Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)
— Б О О НОЯБРЯ с. г, состоялась третья сессия районного Совета депутатов трудя1ци1хся, об судившая вопрос «О ходе выпол нения постановления ЦК КПСС и Совета /Линистров СССР «О за вершении перехода ко всеобще му среднему образованию». С докладом по этому вопросу вы ступил заместитель председателя щ райисполкома депутат М. А. Сушков. УРНЫЙ рост производи тельных сил и на|учно- ^ технический прогресс, происходя щие сейчас в СССР, — сказал докладчик, — требуют непрерыв ного повышения культурного и образовательного уровня совет ских людей. Важную роль в этом призвана сыграть общеобразова тельная школа. 6 нашей стране совершена культурная револкэция. Все богат ства науки и культуры стали до стоянием широких масс трудя щихся. Демократическая система народного образования обеспечи вает советским гражданам реаль ные возможности для получения образования. У нас действует за- кон обязательного восьмилетнего образования. Но этого сейчас не достаточно. Коммунистическая партия и Со ветское правительство поставили задачу перехода ко всеобщему среднему образованию. Мы сей час находимся на конечном этапе этого важного мероприятия. Мно гое сделано по пути перехода ко всеобщему среднему образова- ^ нию и в нашем районе. О д н а к о переходу ко всеоб щему среднему обучению мешают еще многие причины, и в первую очередь отсев учащих- • ся, второгодничество. Правда, слу чаи отсева учащихся из школ с каждым г о д о м уменьшаются, но они все же имеют место. В целом по району в этом году отсеялось 15 уча щихся. Большая часть ушедших из школы ребят приходится на Де- ^ вицкую, Бреславскую, Пушкар скую восьмилетние, городские № 2 и № 3 средние школы. Второгодничество наносит уча щимся серьезные моральные травмы; порождает неуверенность в свои силы, вызывает чувство неполноценности, пассивное отно- ^ шение к учебе. В прошлом учеб ном году было оставлено на вто рой год 179 учащихся. Самая низкая успеваемость в Грачев- ской, Никольской средних и Бо ровской восьмилетней школах. и О ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, что все ■I ^ школы работали плохо. В районе есть много педагогиче- • ских коллективов, которые ус пешно. справляются с поставлен ными задачами, подошли к концу года с 99—100-процентной успе ваемостью Это городские № 1 и № 2, Октябрьская, Завальская средние, Пашковская, Березня- ^ говская, Кривская восьмилетние, Бочнновская, Девицкая и Приго- родняя № 2 начальные школы. И это не случайно. В этих школах ведется вдумчивая, систематиче ская работа по предугэреждению второгодничества, идет борьба за каждого ученика. Анализ второгодничества пока зал, что большинство учащихся остается на повторный курс из-за недостатков в учебно-воспитатель ном процессе. Первоочередная задача сред него всеобуча — добиться 100- процентного охвата восьмиклас- сников различными видами сред него образования. У нас это скла- дь1вается следующим образом. Из 1 503 учащиеся, окончивших 8 классов, в 9 классы поступило 840. В средние специальные учеб- ^§■ ные заведения поступило 193 уча щихся, в ПТУ со средним образованием — 137. Таким об разом, сейчас получают среднее образование 1 483 ученика, что составляет 98,6 процента. V АК ВИДНО, важное условие перехода на всеобщее среднее образование — народно хозяйственный план набора уча щихся в 9 классы — выполнено. Обеспечено это, главным обра зом, городскими. Октябрьской Сторожевской, Завальской, Кули ковской, Дрязгинской и Крутч.- Байгорекой средними школами. Неплохо поработали в этом воп росе педагогические коллективы Сторожевско-Хуторской, Березня- говской, Верхне - Мосоловской, Московской и Новоуглянокой восьмилетних школ. В этих шко лах велась большая и целена правленная работа по профори ентации, проводились беседы о профессиях, встречи с передови ками промышленного и сельско хозяйственного производства и другие мероприятия, что несом ненно вызвало у учащихся жела ние получить среднее образова ние. 12 ЕЗОТВЕТСТВЕННО относятся к выполнению народнохо зяйственного плана по набору учащихся в 9 классы руководите ли Аксайской, Кривской, Дмитри евской и Излегощинской восьми- летних школ. Одной из причин, нежелания Хороший пример в решении этого вопроса показало правле ние колхоза «Красное знамя», по инициативе которого построено комплексное здание сада-интер ната. Не все благополучно с подво зом учащихся. В транспортиров ке нуждаются 960 учащихся, а до ставлялись в школы в прошлом учебном году только 400. Нере гулярно подвозятся ребята из села Чернечки в Московскую, из Евсюковки — в Ни«ольско-Вы- сельскую восьмилетние школы. По этому вопросу исполком рай онного Совета дважды принимат решения, обязывающие директо ров совхозов и председателей колхозов обеспечить подвоз уча щихся в школы, эти решения не коинструментального техникума, где обучается 212 человек. Однако это не везде так. Очень много молодежи, не имею щей среднего образования, з е м у «Облмежколхозстроя», на табачно-махорочном комбинате, в колхозе имени Ленина, совхозе «Усманский». Однако это поло жение не волнует комитеты ВЛКСМ. Больше того, тут бытует мнение, что учеба — сугубо лич ное дело. Очень серьезным вопросом является укрепление учебно-мате риальной базы школ. Реализуя его, комсомольская организация района работает под девизом «Комсомол — сельской школе». Комитеты ВЛКСМ направляют в школы вожатых из числа лучших производственников, помогают С сессии районного Совета депутатов трудяндихся подростков поступить в 9 классы или повышать свое образование в средних специальных учебны < заведениях является то обстоя тельство, что в некс>торых школах имеют место серьезные изъяны в уче6 но-восп|итательиом процес се, из-за чего учащиеся не полу чают глубоких и прочных знаний. Научить молодых людей твор чески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе можно только в том случае, если мы сумеем перевести школы на кабинетную систему занятий. Эту работу ведет районе сов местно с педагогическим!И кол лективами вот уже несколько лет, но, можно сказать, безрезультат но. На кабинетную систему за нятий перешли только городская № 2, Октябрьская, Никольская и Завальская средние школы. Но и в этих школах как следует обору дованы кабинеты только по физи ке, хиМ|Ии и биологии. В осталь ных кабинетах, К|роме таблиц, схем, карт, ничего нет. Главной причиной медленного внедрен1ия кабинетной системы является плохая помощь школам со сто роны шефствующих предприятий, организаций, колхозов и совхо зов. Е> АЖНЫМ фактором перехода на всеобщее среднее обра зование является совершенство вание трудового обучения, под готовка учащихся к производст венному труду. В текущем году в районе дей- ствов.ало 28 ученических произ водственных бригад, в состав ко торых входило 2 720 учащихся. Учащиеся оказали большую по мощь колхозам и совхозам в про изводстве сельскохозяйственной продукции. Выращивались сахар ная свекла на площади 299 гек таров, овощи — на 25, картофель — на 90 и другие культуры — на 109 гектарах. Учащиеся заработа ли 45 тысяч рублей. Проведенная работа дала поло жительные результаты. Из выпу скников, например, Дрязгинской средней школы остались рабо тать в опытной станции трактори- стам1И 18 человек, лаборантами — 8 и по другим специальностям— 12 человек. Но если с общественнополез ным трудом обстоит дело более или менее благополучно, то в трудовом обучении недостатков очень М.НОГО. Школы ощущают большую нужду в преподаватель ских кадрах по этому профилю. Не во всех средних и восьмилет них школах есть мастерские. В РАЙОНЕ действуют только четыре интерната на 145 человек. Это далеко не полно стью удовлетворяет потребности в интернировании учащихся. выполняются. Это, конечно, от ражается на успеваемости уча щихся. 1_1 Е МОЖЕТ удовлетворит» нас сегодняшняя обстанов ка с организацией питания. Сто ловые и буфеты имеются далеко не во всех школах. А там, где они имеются, расположены в тес- нь^x, приспособленных, не отве- ча1ющих сэнитарно-гигиеническим требованиям помещениях. В них недостаточно соответствующего оборудования, посуды, инвентаря. Продукты завозятся с большими перебоями. Цены на блюда за частую очень высокие. Докладчик подробно остановил ся на вопросах укрепления мате риально-технической базы школ, строительства школьных зданий' спортивных залов, квартир для учителей, расширения сети вечер них школ сельской и рабочей мо лодежи. ПостаалеН|Ный на обсуждение сесси(И районного Совета вопрос очень важН'ЫЙ. Поэтому он вызвал большой интерес у депутатов и всех присутствующих. Об этом красноречиво говорят развернув шиеся по докладу оживленные прения. ЫСТУПАЕТ первый секретарь райкома комсомола Вита лий Шикин. Комсомольская орга11иэация района по вопросу перехода школ к обязательному среднему обучению проделала определен ную работу. Особое внимание уделялось на обучение работаю щей молодежи. На ряде промыш ленных предприятий, в колхозах, совхозах уже стало доброй тра дицией проводить открь^тые ком сомольские собрания, на обсуж дение которых Ставятся вопросы по повышению общеобразова тельного уровня молодежи. Все большее распространение получает такая форма поощрения молодежи, сочетающей работу с учебой, как внеочередное при своение разряда, перевод на бо лее ответственную работу и т. д. Неплохо поставлена работа с молодежью на заводе литейного оборудования, в колхозах «Вели кий Октябрь», «1 Мая», опытной станции. Комитеты ВЛКСМ этих предприятий и хозяйств постоянно ведут строгий учет молодых ра бочих и колхозников, не имею щих среднего образования. С ни ми проводится большая разъяс нительная работа. Вопросы повы шения общеобразовательного уровня нашли должное отраже ние в условиях социалистическо го соревнования. В результате только на заводе литейного обо рудования 76 рабочих повышают свое образование в вечерней и заочных средних школах. Кроме того, здесь открыт филиал стан приобрести оборудование, худо жественную ли(тературу, пионер скую атрибутику и т. д. Приме- ром хорошего шефства над шко лд ои йкатом ро » ж . ет служить завод «Ин ^ Л О В О берет свинарка кол хоза «Великий Октябрь», депутат Верховного Совета РСФСР Н. Д. Терновых. Она го ворит о той большой помощи, которую оказывает пгртия и пра вительство сельской школе, о том, как это видно на примере Сторо жевской средней школы. Школа имеет- хорошую материальную базу, укомплектована высококва лифицированными кадрами. Учи теля проводят значительную рабо ту по профориентации, прививают учащимся любовь к сельскохозяй ственному труду. При школе дей ствует производственная учениче ская бригада. Старшеклассники изучают тракторы, автомашины, комбайны. Ежегодно они активно участвуют в уборке урожая. Ре бята любят свое дело, Многие из выпускников школы остаются работать в родном колхозе. Знания учащихся, полученные в Сторожевской школе, неплохие. Выпускники успешно сдают экза- мекы в высшие учебные зд1веде- Н р ИЯ, успеваемость по школе П|рошлый учебный год состйИ1И)1а 99 процентов. в нашей школе необходимо пристроить спортЗВрЛ, оборудовать как следует учебные кабинеты, расширить интернат. Это будет способствовать быстрейшему пе- реходу на обязательное среднее образование всем учащимся. Д ИРЕКТОР городской средней школы № 3 В. И. Бадалов посвятил свое выступление труд ностям, которые испытывает кол лектив учителей из-за того, что здание небольшое, а занимаются в нем более тысячи учащихся. Делаем всякие реконструкции, уплотнения, но это не пЪмогает. Даже пристройка не дает долж ного результата. Нужно возводить новое здание. Несмотря на это, педколлектив со своими обязанностями справ ляется. За счет своих учащихся мы выполнили план по набору учащихся в девятые классы. Учебные кабинеты оснащены не обходимым оборудованием, боль шая работа проведена по совер- шенствова1Нию учебно-воспита тельного процесса. Однако второгодничество у нас не изжито, имеются случаи отсева учащихся. Коллектив с этим ве дет борьбу, но, видимо, недоста точно. Будем больше проводить мероприятий по профориентации, займемся вплотную самообразо ванием, повысим педагогическое мастерство, теснее будем дер жать связь с родителями, обще ственностью, чтобы общими уси лиями устранять имеющиеся не достатки. О ДАНИЕ нашей школы,— ^ говорит доярка колхоза «Маяк коммунизма» депутат А. М. Кирпичева, — новое, про сторное и светлое. Оно построе но недавно. Однако, это не гово рит о том, что в школе идет все хорошо. Школа в течение двух последних лет не выполняет на роднохозяйственный план по во влечению учащихся в 9 классы. Имеют место отсев, второгодни чество. Между тем действенных мер по устранен1ию этих недо статков учительский коллектив не принимал. Вопрос о неудовлетво- рителыной работе школы обсуж дался исполкомом сельского Со вета, районо. Теперь положение улучшилось. Все учителя имеют индив<и|дуальные планы по само образованию, улучшилась работа методических секций. Учителя стали чаще проводить на селе лекции, доклады. Большую работу проводят по привлечению уча щихся к общественно полезному труду. Сейчас, например, школь ники ходят на фермы, помогают оборудовать красные уголки, уха живать за скотом. Во внеклассных мероприятиях большое место занимают встре чи с передовиками производства, ветеранами труда, участниками войны. Это вызывает у учащихся желание учиться лучше, приви вает любовь к родному селу, что в конечном счете способствует выполнению постановления «О за- верше1Н1Ии перехода ко всеобще му среднему образованию». О АВЕДУЮЩИЙ районо депу- 7ат Л. А. Сушков остано вился на вопросах организации учебно-воспитательной работы в школах, что, по его мнению, име ет главное, определяющее значе ние в переходе ко всеобщему среднему образованию. Новые программы по отдельным пред метам внедрены давно, а препо давать по ним учителя еще не научились. Отдельные из них дают уроки серые, скучные Ос новное правило — строить пре подавание поисково-познаватель ным методом — забывается. Не достаточно применяются нагляд ные пособия, технические средст ва. Еще нет тесной связи теории с практикой. Учителя редко выхо дят со своими учащимися из стен школы на производство, в колхоз или совхоз. В совершен>ство.ьаН|Ии мрепода- памия большую помощь учителям должны оказать методические объединения и секции. Но они де лают лишь робкие шаги в этом направлении. Следует сделать упрек руково дителям школ, их заместителям по учебной части, которые не требуют выполнения учителями личных планов по самообразова нию. Руководител1и школ н профсоюзные организации долж ны также обратить серьезное внимание на курсовую перепод готовку учителей, их заочное обучен не. В ПРЕНИЯХ по докладу вы ступили также директор го родской средней школы № 1 К. М. Родионова, работник рай военкомата С. А. Мазаее и звеньевая свекловичного звена колхоза «Россия» А. А. Глотова. Итоги работы сессии по обсуж денному вопросу подвел предсе датель райисполкома депутат В. Д. Пешков. г> ПРИНЯТОМ решении сессия наметила ряд мер по уско рению перехода школ района ко всеобщему среднему образова нию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz