Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)
Проблемы нынешнего дня Соединяя учение с трудом . Как ужа сообщалось, со- стоалась научно - практическая конференция по трудовому воспитанию и профориентации учащейся молодежи, с докла дом выступил секретарь рай кома КПСС тов. Третьяков И. Т. Среди выступающих — директора и преподаватели школ района, секретари парторганизаций, руководи тели хозяйств и лредприятий. Сегодня публикуется доклад и выступления 1 }екоторых участ ников конференции в изложе нии. тации школьников. Сельские школы готовят кадры массовых профессий, связанных с исполь зованием техники. В прошлом учебном году в Октябрьской, Дрязгинской, Грачевской, Сто- рожевской и Куликовской сред них школах подготовлено 83 трактористов - машинистов 3-го класса, 57 полеводов и 33 жи вотновода. В июне был проведен конкурс юных механизаторов. Цель конкруса — показать, как увлекательна профессия механи- средних школ получают трудовую политехническую подготовку на практикумах по обработке метал ла, по радиоэлектронике, по элект ротехнике, по обработке тканей. Существенным моментом явля ется пропаганда профессий. Эта работа неплохо поставлена в средней школе .4° 1. Задачам профориентации подчинень( ком сомольские собрания, лекции, бе седы, встречи с представителями самых разнь 1 Х профессий. Для выпускников оформляются кра- Хорошие отзв 1 вы заслужили стройотряды и 16 строительно - ремонтных бригад учащихся. Они выполнили работы на сумму 40267 рублей. Например, выпуск ники средней школы ,4° 3 строи ли теплотрассу на заводе литей ного оборудования, и каждый участок сдавали с оченкой хо рошо». Предварительно ребята прошли подготовку в ГПТУ 'Й 23. Стройотряд школы М2 2 участво вал в сооружении плодоовощно го комплекса в совхозе «Усман- ков не огорожено, нет водое мов для полива. В Пластинской 8 - летней и Поддубровской средней школах участки сплошь зарастают сорняками. Недоста точно налажена связь с селек ционными сортоиспытательными станциями и научно - исследо вательскими институтами. Сре.д- ние и восьмилетние школь! не осуществляют шефства над начальными, не помогают им в организации учебно - опытных участков, в озеленении школ. 1тттт1111шт111тт1111Ш111111ттт1111П1ит1111т111тттт11111т1т11т111т111И111т1111имм11ИМ11П1т.1т1ттт1т1111т1ттттттт1т1т к об- ТРУДУ, Подготовка школьников щественно - полезному профориентация — важнейшая составная часть коммунистиче ского воспитания подрастающего поколения. Решая эту задачу, школы района накопили немалый положительный опыт. В 1972 году работали 28 уче нических производственных бри гад. В них входило 3.367 уча щихся. В общей сложности ими было обработано 1.037 гектаров различных культур. Члены ученических производ ственных бригад Сторожевской, Куликовской, Дрязгинской, О к тябрьской, Завальской средних школ выполняют весь комплекс работ по выращиванию закреп ленных за ними культур на по лях колхозов «Великий Октябрь» и «Ленинский путь», совхоза «Коммунар» и опытной станции. Учащиеся Завальской средней школы отработали на по ях сов хоза «Коммунар» 8 тысяч чело веко-дней. Принимали активное участие в заготовке силоса и уборке свеклы. 10 учеников ра ботали помощниками комбайне ров. Пионерская организация школы получила от совхоза пре мию — школьные принадлежно сти на сумму 250 рублей. За опытническую работу Дряз- гинская средняя школа утверж дена участницей ВДНХ 1972 года. Лучшим учебно-опытным участ ком по итогам районного смот ра признан участок Октябрьской средней школы. Улучшена система профориен- ВАЖНАЯ щ т 11 М. 1 М, 1 Б 1 Н(:ТВ 111 Ш из ДОКЛАДА СЕКРЕТАРЯ РК КПСС т. ТРЕТЬЯКОВА И. Т. .11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111, затора, В Октябрьской, Дрязгинской, Сторожевской средних школах хорошо поставлены уроки тру дового обучения во всех клас сах, проводятся факультативные занятия по изучению тракторов, сельскохозяйственных машин, ос нов полеводства и животновод ства. Здесь имеется сравнитель но неплохая техническая базз Эти школы являются опорными по внедрению и распростране нию опыта работы В. - Колыбель- ской и Вязовицкой средних школ нашей области. За последние три года в Дряз гинской средней школе наряду с общеобразовательной подготовкой получили квалифи кацию трактористов - машини стов 137 учащихся, полеводоз- механизаторов 118, животново дов - механизаторов 30. В текущем учебном году здесь готовят 21 тракториста, 28 полеводов - агрономов. Боль шинство из подготавливаемых намерено после окончания шко лы остаться работать в своих селах. А всего по району в 1972 — 1975 годах средние школы подготовят 468 трактористов и 41 шофера. Старшеклассники городски).' сочные бюллетени «Выбираем профессию». Организован цикл радиопередач о профессиях. В первой четверти учащиеся 9 - 6 класса провели диспут на тему «Кем быть?» и беседу «Дума о хлебе». Не случайно в 1972 году 10 выпускников школы, поступи ли в Воронежский СХИ и Усман- ский совхоз - техникум. Улучшилась трудовая подго товка в средней школе N° 3. За служивает одобрения следующий факт. Пионерский отряд одного из 6 - X классов, где классным руководителем А. А. Лебедева, два года соревнуется с коллективом агрегата табачно - махорочного комбината. Регуляр но подводят итоги соревнования. НА ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЯХ из ВЫСТУПЛЕНИЯ ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № I РОДИОНОВОЙ К. М. Научно - техническая револю ция II социальный прогресс тре буют от школы высокого уровня общеобразовательной п трудовой подготовки школьников. Вот поэто.му учителя нашн.х школ на.чодятся в постоянном поиске новых фор.м классной и внеклассной работы, чтобы тру довые традиции старших поко лений становились идеалами для наших воспитанников. Иа уроках преподаватели стре мятся установить логическую связь учебного материала с жиз нью. Приглашаем для бесед со школьниками передовых раб )- чих завода литейного оборудова ния, совхозов «Усманский» .1 «Ударник», с которыми на протя жении ряда лет поддерживается тесная связь. Это усиливает об разовательную и воспитательную направленность уроков. Выступления наших уважаемых гостей готовим задолго до встре чи, чтобы каждый из них мог ко ротко, но убедительно раскрыть творческое отношение рабочих к труду, показать ростки нового, коммунистического отношения к труду, к быту. При изучении вопроса о героиз ме советского народа в годы Отечественной войны учителя ис пользуют материалы о боевых п трудовых подвигах усманцев, на копленные в музее боевой п тру довой славы. Он функционирует а школе многие годы. Особенно ве лико влияние рассказов о роди телях наших учеников. Нужно видеть огонек в ребячьих глазах, когда они узнают, что в годы войны на УЗЛО отлично работали 14 — 15 - летние под ростки, я престарелые рабочие да вали за смену 150 — 170 процен тов нормы. Подобные примеры заставляют школьников глубоко эаду.матьсл об отношешш человека к труду. Учителя руководят самостоя тельным изучением ребятами исто рии нашего города, про.мышленнык предприятий. Школьники узнают, что передовые рабочие становятся руководителя.мн производства, л ведет к выдвижению упорный труд, творческое отношение к не му, сочетание работы с учебой. Им хорошо известны имена Сер гея Семеновича Попова, .Анато лия Вострикова и других отлич ных тружеников УЗЛО. Старшеклассники занимаются сбором фотографий передовиков соревнования, усманцев, награж денных орденами и медалями СССР. Все это, на наш взгляд, один из действенных путей приобще ния школьников к славным тру довым традициям. Ребята с интересом работают на заводе литейного оборудова ния, участвуют совместно с рабочими в субботниках и воскре сниках. Специалисты и рабочие завода — частые гости в школе. Член ВЛКСМ Игорь Клипов ве дет у нас спортивную секцию на Общественных началах. Рабочие литейного цеха шефствуют над учащи.мися 6 - X классов. .А наши ребята Выступают на заводе с концертами. В результате установившихся контактов многие выпускники 1 0 - х классов идут работать на завод. Учащиеся постоянно оказыва ют помощь совхозу «Усманский». ский». Нужно подумать о дальней шей работе таких отрядов, уси лить их воспитательное значение. При наличии некоторых несомт ненных успехов по трудовом / воспитанию и профориентации школьников в районе в этом пла не еще много недостатков. З а • два последних года из 1090 выпускников 10 - х клас сов осталось работать в селах только 124 человека. Такая ма лая цифра убедительно говорит о просчетах в работе по проф ориентации. Не все средние школы имеют кабинеты по машиноведению. Учеников частенько обучают по плакатам. Ряд учебно - опытных участ- постановке опытов. Проблема трудового воспита ния и профориентации комплекс на. В решении ее должны при нять активное участие не только школы, органы народного обра зования, но и промышленные предприятия, кол)(озы, совхозы, организации и учреждения самых различных ведомвтв, партийные, организации. В каждой школе нужно создать четкую систему этого профиля как в процессе непосредственно го обучения, так и во внеклас сной работе. Представляется возможным создать в городе межшкольную мастерскую на базе одного из предприятий. Много интересных встреч было на конферен ции, но тема разговоров была одной! трудовое воспитание и профориентация учащихся. На снимке: (слева направо) директор Ст. - Хуторской школы Е. 3. Беляева, учительница средней школы села Завальное В. А. Петрухина и заместитель директора школы села Октябрьское М. С. Снрипченко. П у т ь к п р о ф е с с и и из ВЫСТУПЛЕНИЯ ДИРЕКТОРА СТ. — ХУТОРСКОЙ 8 - ЛЫНЕЙ ШКОЛЫ БЕЛЯЕВОЙ Е. 3. Нелегок труд учителя, но бла городен и благодарен. Ему перво му удается приметить склонность, способности ребенка, иногда та лант или жизненное призвание. Ему же поручено заложить осно ву судьбы воспитанников. В нашей школе большое значе ние придается детским поделкам. Они помогают вести школьника к усложненным трудовым операци ям, дети начинают верить своим рукам. Учительница Н. Е. Корови на на видном месте хранит подел ки первоклассников. Придя в шко лу, давно ставшие взрослыми, люди просят показать эти по делки. У них теплеет взгляд, ког да они вспоминают похвалу учи тельницы за первую работу. Надо сказать, что у нас нет ус ловий для хранения этих вещей. И все - таки многие учителя сбе регают их. Еще в начальных классах дети пишут сочинение на тему «Кем я буД^'». Сочннеш!* запечатывают ся в конверт. Намечается время встречи. Через десять лет те, кто писал сочинения, встречаются в школе. У нас побывали многие специалисты н труженики кол- ча намечена на февраль 1973 года. Соберутся выпускники 1962 года. Вот когда учителя получат воз можность сверить свои прогнозы и- усилия с тем, чем стали наши ученики в жизни. Книга выпуска учащихся за последние семь . 1 ет дала следую щие цифры. Из 295 выпущенных инженерами сельского хозяйства работают 5, промышленности — 26, врачами — 3, военнослужащих 20, учителей — 15, агрономов — 58, зоотехников — 12, рабочих — 30. механизаторов — 28, доярок — 10, свекловичниц — 20, свина рок — 20. Продолжают учиться 55 выпускников. Наша задача заключается в том, чтобы большинство наших выпускников связало свою жизнь с сельскохозяйственным ироизво.а- ство.м. С первого класса учителя при вивают детям любовь . к земле, природе. Организуем специальнэ вечера встреч с лучшими тру жениками колхоза. Составлен план профориентации с учетом возрастных особенностей наших учащихся. Придя в - школу, каж- хоза «Путь Ленина». Такая ветре- дый первоклассник высаживает де ревце с помощью восьмиклассни ка и на протяжении всех восьми лет ухаживает за мим. В теку щем учебном году .малыши вме сте со старшими товарищами са жали растения около комплекс ной физкультурной площадки, которая построена с помощью правления колхоза Среди учащихся 4—6-х классов проведен устный опрос о профес сиях родителей и других стар ших членов семей. Для учащих- ' ся 7—8 классов проведены тема тические вечера на темы «Что нужно знать при выборе про фессий» и «Как отличить призва ние от увлечений». Проведен ве чер встречи с родителями. Вы ступили свинарка Е. С. Павлова, доярка М. .А. Жданова, механи затор И. С. Иванов. Они по ир:;- ву являются маяками труда в колхозе. Не пройдут бесследно этические беседы, наприм.'р, «Хлеб наш насущный». Опять же приглашались родители. В и ч числе был бывший фронтови < И. П. Терновых. Его выступле ние, проникнутое любовью к род- зем.ле, не оставило равно- НОИ душными ни детей, ни учителей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz