Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
ОТВЕСТВТНЕНЫ М 1 0 1 1 ) 1 0 ИВУ В преддверии нового учебного годе собрались учителя района на традиционное августовское совещание. Переполнен Усман- '•^Ский Дом культуры. Рядом с ве теранами педагогических коллек тивов — молодые учителя. Об суждается важный вопрос: «О ме рах по завершению перехода ко всеобщему среднему образова нию молодежи в Усманском рай оне». Докладчик — заведующий райОно Л. А. Сушков приводит факты, свидетельствующие о зна чительных сдвигах в этом плане. И есть кому добиваться сдви гов. Школы укомплектованы в основном хорошо подготовлен ными кадрами. Десятки учителей продолжают образование заоч но, проходят переподготовку. 125 учителей награждены значком. «Отличник просвещения РСФСР». Вырос отряд педагогов, удостоен ных звания заслуженный учитель школы РСФСР. Оно присвоено В. Е. Душкиной, учительнице био логии и химии Октябрьской средней школы. На совещании она поделилась опытом работы, рассказала о юннатах школы, учебно-производственной брига де, о том, что за последние го ды 83 выпускника остались в се ле, избрали сельскохозяйствен ные специальности. Учителя добились повышения успеваемости. В итоге прошлого учебного года она составила 99,1 процента. А хорошая успевае мость, как известно, — одна из преград для отсева из школ. В течение года проводились фронтальные проверки школ, ра ботники районе посетили 1200 уроков, учащиеся писали конт рольные. Доклад насыщен фак тами, цифрами — положение в школах предельно ясно для соб иравшихся. И также ясно каждо му, что успех учителя зависит от его любви к детям, от того, как учитель стремится к само образованию, к постижению но вого, передового. Об этом убе дительно говорит опыт учительни цы Сторожевской средней школы Т. М. Шулепиной. Она- по собст венной инициативе приступила к работе с первым эксперимен тальным учебником по русскому языку, как только он появился. Практически с опережением на целый год занималась с детьми по новой программе и добилась успехов. В ее классах неизменно 100-процентная успеваемость. По ловина учеников учится только на «4» и «5». У такого учителя— энтузиаста ученики просто не мо гут учиться плохо. Немало и недостатков отметил в докладе заведующий районе. Например, в Дрязгинской сред ней школе плохо преподается математика. Эго стало ясно пос ле проведения там контрольных работ и после проверки инспек торской бригадой облоно. Учи теля слабо владеют рациональны ми приемами организации труда. Нет предварительной подготов ки к уроку, на изучение нового материала подчас остается 6— 12 минут. Не применяются наг лядные пособия и технические 1 4 0 ■СЭ■СЭ■ (—) IСЭ ■Ш ■СЭ■@3* ■ 8 С августовского совещания учителей О ! ю 1 0 1 а 1 0 1 0 Ю 1 0 1 С средства обучения. Планы уро ков были схематичными, следо вательно, предстоящий урок не продумывался заранее во всех деталях. Запущена индивидуаль ная работа с учищимися. Пробе лы в работе математиков, при ведшие к плохим знаниям детей, есть результат бесконтрольности, допущенной директором и заву чем школы. В нарушение требований новых программ некоторые учителя не полностью используют материал учебника, придумывают свои за дания или пользуются заданиями прошлых лет. А ведь задания в учебнике подобраны в строго ло гической последовательности, взаимосвязаны и это помогает ученикам идти от простого к сложному. Одна из задач нового учебного года — это снижение числа вто рогодников на общем фоне по вышения успеваемости, постоян ного увеличения хороших и от личных отметок. Совершенно не допустимо оставлять на второй год первоклассников. Нужно на ладить строгий учет учащихся, особенно 8-классников, следить за судьбой каждого из них, что бы охватить буквально всю моло дежь всеми видами среднего об разования. С предстоящего учебного года о деятельности школы будут судить не только по проценту успеваемости. Не менее важен процент учащихся, своевременно оканчивающих 8 классов от чис ла поступивших в 1-й класс 8 лет назад, 10 классов — от чис ла пришедших в школу 10 лет назад, процент охвата средним образованием выпускников 8-го класса (в 1975 году он должен составить 100 процентов). Зада ние школам определяется также выполнением народнохозяйствен ного плана по всем показателям и особенно по приему в девятые классы. В свете постановления о все общем среднем образовании рез ко повышается и усложняется роль вечерних школ, вечерних классов. Тем более, что в райо не около двух тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, которые работают на про изводстве и не имеют среднего образования, а нередко еще и 8- классного. Тут главная забота—со хранить контингент учащихся, ат тестовать учащихся в соответст вии с существующими нормами, а не ради «престижных» интере сов школы. Директор Куликовской средней школы Г. С. Вострикова расска зала участникам совещания, как выполняется закон о 8-летнем всеобуче. Прежде всего, четко налажен учет. Для этого учите ля закреплены за микрорайона ми. Они делают подворные об ходы, знакомятся с бытовыми ус ловиями, в которых живут де ти, и ведут учет. Ежедневно в школе точно известно число и фамилии неявившихся. Дежурный класс ведет «тетрадь порядка». В ней выставляются оценки клас сам за прошедший день и отме чаются неявившиеся ученики. Дежурный учитель подводит итог по школе и докладывает дежур ному администратору. Оператив ные данные о явке позволяют немедленно принять мэры. К этой работе привлекаются комсомоль ско-пионерские посты всеобуча. Усилия куликовских учителей, естественно, приносят хорошие оезультаты. Здесь в течение ряда лет нет отсева из 1—8 классов без уважительных причин. Второгод никам уделяется самое присталь ное внимание и они переходят в следующий класс. Школа испытывает затруднение: плохо организован подвоз уча щихся. Правление колхоза- «Ле нинский путь», руководители Ку ликовского лесхоза плохо откли каются на просьбы школы. Шко ле нужен интернат, так как не которые учащиеся живут за 9— 10 километров, и нужен хороший учитель иностранного языка. Директор средней школы № 3 В. И. Бадалов говорил о трудно стях, стоящих перед школой. В частности, школа перегружена, настоятельно необходимо в те чение 75—76 годов сделать при стройку к школе. Ведь в школе нет ни групп продленного дня, ни кабинетов, что снижает воз можности школы для обучения и воспитания. По мнению тов. Бадалова (и можно вполне поддержать его), смешторг, райпотребсоюз, комби нат бытового обслуживания насе ления, организуя курсы и школы для подготовки работников свое го профиля, должны обеспечить также обучение и в девятых классах школ рабочей молодежи. Нужно показывать учащимся выгоды среднего образования для каждого из них. Пусть они знают, что, как установлено ис следованиями, имеющие среднее образование в два раза быстрее повышают разряды, чем рабочие с 8-летним образованием. В 4—5 раз больше число рацпредложе ний также у тех, кто закончил десять классов. К сожалению, не было сказано, как в школе реа лизуется эта очень правильная мысль, -Выступающий считает также, что связь школы с ГПТУ № 23 в деле профориентации должна быть постоянной и крепкой. Ру ководители ГПТУ в свою очередь считают необходимым укреплять связи со школами города, в том числе и со школой № 3. Поче му в таком случае эти связи все еще оставляют желать лучшего? Об итогах вступительных экза менов в педучилище говорил его директор Д. Т. Свиридов. Оказа лось, что ни один отличник из школ района не поступал в учи лище, что некоторые абитуриенты из города и сел района обнаружи ли серьезные пробелы в знаниях. Это нужно учесть преподавателям русского языка и математики. Анализ экзаменов подтвердил, что в разных школах по-разному подходят к оценке знаний уча щихся. Подчас ученик заслужива ет двойки, а ему ставят тройку в обход существующих норм оце нок. Где же в таком случае со весть учителя, которому так мно го дано? Из каких соображений забывает он о своем долге? Долг. Долг учителя! О нем также говорил в своем выступле нии директор Девицкой средней школы А. М. Лункин. И в качест ве примера привел необыкновен но серьезное отношение к делу учителя немецкого языка Г. Г. Ходова. Он ведет уроки на не мецком языке, стремясь к глав ной цели — практическому ов ладению учащимися разговорной рочью. Постоянно применяет зву козаписи, репродукции, таблицы, диафильмы и кинофильмы. Прав да, районная фильмотека очень бедна фильмами на немецком языке. Но и после у-рока учащиеся дополняют свои знания чтением книг на немецком языке. Их в школьной библиотеке 80. Такое чтение учителем контролируется и поощряется. На уроках он широко применяет материалы о жизни ГДР из немецких газет и журналов. Отлично зарекомендовала себя учитель математики 5 —7 клас сов А. А. Чулюкова. Организуя самостоятельные работы, она учитывает возможности каждого из учащихся. В школе твердо убеждены: для того, чтобы научить детей приобретать знания самостоя тельно, их прежде всего нужно -научить работать с книгой. Учи теля составляют памятки, реко мендации на темы — самостоя тельная работа с книгой, правила пользования орфографическими словарями, как готовить домаш ние задания, как составить план и конспект и другие. Обычен во прос к 1—2 учащимся (в первую очередь о-н обращен к слабым ученикам) — как они будут вы полнять задания с помощью па мяток. Учителя согласились с мнени ем учителя Пригородной шко лы № 1 О. Т. Буниной, что ра бота с шестилетками во многом определит судьбу учеников в первом классе. Завуч ОПТУ № 8 А. И. Гнезди лова рассказала, что пока в училище подано немногим более ста заявлений. Это в какой-то мере результат недоработок школ района. Учителя, п-ро,водя -работу по профориентации уча щихся, забывают об училище. Его представителям обычно предла гают побеседовать только с теми учениками, от которых хотят из бавиться, кто числится в разряде «трудных» и «неподдающихся». А между тем в районе не хватает механизаторов, имеющих хоро шую общеобразовательную -и теоретическую подготовку. Выступавшие продемонстриро вали понимание своих задач, за боту о выполнении решений XXIV съезда о школе. Конферен ция приняла рекомендации. На конференции выступили так же секретарь райкома ВЛКСМ В. Д. Шикин, заместитель заве дующего школьным отделом об кома КПСС И. С. Щеглов. Сек ретарь райкома партии Л. В. Барбуш выступила с докладом. Большая группа учителей на граждена Почетными грамотами. На снимке: группа учителей — молодых и ветеранов в перерыве. СЛУЖБА БЫТА, ГДЕ ТЫ? Жители Поддубровского сельсовета недовольны. Еще бы! Из- за пустяка порой, отрываясь от дел, нужно ехать в райцентр. Был тут дом быта, но в первых числах августа его закрыли: нужно ремонтировать. Остались неисполненными несколько заказов, нереализованными некоторые готовые изделия. Но почему все- таки закрыли? М. Б. Толстых, она работала в доме быта сначала швеей, потом приемщицей, рассказывает: — Зимой в здании было очень холодно. Жгли по четыре вед ра угля и только к вечеру мало-мальски нагревалось, а рабочий день уже кончался. Печку нужно ремонтировать. Ни одна из четы рех дверей плотно не прикрывалась. Рушилась штукатурка. Элект ропроводка в примерочной сделана неправильно. Уголь хранить негде и приходится ссыпать его в комнате для парикмахера. На жалобы в сельсовет последовали обещания сделать при стройку для топлива, а остальные претензии переадресовали прав лению колхоза «Россия», на балансе которого находится здание. — Сейчас не до того, — сказал председатель правления тов. Боев. — Другие задачи решаем. Одним словом, дом быта закрыли. Одна надежда — дож даться приезда бытовиков из города. Но мастера приезжают не регулярно или с опозданием. л. НИКИТИН НАДЕЖНАЯ ПОМОЩЬ Темпы уборки во многом зави сят от того, как организовано техническое обслуживание в по ле. В колхозе «Большевик» ус транять неполадки поручили не большому коллективу — шоферу Валентину Маньшину, сварщику Владимиру Шилину и механику по сельхозмашинам Геннадию Христофорову. Каждый день ма шина, оборудованная под пере движную мастерскую, по Нисколь ку раз появляется у комбайнов, а теперь на полях, где пашут и сеют. Поломки техники устраня ются и борозде. Полеводы считают, что канди датуру на обслуживание техники подобрали правильно. В. НР-ВР-ЖИН, С Ч А С Т Ь Е и а р о д н о й з е м л е Мария Афанасьевна и Кузьма Петрович Зелеп-у«ины дважды уезжали в далекие края. Непло хо жили н-а новых местах, но тя нуло переселенцев на родину, в село Девицу. И теперь вот уже десять лет работают в колхозе «1 Мая» — по возвращении из Амурской области. Мария Афа насьевна доярка на МТФ № 3, супруг ее был скотником пасту хом, сейчас встретишь его на раз ных участках. Правление помогло построить дом, обзавестись хозяйством. Но и супруги трудятся не за страх, а за совесть. Зелепу'кина — лучшая доярка на ферме. На текущий год брала обязательство надо ить от коровы по 2400 килограм мов молока. А сейчас твердо уве. рена, что превысит обязательст во— надоит не менее 3000. За досрочное выполнение плана по лугодия она получила денежную премию в сумме 130 рублей. В июле среднесуточный надой в ее группе составил 15 кило граммов от коровы. В августе по казатель остался тоже высоким —10—11 килограммов в сутки. А между тем жизнь проходит не без трудностей. Живут супру ги далеко. Два километра шага ет доярка во всякую погоду, и тем же путем идет обратно. Иной раз коров доят вручную. Но не жалуется. Она любит село, любит работу, ценит помощь колхоза. Это для нее главное. Довольна Мария Афанасьевна достатком в доме и тем, что до чери живут с ними. Тамара —ла борантка в местной средней шко ле. Люба — помощник начальни ка Девицкого Отделения связи. Супруги считают, что живут они счастливо и не хотят иной судь бы. ^ В. ГЛАЗКОВ, 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz