Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)
ПОРТРЕТ Б Ы Л Ь Эту историю мне рассказал венгерский учитель Иосиф Вашар- хейи, который приезжал к нам в Грачевну. У них в селе Сада от мала до велика с уважением и теплотой называют имя старого Яноша. Яноша д=рно нет в живых. Но говорят о нем, словно он жи вет и сейчас, идет вместе со все ми по улицам села, заходит в до ма, чтобы поговорить о жизни., о переменах в Саде, об урожае ви нограда и внуке Милоше, неис правимом сорванце. Но... старого Яноша нет в Саде. Да Милош, его внук, давно вы шел из детского возраста. Он возглавляет местный кооператив. Но историю про старого Яноша расскажет каждый школьник. С нее и начинается знакомство с древним селом, затерянным в вы соких горах, где шумит провор ная речка Сада, нервно ворочает отшлифованные веками голыши, резвится в ней быстрая форель, которую так любил старый Янош. У истории о старом Яноше нет Предъявляя высокие требова ния к себе, А. М. Воробьев тре бует того же и от своих слуша телей. Его требовательность соче тается с большой помощью, ко торую оказывает пропагандист слушателям, особенно в работе над первоисточниками, он стре мится выработать у слушателей наиболее рациональные приемы самостоятельной работы над про изведениями классиков марксиз ма-ленинизма, партийными доку ментами, которые имеют осново полагающее значение для изуче ния исторического опыта КПСС. Являясь замечательным педаго гом, А. М. Воробьев в пропаган дистской работе умело сочетает обучение и воспитание слушате лей школы. Знания педагогики и психологии помогают ему лучше справляться с задачей воспитания идейной убежденности у слушате лей, формирования у них комму нистического мировоззрения. Старания пропагандиста не про ходят даром. Ему удалось под нять у слушателей школы интерес к политической учебе, что яви лось важнейшим условием их духовного роста. Вместо безраз личия, которое наблюдалось 6—7 лет тому назад, слушатели стали задавать много вопросов пропа гандисту, самостоятельно гото виться к занятиям, активно высту пать с рефератами и докладами в коллективе. Пропагандист все время в по иске, постоянно ищет новых пу тей повышения уровня политиче ской учебы, действенности пар тийной пропаганды. В начале 1972— 1973 учебного года А. М. Воробьев поставил пе ред собой цель — изучить, как коммунистическая убежденность слушателей сочетается с их по ступками и делами. Для этого он составил анкету с вопросами, на одном из занятий раздал ее всем слушателям для заполнения. А . М. Воробьев тщательно про анализировал ответы слушателей на поставленные вопросы, хотя в начала. Знают в Саде, что он был в плену в России, где-то под Чи той жил, а потом воевал с бело гвардейцами, отстаивал Советскую власть на Дальнем Востоке. Привез Янош из России портрет Ленина. Портрет бережно хра нился под стеклом в самодельной рамке. Односельчане приходили к Яношу. Он им рассказывал о Ленине, которого видел сам на Красной площади в Москве. Потом пришли плохие времена. В Венгрию ворвались фашисты. Вместе с молодчиками Хорти они бесчинствовали в Саде. Вечерами пьянствовали и глушили граната ми рыбу в речке Саде. Кто-то донес им, что у Яноша есть порт рет Ленина. Нагрянули, фашисты в дом Яно ша, все перевернули вверх дном, но ничего не нашли. Портрета Ленина. не оказалось. Его Янош вместе с внуком Милошем отнес в горы и спрятал. Старого Яноша фашисты увели с собой. Целую неделю держали его они под стражей, били. Не человеческие муки переносил Янош, но не сказал, где спрятал портрет Ленина. Поняли фашисты, что ничего не добьются от Яноша., верного друга Советской России. Привели анкете они не ставили своих фа милий. Его, например, обрадовал один из ответов, где говорилось: «Семинарские занятия мне ока зывают большую помощь. Я бы стро стал ориентироваться в меж дународной обстановке, правиль но оценивать события. На. се минарских занятиях коллективно разрешаются все неясные вопро сы. Изучение произведений В. И. Ленина приносит мне большую пользу». Таких ответов было большинст во. Но пропагандиста встревожило и другое. Был в анкете и такой ответ: «Мне семинар не помо гает. Я читаю газеты и журналы, этого для меня достаточно». Кро ме этого, выяснилось, что 30 про центов из общего числа слушате лей не имеют общественных по ручений, примерно столько же мало читают художественную ли тературу, в трех анкетах сквозило неудовлетворительное отношение к производственной работе и т. д. Эти результаты глубокого ана лиза. послужили для пропагандиста ценным материалом для вдумчи вой, целенаправленной работы со слушателями на весь год. Андрей Михайлович побеседовал с на чальником узла связи и секрета рем партийной организации, председателем местного комите та, узнал, кто из его слушателей не имеет общественных поруче ний, кто мало берет книг в биб лиотеках и т. д. Более вниматель но стал относиться к производст венной деятельности слушателей, к их общественным поручениям, бытовым условиям жизни, прове дению досуга. Чутко улавливая настроение своих товарищей по работе, их тревоги и сомнения, пропагандист всегда готов помочь своему слушателю дельным со ветом, подбодрить, а если нужно, то и отругать. Таким образом, А. М. Воробьев стал для слуша телей школы не только наставни ком и консультантом по вопросам политической учебы, вдумчивого изучения бессмертного наследия, они его на кручу над речкой Са- дой и живым сбросили вниз. Трое суток стояли часовые. Они не давали родным забрать тело старого Яноша. Тогда друзья ночью сняли часовых, бросили их на берегу, а тело Яноша предали земле. Советские воины освободили Венгрию. Первыми ворвались в Саду танкисты. Они вышвырнули фашистов и.з села. Тогда Милош вместе с ними над могилой деда соорудил памятник — кучу кам ней, над которой алеет пятико нечная звезда. Смотрит старый Янош со своей кручи на село. Стало оно неузна ваемым, выросло. От него тянет ся ниточкой асфальтированная дорога к Будапешту. Есть в селе светлое и просторное здание школы. В ней музей В. И. Ленина. На видном месте портрет вождя мировой революции, спасенный старым Яношем. А еще есть в музее фотогра фия красноармейца на Красной площади. Это солдат революции Янош из села Сада. Он, бывший военнопленный, ставший красно армейцем, вернулся с Дальнего Востока, чтобы ехать домой в Венгрию. Н. ПОРЯДИМ. но и по различным вопросам. Обеспечение наиболее содер жательного, высокоидейного, до ходчивого, убедительного пропа гандирования идей марксизма-ле нинизма во многом способствова ло повышению идейной убежден ности слушателей теоретического семинара, осознанности ими сво. его гражданского долга, неприми римости к враждебной идеологии. Школа, которой руководит А. М. Воробьев, является школой пере дового опыта, системы партийного образования. Недавно в этой школе состоялось открытое заня тие, на котором присутствовало 6 пропагандистов из других пар тийных организаций, которые да ли высокую оценку занятию. Много внимания уделяется изу чению ленинских работ в школе основ марксизма-ленинизма на станции Дрязги, которой руково дит коммунист В. Т. Бойков. Свою работу со слушателями над про изведениями классиков марксиз ма-ленинизма он начинал с того, что читал и разбирал на занятиях выдержки, отдельные положения «Манифеста коммунистической партии». Образный, яркий и до ступный язык первой главы этой замечательной работы К. Маркса и Ф . Энгельса, пояснения пропа гандиста сразу же привлекли вни мание слушателей. Кроме того, умение пропагандиста увязать теоретические положения с совре менностью облегчило понимание сложных проблем и вызвало ин терес к самостоятельному чтению этого произведения. Большой и плодотворный труд многих пропагандистов района, прививающих своим слушателям умение работать с ленинскими произведениями, вырабатывают стремление к самостоятельному изучению произведений вождя. И. соломыкин, заведующий кабинетом политического просвещения РК КПСС. Экспонат номер 91765 Под таким номером п книге .поступлении Цент рального музея В. И. Ленина, только что появи лась запись о приеме на хранение значка с порт ретом Ильина. — В нашей коллекции, —■сказал заведующий фондами музея А. И. Максимою, — сотни значков с изображением Ленина,. Но такого нет. А если принять во внимание его историю, то, .можно ска зать, что этот экспонат — одна из наиболее зна чимых таких на,ходок. Долгое время в кругу специалистов считалось, что первыми и единственными в 1918— 1919 годах нагрудными знаками с портретом Ленина: были, жетоны, отчеканенные в ознаменование первой годовщины Великого Октября. Но вот костром ской искусствовед А. Бузин, исследуя историю развития ювелирного промысла в Красном-на- Волге, доказал, что в 1918 году значок с изобра жением Ленина был выпущен и красносельскими мастерами. К сожалению, самого значка, несмот ря на старания местных краеведов и коллекцио неров, долго обнаружить не удавалось. 11 вот однажды во время командировки в Крас ное в мои руки попал маленький медный кружо чек. Осторожно удалив коррозию, я увидел портрет Ильича. В экспериментальном цехе Красносельского ювелирного завода работает модельером Николай Сергеевич Грустливый, потомственный ювелир, хранитель истории промысла. Вот ему — наиболее авторитетному эксперту — показал я ленинский значок. — Ну, наконец-то нашелся! — воскликнул Ни колаи Сергеевич. — Вот именно этот знак и де лали в одной из наших артелей в годы граждан ской войны. Корр. ТАСС. Л \ Х \ \ \ Ч Ч \ \ \ У \ \ \ \ Ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Х \ \ \ \ У \ Х \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Ъ \ Жизнь и революционная деятельность Владимира Ильича Лени на — поучительный пример для каждого школьника. С помощью партийных организаций, учителей в городских средних школах № 1 и № 2 созданы музеи В. И. Ленина. Сюда приходят на экскурсии ученики всех классов, начиная с тех, кто впервые перешагнул порог школы. Музеи за годы существования пополнились многими экспонатами. На стендах и в хранилищах музеев репродукции с картин, фото графии, фотокопии документов, произведения В. И. Ленина. Поиск, систематизация, хранение материалов, оформление стендов — дело рук активистов музеев. На верхнем снимке: ученики школы № 1 — активисты музея готовят плакат к 104-й годовщине со дня рождения Ильича. Пришли в музей ученики второй школы — пионеры. Близок день, когда они вступят в комсомол, носящий имя великого Лени на. Здесь им показали альбом с материалами по биографии вождя и учителя пролетариата (снимок второй). Учащиеся совхоза-техникума успешно сдают Ленинский зачет. Они читают произведения гениального теоретика научного комму низма. В группах проводятся беседы, посвященные Ленину. И те, кто готовится к беседам, тоже приходят в музей (снимок третий), Богатством экспонатов, хорошим оформлением отличается музей в педучилище. Его материалами пользуются первокурсники, изучаю щие на политзанятиях биографию Ленина. Приближается 50-летие со дня присвоения комсомолу имени Ленина. В музее появился но вый стенд к знаменательной дате. Людмила Минаева (в центре) вместе с подругами по первому курсу Валентиной Бакулевой и Л а рисой Рол.дуги,ной у одного из стендов музея (снимок внизу),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz