Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)
в а ж н ы й р а з г о в о р в преддверии нового учебного года в школах состоялось традиционное совещание учителей района. В нем участвовали секретари парторганизаций предприятий города, председатели исполкомов сельских Советов. Речь шла об итогах истекшего года и задачах по выполнению известных постановлений об общеобразовательной школе. Приняты рекомендации. Группа лучших учителей района награждена Почетными грамотами. На этих страницах дается краткое изложение докладов и выступлений участников августовского совещания учителей. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ и з ДОКЛАДА ЗАВЕДУЮЩЕГО РАЙОНО Л. А. СУШКОВА В прошедшем учебном году школами района немало сделано для воплощения в жизнь поста новления партии и правительства «О завершении перехода ко все общему среднему образованию молодежи и дальнейшем разви- Г 1 П 1 общеобразовательной шко лы». И как результат этих нема лых усилий мы имеем целый ряд положительных, многообещающих (рактов. По успеваемости идут впереди Завальская, Октябрьская, Усман- ская № 2, Куликовская средние, Пашковская, Березняговская, Сто- рожсвско-.Хуторская 8 -летние шко лы. Здесь успеваемость от 98,8 до 99,0 процента. Стопроцентную \ сневае.мость имели Беляевская 8 -летняя и Бочиновская, Девин- кая и Пушкарская № I началь ные школы. В последней велик процент четверок и пятерок. Улучшилась успеваемость в дру гих школах. Из 562 классов свыше ,300 закончили учебный год без второгодников. Многие учителя изо дня в день следуют отличны.м правилам — (Юбучая, развивать и воспиты вать», «Учить — учиться», «Воз буждать любознательность, прио хочивать к чтению», «Быть ближе к каждому школьнику, лучше ему помогать, укреплять его веру в себя». Такая постановка вопроса свойственна, прежде всего, зачи нателям липецкого опыта — К-.X. Волковой, А. Н. Глотовой, О. И. Колесниковой, В. Ф. Ивакиной (СШ № I), .А. .А. Зарниковой ( 8 -летняя школа-интернат), Т. Ф. Кустовой (Завальская средняя), 1С ,\\. Маркеловой и М. Н. Ма слаковой (средняя № 2 ) . Сегодня мы ото всей души говорим им сердечное спасибо за ударный их труд на ниве народного просве- шепия. Их верными последователями стали И. П. Фурсова, Г И Ведрипцева, .А. И. Мызии- кова, .А. Н. Бахтина, М. Д. Гуро ва, .А. С. Душкина, Т. И. Троши на и многие другне учителя райо на, Они всеми средствами, реко мендуемыми дидактикой и мето дикой, побуждают учащихся раз мышлять над явлениями и фак тами, осмысливать их. Из урока в урок они добиваются от своих воспитанников отчетливого поии- •мания изучаемого материала, прпчиппо - следствошых связей между явлениями, сущности за- коЕЮВ, добиваются прочного за крепления навыков и умения. К сожалению, есть факты и другого рода. Ведь даже в пер вой средней школе, где работают такие мастера рациональной орга низации урока, как А. Н. Глото ва, К. А. Волкова, О. И. Колес никова, далеко не все уроки за служивают высокой оценки. Про сто на низком методическом уровне дают уроки учителя И. П. куфаева — Ст.-Хуторская на чальная школа № 1, Е. С. Барба- ннша, Р. Т, Писарева — город ская средняя школа № 3. И еще не все названы в этом списке учителей, не занимающихся сво им самообразованием, совершен ствованием методики. Неоправданно большая часть уроков еще расходуется иа уст ный опрос, на проверку домаш них работ. Были случаи, когда при проверке заданные па дом задачи и тушмеры вновь перепи сывались па доске. На самостоя тельную работу дается всего 5 6 минут. Л\ногие учителя не применяют технических средств и даже не умеют применить их. Это говори! о недостатках в работе методиче ских объединений. Избегая ошибок прошлого го да, НУЖНО лучше поставить конт роль за методической работой в школах, при посещении уроков вести хронометраж. Учителя должны :'.нсать подробные по урочные планы, уже в них рас считывать до МИ Н У ТЫ - время на проверку, на опрос, закрепле ние, большую часть урока отводя самостоятельной работе. Опыт работы лучших началь ных школ района доказал доступ ность программ трехлетиего на чального обучения для детей, особенно Пригородной № 2 — заведующая школой М. С. Сони на. Здесь 100-процентная успевае мость. Все 29 первоклассников перешли во второй класс. В чем причина? Прежде всего в тех ус ловиях, которые созданы самими учителями. Школа по сути дела является школой продленного дня. В прошлом году все 66 ее учеников оставались в школе после уроков. Выполнение домаш них заданий под наблюдением учителей помогли всем детям прочно закрепить полученные иа уроках знания.' В этой школе работают два методических объединения — для учителей и воспитателен групп продленного дня. Обе секции не- уто.мимо искали пути активизации познавательной деятельности уча щихся. Создан методический ка бинет. Использовать опыт лучших школ — настоятельная задача , 1 . 1 я каждого педагогического кол лектива. Лучше выполнялся план все обуча. Однако по-прежнему часть подростков уходит из школы. Не смогли предотвратить большого отсева городские средние школы .N 9 1 и № 3, Крутч.-Байгорская и Никольская средние, Дмитриев ская 8 -летияя. Остается высокой убыль из 9—10 классов в Грачев- ской средней школе. Одна из при чин отсева —• второгодничество, что целиком падает на совесть учителей, не сумевших пробудить у детей интереса к знаниям, по мочь им преодолеть недостатки в характере, поведении. Пам предстоит многое попра вить в преподавании русского языка и математики. Злободнев ной остается проблема грамотно сти. Серьезные пробелы в обуче нии грамотному письму допуще ны учителями Ё. Н. .Аничкиной и Л. И. Сергеевой — Грачевская средняя и .ААосковская 8 -летняя школы. В каждой школе нужно про думать систему мероприятий, ко торые улучшали бы учебно-вос питательный процесс во всех его звеньях. Ответственность целиком ложится на администрацию школ. Создание «психологического кли мата» — дело рук самих педаго гических коллективов. Задачи, стоящие перед школой, могут быть успешно решены. По рукой тому опыт лучших педаго гических коллективов района. На снимках (сверху вниз): груп па учителей лучших начальных классов школ района — Г. Н. Ведринцева, А. И. Мызникова, Е. 3. Жарикова, Е. М. Маркело ва, М. Е. Кирьянова, В. Г. Харина, Т. И. Трошина, учительница Ак- сайской 8-летней школы В. Ф. Зеленькова, преподаватель физ культуры Никольской средней школы Н. К. Безрядин, учитель ница Куликовской средней шко лы В. А. Ломакина, директор Пашковской 8-летней школы Н. В. Борисова. ЗАБОТА О СЕЛЬСКОЙ Ш К О Л Е и з ДОКЛАДА ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РАЙИСПОЛКОМА М. А. СУШКОВА Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета .Министров СССР «О мерах по да.тьнепшему улуч шению условий работы сельской общеобразовательной школы», бюро рапко.ма КПСС и исполко.м райсовета утвердили мероприятия па 1974 —1980 годы. Будет упоря дочена сеть школ, осуществлено строительство новых, пристройка дополнительных классных ком нат, кабинетов, других учебных помещений, интернатов для .уча щихся, жилых домов для учите лей. В настоящее время в районе функционируют 75 школ всеобуча — 12 средних, 24 — 8 -летних, 37 — начальных с числом учащихся 12 803, школа-интернат и спец школа, 3 вечерние школы рабо чей молодежи, вечерние школы сельской молодежи и заочный консультационный пункт при средней школе № 1 . К 1980 году увеличится число средних школ — откроется еще одна в Усмани, станут средними Пластинская и Девицкая 8 -лет- нне. Беляевская и Васильевская из-за малочисленности учеников станут начальными. В ближайшие три года наме чено построить школьные интер наты па 500 мест — в городе при средней школе № 2, при Куликов ской, Сторожсвской, Пластип- ской, Грачевской и Крутч.-Бан горской средних, Бреславской и Березияговской З-летпих школах. Наличие удобных пришкольных интернатов увеличит возможности всеобуча, перехода ко всеобщему среднему образованию. Реорганизация школьной сети должна послужить углублению знаний учащихся. Этому будет способствовать оборудов а п н е учебных кабинетов и мастерских, пополнение школьных библиотек как литературой для учащихся, так и специальной литературой для учителей. Главная роль в завершении перехода к среднему образованию принадлежит учителю. Сейчас в районе трудится 829 учителей и воспитателей. 8 учителей имеют звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 105 являются отличниками народного просве щения. С учителями проводится систематическая работа по повы шению их квалификации через районные семинары, школы пере дового опыта, самообразование и курсовую переподготовку. Каж дый из них имеет возможность углублять свои специальные и теоретические знания. Постановлением партии и пра вительства намечены меры по улучшению условий работы учи теля, предусмотрены дополни тельные льготы па получение кре дитов иа хозяйственное обзаве дение н строительство жнл 1 , 1 .\ до мов. В 1974 - 1980 году в сс.та.х района будет построено 51 ква|)- гиры для хчнтелен. Г 1 ри общей на.метнвшснся тен денции к хлучшешно учебно-вос питательного процесса всс-такн нельзя обойти молчанием й.мсю- щиеся недостатки. За прошлый учебный год успеваемость по району составила 98,8 процента. Но пот низкую успеваемость имеют ученики городской средней школы № 3 — директор В. И. Бадалов. Большой отсев хчашихся доп\- скают Крутч.-Байгорская и Дряз- гпнекая средние школы, хотя ра ботают они в условиях, равных с другими школами. ■Друюй пример. В .Московской 8 -летней школе сельская моло- , дежь занималась всего несколько ( дней, в Дрязгинскин средней 3 недели, а в Куликовской средней за|!ятия вообще не начинались. Чем объяснить такое положение? Очевидно только безответствен ностью директоров этих школ И. И. Черкасова, И, В. Почерняе- па, Г. С. Востриковой, а также нетребовательностью районо. Не выполнен план заочного обучения. И вообще большинство школ не выполнило планов обу чения работающей молодежи. При таком положении ясно, что дел по решению этой задачи не початый край. Нужно принимать немедленные меры к тому, чтобы с первых дней нового учебного года не повторить ошибок старо го. Руководители предприятий, кол хозов, совхозов, организаций н учреждений, общественность рай она должны помочь школе в ре шении насущной задачи, опреде ляемой девизом «Каждому тру женику — среднее образование». Руководствуясь документами партии и правительства. Верхов ного Совета СССР, нам необхо димо приложить больше усилий для выполнения решений XXIV съезда КПСС о завершении, пере хода ко всеобщему среднему об разованию, расширения контин гента учащихся и укрепления учебно-материальной базы днев ных, вечерних п заочных школ. Нужно создать каждому моло дому труженику города и села, особенно сельским, условия для совмещения учебы с работой на производстве, открыть копсульта- цнопные пункты в селах при шко лах, колхозах п совхозах. Нужно поддерживать и мораль ное стремление молодежи к уче бе. к продолжению образования, нужно освещать их успехи в стен ной печати, в передачах местных радиоузлов н на стран]шах рай онной газеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz