Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

||Ш1111IIIМ1М1111111||||||1НМ||||||||||||||||1||||| П в 1 В » Т 1 « М Н « 1 3 В | м а в а э т ь ' |||||||||||||111М|111|||||||||||!!||!!||||!|||| ц || цц '|‘| ЭТАПЫ Исколесив добрый десяток ки­ лометров по полям колхоза «Путь Ленина», мы, наконец, попали на участок кормовой свеклы, при­ надлежащий Федоровскому меж­ колхозному объединению. Была половина дня. Не по-осеннему припекало солнце. На девятигектарном участке тут и там у огромных куч сидели мальчишки и девчонки. С ними директор школы Надежда Его­ ровна Воропаева, учителя. Отза­ нимались два урока и пришли всей школой на плантацию. — Вот пришлось оторваться от занятий и помочь в уборке, — как бы в оправданье начала На­ дежда Егоровна. — Дня за три уберем. В учебе придется навер­ стать. — Наверстаем, Надежда Его­ ровна, — подтвердил невесть от­ куда оказавшийся тут Иван Пав­ лович Терновых. — Два-три дня учебе не помеха. А свеклу убрать надо, пока погода стоит золотая. Говорил он так убедительно, уверенно, что озабоченное лицо директора засияло улыбкой. «Раз, мол, Иван Павлович говорит, зна­ чит так и будет». Сразу видно, что Терновых пользуется в кол­ лективе непререкаемым авторите­ том. Ивана Павловича я знаю давно. Знаю, что в далеком тридцать пятом году окончил он Усманское педагогическое училище. Потом работал учителем. Работал и учился заочно в институте. В самый канун войны окончил ар­ тиллерийское училище. Войну на­ чал в звании лейтенанта, коман­ довал сначала артвзводом, потом артдивизионом «Катюш». Воевал на подступах к столице нашей Родины Москве, участвовал в Сталинградском сражении, в Ор­ ловско-Курской битве. Много ис­ хожено им фронтовых дорог, в разных переделках пришлось по­ бывать. Теперь ему под шестьде­ сят, по в его плотной коренастой фигуре и сейчас видна армейская выправка. Присели мы с Иваном Павло­ вичем, разговорились о былом. На фронте я с первого дня и до последнего, — закурив, на­ чал Иван Павлович. — Пережи­ вал горечь отступления и радость победоносного шествия на запад, в логово врага. Правда, не уда­ лось побывать в Берлине. В бою под Калинковичи, в Белоруссии, был тяжело ранен, почти три ме­ сяца находился на излечении. В действующую армию больше по­ пасть не пришлось. Особенно запомнился мне бой У Мамаева кургана в Сталппгра- де. В звании старшего лейтенан- та командовал я противотанковым истребительным дивизионом. На­ кануне приняли меня кандидатом в члены КПСС . Настроение было приподнятое. Помню, рано утром прямо на батареи моего дивизио­ на прут фашистские танки. Я при­ казал: «Без команды не стре­ лять!». В эти минуты нервы напряже­ ны до предела. Казалось, сталь­ ные чудовища вот-вот подомнут тебя. Когда танки подошли на расстояние прицельного выстрела, я дал команду: «Батареи, огонь!». Сразу же один танк за­ вертелся — метким огнем лейте­ нант Бормотов повредил гусени­ цу. Все закружилось в кромеш­ ной мгле. Противник не ожидал такого .упорного сопротивления. Потеряв семь танков, немцы не осмелились наступать на нашем ' участке. За этот бой я был удостоен ордена Красного Знамени. Коман­ дир батареи Бормотов, подбив­ ший лично четыре танка, получил высшую правительственную на­ граду— орден ЛеншГа. Были на­ граждены и другие артиллеристы дивизиона. Во время форсирования Днеп­ ра я командовал дивизионом «Ка­ тюш». Дивизион обеспечил успеш­ ную переправу нашей техники и живой силы через Днепр, хотя немцы считали его неприступной водной преградой. «За умелое руководство операцией и прояв­ ленное при этом мужество», как написано командованием, я был награжден орденом Отечествен­ ной войны первой степени. Когда паши части и соединения закрепились на правом берегу Днепра, наступила передышка. Шли поиски разведчиков. При­ шлось ходить в разведку и мне. Втроем мы выкрали немецкого ефрейтора и доставили в штаб полка. Все трое получили медали «За отвагу». Таких эпизодов в моей фронто­ вой жизни много. Родина оцени­ ла мои ратные подвиги. Тринад­ цать боевых наград получил. * * * Не менее интересна и поучи­ тельна трудовая послевоенная биография Ивана Павловича. Сра­ зу же после демобилизации его назначают директором Бреслав­ ской семилетней школы (ныне восьмилетняя). В 1952 году пар­ тия посылает Ивана Павловича на укрепление кадров в Родников- скую МТС. Здесь он работает за­ местителем директора, потом ос­ вобожденным секретарем партор­ ганизации. Когда МТС реоргани­ зовалась в РТС , с 1958 года и по настоящее время И. П. Терно­ вых вновь на ниве народного об­ разования. Работает учителем ис­ тории п географии в Сторожсв- ско-Хуторской 8-летней школе. И как работает! По его пред­ метам ежегодно 100-процентная успеваемость, 65 процентов уче­ ников — отличники и хороши­ сты.. И это не случайно. Любят исто­ рию и географию ребята. И эту любовь привил им Иван Павло­ вич. В совершенстве знает он своп предметы, прекрасно владеет ме­ тодикой преподавания. Програм­ мный материал дополняет факта­ ми из местной жизни. Часто рас­ сказывает ребятам о героических подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны. Слушают учащиеся своего учителя с боль­ шим интересом. Иван Павлович ведет большую работу по военно-патриотическо­ му воспитанию подрастающего по­ коления. Он сам изъявил желание вести уроки физкультуры в шко­ ле. По его инициативе и под его непосредственным руководством при школе оборудован стадион. На нем футбольное поле, площад­ ки для игр в волейбол, баскет­ бол, беговая дорожка. Ребята охотно занимаются всеми видами физкультуры п спорта. Это видно по результатам сдачи норм на значок ГТО. В прошлом учебном году из 218 учащихся старших классов 214 юношей и девушек стали обладателями значка ГТО. Не стареет душой ветеран. Иван Павлович не замыкается в стенах школы, принимает деятель­ ное участие в общественной Жиз­ ни села. Он ведет занятия в школе политпросвещения, состоит в сельской лекторской группе, яв­ ляется политинформатором. Луч­ ше его никто не расскажет о те­ кущих международных событиях. Поэтому его всегда ждут в тракторной бригаде, на животно­ водческой ферме. Когда мы беседовали, Иван Павлович то и дело посматривал на часы. — Вот пришли мы на планта­ цию на 3—4 часа, чтобы помочь в уборке кормовой свеклы, — пояснил он. — А вечером, между сменами, я запланировал побы­ вать у механизаторов. Подгото­ вил политинформацию о междуна­ родном положении. Люди очень интересуются событиями в на­ шей стране, за рубежом. * * * В семьдесят пятом ему испол­ нится шестьдесят. Но чувствует себя бодро. — Не знаю, как я буду без школы, — говорит он, — скорее всего возьму поменьше часов, а совсем уходить из школы на пен­ сию не собираюсь. Я коммунист и считаю, что, пока есть си­ лы и здоровье, не следует поки­ дать работу и уходить на отдых. Знаю, не усижу дома, когда пов­ сюду кипит напряженный созида­ тельный труд... А. БРАИЛО. На снимке: первый слева И. Г1. Терновых среди механизаторов колхоза. Фото В. Елютина. БОЛЬШОГО ПУТИ *С ы и о в ъ я Жительницу Завального А. Ф. Шустову называют счастливой. Соглашается, улыбаясь. Но потом, оставшись наедине, становится серьезной, вспоминая прожитые годы. Да, она счастлива. Все ее дети теперь при деле. Три сына — Иван, Алексей и Владимир — работают механизаторами в совхозе «Коммунар». По этому же пути пойдет и Саша, ученик восьмого класса. Она слышала зго неоднократно от него самого. Анна Федоровна хорошо помнит трудные послевоенные годы. Муж пришел с фронта, работал трактористом, во всем ей помогал. И вот уже жизнь в их доме наладилась. Но, видно, не судьба: вскоре заболел — сказались лишения, которые перенес, и умер. Осталась Анна одна с детьми. Много ей пришлось горя хлебнуть. Но помогло отцовское воспитание. Дети росли серьезными. Твердо выполняли наказ отца — «не ищите легких путей, будьте дос.ойны нашего хлеборобского рода». Да и Анна Федоровна не­ однократно говорила об этом. И вот рез, ль га г. Старший сын Владимир, закончив курсы, по­ шел работать шофером. Его примеру последовал Алексей — он тоже стал водителем автомашины. Иван выбрал профессию трак­ ториста - машиниста широкого профиля. Теперь о них только хорошее говорят. Особенно отличается исполнительностью и большим трудолюбием Иван. Односельчане „свуг его Иваном Петровичем, хотя парню едва исполнилось двадцать лет. Он — комсомолец, депутат Завальского сельского Совета. Дела у него спорятся. Летом работает комбайнером. В этом году убирал зерновые, просо. Намолотил более пяти тысяч центнеров. Зимой подвозил корма к животноводческим фермам. А сейчас готовит грейферный погрузчик — будет доставать из траншеи силос и сенаж. Хорошо трудится и Алексей. У него очень хлопотливая рабо­ та — закреплен за машинно-тракторной мастерской, доставляет в хозяйство запасные части, оборудование. Но никогда не сорвет запланированного рейса, будь он дальний или ближний. Машина его всегда в исправности. Немалая заслуга Алексея в том, что техника своевременно ремонтируется, не срываются запланирован­ ные работы. За Владимиром Петровичем, самым старшим сыном, закреплен бензовоз. Тоже не менее хлопотливая работа. С весны, когда только начнут подсыхать дороги, нужно завозить горюче-смазоч­ ные материалы, летом и осенью — обслуживать агрегаты. Все нужно делать быстро, оперативно. Часто работает ночью — колесит по полям от трактора к трактору. Но обид от сыновей Анна Федо­ ровна никогда не слышала. Довольна Владимиром и его супруга. Хотя и приходит муж поздно домой, зато делает важное дело. Борется за выполнение намеченных планов. Зарабатывает хорошо. Мать ничего не скрывает, делится своими мыслями с соседя­ ми. Последнее время она хотела, чтобы младший сын Саша по­ шел по «ученой» линии. Да, видно, силен пример отца и старших братьев. Не захотел Саша менять «семейную» профессию. Еще учится в школе, а во время каникул уже работал помощником комбайнера, ремонтировал на ферме механизмы автопоения и мехдойки. — Обязательно буду механизатором, — говорит он сам. Ну что ж, Анна Федоровна возражать не будет. Достаточно того, что дочь Мария учится в железнодорожном техникуме. Да и главное, к чему стремилась Анна Федоровна Шустова, достиг­ нуто. Создана настоящая трудовая семья. А это и есть большое счастье. Д. ПРОХОРОВ. К Л А С С - С О З И Д А Т Е СРЕДИ КНИГ С интересом встречено чита­ телями коллективное исследо­ вание о рабочем классе в раз­ витом социалистическом об­ ществе, подготовленное кафед­ рой истории СССР Академии общественных наук при ЦК КПСС . В книге рассмотрен ши­ рокий круг вопросов, позво­ ляющих выяснить место рабо­ чего класса в социальной структуре, проследить измене­ ния его численности и качест­ венного состава. Советский рабочий класс унаследовал лучшие качества революционного пролетариата. Его отличают высокая созна­ тельность в борьбе за дело на­ рода, глубокая преданность идеалам Коммунистической партии, творческая активность п созидательном труде. В на­ стоящее .время он представля­ ет собой огромную, почти 70- миллноиную армию, идущую в авангарде строителей ком­ мунизма.. Основное ядро рабочего класса — индустриальные ра­ бочие, занятые в крупном про­ мышленном производстве, со­ ставляющем главную базу многоотраслевой социалисти­ ческой экономики. В промыш­ ленности и строительстве за­ нято более 53 процентов всего состава рабочего класса. Большое место отведено ос­ вещению роли рабочего клас­ са в борьбе за создание мате­ риально - технической базы коммунизма и научно-техни­ ческий прогресс. Передовой рабочий развитого социалисти­ ческого общества — это не только создатель материаль­ ных ценностей, но и непосред­ ственно творец духовных бо­ гатств. Книга дает ясное представле­ ние о том, как ведущая роль рабочего класса, руководимо­ го Коммунистической партией, обеспечила бесповоротный пе­ реход всех трудящихся СССР на его идейно-политические позиции. Политическим резуль­ татом этого перехода явилось перерастание пролетарского социалистического государства в общенародное социалисти­ ческое государство. Рабочий класс выступает цементирую­ щей силой новой исторической общности людей — советского народа. Исторический опыт совет­ ского рабочего класса в ре­ волюционном преобразовании общества, в построении раз­ витого социализма имеет ог­ ромное международное значе­ ние. В книге убедительно по­ казано, что рабочий класс на­ шей страны с первых шагов своего формирования был и остается силой интернацио­ нальной, ом всегда рассматри­ вал дело, за которое он борет­ ся, как неотделимую состав­ ную часть революционной борь­ бы пролетариев всех стран. Книга о рабочем классе развитого социалистического общества — полезное и цен­ ное исследование. Изучение возрастающей роли рабочего класса как ведущей силы в борьбе за коммунизм являет­ ся почетной задачей работни­ ков общественных наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz