Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
||Ш1111IIIМ1М1111111||||||1НМ||||||||||||||||1||||| П в 1 В » Т 1 « М Н « 1 3 В | м а в а э т ь ' |||||||||||||111М|111|||||||||||!!||!!||||!|||| ц || цц '|‘| ЭТАПЫ Исколесив добрый десяток ки лометров по полям колхоза «Путь Ленина», мы, наконец, попали на участок кормовой свеклы, при надлежащий Федоровскому меж колхозному объединению. Была половина дня. Не по-осеннему припекало солнце. На девятигектарном участке тут и там у огромных куч сидели мальчишки и девчонки. С ними директор школы Надежда Его ровна Воропаева, учителя. Отза нимались два урока и пришли всей школой на плантацию. — Вот пришлось оторваться от занятий и помочь в уборке, — как бы в оправданье начала На дежда Егоровна. — Дня за три уберем. В учебе придется навер стать. — Наверстаем, Надежда Его ровна, — подтвердил невесть от куда оказавшийся тут Иван Пав лович Терновых. — Два-три дня учебе не помеха. А свеклу убрать надо, пока погода стоит золотая. Говорил он так убедительно, уверенно, что озабоченное лицо директора засияло улыбкой. «Раз, мол, Иван Павлович говорит, зна чит так и будет». Сразу видно, что Терновых пользуется в кол лективе непререкаемым авторите том. Ивана Павловича я знаю давно. Знаю, что в далеком тридцать пятом году окончил он Усманское педагогическое училище. Потом работал учителем. Работал и учился заочно в институте. В самый канун войны окончил ар тиллерийское училище. Войну на чал в звании лейтенанта, коман довал сначала артвзводом, потом артдивизионом «Катюш». Воевал на подступах к столице нашей Родины Москве, участвовал в Сталинградском сражении, в Ор ловско-Курской битве. Много ис хожено им фронтовых дорог, в разных переделках пришлось по бывать. Теперь ему под шестьде сят, по в его плотной коренастой фигуре и сейчас видна армейская выправка. Присели мы с Иваном Павло вичем, разговорились о былом. На фронте я с первого дня и до последнего, — закурив, на чал Иван Павлович. — Пережи вал горечь отступления и радость победоносного шествия на запад, в логово врага. Правда, не уда лось побывать в Берлине. В бою под Калинковичи, в Белоруссии, был тяжело ранен, почти три ме сяца находился на излечении. В действующую армию больше по пасть не пришлось. Особенно запомнился мне бой У Мамаева кургана в Сталппгра- де. В звании старшего лейтенан- та командовал я противотанковым истребительным дивизионом. На кануне приняли меня кандидатом в члены КПСС . Настроение было приподнятое. Помню, рано утром прямо на батареи моего дивизио на прут фашистские танки. Я при казал: «Без команды не стре лять!». В эти минуты нервы напряже ны до предела. Казалось, сталь ные чудовища вот-вот подомнут тебя. Когда танки подошли на расстояние прицельного выстрела, я дал команду: «Батареи, огонь!». Сразу же один танк за вертелся — метким огнем лейте нант Бормотов повредил гусени цу. Все закружилось в кромеш ной мгле. Противник не ожидал такого .упорного сопротивления. Потеряв семь танков, немцы не осмелились наступать на нашем ' участке. За этот бой я был удостоен ордена Красного Знамени. Коман дир батареи Бормотов, подбив ший лично четыре танка, получил высшую правительственную на граду— орден ЛеншГа. Были на граждены и другие артиллеристы дивизиона. Во время форсирования Днеп ра я командовал дивизионом «Ка тюш». Дивизион обеспечил успеш ную переправу нашей техники и живой силы через Днепр, хотя немцы считали его неприступной водной преградой. «За умелое руководство операцией и прояв ленное при этом мужество», как написано командованием, я был награжден орденом Отечествен ной войны первой степени. Когда паши части и соединения закрепились на правом берегу Днепра, наступила передышка. Шли поиски разведчиков. При шлось ходить в разведку и мне. Втроем мы выкрали немецкого ефрейтора и доставили в штаб полка. Все трое получили медали «За отвагу». Таких эпизодов в моей фронто вой жизни много. Родина оцени ла мои ратные подвиги. Тринад цать боевых наград получил. * * * Не менее интересна и поучи тельна трудовая послевоенная биография Ивана Павловича. Сра зу же после демобилизации его назначают директором Бреслав ской семилетней школы (ныне восьмилетняя). В 1952 году пар тия посылает Ивана Павловича на укрепление кадров в Родников- скую МТС. Здесь он работает за местителем директора, потом ос вобожденным секретарем партор ганизации. Когда МТС реоргани зовалась в РТС , с 1958 года и по настоящее время И. П. Терно вых вновь на ниве народного об разования. Работает учителем ис тории п географии в Сторожсв- ско-Хуторской 8-летней школе. И как работает! По его пред метам ежегодно 100-процентная успеваемость, 65 процентов уче ников — отличники и хороши сты.. И это не случайно. Любят исто рию и географию ребята. И эту любовь привил им Иван Павло вич. В совершенстве знает он своп предметы, прекрасно владеет ме тодикой преподавания. Програм мный материал дополняет факта ми из местной жизни. Часто рас сказывает ребятам о героических подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны. Слушают учащиеся своего учителя с боль шим интересом. Иван Павлович ведет большую работу по военно-патриотическо му воспитанию подрастающего по коления. Он сам изъявил желание вести уроки физкультуры в шко ле. По его инициативе и под его непосредственным руководством при школе оборудован стадион. На нем футбольное поле, площад ки для игр в волейбол, баскет бол, беговая дорожка. Ребята охотно занимаются всеми видами физкультуры п спорта. Это видно по результатам сдачи норм на значок ГТО. В прошлом учебном году из 218 учащихся старших классов 214 юношей и девушек стали обладателями значка ГТО. Не стареет душой ветеран. Иван Павлович не замыкается в стенах школы, принимает деятель ное участие в общественной Жиз ни села. Он ведет занятия в школе политпросвещения, состоит в сельской лекторской группе, яв ляется политинформатором. Луч ше его никто не расскажет о те кущих международных событиях. Поэтому его всегда ждут в тракторной бригаде, на животно водческой ферме. Когда мы беседовали, Иван Павлович то и дело посматривал на часы. — Вот пришли мы на планта цию на 3—4 часа, чтобы помочь в уборке кормовой свеклы, — пояснил он. — А вечером, между сменами, я запланировал побы вать у механизаторов. Подгото вил политинформацию о междуна родном положении. Люди очень интересуются событиями в на шей стране, за рубежом. * * * В семьдесят пятом ему испол нится шестьдесят. Но чувствует себя бодро. — Не знаю, как я буду без школы, — говорит он, — скорее всего возьму поменьше часов, а совсем уходить из школы на пен сию не собираюсь. Я коммунист и считаю, что, пока есть си лы и здоровье, не следует поки дать работу и уходить на отдых. Знаю, не усижу дома, когда пов сюду кипит напряженный созида тельный труд... А. БРАИЛО. На снимке: первый слева И. Г1. Терновых среди механизаторов колхоза. Фото В. Елютина. БОЛЬШОГО ПУТИ *С ы и о в ъ я Жительницу Завального А. Ф. Шустову называют счастливой. Соглашается, улыбаясь. Но потом, оставшись наедине, становится серьезной, вспоминая прожитые годы. Да, она счастлива. Все ее дети теперь при деле. Три сына — Иван, Алексей и Владимир — работают механизаторами в совхозе «Коммунар». По этому же пути пойдет и Саша, ученик восьмого класса. Она слышала зго неоднократно от него самого. Анна Федоровна хорошо помнит трудные послевоенные годы. Муж пришел с фронта, работал трактористом, во всем ей помогал. И вот уже жизнь в их доме наладилась. Но, видно, не судьба: вскоре заболел — сказались лишения, которые перенес, и умер. Осталась Анна одна с детьми. Много ей пришлось горя хлебнуть. Но помогло отцовское воспитание. Дети росли серьезными. Твердо выполняли наказ отца — «не ищите легких путей, будьте дос.ойны нашего хлеборобского рода». Да и Анна Федоровна не однократно говорила об этом. И вот рез, ль га г. Старший сын Владимир, закончив курсы, по шел работать шофером. Его примеру последовал Алексей — он тоже стал водителем автомашины. Иван выбрал профессию трак ториста - машиниста широкого профиля. Теперь о них только хорошее говорят. Особенно отличается исполнительностью и большим трудолюбием Иван. Односельчане „свуг его Иваном Петровичем, хотя парню едва исполнилось двадцать лет. Он — комсомолец, депутат Завальского сельского Совета. Дела у него спорятся. Летом работает комбайнером. В этом году убирал зерновые, просо. Намолотил более пяти тысяч центнеров. Зимой подвозил корма к животноводческим фермам. А сейчас готовит грейферный погрузчик — будет доставать из траншеи силос и сенаж. Хорошо трудится и Алексей. У него очень хлопотливая рабо та — закреплен за машинно-тракторной мастерской, доставляет в хозяйство запасные части, оборудование. Но никогда не сорвет запланированного рейса, будь он дальний или ближний. Машина его всегда в исправности. Немалая заслуга Алексея в том, что техника своевременно ремонтируется, не срываются запланирован ные работы. За Владимиром Петровичем, самым старшим сыном, закреплен бензовоз. Тоже не менее хлопотливая работа. С весны, когда только начнут подсыхать дороги, нужно завозить горюче-смазоч ные материалы, летом и осенью — обслуживать агрегаты. Все нужно делать быстро, оперативно. Часто работает ночью — колесит по полям от трактора к трактору. Но обид от сыновей Анна Федо ровна никогда не слышала. Довольна Владимиром и его супруга. Хотя и приходит муж поздно домой, зато делает важное дело. Борется за выполнение намеченных планов. Зарабатывает хорошо. Мать ничего не скрывает, делится своими мыслями с соседя ми. Последнее время она хотела, чтобы младший сын Саша по шел по «ученой» линии. Да, видно, силен пример отца и старших братьев. Не захотел Саша менять «семейную» профессию. Еще учится в школе, а во время каникул уже работал помощником комбайнера, ремонтировал на ферме механизмы автопоения и мехдойки. — Обязательно буду механизатором, — говорит он сам. Ну что ж, Анна Федоровна возражать не будет. Достаточно того, что дочь Мария учится в железнодорожном техникуме. Да и главное, к чему стремилась Анна Федоровна Шустова, достиг нуто. Создана настоящая трудовая семья. А это и есть большое счастье. Д. ПРОХОРОВ. К Л А С С - С О З И Д А Т Е СРЕДИ КНИГ С интересом встречено чита телями коллективное исследо вание о рабочем классе в раз витом социалистическом об ществе, подготовленное кафед рой истории СССР Академии общественных наук при ЦК КПСС . В книге рассмотрен ши рокий круг вопросов, позво ляющих выяснить место рабо чего класса в социальной структуре, проследить измене ния его численности и качест венного состава. Советский рабочий класс унаследовал лучшие качества революционного пролетариата. Его отличают высокая созна тельность в борьбе за дело на рода, глубокая преданность идеалам Коммунистической партии, творческая активность п созидательном труде. В на стоящее .время он представля ет собой огромную, почти 70- миллноиную армию, идущую в авангарде строителей ком мунизма.. Основное ядро рабочего класса — индустриальные ра бочие, занятые в крупном про мышленном производстве, со ставляющем главную базу многоотраслевой социалисти ческой экономики. В промыш ленности и строительстве за нято более 53 процентов всего состава рабочего класса. Большое место отведено ос вещению роли рабочего клас са в борьбе за создание мате риально - технической базы коммунизма и научно-техни ческий прогресс. Передовой рабочий развитого социалисти ческого общества — это не только создатель материаль ных ценностей, но и непосред ственно творец духовных бо гатств. Книга дает ясное представле ние о том, как ведущая роль рабочего класса, руководимо го Коммунистической партией, обеспечила бесповоротный пе реход всех трудящихся СССР на его идейно-политические позиции. Политическим резуль татом этого перехода явилось перерастание пролетарского социалистического государства в общенародное социалисти ческое государство. Рабочий класс выступает цементирую щей силой новой исторической общности людей — советского народа. Исторический опыт совет ского рабочего класса в ре волюционном преобразовании общества, в построении раз витого социализма имеет ог ромное международное значе ние. В книге убедительно по казано, что рабочий класс на шей страны с первых шагов своего формирования был и остается силой интернацио нальной, ом всегда рассматри вал дело, за которое он борет ся, как неотделимую состав ную часть революционной борь бы пролетариев всех стран. Книга о рабочем классе развитого социалистического общества — полезное и цен ное исследование. Изучение возрастающей роли рабочего класса как ведущей силы в борьбе за коммунизм являет ся почетной задачей работни ков общественных наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz