Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

— Б О О НОЯБРЯ с. г, состоялась третья сессия районного Совета депутатов трудя1ци1хся, об­ судившая вопрос «О ходе выпол­ нения постановления ЦК КПСС и Совета /Линистров СССР «О за­ вершении перехода ко всеобще­ му среднему образованию». С докладом по этому вопросу вы­ ступил заместитель председателя щ райисполкома депутат М. А. Сушков. УРНЫЙ рост производи­ тельных сил и на|учно- ^ технический прогресс, происходя­ щие сейчас в СССР, — сказал докладчик, — требуют непрерыв­ ного повышения культурного и образовательного уровня совет­ ских людей. Важную роль в этом призвана сыграть общеобразова­ тельная школа. 6 нашей стране совершена культурная револкэция. Все богат­ ства науки и культуры стали до­ стоянием широких масс трудя­ щихся. Демократическая система народного образования обеспечи­ вает советским гражданам реаль­ ные возможности для получения образования. У нас действует за- кон обязательного восьмилетнего образования. Но этого сейчас не­ достаточно. Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство поставили задачу перехода ко всеобщему среднему образованию. Мы сей­ час находимся на конечном этапе этого важного мероприятия. Мно­ гое сделано по пути перехода ко всеобщему среднему образова- ^ нию и в нашем районе. О д н а к о переходу ко всеоб­ щему среднему обучению мешают еще многие причины, и в первую очередь отсев учащих- • ся, второгодничество. Правда, слу­ чаи отсева учащихся из школ с каждым г о д о м уменьшаются, но они все же имеют место. В целом по району в этом году отсеялось 15 уча­ щихся. Большая часть ушедших из школы ребят приходится на Де- ^ вицкую, Бреславскую, Пушкар­ скую восьмилетние, городские № 2 и № 3 средние школы. Второгодничество наносит уча­ щимся серьезные моральные травмы; порождает неуверенность в свои силы, вызывает чувство неполноценности, пассивное отно- ^ шение к учебе. В прошлом учеб­ ном году было оставлено на вто­ рой год 179 учащихся. Самая низкая успеваемость в Грачев- ской, Никольской средних и Бо­ ровской восьмилетней школах. и О ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, что все ■I ^ школы работали плохо. В районе есть много педагогиче- • ских коллективов, которые ус­ пешно. справляются с поставлен­ ными задачами, подошли к концу года с 99—100-процентной успе­ ваемостью Это городские № 1 и № 2, Октябрьская, Завальская средние, Пашковская, Березня- ^ говская, Кривская восьмилетние, Бочнновская, Девицкая и Приго- родняя № 2 начальные школы. И это не случайно. В этих школах ведется вдумчивая, систематиче­ ская работа по предугэреждению второгодничества, идет борьба за каждого ученика. Анализ второгодничества пока­ зал, что большинство учащихся остается на повторный курс из-за недостатков в учебно-воспитатель­ ном процессе. Первоочередная задача сред­ него всеобуча — добиться 100- процентного охвата восьмиклас- сников различными видами сред­ него образования. У нас это скла- дь1вается следующим образом. Из 1 503 учащиеся, окончивших 8 классов, в 9 классы поступило 840. В средние специальные учеб- ^§■ ные заведения поступило 193 уча­ щихся, в ПТУ со средним образованием — 137. Таким об­ разом, сейчас получают среднее образование 1 483 ученика, что составляет 98,6 процента. V АК ВИДНО, важное условие перехода на всеобщее среднее образование — народно­ хозяйственный план набора уча­ щихся в 9 классы — выполнено. Обеспечено это, главным обра­ зом, городскими. Октябрьской Сторожевской, Завальской, Кули­ ковской, Дрязгинской и Крутч.- Байгорекой средними школами. Неплохо поработали в этом воп­ росе педагогические коллективы Сторожевско-Хуторской, Березня- говской, Верхне - Мосоловской, Московской и Новоуглянокой восьмилетних школ. В этих шко­ лах велась большая и целена­ правленная работа по профори­ ентации, проводились беседы о профессиях, встречи с передови­ ками промышленного и сельско­ хозяйственного производства и другие мероприятия, что несом­ ненно вызвало у учащихся жела­ ние получить среднее образова­ ние. 12 ЕЗОТВЕТСТВЕННО относятся к выполнению народнохо­ зяйственного плана по набору учащихся в 9 классы руководите­ ли Аксайской, Кривской, Дмитри­ евской и Излегощинской восьми- летних школ. Одной из причин, нежелания Хороший пример в решении этого вопроса показало правле­ ние колхоза «Красное знамя», по инициативе которого построено комплексное здание сада-интер­ ната. Не все благополучно с подво­ зом учащихся. В транспортиров­ ке нуждаются 960 учащихся, а до­ ставлялись в школы в прошлом учебном году только 400. Нере­ гулярно подвозятся ребята из села Чернечки в Московскую, из Евсюковки — в Ни«ольско-Вы- сельскую восьмилетние школы. По этому вопросу исполком рай­ онного Совета дважды принимат решения, обязывающие директо­ ров совхозов и председателей колхозов обеспечить подвоз уча­ щихся в школы, эти решения не коинструментального техникума, где обучается 212 человек. Однако это не везде так. Очень много молодежи, не имею­ щей среднего образования, з е м у «Облмежколхозстроя», на табачно-махорочном комбинате, в колхозе имени Ленина, совхозе «Усманский». Однако это поло­ жение не волнует комитеты ВЛКСМ. Больше того, тут бытует мнение, что учеба — сугубо лич­ ное дело. Очень серьезным вопросом является укрепление учебно-мате­ риальной базы школ. Реализуя его, комсомольская организация района работает под девизом «Комсомол — сельской школе». Комитеты ВЛКСМ направляют в школы вожатых из числа лучших производственников, помогают С сессии районного Совета депутатов трудяндихся подростков поступить в 9 классы или повышать свое образование в средних специальных учебны < заведениях является то обстоя­ тельство, что в некс>торых школах имеют место серьезные изъяны в уче6 но-восп|итательиом процес­ се, из-за чего учащиеся не полу­ чают глубоких и прочных знаний. Научить молодых людей твор­ чески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе можно только в том случае, если мы сумеем перевести школы на кабинетную систему занятий. Эту работу ведет районе сов­ местно с педагогическим!И кол­ лективами вот уже несколько лет, но, можно сказать, безрезультат­ но. На кабинетную систему за­ нятий перешли только городская № 2, Октябрьская, Никольская и Завальская средние школы. Но и в этих школах как следует обору­ дованы кабинеты только по физи­ ке, хиМ|Ии и биологии. В осталь­ ных кабинетах, К|роме таблиц, схем, карт, ничего нет. Главной причиной медленного внедрен1ия кабинетной системы является плохая помощь школам со сто­ роны шефствующих предприятий, организаций, колхозов и совхо­ зов. Е> АЖНЫМ фактором перехода на всеобщее среднее обра­ зование является совершенство­ вание трудового обучения, под­ готовка учащихся к производст­ венному труду. В текущем году в районе дей- ствов.ало 28 ученических произ­ водственных бригад, в состав ко­ торых входило 2 720 учащихся. Учащиеся оказали большую по­ мощь колхозам и совхозам в про­ изводстве сельскохозяйственной продукции. Выращивались сахар­ ная свекла на площади 299 гек­ таров, овощи — на 25, картофель — на 90 и другие культуры — на 109 гектарах. Учащиеся заработа­ ли 45 тысяч рублей. Проведенная работа дала поло­ жительные результаты. Из выпу­ скников, например, Дрязгинской средней школы остались рабо­ тать в опытной станции трактори- стам1И 18 человек, лаборантами — 8 и по другим специальностям— 12 человек. Но если с общественнополез­ ным трудом обстоит дело более или менее благополучно, то в трудовом обучении недостатков очень М.НОГО. Школы ощущают большую нужду в преподаватель­ ских кадрах по этому профилю. Не во всех средних и восьмилет­ них школах есть мастерские. В РАЙОНЕ действуют только четыре интерната на 145 человек. Это далеко не полно­ стью удовлетворяет потребности в интернировании учащихся. выполняются. Это, конечно, от­ ражается на успеваемости уча­ щихся. 1_1 Е МОЖЕТ удовлетворит» нас сегодняшняя обстанов­ ка с организацией питания. Сто­ ловые и буфеты имеются далеко не во всех школах. А там, где они имеются, расположены в тес- нь^x, приспособленных, не отве- ча1ющих сэнитарно-гигиеническим требованиям помещениях. В них недостаточно соответствующего оборудования, посуды, инвентаря. Продукты завозятся с большими перебоями. Цены на блюда за­ частую очень высокие. Докладчик подробно остановил­ ся на вопросах укрепления мате­ риально-технической базы школ, строительства школьных зданий' спортивных залов, квартир для учителей, расширения сети вечер­ них школ сельской и рабочей мо­ лодежи. ПостаалеН|Ный на обсуждение сесси(И районного Совета вопрос очень важН'ЫЙ. Поэтому он вызвал большой интерес у депутатов и всех присутствующих. Об этом красноречиво говорят развернув­ шиеся по докладу оживленные прения. ЫСТУПАЕТ первый секретарь райкома комсомола Вита­ лий Шикин. Комсомольская орга11иэация района по вопросу перехода школ к обязательному среднему обучению проделала определен­ ную работу. Особое внимание уделялось на обучение работаю­ щей молодежи. На ряде промыш­ ленных предприятий, в колхозах, совхозах уже стало доброй тра­ дицией проводить открь^тые ком­ сомольские собрания, на обсуж­ дение которых Ставятся вопросы по повышению общеобразова­ тельного уровня молодежи. Все большее распространение получает такая форма поощрения молодежи, сочетающей работу с учебой, как внеочередное при­ своение разряда, перевод на бо­ лее ответственную работу и т. д. Неплохо поставлена работа с молодежью на заводе литейного оборудования, в колхозах «Вели­ кий Октябрь», «1 Мая», опытной станции. Комитеты ВЛКСМ этих предприятий и хозяйств постоянно ведут строгий учет молодых ра­ бочих и колхозников, не имею­ щих среднего образования. С ни­ ми проводится большая разъяс­ нительная работа. Вопросы повы­ шения общеобразовательного уровня нашли должное отраже­ ние в условиях социалистическо­ го соревнования. В результате только на заводе литейного обо­ рудования 76 рабочих повышают свое образование в вечерней и заочных средних школах. Кроме того, здесь открыт филиал стан­ приобрести оборудование, худо­ жественную ли(тературу, пионер­ скую атрибутику и т. д. Приме- ром хорошего шефства над шко­ лд ои йкатом ро » ж . ет служить завод «Ин­ ^ Л О В О берет свинарка кол­ хоза «Великий Октябрь», депутат Верховного Совета РСФСР Н. Д. Терновых. Она го­ ворит о той большой помощи, которую оказывает пгртия и пра­ вительство сельской школе, о том, как это видно на примере Сторо­ жевской средней школы. Школа имеет- хорошую материальную базу, укомплектована высококва­ лифицированными кадрами. Учи­ теля проводят значительную рабо­ ту по профориентации, прививают учащимся любовь к сельскохозяй­ ственному труду. При школе дей­ ствует производственная учениче­ ская бригада. Старшеклассники изучают тракторы, автомашины, комбайны. Ежегодно они активно участвуют в уборке урожая. Ре­ бята любят свое дело, Многие из выпускников школы остаются работать в родном колхозе. Знания учащихся, полученные в Сторожевской школе, неплохие. Выпускники успешно сдают экза- мекы в высшие учебные зд1веде- Н р ИЯ, успеваемость по школе П|рошлый учебный год состйИ1И)1а 99 процентов. в нашей школе необходимо пристроить спортЗВрЛ, оборудовать как следует учебные кабинеты, расширить интернат. Это будет способствовать быстрейшему пе- реходу на обязательное среднее образование всем учащимся. Д ИРЕКТОР городской средней школы № 3 В. И. Бадалов посвятил свое выступление труд­ ностям, которые испытывает кол­ лектив учителей из-за того, что здание небольшое, а занимаются в нем более тысячи учащихся. Делаем всякие реконструкции, уплотнения, но это не пЪмогает. Даже пристройка не дает долж­ ного результата. Нужно возводить новое здание. Несмотря на это, педколлектив со своими обязанностями справ­ ляется. За счет своих учащихся мы выполнили план по набору учащихся в девятые классы. Учебные кабинеты оснащены не­ обходимым оборудованием, боль­ шая работа проведена по совер- шенствова1Нию учебно-воспита­ тельного процесса. Однако второгодничество у нас не изжито, имеются случаи отсева учащихся. Коллектив с этим ве­ дет борьбу, но, видимо, недоста­ точно. Будем больше проводить мероприятий по профориентации, займемся вплотную самообразо­ ванием, повысим педагогическое мастерство, теснее будем дер­ жать связь с родителями, обще­ ственностью, чтобы общими уси­ лиями устранять имеющиеся не­ достатки. О ДАНИЕ нашей школы,— ^ говорит доярка колхоза «Маяк коммунизма» депутат А. М. Кирпичева, — новое, про­ сторное и светлое. Оно построе­ но недавно. Однако, это не гово­ рит о том, что в школе идет все хорошо. Школа в течение двух последних лет не выполняет на­ роднохозяйственный план по во­ влечению учащихся в 9 классы. Имеют место отсев, второгодни­ чество. Между тем действенных мер по устранен1ию этих недо­ статков учительский коллектив не принимал. Вопрос о неудовлетво- рителыной работе школы обсуж­ дался исполкомом сельского Со­ вета, районо. Теперь положение улучшилось. Все учителя имеют индив<и|дуальные планы по само­ образованию, улучшилась работа методических секций. Учителя стали чаще проводить на селе лекции, доклады. Большую работу проводят по привлечению уча­ щихся к общественно полезному труду. Сейчас, например, школь­ ники ходят на фермы, помогают оборудовать красные уголки, уха­ живать за скотом. Во внеклассных мероприятиях большое место занимают встре­ чи с передовиками производства, ветеранами труда, участниками войны. Это вызывает у учащихся желание учиться лучше, приви­ вает любовь к родному селу, что в конечном счете способствует выполнению постановления «О за- верше1Н1Ии перехода ко всеобще­ му среднему образованию». О АВЕДУЮЩИЙ районо депу- 7ат Л. А. Сушков остано­ вился на вопросах организации учебно-воспитательной работы в школах, что, по его мнению, име­ ет главное, определяющее значе­ ние в переходе ко всеобщему среднему образованию. Новые программы по отдельным пред­ метам внедрены давно, а препо­ давать по ним учителя еще не научились. Отдельные из них дают уроки серые, скучные Ос­ новное правило — строить пре­ подавание поисково-познаватель­ ным методом — забывается. Не­ достаточно применяются нагляд­ ные пособия, технические средст­ ва. Еще нет тесной связи теории с практикой. Учителя редко выхо­ дят со своими учащимися из стен школы на производство, в колхоз или совхоз. В совершен>ство.ьаН|Ии мрепода- памия большую помощь учителям должны оказать методические объединения и секции. Но они де­ лают лишь робкие шаги в этом направлении. Следует сделать упрек руково­ дителям школ, их заместителям по учебной части, которые не требуют выполнения учителями личных планов по самообразова­ нию. Руководител1и школ н профсоюзные организации долж­ ны также обратить серьезное внимание на курсовую перепод­ готовку учителей, их заочное обучен не. В ПРЕНИЯХ по докладу вы­ ступили также директор го­ родской средней школы № 1 К. М. Родионова, работник рай­ военкомата С. А. Мазаее и звеньевая свекловичного звена колхоза «Россия» А. А. Глотова. Итоги работы сессии по обсуж­ денному вопросу подвел предсе­ датель райисполкома депутат В. Д. Пешков. г> ПРИНЯТОМ решении сессия наметила ряд мер по уско­ рению перехода школ района ко всеобщему среднему образова­ нию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz