Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
НЕ ИЩИТЕ ЛЕГКИХ ПУТЕЙ Второго сентября миллионы со ветских детей придут в школу. Начнется новое увлекательное и не всегда легкое путешествие в Страну Знаний. Праздником на чинается оно, торжественными линейками, букетами цветов, улыбками и смехом, приобщени ем малышей-первоклассников к школьной жизни. И так же празднично пройдет этот день в школах нашего района. Ответственные задачи стоят перед учительством района. Нуж но передать воспитанникам гро мадную сумму знаний, воспитать их в духе преданности коммуни стическим идеалам, верными за ветам отцов. Нужно многое сде лать, чтобы осуществить переход ко всеобщему среднему образо ванию. И нужно раз навсегда из жить второгодничество. Десятилетия работал я в шко ле, обучал и воспытавал детей. Но с особым удовлетворением вспоминаю далекие тридцатые годы. Я тогда на протяжении не скольких лет руководил Первой пригородной начальной образцо вой школой. И у нас не было вто рогодников. В этом плане она была единственной в районе и Воронежской области. Учитель ский коллектив был дружным, ра ботал увлеченно. Никто из нас не считал свое образование за вершенным, и, кроме того, в школе существовали единые тре бования к ученикам. У нас не было пропусков без уважительных причин. Объясня ется это в первую очередь тем, что мы крепко дружили, именно дружили с родителями своих уче ников. Учитывая наши советы, они отводили детям уголки для выполнения домашних заданий, прививали детям аккуратность, дисциплинированность. Папы и у е о е о е о е с з е с э е с о е о е с У О Я СЛОВО СТАРОГО УЧИТЕЛЯ 0 у ■ Р «оесэеоесзесэесэ1соес ] мамы охотно посещали роди тельские собрания, любили кон церты, которые давали участники школьной самодеятельности. Учителя школы совместными усилиями обобщили свой опыт и подготовили к изданию книгу. Книга должна была выйти под ре дакцией профессора А. Б. Сели- хановича, одобрена Министерст вом просвещения и Центральным научно - исследовательским ин ститутом. Но началась Великая Отечественная война, и наш об щий труд по стечению обстоя тельств затерялся где-то. Конечно, речь идет о настоящем времени. Но мне, старому учи телю, приятно вспомнить и рас сказать вам, что и мы немало потрудились на ниве народного просвещения и достигли некото рых—пусть скромных—успехов. В школы района пришли выпу скники вузов, педагогических училищ. И мне хочется сказать тем, кто волнуется сейчас: вол нуйтесь! Ведь вам доверено от ветственное дело. Вам вручен самый ценный капитал нашего об щества — дети. Скажу прямо: не ждите и не ищите легких путей. Но зато сколько радостей испы таете после тщательно подготов ленного урока, какое громадное удовлетворение получите при хо рошем ответе ученика, добившись небольшой педагогической побе ды. Дружите с родителями своих учеников! И не забывайте, что у вас есть верные помощники — учителя старших поколений. И книги, которые поведут вас бла городным путем,— произведения Н. К. Крупской, В. А. Сухомлин- ского. Вы можете использовать опыт Ильи Николаевича Ульянова, выдающегося педагога и отца В. И. Ленина. Профессор математики М. Ко рякин писал об Илье Николаеви че: «И. Н. Ульянова мы, гимнази сты, глубоко уважали и любили. Уважали за прекрасное знание своего предмета и талантливое толковое изложение его, любили его за неизреченную доброту... Обаяние личности Ильи Николае вича оказывало на нас благотвор ное влияние. Некоторые из нас полюбили математику настолько, что впоследствии, в университе те, избрали ее своей специаль ностью, в том числе и я». А друг семьи Ульяновых —ста рая учительница В. В. Кашкада- мова вспоминала, что Илья Нико лаевич умел влюблять в себя учеников. При нем они чувствова ли себя прекрасно. Старались ближе к нему сесть, когда он бывал у них на уроках, и пока зать ему свою работу. Одна де вочка, сидевшая далеко от Ильи Николаевича, проползла под пар тами, чтобы показать выполнен ное ею задание. Есть, есть с кого брать при мер молодым учителям. Нужно только любить детей, любить школу, свое дело. А трудности преодолимы. Дерзайте! В преддверии нового учебного года позвольте мне — старому учителя - пенсионеру поздравить вас, дорогие педагоги, и вас, до рогие школьники, с знаменатель ным событием и пожелать вам больших успехов в труде и учебе, доброго здоровья. Побольше вам светлых и радостных дней! И. ТОВИЦКИЙ, заслуженный учитель школы РСФСР, персональный пенсионер. ЭФФЕКТ НОВИНКИ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МЕХАНИЗ АТОРА В. Г. СОКОЛОВА. Уже несколько лет подряд я руковожу звеном по выращива нию сахарной свеклы, и каждый раз убеждаюсь, каким все же важным и ответственным момен том является уборка. Иногда про ведешь все намеченные агротех нические мероприятия, а нужно го урожая не получишь. Так было и в прошлом году. Мы хорошо подготовили почву, своевремен но провели сев, прорывку, а ожи даемого количества корней не со брали. Правда, у меня урожай составил 250 центнеров, но разве это много? Подвела уборка. С самого на чала начали следовать неполадки, одна за другой. То камера допол нительной очистки комбайна за бьется, то тракторных тележек не хватит, то своевременно не доставят свекловичниц. А все по тому, что к уборке мы плохо го товились, недооценивали трудно сти ее. Думаю, что в этом году этого не произойдет. Прежде всего расскажу, что сделал я сам. Рань ше, как уже было сказано выше, сильно забивалась корнями каме ра дополнительной очистки. Что бы этого не случилось теперь, в камеру дополнительной очистки корней я поставил еще один вал. Теребильный аппарат, который тоже работал с перебоями, снаб дил битерами для очистки лап. Но самым главным усовершенст вованием этого года я считаю переоборудование тракторных тележек, которое мы произвели своими силами. Приспособление очень простое. Обычно много времени уходит на разгрузку корней. Прежде чем высыпать их а бурт, тракто рист, подъехав к нему, сходил с трактора, открывал борт, снова садился, включал гидросистему. Когда свекла высыпалась, опять выходил из трактора, чтобы за крыть борт. Теперь этого не будет. Попе рек тележки, от борта к борту, мы поставили пружину и соеди нительную тягу, снабдив ее регу лировочным винтом. После вклю чения гидросистемы, борт откры вается под действием тяжести корней и закрывается сжатием пружины, когда тележка освобож дается. Пружину мы взяли от списанного силосоуборочного комбайна, болты и тяги изгото вили своими силами. Большую по мощь в этом деле мне оказали кузнец Г. С. Порядин и сварщик А. Д. Кирин. Таким приспособлением мы ду маем снабдить все тележки. Вы года очевидна. Значительно сок ратится время на транспортиров ку корней от комбайнов к бур там. Ведь раньше мы много про стаивали не только потому, что ломался комбайн, но и от того, что своевременно не подходили тележки. Мне и сейчас говорят, что на комбайн будет выделено только две тележки одна для транспортировки корней, другая — для ботвы. Не менее важным подспорьем в работе явится предложенная мной система выгрузки корней. Раньше на плантации делался один бурт. Свекловичницы рабо тали вместе. Теперь бурты по ставим в конце каждой загонки. Этим достигнется лучшая органи зация соревнования между свек ловичницами, да и трактористы будут возвращаться к комбайну быстрей. Большим стимулом для всех станет новая система материально го стимулирования, разработанная парткомом и правлением колхо за. Коллективу каждого агрега та, убравшему до 1 октября 100 гектаров, запланировано выда вать 250 рублей, механизатор свеклопогрузчика за погрузку 4 тысяч тонн получит 100 рублей, и за каждую последующую тысячу —по 50 рублей. Не останутся в обиде шоферы. Работающим на машинах марки «ГАЗ» и перевезшим 600 тонн корней, намечено выдать 100 руб лей, на машинах «ЗИЛ» за 1000 тонн — 100 рублей. При перевоз ке последующей сотни они полу чат по 10 рублей. В этом году за нами закрепле но 110 гектаров. Имеется один комбайн КСТ-3. Но несмотря на это всю свеклу звено намерено убрать не позднее 1 октября. Су щественную роль в этом должны сыграть внесенные усовершенст вования в технику и новая орга низация труда. В. СОКОЛОВ, звеньевой механизированного звена колхоза имени Ленина. На снимке: В. Г. Соколов за ре гулировкой нового приспособле ния. ЗДРАВСТВУЙ, АЛЕША! — Здравствуй, Алеша! Мне протянул крепкую руку сероглазый парнишка небольшо го роста. Так вот он какой, Алеша Ярославцев, ученик Сторожев- ской средней школы. Целое ле то Алеша работал на тракторе Т-16М в совхозе «Ударник». — Помогаю строить мастер скую, — чуть смущаясь объяснил он мне. Будующая мастерская очень нужна совхозу: в ней будет обо рудован специальный цех с то карными, слесарными, фрезерны ми станками. Трудно поверить, что маленький, юркий и даже ка кой-то озорной Алешин трактор перевез груды белого силикатно го кирпича, из которого выросли стены этой мастерской. __ Не трудно, Алеша? — осто рожно спрашиваю я. — Привык уже, — говорит он и проводит вспотевшей рукой по волосам, жестким, непослушным, цвета зрелого поля. Привык... Как у него просто! Привык вставать в четыре часа утра, работать в зной, приходить домой затемно. В семье Ярославцевых пятеро детей. Самому маленькому брату Алеши пять лет. Отец работает бригадиром на железной дороге, мать — дежурной по переезду. И, конечно, в семье уже все зна ют, что Алеша будет механиза тором. Его давняя мечта—посту пить в Воронежский сельскохо зяйственный институт, стать инже нером. На вид Алеше не больше шест надцати, но в неторопливых дви жениях, твердой поступи узна ешь человека взрослого. Пози ровать фотокору Алеша не сумел, смущенно улыбаясь он опустился на сиденье в кабине и положил свои крепкие руки на руль. Как раз в этот момент мимо проехал синий ДТ-75 с тележкой, в кото рой сидели люди. — Вон отец Алешин! — сказал кто-то из механизаторов. Я увидела коренастого челове ка, одетого в форму железнодо рожника. Сначала он вниматель но и серьезно смотрел на сына и его трактор, на то, как щелкает затвором аппарата суетливый фо торепортер... Понял все... Дом Алеши находится у же лезной дороги, рядом со строя щейся мастерской. Наскоро поев, Алеша почти весь обеденный пе рерыв провозился со своим мото циклом, а потом проехал на нем. После обеда мы сидели в хо лодке на сосновом бревне. Але ша рассказывал о своем тракто ре. — Конечно, он не то, что К-700 или Т-150, но обладает большой маневренностью. Вождению трактора Алеша нау чился в школе. Этим летом с ним работал и его однокрассник Вик тор Деженин. Кончается лето. Для Алеши это последнее школьное лето. А там начнется у него новая, своя дорога, интересная дорога. Т. ШАХБАЗОВА. На снимке: ученик Сторожев- ской средней школы Алеша Ярославцев у своего трактора. Фото Н. Шишкина. ИЗДАНО ПОЛИТИЗДАТОМ Издательство политической ли тературы выпустило в свет оче редной, девятый том докумен тов партии и правительства по хозяйственным вопросам. В него включены основные документы высших органов партии и Совет ского государства по вопросам промышленности, сельского хо зяйства, строительства, транспор та, торговли, финансов, труда и по другим хозяйственным вопро сам за период с февраля 1972 по сентябрь 1973 года включи тельно. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz