Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
> С КАЖДЫМ годом все боль шее значение приобретает трудовое воспитание учащихся, трудоустройство и закрепление выпускников средних школ в сельском хозяйстве. Ряд фактов из жизни района свидетельствует о понимании этой важной зада чи. Прежде всего нужно сказать о Завальской средней школе, совхозе «Коммунар» и их общих усилиях по решению проблемы. Все последние годы учениче ская производственная бригада школы выполняет большой объ ем работы в совхозе, особенно в период уборки урожая. Совхоз тоже не обходит вниманием нужды школы. За счет средств хозяйства, например, отремонти рована школьная автомашина. Выделены трактор и автомобиль Однако не во всех средних школах уделяется должное внима ние привитию трудовых навыков, профориентации. Далеко не все исполкомы сельских Советов и руководители хозяйств оказыва ют помощь в оснащении школь ных кабинетов необходимыми машинами, оборудованием. Дале ко не везде установились проч ные и обоюдные связи между учительскими коллективами и ру ководителями хозяйств. Из 17 средних школ района только 8 имеют кабинеты маши новедения, да и то они не всегда оснащены по-настоящему. В Поддубровской средней школе нет ни трактора, ни авто мобиля. Изучение техники ведет ся в основном по плакатам. А между тем машиноведение здесь МЕСТО СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ Из доклада председателя исполкома райсовета В. Д. ПЕШКОВА ный двигатель для прохождения практики по машиноведению. Ежегодно в День работников сельского хозяйства администра ция наряду с рабочими и служа щими — передовиками произ водства премирует наиболее от личившихся членов бригады. Тесная связь школы с произ водством, взаимная помощь, встречи учеников с лучшими людьми прививают школьникам любовь к полю, сельскохозяйст венной технике. За два послед них учебных года пришли в сов хоз на работу 15 выпускников. Партийная организация и ад министрация хозяйства использу ют возможности подготовки спе циалистов за счет хозяйства. За 4 года пятилетки таким образом подготовлено 15 специалистов. В настоящее время в вузах и тех никумах учатся 8 стипендиатов совхоза. Внимание к молодежи приносит хорошую отдачу. Прек расно зарекомендовали себя на работе агроном Н. В. Зизевских, бригадир комплексной бригады А. И. Бизяев и другие выпускни ки школы. Стройная система трудового воспитания учащихся сложилась в Октябрьской средней школе. Она включает в себя тонкую психологическую подготовку к труду , занятия в мастерских, не посредственно на полях и ф ер мах. Дирекция школы заботится об укреплении материальной ба зы. Оборудованы слесарная и столярная мастерские. В кабине те машиноведения есть все не обходимое для овладения про фессиями механизатора и шофе ра: два трактора, две автомаши ны, плуг, культиватор, бороны. Выполняя учебную программу, учащиеся изготовляют ящики для рассады, носилки, ремонтируют шкогьную мебель. В 1974 году школой подготовлено 27 трак- тористов-машинистов 3 класса, 27 полеводов. Выпускники по окончании 10-го класса остаются работать в опыт ной станции, поступают учиться в сельскохозяйственные вузы и техникумы. За три последних го да пошли в сферу производства и обслуживания 89 выпускников. Закреплению молодежи в сель скохозяйственном производстве способствует большое жилищное и культурно-бытовое строитель ство, которое ведется в опытной станции. преподает главный инженер кол хоза «Россия» Сазонов. Колхоз в состоянии без ущерба для основ ного производства выделить не обходимую технику. Сделать это мешает непонимание важности профориентации в школе, отсут ствие заботы о подготовке кад ров массовых профессий для собственных нужд. Очень плохо оснащен кабинет машиноведения Грачевской сред ней школы. Предмет ведет агро ном со средним специальным образованием. Специалисты кол хоза к занятиям не привлекают ся. В Сторожевской средней школе ученики изучают трактор под руководством учителя био логии. На протяжении двух лет никто из учащихся не получил удостоверений на право вожде ния трактора и автомашины. Хозяйства района имеют боль шие возможности для подготов ки кадров через СПТУ № 8. Колхоз имени Калинина направил в текущем году на учебу 25 че ловек, Дрязгинская опытная станция — 20, совхоз «Усман- ский» — 12. Всего за 1973— 1974 годы сюда поступило 324 девуш ки и юношей нашего района. К сожалению, нельзя сказать того же о.бо всех хозяйствах. Правления колхозов «Красный бор», «Комсомолец», имени Фрунзе , «Прогресс», «Ленинский путь» направили в текущем году в СПТУ только по 1—2 человека. А как раз в этих хозяйствах ощу щается недостаток в механизато рах. В целом план направления учащихся от Усманского района в СПТУ № 8 и ГПТУ № 23 не был выполнен. С ростом машиновооруженно- сти хозяйств профессия механи затора на селе приобретает пер востепенное значение. Поэтому нужно всеми мерами способст вовать увеличению числа меха низаторов за счет подготовки выпускников школ в профтехучи лище, а также за счет обучения их в филиалах и на курсах непо средственно в хозяйствах. Многие хозяйства готовят спе циалистов в вузах и техникумах сельскохозяйственного профиля. За годы пятилетки в них направ лено 157 человек. Окончило учебные заведения 100, а закре пилось в хозяйствах лишь 65. Закрепляемость кадров выше там, где молодым специалистам создают надлежащие условия. С СЕССИИ РАЙОННОГО с о в е т а д е п у т а т о в т р у д ящ и х с я гордятся тем, что их труд при нес такую большую пользу шко ГОТОВИМ ле. В С теку М щем Е год Н у уч У еники по Из выступления директора Завальской средней школы Т. Ф. КУСТОВОЙ Строят жилые дома совхозы «Коммунар», «Усманский», Дряз гинская опытная станция, колхо зы «Маяк коммунизма» и «Вели кий Октябрь». Но в большинстве хозяйств очень мало выделяют квартир для механизаторов, доя рок, особенно для молодых кол хозников. За четыре года ни один работник производства не получил квартиры в колхозах имени Ленина и «Россия». В кол хозах «Большевик» и «Красный бор» для этой категории выде лено только по одной квартире. Недооценка жилищного строи тельства руководителями хозяйств приводит к текучести, потере кадров. Проверкой установлено также, что оставшимся в произ водстве не предоставляются льго ты, предусмотренные советским законодательством, не выдержи вается время для освоения про фессией. При райисполкоме рабо тает комиссия по трудоустройст ву молодежи. Но, надо прямо сказать, работает плохо. Далеко не все из положенного для за крепления молодежи на селе сделал отдел кадров районного управления сельского хозяйства. В практике имели место случаи, когда руководители профессио нально-технических училищ без ведома комиссий по делам не совершеннолетних при райиспол коме принимали учащихся, не прошедших 8-летнего всеобуча. При определении судьбы выпуск ников восьмых классов по-преж- му между средними школами и профтехучилищами наблюдаются разногласия. Их нужно устранить с учетом общей пользы. Это за дача районо, комиссии райиспол кома, администраций школ и профтехучилищ. Райсовет депутатов трудящих ся принимает меры для улучше ния трудового воспитания и профориентации учащихся, для трудоустройства молодежи на селе. Только в 1972— 1974 годах на сессиях и заседаниях испол кома рассматривалось 6 вопро сов, направленных на решение этой проблемы. Например, воп рос «О приобщении учащихся к сельскохозяйственному труду в Дрязгинской, Поддубровской, Грачевской и Крутч.-Байгорской средних школах». На заседании исполкома утверждены меро приятия по выполнению поста новления Президиума Совета Министров РСФСР от 14 мая 1974 года «Об опыте работы ис полкомов местных Советов депу татов трудящихся Московской области по улучшению исполь зования трудовых ресурсов в об щественном производстве». Ру ководителям хозяйств, исполко мам сельских Советов было предложено разработать кон кретные мероприятия по закреп лению молодежи на селе. В установленный срок сделали это только исполкомы Завальского и Сторожевского сельсоветов. Нужно сделать все возможное, чтобы выпускники школ остава лись в колхозах и совхозах. В 1973— 1974 учебном году сель ские средние школы окончило 417 учащихся, из них в колхозы и совхозы пришли работать все го 50 выпускников. Такое поло жение не может сохраняться да лее. Хозяйствам нужен постоян ный приток молодых кадров. Только при этом условии могут быть решены задачи по дальней шему подъему сельскохозяйст венного производства. Многогранны и сложны задачи школы. Но стержнем всего, что мы делаем, является трудовое воспитание. Мы ориентируем наших воспи танников прежде всего на сель скохозяйственные профессии. В школе систематически проводят ся беседы и диспуты о значении труда, о трудовом долге каждо го советского гражданина, орга низуем встречи учеников с луч шими людьми совхоза «Комму нар». Но привычку к труду нель зя воспитать только методом словесного убеждения. Необхо димо активное привлечение уче ников к общественно-полезному труду. За ученической бригадой закреплено 8 гектаров земли. Совхоз выделил необходимую технику, дал семена. Вместе с учителями-биологами производственной практикой уча щихся руководит главный агро ном совхоза Б. К. Борзунов. За последние 3 года бригада полу чила доход в сумДе 14,5 тысячи рублей. Деньги использованы для приобретения учебных на глядных пособий. Учащиеся очень Задана у нас о б щ а я Из выступления предсе дателя исполкома Сторо жевского сельсовета Ф. Г. КАШИРСКИХ Вопрос подготовки кадров для колхоза «Великий Октябрь» и совхоза «Ударник», расположен ных на территории Совета, так же важен, как и для любого хо зяйства района. Ощущается не хватка в механизаторах, живот новодах. Некоторые колхозники и рабочие совхоза приближают ся к пенсионному возрасту. Что же предпринимается? Прежде всего, мы рассчитыва ем на пример передовиков про изводства. В школах Совета стали доброй традицией встречи уче ников с победителями социали стического соревнования. В гости к ребятам приходят орденоносец В. Ф . Тарльжов, депутат Верхов ного Совета РСФСР Т. Д. Ивано ва. Они рассказывают о делах колхоза, об улучшении условий труда и многом другом. Ежегодно школьники обраба тывают в колхозе 25 гектаров сахарной свеклы, приобретая не обходимые навьжи, дисциплини рованность. Часть учащихся ра ботает на току, помощниками комбайнеров. Учебно-опытная работа хорошо поставлена в Октябрьской, Дряз гинской, Никольской, В.-Мосолов- ской и Березняговской средних школах. Это привело к повыше нию качества знаний по биоло гии, усилению интереса учеников к сельскохозяйственному произ водству. В Октябрьской школе опытни чеством занимаются все учащие- лучили 30 центнеров свеклосе- мян, вырастили сорго, из кото рого изготовлено 3.000 веников. В настоящее время учащиеся занимаются дальнейшим обору дованием кабинетов. Комсомоль ские группы и пионерские отря ды участвуют в конкурсе на лучшее наглядное пособие для учебных кабинетов. Итоги общественно-полезного труда ежегодно подводятся на празднике урожая. Самым актив ным и добросовестным членам бригады присваивается звание «Ударник школьного труда». По этому поводу в школе издается приказ. Учителя стремятся к тому, что бы и стены школы звали учени ков к труду. Оформлен уголок на тему «Вступая в жизнь». Имеются комсомольский уголок и уголки боевой и трудовой сла вы. Главное направление в работе педагогического коллектива — выпускать юношей и девушек с широким кругозором , стремя щихся к личному участию в строительстве коммунизма. Правление колхоза помогает школе в приобретении спортин вентаря, проведении ремонта. Внимание к школе, ее воспи танникам приносит первые хоро шие результаты. В 1973— 1974 го ду в колаозе остались работать 15 выпускников. Некоторые с предприятий возвращаются в се ло обратно. Так, вернулся в кол хоз Михаил Навражных. Молодым механизаторам пре доставляются удобные квартиры. В этом году получил квартиру лучший шофер колхоза Влади мир Костерев. Но молодежи нужны не толь ко квартиры. Нужны, условия для культурного отдыха. А их нет. В колхозе никак не достроят клуб. А в клубе совхоза часто не бы вает света. На просьбы выделить 2.000 рублей для нового обору дования директор совхоза А. Т. Мерный отвечает категорическим отказом. В Сторожевской шкойе нет ка бинета машиноведения. Молодым механизаторам, шоферам ста раются дать старую технику. Это сказывается на заработке и под час влечет за собой уход моло дых людей в город. Закрепление молодежи в селе требует совместных усилий шко лы, исполкомов сельских Сове тов, руководителей хозяйств. Оно требует, конечно, и материаль ных затрат. Важно, чтобы эту истину усвоили по-настоящему товарищи Мерный и Панарин. ся, начиная с первого класса. 20 звеньев проводят опыты по учеб ной программе и по заданию на учно-исследовательских институ тов и хозяйств. Для получения достоверных данных опыты пов торяют в течение 3-х лет. Лучше стала работать учениче ская производственная бригада Никольской школы. Проводят опыты Из выступления заведующего районо Л. А. СУШКОВА В О Т Л И Ч Н Ы Х У С Л О В И Я Х Из выступления директора СИТУ № 8 В. И. МАТЫЦИНА Октябрьское профессионально- V техническое училище № 8 имеет все необходимое для подготовки высококвалифицированных кад ров. Оно занимает типовой комп лекс. Отлично, на уровне совре менных требований оборудованы кабинеты теоретического корпу са и мастерские. Есть автодром. За училищем закреплено 500 гектаров земли, из них 360 от ведены под пашню. В училище хороший спортив ный зал, красные уголки, своя киноустановка. Два раза в неде лю для учащихся демонстри руются кинофильмы. Действуют спортивные секции, кружки худо жественной самодеятельности. Одним словом, есть все для ин тересного и содержательного досуга. Условия для учебы и отдыха учащихся в дальнейшем будут улучшены. Начато строительство бытового корпуса со спортивным залом, актовым залом на 600 мест, типовой столовой. Это пу сковой объект. Он должен быть сдан в эксплуатацию в 1975 году. Улучшен качественный состав руководящих и инженерно-педа гогических кадров, повысился уровень их деловой и методиче ской квалификации. Из 19 препо давателей 18 имеют высшее об разование. Из 19 мастеров выс шее и среднее образование име ют 7. Проведена большая работа по выполнению плана набора уча щихся в текущем году. При зада нии 695 человек принято 800 че ловек. 440 из них учатся непо средственно в училище, осталь ные в филиалах Усманского, Гря- зинского и Добринского районов. Мы готовим кадры в основном для трех районов и по окончании учебы направляем своих выпуск ников в те хозяйства, откуда они присланы. В работе училища есть недо статки. Например, слишком мал перечень профессий, по которым мы готовим кадры. Необходимо готовить кадры для действующих и вновь строя щихся комплексов. Нужны операторы машинного дое ния, диагностики для работы на станциях технического обслужи вания. Нужны мелиораторы, электрогазосварщики. Очень ма ло кадров готовим для животно водства. Ежегодно мы объявляем прием для обучения именно этим профессиям. Но не можем набрать необходимого контин гента. И очевидно, что без вме шательства управления сельского хозяйства, помощи общественно сти училищу не справиться с зада чей подготовки кадров перспек тивных профессий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz