Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)

Проблемы нынешнего дня Соединяя учение с трудом . Как ужа сообщалось, со- стоалась научно - практическая конференция по трудовому воспитанию и профориентации учащейся молодежи, с докла­ дом выступил секретарь рай­ кома КПСС тов. Третьяков И. Т. Среди выступающих — директора и преподаватели школ района, секретари парторганизаций, руководи­ тели хозяйств и лредприятий. Сегодня публикуется доклад и выступления 1 }екоторых участ­ ников конференции в изложе­ нии. тации школьников. Сельские школы готовят кадры массовых профессий, связанных с исполь­ зованием техники. В прошлом учебном году в Октябрьской, Дрязгинской, Грачевской, Сто- рожевской и Куликовской сред­ них школах подготовлено 83 трактористов - машинистов 3-го класса, 57 полеводов и 33 жи­ вотновода. В июне был проведен конкурс юных механизаторов. Цель конкруса — показать, как увлекательна профессия механи- средних школ получают трудовую политехническую подготовку на практикумах по обработке метал­ ла, по радиоэлектронике, по элект­ ротехнике, по обработке тканей. Существенным моментом явля­ ется пропаганда профессий. Эта работа неплохо поставлена в средней школе .4° 1. Задачам профориентации подчинень( ком­ сомольские собрания, лекции, бе­ седы, встречи с представителями самых разнь 1 Х профессий. Для выпускников оформляются кра- Хорошие отзв 1 вы заслужили стройотряды и 16 строительно - ремонтных бригад учащихся. Они выполнили работы на сумму 40267 рублей. Например, выпуск­ ники средней школы ,4° 3 строи­ ли теплотрассу на заводе литей­ ного оборудования, и каждый участок сдавали с оченкой хо­ рошо». Предварительно ребята прошли подготовку в ГПТУ 'Й 23. Стройотряд школы М2 2 участво­ вал в сооружении плодоовощно­ го комплекса в совхозе «Усман- ков не огорожено, нет водое­ мов для полива. В Пластинской 8 - летней и Поддубровской средней школах участки сплошь зарастают сорняками. Недоста­ точно налажена связь с селек­ ционными сортоиспытательными станциями и научно - исследо­ вательскими институтами. Сре.д- ние и восьмилетние школь! не осуществляют шефства над начальными, не помогают им в организации учебно - опытных участков, в озеленении школ. 1тттт1111шт111тт1111Ш111111ттт1111П1ит1111т111тттт11111т1т11т111т111И111т1111имм11ИМ11П1т.1т1ттт1т1111т1ттттттт1т1т к об- ТРУДУ, Подготовка школьников щественно - полезному профориентация — важнейшая составная часть коммунистиче­ ского воспитания подрастающего поколения. Решая эту задачу, школы района накопили немалый положительный опыт. В 1972 году работали 28 уче­ нических производственных бри­ гад. В них входило 3.367 уча­ щихся. В общей сложности ими было обработано 1.037 гектаров различных культур. Члены ученических производ­ ственных бригад Сторожевской, Куликовской, Дрязгинской, О к­ тябрьской, Завальской средних школ выполняют весь комплекс работ по выращиванию закреп­ ленных за ними культур на по­ лях колхозов «Великий Октябрь» и «Ленинский путь», совхоза «Коммунар» и опытной станции. Учащиеся Завальской средней школы отработали на по ях сов­ хоза «Коммунар» 8 тысяч чело веко-дней. Принимали активное участие в заготовке силоса и уборке свеклы. 10 учеников ра­ ботали помощниками комбайне­ ров. Пионерская организация школы получила от совхоза пре­ мию — школьные принадлежно­ сти на сумму 250 рублей. За опытническую работу Дряз- гинская средняя школа утверж­ дена участницей ВДНХ 1972 года. Лучшим учебно-опытным участ­ ком по итогам районного смот­ ра признан участок Октябрьской средней школы. Улучшена система профориен- ВАЖНАЯ щ т 11 М. 1 М, 1 Б 1 Н(:ТВ 111 Ш из ДОКЛАДА СЕКРЕТАРЯ РК КПСС т. ТРЕТЬЯКОВА И. Т. .11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111, затора, В Октябрьской, Дрязгинской, Сторожевской средних школах хорошо поставлены уроки тру­ дового обучения во всех клас­ сах, проводятся факультативные занятия по изучению тракторов, сельскохозяйственных машин, ос­ нов полеводства и животновод­ ства. Здесь имеется сравнитель­ но неплохая техническая базз Эти школы являются опорными по внедрению и распростране­ нию опыта работы В. - Колыбель- ской и Вязовицкой средних школ нашей области. За последние три года в Дряз­ гинской средней школе наряду с общеобразовательной подготовкой получили квалифи кацию трактористов - машини­ стов 137 учащихся, полеводоз- механизаторов 118, животново­ дов - механизаторов 30. В текущем учебном году здесь готовят 21 тракториста, 28 полеводов - агрономов. Боль­ шинство из подготавливаемых намерено после окончания шко­ лы остаться работать в своих селах. А всего по району в 1972 — 1975 годах средние школы подготовят 468 трактористов и 41 шофера. Старшеклассники городски).' сочные бюллетени «Выбираем профессию». Организован цикл радиопередач о профессиях. В первой четверти учащиеся 9 - 6 класса провели диспут на тему «Кем быть?» и беседу «Дума о хлебе». Не случайно в 1972 году 10 выпускников школы, поступи­ ли в Воронежский СХИ и Усман- ский совхоз - техникум. Улучшилась трудовая подго­ товка в средней школе N° 3. За­ служивает одобрения следующий факт. Пионерский отряд одного из 6 - X классов, где классным руководителем А. А. Лебедева, два года соревнуется с коллективом агрегата табачно - махорочного комбината. Регуляр­ но подводят итоги соревнования. НА ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЯХ из ВЫСТУПЛЕНИЯ ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № I РОДИОНОВОЙ К. М. Научно - техническая револю­ ция II социальный прогресс тре­ буют от школы высокого уровня общеобразовательной п трудовой подготовки школьников. Вот поэто.му учителя нашн.х школ на.чодятся в постоянном поиске новых фор.м классной и внеклассной работы, чтобы тру­ довые традиции старших поко­ лений становились идеалами для наших воспитанников. Иа уроках преподаватели стре­ мятся установить логическую связь учебного материала с жиз­ нью. Приглашаем для бесед со школьниками передовых раб )- чих завода литейного оборудова­ ния, совхозов «Усманский» .1 «Ударник», с которыми на протя­ жении ряда лет поддерживается тесная связь. Это усиливает об­ разовательную и воспитательную направленность уроков. Выступления наших уважаемых гостей готовим задолго до встре­ чи, чтобы каждый из них мог ко­ ротко, но убедительно раскрыть творческое отношение рабочих к труду, показать ростки нового, коммунистического отношения к труду, к быту. При изучении вопроса о героиз­ ме советского народа в годы Отечественной войны учителя ис­ пользуют материалы о боевых п трудовых подвигах усманцев, на­ копленные в музее боевой п тру­ довой славы. Он функционирует а школе многие годы. Особенно ве­ лико влияние рассказов о роди­ телях наших учеников. Нужно видеть огонек в ребячьих глазах, когда они узнают, что в годы войны на УЗЛО отлично работали 14 — 15 - летние под­ ростки, я престарелые рабочие да­ вали за смену 150 — 170 процен­ тов нормы. Подобные примеры заставляют школьников глубоко эаду.матьсл об отношешш человека к труду. Учителя руководят самостоя­ тельным изучением ребятами исто­ рии нашего города, про.мышленнык предприятий. Школьники узнают, что передовые рабочие становятся руководителя.мн производства, л ведет к выдвижению упорный труд, творческое отношение к не­ му, сочетание работы с учебой. Им хорошо известны имена Сер­ гея Семеновича Попова, .Анато­ лия Вострикова и других отлич­ ных тружеников УЗЛО. Старшеклассники занимаются сбором фотографий передовиков соревнования, усманцев, награж­ денных орденами и медалями СССР. Все это, на наш взгляд, один из действенных путей приобще­ ния школьников к славным тру­ довым традициям. Ребята с интересом работают на заводе литейного оборудова­ ния, участвуют совместно с рабочими в субботниках и воскре­ сниках. Специалисты и рабочие завода — частые гости в школе. Член ВЛКСМ Игорь Клипов ве­ дет у нас спортивную секцию на Общественных началах. Рабочие литейного цеха шефствуют над учащи.мися 6 - X классов. .А наши ребята Выступают на заводе с концертами. В результате установившихся контактов многие выпускники 1 0 - х классов идут работать на завод. Учащиеся постоянно оказыва ют помощь совхозу «Усманский». ский». Нужно подумать о дальней­ шей работе таких отрядов, уси­ лить их воспитательное значение. При наличии некоторых несомт ненных успехов по трудовом / воспитанию и профориентации школьников в районе в этом пла­ не еще много недостатков. З а • два последних года из 1090 выпускников 10 - х клас­ сов осталось работать в селах только 124 человека. Такая ма­ лая цифра убедительно говорит о просчетах в работе по проф­ ориентации. Не все средние школы имеют кабинеты по машиноведению. Учеников частенько обучают по плакатам. Ряд учебно - опытных участ- постановке опытов. Проблема трудового воспита­ ния и профориентации комплекс­ на. В решении ее должны при­ нять активное участие не только школы, органы народного обра­ зования, но и промышленные предприятия, кол)(озы, совхозы, организации и учреждения самых различных ведомвтв, партийные, организации. В каждой школе нужно создать четкую систему этого профиля как в процессе непосредственно­ го обучения, так и во внеклас­ сной работе. Представляется возможным создать в городе межшкольную мастерскую на базе одного из предприятий. Много интересных встреч было на конферен­ ции, но тема разговоров была одной! трудовое воспитание и профориентация учащихся. На снимке: (слева направо) директор Ст. - Хуторской школы Е. 3. Беляева, учительница средней школы села Завальное В. А. Петрухина и заместитель директора школы села Октябрьское М. С. Снрипченко. П у т ь к п р о ф е с с и и из ВЫСТУПЛЕНИЯ ДИРЕКТОРА СТ. — ХУТОРСКОЙ 8 - ЛЫНЕЙ ШКОЛЫ БЕЛЯЕВОЙ Е. 3. Нелегок труд учителя, но бла­ городен и благодарен. Ему перво­ му удается приметить склонность, способности ребенка, иногда та­ лант или жизненное призвание. Ему же поручено заложить осно­ ву судьбы воспитанников. В нашей школе большое значе­ ние придается детским поделкам. Они помогают вести школьника к усложненным трудовым операци­ ям, дети начинают верить своим рукам. Учительница Н. Е. Корови­ на на видном месте хранит подел­ ки первоклассников. Придя в шко­ лу, давно ставшие взрослыми, люди просят показать эти по­ делки. У них теплеет взгляд, ког­ да они вспоминают похвалу учи­ тельницы за первую работу. Надо сказать, что у нас нет ус­ ловий для хранения этих вещей. И все - таки многие учителя сбе­ регают их. Еще в начальных классах дети пишут сочинение на тему «Кем я буД^'». Сочннеш!* запечатывают­ ся в конверт. Намечается время встречи. Через десять лет те, кто писал сочинения, встречаются в школе. У нас побывали многие специалисты н труженики кол- ча намечена на февраль 1973 года. Соберутся выпускники 1962 года. Вот когда учителя получат воз­ можность сверить свои прогнозы и- усилия с тем, чем стали наши ученики в жизни. Книга выпуска учащихся за последние семь . 1 ет дала следую­ щие цифры. Из 295 выпущенных инженерами сельского хозяйства работают 5, промышленности — 26, врачами — 3, военнослужащих 20, учителей — 15, агрономов — 58, зоотехников — 12, рабочих — 30. механизаторов — 28, доярок — 10, свекловичниц — 20, свина­ рок — 20. Продолжают учиться 55 выпускников. Наша задача заключается в том, чтобы большинство наших выпускников связало свою жизнь с сельскохозяйственным ироизво.а- ство.м. С первого класса учителя при­ вивают детям любовь . к земле, природе. Организуем специальнэ вечера встреч с лучшими тру­ жениками колхоза. Составлен план профориентации с учетом возрастных особенностей наших учащихся. Придя в - школу, каж- хоза «Путь Ленина». Такая ветре- дый первоклассник высаживает де­ ревце с помощью восьмиклассни­ ка и на протяжении всех восьми лет ухаживает за мим. В теку­ щем учебном году .малыши вме­ сте со старшими товарищами са жали растения около комплекс­ ной физкультурной площадки, которая построена с помощью правления колхоза Среди учащихся 4—6-х классов проведен устный опрос о профес­ сиях родителей и других стар ших членов семей. Для учащих- ' ся 7—8 классов проведены тема­ тические вечера на темы «Что нужно знать при выборе про­ фессий» и «Как отличить призва­ ние от увлечений». Проведен ве­ чер встречи с родителями. Вы ступили свинарка Е. С. Павлова, доярка М. .А. Жданова, механи­ затор И. С. Иванов. Они по ир:;- ву являются маяками труда в колхозе. Не пройдут бесследно этические беседы, наприм.'р, «Хлеб наш насущный». Опять же приглашались родители. В и ч числе был бывший фронтови < И. П. Терновых. Его выступле­ ние, проникнутое любовью к род- зем.ле, не оставило равно- НОИ душными ни детей, ни учителей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz