Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
Зюбина и Н. А. Белявцева из городской первой, Т. М. Шуле пина и Е. Е. Чикунова из Сторо- жевской средней школы. И все-таки в работе классных руководителей немало недостат ков Например, установлено, что они затрачивают на различные формы словесного воспита ния гораздо больше вре мени, чем на организацию деятельности школьников. И нуж но еще добиться, чтобы каждый из них стал другом семьи, на дежным советчиком, а не вест ником проказ и бед школьников Есть и другой недостаток. В некоторых школах низок уровень дисциплинированности учащихся Отдельные ученики плохо учат ся, под разными предлогами уклоняются от участия в обще ственном труде, самообслужива нии, грубят взрослым, скверно словят. Известны случаи курения, употребления спиртных напит ков. Подобные факты имеют место в Дрязгинской и Грачевской средних школах. Здесь упускают возможности для воспитания со знательной дисциплины учащих ся, заложенные в «Правилах для учащихся». Руководители школ не добиваются единства педаго гических требований, слабо ис пользуют возможности пионер ской и комсомольской организа ций, органов ученического само управления. Те же недостатки есть и в дру гих школах. «Правила для уча щихся» не увязываются с новой системой оценки поведения школьников, допускается либера лизм в выставлении оценок «при мерное» и «удовлетворительное». Подчас первая из них выставля ется подавляющему большинству учеников. Важнейшим условием и средст вом воспитания сознательной дисциплины является установле ние правильных взаимоотноше ний педагогов и воспитанников. Норма определена еще Мака ренко. Она заключается в соче тании высоких моральных требо ваний и товарищеского уваже ния к воспитанникам. Чтобы сознательная дисципли на привилась каждому ученику, нужно прежде всего обеспечить четкую организацию всей учеб но-воспитательной работы на ос нове строгого соблюдения Уста ва средней общеобразовательной школы. Нужна систематическая пропаганда «Правил для учащих ся»: предъявление школьникам единых педагогических требова ний по выполнению правил. И, конечно, нельзя забыть о кро потливой индивидуальной работе со школьниками, имеющими от клонения от норм поведения, низкую успеваемость. Заслуживает подражания опыт Завапьской, Октябрьской сред них, Сторожевско - Хуторской, Кривской, Никольско - Высель- ской и Пашковской 8-летних школ по эстетическому воспита нию. культуре поведения. В них не увидишь пионера без галсту ка, с неряшливой прической. К со жалению, нельзя того же сказать о городской № 3, Дрязгинской средних и Пушкарской 8-летней школах. Задачи школы по воспитанию и обучению подрастающего по коления определены постановле ниями партии и правительства, рекомендациями, содержащими ся в речи Л. И. Брежнева на XV II съезде ВЛКСМ. Выполняя их в полном объеме, школы выпол нят свое высокое назначение: их нынешние воспитанники станут людьми с широким общеобразо вательным и политическим кру гозором, твердыми моральными убеждениями, глубокой граждан ской сознательностью. З А Б О Т А О ДОСТОЙНОЙ СМЕНЕ Л. П. ГЛОТОВА, организатор внеклассной работы Завальской средней школы Постановление ЦК КПСС и Со вета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению ус ловии работы сельской общеоб разовательной школы» было вос принято нами, как призыв к дей ствию. Директор школы Т. Ф . Кустова сумела убедить нас всех в необ ходимости перехода на кабинет ную систему, хотя трудности были совершенно очевидными. Ведь 17 классов - комплектов размещались всего в 10 комна тах, отсутствовали какие-либо подсобные помещения, кабинеты и лаборантские при строительст ве здания даже не проектирова лись. Мы тщательно продумали сое динение кабинетов по предме там и распределение их по ком натам. Каждый учитель ревност но заботится о пополнении сво его кабинета приборами, нагляд ными пособиями, дидактически ми материалами. Через комитет комсомола к выполнению всех работ привлекли учащихся. Пусть учатся своими руками создавать необходимое Учащиеся оформи ли 100 альбомов, изготовили стенды, сделали все планшеты, кафедры с откидными крышка ми. В них теперь храним посо бия, грамзаписи, диафильмы. Мы считаем, что участие в обо рудовании кабинетов развило у учащихся чувство коллективиз ма, заботу о сохранности социа листического имущества, интерес к успеху общего дела. Вместе с тем кабинетная система дала возможность улучшить обучение и нравственное воспитание уча щихся. В школе создано 3 отряда де вочек, которые обеспечивают нормальную работу столовой. Это дает им определенные на выки в организации обществен ного питания, в какой-то мере может подготовить их для рабо ты в сфере обслуживания. Школа поддерживает связи с вузами, техникумами, в том чис ле с усманским совхозом-техни кумом и педучилищем. Их пред ставители регулярно бывают в школе, рассказывают о профес сиях своего профиля. Учащиеся становятся слушателями заочных подготовительных курсов. Целям профориентации нередко служат олимпиады, предметные недели. Укрепляются связи с совхозом «Коммунар». Учащиеся привле каются к выполнению различных сельскохозяйственных работ. В текущем году ребята в порядке шефской помощи вырастили 7 гектаров маточной свеклы, 20 — кормовой свеклы, проведена ви довая прополка зерновых на площади 260 гектаров 8 старше классников были штурвальными, девочки обеспечили бесперебой ную работу тока. В общей слож ности на счету учеников 9.000 вы ходов на работу. Вопросы профориентации вы носятся на обсуждение партий ных собраний, сессий местного Совета, родительских собраний. Но нельзя еще сказать, что в этом отношении использованы все возможности. Многое еще предстоит сделать для того, что бы учащиеся сознательно подхо дили к выбору профессий. ПОМОГАЕМ УЧИТЕЛЯМ И. И. УВАРОВ, председатель совета содействия У школы и семьи — единая за дача: воспитание детей. Школе принадлежит организующее, на правляющее начало. А мы, роди тели, должны всемерно помогать учителям в таком важном деле. Это в какой-то мере удается ро дительскому комитету Октябрь ской средней школы и местному совету содействия семье и школе. Под нашим контролем находят ся и трудные дети, н трудные родители. Если ребенок отстает в учебе, нарушает дисциплину, члены комитета ставят в извест ность об этом отца и мать. В школе проводятся классные родительские собрания. Родите лям показывают тетради учащих ся, их контрольные работы, чи тательские дневники. Обсуждает ся текущая успеваемость. Члены родительского комитета помогают учителям создать на таких соб раниях обстановку доверия, об щей заинтересованности. По просьбе комитета или по решению совета содействия не которых родителей вызывают на заседания административных ко миссий при отделениях опытной станции. Отчет родителя на такой комиссии за свое недостойное по ведение в семье или строгай спрос с него за поведение сына или дочери, как правило, дает положительные результаты. Совет содействия занимается вопросами всеобуча, распростра нения педагогических знаний среди населения, предупреждения безнадзорности детей. среди родителей. Читаем лекции, проводим индивидуальные бесе ды. Открываем глаза на мир на шим ученикам. Спасибо за то, что воспитали пас воинствующи ми атеистами». Эти девушки несколько лет по дсекали атеистический кружок и училище и, как видим, получили атеистическую закалку. Воеино - патриотическое вос питание учащихся осуществляет ся на уроках истории, литерату ры, истории искусства, музыки, пения. Но еще в большей степе ни достигается это на внеклас сных мероприятиях. Энтузиастом важного дела является препода ватель военной подготовки А. А. Сиротин. Он отлично оборудовал кабинет. Здесь часто услышишь беседы о героизме советских людей на фронтах, о полководцах. В каби нет приходят не только учащие ся, но и классные руководители. Последние пользуются материа лами кабинета для проведения мероприятий в своих группах. Практикуются совместные посе щения кинотеатра на фильмы об Отечественной войне, обсуждение этих фильмов. Сейчас весь коллектив педучи лища готовится к 30-летпю По беды над фашистской Германией. Одна из бесед этой недели посвя щена выдающемуся советскому полководцу Г. К. Жукову. Наш педагогический коллектив воспитывает совершенно особый контингент молодежи. Ведь каж дый из них по выпуску из учили ща станет учителем. Это должны быть люди с широким общеобра зовательным кругозором, добрым сердцем. Они должны любить де тей и быть патриотами. Сделать их такими нам помогают разно образные внеурочные мероприя тия, о которых я рассказала. В ПРОЦЕСЕ ОБЕУНЯЧИ А. Н. ГЛОТОВА, завуч средней школы № 1 Более 800 учеников обучается в нашей школе. Нелегко привить им лучшие моральные качества. Не легко, но возможно. И мы это делаем в первую очередь в процессе обучения. Уроки литературы, русского языка, истории, обществоведения, да и по другим предметам дают хорошую основу для воспитания личности, для воспитания чувств. Так, учитель-словесник не толь ко передает ученикам определен ную сумму знаний, но и раскры вает отраженный в литературе закономерный процесс движения человечества к коммунизму, со действует эмоционально - эстети ческому восприятию художест венного слова, связывает изуче ние фактов искусства с породив шими их фактами жизни, форми рует художественный вкус и ха рактер учащегося. Литература неотступно ставит перед читателем вообще, и юным читателем в частности, назрев шие проблемы современности, призывая его к личному участию в разрешении их. Изучение рассказа М. Горького «Старуха Изерпиль» становится диспутом на тему «В чем смысл жизни чело-века?» Учащимся от крываются такие нравственные категории, как гордость, стыд, долг, честь, великодушие, стрем ление к подвигу. Они осуждают эгоизм, уход в личную жизнь, утрату общественных интересов. Воспитание любви к Родине, гордости за ее успехи осуществ ляется на всех уроках. Такая за дача ставится учителями наряду с задачами обучения. Например, в 10 классе на уроке химии — учительница Н. А. Белявцева — тема «Каучук» стала поводом для разговора о приоритете на шей страны, нашей научно-инже нерной мысли во многих отрас лях науки и техники. То же самое происходит при изучении темы «Производство стали». Тем более, что урок стро ится на местном материале. Речь идет о Нов-олипецком металлур гическом заводе, стане «2000», об участии уеманскнх комсомольцев в сооружении гиганта. Эти примеры, а их можно при водить без конца, показывают: все учителя объединяют обуче ние и воспитание в единый про цесс. Выпускница школы Наташа Рыжкова в сочинении «Есть у революции начало, нет- у револю ции конца» написала: «...чтоб если мечта, — то зовущая в дело, ...чтоб если бороться — себя не жалея! ...Мы делом — рабочие, сердцем — поэты. Нам дарят дороги свои километры. Мы теплых местечек искать не умеем. Вы нас не ищите, — мы там; где труднее». Вот он, моральный облик со временного молодого человека. И задача учителя заключается в том, чтобы то же—пусть не сти хами — мог сказать и почувство вать каждый ученик. Н Е Л Ь З Я Б Ы Т Ь Р А В Н О Д У Ш Н Ы М К. П. САПРОНОВА, старший инспектор детской комнаты Усманского РОВД Подросток бросил школу, со вершил правонарушение. Ученик пропускает уроки, вечера прово дит на улице. Мальчик хулиганит. Родители забросили воспитание сына или дочери. Вот с какими фактами приходится встречаться инспектору детской комнаты ми лиции. Он работает в тесном контакте со школами, обществен ностью, административными ор ганами, комсомольскими органи зациями. Иначе не добиться ему положительных результатов. Сейчас мы можем говорить о некоторых улучшениях в профи лактической работе. Совместно с комиссией по делам несовер шеннолетних при райисполкоме проводим рейды, выездные засе- седания комиссии. Проводятся родительские собрания, семина ры членов административных ко миссий и работников детских комнат, действующих на общест венных началах. Вопросы воспитательной рабо ты, имеющей целью предупреж дение безнадзорности и преступ ности среди несовершеннолетних, обсуждаются на совещаниях ак тива и пленумах райкома ВЛКСМ, сессиях местных Советов депута тов трудящихся. Систематически ведется инди видуальная работа С подростка ми, ранее совершившими право нарушения. Над ними организо вано шефство. Повышение уров ня шефства позволило снять с •учета часть подростков, состоя щих на учете в детской комнате. И в летний период «трудные» дети не остаются безнадзорны ми. Их направляют в пионерские лагеря, на оздоровительные пло щадки. Но еще большие резуль таты достигаются вовлечением таких ребят в ученические про изводственные бригады, в строи тельные отряды. Перевоспитание подростка под час приходится начинать с пере воспитания его родителей, Сей час неблагополучными числятся 115 семей. Отдельные родители за плохое воспитание детей не сут наказание в административ ном порядке. Однако и такие меры не всегда исправляют ро дителей, да и детей. Продолжает беспокоить та кой факт: неуспевающих и не дисциплинированных учащихся стремятся перевести в другие школы, в частности, в школу ра бочей молодежи. К чему приво дит подобное отношение, изве стно. Вот пример. Шестиклассника Владимира Мыэникова из средней школы № 3 перевели в школу-интернат. И теперь уже второй год он ни где не учится. Не получив 8«лет- него образования, ушли из треть ей школы Валерий Рощевкин и Юрий Танерыкин. Отсюда выте кает незанятость подростков, исключение их из сферы воспи тательного процесса. Думается, вполне назрела не обходимость повысить ответст венность школ за перевоспита ние педагогически запущенных учащихся. В каждой школе их буквально единицы. И нужно не устанно искать методы положи тельного воздействия на них, а не избавляться от «неподдаю- щихся».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz