Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Укреплять связь семьиишколы в Основах законодательства о народном образовании говорит­ ся, что средняя общеобразова­ тельная школа является единой, трудовой, политехнической шко­ лой для обучения детей и моло­ дежи. Очень точное и бесспор­ ное определение. Именно тако­ вы незьблемые основы совре­ менной школь^ были заложены В. И, Ле>1иным, который прида­ вал большое значение обучению и воспитанию подрастающего 'поколения. Задачи советской об­ щеобразовательной школы четко и ясно определены в постанов­ лении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образо­ ванию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школь^». Кстати, это постановле­ ние обязывает партийные, проф­ союзные и комсомольские орга­ низации, Советы депутатов тру­ дящихся, всю общественность по­ стоянно и внимательно занимать­ ся нуждами школ. Да иначе и не может быть. Школа, как известно, призвана готовить молодое поколение к жизни, к труду, идейно форми­ ровать личность будущего стро­ ителя коммунизма. Поэтому все содержание учебной и воспита­ тельной работы в школе долж­ но отвечать этим требованиям. Итак, ведущая роль в воспита­ нии коммунистического мировоз­ зрения, любви к Родине, потреб­ ности трудиться на благо народа принадлежит школе. Это неоспо­ римо. За годы учения в резуль­ тате обогащения знаниями и коллективной трудовой деятель­ ности формируется характер гражданина, активного борца за построение коммунизма. Вместе с тем, на растущего оказывает влияние и окружаю­ щая среда, и прежде всего семья. Именно семья является первой школой гражданственно­ сти. Великий педагог А. С. Ма­ каренко говорил, что «семья — важнейшая область, где человек проходит свой первый общест­ венный путь». Многие отцы и матери счита­ ют, что дома с детьм;И нужно бе­ седовать об учебе и поведении, а говорить об общественном долге, о патриотизме — дело школы, комсомольской и пио­ нерской организаций. Это оши­ бочное мнение. Однако идейное воспитание в семье — это не только специальные беседы, а прежде всего пример самих ро­ дителей. Очень важно, чтобы отец, мать умели отличать хо­ рошее от плохого в жизни ре­ бенка, прививать детям одно и оберегать от другого, чтобы де­ ти практически увидели, что их родители — добрые, умные, справедливые люди и подража­ ли им во всем. Определенная часть родителей неправильно понимает свои за­ дачи и делает далеко не все для обучения и воспитания своих детей. Но еще хуже, когда ро­ дители вообще не интересуются, как учатся их дети, как они ве­ дут себя в школе, на улице. Не­ которые же родители своим аморальным поведением уроду­ ют своих детей. Мать Валерия Маликова М. Ф. Кирьянова неоднократно обеща­ ла, что она сама будет водить сына в школу. А когда посетили Кирьянову на дому, она была в нетрезво.м состоянии. Оказыва­ ется, мальчик находится на вос­ питании и бабушки, матери сы­ ном заниматься некогда. Или другой пример. Р. А. Бас­ какова — махорочница. Говорят она хорошая труженица. Но ког­ да речь заходит о воспитании сына Александра, Баскакова за­ являет, что заниматься этим воп­ росом у нее нет времени. М. И. Зайцева морально пад­ шая женщинаг Ребенка она не видит неделями. Было бы спра­ ведливо лишить Зайцеву роди­ тельских прав. В организации трудового вос­ питания учащихся родители не только не помогают, а нередко даже мешают. Вот пример. В колхозе «Маяк коммунизма» проводилась уборка картофеля. Но многие родители всеми ме­ рами стремились сорвать орга­ низованный выхоу( школьников в поле. Некоторые даже придумы­ вали болезни для детей. Но стоило только объявить, что на картошку школа не идет и будут обычные занятия, как все болез­ ни отступали. Есть еще примеры неправиль­ ного отношения родителей к воспитанию своих детей. Одна школа не в силах бороться с ними. А исполком Никольского сельского Совета, к глубокому сожалению, не присекал реши­ тельным образом такие факты. Надо сказать, что и партком колхоза «Маяк коммунизма» до последнего времени явно недо­ статочно занимался школой. Бы­ ло у нас недавно отчетно-вы­ борное партийное собрание. На нем с глубоким и содержатель­ ным докладом выступил секре­ тарь парткома В. П. Ведрннцев. Говорил он о партийно-политиче­ ской и организационно-партий­ ной работе, об урожайности по­ лей и продуктивности обществен­ ного животноводства, говорил о многих коммунистах, передови­ ках колхозного производства. А вот о школе упомянул походя, что «учащиеся участвовали на отвозке зерна от комбайнов на ток и очистке его». А ведь школа нуждается во многом, кроме того, о чем го­ ворилось вь!ше. У нас нет каби­ нетов машиноведения, домовод­ ства и других. А они очень нуж­ ны особенно в профориентации учащихся. В выборе профессии учащимся в сельской местности очень важна тесная связь между колхозом и школой. Интересы Родины настоятельно требуют повысить роль семьи, об­ щественности в воспитании подрастающего поколения, уси­ лить их нравственнное влия­ ние на детей. А для этого нужны иные отношения между школой, семьей, общественно­ стью . Ведь смотришь на порт­ ретную галерею передовиков колхоза и восхищаешься: «Вот они, люди труда, создающие са­ мое необходимое для человека — хлеб, мясо, молоко и т. д.». А присмотришься получше и най­ дешь передовика, который не за­ нимается воспитанием своих де­ тей. Уже во многих городах нашей страны одним из крите­ риев при определении передови­ ков соревнования учитываются и их отношение к школе, к воспи­ танию своих детей. Здорово бы­ ло бы это применить у себя. ^ Е. БЕЛЯЕВА, директор Никольской средней школы. В центре внимания Оргапнзовашю, по - деловому прошло отчетно-выборпое проф- . сою.зное собрашие в городской срвдн 1 еГ 1 школе № 1. В отчетны.! докладах лпректо|)а школы К. Родноновоп 'и председателя мест­ кома II. II. Избытеной Гюлыпое внимание уделялж'Ь [)аботе чле­ нов про||кою.ча но выполнеН'НЮ реше 1 Шй ЦК КПСС и Совета .''\|Ц'Н 1 ис:гров (2ССР о школе, при- няты.х в последние годы, реше­ ний профсою.чн 1 Ых органов, С хорошим/и результата.М'И за­ кончил педагогический коллектив 1972 — 1973 учебный год. Толь­ ко б учеников остались на вто­ рой год, причем, в 6— 10 классах нет ни одного второгодника. Из '61 пыиускИ'Ика 10 -х классов 28 (47 процентов) поступили в выс­ шие учебные Заведения.- 70 про­ центов выпускников восьмых классов продолжают учиться ' в стенах родиой школы. Настоятими мастерами педа- гопичаокого труда зарекомендо­ вали себя учителя К. А, Волко­ ва, О. И. Колесникова, А. Н. Гло­ това, В. Ф. Ивакина, Е. М. Ко­ ролева, И. А. Сухорукова, Т. С. .\\.илашииа и другие. •Залогом успехов коллектива является возрастание роли п 1 ро( 1 )органшации в решении учебно - воспитательных задач. Профорганизация действует в теюиом контакте с партийной ор­ ганизацией и дирекцией школы. Совместными усилиями произ­ водственного сектора месфкома и дирекции проведены три произ­ водственных совещания. На ни.< обсуждались насущные вопросы — «И'цди®идуальная работа с учащимися как одни из путей преодоления неуспеваемости [пкольников», «ПатрноФичеокое Еоспитаиие учащихся», «Оргаин- зация внекла!ч-ного чтения уча­ щихся». Культурно - массовый сектор мес“нкома успешно организовал подписку членов про 1 |)Союза па периодические издания 1973 и 1974 года, просмотр новых кино­ фильмов, лекции для членов со­ юза, вечера отдыха, проводы на пенсию учителей, отдавших де­ сятки лет обучению и воспита­ нию детей. Жилищно-бытовой сектор обс­ ледовал жилищные условия учи­ телей, оказывал им помощь в Iчриобретении строиматериалов, завозе топлива. К сожалению, вопрос о квартирах разрешен не До конца: некоторые учителя еще выиуждеиы жить на част­ ных квартирах. Впервые отчитывался о своей работе сектор по охране труда. Проверялись условия хранения химических реактивов, соблюде­ ние правил самообслуживания, санитарное состояние школы, состояние электрооборудования. Члены профсоюза высказали на собрании озабоченность по поводу затя'Н 1 увшегося строи­ тельства пристройки к школе. Оно началось еще в 1969 году. Но финансирование .ведется крайне неравномерно. Так же неравно 1 мерио асваиваегг отпус­ каемые средства РСУ. В резуль­ тате стены пристройки до сих пор не подведены под кровлю, а шкма уже имеет задолженность перед подрядчиком за выпмнен- пые работы. До сих прр плохо освещен школьный двор — имеет­ ся только один фонарь. Не во всех классных комнатах освеще­ ние соответствует норме. П обоих Д01кладах подверга­ лись критике члены профсоюза, которые допускают недостатки при выполнении служебных обя­ занностей. Перед коллективам школы по­ ставлена важная задача — по­ высить качество знаний по ряду предметов. Так, если по русское му языку, литературе, математи­ ке в 4 — 5 классах, по гумаии- та.рным и некоторым предгматам естеетвенпюго цикла от 42 до 69 процентов учащихся закончили прошлый учебный год на «5» и «4», то по геометрии, физике, химии этот показатель ниже. Собрание считает необходимым продолж ать целенаправленцую помощь молодым специалистам, пришедшим в школу за послед­ ние годы, больше внимаиия уде­ лять начальным классам. Новому составу месткома пред­ ложено продумать пред,пожения по укреплению связей школы с производственными коллекти­ вами, города, в кото.рых работа­ ют родители учащихся. Эти коя- лективы смогут помочь шко­ ле как в работе с родителя­ ми, так и в решении насущных хозяйственных задач. А. ЛУНКИН, директор Девнцкой 8-летней тколм. Еще будучи ученицей Куликовской средней школы, Зина Не­ смеянова твердо знала: она будет учительницей. Особенно добро­ совестно выполняла обязанности отрядной вожатой. Опыт работы в отряде очень пригодился ей теперь, когда она работает старшей пионервожатой в Боровской 8-летней школе. Это уже второй год. Дети полюбили энергичную и веселую девушку. Они с готовностьн1 откликаются на каждое новое предложение Зины. Вожатая подскажет тему отрядного сбора,, поможет подгото­ виться к нему, разучивает с ребятами новые песни и игры, соби­ рает металлолом, выпускает стенные газеты. Она была дунюй ме­ роприятий, приуроченных ко дню рождения ВЛКСМ. Много времени отнимает работа, но так* же успешно идет и заочная учеба в Липецком педагогическом институте. Каждый сданный зачет приближает время исполнения мечты. На снимке: обсуждаются школьные дела. ДЕЛА КОМСОМОЛЬСКИЕ ДЕЛЕГАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ В жизни комсомольцев совхо­ за-техникума произошло большое событие — здесь состоялась от­ четно - выборная комсомольская конференция. В ее работе приня­ ло участие 270 делегатов. Отмечены сдвиги в работе. В техникуме повысилась успевае­ мость. Все группы 3-го и 4-го курсов закончили учебный год со 100-процентной успеваемостью. Больше проводилось массо­ вых молодежных мероприятий. Заслужили высокую оценку кон­ курс «Алло, мы ищем таланты!», велопробег, посвященный X Все­ мирному фестивалю молодежи н студентов. Проводились соревно­ вания по всем видам спорт в духе требований нового комплек­ са ГТО. Сейчас в зехникуме .640 значкистов ГТО, значки преиму­ щественно золотые. 60 гектаров свеклы убрано комсомольцами в учхозе. 300 членов ВЛКСЛ1 помогают в на­ стоящее время убирать свеклу в трех колхозах района. Выступавшие в прениях де­ легаты вносили предложения но улучшению работы. Так, Вален­ тина Сергеева считает необходи­ мым усилить контроль за ходом нолигучеб|.| и созда1ь консульта­ ционный пункт для нолнтнфи])- маторов. Валентина Садкина предложи­ ла увеличить число мероприятий типа комсомольских спортивных кроссов, туристического слета, велопробега. Ответственная за бытовой сек­ тор Надежда Щедрина говорила о внимании к бытовым условиям учащихся, в частности тех и.т них, кто живет на частных квар­ тирах. Вносились предложения по гюдготоНке к вреде гоящему Ле­ нинскому уроку, областном'.' смотру атн|брн|ад, но улучше­ нию ьомсомолы'ки1о делопрон.т- нодства. Учащийся 4-ю курса Иван Рыжков предложил стать ини­ циаторами сбора средств на со­ оружение памятников комсо­ мольцам - усманцам, потибшим на фронтах гражданской и Отечест­ венной НОНН. Всею на конференции нысту- ннло 12 делегатов. Н. ЗОЛОТАРЕВА, делегат конференции. «Пятилетке — ударный труд» — так называется постоянно действующая книжная выставка, оформленная в читальном зале районной библиотеки. В ней отражены два раздела: «КПСС — ру­ ководящая сила советского общества» и «Шаги пятилетки'. По­ мимо книг, журналов, брошюр, важнейших газетных статей во вто­ ром разделе представлены диаграммы, карта, показывающая важнейшие пусковые стройки третьего года пятилетки. Работники библиотеки живо откликаются на все важнейшие события в нашей стране и за ее пределами. Так, например. Все­ мирному конгрессу миролюбивых сил, проходившему недавно в Москве, была посвящена выставка «Программа мира в действии». На ней широко были представлены материалы, свидетельствующие о разрядке международной напряженности, о шагах, предпринима­ емых Советским Союзом ради мира на земле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz