Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

НЕ ИЩИТЕ ЛЕГКИХ ПУТЕЙ Второго сентября миллионы со­ ветских детей придут в школу. Начнется новое увлекательное и не всегда легкое путешествие в Страну Знаний. Праздником на­ чинается оно, торжественными линейками, букетами цветов, улыбками и смехом, приобщени­ ем малышей-первоклассников к школьной жизни. И так же празднично пройдет этот день в школах нашего района. Ответственные задачи стоят перед учительством района. Нуж­ но передать воспитанникам гро­ мадную сумму знаний, воспитать их в духе преданности коммуни­ стическим идеалам, верными за­ ветам отцов. Нужно многое сде­ лать, чтобы осуществить переход ко всеобщему среднему образо­ ванию. И нужно раз навсегда из­ жить второгодничество. Десятилетия работал я в шко­ ле, обучал и воспытавал детей. Но с особым удовлетворением вспоминаю далекие тридцатые годы. Я тогда на протяжении не­ скольких лет руководил Первой пригородной начальной образцо­ вой школой. И у нас не было вто­ рогодников. В этом плане она была единственной в районе и Воронежской области. Учитель­ ский коллектив был дружным, ра­ ботал увлеченно. Никто из нас не считал свое образование за­ вершенным, и, кроме того, в школе существовали единые тре­ бования к ученикам. У нас не было пропусков без уважительных причин. Объясня­ ется это в первую очередь тем, что мы крепко дружили, именно дружили с родителями своих уче­ ников. Учитывая наши советы, они отводили детям уголки для выполнения домашних заданий, прививали детям аккуратность, дисциплинированность. Папы и у е о е о е о е с з е с э е с о е о е с У О Я СЛОВО СТАРОГО УЧИТЕЛЯ 0 у ■ Р «оесэеоесзесэесэ1соес ] мамы охотно посещали роди­ тельские собрания, любили кон­ церты, которые давали участники школьной самодеятельности. Учителя школы совместными усилиями обобщили свой опыт и подготовили к изданию книгу. Книга должна была выйти под ре­ дакцией профессора А. Б. Сели- хановича, одобрена Министерст­ вом просвещения и Центральным научно - исследовательским ин­ ститутом. Но началась Великая Отечественная война, и наш об щий труд по стечению обстоя­ тельств затерялся где-то. Конечно, речь идет о настоящем времени. Но мне, старому учи­ телю, приятно вспомнить и рас­ сказать вам, что и мы немало потрудились на ниве народного просвещения и достигли некото­ рых—пусть скромных—успехов. В школы района пришли выпу­ скники вузов, педагогических училищ. И мне хочется сказать тем, кто волнуется сейчас: вол­ нуйтесь! Ведь вам доверено от­ ветственное дело. Вам вручен самый ценный капитал нашего об­ щества — дети. Скажу прямо: не ждите и не ищите легких путей. Но зато сколько радостей испы­ таете после тщательно подготов­ ленного урока, какое громадное удовлетворение получите при хо­ рошем ответе ученика, добившись небольшой педагогической побе­ ды. Дружите с родителями своих учеников! И не забывайте, что у вас есть верные помощники — учителя старших поколений. И книги, которые поведут вас бла­ городным путем,— произведения Н. К. Крупской, В. А. Сухомлин- ского. Вы можете использовать опыт Ильи Николаевича Ульянова, выдающегося педагога и отца В. И. Ленина. Профессор математики М. Ко­ рякин писал об Илье Николаеви­ че: «И. Н. Ульянова мы, гимнази­ сты, глубоко уважали и любили. Уважали за прекрасное знание своего предмета и талантливое толковое изложение его, любили его за неизреченную доброту... Обаяние личности Ильи Николае­ вича оказывало на нас благотвор­ ное влияние. Некоторые из нас полюбили математику настолько, что впоследствии, в университе­ те, избрали ее своей специаль­ ностью, в том числе и я». А друг семьи Ульяновых —ста­ рая учительница В. В. Кашкада- мова вспоминала, что Илья Нико­ лаевич умел влюблять в себя учеников. При нем они чувствова­ ли себя прекрасно. Старались ближе к нему сесть, когда он бывал у них на уроках, и пока­ зать ему свою работу. Одна де­ вочка, сидевшая далеко от Ильи Николаевича, проползла под пар­ тами, чтобы показать выполнен­ ное ею задание. Есть, есть с кого брать при­ мер молодым учителям. Нужно только любить детей, любить школу, свое дело. А трудности преодолимы. Дерзайте! В преддверии нового учебного года позвольте мне — старому учителя - пенсионеру поздравить вас, дорогие педагоги, и вас, до­ рогие школьники, с знаменатель­ ным событием и пожелать вам больших успехов в труде и учебе, доброго здоровья. Побольше вам светлых и радостных дней! И. ТОВИЦКИЙ, заслуженный учитель школы РСФСР, персональный пенсионер. ЭФФЕКТ НОВИНКИ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МЕХАНИЗ АТОРА В. Г. СОКОЛОВА. Уже несколько лет подряд я руковожу звеном по выращива­ нию сахарной свеклы, и каждый раз убеждаюсь, каким все же важным и ответственным момен­ том является уборка. Иногда про­ ведешь все намеченные агротех­ нические мероприятия, а нужно­ го урожая не получишь. Так было и в прошлом году. Мы хорошо подготовили почву, своевремен­ но провели сев, прорывку, а ожи­ даемого количества корней не со­ брали. Правда, у меня урожай составил 250 центнеров, но разве это много? Подвела уборка. С самого на­ чала начали следовать неполадки, одна за другой. То камера допол­ нительной очистки комбайна за­ бьется, то тракторных тележек не хватит, то своевременно не доставят свекловичниц. А все по­ тому, что к уборке мы плохо го­ товились, недооценивали трудно­ сти ее. Думаю, что в этом году этого не произойдет. Прежде всего расскажу, что сделал я сам. Рань­ ше, как уже было сказано выше, сильно забивалась корнями каме­ ра дополнительной очистки. Что­ бы этого не случилось теперь, в камеру дополнительной очистки корней я поставил еще один вал. Теребильный аппарат, который тоже работал с перебоями, снаб дил битерами для очистки лап. Но самым главным усовершенст­ вованием этого года я считаю переоборудование тракторных тележек, которое мы произвели своими силами. Приспособление очень простое. Обычно много времени уходит на разгрузку корней. Прежде чем высыпать их а бурт, тракто­ рист, подъехав к нему, сходил с трактора, открывал борт, снова садился, включал гидросистему. Когда свекла высыпалась, опять выходил из трактора, чтобы за­ крыть борт. Теперь этого не будет. Попе­ рек тележки, от борта к борту, мы поставили пружину и соеди­ нительную тягу, снабдив ее регу­ лировочным винтом. После вклю­ чения гидросистемы, борт откры­ вается под действием тяжести корней и закрывается сжатием пружины, когда тележка освобож­ дается. Пружину мы взяли от списанного силосоуборочного комбайна, болты и тяги изгото­ вили своими силами. Большую по­ мощь в этом деле мне оказали кузнец Г. С. Порядин и сварщик А. Д. Кирин. Таким приспособлением мы ду­ маем снабдить все тележки. Вы­ года очевидна. Значительно сок­ ратится время на транспортиров­ ку корней от комбайнов к бур­ там. Ведь раньше мы много про­ стаивали не только потому, что ломался комбайн, но и от того, что своевременно не подходили тележки. Мне и сейчас говорят, что на комбайн будет выделено только две тележки одна для транспортировки корней, другая — для ботвы. Не менее важным подспорьем в работе явится предложенная мной система выгрузки корней. Раньше на плантации делался один бурт. Свекловичницы рабо­ тали вместе. Теперь бурты по ставим в конце каждой загонки. Этим достигнется лучшая органи­ зация соревнования между свек­ ловичницами, да и трактористы будут возвращаться к комбайну быстрей. Большим стимулом для всех станет новая система материально­ го стимулирования, разработанная парткомом и правлением колхо­ за. Коллективу каждого агрега та, убравшему до 1 октября 100 гектаров, запланировано выда­ вать 250 рублей, механизатор свеклопогрузчика за погрузку 4 тысяч тонн получит 100 рублей, и за каждую последующую тысячу —по 50 рублей. Не останутся в обиде шоферы. Работающим на машинах марки «ГАЗ» и перевезшим 600 тонн корней, намечено выдать 100 руб­ лей, на машинах «ЗИЛ» за 1000 тонн — 100 рублей. При перевоз­ ке последующей сотни они полу­ чат по 10 рублей. В этом году за нами закрепле­ но 110 гектаров. Имеется один комбайн КСТ-3. Но несмотря на это всю свеклу звено намерено убрать не позднее 1 октября. Су­ щественную роль в этом должны сыграть внесенные усовершенст­ вования в технику и новая орга­ низация труда. В. СОКОЛОВ, звеньевой механизированного звена колхоза имени Ленина. На снимке: В. Г. Соколов за ре­ гулировкой нового приспособле­ ния. ЗДРАВСТВУЙ, АЛЕША! — Здравствуй, Алеша! Мне протянул крепкую руку сероглазый парнишка небольшо­ го роста. Так вот он какой, Алеша Ярославцев, ученик Сторожев- ской средней школы. Целое ле­ то Алеша работал на тракторе Т-16М в совхозе «Ударник». — Помогаю строить мастер­ скую, — чуть смущаясь объяснил он мне. Будующая мастерская очень нужна совхозу: в ней будет обо­ рудован специальный цех с то­ карными, слесарными, фрезерны­ ми станками. Трудно поверить, что маленький, юркий и даже ка­ кой-то озорной Алешин трактор перевез груды белого силикатно­ го кирпича, из которого выросли стены этой мастерской. __ Не трудно, Алеша? — осто­ рожно спрашиваю я. — Привык уже, — говорит он и проводит вспотевшей рукой по волосам, жестким, непослушным, цвета зрелого поля. Привык... Как у него просто! Привык вставать в четыре часа утра, работать в зной, приходить домой затемно. В семье Ярославцевых пятеро детей. Самому маленькому брату Алеши пять лет. Отец работает бригадиром на железной дороге, мать — дежурной по переезду. И, конечно, в семье уже все зна­ ют, что Алеша будет механиза­ тором. Его давняя мечта—посту­ пить в Воронежский сельскохо­ зяйственный институт, стать инже­ нером. На вид Алеше не больше шест­ надцати, но в неторопливых дви­ жениях, твердой поступи узна­ ешь человека взрослого. Пози­ ровать фотокору Алеша не сумел, смущенно улыбаясь он опустился на сиденье в кабине и положил свои крепкие руки на руль. Как раз в этот момент мимо проехал синий ДТ-75 с тележкой, в кото­ рой сидели люди. — Вон отец Алешин! — сказал кто-то из механизаторов. Я увидела коренастого челове­ ка, одетого в форму железнодо­ рожника. Сначала он вниматель­ но и серьезно смотрел на сына и его трактор, на то, как щелкает затвором аппарата суетливый фо­ торепортер... Понял все... Дом Алеши находится у же­ лезной дороги, рядом со строя­ щейся мастерской. Наскоро поев, Алеша почти весь обеденный пе­ рерыв провозился со своим мото­ циклом, а потом проехал на нем. После обеда мы сидели в хо­ лодке на сосновом бревне. Але­ ша рассказывал о своем тракто­ ре. — Конечно, он не то, что К-700 или Т-150, но обладает большой маневренностью. Вождению трактора Алеша нау­ чился в школе. Этим летом с ним работал и его однокрассник Вик­ тор Деженин. Кончается лето. Для Алеши это последнее школьное лето. А там начнется у него новая, своя дорога, интересная дорога. Т. ШАХБАЗОВА. На снимке: ученик Сторожев- ской средней школы Алеша Ярославцев у своего трактора. Фото Н. Шишкина. ИЗДАНО ПОЛИТИЗДАТОМ Издательство политической ли­ тературы выпустило в свет оче­ редной, девятый том докумен­ тов партии и правительства по хозяйственным вопросам. В него включены основные документы высших органов партии и Совет­ ского государства по вопросам промышленности, сельского хо­ зяйства, строительства, транспор­ та, торговли, финансов, труда и по другим хозяйственным вопро­ сам за период с февраля 1972 по сентябрь 1973 года включи­ тельно. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz