Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
ТОРОЙ год руковожу круж ком основы экономических знаний. Занимаются в нем ком сомольцы первичной организации ВЛКСМ совхоза «Коммунар». При утверждении у меня было нема ло сомнений. Сумею ли поста вить изучение на конкретную почву? Я учитель — сельскохо зяйственное производство знаю плохо. Сумею ли заинтересовать слушателей? Ведь каждый из них — добросовестный работник, знающий положение дел на сво ем участке, в совхозе. Не отка заться ли? Но учительская дисциплиниро ванность взяла верх над сомне ниями: раз поручение дано — нужно выполнять. А понять роль пропагандиста мне помогло По становление ЦК КПСС «Об улуч шении экономического образова ния трудящихся». Очень кстати прочитала в то время сборник статей Н. К. Крупской. Там я нашла слова, которые четко определяли мою главную задачу: «Надо труд осветить светом углубленных знаний, осмыслить его, поднять на высшую ступень». Много занятий осталось поза ди. Одни были удачными, другие вызывали неудовлетворенность Но все-таки теперь можно гово рить о некоторых положительных моментах. При разработке каждой темы использую цифры и факты эко номики хозяйства. Осведомлен ность слушателей помогает им быстро включиться в беседу, до полнять сказанное мною, приво дить свои примеры, задавать воп росы. Подчас я только направ ляю беседу, потому что слуша тели, уяснив теоретическое поло жение, сами находят все новые и новые аргументы в его пользу. Развитию активности помогают так называемые опережающие задания. Нам предстояло, напри мер, изучить тему «Значение НОТ». Предварительно слушатели получили задание подготовить предложения по улучшению ор ганизации труда на своем рабо чем месте, на своем производст венном участке. Ясно, что они сумеют найти неиспользованные резервы. Кроме того, им поруче но прикинуть во что обходятся совхозу недостатки в организации труда : неправильная расстановка рабочей силы, задержки с до ставкой кормов, различные про медления и т. д. Готовясь к занятию, я беседо вала с главным экономистом, секретарем партбюро, бригади рами производственных бригад Меня интересовало, что сделано по улучшению организации труда по сравнению с 1973 годом, ка кую выгоду получило от этого хозяйство, каковы перспективы НОТ. Побывала на разных у част ках производства вместе с сек ретарем комитета ВЛКСМ. Так что на занятие пришла во всеору жии конкретных наблюдений, авторитетного мнения работников совхоза, в том числе и самих ра бочих. Прибавьте к этому то, что еще скажут слушатели. Ведь они выполняют опережающее зада ние! Уверена, они внесут дельные предложения. Теперь стало заметно, что слу шателей не удовлетворяет пози ция сторонних наблюдателей, выполнение только личных зада ний, только личный успех. В ноябре на фермах обнару жились недостатки в содержании скота, нарушения трудовой дис- ЭКОМОМПЧЕСКАЯ УЧ ЕБА циплины отдельными скотниками. На занятии, когда речь шла о рентабельности, слушатели рас сказали об этих фактах. Они были возмущены и требовали наказания виновных. Досталось и тем руково дителям, которые мирились с та ким положением дел, не прини мали мер для пресечения бесхо зяйственности, нарушений трудо вой дисциплины. О фактах роста производитель ности труда на одном из занятий рассказал Иван Шустов (он занял четвертое место в соревновании комбайнеров на уборке нынеш него года). При этом особо под черкивал значение тщательной подготовки к выезду в поле. Его опыт обобщается комитетом ВЛКСМ с помощью специалистов и будет распространен среди ме ханизаторов хозяйства. К слову Ивана прислушиваются механиза торы, имеющие гораздо больший стаж работы. На занятиях мы не один раз говорили о личной ответственно сти работника, тем более слуша теля комсомольского кружка за положение дел в хозяйстве. И что будущее совхоза во многом зависит от того, какие кадры придут на смену старшим. Из этого разговора Иван вынес твердое убеждение, что и он должен помочь хозяйству в под готовке кадров механизаторов. Он уже подготовил на штурваль ного ученика местной школы Олега Макарова. В прошедшую жатву смело доверял ему ком байн. А на отчетно-выборном комсомольском собрании взял обязательство стать наставником еще одного ученика. Изучит с ним устройство комбайна, при в печет к ремонту. В жатву 1975 года его подшефный станет штур вальным. Одним словом, теперь можно говорить об интересе слушателей к проблемам курса, к занятиям и о некоторых практических ре зультатах. Однако недостатков у нас еще много, и мне, пропаган дисту, предстоит искать возмож ности для их устранения. Л. РЫБАЛКО, учительница Завальской средней школы. „С0ЮЗ“ — Какова основная цель по ездки в Хьюстон! — Подготовка к совместному космическому экспериментально му полету охватывает большой круг вопросов. На этот раз у нас основной упор был сделан на за нятия на тренажерах. Особенно тщательно нам пришлось отраба тывать каждый шаг при переходе из корабля в корабль в макете стыковочного модуля. Мы репе тировали в реальном масштабе времени весь процесс перехода. В космосе их будет совершено четыре. Ведь в кораблях будут работать смешанные экипажи. — Очевидно, во время трени ровок Вам приходилось общать ся с коллегами. Как с преодоле нием «языкового барьера»! — У нас проходили тренировки по радиообмену. Мы говорили на английском языке, наши парт неры — на русском. И мы впол не понимали друг друга. Никаких заминок не было. — Насколько насыщены были рабочие дни! — С утра, как правило, мы прослушивали несколько лекций. „АПОЛОН0: На тренажерах ежедневно зани мались по четыре часа. Далее — отработка полетной документа ции и радиообмена, занятия спортом. — Можно ли сейчас на Земле говорить о психологической сов местимости! — Говорят, чтобы хорошо узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Ну, а в общем- то вопрос этот достаточно серь езный. Пока на Земле у нас не возникает разногласий. Мне нра вятся американские астронавты. В них меня привлекают простота, деловитость, непринужденность в общении. — Были ли у Вас контакты, вы ходящие за пределы учебной программы! — Наши хозяева старались организовать наш отдых, развлечь нас. Мы бывали в семьях астро навтов, узнали об их увлечениях. Побывали в Вашингтоне, Сан-Ан тонио, Портленде, других горо дах. Вместе с Николаем Рукавиш никовым мы посетили выставку «ЭКчСПО-74» в Спокане. Тема ее — защита окружающей среды. Известно, что космонавты и астронавты выполняют в этом плане определенную работу. Мне пришлось выступить от имени объединенной группы космонав тов. Разумеется, на английском языке. Аплодировали. Значит, по няли. Мы путешествовали с Ру кавишниковым вдвоем, без со провождающих. Тем не менее не чувствовали себя потерянными. Люди узнавали нас, приветство вали, говорили о необходимости крепить дружбу русского и аме риканского народов. — Ваша самая памятная встре ча в Америке! — В Ванкувере. С волнением подлетали мы к этому городу. Ведь с ним связаны воспомина ния о Валерии Чкалове и членах его экипажа — Александре Беля кове, Георгии Байдукове, совер шивших беспосадочный перелет из Советского Союза через С е верный полюс в Америку в 1937 году. Мы имели - возможность убе диться, что в Америке помнят славный экипаж. Люди показыва ли нам пожелтевшие от времени газеты, фотографии летчиков. Нам довелось разговаривать с авиационным механиком, который осматривал русский самолет, охранял его, готовил к отправке в СССР . Он очень горд этой сво ей миссией. В будущем году Ванкувер бу дет отмечать 150-летие. Его жи тели . решили установить мону мент в честь перелета 1937 года. Создана инициативная группа, куда входит и мэр города. Нас с Николаем Рукавишниковым при гласили, чтобы посоветоваться в отношении места установки па мятника. Мы поднялись на возвышен ность. Этот холм одинаково хо рошо просматривался и из горо да, и с оживленной автомагист рали, и с железнодорожной ли нии. Все сошлись во мнении, что место удачное. (АПН). Ж Э ИЮЛЕ 1975 года состоится совместный со- встеко-американский полет космических ко раблей «Союз» — «Аполлон». Сейчас начался один из решающих этапов подготовки к этому полету — испытания летных образцов стыковочных агрегатов. Совместная рабочая группа советских и амери канских специалистов проверяет правильность 'изготовления и надежность агрегатов стыковки кораблей. На левом снимке: руководитель группы совет ских специалистов Владимир Сыромятников (слева) и руководитель группы американских специалистов Роберт Уайт обсуждают результа ты проводимых испытаний стыковочных агрега тов кораблей «Союз» — «Аполлон». На среднем снимке: зал, где проходит контрольная предпо летная стыковка агрегатов кораблей «Союз» — «Аполлон». На правом снимке: американские контролеры качества фирмы «Роквелл Интерней- шенэл» Кен Лаи и Эд Кииделбергер наблюдают за ходом предполетной стыковки агрегатов. Фотохроника ТАСС . ОТ ЗНАНИЙ К УБЕЖДЕНИЮ совместыне тренировки Восемь месяцев осталось до совместного экспериментального полета советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Участники подготовки этого эксперимента хорошо освоили трансатлантическую воздушную магистраль. Один за дру гим следуют взаимные визиты, встречи, совместные испытания. Группа советских космонавтов, возглавляемая руководителем подготовки советских космонавтов генерал-майором авиации Вла димиром Шаталовым, вернулась из Соединенных Штатов Америки, где члены всех советских экипажей, готовящихся к эксперименталь ному полету, проходили совместную подготовку в Центре пилоти руемых полетов в Хьюстоне. В ее составе был и командир второго советского экипажа Герой Советского Союза Анатолий Филиппенко. Пять лет назад во время группового полета трех пилотируемых кораблей он бы командиром корабля «Союз-7». Корреспондент АПН Рена Кузнецова попросила летчика-космонавта СССР Анатолия Филипченко ответить на не сколько вопросов. ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ ВЕТЕРАНОВ 42 года проработал на пред приятиях пищевой промышленно сти Иван Петрович Сидоренко. А несколько дней назад коллектив махорочного цеха проводил его па заслуженный отдых. Сказали теплые слова, пожелали доброго здоровья. Как раз к собранию редколлегия приурочила выпуск очередного номера стенной газе ты. Одна заметка рассказывала об Иване Петровиче. Комсомоль цы тоже нс обошли вниманием ветерана — выпустили специаль ный номер «Комсомольского про жектора». К проводам завком и администрация выделили на по дарок 100 рублей. Предварительно сделали свое образный обзор трудовой дея тельности слесаря-регулировщика. Каждый на комбинате из личного опыта знает, что Сидоренко ра ботал добросовестно. А вот как раньше дело было? Чтобы отве тить на вопрос, никого не рас спрашивали. Потому что в отделе кадров имелся документ, на объективность которого вполне можно положиться. Это трудовая книжка ветерана. Сухие записи в графе «Сведения о награждениях и поощрениях» убеждали: Сидо ренко достоин самых теплых, по четных проводов, достоин благо дарности за многолетний безу пречный труд. 16-летней девушкой пришла на комбинат, тогда махорочную фаб рику, Зинаида Михайловна Ма карова. С той поры минуло 27 лет. Была разнорабочей, работни цей склада. Теперь кладовщик. Бережно хранит топливо и горю чее. Рациональное, по норме рас ходование бензина — ее постоян ная забота. Уголь привезут — всю осыпь лопаткой подберет. Если самой не управиться — настоит, чтобы дали помощников. Уголь, предназначенный для ра бочих, тоже сначала на ее склад попадает. Отпускают его по вы ходным дням. Дело хлопотное: все спешат, машины нельзя за держивать. Но п в таких случаях Макарова сохраняет выдержку, приветливость. Спешка не мешает ей отпустить каждому ровно столько, сколько положено. Ком мунисты избрали ее членом парт бюро. Как уже говорилось, Макарова много лет трудится на комбинате. Записи о переводе с должности па должность уместились на не полной странице трудовой книж ки. А вкладыш есть, и скоро по надобится другой: покуда будет записывать разного рода поощре ния. Пока таковых сорок. С 1945 года работает на пред приятии машинистка махорочно резательных машин Мария Пет ровна Дурова. 45 записей в ее книжке. Вот некоторые из них. «В связи с пятидесятилетием основания фабрики награждена похвальным листом «Отличник соревнования Министерства пи щевой промышленности СССР». Т у т же запись о премии. Сдела ны обе в сентябре 1951 года. Апрель 1971 года — «Присвоено звание ударницы коммунистиче ского труда». 11 еще одна — «За несена в Книгу почета». За каждой строкой — добро- >совестный ударный труд, с посто янным и значительным перевы полнением норм выработки, и внимание тех, кто организует ра боту н ооревцдрание на пред приятии. Если внимательно просмотреть трудовые книжки Александра Андреевича Рязанцева или Ивана Степановича Дуванена, то уви дишь: давно положен нм заслу женный отдых, но работают. Правда, Дуванов говорит, что с Нового года все-такн уйдет на пенсию. I I хотя почти все шоферы комбината на хорошем счету, ру ководителям жаль отпускать его: уж очень надежен, самый надеж ный. Более 30 лет работает он на комбинате. Перерыв был связан с участием в Великой Отечест венной войне. 37 записей в его трудовой книжке. I I каждая фик сирует его успехи в труде и со ревновании. Счастливы люди, которые име ют такие трудовые книжки, как наши ветераны. I I. ПРИБЫ ТКОВА , инженер по кадрам табачно- махорочного комбината.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz