Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
ВОСПИТАТЕЛЬ, ТОВАРИЩ И ДРУГ ОПЫТ ОБОЕБНЩ Призыв москвичей «Каждому школьнику — прочные и глубокие знания» нашел горячий отклик среди учителей Завальской сред ней школы. Об этом говорят фак ты. 1970— 1971 учебный год за кончили без второгодников 12 учителей и 12 классов из 24-х. Прошлый — уже 18 учителей и 19 классов, 40 процентов учащих ся имели хорошие и отличные от метки, а успеваемость в целом составила 99 процентов. Из 49 вы пускников 19 поступили в вузы и техникумы. В текущем учебном году педа гогический коллектив намерен до биваться улучшения показателен. Для этого есть все возможности. 20 учителей из 38 имеют высшее образование, 6 — учатся заочно в педагогических вузах. В повы шении квалификации преподава телей большую роль играет рас пространение передового опыта. Центром такой работы стал ме тодический кабинет, оборудован ный своими силами. Здесь нахо дятся альбомы, папки с дидакти ческими материалами, в которых обобщен опыт учителей начальных классов, словесников, математи ков и по другим предметам. Ма териалами кабинета охотно поль- ■зуются и наши учителя, и школ “ куста. Активно действуют мето дические комиссии. Дирекция, парторганизация, местком профсоюза стремятся к созданию таких условий для учи телей, чтобы они имели время для творческой подготовки к урокам, -.для . самообразования, да и для отдыха. Поэтому каждый из учи телей имеет только по одному по ручению. Поручения, как прави ло, выполняются четко, с хоро шим результатом. Ведущими коллектив у нас по праву считают М. С. Парщикову, Н. И. Семину, А. М. Черникову, А. Ф. Жуликову, М. А. Матюни на. Они добиваются высокой ус певаемости, помогают товарищам, деятельно участвуют в обществен ной жизни. Для плодотворной работы шко ла располагает нужным учебным оборудованием. Есть киноаппара ты, магнитофон, универсальные проекторы, микроскопы, швейные машины. В прошлом учебном году приобретено учебно-наглядных по собии на 2.375 рублей, причем за счет средств, полученных от школьного учхоза. Кабинеты по предметам хорошо оборудованы, и это дает дополнительную воз можность для совершенствования уроков. Т. КУСТОВА , директор школы. На снимке: преподаватель био логии Завальской средней школы А. Ф. Жуликова (слева) с уча щимися на пришкольном участке. Фото В. Елютина. НАГРАЖДЕНЫ ЗНАЧКАМИ О ПЕРВОЙ средней школе ра- " ботают заслуженные учите ля школы РСФСР К. А. Волкова, А. К. Глотова, О. И. Колесникова, Е. М. Королева. Они были зачи нателями липецкого опыта, полу чившего широкое признание за пределами нашей области. Отлич никами народного просвещения являются преподаватели Т. С. Милашина, Н. А. Сухорукова, Н. М. Зюбина, Н. П. Сухоруков. А в канун Дня учителя стали от личниками просвещения В. Ф. Ивакина и Р. П. Терновых. 15 лет преподает Варвара Ф е доровна и ни разу не позволила себе прийти на урок неподготов ленной. Ученики на ее уроках постоянно заняты делом, учатся самостоятельно добывать зна ния. А в результате имеют хоро шие отметки по математике. Со своими питомцами учитель ница проводит беседы на полити ческие и этические темы, учит уважать людей, груд. Уроки, дополнительные заня тия, индивидуальная работа с учащимися не мешают ей выпол нять поручения. Она бессменный секретарь педагогического сове та, агитатор, член месткома. Раиса Петровна имеет 25 лет педагогического стажа, 10 из них работает без второгодников. В истекшем учебном году 80 про центов учеников 1-а класса, кото рый она вела, получали только хорошие и отличные отметки. Ее добрыми помощниками яв ляются журналы «Начальная школа», «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспи тание школьника», «Семья и школа», «Учительская газета». Дети любят обеих учительниц, коллеги и родители уважают их. К. РОДИОНОВА, директор школы. НАШ СЛОВЕСНИК 33 года преподает русский язык и литературу Тамара Михай ловна Шуленина, 24 из них — в нашей Сторожевской средней школе. Наизусть знает Шуленина стихи, целые страницы произведе ний любимых авторов, помнит мельчайшие факты из биографий писателей, оценки, данные их творчеству. Все много раз повторено, отшлифовано. О какой подготовке может идти речь? — скажет не посвященный в трудности и специфику учительского труда. Но только непосвященный. Тамара Михайловна же считает, что вот именно теперь — при большом-то стаже да больших знаниях — можно проникнуть в са мую глубину творчества, постичь сокровенные мысли. А, постиг нув, нужно еще подумать, как передать их учащимся. Пусть дети как следует поймут вот хотя бы эту строчку из пушкинского «Па мятника» — «...чувства добрые я лирой пробуждал». Часами готовит к уроку вопросы, «раздаточный материал», карточки, ясно представляет себе, чем будет заниматься на уроке каждый восьмиклассник, кому поручит реферат к зачету. И пусть она что-то возьмет из прошлых лет. Это ее долг и право. Все равно каждый новый урок по старой теме будет новым мето дическим вариантом, улучшится содержание урока. А вот эмоцио нальность прежняя. Каждое слово на уроке окрашено личным от ношением. Сколько раз говорила учащимся о стихотворении Мая ковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Но волнуется, как будто впервые говорит о верности гражданскому долгу. И все это нравится учащимся. Дисциплина на уроках отличная, та, которая бывает там, где все учащиеся заняты и заинтересованы. Открытые уроки Шулениной — целая школа для других учи телей. Не один раз ей заранее поручали подготовить разработки уроков по изучению творчества Лермонтова, Гоголя. И всегда она добросовестно делала это. Наша Тамара Михайловна любит эксперимент. В прошлом учебном году, например, в двух десятых классах вела уроки лите ратуры по двум новым и разным учебникам Афанасьева и Кова лева. Предпочтение отдала второму: более интересен. А в этом году у нее впервые четвертый класс. Нужно приспо собиться к ученикам, подтянуть — класс попался не очень силь ный. Проводит дополнительные занятия, охотно замещает пустую щие уроки пения, приходит в группу продленного дня, чтобы по мочь отстающим. А. ПАНАРИНА, завуч. ДОВЕРЕНО МОЛОДЫМ 53 выпускника педагогических пузов и техникумов пополнили учительскую семью района в ка нун нового учебного года. Как правило, о каждом из них в рай оне пришли хорошие отзывы. Одни успели проявить способ ности в организации учебного процесса, другие — в проведении различных массовых мероприя тий. Способности не остались не замеченными. Молодым смело до веряют ответственные должности. Завучем Бреславской средней школы назначена Наталья Евгень евна Давыдова, выпускница Ли пецкого пединститута, преподава тель русского языка и литерату ры. Завучем - организатором Ку ликовской средней школы стала Валентина Владимировна Кочер га' Она окончила Воронежский педагогический институт. Можно вполне надеяться, что доверие коллективов будет оправ дано. И обе они могут рассчиты вать на полезный совет более опытных учителей школ. Недавняя ученица Касимов ского художественного педагоги ческого училища Ирина Батрова вызвала настоящее восхищение учителей Завальской средней школы. Ирина отлично рисует, чертит и не жалеет времени для оформления школы. А. СИРОТИНА, инспектор район». Дать будущим учителям глубо кие знания, вооружить их мето дическим мастерством—первооче редная задача преподавателей педучилища. Так, биолог О. В. Кретова, го рячий любитель и защитник при роды, помогает учащимся подго товить доклады. С докладами они выступают перед родителями во время пятинедельной непрерыв ной практики. Отзывы о них очень хорошие. Без преподавателя музыки В. И. Коржа не обходится ни один вечер или концерт художе ственной самодеятельности. Он сам отлично поет в Усманском народном хоре, в составе кото рого недавно ездил в Москву. Два факультета окончила С. Я. Матюнина — биологии и физ- воспитания. Все успехи наших гимнастов — ее заслуга. Преподаватель рисования В. И. Столповский заслуженно считает ся помощником заведующих всех кабинетов. Художественный за мысел оформления обычно при надлежит ему. Он же и главный исполнитель. М. ЛОБОВА, секретарь парторганизации. ВАЛЮШКА С0К0ЛИК0ВА И ДРУГИЕ Мартовский денек был на ред кость серым. Низкие облака про сыпали на землю мелкий колю чий дождик. Порывами дул хо лодный ветер. И в этой серости звонко, радостно вдруг прозвуча ло: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих това рищей»... Заглянув на балкон общежи тия школы-интерната, я увидела двух девочек. Тут , укрывшись от д^э/КЙя и ветра, они без помех готовились к вступлению в пионе ры. Мы познакомились. Семья Любы Царенко переехала на лесной кордон. Ходить в Пес- коватскую школу далеко. Поэто му родители определили ее в ин тернат. Другая доверчиво сказа ла: к — Я — Валя Соколикова. Из Березняговки. Мама у меня умер ла. Я уже слышала о несчастье, постигшем многодетную семью. Но Валюшка здесь нашла второй родной дом. ...По разным причинам попада ют дети в Усманскую школу-ин тернат. Кому-то, как Любе, до школы далеко. Других привозят сюда по материальным соображе ниям. Третьи — как Валюшка. А есть и такие, кто стали сиротами при живых родителях. Юру Вино градова, например, мать попро сту бросила. Привезли его гря I- ным, оборванным. Никому не ве рил, всех сторонился. Трудно от ходил мальчик. По отошел. По могли ему Анна Афанасьевна Зарнпкова, Анна Михайловна Те легина, Мария Михайловна 1<о- стерева, Лариса Павловна-Какуш- кина. Он несколько лет провел в интернате. Сменялись учителя и воспитатели, а принцип оставался прежним — вернуть мальчику дет ство. Юре помогли найти друзей. Особенно сдружился с мальчика ми Золотаревыми из Иекрыловки. И на каникулы уезжал к ним. Учителя, воспитатели считают, что действовать нужно убежде нием. По бывают случаи, когда выдержка покидает их. Все гневные слова, какие пришли на ум, сказала учебный воспита тель Мария Ивановна Маркина гражданке Рязанцевой, когда та определяла троих детей в интер нат. Отмыли детей, одели во все повет,кое, показали женщине — смотри, узнаешь своих детей? И в интернате принялись «гасить» беду. Учили держать в порядке школьную форму, при шивать пуговицы, а главное — жить в большом коллективе. Маркина и про Валюшку Соко- ликову рассказала: — Ласковая, трудолюбивая де вочка. Послушная, она сразу всем понравилась. Но по математике слаба была. Ее взяли под особый контроль. Поручили заботам старших дево чек. Они опекали ее, звали играть. Тут как раз шефы подарили много новых игрушек. Все равно каждый выходной рвалась де вочка в Березняговку, в родной дом. К концу же учебного года Ва люшка повеселела и на выход ные оставалась в общежитии без огорчения. Поверила в новую семью. Тут и ее братишка в 5-м классе учится, в первый класс привезли младшую сестрен ку. ...В 22 часа в общежитии отбой. Мальчики, девочки расходятся по комнатам. Тесновато в них, но уютно. Вечером тише голоса, задушев нее разговоры, поверяют друг другу тайны, ищут ответы на вопросы, подчас мучительные. 11ужен кто-то, кто развеял бы сомнения. По «кто-то» должен быть человеком авторитетным, близким. И вот уже просят: — Валентина Дмитриевна, по сидите с нами. Ну, посидите... Валентина Дмитриевна Ивано ва, дежурный в ночь учитель, а с нового учебного года завуч, подсаживается к девочкам. Они сбились вокруг, спрашивают. Учи тельница отвечает, узнает сокро венное. В. БО ГОДАРО ВА , |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz