Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
«Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения совре менной молодежи было воспитанием в ней коммунистической мора ли». Этими словами В. И. Ленина определяется главное направле ние в подготовке подрастающего поколения к жизни и труду . Школы района, средние учебные заведения много сделали для выполнения ленинского завета. Они воспитывают учащихся на рево люционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Ове янные романтикой Ленинские зачеты стали действенным средством привития молодежи твердых моральных убеждений, верности делу отцов. Маршруты Всесоюзного марша «Всегда готов» сделали жизнь пионерских дружин интересной и содержательной, приобщи ли школьников ко многим полезным для общества делам. Военно- патриотическому воспитанию молодежи способствуют мероприятия, посвященные 30-летию Победы над фашистской Германией. Об этом шла речь на районной конференции по коммунистиче скому воспитанию молодежи. Делясь опытом, ее участники говори ли н о недостатках, наметили пути их устранения. Об успехах и недостатках в важном деле и пойдет разговор на развороте сегодняшнего номера. ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ А. М. ЛУНКИН, директор Девицкой средней школы Девицкая средняя школа имеет некоторые успехи в нравствен ном воспитании учащихся. Вот несколько подтверждающих фак тов. Количество учеников, обучаю щихся только на «четыре» и «пять», увеличилось по сравнению с 1971 годом на 70 человек. У нас нет учащихся, состоящих на учете в детской комнате милиции. Резко сократилось число грубых нарушений «Правил для учащих ся». Неплохо работала на полях колхоза «1 Мая» ученическая производственная бригада. За метно растет общественная ак тивность пионеров и комсомоль цев. Положительные результаты до стигнуты совместными усилиями школы, семьи и общественности. По нашему мнению, особенно эффективны в этом смысле встречи детей с участниками Ве ликой Отечественной войны и пе редовиками социалистического соревнования. В школе выступа ют бывшие фронтовики Ф. Н. Т а таринов и Т. А. Соловьев, вете раны колхозного производства Е . И. Пахомов и О. Д. Соболе ва. Их рассказы, беседы остав ляют у детей сильное впечатле ние, учат их осознавать свой долг. Вот уже два года школа и кол хоз проводят совместные комму нистические субботники, посвя щенные Дню рождения В. И. Ленина. Детям выделяется по сильный участок работы, но явно полезный и нужный. Например, нм поручалось озеленить терри торию детских яслей, собирать металлолом, убрать территорию ферм. Совместная работа со взрослы ми помогает включить детей в систему трудовых и обществен ных отношений, в сферу произ водственных интересов колхозни ков. Подготовка школы к новому учебному году у нас давно пере стала быть делом только дирек тора и исполкома сельсовета. В ремонте участвуют учителя, ро дители и, конечно, ученики. На до ли говорить о том, какой нравственный урок получают де ти, работая рука об руку с учи телями! Выполняя постановления пар тии и правительства о школе, учителя более продуманно стали относиться к детям, имеющим некоторые отклонения от норм поведения. В этом нам впервые стала помогать парторганизация Девицкого сельсовета. Коммуни сты взяли шефство над трудны ми детьми. Нашим неизменным помощни ком был и остается школьный родительский комитет. Члены ко митета помогают разобраться в причинах плохой успеваемости и срывов в поведении учеников, а затем создать нормальную обста новку В его семье. Помогают проводить мероприятия. Первы ми откликаются на просьбу по трудиться в пользу школы. Решающее значение в воспита нии вообще, в том числе и к нравственном 'воспитании имеет учебный процесс. Но и в прове дении уроков нам оказывают по мощь . представители обществен ности. Ряд уроков по сельскохо зяйственному труду провел глав ный агроном колхоза В. М. Ко ровин. Заведующий механической мастерской Н. Ф. Морозов про читал лекции и провел практиче ские работы по темам: «Убороч ные машины», . «Технологический ' процесс работы зерноочиститель ной машины», бригадир комп лексной бригады № 1 В. И. Чу рилин — по теме «Организация и содержание труда работников ферм». К сожалению, в пионерских отрядах пока нет вожатых с про изводства. Комитет комсомола колхоза остается глух к нашим просьбам. Плохо работает совет содействия семье и школе. Прав ление колхоза мало оказывает материальной помощи. Еще в 1972 году было принято решение о строительстве за счет средств колхоза мастерской и спортзала. Правление должно было выде лить одну квартиру для учителей. Но решение не выполнено до сих пор. Даже стройматериалы для ремонта школы колхоз выделяет не безвозмездно. Правление колхоза считает возможным не выполнять поста новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучше нии условий работы сельской об щеобразовательной школы». Учителя намерены и впредь укреплять связи с общественно стью, вместе с тем добиться вы полнения решений о школе в полном объеме. ВЫСОКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ В. И. ПРИБЫТКОВ, заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии «Великое дело — строительст во коммунизма невозможно дви гать вперед без всестороннего, развития самого человека. Без высокого уровня культуры, об разования, общественной созна тельности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соот ветствующей материально - тех нической базы», — говорил на XX IV съезде КПСС тов. Л. И. Брежнев. В решении поставленной зада чи первейшая роль принадлежит школе. Это глубоко понимают учителя Завальской средней школы. Выполняя решения съез да, они четко сформулировали основные направления в работе: объединить усилия всех педаго гов, выработать единые требо вания, добиться повышения пе дагогического мастерства и куль турного уровня преподавания на основе углубления работы мето дических объединений, сделать педагогический совет центром коллективной мысли. И теперь на заседаниях педагогического совета, производственных сове щаниях обсуждаются жизненно важные проблемы. Например, в 1974 году обсуждались вопросы: «Учите детей учиться», «Формы и методы работы с трудными и слабыми учащимися», «О неко торых итогах работы по пробле ме активизации познавательной деятельности учащихся», «О пе дагогическом такте учителя», «Патриотический и гражданский подвиг Сухомлинского». Выпускникам школы дается вы сокая нравственная оценка теми коллективами, где они либо про должают учебу, либо работают. Творческое горение. кровная заинтересованность в ребячьих делах свойственны педагогам Октябрьской, Куликовской, Бе- резняговской, городских первой и второй средних, Кривской 8- лзтней школ. В школах района неуклонно повышается успеваемость, уроки все более становятся средством коммунистического, нравственно го воспитания. Все реже случаи, когда учитель ограничивается ролью передатчика знаний, остав ляя воспитание на долю классных руководителей, пионервожатых, родителей. Воспитательный процесс полу чает свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий. И тут из среды учительства по их особой роли в воспитании нужно выде лить классных руководителей. Именно они создают детский коллектив, организуют учитель ский коллектив, преподающий в классе. Они первыми и более всего вступают в контакт с роди телями. На их счету сотни и сот ни проведенных в классах инте ресных и содержательных меро приятий. К числу лучших классных ру ководителей относятся А. И. Ку стова и К. Ф . Обоимова из За вальской средней школы, Н. М. На снимке: участники районной конференции молодежи обмениваются опытом, по коммунистическому воспитанию учащейся Фото В. Елютина. В Е Р Н Ы З А В Е Т А М А. И. НАБОИЧЕНКО, второй секретарь райкома ВЛКСМ Комсомольские организации школ, других учебных заведений немало сделали для воспитания учащихся в духе коммунистиче ской нравственности. В ходе Ленин ских зачетов настольными книга ми комсомольцев стали произве дения В. И. Ленина: «Задачи сою зов молодежи», «Как организо вать соревнование?», «Великий почин» и другие. Массовое и добросовестное участие школьников в субботни ках есть прямой результат воз действия ленинских книг на ра зум и чувства комсомольцев и пионеров Ведь ленинские стро ки — великий нравственный вос питатель. Изучают ленинское идейное наследие члены комсомольской организации имени 50-летия ВЛКСМ городской средней шко лы № 1. Здесь систематически читаются лекции, проводятся бе седы по проблемам ленинских произведений, диспуты, цель ко торых — нравственное воспита ние учеников. Завет Ленина участвовать в труде рабочих и крестьян при водит школьников на завод ли тейного оборудования. Они по могают заводу в строительстве, выступают с концертами. Тесная связь школьников с трудовым коллективом помогает в выборе профессии. Серьезная работа по идейному и нравственному воспитанию ве дется в педучилище. Первое за нятие на 1 курсе проходит в му зее В. И. Ленина. Лекторы — наиболее подготовленные стар шекурсники — читают лекции о жизни Ленина. Можно много говорить об ус пехах в воспитании учащейся мо лодежи. Однако найдешь немало примеров тому, что воспитатель ные мероприятия не достигают цели, не оказывают морального воздействия на учащихся. В комсомольских и пионерских организациях Дрязгинской, Под дубровской, Грачевской средних и некоторых 8-летних школах ра боту по нравственному воспита нию ведут без учета интересов учеников, возрастной психологии, подчас поверхностно или только с просветительных точек зрения. Мы должны прямо сказать: не которые учащиеся уже употреб ляют спиртные напитки. Это на глядно доказывает, что в воспи тании школьников имеются су щественные недостатки. Участились случаи попадания учащихся совхоза-техникума з медвытрезвитель. Комитет ВЛКСМ и преподаватели решили прове сти во всех кружках комсомоль ские собрания, наметить меры по решительному искоренению пьян ства и хулиганства. Это совершенно правильно. Но нужно помнить, что только си стематическая, целенаправленная, кропотливая работа по нравст венному воспитанию дает желае мые результаты. ОРИГИНАЛЬНО И РАЗНООБРАЗНО К. Ф. НИКОНОВА, преподаватель Усманского педучилища Внеклассная и внешкольная ра бота в педучилище проводится с учетом требования X X IV съезда КПСС «в полной мере передать широким массам учащихся всю силу нашей идейной убежденно сти; по-настоящему, действи тельно творчески подходить х делу коммунистического воспита ния советского человека». Разработан перспективный план, определяющий содержание и ме тоды формирования мировоззре ния и воспитания наших учащих ся в духе коммунистической нравственности. Составляемые на его основе планы работы с груп пами отличаются оригинально стью и разнообразием. На первом курсе проводились беседы «Что значит учиться ком мунизму», «Ленинский стиль ра боты с книгой», «Образ В. И. Ле нина в искусстве», «Учеба — большой, упорный, систематиче ский труд», «Главная цель учебы — знания, убеждения; оценка — только ориентир». При подготов ке и проведении бесед использу ется самый разнообразный мате риал. Сделать интересной пятую из перечисленных бесед помогла статья Веры Кетлинской «Нрав ственный потенциал», опублико ванная в «Учительской газете» в январе текущего года. Действенным средством форми рования мировоззрения и воспи тания являются политинформа ции: Ими охвачены все учащиеся. На высоком идейном и методиче ском уровне проведен Ленинский урок «Учимся коммунизму, стро им коммунизм!». Мы часто приглашаем на встре чи с учащимися участников Оте чественной войны. Главный итог таких встреч — чувство глубокой благодарности отцам и дедам, от стоявшим Родину, непоколебимая вера в родную Коммунистиче скую партию, желание быть по хожими на самых стойких. Нам всем памятно, как спеши ли будущие учителя на встречу с С. И. Батраченко, жизненный подвиг которого вдохновил писа теля Сидельникова написать кни гу «Неутраченное счастье». Они все читали ее раньше, но личная встреча заставила заново восхи титься подвигом, глубже понять трудности и счастье Степана Иосифовича. Очень многое дает кружковая работа. Ее творчески организуют преподаватели М. С. Смольяни нова, Н. М. Коростелева, М. В. Семенова, Т. А. Крнцкая и дру гие. О действенности и общест венной пользе участия в кружках рассказывают наши выпускники: «Ведем атеистическую работу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz