Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

в а ж н ы й р а з г о в о р в преддверии нового учебного года в школах состоялось традиционное совещание учителей района. В нем участвовали секретари парторганизаций предприятий города, председатели исполкомов сельских Советов. Речь шла об итогах истекшего года и задачах по выполнению известных постановлений об общеобразовательной школе. Приняты рекомендации. Группа лучших учителей района награждена Почетными грамотами. На этих страницах дается краткое изложение докладов и выступлений участников августовского совещания учителей. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ и з ДОКЛАДА ЗАВЕДУЮЩЕГО РАЙОНО Л. А. СУШКОВА В прошедшем учебном году школами района немало сделано для воплощения в жизнь поста­ новления партии и правительства «О завершении перехода ко все­ общему среднему образованию молодежи и дальнейшем разви- Г 1 П 1 общеобразовательной шко­ лы». И как результат этих нема­ лых усилий мы имеем целый ряд положительных, многообещающих (рактов. По успеваемости идут впереди Завальская, Октябрьская, Усман- ская № 2, Куликовская средние, Пашковская, Березняговская, Сто- рожсвско-.Хуторская 8 -летние шко­ лы. Здесь успеваемость от 98,8 до 99,0 процента. Стопроцентную \ сневае.мость имели Беляевская 8 -летняя и Бочиновская, Девин- кая и Пушкарская № I началь­ ные школы. В последней велик процент четверок и пятерок. Улучшилась успеваемость в дру­ гих школах. Из 562 классов свыше ,300 закончили учебный год без второгодников. Многие учителя изо дня в день следуют отличны.м правилам — (Юбучая, развивать и воспиты­ вать», «Учить — учиться», «Воз­ буждать любознательность, прио­ хочивать к чтению», «Быть ближе к каждому школьнику, лучше ему помогать, укреплять его веру в себя». Такая постановка вопроса свойственна, прежде всего, зачи­ нателям липецкого опыта — К-.X. Волковой, А. Н. Глотовой, О. И. Колесниковой, В. Ф. Ивакиной (СШ № I), .А. .А. Зарниковой ( 8 -летняя школа-интернат), Т. Ф. Кустовой (Завальская средняя), 1С ,\\. Маркеловой и М. Н. Ма­ слаковой (средняя № 2 ) . Сегодня мы ото всей души говорим им сердечное спасибо за ударный их труд на ниве народного просве- шепия. Их верными последователями стали И. П. Фурсова, Г И Ведрипцева, .А. И. Мызии- кова, .А. Н. Бахтина, М. Д. Гуро­ ва, .А. С. Душкина, Т. И. Троши­ на и многие другне учителя райо­ на, Они всеми средствами, реко­ мендуемыми дидактикой и мето­ дикой, побуждают учащихся раз­ мышлять над явлениями и фак­ тами, осмысливать их. Из урока в урок они добиваются от своих воспитанников отчетливого поии- •мания изучаемого материала, прпчиппо - следствошых связей между явлениями, сущности за- коЕЮВ, добиваются прочного за­ крепления навыков и умения. К сожалению, есть факты и другого рода. Ведь даже в пер­ вой средней школе, где работают такие мастера рациональной орга­ низации урока, как А. Н. Глото­ ва, К. А. Волкова, О. И. Колес­ никова, далеко не все уроки за­ служивают высокой оценки. Про­ сто на низком методическом уровне дают уроки учителя И. П. куфаева — Ст.-Хуторская на­ чальная школа № 1, Е. С. Барба- ннша, Р. Т, Писарева — город­ ская средняя школа № 3. И еще не все названы в этом списке учителей, не занимающихся сво­ им самообразованием, совершен­ ствованием методики. Неоправданно большая часть уроков еще расходуется иа уст­ ный опрос, на проверку домаш­ них работ. Были случаи, когда при проверке заданные па дом задачи и тушмеры вновь перепи­ сывались па доске. На самостоя­ тельную работу дается всего 5 6 минут. Л\ногие учителя не применяют технических средств и даже не умеют применить их. Это говори! о недостатках в работе методиче­ ских объединений. Избегая ошибок прошлого го­ да, НУЖНО лучше поставить конт­ роль за методической работой в школах, при посещении уроков вести хронометраж. Учителя должны :'.нсать подробные по­ урочные планы, уже в них рас­ считывать до МИ Н У ТЫ - время на проверку, на опрос, закрепле­ ние, большую часть урока отводя самостоятельной работе. Опыт работы лучших началь­ ных школ района доказал доступ­ ность программ трехлетиего на­ чального обучения для детей, особенно Пригородной № 2 — заведующая школой М. С. Сони­ на. Здесь 100-процентная успевае­ мость. Все 29 первоклассников перешли во второй класс. В чем причина? Прежде всего в тех ус­ ловиях, которые созданы самими учителями. Школа по сути дела является школой продленного дня. В прошлом году все 66 ее учеников оставались в школе после уроков. Выполнение домаш­ них заданий под наблюдением учителей помогли всем детям прочно закрепить полученные иа уроках знания.' В этой школе работают два методических объединения — для учителей и воспитателен групп продленного дня. Обе секции не- уто.мимо искали пути активизации познавательной деятельности уча­ щихся. Создан методический ка­ бинет. Использовать опыт лучших школ — настоятельная задача , 1 . 1 я каждого педагогического кол­ лектива. Лучше выполнялся план все­ обуча. Однако по-прежнему часть подростков уходит из школы. Не смогли предотвратить большого отсева городские средние школы .N 9 1 и № 3, Крутч.-Байгорская и Никольская средние, Дмитриев­ ская 8 -летияя. Остается высокой убыль из 9—10 классов в Грачев- ской средней школе. Одна из при­ чин отсева —• второгодничество, что целиком падает на совесть учителей, не сумевших пробудить у детей интереса к знаниям, по­ мочь им преодолеть недостатки в характере, поведении. Пам предстоит многое попра­ вить в преподавании русского языка и математики. Злободнев­ ной остается проблема грамотно­ сти. Серьезные пробелы в обуче­ нии грамотному письму допуще­ ны учителями Ё. Н. .Аничкиной и Л. И. Сергеевой — Грачевская средняя и .ААосковская 8 -летняя школы. В каждой школе нужно про­ думать систему мероприятий, ко­ торые улучшали бы учебно-вос­ питательный процесс во всех его звеньях. Ответственность целиком ложится на администрацию школ. Создание «психологического кли­ мата» — дело рук самих педаго­ гических коллективов. Задачи, стоящие перед школой, могут быть успешно решены. По­ рукой тому опыт лучших педаго­ гических коллективов района. На снимках (сверху вниз): груп­ па учителей лучших начальных классов школ района — Г. Н. Ведринцева, А. И. Мызникова, Е. 3. Жарикова, Е. М. Маркело­ ва, М. Е. Кирьянова, В. Г. Харина, Т. И. Трошина, учительница Ак- сайской 8-летней школы В. Ф. Зеленькова, преподаватель физ­ культуры Никольской средней школы Н. К. Безрядин, учитель­ ница Куликовской средней шко­ лы В. А. Ломакина, директор Пашковской 8-летней школы Н. В. Борисова. ЗАБОТА О СЕЛЬСКОЙ Ш К О Л Е и з ДОКЛАДА ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РАЙИСПОЛКОМА М. А. СУШКОВА Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета .Министров СССР «О мерах по да.тьнепшему улуч­ шению условий работы сельской общеобразовательной школы», бюро рапко.ма КПСС и исполко.м райсовета утвердили мероприятия па 1974 —1980 годы. Будет упоря­ дочена сеть школ, осуществлено строительство новых, пристройка дополнительных классных ком­ нат, кабинетов, других учебных помещений, интернатов для .уча­ щихся, жилых домов для учите­ лей. В настоящее время в районе функционируют 75 школ всеобуча — 12 средних, 24 — 8 -летних, 37 — начальных с числом учащихся 12 803, школа-интернат и спец­ школа, 3 вечерние школы рабо­ чей молодежи, вечерние школы сельской молодежи и заочный консультационный пункт при средней школе № 1 . К 1980 году увеличится число средних школ — откроется еще одна в Усмани, станут средними Пластинская и Девицкая 8 -лет- нне. Беляевская и Васильевская из-за малочисленности учеников станут начальными. В ближайшие три года наме­ чено построить школьные интер­ наты па 500 мест — в городе при средней школе № 2, при Куликов­ ской, Сторожсвской, Пластип- ской, Грачевской и Крутч.-Бан­ горской средних, Бреславской и Березияговской З-летпих школах. Наличие удобных пришкольных интернатов увеличит возможности всеобуча, перехода ко всеобщему среднему образованию. Реорганизация школьной сети должна послужить углублению знаний учащихся. Этому будет способствовать оборудов а п н е учебных кабинетов и мастерских, пополнение школьных библиотек как литературой для учащихся, так и специальной литературой для учителей. Главная роль в завершении перехода к среднему образованию принадлежит учителю. Сейчас в районе трудится 829 учителей и воспитателей. 8 учителей имеют звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 105 являются отличниками народного просве­ щения. С учителями проводится систематическая работа по повы­ шению их квалификации через районные семинары, школы пере­ дового опыта, самообразование и курсовую переподготовку. Каж­ дый из них имеет возможность углублять свои специальные и теоретические знания. Постановлением партии и пра­ вительства намечены меры по улучшению условий работы учи­ теля, предусмотрены дополни­ тельные льготы па получение кре­ дитов иа хозяйственное обзаве­ дение н строительство жнл 1 , 1 .\ до­ мов. В 1974 - 1980 году в сс.та.х района будет построено 51 ква|)- гиры для хчнтелен. Г 1 ри общей на.метнвшснся тен­ денции к хлучшешно учебно-вос­ питательного процесса всс-такн нельзя обойти молчанием й.мсю- щиеся недостатки. За прошлый учебный год успеваемость по району составила 98,8 процента. Но пот низкую успеваемость имеют ученики городской средней школы № 3 — директор В. И. Бадалов. Большой отсев хчашихся доп\- скают Крутч.-Байгорская и Дряз- гпнекая средние школы, хотя ра­ ботают они в условиях, равных с другими школами. ■Друюй пример. В .Московской 8 -летней школе сельская моло- , дежь занималась всего несколько ( дней, в Дрязгинскин средней 3 недели, а в Куликовской средней за|!ятия вообще не начинались. Чем объяснить такое положение? Очевидно только безответствен­ ностью директоров этих школ И. И. Черкасова, И, В. Почерняе- па, Г. С. Востриковой, а также нетребовательностью районо. Не выполнен план заочного обучения. И вообще большинство школ не выполнило планов обу­ чения работающей молодежи. При таком положении ясно, что дел по решению этой задачи не­ початый край. Нужно принимать немедленные меры к тому, чтобы с первых дней нового учебного года не повторить ошибок старо­ го. Руководители предприятий, кол­ хозов, совхозов, организаций н учреждений, общественность рай­ она должны помочь школе в ре­ шении насущной задачи, опреде­ ляемой девизом «Каждому тру­ женику — среднее образование». Руководствуясь документами партии и правительства. Верхов­ ного Совета СССР, нам необхо­ димо приложить больше усилий для выполнения решений XXIV съезда КПСС о завершении, пере­ хода ко всеобщему среднему об­ разованию, расширения контин­ гента учащихся и укрепления учебно-материальной базы днев­ ных, вечерних п заочных школ. Нужно создать каждому моло­ дому труженику города и села, особенно сельским, условия для совмещения учебы с работой на производстве, открыть копсульта- цнопные пункты в селах при шко­ лах, колхозах п совхозах. Нужно поддерживать и мораль­ ное стремление молодежи к уче­ бе. к продолжению образования, нужно освещать их успехи в стен­ ной печати, в передачах местных радиоузлов н на стран]шах рай­ онной газеты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz