Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Зюбина и Н. А. Белявцева из городской первой, Т. М. Шуле­ пина и Е. Е. Чикунова из Сторо- жевской средней школы. И все-таки в работе классных руководителей немало недостат­ ков Например, установлено, что они затрачивают на различные формы словесного воспита­ ния гораздо больше вре­ мени, чем на организацию деятельности школьников. И нуж­ но еще добиться, чтобы каждый из них стал другом семьи, на­ дежным советчиком, а не вест­ ником проказ и бед школьников Есть и другой недостаток. В некоторых школах низок уровень дисциплинированности учащихся Отдельные ученики плохо учат­ ся, под разными предлогами уклоняются от участия в обще­ ственном труде, самообслужива­ нии, грубят взрослым, скверно­ словят. Известны случаи курения, употребления спиртных напит­ ков. Подобные факты имеют место в Дрязгинской и Грачевской средних школах. Здесь упускают возможности для воспитания со­ знательной дисциплины учащих­ ся, заложенные в «Правилах для учащихся». Руководители школ не добиваются единства педаго­ гических требований, слабо ис­ пользуют возможности пионер­ ской и комсомольской организа­ ций, органов ученического само­ управления. Те же недостатки есть и в дру­ гих школах. «Правила для уча­ щихся» не увязываются с новой системой оценки поведения школьников, допускается либера­ лизм в выставлении оценок «при­ мерное» и «удовлетворительное». Подчас первая из них выставля­ ется подавляющему большинству учеников. Важнейшим условием и средст­ вом воспитания сознательной дисциплины является установле­ ние правильных взаимоотноше­ ний педагогов и воспитанников. Норма определена еще Мака­ ренко. Она заключается в соче­ тании высоких моральных требо­ ваний и товарищеского уваже­ ния к воспитанникам. Чтобы сознательная дисципли­ на привилась каждому ученику, нужно прежде всего обеспечить четкую организацию всей учеб­ но-воспитательной работы на ос­ нове строгого соблюдения Уста­ ва средней общеобразовательной школы. Нужна систематическая пропаганда «Правил для учащих­ ся»: предъявление школьникам единых педагогических требова­ ний по выполнению правил. И, конечно, нельзя забыть о кро­ потливой индивидуальной работе со школьниками, имеющими от­ клонения от норм поведения, низкую успеваемость. Заслуживает подражания опыт Завапьской, Октябрьской сред­ них, Сторожевско - Хуторской, Кривской, Никольско - Высель- ской и Пашковской 8-летних школ по эстетическому воспита­ нию. культуре поведения. В них не увидишь пионера без галсту­ ка, с неряшливой прической. К со­ жалению, нельзя того же сказать о городской № 3, Дрязгинской средних и Пушкарской 8-летней школах. Задачи школы по воспитанию и обучению подрастающего по­ коления определены постановле­ ниями партии и правительства, рекомендациями, содержащими­ ся в речи Л. И. Брежнева на XV II съезде ВЛКСМ. Выполняя их в полном объеме, школы выпол­ нят свое высокое назначение: их нынешние воспитанники станут людьми с широким общеобразо­ вательным и политическим кру­ гозором, твердыми моральными убеждениями, глубокой граждан­ ской сознательностью. З А Б О Т А О ДОСТОЙНОЙ СМЕНЕ Л. П. ГЛОТОВА, организатор внеклассной работы Завальской средней школы Постановление ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению ус­ ловии работы сельской общеоб­ разовательной школы» было вос­ принято нами, как призыв к дей­ ствию. Директор школы Т. Ф . Кустова сумела убедить нас всех в необ­ ходимости перехода на кабинет­ ную систему, хотя трудности были совершенно очевидными. Ведь 17 классов - комплектов размещались всего в 10 комна­ тах, отсутствовали какие-либо подсобные помещения, кабинеты и лаборантские при строительст­ ве здания даже не проектирова­ лись. Мы тщательно продумали сое­ динение кабинетов по предме­ там и распределение их по ком­ натам. Каждый учитель ревност­ но заботится о пополнении сво­ его кабинета приборами, нагляд­ ными пособиями, дидактически­ ми материалами. Через комитет комсомола к выполнению всех работ привлекли учащихся. Пусть учатся своими руками создавать необходимое Учащиеся оформи­ ли 100 альбомов, изготовили стенды, сделали все планшеты, кафедры с откидными крышка­ ми. В них теперь храним посо­ бия, грамзаписи, диафильмы. Мы считаем, что участие в обо­ рудовании кабинетов развило у учащихся чувство коллективиз­ ма, заботу о сохранности социа­ листического имущества, интерес к успеху общего дела. Вместе с тем кабинетная система дала возможность улучшить обучение и нравственное воспитание уча­ щихся. В школе создано 3 отряда де­ вочек, которые обеспечивают нормальную работу столовой. Это дает им определенные на­ выки в организации обществен­ ного питания, в какой-то мере может подготовить их для рабо­ ты в сфере обслуживания. Школа поддерживает связи с вузами, техникумами, в том чис­ ле с усманским совхозом-техни­ кумом и педучилищем. Их пред­ ставители регулярно бывают в школе, рассказывают о профес­ сиях своего профиля. Учащиеся становятся слушателями заочных подготовительных курсов. Целям профориентации нередко служат олимпиады, предметные недели. Укрепляются связи с совхозом «Коммунар». Учащиеся привле­ каются к выполнению различных сельскохозяйственных работ. В текущем году ребята в порядке шефской помощи вырастили 7 гектаров маточной свеклы, 20 — кормовой свеклы, проведена ви­ довая прополка зерновых на площади 260 гектаров 8 старше­ классников были штурвальными, девочки обеспечили бесперебой­ ную работу тока. В общей слож­ ности на счету учеников 9.000 вы­ ходов на работу. Вопросы профориентации вы­ носятся на обсуждение партий­ ных собраний, сессий местного Совета, родительских собраний. Но нельзя еще сказать, что в этом отношении использованы все возможности. Многое еще предстоит сделать для того, что­ бы учащиеся сознательно подхо­ дили к выбору профессий. ПОМОГАЕМ УЧИТЕЛЯМ И. И. УВАРОВ, председатель совета содействия У школы и семьи — единая за­ дача: воспитание детей. Школе принадлежит организующее, на­ правляющее начало. А мы, роди­ тели, должны всемерно помогать учителям в таком важном деле. Это в какой-то мере удается ро­ дительскому комитету Октябрь­ ской средней школы и местному совету содействия семье и школе. Под нашим контролем находят­ ся и трудные дети, н трудные родители. Если ребенок отстает в учебе, нарушает дисциплину, члены комитета ставят в извест­ ность об этом отца и мать. В школе проводятся классные родительские собрания. Родите­ лям показывают тетради учащих­ ся, их контрольные работы, чи­ тательские дневники. Обсуждает­ ся текущая успеваемость. Члены родительского комитета помогают учителям создать на таких соб­ раниях обстановку доверия, об­ щей заинтересованности. По просьбе комитета или по решению совета содействия не­ которых родителей вызывают на заседания административных ко­ миссий при отделениях опытной станции. Отчет родителя на такой комиссии за свое недостойное по­ ведение в семье или строгай спрос с него за поведение сына или дочери, как правило, дает положительные результаты. Совет содействия занимается вопросами всеобуча, распростра­ нения педагогических знаний среди населения, предупреждения безнадзорности детей. среди родителей. Читаем лекции, проводим индивидуальные бесе­ ды. Открываем глаза на мир на­ шим ученикам. Спасибо за то, что воспитали пас воинствующи­ ми атеистами». Эти девушки несколько лет по­ дсекали атеистический кружок и училище и, как видим, получили атеистическую закалку. Воеино - патриотическое вос­ питание учащихся осуществляет­ ся на уроках истории, литерату­ ры, истории искусства, музыки, пения. Но еще в большей степе­ ни достигается это на внеклас­ сных мероприятиях. Энтузиастом важного дела является препода­ ватель военной подготовки А. А. Сиротин. Он отлично оборудовал кабинет. Здесь часто услышишь беседы о героизме советских людей на фронтах, о полководцах. В каби­ нет приходят не только учащие­ ся, но и классные руководители. Последние пользуются материа­ лами кабинета для проведения мероприятий в своих группах. Практикуются совместные посе­ щения кинотеатра на фильмы об Отечественной войне, обсуждение этих фильмов. Сейчас весь коллектив педучи­ лища готовится к 30-летпю По­ беды над фашистской Германией. Одна из бесед этой недели посвя­ щена выдающемуся советскому полководцу Г. К. Жукову. Наш педагогический коллектив воспитывает совершенно особый контингент молодежи. Ведь каж­ дый из них по выпуску из учили­ ща станет учителем. Это должны быть люди с широким общеобра­ зовательным кругозором, добрым сердцем. Они должны любить де­ тей и быть патриотами. Сделать их такими нам помогают разно­ образные внеурочные мероприя­ тия, о которых я рассказала. В ПРОЦЕСЕ ОБЕУНЯЧИ А. Н. ГЛОТОВА, завуч средней школы № 1 Более 800 учеников обучается в нашей школе. Нелегко привить им лучшие моральные качества. Не легко, но возможно. И мы это делаем в первую очередь в процессе обучения. Уроки литературы, русского языка, истории, обществоведения, да и по другим предметам дают хорошую основу для воспитания личности, для воспитания чувств. Так, учитель-словесник не толь­ ко передает ученикам определен­ ную сумму знаний, но и раскры­ вает отраженный в литературе закономерный процесс движения человечества к коммунизму, со­ действует эмоционально - эстети­ ческому восприятию художест­ венного слова, связывает изуче­ ние фактов искусства с породив­ шими их фактами жизни, форми­ рует художественный вкус и ха­ рактер учащегося. Литература неотступно ставит перед читателем вообще, и юным читателем в частности, назрев­ шие проблемы современности, призывая его к личному участию в разрешении их. Изучение рассказа М. Горького «Старуха Изерпиль» становится диспутом на тему «В чем смысл жизни чело-века?» Учащимся от­ крываются такие нравственные категории, как гордость, стыд, долг, честь, великодушие, стрем­ ление к подвигу. Они осуждают эгоизм, уход в личную жизнь, утрату общественных интересов. Воспитание любви к Родине, гордости за ее успехи осуществ­ ляется на всех уроках. Такая за­ дача ставится учителями наряду с задачами обучения. Например, в 10 классе на уроке химии — учительница Н. А. Белявцева — тема «Каучук» стала поводом для разговора о приоритете на­ шей страны, нашей научно-инже­ нерной мысли во многих отрас­ лях науки и техники. То же самое происходит при изучении темы «Производство стали». Тем более, что урок стро­ ится на местном материале. Речь идет о Нов-олипецком металлур­ гическом заводе, стане «2000», об участии уеманскнх комсомольцев в сооружении гиганта. Эти примеры, а их можно при­ водить без конца, показывают: все учителя объединяют обуче­ ние и воспитание в единый про­ цесс. Выпускница школы Наташа Рыжкова в сочинении «Есть у революции начало, нет- у револю­ ции конца» написала: «...чтоб если мечта, — то зовущая в дело, ...чтоб если бороться — себя не жалея! ...Мы делом — рабочие, сердцем — поэты. Нам дарят дороги свои километры. Мы теплых местечек искать не умеем. Вы нас не ищите, — мы там; где труднее». Вот он, моральный облик со­ временного молодого человека. И задача учителя заключается в том, чтобы то же—пусть не сти­ хами — мог сказать и почувство­ вать каждый ученик. Н Е Л Ь З Я Б Ы Т Ь Р А В Н О Д У Ш Н Ы М К. П. САПРОНОВА, старший инспектор детской комнаты Усманского РОВД Подросток бросил школу, со­ вершил правонарушение. Ученик пропускает уроки, вечера прово­ дит на улице. Мальчик хулиганит. Родители забросили воспитание сына или дочери. Вот с какими фактами приходится встречаться инспектору детской комнаты ми­ лиции. Он работает в тесном контакте со школами, обществен­ ностью, административными ор­ ганами, комсомольскими органи­ зациями. Иначе не добиться ему положительных результатов. Сейчас мы можем говорить о некоторых улучшениях в профи­ лактической работе. Совместно с комиссией по делам несовер­ шеннолетних при райисполкоме проводим рейды, выездные засе- седания комиссии. Проводятся родительские собрания, семина­ ры членов административных ко­ миссий и работников детских комнат, действующих на общест­ венных началах. Вопросы воспитательной рабо­ ты, имеющей целью предупреж­ дение безнадзорности и преступ­ ности среди несовершеннолетних, обсуждаются на совещаниях ак­ тива и пленумах райкома ВЛКСМ, сессиях местных Советов депута­ тов трудящихся. Систематически ведется инди­ видуальная работа С подростка­ ми, ранее совершившими право­ нарушения. Над ними организо­ вано шефство. Повышение уров­ ня шефства позволило снять с •учета часть подростков, состоя­ щих на учете в детской комнате. И в летний период «трудные» дети не остаются безнадзорны­ ми. Их направляют в пионерские лагеря, на оздоровительные пло­ щадки. Но еще большие резуль­ таты достигаются вовлечением таких ребят в ученические про­ изводственные бригады, в строи­ тельные отряды. Перевоспитание подростка под­ час приходится начинать с пере­ воспитания его родителей, Сей­ час неблагополучными числятся 115 семей. Отдельные родители за плохое воспитание детей не­ сут наказание в административ­ ном порядке. Однако и такие меры не всегда исправляют ро­ дителей, да и детей. Продолжает беспокоить та­ кой факт: неуспевающих и не­ дисциплинированных учащихся стремятся перевести в другие школы, в частности, в школу ра­ бочей молодежи. К чему приво­ дит подобное отношение, изве­ стно. Вот пример. Шестиклассника Владимира Мыэникова из средней школы № 3 перевели в школу-интернат. И теперь уже второй год он ни­ где не учится. Не получив 8«лет- него образования, ушли из треть ей школы Валерий Рощевкин и Юрий Танерыкин. Отсюда выте­ кает незанятость подростков, исключение их из сферы воспи­ тательного процесса. Думается, вполне назрела не­ обходимость повысить ответст­ венность школ за перевоспита­ ние педагогически запущенных учащихся. В каждой школе их буквально единицы. И нужно не­ устанно искать методы положи­ тельного воздействия на них, а не избавляться от «неподдаю- щихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz