Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

«Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения совре­ менной молодежи было воспитанием в ней коммунистической мора­ ли». Этими словами В. И. Ленина определяется главное направле­ ние в подготовке подрастающего поколения к жизни и труду . Школы района, средние учебные заведения много сделали для выполнения ленинского завета. Они воспитывают учащихся на рево­ люционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Ове­ янные романтикой Ленинские зачеты стали действенным средством привития молодежи твердых моральных убеждений, верности делу отцов. Маршруты Всесоюзного марша «Всегда готов» сделали жизнь пионерских дружин интересной и содержательной, приобщи­ ли школьников ко многим полезным для общества делам. Военно- патриотическому воспитанию молодежи способствуют мероприятия, посвященные 30-летию Победы над фашистской Германией. Об этом шла речь на районной конференции по коммунистиче­ скому воспитанию молодежи. Делясь опытом, ее участники говори­ ли н о недостатках, наметили пути их устранения. Об успехах и недостатках в важном деле и пойдет разговор на развороте сегодняшнего номера. ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ А. М. ЛУНКИН, директор Девицкой средней школы Девицкая средняя школа имеет некоторые успехи в нравствен­ ном воспитании учащихся. Вот несколько подтверждающих фак­ тов. Количество учеников, обучаю­ щихся только на «четыре» и «пять», увеличилось по сравнению с 1971 годом на 70 человек. У нас нет учащихся, состоящих на учете в детской комнате милиции. Резко сократилось число грубых нарушений «Правил для учащих­ ся». Неплохо работала на полях колхоза «1 Мая» ученическая производственная бригада. За­ метно растет общественная ак­ тивность пионеров и комсомоль­ цев. Положительные результаты до­ стигнуты совместными усилиями школы, семьи и общественности. По нашему мнению, особенно эффективны в этом смысле встречи детей с участниками Ве­ ликой Отечественной войны и пе­ редовиками социалистического соревнования. В школе выступа­ ют бывшие фронтовики Ф. Н. Т а ­ таринов и Т. А. Соловьев, вете­ раны колхозного производства Е . И. Пахомов и О. Д. Соболе­ ва. Их рассказы, беседы остав­ ляют у детей сильное впечатле­ ние, учат их осознавать свой долг. Вот уже два года школа и кол­ хоз проводят совместные комму­ нистические субботники, посвя­ щенные Дню рождения В. И. Ленина. Детям выделяется по­ сильный участок работы, но явно полезный и нужный. Например, нм поручалось озеленить терри­ торию детских яслей, собирать металлолом, убрать территорию ферм. Совместная работа со взрослы­ ми помогает включить детей в систему трудовых и обществен­ ных отношений, в сферу произ­ водственных интересов колхозни­ ков. Подготовка школы к новому учебному году у нас давно пере­ стала быть делом только дирек­ тора и исполкома сельсовета. В ремонте участвуют учителя, ро­ дители и, конечно, ученики. На­ до ли говорить о том, какой нравственный урок получают де­ ти, работая рука об руку с учи­ телями! Выполняя постановления пар­ тии и правительства о школе, учителя более продуманно стали относиться к детям, имеющим некоторые отклонения от норм поведения. В этом нам впервые стала помогать парторганизация Девицкого сельсовета. Коммуни­ сты взяли шефство над трудны­ ми детьми. Нашим неизменным помощни­ ком был и остается школьный родительский комитет. Члены ко­ митета помогают разобраться в причинах плохой успеваемости и срывов в поведении учеников, а затем создать нормальную обста­ новку В его семье. Помогают проводить мероприятия. Первы­ ми откликаются на просьбу по­ трудиться в пользу школы. Решающее значение в воспита­ нии вообще, в том числе и к нравственном 'воспитании имеет учебный процесс. Но и в прове­ дении уроков нам оказывают по­ мощь . представители обществен­ ности. Ряд уроков по сельскохо­ зяйственному труду провел глав­ ный агроном колхоза В. М. Ко­ ровин. Заведующий механической мастерской Н. Ф. Морозов про­ читал лекции и провел практиче­ ские работы по темам: «Убороч­ ные машины», . «Технологический ' процесс работы зерноочиститель­ ной машины», бригадир комп­ лексной бригады № 1 В. И. Чу­ рилин — по теме «Организация и содержание труда работников ферм». К сожалению, в пионерских отрядах пока нет вожатых с про­ изводства. Комитет комсомола колхоза остается глух к нашим просьбам. Плохо работает совет содействия семье и школе. Прав­ ление колхоза мало оказывает материальной помощи. Еще в 1972 году было принято решение о строительстве за счет средств колхоза мастерской и спортзала. Правление должно было выде­ лить одну квартиру для учителей. Но решение не выполнено до сих пор. Даже стройматериалы для ремонта школы колхоз выделяет не безвозмездно. Правление колхоза считает возможным не выполнять поста­ новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучше­ нии условий работы сельской об­ щеобразовательной школы». Учителя намерены и впредь укреплять связи с общественно­ стью, вместе с тем добиться вы­ полнения решений о школе в полном объеме. ВЫСОКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ В. И. ПРИБЫТКОВ, заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии «Великое дело — строительст­ во коммунизма невозможно дви­ гать вперед без всестороннего, развития самого человека. Без высокого уровня культуры, об­ разования, общественной созна­ тельности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соот­ ветствующей материально - тех­ нической базы», — говорил на XX IV съезде КПСС тов. Л. И. Брежнев. В решении поставленной зада­ чи первейшая роль принадлежит школе. Это глубоко понимают учителя Завальской средней школы. Выполняя решения съез­ да, они четко сформулировали основные направления в работе: объединить усилия всех педаго­ гов, выработать единые требо­ вания, добиться повышения пе­ дагогического мастерства и куль­ турного уровня преподавания на основе углубления работы мето­ дических объединений, сделать педагогический совет центром коллективной мысли. И теперь на заседаниях педагогического совета, производственных сове­ щаниях обсуждаются жизненно­ важные проблемы. Например, в 1974 году обсуждались вопросы: «Учите детей учиться», «Формы и методы работы с трудными и слабыми учащимися», «О неко­ торых итогах работы по пробле­ ме активизации познавательной деятельности учащихся», «О пе­ дагогическом такте учителя», «Патриотический и гражданский подвиг Сухомлинского». Выпускникам школы дается вы­ сокая нравственная оценка теми коллективами, где они либо про­ должают учебу, либо работают. Творческое горение. кровная заинтересованность в ребячьих делах свойственны педагогам Октябрьской, Куликовской, Бе- резняговской, городских первой и второй средних, Кривской 8- лзтней школ. В школах района неуклонно повышается успеваемость, уроки все более становятся средством коммунистического, нравственно­ го воспитания. Все реже случаи, когда учитель ограничивается ролью передатчика знаний, остав­ ляя воспитание на долю классных руководителей, пионервожатых, родителей. Воспитательный процесс полу­ чает свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий. И тут из среды учительства по их особой роли в воспитании нужно выде­ лить классных руководителей. Именно они создают детский коллектив, организуют учитель­ ский коллектив, преподающий в классе. Они первыми и более всего вступают в контакт с роди­ телями. На их счету сотни и сот­ ни проведенных в классах инте­ ресных и содержательных меро­ приятий. К числу лучших классных ру­ ководителей относятся А. И. Ку­ стова и К. Ф . Обоимова из За­ вальской средней школы, Н. М. На снимке: участники районной конференции молодежи обмениваются опытом, по коммунистическому воспитанию учащейся Фото В. Елютина. В Е Р Н Ы З А В Е Т А М А. И. НАБОИЧЕНКО, второй секретарь райкома ВЛКСМ Комсомольские организации школ, других учебных заведений немало сделали для воспитания учащихся в духе коммунистиче­ ской нравственности. В ходе Ленин­ ских зачетов настольными книга­ ми комсомольцев стали произве­ дения В. И. Ленина: «Задачи сою­ зов молодежи», «Как организо­ вать соревнование?», «Великий почин» и другие. Массовое и добросовестное участие школьников в субботни­ ках есть прямой результат воз­ действия ленинских книг на ра­ зум и чувства комсомольцев и пионеров Ведь ленинские стро­ ки — великий нравственный вос­ питатель. Изучают ленинское идейное наследие члены комсомольской организации имени 50-летия ВЛКСМ городской средней шко­ лы № 1. Здесь систематически читаются лекции, проводятся бе­ седы по проблемам ленинских произведений, диспуты, цель ко­ торых — нравственное воспита­ ние учеников. Завет Ленина участвовать в труде рабочих и крестьян при­ водит школьников на завод ли­ тейного оборудования. Они по­ могают заводу в строительстве, выступают с концертами. Тесная связь школьников с трудовым коллективом помогает в выборе профессии. Серьезная работа по идейному и нравственному воспитанию ве­ дется в педучилище. Первое за­ нятие на 1 курсе проходит в му­ зее В. И. Ленина. Лекторы — наиболее подготовленные стар­ шекурсники — читают лекции о жизни Ленина. Можно много говорить об ус­ пехах в воспитании учащейся мо­ лодежи. Однако найдешь немало примеров тому, что воспитатель­ ные мероприятия не достигают цели, не оказывают морального воздействия на учащихся. В комсомольских и пионерских организациях Дрязгинской, Под­ дубровской, Грачевской средних и некоторых 8-летних школах ра­ боту по нравственному воспита­ нию ведут без учета интересов учеников, возрастной психологии, подчас поверхностно или только с просветительных точек зрения. Мы должны прямо сказать: не­ которые учащиеся уже употреб­ ляют спиртные напитки. Это на­ глядно доказывает, что в воспи­ тании школьников имеются су­ щественные недостатки. Участились случаи попадания учащихся совхоза-техникума з медвытрезвитель. Комитет ВЛКСМ и преподаватели решили прове­ сти во всех кружках комсомоль­ ские собрания, наметить меры по решительному искоренению пьян­ ства и хулиганства. Это совершенно правильно. Но нужно помнить, что только си­ стематическая, целенаправленная, кропотливая работа по нравст­ венному воспитанию дает желае­ мые результаты. ОРИГИНАЛЬНО И РАЗНООБРАЗНО К. Ф. НИКОНОВА, преподаватель Усманского педучилища Внеклассная и внешкольная ра­ бота в педучилище проводится с учетом требования X X IV съезда КПСС «в полной мере передать широким массам учащихся всю силу нашей идейной убежденно­ сти; по-настоящему, действи­ тельно творчески подходить х делу коммунистического воспита­ ния советского человека». Разработан перспективный план, определяющий содержание и ме­ тоды формирования мировоззре­ ния и воспитания наших учащих­ ся в духе коммунистической нравственности. Составляемые на его основе планы работы с груп­ пами отличаются оригинально­ стью и разнообразием. На первом курсе проводились беседы «Что значит учиться ком­ мунизму», «Ленинский стиль ра­ боты с книгой», «Образ В. И. Ле­ нина в искусстве», «Учеба — большой, упорный, систематиче­ ский труд», «Главная цель учебы — знания, убеждения; оценка — только ориентир». При подготов­ ке и проведении бесед использу­ ется самый разнообразный мате­ риал. Сделать интересной пятую из перечисленных бесед помогла статья Веры Кетлинской «Нрав­ ственный потенциал», опублико­ ванная в «Учительской газете» в январе текущего года. Действенным средством форми­ рования мировоззрения и воспи­ тания являются политинформа­ ции: Ими охвачены все учащиеся. На высоком идейном и методиче­ ском уровне проведен Ленинский урок «Учимся коммунизму, стро­ им коммунизм!». Мы часто приглашаем на встре­ чи с учащимися участников Оте­ чественной войны. Главный итог таких встреч — чувство глубокой благодарности отцам и дедам, от­ стоявшим Родину, непоколебимая вера в родную Коммунистиче­ скую партию, желание быть по­ хожими на самых стойких. Нам всем памятно, как спеши­ ли будущие учителя на встречу с С. И. Батраченко, жизненный подвиг которого вдохновил писа­ теля Сидельникова написать кни­ гу «Неутраченное счастье». Они все читали ее раньше, но личная встреча заставила заново восхи­ титься подвигом, глубже понять трудности и счастье Степана Иосифовича. Очень многое дает кружковая работа. Ее творчески организуют преподаватели М. С. Смольяни­ нова, Н. М. Коростелева, М. В. Семенова, Т. А. Крнцкая и дру­ гие. О действенности и общест­ венной пользе участия в кружках рассказывают наши выпускники: «Ведем атеистическую работу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz