Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

ОТВЕСТВТНЕНЫ М 1 0 1 1 ) 1 0 ИВУ В преддверии нового учебного годе собрались учителя района на традиционное августовское совещание. Переполнен Усман- '•^Ский Дом культуры. Рядом с ве­ теранами педагогических коллек­ тивов — молодые учителя. Об­ суждается важный вопрос: «О ме­ рах по завершению перехода ко всеобщему среднему образова нию молодежи в Усманском рай­ оне». Докладчик — заведующий райОно Л. А. Сушков приводит факты, свидетельствующие о зна­ чительных сдвигах в этом плане. И есть кому добиваться сдви­ гов. Школы укомплектованы в основном хорошо подготовлен­ ными кадрами. Десятки учителей продолжают образование заоч­ но, проходят переподготовку. 125 учителей награждены значком. «Отличник просвещения РСФСР». Вырос отряд педагогов, удостоен­ ных звания заслуженный учитель школы РСФСР. Оно присвоено В. Е. Душкиной, учительнице био­ логии и химии Октябрьской средней школы. На совещании она поделилась опытом работы, рассказала о юннатах школы, учебно-производственной брига­ де, о том, что за последние го­ ды 83 выпускника остались в се­ ле, избрали сельскохозяйствен­ ные специальности. Учителя добились повышения успеваемости. В итоге прошлого учебного года она составила 99,1 процента. А хорошая успевае­ мость, как известно, — одна из преград для отсева из школ. В течение года проводились фронтальные проверки школ, ра­ ботники районе посетили 1200 уроков, учащиеся писали конт­ рольные. Доклад насыщен фак­ тами, цифрами — положение в школах предельно ясно для соб­ иравшихся. И также ясно каждо­ му, что успех учителя зависит от его любви к детям, от того, как учитель стремится к само­ образованию, к постижению но­ вого, передового. Об этом убе­ дительно говорит опыт учительни­ цы Сторожевской средней школы Т. М. Шулепиной. Она- по собст­ венной инициативе приступила к работе с первым эксперимен­ тальным учебником по русскому языку, как только он появился. Практически с опережением на целый год занималась с детьми по новой программе и добилась успехов. В ее классах неизменно 100-процентная успеваемость. По­ ловина учеников учится только на «4» и «5». У такого учителя— энтузиаста ученики просто не мо­ гут учиться плохо. Немало и недостатков отметил в докладе заведующий районе. Например, в Дрязгинской сред­ ней школе плохо преподается математика. Эго стало ясно пос­ ле проведения там контрольных работ и после проверки инспек­ торской бригадой облоно. Учи­ теля слабо владеют рациональны­ ми приемами организации труда. Нет предварительной подготов­ ки к уроку, на изучение нового материала подчас остается 6— 12 минут. Не применяются наг­ лядные пособия и технические 1 4 0 ■СЭ■СЭ■ (—) IСЭ ■Ш ■СЭ■@3* ■ 8 С августовского совещания учителей О ! ю 1 0 1 а 1 0 1 0 Ю 1 0 1 С средства обучения. Планы уро­ ков были схематичными, следо­ вательно, предстоящий урок не продумывался заранее во всех деталях. Запущена индивидуаль­ ная работа с учищимися. Пробе­ лы в работе математиков, при­ ведшие к плохим знаниям детей, есть результат бесконтрольности, допущенной директором и заву­ чем школы. В нарушение требований новых программ некоторые учителя не полностью используют материал учебника, придумывают свои за­ дания или пользуются заданиями прошлых лет. А ведь задания в учебнике подобраны в строго ло­ гической последовательности, взаимосвязаны и это помогает ученикам идти от простого к сложному. Одна из задач нового учебного года — это снижение числа вто­ рогодников на общем фоне по­ вышения успеваемости, постоян­ ного увеличения хороших и от­ личных отметок. Совершенно не­ допустимо оставлять на второй год первоклассников. Нужно на­ ладить строгий учет учащихся, особенно 8-классников, следить за судьбой каждого из них, что­ бы охватить буквально всю моло­ дежь всеми видами среднего об­ разования. С предстоящего учебного года о деятельности школы будут судить не только по проценту успеваемости. Не менее важен процент учащихся, своевременно оканчивающих 8 классов от чис­ ла поступивших в 1-й класс 8 лет назад, 10 классов — от чис­ ла пришедших в школу 10 лет назад, процент охвата средним образованием выпускников 8-го класса (в 1975 году он должен составить 100 процентов). Зада­ ние школам определяется также выполнением народнохозяйствен­ ного плана по всем показателям и особенно по приему в девятые классы. В свете постановления о все­ общем среднем образовании рез­ ко повышается и усложняется роль вечерних школ, вечерних классов. Тем более, что в райо­ не около двух тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, которые работают на про­ изводстве и не имеют среднего образования, а нередко еще и 8- классного. Тут главная забота—со­ хранить контингент учащихся, ат­ тестовать учащихся в соответст­ вии с существующими нормами, а не ради «престижных» интере­ сов школы. Директор Куликовской средней школы Г. С. Вострикова расска­ зала участникам совещания, как выполняется закон о 8-летнем всеобуче. Прежде всего, четко налажен учет. Для этого учите­ ля закреплены за микрорайона­ ми. Они делают подворные об­ ходы, знакомятся с бытовыми ус­ ловиями, в которых живут де­ ти, и ведут учет. Ежедневно в школе точно известно число и фамилии неявившихся. Дежурный класс ведет «тетрадь порядка». В ней выставляются оценки клас­ сам за прошедший день и отме­ чаются неявившиеся ученики. Дежурный учитель подводит итог по школе и докладывает дежур­ ному администратору. Оператив­ ные данные о явке позволяют немедленно принять мэры. К этой работе привлекаются комсомоль­ ско-пионерские посты всеобуча. Усилия куликовских учителей, естественно, приносят хорошие оезультаты. Здесь в течение ряда лет нет отсева из 1—8 классов без уважительных причин. Второгод­ никам уделяется самое присталь­ ное внимание и они переходят в следующий класс. Школа испытывает затруднение: плохо организован подвоз уча­ щихся. Правление колхоза- «Ле­ нинский путь», руководители Ку­ ликовского лесхоза плохо откли­ каются на просьбы школы. Шко­ ле нужен интернат, так как не­ которые учащиеся живут за 9— 10 километров, и нужен хороший учитель иностранного языка. Директор средней школы № 3 В. И. Бадалов говорил о трудно­ стях, стоящих перед школой. В частности, школа перегружена, настоятельно необходимо в те­ чение 75—76 годов сделать при­ стройку к школе. Ведь в школе нет ни групп продленного дня, ни кабинетов, что снижает воз­ можности школы для обучения и воспитания. По мнению тов. Бадалова (и можно вполне поддержать его), смешторг, райпотребсоюз, комби­ нат бытового обслуживания насе­ ления, организуя курсы и школы для подготовки работников свое­ го профиля, должны обеспечить также обучение и в девятых классах школ рабочей молодежи. Нужно показывать учащимся выгоды среднего образования для каждого из них. Пусть они знают, что, как установлено ис­ следованиями, имеющие среднее образование в два раза быстрее повышают разряды, чем рабочие с 8-летним образованием. В 4—5 раз больше число рацпредложе­ ний также у тех, кто закончил десять классов. К сожалению, не было сказано, как в школе реа­ лизуется эта очень правильная мысль, -Выступающий считает также, что связь школы с ГПТУ № 23 в деле профориентации должна быть постоянной и крепкой. Ру­ ководители ГПТУ в свою очередь считают необходимым укреплять связи со школами города, в том числе и со школой № 3. Поче­ му в таком случае эти связи все еще оставляют желать лучшего? Об итогах вступительных экза­ менов в педучилище говорил его директор Д. Т. Свиридов. Оказа­ лось, что ни один отличник из школ района не поступал в учи­ лище, что некоторые абитуриенты из города и сел района обнаружи­ ли серьезные пробелы в знаниях. Это нужно учесть преподавателям русского языка и математики. Анализ экзаменов подтвердил, что в разных школах по-разному подходят к оценке знаний уча­ щихся. Подчас ученик заслужива­ ет двойки, а ему ставят тройку в обход существующих норм оце­ нок. Где же в таком случае со­ весть учителя, которому так мно­ го дано? Из каких соображений забывает он о своем долге? Долг. Долг учителя! О нем также говорил в своем выступле­ нии директор Девицкой средней школы А. М. Лункин. И в качест­ ве примера привел необыкновен­ но серьезное отношение к делу учителя немецкого языка Г. Г. Ходова. Он ведет уроки на не­ мецком языке, стремясь к глав­ ной цели — практическому ов ладению учащимися разговорной рочью. Постоянно применяет зву­ козаписи, репродукции, таблицы, диафильмы и кинофильмы. Прав­ да, районная фильмотека очень бедна фильмами на немецком языке. Но и после у-рока учащиеся дополняют свои знания чтением книг на немецком языке. Их в школьной библиотеке 80. Такое чтение учителем контролируется и поощряется. На уроках он широко применяет материалы о жизни ГДР из немецких газет и журналов. Отлично зарекомендовала себя учитель математики 5 —7 клас­ сов А. А. Чулюкова. Организуя самостоятельные работы, она учитывает возможности каждого из учащихся. В школе твердо убеждены: для того, чтобы научить детей приобретать знания самостоя­ тельно, их прежде всего нужно -научить работать с книгой. Учи­ теля составляют памятки, реко­ мендации на темы — самостоя­ тельная работа с книгой, правила пользования орфографическими словарями, как готовить домаш­ ние задания, как составить план и конспект и другие. Обычен во­ прос к 1—2 учащимся (в первую очередь о-н обращен к слабым ученикам) — как они будут вы­ полнять задания с помощью па­ мяток. Учителя согласились с мнени­ ем учителя Пригородной шко­ лы № 1 О. Т. Буниной, что ра­ бота с шестилетками во многом определит судьбу учеников в первом классе. Завуч ОПТУ № 8 А. И. Гнезди­ лова рассказала, что пока в училище подано немногим более ста заявлений. Это в какой-то мере результат недоработок школ района. Учителя, п-ро,водя -работу по профориентации уча­ щихся, забывают об училище. Его представителям обычно предла­ гают побеседовать только с теми учениками, от которых хотят из­ бавиться, кто числится в разряде «трудных» и «неподдающихся». А между тем в районе не хватает механизаторов, имеющих хоро­ шую общеобразовательную -и теоретическую подготовку. Выступавшие продемонстриро­ вали понимание своих задач, за­ боту о выполнении решений XXIV съезда о школе. Конферен­ ция приняла рекомендации. На конференции выступили так­ же секретарь райкома ВЛКСМ В. Д. Шикин, заместитель заве­ дующего школьным отделом об­ кома КПСС И. С. Щеглов. Сек­ ретарь райкома партии Л. В. Барбуш выступила с докладом. Большая группа учителей на­ граждена Почетными грамотами. На снимке: группа учителей — молодых и ветеранов в перерыве. СЛУЖБА БЫТА, ГДЕ ТЫ? Жители Поддубровского сельсовета недовольны. Еще бы! Из- за пустяка порой, отрываясь от дел, нужно ехать в райцентр. Был тут дом быта, но в первых числах августа его закрыли: нужно ремонтировать. Остались неисполненными несколько заказов, нереализованными некоторые готовые изделия. Но почему все- таки закрыли? М. Б. Толстых, она работала в доме быта сначала швеей, потом приемщицей, рассказывает: — Зимой в здании было очень холодно. Жгли по четыре вед­ ра угля и только к вечеру мало-мальски нагревалось, а рабочий день уже кончался. Печку нужно ремонтировать. Ни одна из четы­ рех дверей плотно не прикрывалась. Рушилась штукатурка. Элект­ ропроводка в примерочной сделана неправильно. Уголь хранить негде и приходится ссыпать его в комнате для парикмахера. На жалобы в сельсовет последовали обещания сделать при­ стройку для топлива, а остальные претензии переадресовали прав­ лению колхоза «Россия», на балансе которого находится здание. — Сейчас не до того, — сказал председатель правления тов. Боев. — Другие задачи решаем. Одним словом, дом быта закрыли. Одна надежда — дож ­ даться приезда бытовиков из города. Но мастера приезжают не­ регулярно или с опозданием. л. НИКИТИН НАДЕЖНАЯ ПОМОЩЬ Темпы уборки во многом зави­ сят от того, как организовано техническое обслуживание в по­ ле. В колхозе «Большевик» ус­ транять неполадки поручили не­ большому коллективу — шоферу Валентину Маньшину, сварщику Владимиру Шилину и механику по сельхозмашинам Геннадию Христофорову. Каждый день ма­ шина, оборудованная под пере­ движную мастерскую, по Нисколь­ ку раз появляется у комбайнов, а теперь на полях, где пашут и сеют. Поломки техники устраня­ ются и борозде. Полеводы считают, что канди­ датуру на обслуживание техники подобрали правильно. В. НР-ВР-ЖИН, С Ч А С Т Ь Е и а р о д н о й з е м л е Мария Афанасьевна и Кузьма Петрович Зелеп-у«ины дважды уезжали в далекие края. Непло­ хо жили н-а новых местах, но тя­ нуло переселенцев на родину, в село Девицу. И теперь вот уже десять лет работают в колхозе «1 Мая» — по возвращении из Амурской области. Мария Афа­ насьевна доярка на МТФ № 3, супруг ее был скотником пасту­ хом, сейчас встретишь его на раз­ ных участках. Правление помогло построить дом, обзавестись хозяйством. Но и супруги трудятся не за страх, а за совесть. Зелепу'кина — лучшая доярка на ферме. На текущий год брала обязательство надо­ ить от коровы по 2400 килограм­ мов молока. А сейчас твердо уве. рена, что превысит обязательст­ во— надоит не менее 3000. За досрочное выполнение плана по­ лугодия она получила денежную премию в сумме 130 рублей. В июле среднесуточный надой в ее группе составил 15 кило­ граммов от коровы. В августе по­ казатель остался тоже высоким —10—11 килограммов в сутки. А между тем жизнь проходит не без трудностей. Живут супру­ ги далеко. Два километра шага­ ет доярка во всякую погоду, и тем же путем идет обратно. Иной раз коров доят вручную. Но не жалуется. Она любит село, любит работу, ценит помощь колхоза. Это для нее главное. Довольна Мария Афанасьевна достатком в доме и тем, что до­ чери живут с ними. Тамара —ла­ борантка в местной средней шко­ ле. Люба — помощник начальни­ ка Девицкого Отделения связи. Супруги считают, что живут они счастливо и не хотят иной судь­ бы. ^ В. ГЛАЗКОВ, 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz