Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

ВОСПИТАТЕЛЬ, ТОВАРИЩ И ДРУГ ОПЫТ ОБОЕБНЩ Призыв москвичей «Каждому школьнику — прочные и глубокие знания» нашел горячий отклик среди учителей Завальской сред­ ней школы. Об этом говорят фак­ ты. 1970— 1971 учебный год за­ кончили без второгодников 12 учителей и 12 классов из 24-х. Прошлый — уже 18 учителей и 19 классов, 40 процентов учащих­ ся имели хорошие и отличные от­ метки, а успеваемость в целом составила 99 процентов. Из 49 вы­ пускников 19 поступили в вузы и техникумы. В текущем учебном году педа­ гогический коллектив намерен до­ биваться улучшения показателен. Для этого есть все возможности. 20 учителей из 38 имеют высшее образование, 6 — учатся заочно в педагогических вузах. В повы­ шении квалификации преподава­ телей большую роль играет рас­ пространение передового опыта. Центром такой работы стал ме­ тодический кабинет, оборудован­ ный своими силами. Здесь нахо­ дятся альбомы, папки с дидакти­ ческими материалами, в которых обобщен опыт учителей начальных классов, словесников, математи­ ков и по другим предметам. Ма­ териалами кабинета охотно поль- ■зуются и наши учителя, и школ “ куста. Активно действуют мето­ дические комиссии. Дирекция, парторганизация, местком профсоюза стремятся к созданию таких условий для учи­ телей, чтобы они имели время для творческой подготовки к урокам, -.для . самообразования, да и для отдыха. Поэтому каждый из учи­ телей имеет только по одному по­ ручению. Поручения, как прави­ ло, выполняются четко, с хоро­ шим результатом. Ведущими коллектив у нас по праву считают М. С. Парщикову, Н. И. Семину, А. М. Черникову, А. Ф. Жуликову, М. А. Матюни­ на. Они добиваются высокой ус­ певаемости, помогают товарищам, деятельно участвуют в обществен­ ной жизни. Для плодотворной работы шко­ ла располагает нужным учебным оборудованием. Есть киноаппара­ ты, магнитофон, универсальные проекторы, микроскопы, швейные машины. В прошлом учебном году приобретено учебно-наглядных по­ собии на 2.375 рублей, причем за счет средств, полученных от школьного учхоза. Кабинеты по предметам хорошо оборудованы, и это дает дополнительную воз­ можность для совершенствования уроков. Т. КУСТОВА , директор школы. На снимке: преподаватель био­ логии Завальской средней школы А. Ф. Жуликова (слева) с уча­ щимися на пришкольном участке. Фото В. Елютина. НАГРАЖДЕНЫ ЗНАЧКАМИ О ПЕРВОЙ средней школе ра- " ботают заслуженные учите­ ля школы РСФСР К. А. Волкова, А. К. Глотова, О. И. Колесникова, Е. М. Королева. Они были зачи­ нателями липецкого опыта, полу­ чившего широкое признание за пределами нашей области. Отлич­ никами народного просвещения являются преподаватели Т. С. Милашина, Н. А. Сухорукова, Н. М. Зюбина, Н. П. Сухоруков. А в канун Дня учителя стали от­ личниками просвещения В. Ф. Ивакина и Р. П. Терновых. 15 лет преподает Варвара Ф е­ доровна и ни разу не позволила себе прийти на урок неподготов­ ленной. Ученики на ее уроках постоянно заняты делом, учатся самостоятельно добывать зна­ ния. А в результате имеют хоро­ шие отметки по математике. Со своими питомцами учитель­ ница проводит беседы на полити­ ческие и этические темы, учит уважать людей, груд. Уроки, дополнительные заня­ тия, индивидуальная работа с учащимися не мешают ей выпол­ нять поручения. Она бессменный секретарь педагогического сове та, агитатор, член месткома. Раиса Петровна имеет 25 лет педагогического стажа, 10 из них работает без второгодников. В истекшем учебном году 80 про­ центов учеников 1-а класса, кото­ рый она вела, получали только хорошие и отличные отметки. Ее добрыми помощниками яв­ ляются журналы «Начальная школа», «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспи­ тание школьника», «Семья и школа», «Учительская газета». Дети любят обеих учительниц, коллеги и родители уважают их. К. РОДИОНОВА, директор школы. НАШ СЛОВЕСНИК 33 года преподает русский язык и литературу Тамара Михай­ ловна Шуленина, 24 из них — в нашей Сторожевской средней школе. Наизусть знает Шуленина стихи, целые страницы произведе­ ний любимых авторов, помнит мельчайшие факты из биографий писателей, оценки, данные их творчеству. Все много раз повторено, отшлифовано. О какой подготовке может идти речь? — скажет не­ посвященный в трудности и специфику учительского труда. Но только непосвященный. Тамара Михайловна же считает, что вот именно теперь — при большом-то стаже да больших знаниях — можно проникнуть в са­ мую глубину творчества, постичь сокровенные мысли. А, постиг­ нув, нужно еще подумать, как передать их учащимся. Пусть дети как следует поймут вот хотя бы эту строчку из пушкинского «Па­ мятника» — «...чувства добрые я лирой пробуждал». Часами готовит к уроку вопросы, «раздаточный материал», карточки, ясно представляет себе, чем будет заниматься на уроке каждый восьмиклассник, кому поручит реферат к зачету. И пусть она что-то возьмет из прошлых лет. Это ее долг и право. Все равно каждый новый урок по старой теме будет новым мето­ дическим вариантом, улучшится содержание урока. А вот эмоцио­ нальность прежняя. Каждое слово на уроке окрашено личным от­ ношением. Сколько раз говорила учащимся о стихотворении Мая­ ковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Но волнуется, как будто впервые говорит о верности гражданскому долгу. И все это нравится учащимся. Дисциплина на уроках отличная, та, которая бывает там, где все учащиеся заняты и заинтересованы. Открытые уроки Шулениной — целая школа для других учи­ телей. Не один раз ей заранее поручали подготовить разработки уроков по изучению творчества Лермонтова, Гоголя. И всегда она добросовестно делала это. Наша Тамара Михайловна любит эксперимент. В прошлом учебном году, например, в двух десятых классах вела уроки лите­ ратуры по двум новым и разным учебникам Афанасьева и Кова­ лева. Предпочтение отдала второму: более интересен. А в этом году у нее впервые четвертый класс. Нужно приспо­ собиться к ученикам, подтянуть — класс попался не очень силь­ ный. Проводит дополнительные занятия, охотно замещает пустую­ щие уроки пения, приходит в группу продленного дня, чтобы по­ мочь отстающим. А. ПАНАРИНА, завуч. ДОВЕРЕНО МОЛОДЫМ 53 выпускника педагогических пузов и техникумов пополнили учительскую семью района в ка­ нун нового учебного года. Как правило, о каждом из них в рай­ оне пришли хорошие отзывы. Одни успели проявить способ­ ности в организации учебного процесса, другие — в проведении различных массовых мероприя­ тий. Способности не остались не­ замеченными. Молодым смело до­ веряют ответственные должности. Завучем Бреславской средней школы назначена Наталья Евгень­ евна Давыдова, выпускница Ли­ пецкого пединститута, преподава­ тель русского языка и литерату­ ры. Завучем - организатором Ку­ ликовской средней школы стала Валентина Владимировна Кочер­ га' Она окончила Воронежский педагогический институт. Можно вполне надеяться, что доверие коллективов будет оправ­ дано. И обе они могут рассчиты­ вать на полезный совет более опытных учителей школ. Недавняя ученица Касимов­ ского художественного педагоги­ ческого училища Ирина Батрова вызвала настоящее восхищение учителей Завальской средней школы. Ирина отлично рисует, чертит и не жалеет времени для оформления школы. А. СИРОТИНА, инспектор район». Дать будущим учителям глубо­ кие знания, вооружить их мето­ дическим мастерством—первооче­ редная задача преподавателей педучилища. Так, биолог О. В. Кретова, го­ рячий любитель и защитник при­ роды, помогает учащимся подго­ товить доклады. С докладами они выступают перед родителями во время пятинедельной непрерыв­ ной практики. Отзывы о них очень хорошие. Без преподавателя музыки В. И. Коржа не обходится ни один вечер или концерт художе­ ственной самодеятельности. Он сам отлично поет в Усманском народном хоре, в составе кото­ рого недавно ездил в Москву. Два факультета окончила С. Я. Матюнина — биологии и физ- воспитания. Все успехи наших гимнастов — ее заслуга. Преподаватель рисования В. И. Столповский заслуженно считает­ ся помощником заведующих всех кабинетов. Художественный за­ мысел оформления обычно при­ надлежит ему. Он же и главный исполнитель. М. ЛОБОВА, секретарь парторганизации. ВАЛЮШКА С0К0ЛИК0ВА И ДРУГИЕ Мартовский денек был на ред­ кость серым. Низкие облака про­ сыпали на землю мелкий колю­ чий дождик. Порывами дул хо­ лодный ветер. И в этой серости звонко, радостно вдруг прозвуча­ ло: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих това­ рищей»... Заглянув на балкон общежи­ тия школы-интерната, я увидела двух девочек. Тут , укрывшись от д^э/КЙя и ветра, они без помех готовились к вступлению в пионе­ ры. Мы познакомились. Семья Любы Царенко переехала на лесной кордон. Ходить в Пес- коватскую школу далеко. Поэто­ му родители определили ее в ин­ тернат. Другая доверчиво сказа­ ла: к — Я — Валя Соколикова. Из Березняговки. Мама у меня умер­ ла. Я уже слышала о несчастье, постигшем многодетную семью. Но Валюшка здесь нашла второй родной дом. ...По разным причинам попада­ ют дети в Усманскую школу-ин­ тернат. Кому-то, как Любе, до школы далеко. Других привозят сюда по материальным соображе­ ниям. Третьи — как Валюшка. А есть и такие, кто стали сиротами при живых родителях. Юру Вино­ градова, например, мать попро­ сту бросила. Привезли его гря I- ным, оборванным. Никому не ве­ рил, всех сторонился. Трудно от­ ходил мальчик. По отошел. По­ могли ему Анна Афанасьевна Зарнпкова, Анна Михайловна Те­ легина, Мария Михайловна 1<о- стерева, Лариса Павловна-Какуш- кина. Он несколько лет провел в интернате. Сменялись учителя и воспитатели, а принцип оставался прежним — вернуть мальчику дет­ ство. Юре помогли найти друзей. Особенно сдружился с мальчика­ ми Золотаревыми из Иекрыловки. И на каникулы уезжал к ним. Учителя, воспитатели считают, что действовать нужно убежде­ нием. По бывают случаи, когда выдержка покидает их. Все гневные слова, какие пришли на ум, сказала учебный воспита­ тель Мария Ивановна Маркина гражданке Рязанцевой, когда та определяла троих детей в интер­ нат. Отмыли детей, одели во все повет,кое, показали женщине — смотри, узнаешь своих детей? И в интернате принялись «гасить» беду. Учили держать в порядке школьную форму, при­ шивать пуговицы, а главное — жить в большом коллективе. Маркина и про Валюшку Соко- ликову рассказала: — Ласковая, трудолюбивая де­ вочка. Послушная, она сразу всем понравилась. Но по математике слаба была. Ее взяли под особый контроль. Поручили заботам старших дево­ чек. Они опекали ее, звали играть. Тут как раз шефы подарили много новых игрушек. Все равно каждый выходной рвалась де­ вочка в Березняговку, в родной дом. К концу же учебного года Ва люшка повеселела и на выход­ ные оставалась в общежитии без огорчения. Поверила в новую семью. Тут и ее братишка в 5-м классе учится, в первый класс привезли младшую сестрен­ ку. ...В 22 часа в общежитии отбой. Мальчики, девочки расходятся по комнатам. Тесновато в них, но уютно. Вечером тише голоса, задушев­ нее разговоры, поверяют друг другу тайны, ищут ответы на вопросы, подчас мучительные. 11ужен кто-то, кто развеял бы сомнения. По «кто-то» должен быть человеком авторитетным, близким. И вот уже просят: — Валентина Дмитриевна, по­ сидите с нами. Ну, посидите... Валентина Дмитриевна Ивано­ ва, дежурный в ночь учитель, а с нового учебного года завуч, подсаживается к девочкам. Они сбились вокруг, спрашивают. Учи­ тельница отвечает, узнает сокро­ венное. В. БО ГОДАРО ВА , |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz