развитию по знавательной деятельности уча щихся, совершенствованию зна ний, умений, навыков в процессе урока. Если все педагогические кол лективы будут работать так, как коллективы Дмитриевской, Ни кол ьско-Высельской, Завальской школ, проблема качества обуче ния учащихся в районе будет ре шена. Но, к сожалению, пока это го нет. С низкими результатами закончила 2-е полугодие Дряз- гинская средняя школа (93,5 про цента) или 36 человек — целый класс — неуспевающих. В Отчетном докладе ЦК КПСС XX IV съезду партии подчеркива лось большое значение правиль ной и своевременной ориента- С СОБРАНИЯ РАЙОННОГО ПАРТИЙНОГО АКТИВА ции юношей и девушек, необхо димость воспитания подрастаю щего поколения в духе уважи тельного отношения к трудовой деятельности на заводе и фабри ке, на ферме и в поле. Наука, техника, производство шагают вперед. Мы обязаны подготовить учащихся к работе со сложней шей техникой, современным оборудованием, обучить их пере довым приемам труда в промыш ленности и сельском хозяйстве. Нам всем надо постоянно пом нить: сегодня ученик, завтра — хлебороб, механизатор, эконо мист, специалист широкого про филя, слесарь доильного аппара та и т. д. При организации производст венных бригад требуется набор сельскохозяйственной техники, которую обязан дать колхоз или совхоз школе, выделение земель ных участков, специалистов для инструктажа, обучения и оказа ния помощи в организации всех видов сельскохозяйственных ра бот. В нашем районе три специаль ных учебных заведения — педа гогическое училище, совхоз-тех никум, техникум-интернат, два профессионально - технических училища — ГПТУ № 23 и СПТУ № 8. В них, наряду с профессио нальной подготовкой, получат среднее образование около 2.500 юношей и девушек. Средние про фессионально - технические учи лища вносят весомый вклад в подготовку высококвалифициро ванных рабочих кадров. Именно они, прежде всего, призваны го товить производственника нового типа, которого должны характе ризовать широкий профессио нальный кругозор и мастерство, глубокое знание политехниче ских основ современного произ водства и 'способность к быстро му освоению новейших машин и технологических процессов. Успешное воспитание и обуче ние молодежи зависят, прежде всего, от учителя, мастера произ водственного обучения, воспита теля, их убежденности, заинтере сованности, глубоких знаний предмета, любви к детям , посто янных поисков, творческой ак тивности. Вот почему в нашей стране большое внимание уде ляется повышению идейно-теоре тического уровня и педагогиче ского мастерства учителей. Улуч шение работы с педагогическими кадрами должно сочетаться с дальнейшим повышением уровня воспитания учащихся, совершенст вованием форм идейно-политиче ского, трудового, атеистического, эстетического и нравственного воспитания. Необходимо развернуть актив ную подготовку к 30-летию По беды над фашистской Германией, эффективнее использовать разно образные формы работы, трудо вой и политический подъем со ветского народа в целях патрио тического и интернационального воспитания школьников. Стабильность учительских кол лективов, в которых первостепен ное значение придается обобще нию и внедрению передового педагогического опыта, содруже ство семьи, школы и обществен ности, планомерное укрепление материальной базы школ и ра циональное размещение учебных заведений, чуткое отношение ко всем вопросам народного обра зования, в том числе и к бытово му устройству учителей — вот что позволит решить главную за дачу, поставленную перед народ ным образованием. В своей сложной и ответствен ной работе учитель вправе рас считывать на квалифицированную помощь и заботу. Партийные организации, мест ные Советы, органы народного ооразования, должны проявлять ленинскую заботу о народном учителе, способствовать повыше нию его знаний, идейно-теорети ческого уровня, педагогического мастерства с телд, чтобы каждый учитель в полной мере мог осу ществить стоящие перед ним за дачи. Прения по докладу В. С. Росля кова открыл директор Октябрь ской средней школы И. Г. Бонда ренко: — Главной задачей сельской общеобразовательной школы бы ло и остается трудовое обучение и воспитание школьников, их профессиональная ориентация, — сказал он. — И нам предстоит еще очень многое сделать, что бы каждый наш питомец умел и любил трудиться, чтобы он был готов к активному участию в производительном труде в соот ветствии с личными интересами и потребностями общества. В этом направлении в нашей школе уже сложилась определенная система трудового воспитания в виде уче нической производственной бри гады, постановки профессиональ ной ориентации. В школе сейчас профессиям механизаторов и по- леводов-животноводов обучается 156 юношей и девушек, работает факультатив по автоделу. Обору дован кабинет машиноведения. С опытной станцией наша уче ническая производственная бри гада заключила договор, по кото рому мы будем возделывать 30 гектаров свеклы, 52 гектара куку рузы и 62 гектара однолетних трав. Нам выделен еще один трактор, прицепные сельскохо зяйственные машины, один авто мобиль, за бригадой закреплены агроном, инженер по технике б е зопасности и лучшие механизато ры отделения «Новая жизнь». Директор совхоза «Коммунар» И. П. Путинцев рассказал участ никам собрания о содружестве рабочих совхоза с коллективом учителей и учащихся Завальской средней школы. — Вопросы учебно - воспита тельной работы в школе и проф ориентации молодежи, — сказал т. Путинцев, — систематически рассматриваются у нас на откры тых партийных собраниях, на сес сиях сельского Совета. Дирекция и партком совхоза, положитель но оценивая вопрос приобщения учащихся к сельскохозяйственно му труду, совместно' с педагоги ческим коллективом школы, по стоянно добиваются совершенст вования трудового обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в учениче ских производственных бригадах. Учащиеся Завальской средней школы и педагогический коллек тив оказывают совхозу большую помощь в проведении важных сельскохозяйственных работ, осо бенно таких, как уход за посева ми и уборка урожая. Необходи мость такой связи со школой и учащейся молодежью диктуется требованиями нынешнего дня, самой жизнью. Поэтому руковод ство, специалисты нашего хозяй ства оказывают определенную практическую помощь школе в оборудовании кабинетов машино ведения, приобретении спортин вентаря. Такая связь со школой, сложившаяся взаимопомощь спо собствует тому, что потребность совхоза в кадрах удовлетворяет ся за счет молодежи, окончив шей школу. Определенная часть выпускни ков школы в совхозе остается. Нами ежегодно направляется на учебу в Октябрьское СПТУ № 8 по 6—8 человек молодежи. Боль шинство окончивших училище хорошо работают в совхозе. За счет средств совхоза в ВУЗах Воронежа учатся шесть стипендиатов, а 8 человек уже окончили Воронежский СХИ, из них 4 человека работают в сов хозе. В целях дальнейшего улучше ния трудового воспитания и проф ориентации учащихся совхоз л школа заключили договор о сов местной работе по выбору сель скохозяйственных профессий школьниками. Создана учениче ская производственная бригада. Ей выделено 100 гектаров земли, где учащиеся будут возделывать зерновые и технические культу ры, три трактора с необходимым инвентарем, автобус. Учащиеся практически могут определять влияние минеральных удобрений на повышение плодородия полей, влияние норм высева на урожай ность ячменя. — Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, — говорит директор педучилища Д. Т. Сви ридов, — это органическая часть всей системы коммунистического воспитания. В осуществлении ее наш коллектив руководствуется указаниями XX IV съезда КПСС. В училище разработан перспек тивный план, который предусмат ривает содержание и методы формирования мировоззрения и воспитания коммунистической нравственности у учащихся. Каж дый классный руководитель бе рет за основу перспективный план, он составлен на 5 лег (1971— 1975 г. г.), вносит в план работы класса свое, личное, в ре зультате чего при единстве в со держании планы отличаются оригинальностью, разнообразием. Очень действенным средством формирования мировоззрения и воспитания у учащихся коммуни стической нравственности являет ся политическое просвещение. Им охвачены все учебные груп пы. Каждая имеет свой девиз, свою песню. Каждое занятие на чинается и кончается песней. Цели коммунистического вос питания учащихся педучилища служат многочисленные диспуты, комсомольские вечера, встречи с героями труда и войны. Неизгла димое впечатление оставили у всех диспуты «Бой равнодушию», «Каков ты, комсомолец 70-х го дов?» и др. На собрании также выступили директор Студенской 8-летнеи школы В. М. Корнев, председа тель исполкома Дрязгинского сельского Совета Е. П. Бельских, заместитель председателя рай исполкома К. И. Бабин, зам. ди ректора ГПТУ Е. П. Романовская, врач санэпидстанции Л. Г. Стар кова, первый секретарь райкома ВЛКСМ В. Д. Шикин. В работе собрания принял участие заве дующий облоно В. Г1. Шаталов. * * * Собрание приняло постановле ние, в котором намечены кон кретные мероприятия по -завер шению перехода ко всеобщему среднему образованию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz