Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Укреплять связь семьиишколы в Основах законодательства о народном образовании говорит ся, что средняя общеобразова тельная школа является единой, трудовой, политехнической шко лой для обучения детей и моло дежи. Очень точное и бесспор ное определение. Именно тако вы незьблемые основы совре менной школь^ были заложены В. И, Ле>1иным, который прида вал большое значение обучению и воспитанию подрастающего 'поколения. Задачи советской об щеобразовательной школы четко и ясно определены в постанов лении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образо ванию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школь^». Кстати, это постановле ние обязывает партийные, проф союзные и комсомольские орга низации, Советы депутатов тру дящихся, всю общественность по стоянно и внимательно занимать ся нуждами школ. Да иначе и не может быть. Школа, как известно, призвана готовить молодое поколение к жизни, к труду, идейно форми ровать личность будущего стро ителя коммунизма. Поэтому все содержание учебной и воспита тельной работы в школе долж но отвечать этим требованиям. Итак, ведущая роль в воспита нии коммунистического мировоз зрения, любви к Родине, потреб ности трудиться на благо народа принадлежит школе. Это неоспо римо. За годы учения в резуль тате обогащения знаниями и коллективной трудовой деятель ности формируется характер гражданина, активного борца за построение коммунизма. Вместе с тем, на растущего оказывает влияние и окружаю щая среда, и прежде всего семья. Именно семья является первой школой гражданственно сти. Великий педагог А. С. Ма каренко говорил, что «семья — важнейшая область, где человек проходит свой первый общест венный путь». Многие отцы и матери счита ют, что дома с детьм;И нужно бе седовать об учебе и поведении, а говорить об общественном долге, о патриотизме — дело школы, комсомольской и пио нерской организаций. Это оши бочное мнение. Однако идейное воспитание в семье — это не только специальные беседы, а прежде всего пример самих ро дителей. Очень важно, чтобы отец, мать умели отличать хо рошее от плохого в жизни ре бенка, прививать детям одно и оберегать от другого, чтобы де ти практически увидели, что их родители — добрые, умные, справедливые люди и подража ли им во всем. Определенная часть родителей неправильно понимает свои за дачи и делает далеко не все для обучения и воспитания своих детей. Но еще хуже, когда ро дители вообще не интересуются, как учатся их дети, как они ве дут себя в школе, на улице. Не которые же родители своим аморальным поведением уроду ют своих детей. Мать Валерия Маликова М. Ф. Кирьянова неоднократно обеща ла, что она сама будет водить сына в школу. А когда посетили Кирьянову на дому, она была в нетрезво.м состоянии. Оказыва ется, мальчик находится на вос питании и бабушки, матери сы ном заниматься некогда. Или другой пример. Р. А. Бас какова — махорочница. Говорят она хорошая труженица. Но ког да речь заходит о воспитании сына Александра, Баскакова за являет, что заниматься этим воп росом у нее нет времени. М. И. Зайцева морально пад шая женщинаг Ребенка она не видит неделями. Было бы спра ведливо лишить Зайцеву роди тельских прав. В организации трудового вос питания учащихся родители не только не помогают, а нередко даже мешают. Вот пример. В колхозе «Маяк коммунизма» проводилась уборка картофеля. Но многие родители всеми ме рами стремились сорвать орга низованный выхоу( школьников в поле. Некоторые даже придумы вали болезни для детей. Но стоило только объявить, что на картошку школа не идет и будут обычные занятия, как все болез ни отступали. Есть еще примеры неправиль ного отношения родителей к воспитанию своих детей. Одна школа не в силах бороться с ними. А исполком Никольского сельского Совета, к глубокому сожалению, не присекал реши тельным образом такие факты. Надо сказать, что и партком колхоза «Маяк коммунизма» до последнего времени явно недо статочно занимался школой. Бы ло у нас недавно отчетно-вы борное партийное собрание. На нем с глубоким и содержатель ным докладом выступил секре тарь парткома В. П. Ведрннцев. Говорил он о партийно-политиче ской и организационно-партий ной работе, об урожайности по лей и продуктивности обществен ного животноводства, говорил о многих коммунистах, передови ках колхозного производства. А вот о школе упомянул походя, что «учащиеся участвовали на отвозке зерна от комбайнов на ток и очистке его». А ведь школа нуждается во многом, кроме того, о чем го ворилось вь!ше. У нас нет каби нетов машиноведения, домовод ства и других. А они очень нуж ны особенно в профориентации учащихся. В выборе профессии учащимся в сельской местности очень важна тесная связь между колхозом и школой. Интересы Родины настоятельно требуют повысить роль семьи, об щественности в воспитании подрастающего поколения, уси лить их нравственнное влия ние на детей. А для этого нужны иные отношения между школой, семьей, общественно стью . Ведь смотришь на порт ретную галерею передовиков колхоза и восхищаешься: «Вот они, люди труда, создающие са мое необходимое для человека — хлеб, мясо, молоко и т. д.». А присмотришься получше и най дешь передовика, который не за нимается воспитанием своих де тей. Уже во многих городах нашей страны одним из крите риев при определении передови ков соревнования учитываются и их отношение к школе, к воспи танию своих детей. Здорово бы ло бы это применить у себя. ^ Е. БЕЛЯЕВА, директор Никольской средней школы. В центре внимания Оргапнзовашю, по - деловому прошло отчетно-выборпое проф- . сою.зное собрашие в городской срвдн 1 еГ 1 школе № 1. В отчетны.! докладах лпректо|)а школы К. Родноновоп 'и председателя мест кома II. II. Избытеной Гюлыпое внимание уделялж'Ь [)аботе чле нов про||кою.ча но выполнеН'НЮ реше 1 Шй ЦК КПСС и Совета .''\|Ц'Н 1 ис:гров (2ССР о школе, при- няты.х в последние годы, реше ний профсою.чн 1 Ых органов, С хорошим/и результата.М'И за кончил педагогический коллектив 1972 — 1973 учебный год. Толь ко б учеников остались на вто рой год, причем, в 6— 10 классах нет ни одного второгодника. Из '61 пыиускИ'Ика 10 -х классов 28 (47 процентов) поступили в выс шие учебные Заведения.- 70 про центов выпускников восьмых классов продолжают учиться ' в стенах родиой школы. Настоятими мастерами педа- гопичаокого труда зарекомендо вали себя учителя К. А, Волко ва, О. И. Колесникова, А. Н. Гло това, В. Ф. Ивакина, Е. М. Ко ролева, И. А. Сухорукова, Т. С. .\\.илашииа и другие. •Залогом успехов коллектива является возрастание роли п 1 ро( 1 )органшации в решении учебно - воспитательных задач. Профорганизация действует в теюиом контакте с партийной ор ганизацией и дирекцией школы. Совместными усилиями произ водственного сектора месфкома и дирекции проведены три произ водственных совещания. На ни.< обсуждались насущные вопросы — «И'цди®идуальная работа с учащимися как одни из путей преодоления неуспеваемости [пкольников», «ПатрноФичеокое Еоспитаиие учащихся», «Оргаин- зация внекла!ч-ного чтения уча щихся». Культурно - массовый сектор мес“нкома успешно организовал подписку членов про 1 |)Союза па периодические издания 1973 и 1974 года, просмотр новых кино фильмов, лекции для членов со юза, вечера отдыха, проводы на пенсию учителей, отдавших де сятки лет обучению и воспита нию детей. Жилищно-бытовой сектор обс ледовал жилищные условия учи телей, оказывал им помощь в Iчриобретении строиматериалов, завозе топлива. К сожалению, вопрос о квартирах разрешен не До конца: некоторые учителя еще выиуждеиы жить на част ных квартирах. Впервые отчитывался о своей работе сектор по охране труда. Проверялись условия хранения химических реактивов, соблюде ние правил самообслуживания, санитарное состояние школы, состояние электрооборудования. Члены профсоюза высказали на собрании озабоченность по поводу затя'Н 1 увшегося строи тельства пристройки к школе. Оно началось еще в 1969 году. Но финансирование .ведется крайне неравномерно. Так же неравно 1 мерио асваиваегг отпус каемые средства РСУ. В резуль тате стены пристройки до сих пор не подведены под кровлю, а шкма уже имеет задолженность перед подрядчиком за выпмнен- пые работы. До сих прр плохо освещен школьный двор — имеет ся только один фонарь. Не во всех классных комнатах освеще ние соответствует норме. П обоих Д01кладах подверга лись критике члены профсоюза, которые допускают недостатки при выполнении служебных обя занностей. Перед коллективам школы по ставлена важная задача — по высить качество знаний по ряду предметов. Так, если по русское му языку, литературе, математи ке в 4 — 5 классах, по гумаии- та.рным и некоторым предгматам естеетвенпюго цикла от 42 до 69 процентов учащихся закончили прошлый учебный год на «5» и «4», то по геометрии, физике, химии этот показатель ниже. Собрание считает необходимым продолж ать целенаправленцую помощь молодым специалистам, пришедшим в школу за послед ние годы, больше внимаиия уде лять начальным классам. Новому составу месткома пред ложено продумать пред,пожения по укреплению связей школы с производственными коллекти вами, города, в кото.рых работа ют родители учащихся. Эти коя- лективы смогут помочь шко ле как в работе с родителя ми, так и в решении насущных хозяйственных задач. А. ЛУНКИН, директор Девнцкой 8-летней тколм. Еще будучи ученицей Куликовской средней школы, Зина Не смеянова твердо знала: она будет учительницей. Особенно добро совестно выполняла обязанности отрядной вожатой. Опыт работы в отряде очень пригодился ей теперь, когда она работает старшей пионервожатой в Боровской 8-летней школе. Это уже второй год. Дети полюбили энергичную и веселую девушку. Они с готовностьн1 откликаются на каждое новое предложение Зины. Вожатая подскажет тему отрядного сбора,, поможет подгото виться к нему, разучивает с ребятами новые песни и игры, соби рает металлолом, выпускает стенные газеты. Она была дунюй ме роприятий, приуроченных ко дню рождения ВЛКСМ. Много времени отнимает работа, но так* же успешно идет и заочная учеба в Липецком педагогическом институте. Каждый сданный зачет приближает время исполнения мечты. На снимке: обсуждаются школьные дела. ДЕЛА КОМСОМОЛЬСКИЕ ДЕЛЕГАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ В жизни комсомольцев совхо за-техникума произошло большое событие — здесь состоялась от четно - выборная комсомольская конференция. В ее работе приня ло участие 270 делегатов. Отмечены сдвиги в работе. В техникуме повысилась успевае мость. Все группы 3-го и 4-го курсов закончили учебный год со 100-процентной успеваемостью. Больше проводилось массо вых молодежных мероприятий. Заслужили высокую оценку кон курс «Алло, мы ищем таланты!», велопробег, посвященный X Все мирному фестивалю молодежи н студентов. Проводились соревно вания по всем видам спорт в духе требований нового комплек са ГТО. Сейчас в зехникуме .640 значкистов ГТО, значки преиму щественно золотые. 60 гектаров свеклы убрано комсомольцами в учхозе. 300 членов ВЛКСЛ1 помогают в на стоящее время убирать свеклу в трех колхозах района. Выступавшие в прениях де легаты вносили предложения но улучшению работы. Так, Вален тина Сергеева считает необходи мым усилить контроль за ходом нолигучеб|.| и созда1ь консульта ционный пункт для нолнтнфи])- маторов. Валентина Садкина предложи ла увеличить число мероприятий типа комсомольских спортивных кроссов, туристического слета, велопробега. Ответственная за бытовой сек тор Надежда Щедрина говорила о внимании к бытовым условиям учащихся, в частности тех и.т них, кто живет на частных квар тирах. Вносились предложения по гюдготоНке к вреде гоящему Ле нинскому уроку, областном'.' смотру атн|брн|ад, но улучше нию ьомсомолы'ки1о делопрон.т- нодства. Учащийся 4-ю курса Иван Рыжков предложил стать ини циаторами сбора средств на со оружение памятников комсо мольцам - усманцам, потибшим на фронтах гражданской и Отечест венной НОНН. Всею на конференции нысту- ннло 12 делегатов. Н. ЗОЛОТАРЕВА, делегат конференции. «Пятилетке — ударный труд» — так называется постоянно действующая книжная выставка, оформленная в читальном зале районной библиотеки. В ней отражены два раздела: «КПСС — ру ководящая сила советского общества» и «Шаги пятилетки'. По мимо книг, журналов, брошюр, важнейших газетных статей во вто ром разделе представлены диаграммы, карта, показывающая важнейшие пусковые стройки третьего года пятилетки. Работники библиотеки живо откликаются на все важнейшие события в нашей стране и за ее пределами. Так, например. Все мирному конгрессу миролюбивых сил, проходившему недавно в Москве, была посвящена выставка «Программа мира в действии». На ней широко были представлены материалы, свидетельствующие о разрядке международной напряженности, о шагах, предпринима емых Советским Союзом ради мира на земле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz