Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1975 г. (г. Усмань)

Как уже сообщалось в «Новой жизни», 28 февраля с. г. в г. Усмани состоялось собрание районного партийного акти­ ва, обсудившее вопрос «О состоянии и мерах по осуществле­ нию среднего образования молодежи в свете требований X X IV съезда КП СС » . С докладом на собрании выступил пер­ вый секретарь райкома КП СС тов. РО С Л Я К О В В. С. — В Отчетном докладе XX IV съезда КПСС, — говорит доклад­ чик, --- подчеркнуто, что «вели­ кое дело — строительство ком­ мунизма невозможно двигать вперед без всестороннего разви­ тия самого человека. Без высо­ кого уровня культуры, образова­ ния, общественной сознательно­ сти, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как не­ возможен он и без соответствую­ щей материально - технической базы». В решениях съезда наме­ чено в основном завершить пе­ реход ко всеобщему среднему образованию в нынешней пяти­ летке, то есть в 1975 году. Осуществить всеобщее среднее образование — это значит, преж­ де всего, дать каждому молодо­ му человеку основательные зна­ ния, вооружить марксистско-ле­ нинским мировоззрением, воспи­ тать в духе коммунистической морали. Завершение такого пере­ хода зависит прежде всего от ра­ боты общеобразовательных школ, от деятельности средних специ­ альных учебных заведений, про­ фессионально - технических учи­ лищ. Вопросы укрепления матери­ ально-учебной базы школ района, воспитания, завершения перехода на новые программы, дальнейше­ го улучшения условий работы сельской общеобразовательной школы постоянно находятся в центре внимания партийных, со­ ветских органов. На бюро РЧ КПСС рассматривались вопросы о постановке нравственного вос­ питания в Дрязгинской средней школе, об оказании шефской по­ мощи городским школам пред­ приятиями города, сельским шко­ лам — колхозами и совхозами района; на сессиях городского и районного Советов рассматрива­ лись вопросы подготовки школ к новому учебному году, о недо­ статках в организации горячего питания учащимся, о подвозе де­ тей и многие другие. В ноябре прошлого года в районе прошла конференция по коммунистическому воспитанию, к которой готовились все педа­ гогические коллективы школ, об­ щественность района. Конферен­ ция подвела итоги совместной деятельности школ, средних спе­ циальных учебных заведений и общественности по коммунисти­ ческому воспитанию подрастаю­ щего поколения, наметила пути и выработала рекомендации по дальнейшему развитию народно­ го образования и коммунистиче­ ского воспитания молодежи. Настойчивый труд учителей, воспитателей, руководителей школ, работников роно, повсе­ дневная забота о школе со сто­ роны местных партийных и со­ ветских органов привели к улуч­ шению в 1971—74 годах основ­ ных показателей народного обра­ зования в районе. За 4 года поч­ ти в два раза сократилось число второгодников. Уменьшился от­ сев учащихся. Всеми видами среднего образования охвачено 98,5 процента восьмиклассников. В завершении перехода ко все­ общему среднему образованию большая роль принадлежит ве­ черним и заочным школам рабо­ тающей молодежи. В нашем Раиске в них обучается 1.060 мо­ лодых тружеников. Районе при большой помощи РК КПСС, пар­ тийных, профсоюзных комитетов делает многое для развития и совершенствования безотрывного от работы обучения. Заботу о повышении общеобразователь­ ного уровня молодежи проявля­ ют руководство, партийные, проф­ союзные и комсомольские орга­ низации УЗЛО и швейной фабри­ ки. Лицам, получившим среднее образование, повышается разряд, учитываются успехи в учебе при подведении итогов социалистиче­ ского соревнования. Однако далеко не на уровне обстоит дело с повышением об­ разования рабочих табачно-махо­ рочного комбината и всех строи­ тельных организаций, .где не по- государственному подходят к ре­ шению данного вопроса. Вопросы развития безотрывно­ го от .работы обучения молоде­ жи по-прежнему остаются весьма актуальными, ибо подъем произ­ водительности труда в значитель­ ной .степени зависит от дальней­ шего профессионального мастер­ ства работающих. Об этом дол­ жен помнить руководитель каж­ дого коллектива и .претворять в жизнь решения партии и прави­ тельства по народному образова­ нию. Более конкретно вопросами повышения образования работаю­ щей молодежи должны занимать­ ся РК ВЛКСМ и райсовпроф. Чтобы завершить переход ко всеобщему среднему образова­ нию, в школах района необходи­ мо иметь соответствующую ма­ териальную базу: учебные каби­ неты, спортзалы и учебные ма­ стерские, обеспечить их миниму­ мом необходимого оборудования, позаботиться о том, чтобы все нуждающиеся в этом учащиеся жили в интернатах, укрепить шко­ лы района педагогическими кад­ рами. В районе за время после XX IV съезда КПСС проведена опреде­ ленная работа по укреплению учебно-материальной базы и совершенствованию сети школ, по осуществлению перехода ко все­ общему среднему образованию молодежи. На совместном засе­ дании бюро РК КПСС и исполко­ ма районного Совета депутатов трудящихся были утверждены мероприятия по реорганизации школьной сети. В настоящее вре­ мя размещение школ в районе таково, что почти каждый желаю­ щий может получить среднее об­ разование по месту жительства. Другой важнейшей проблемой, которая сдерживает расширение среднего образования, является строительство новых и расшире­ ние существующих школ. За 4 года в районе введено в строй 10 школьных зданий на 2.576 мест. Но в одну смену за­ нимаются только 76 процентов учащихся. В 1974 году предприятия горо­ да были раскреплены в качест­ ве шефов за городскими школа­ ми. Значительную помощь пер­ вой средней школе в приобрете­ нии спортинвентаря, технических средств обучения, в оборудова­ нии кабинетов оказало райпо. Активными шефами 2-й средней школы являются ДСУ , табачно-ма­ хорочный комбинат, маслозавод. Постоянную помощь школе № э оказывает совхоз «Усманский» и завод «Индикатор». В 1974 году колхозы и совхозы района выделили 16 тысяч рублей для приобретения спортивного оборудования. Систематически выделяют средства школам для пополнения учебного оборудова­ ния совхозы «Коммунар», «Усман­ ский», Дрязги,некая опытная станция, колхозы имени XX II парг- съезда, «Красное знамя», «Маяк коммунизма», имени Фо^чзе, имени Ленина, «Россия», «Боль- шевик», «Путь к коммунизму». Какие бы прекрасные школы мы ни строили, как бы хорошо ни были оборудованы кабинеты, учебно - воспитательный процесс, в конечном результате, опреде­ ляется учительскими кадрами. На собрании актива областной пар­ тийной организации наш район подвергался критике за то, что у нас неблагополучно обстоит де­ ло с педагогическими кадрами, высока их текучесть. И на сегод­ няшний день проблема воспита­ ния собственных педагогических кадров для сельских школ про­ должает оставаться острой и ак­ туальной. Основным критерием педагоги­ ческого труда является успевае­ мость. Успеваемость учащихся с 98,2 процента в 1970—71 учебном году выросла до 99,1 процента в 1973—74 учебном году, а число второгодников уменьшилось с 254 до 132. 608 учителей из 732 закончили учебный год без вто­ рогодников. Можно сказать, что в школах района проблема мас­ сового второгодничества решена. Однако в школах еще слабо ре­ шается проблема качества знаний учащихся. В городских средних школах № 1 и № 2, Куликовской, Завал»- Окой, Октябрьской, Дмитриевской, Пашковской, Кривской, Николь- ско-Высельской школах большое взимание уделяется развитию по­ знавательной деятельности уча­ щихся, совершенствованию зна­ ний, умений, навыков в процессе урока. Если все педагогические кол­ лективы будут работать так, как коллективы Дмитриевской, Ни­ кол ьско-Высельской, Завальской школ, проблема качества обуче­ ния учащихся в районе будет ре­ шена. Но, к сожалению, пока это­ го нет. С низкими результатами закончила 2-е полугодие Дряз- гинская средняя школа (93,5 про­ цента) или 36 человек — целый класс — неуспевающих. В Отчетном докладе ЦК КПСС XX IV съезду партии подчеркива­ лось большое значение правиль­ ной и своевременной ориента- С СОБРАНИЯ РАЙОННОГО ПАРТИЙНОГО АКТИВА ции юношей и девушек, необхо­ димость воспитания подрастаю­ щего поколения в духе уважи­ тельного отношения к трудовой деятельности на заводе и фабри­ ке, на ферме и в поле. Наука, техника, производство шагают вперед. Мы обязаны подготовить учащихся к работе со сложней­ шей техникой, современным оборудованием, обучить их пере­ довым приемам труда в промыш­ ленности и сельском хозяйстве. Нам всем надо постоянно пом­ нить: сегодня ученик, завтра — хлебороб, механизатор, эконо­ мист, специалист широкого про­ филя, слесарь доильного аппара­ та и т. д. При организации производст­ венных бригад требуется набор сельскохозяйственной техники, которую обязан дать колхоз или совхоз школе, выделение земель­ ных участков, специалистов для инструктажа, обучения и оказа­ ния помощи в организации всех видов сельскохозяйственных ра­ бот. В нашем районе три специаль­ ных учебных заведения — педа­ гогическое училище, совхоз-тех­ никум, техникум-интернат, два профессионально - технических училища — ГПТУ № 23 и СПТУ № 8. В них, наряду с профессио­ нальной подготовкой, получат среднее образование около 2.500 юношей и девушек. Средние про­ фессионально - технические учи­ лища вносят весомый вклад в подготовку высококвалифициро­ ванных рабочих кадров. Именно они, прежде всего, призваны го товить производственника нового типа, которого должны характе­ ризовать широкий профессио­ нальный кругозор и мастерство, глубокое знание политехниче­ ских основ современного произ­ водства и 'способность к быстро­ му освоению новейших машин и технологических процессов. Успешное воспитание и обуче­ ние молодежи зависят, прежде всего, от учителя, мастера произ­ водственного обучения, воспита­ теля, их убежденности, заинтере­ сованности, глубоких знаний предмета, любви к детям , посто­ янных поисков, творческой ак­ тивности. Вот почему в нашей стране большое внимание уде­ ляется повышению идейно-теоре­ тического уровня и педагогиче­ ского мастерства учителей. Улуч­ шение работы с педагогическими кадрами должно сочетаться с дальнейшим повышением уровня воспитания учащихся, совершенст­ вованием форм идейно-политиче­ ского, трудового, атеистического, эстетического и нравственного воспитания. Необходимо развернуть актив­ ную подготовку к 30-летию По­ беды над фашистской Германией, эффективнее использовать разно­ образные формы работы, трудо­ вой и политический подъем со­ ветского народа в целях патрио­ тического и интернационального воспитания школьников. Стабильность учительских кол­ лективов, в которых первостепен­ ное значение придается обобще­ нию и внедрению передового педагогического опыта, содруже­ ство семьи, школы и обществен­ ности, планомерное укрепление материальной базы школ и ра циональное размещение учебных заведений, чуткое отношение ко всем вопросам народного обра­ зования, в том числе и к бытово­ му устройству учителей — вот что позволит решить главную за­ дачу, поставленную перед народ­ ным образованием. В своей сложной и ответствен­ ной работе учитель вправе рас­ считывать на квалифицированную помощь и заботу. Партийные организации, мест­ ные Советы, органы народного ооразования, должны проявлять ленинскую заботу о народном учителе, способствовать повыше­ нию его знаний, идейно-теорети­ ческого уровня, педагогического мастерства с телд, чтобы каждый учитель в полной мере мог осу­ ществить стоящие перед ним за­ дачи. Прения по докладу В. С. Росля­ кова открыл директор Октябрь­ ской средней школы И. Г. Бонда­ ренко: — Главной задачей сельской общеобразовательной школы бы­ ло и остается трудовое обучение и воспитание школьников, их профессиональная ориентация, — сказал он. — И нам предстоит еще очень многое сделать, что­ бы каждый наш питомец умел и любил трудиться, чтобы он был готов к активному участию в производительном труде в соот­ ветствии с личными интересами и потребностями общества. В этом направлении в нашей школе уже сложилась определенная система трудового воспитания в виде уче­ нической производственной бри­ гады, постановки профессиональ­ ной ориентации. В школе сейчас профессиям механизаторов и по- леводов-животноводов обучается 156 юношей и девушек, работает факультатив по автоделу. Обору­ дован кабинет машиноведения. С опытной станцией наша уче­ ническая производственная бри­ гада заключила договор, по кото­ рому мы будем возделывать 30 гектаров свеклы, 52 гектара куку­ рузы и 62 гектара однолетних трав. Нам выделен еще один трактор, прицепные сельскохо­ зяйственные машины, один авто­ мобиль, за бригадой закреплены агроном, инженер по технике б е ­ зопасности и лучшие механизато­ ры отделения «Новая жизнь». Директор совхоза «Коммунар» И. П. Путинцев рассказал участ­ никам собрания о содружестве рабочих совхоза с коллективом учителей и учащихся Завальской средней школы. — Вопросы учебно - воспита­ тельной работы в школе и проф­ ориентации молодежи, — сказал т. Путинцев, — систематически рассматриваются у нас на откры­ тых партийных собраниях, на сес­ сиях сельского Совета. Дирекция и партком совхоза, положитель­ но оценивая вопрос приобщения учащихся к сельскохозяйственно­ му труду, совместно' с педагоги­ ческим коллективом школы, по­ стоянно добиваются совершенст­ вования трудового обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в учениче­ ских производственных бригадах. Учащиеся Завальской средней школы и педагогический коллек­ тив оказывают совхозу большую помощь в проведении важных сельскохозяйственных работ, осо­ бенно таких, как уход за посева­ ми и уборка урожая. Необходи­ мость такой связи со школой и учащейся молодежью диктуется требованиями нынешнего дня, самой жизнью. Поэтому руковод­ ство, специалисты нашего хозяй­ ства оказывают определенную практическую помощь школе в оборудовании кабинетов машино­ ведения, приобретении спортин­ вентаря. Такая связь со школой, сложившаяся взаимопомощь спо­ собствует тому, что потребность совхоза в кадрах удовлетворяет­ ся за счет молодежи, окончив­ шей школу. Определенная часть выпускни­ ков школы в совхозе остается. Нами ежегодно направляется на учебу в Октябрьское СПТУ № 8 по 6—8 человек молодежи. Боль­ шинство окончивших училище хорошо работают в совхозе. За счет средств совхоза в ВУЗах Воронежа учатся шесть стипендиатов, а 8 человек уже окончили Воронежский СХИ, из них 4 человека работают в сов­ хозе. В целях дальнейшего улучше­ ния трудового воспитания и проф­ ориентации учащихся совхоз л школа заключили договор о сов­ местной работе по выбору сель ­ скохозяйственных профессий школьниками. Создана учениче­ ская производственная бригада. Ей выделено 100 гектаров земли, где учащиеся будут возделывать зерновые и технические культу­ ры, три трактора с необходимым инвентарем, автобус. Учащиеся практически могут определять влияние минеральных удобрений на повышение плодородия полей, влияние норм высева на урожай­ ность ячменя. — Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, — говорит директор педучилища Д. Т. Сви­ ридов, — это органическая часть всей системы коммунистического воспитания. В осуществлении ее наш коллектив руководствуется указаниями XX IV съезда КПСС. В училище разработан перспек­ тивный план, который предусмат­ ривает содержание и методы формирования мировоззрения и воспитания коммунистической нравственности у учащихся. Каж­ дый классный руководитель бе­ рет за основу перспективный план, он составлен на 5 лег (1971— 1975 г. г.), вносит в план работы класса свое, личное, в ре­ зультате чего при единстве в со­ держании планы отличаются оригинальностью, разнообразием. Очень действенным средством формирования мировоззрения и воспитания у учащихся коммуни­ стической нравственности являет­ ся политическое просвещение. Им охвачены все учебные груп­ пы. Каждая имеет свой девиз, свою песню. Каждое занятие на­ чинается и кончается песней. Цели коммунистического вос­ питания учащихся педучилища служат многочисленные диспуты, комсомольские вечера, встречи с героями труда и войны. Неизгла­ димое впечатление оставили у всех диспуты «Бой равнодушию», «Каков ты, комсомолец 70-х го­ дов?» и др. На собрании также выступили директор Студенской 8-летнеи школы В. М. Корнев, председа­ тель исполкома Дрязгинского сельского Совета Е. П. Бельских, заместитель председателя рай­ исполкома К. И. Бабин, зам. ди­ ректора ГПТУ Е. П. Романовская, врач санэпидстанции Л. Г. Стар­ кова, первый секретарь райкома ВЛКСМ В. Д. Шикин. В работе собрания принял участие заве­ дующий облоно В. Г1. Шаталов. * * * Собрание приняло постановле­ ние, в котором намечены кон­ кретные мероприятия по -завер­ шению перехода ко всеобщему среднему образованию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz