Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1974 г. (г. Усмань)

ПОРТРЕТ Б Ы Л Ь Эту историю мне рассказал венгерский учитель Иосиф Вашар- хейи, который приезжал к нам в Грачевну. У них в селе Сада от мала до велика с уважением и теплотой называют имя старого Яноша. Яноша д=рно нет в живых. Но говорят о нем, словно он жи­ вет и сейчас, идет вместе со все­ ми по улицам села, заходит в до­ ма, чтобы поговорить о жизни., о переменах в Саде, об урожае ви­ нограда и внуке Милоше, неис­ правимом сорванце. Но... старого Яноша нет в Саде. Да Милош, его внук, давно вы­ шел из детского возраста. Он возглавляет местный кооператив. Но историю про старого Яноша расскажет каждый школьник. С нее и начинается знакомство с древним селом, затерянным в вы­ соких горах, где шумит провор­ ная речка Сада, нервно ворочает отшлифованные веками голыши, резвится в ней быстрая форель, которую так любил старый Янош. У истории о старом Яноше нет Предъявляя высокие требова­ ния к себе, А. М. Воробьев тре­ бует того же и от своих слуша­ телей. Его требовательность соче­ тается с большой помощью, ко­ торую оказывает пропагандист слушателям, особенно в работе над первоисточниками, он стре­ мится выработать у слушателей наиболее рациональные приемы самостоятельной работы над про­ изведениями классиков марксиз­ ма-ленинизма, партийными доку­ ментами, которые имеют осново­ полагающее значение для изуче­ ния исторического опыта КПСС. Являясь замечательным педаго­ гом, А. М. Воробьев в пропаган­ дистской работе умело сочетает обучение и воспитание слушате­ лей школы. Знания педагогики и психологии помогают ему лучше справляться с задачей воспитания идейной убежденности у слушате­ лей, формирования у них комму­ нистического мировоззрения. Старания пропагандиста не про­ ходят даром. Ему удалось под­ нять у слушателей школы интерес к политической учебе, что яви­ лось важнейшим условием их духовного роста. Вместо безраз­ личия, которое наблюдалось 6—7 лет тому назад, слушатели стали задавать много вопросов пропа­ гандисту, самостоятельно гото­ виться к занятиям, активно высту­ пать с рефератами и докладами в коллективе. Пропагандист все время в по­ иске, постоянно ищет новых пу­ тей повышения уровня политиче­ ской учебы, действенности пар­ тийной пропаганды. В начале 1972— 1973 учебного года А. М. Воробьев поставил пе­ ред собой цель — изучить, как коммунистическая убежденность слушателей сочетается с их по­ ступками и делами. Для этого он составил анкету с вопросами, на одном из занятий раздал ее всем слушателям для заполнения. А . М. Воробьев тщательно про­ анализировал ответы слушателей на поставленные вопросы, хотя в начала. Знают в Саде, что он был в плену в России, где-то под Чи­ той жил, а потом воевал с бело­ гвардейцами, отстаивал Советскую власть на Дальнем Востоке. Привез Янош из России портрет Ленина. Портрет бережно хра­ нился под стеклом в самодельной рамке. Односельчане приходили к Яношу. Он им рассказывал о Ленине, которого видел сам на Красной площади в Москве. Потом пришли плохие времена. В Венгрию ворвались фашисты. Вместе с молодчиками Хорти они бесчинствовали в Саде. Вечерами пьянствовали и глушили граната­ ми рыбу в речке Саде. Кто-то донес им, что у Яноша есть порт­ рет Ленина. Нагрянули, фашисты в дом Яно­ ша, все перевернули вверх дном, но ничего не нашли. Портрета Ленина. не оказалось. Его Янош вместе с внуком Милошем отнес в горы и спрятал. Старого Яноша фашисты увели с собой. Целую неделю держали его они под стражей, били. Не­ человеческие муки переносил Янош, но не сказал, где спрятал портрет Ленина. Поняли фашисты, что ничего не добьются от Яноша., верного друга Советской России. Привели анкете они не ставили своих фа­ милий. Его, например, обрадовал один из ответов, где говорилось: «Семинарские занятия мне ока­ зывают большую помощь. Я бы­ стро стал ориентироваться в меж ­ дународной обстановке, правиль­ но оценивать события. На. се­ минарских занятиях коллективно разрешаются все неясные вопро­ сы. Изучение произведений В. И. Ленина приносит мне большую пользу». Таких ответов было большинст­ во. Но пропагандиста встревожило и другое. Был в анкете и такой ответ: «Мне семинар не помо­ гает. Я читаю газеты и журналы, этого для меня достаточно». Кро­ ме этого, выяснилось, что 30 про­ центов из общего числа слушате­ лей не имеют общественных по­ ручений, примерно столько же мало читают художественную ли­ тературу, в трех анкетах сквозило неудовлетворительное отношение к производственной работе и т. д. Эти результаты глубокого ана­ лиза. послужили для пропагандиста ценным материалом для вдумчи­ вой, целенаправленной работы со слушателями на весь год. Андрей Михайлович побеседовал с на­ чальником узла связи и секрета­ рем партийной организации, председателем местного комите­ та, узнал, кто из его слушателей не имеет общественных поруче­ ний, кто мало берет книг в биб­ лиотеках и т. д. Более вниматель­ но стал относиться к производст­ венной деятельности слушателей, к их общественным поручениям, бытовым условиям жизни, прове­ дению досуга. Чутко улавливая настроение своих товарищей по работе, их тревоги и сомнения, пропагандист всегда готов помочь своему слушателю дельным со­ ветом, подбодрить, а если нужно, то и отругать. Таким образом, А. М. Воробьев стал для слуша­ телей школы не только наставни­ ком и консультантом по вопросам политической учебы, вдумчивого изучения бессмертного наследия, они его на кручу над речкой Са- дой и живым сбросили вниз. Трое суток стояли часовые. Они не давали родным забрать тело старого Яноша. Тогда друзья ночью сняли часовых, бросили их на берегу, а тело Яноша предали земле. Советские воины освободили Венгрию. Первыми ворвались в Саду танкисты. Они вышвырнули фашистов и.з села. Тогда Милош вместе с ними над могилой деда соорудил памятник — кучу кам­ ней, над которой алеет пятико­ нечная звезда. Смотрит старый Янош со своей кручи на село. Стало оно неузна­ ваемым, выросло. От него тянет­ ся ниточкой асфальтированная дорога к Будапешту. Есть в селе светлое и просторное здание школы. В ней музей В. И. Ленина. На видном месте портрет вождя мировой революции, спасенный старым Яношем. А еще есть в музее фотогра­ фия красноармейца на Красной площади. Это солдат революции Янош из села Сада. Он, бывший военнопленный, ставший красно­ армейцем, вернулся с Дальнего Востока, чтобы ехать домой в Венгрию. Н. ПОРЯДИМ. но и по различным вопросам. Обеспечение наиболее содер­ жательного, высокоидейного, до­ ходчивого, убедительного пропа­ гандирования идей марксизма-ле­ нинизма во многом способствова­ ло повышению идейной убежден­ ности слушателей теоретического семинара, осознанности ими сво. его гражданского долга, неприми­ римости к враждебной идеологии. Школа, которой руководит А. М. Воробьев, является школой пере­ дового опыта, системы партийного образования. Недавно в этой школе состоялось открытое заня­ тие, на котором присутствовало 6 пропагандистов из других пар­ тийных организаций, которые да­ ли высокую оценку занятию. Много внимания уделяется изу­ чению ленинских работ в школе основ марксизма-ленинизма на станции Дрязги, которой руково­ дит коммунист В. Т. Бойков. Свою работу со слушателями над про­ изведениями классиков марксиз­ ма-ленинизма он начинал с того, что читал и разбирал на занятиях выдержки, отдельные положения «Манифеста коммунистической партии». Образный, яркий и до­ ступный язык первой главы этой замечательной работы К. Маркса и Ф . Энгельса, пояснения пропа­ гандиста сразу же привлекли вни­ мание слушателей. Кроме того, умение пропагандиста увязать теоретические положения с совре­ менностью облегчило понимание сложных проблем и вызвало ин­ терес к самостоятельному чтению этого произведения. Большой и плодотворный труд многих пропагандистов района, прививающих своим слушателям умение работать с ленинскими произведениями, вырабатывают стремление к самостоятельному изучению произведений вождя. И. соломыкин, заведующий кабинетом политического просвещения РК КПСС. Экспонат номер 91765 Под таким номером п книге .поступлении Цент­ рального музея В. И. Ленина, только что появи­ лась запись о приеме на хранение значка с порт­ ретом Ильина. — В нашей коллекции, —■сказал заведующий фондами музея А. И. Максимою, — сотни значков с изображением Ленина,. Но такого нет. А если принять во внимание его историю, то, .можно ска­ зать, что этот экспонат — одна из наиболее зна­ чимых таких на,ходок. Долгое время в кругу специалистов считалось, что первыми и единственными в 1918— 1919 годах нагрудными знаками с портретом Ленина: были, жетоны, отчеканенные в ознаменование первой годовщины Великого Октября. Но вот костром­ ской искусствовед А. Бузин, исследуя историю развития ювелирного промысла в Красном-на- Волге, доказал, что в 1918 году значок с изобра­ жением Ленина был выпущен и красносельскими мастерами. К сожалению, самого значка, несмот­ ря на старания местных краеведов и коллекцио­ неров, долго обнаружить не удавалось. 11 вот однажды во время командировки в Крас­ ное в мои руки попал маленький медный кружо­ чек. Осторожно удалив коррозию, я увидел портрет Ильича. В экспериментальном цехе Красносельского ювелирного завода работает модельером Николай Сергеевич Грустливый, потомственный ювелир, хранитель истории промысла. Вот ему — наиболее авторитетному эксперту — показал я ленинский значок. — Ну, наконец-то нашелся! — воскликнул Ни­ колаи Сергеевич. — Вот именно этот знак и де­ лали в одной из наших артелей в годы граждан­ ской войны. Корр. ТАСС. Л \ Х \ \ \ Ч Ч \ \ \ У \ \ \ \ Ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Х \ \ \ \ У \ Х \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Ъ \ Жизнь и революционная деятельность Владимира Ильича Лени­ на — поучительный пример для каждого школьника. С помощью партийных организаций, учителей в городских средних школах № 1 и № 2 созданы музеи В. И. Ленина. Сюда приходят на экскурсии ученики всех классов, начиная с тех, кто впервые перешагнул порог школы. Музеи за годы существования пополнились многими экспонатами. На стендах и в хранилищах музеев репродукции с картин, фото­ графии, фотокопии документов, произведения В. И. Ленина. Поиск, систематизация, хранение материалов, оформление стендов — дело рук активистов музеев. На верхнем снимке: ученики школы № 1 — активисты музея готовят плакат к 104-й годовщине со дня рождения Ильича. Пришли в музей ученики второй школы — пионеры. Близок день, когда они вступят в комсомол, носящий имя великого Лени­ на. Здесь им показали альбом с материалами по биографии вождя и учителя пролетариата (снимок второй). Учащиеся совхоза-техникума успешно сдают Ленинский зачет. Они читают произведения гениального теоретика научного комму­ низма. В группах проводятся беседы, посвященные Ленину. И те, кто готовится к беседам, тоже приходят в музей (снимок третий), Богатством экспонатов, хорошим оформлением отличается музей в педучилище. Его материалами пользуются первокурсники, изучаю­ щие на политзанятиях биографию Ленина. Приближается 50-летие со дня присвоения комсомолу имени Ленина. В музее появился но­ вый стенд к знаменательной дате. Людмила Минаева (в центре) вместе с подругами по первому курсу Валентиной Бакулевой и Л а ­ рисой Рол.дуги,ной у одного из стендов музея (снимок внизу),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz