Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

> С КАЖДЫМ годом все боль­ шее значение приобретает трудовое воспитание учащихся, трудоустройство и закрепление выпускников средних школ в сельском хозяйстве. Ряд фактов из жизни района свидетельствует о понимании этой важной зада­ чи. Прежде всего нужно сказать о Завальской средней школе, совхозе «Коммунар» и их общих усилиях по решению проблемы. Все последние годы учениче­ ская производственная бригада школы выполняет большой объ­ ем работы в совхозе, особенно в период уборки урожая. Совхоз тоже не обходит вниманием нужды школы. За счет средств хозяйства, например, отремонти­ рована школьная автомашина. Выделены трактор и автомобиль­ Однако не во всех средних школах уделяется должное внима­ ние привитию трудовых навыков, профориентации. Далеко не все исполкомы сельских Советов и руководители хозяйств оказыва­ ют помощь в оснащении школь­ ных кабинетов необходимыми машинами, оборудованием. Дале­ ко не везде установились проч­ ные и обоюдные связи между учительскими коллективами и ру­ ководителями хозяйств. Из 17 средних школ района только 8 имеют кабинеты маши­ новедения, да и то они не всегда оснащены по-настоящему. В Поддубровской средней школе нет ни трактора, ни авто­ мобиля. Изучение техники ведет­ ся в основном по плакатам. А между тем машиноведение здесь МЕСТО СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ Из доклада председателя исполкома райсовета В. Д. ПЕШКОВА ный двигатель для прохождения практики по машиноведению. Ежегодно в День работников сельского хозяйства администра­ ция наряду с рабочими и служа­ щими — передовиками произ­ водства премирует наиболее от­ личившихся членов бригады. Тесная связь школы с произ­ водством, взаимная помощь, встречи учеников с лучшими людьми прививают школьникам любовь к полю, сельскохозяйст­ венной технике. За два послед­ них учебных года пришли в сов­ хоз на работу 15 выпускников. Партийная организация и ад­ министрация хозяйства использу­ ют возможности подготовки спе­ циалистов за счет хозяйства. За 4 года пятилетки таким образом подготовлено 15 специалистов. В настоящее время в вузах и тех­ никумах учатся 8 стипендиатов совхоза. Внимание к молодежи приносит хорошую отдачу. Прек­ расно зарекомендовали себя на работе агроном Н. В. Зизевских, бригадир комплексной бригады А. И. Бизяев и другие выпускни­ ки школы. Стройная система трудового воспитания учащихся сложилась в Октябрьской средней школе. Она включает в себя тонкую психологическую подготовку к труду , занятия в мастерских, не­ посредственно на полях и ф ер ­ мах. Дирекция школы заботится об укреплении материальной ба­ зы. Оборудованы слесарная и столярная мастерские. В кабине­ те машиноведения есть все не­ обходимое для овладения про­ фессиями механизатора и шофе­ ра: два трактора, две автомаши­ ны, плуг, культиватор, бороны. Выполняя учебную программу, учащиеся изготовляют ящики для рассады, носилки, ремонтируют шкогьную мебель. В 1974 году школой подготовлено 27 трак- тористов-машинистов 3 класса, 27 полеводов. Выпускники по окончании 10-го класса остаются работать в опыт­ ной станции, поступают учиться в сельскохозяйственные вузы и техникумы. За три последних го­ да пошли в сферу производства и обслуживания 89 выпускников. Закреплению молодежи в сель­ скохозяйственном производстве способствует большое жилищное и культурно-бытовое строитель­ ство, которое ведется в опытной станции. преподает главный инженер кол­ хоза «Россия» Сазонов. Колхоз в состоянии без ущерба для основ­ ного производства выделить не­ обходимую технику. Сделать это мешает непонимание важности профориентации в школе, отсут­ ствие заботы о подготовке кад­ ров массовых профессий для собственных нужд. Очень плохо оснащен кабинет машиноведения Грачевской сред­ ней школы. Предмет ведет агро­ ном со средним специальным образованием. Специалисты кол­ хоза к занятиям не привлекают­ ся. В Сторожевской средней школе ученики изучают трактор под руководством учителя био­ логии. На протяжении двух лет никто из учащихся не получил удостоверений на право вожде­ ния трактора и автомашины. Хозяйства района имеют боль­ шие возможности для подготов­ ки кадров через СПТУ № 8. Колхоз имени Калинина направил в текущем году на учебу 25 че­ ловек, Дрязгинская опытная станция — 20, совхоз «Усман- ский» — 12. Всего за 1973— 1974 годы сюда поступило 324 девуш­ ки и юношей нашего района. К сожалению, нельзя сказать того же о.бо всех хозяйствах. Правления колхозов «Красный бор», «Комсомолец», имени Фрунзе , «Прогресс», «Ленинский путь» направили в текущем году в СПТУ только по 1—2 человека. А как раз в этих хозяйствах ощу­ щается недостаток в механизато­ рах. В целом план направления учащихся от Усманского района в СПТУ № 8 и ГПТУ № 23 не был выполнен. С ростом машиновооруженно- сти хозяйств профессия механи­ затора на селе приобретает пер­ востепенное значение. Поэтому нужно всеми мерами способст­ вовать увеличению числа меха­ низаторов за счет подготовки выпускников школ в профтехучи­ лище, а также за счет обучения их в филиалах и на курсах непо­ средственно в хозяйствах. Многие хозяйства готовят спе­ циалистов в вузах и техникумах сельскохозяйственного профиля. За годы пятилетки в них направ­ лено 157 человек. Окончило учебные заведения 100, а закре­ пилось в хозяйствах лишь 65. Закрепляемость кадров выше там, где молодым специалистам создают надлежащие условия. С СЕССИИ РАЙОННОГО с о в е т а д е п у т а т о в т р у д ящ и х с я гордятся тем, что их труд при­ нес такую большую пользу шко­ ГОТОВИМ ле. В С теку М щем Е год Н у уч У еники по­ Из выступления директора Завальской средней школы Т. Ф. КУСТОВОЙ Строят жилые дома совхозы «Коммунар», «Усманский», Дряз­ гинская опытная станция, колхо­ зы «Маяк коммунизма» и «Вели­ кий Октябрь». Но в большинстве хозяйств очень мало выделяют квартир для механизаторов, доя­ рок, особенно для молодых кол­ хозников. За четыре года ни один работник производства не получил квартиры в колхозах имени Ленина и «Россия». В кол­ хозах «Большевик» и «Красный бор» для этой категории выде­ лено только по одной квартире. Недооценка жилищного строи­ тельства руководителями хозяйств приводит к текучести, потере кадров. Проверкой установлено также, что оставшимся в произ­ водстве не предоставляются льго­ ты, предусмотренные советским законодательством, не выдержи­ вается время для освоения про­ фессией. При райисполкоме рабо­ тает комиссия по трудоустройст­ ву молодежи. Но, надо прямо сказать, работает плохо. Далеко не все из положенного для за­ крепления молодежи на селе сделал отдел кадров районного управления сельского хозяйства. В практике имели место случаи, когда руководители профессио­ нально-технических училищ без ведома комиссий по делам не­ совершеннолетних при райиспол­ коме принимали учащихся, не прошедших 8-летнего всеобуча. При определении судьбы выпуск­ ников восьмых классов по-преж- му между средними школами и профтехучилищами наблюдаются разногласия. Их нужно устранить с учетом общей пользы. Это за­ дача районо, комиссии райиспол­ кома, администраций школ и профтехучилищ. Райсовет депутатов трудящих­ ся принимает меры для улучше­ ния трудового воспитания и профориентации учащихся, для трудоустройства молодежи на селе. Только в 1972— 1974 годах на сессиях и заседаниях испол­ кома рассматривалось 6 вопро­ сов, направленных на решение этой проблемы. Например, воп­ рос «О приобщении учащихся к сельскохозяйственному труду в Дрязгинской, Поддубровской, Грачевской и Крутч.-Байгорской средних школах». На заседании исполкома утверждены меро­ приятия по выполнению поста­ новления Президиума Совета Министров РСФСР от 14 мая 1974 года «Об опыте работы ис­ полкомов местных Советов депу­ татов трудящихся Московской области по улучшению исполь­ зования трудовых ресурсов в об­ щественном производстве». Ру­ ководителям хозяйств, исполко­ мам сельских Советов было предложено разработать кон­ кретные мероприятия по закреп­ лению молодежи на селе. В установленный срок сделали это только исполкомы Завальского и Сторожевского сельсоветов. Нужно сделать все возможное, чтобы выпускники школ остава­ лись в колхозах и совхозах. В 1973— 1974 учебном году сель­ ские средние школы окончило 417 учащихся, из них в колхозы и совхозы пришли работать все­ го 50 выпускников. Такое поло­ жение не может сохраняться да­ лее. Хозяйствам нужен постоян­ ный приток молодых кадров. Только при этом условии могут быть решены задачи по дальней­ шему подъему сельскохозяйст­ венного производства. Многогранны и сложны задачи школы. Но стержнем всего, что мы делаем, является трудовое воспитание. Мы ориентируем наших воспи­ танников прежде всего на сель­ скохозяйственные профессии. В школе систематически проводят­ ся беседы и диспуты о значении труда, о трудовом долге каждо­ го советского гражданина, орга­ низуем встречи учеников с луч­ шими людьми совхоза «Комму­ нар». Но привычку к труду нель­ зя воспитать только методом словесного убеждения. Необхо­ димо активное привлечение уче­ ников к общественно-полезному труду. За ученической бригадой закреплено 8 гектаров земли. Совхоз выделил необходимую технику, дал семена. Вместе с учителями-биологами производственной практикой уча­ щихся руководит главный агро­ ном совхоза Б. К. Борзунов. За последние 3 года бригада полу­ чила доход в сумДе 14,5 тысячи рублей. Деньги использованы для приобретения учебных на­ глядных пособий. Учащиеся очень Задана у нас о б щ а я Из выступления предсе­ дателя исполкома Сторо­ жевского сельсовета Ф. Г. КАШИРСКИХ Вопрос подготовки кадров для колхоза «Великий Октябрь» и совхоза «Ударник», расположен­ ных на территории Совета, так­ же важен, как и для любого хо­ зяйства района. Ощущается не­ хватка в механизаторах, живот­ новодах. Некоторые колхозники и рабочие совхоза приближают­ ся к пенсионному возрасту. Что же предпринимается? Прежде всего, мы рассчитыва­ ем на пример передовиков про­ изводства. В школах Совета стали доброй традицией встречи уче­ ников с победителями социали­ стического соревнования. В гости к ребятам приходят орденоносец В. Ф . Тарльжов, депутат Верхов­ ного Совета РСФСР Т. Д. Ивано­ ва. Они рассказывают о делах колхоза, об улучшении условий труда и многом другом. Ежегодно школьники обраба­ тывают в колхозе 25 гектаров сахарной свеклы, приобретая не­ обходимые навьжи, дисциплини­ рованность. Часть учащихся ра­ ботает на току, помощниками комбайнеров. Учебно-опытная работа хорошо поставлена в Октябрьской, Дряз­ гинской, Никольской, В.-Мосолов- ской и Березняговской средних школах. Это привело к повыше­ нию качества знаний по биоло­ гии, усилению интереса учеников к сельскохозяйственному произ­ водству. В Октябрьской школе опытни­ чеством занимаются все учащие- лучили 30 центнеров свеклосе- мян, вырастили сорго, из кото­ рого изготовлено 3.000 веников. В настоящее время учащиеся занимаются дальнейшим обору­ дованием кабинетов. Комсомоль­ ские группы и пионерские отря­ ды участвуют в конкурсе на лучшее наглядное пособие для учебных кабинетов. Итоги общественно-полезного труда ежегодно подводятся на празднике урожая. Самым актив­ ным и добросовестным членам бригады присваивается звание «Ударник школьного труда». По этому поводу в школе издается приказ. Учителя стремятся к тому, что­ бы и стены школы звали учени­ ков к труду. Оформлен уголок на тему «Вступая в жизнь». Имеются комсомольский уголок и уголки боевой и трудовой сла­ вы. Главное направление в работе педагогического коллектива — выпускать юношей и девушек с широким кругозором , стремя­ щихся к личному участию в строительстве коммунизма. Правление колхоза помогает школе в приобретении спортин­ вентаря, проведении ремонта. Внимание к школе, ее воспи­ танникам приносит первые хоро­ шие результаты. В 1973— 1974 го­ ду в колаозе остались работать 15 выпускников. Некоторые с предприятий возвращаются в се­ ло обратно. Так, вернулся в кол­ хоз Михаил Навражных. Молодым механизаторам пре­ доставляются удобные квартиры. В этом году получил квартиру лучший шофер колхоза Влади­ мир Костерев. Но молодежи нужны не толь­ ко квартиры. Нужны, условия для культурного отдыха. А их нет. В колхозе никак не достроят клуб. А в клубе совхоза часто не бы­ вает света. На просьбы выделить 2.000 рублей для нового обору­ дования директор совхоза А. Т. Мерный отвечает категорическим отказом. В Сторожевской шкойе нет ка­ бинета машиноведения. Молодым механизаторам, шоферам ста­ раются дать старую технику. Это сказывается на заработке и под­ час влечет за собой уход моло­ дых людей в город. Закрепление молодежи в селе требует совместных усилий шко­ лы, исполкомов сельских Сове­ тов, руководителей хозяйств. Оно требует, конечно, и материаль­ ных затрат. Важно, чтобы эту истину усвоили по-настоящему товарищи Мерный и Панарин. ся, начиная с первого класса. 20 звеньев проводят опыты по учеб­ ной программе и по заданию на­ учно-исследовательских институ­ тов и хозяйств. Для получения достоверных данных опыты пов­ торяют в течение 3-х лет. Лучше стала работать учениче­ ская производственная бригада Никольской школы. Проводят опыты Из выступления заведующего районо Л. А. СУШКОВА В О Т Л И Ч Н Ы Х У С Л О В И Я Х Из выступления директора СИТУ № 8 В. И. МАТЫЦИНА Октябрьское профессионально- V техническое училище № 8 имеет все необходимое для подготовки высококвалифицированных кад­ ров. Оно занимает типовой комп­ лекс. Отлично, на уровне совре­ менных требований оборудованы кабинеты теоретического корпу­ са и мастерские. Есть автодром. За училищем закреплено 500 гектаров земли, из них 360 от­ ведены под пашню. В училище хороший спортив­ ный зал, красные уголки, своя киноустановка. Два раза в неде­ лю для учащихся демонстри­ руются кинофильмы. Действуют спортивные секции, кружки худо­ жественной самодеятельности. Одним словом, есть все для ин­ тересного и содержательного досуга. Условия для учебы и отдыха учащихся в дальнейшем будут улучшены. Начато строительство бытового корпуса со спортивным залом, актовым залом на 600 мест, типовой столовой. Это пу­ сковой объект. Он должен быть сдан в эксплуатацию в 1975 году. Улучшен качественный состав руководящих и инженерно-педа­ гогических кадров, повысился уровень их деловой и методиче­ ской квалификации. Из 19 препо­ давателей 18 имеют высшее об­ разование. Из 19 мастеров выс­ шее и среднее образование име­ ют 7. Проведена большая работа по выполнению плана набора уча­ щихся в текущем году. При зада­ нии 695 человек принято 800 че­ ловек. 440 из них учатся непо­ средственно в училище, осталь­ ные в филиалах Усманского, Гря- зинского и Добринского районов. Мы готовим кадры в основном для трех районов и по окончании учебы направляем своих выпуск­ ников в те хозяйства, откуда они присланы. В работе училища есть недо­ статки. Например, слишком мал перечень профессий, по которым мы готовим кадры. Необходимо готовить кадры для действующих и вновь строя­ щихся комплексов. Нужны операторы машинного дое­ ния, диагностики для работы на станциях технического обслужи­ вания. Нужны мелиораторы, электрогазосварщики. Очень ма­ ло кадров готовим для животно­ водства. Ежегодно мы объявляем прием для обучения именно этим профессиям. Но не можем набрать необходимого контин­ гента. И очевидно, что без вме­ шательства управления сельского хозяйства, помощи общественно­ сти училищу не справиться с зада­ чей подготовки кадров перспек­ тивных профессий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz