Новая жизнь. 1973 г. (г. Усмань)
ПОСВЯЩАРТСЯ 85-летию СО Д Н Я РОЖ Д Е Н И Я Л . Н. ЗА В А ДО В С КО ГО . ^ АМЫМ любимым писателем ^ Леонида Завадовского был Джек Лондон. Может быть по этому, когда читаешь «су.хопут- ную» прозу Завадовского, то не вольно ощущаешь могучее ды.ча- нпе океана, вон ветра в таежных леса.х и видишь сильных людей, которые борются за искоренение социальной несправедливости п создание новой жизни. Эти люди коммунисты и ком сомольцы. Они-то и помогают ге роям романа «Золото» Мишке Косолапому и Жоржу Соломати ну навсегда порвать с миром стяжателей типа Тин-Рнка и Плаксеева. Чистая правда коммунистов становится для Мишки Косолапо го той путеводной звездой, кото рая ведет его, а за ним и артель, к прекрасному будущему. Мпшкг Советской власти самое большее золото — людей. Особого внимания зас.т\Ж| 1 вает ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА Косолапый становится активным етр 01 ителе .\1 социализма и вступа ет в партию. .\1ногоплановость романа «Зо лото» позволила писателю прав диво и ярко показать всю слож ность обстановки на далекой Ле не. В неравной борьбе с врагами Советской власти ко.чмуяисты и комсо.матьцы сумели выстоять, сохранить чистоту своих идеалов и повернуть за собой приискате лей. Они, коммунисты, сохранили Д Р У Г СВЕТЛОЙ ПОРЫ Мне посчастливилось не только встречаться, но и повседнев 1 но общаться и дружить с нащим за- замечательнькм писателем и ху дожником Леонидом Николаеви чем Завадовоким. В одной из щкол города он учил ребят рисованию. С учени ками находил общий язык, имел к ним педагогический подход. Они его любили и уважали. Он сумел пробудить в детях чувст во прекрасного, любовь к приро де, к животным. Однажды я получил записку зт Л. Н. Завадовского: «Уважае мый Н, .А.! Приходите к 7 часам в щколу смотреть мою пьесу, пре.чьеру». Завадовскнй написал пьесу- сказку из жизни зверей. Сам ее постэгвил на щкольной сцене. Поэт Павел Кустов вспоми нал, что играл в пьесе ро«ть «ле шего». Пьеса имела успех у юных зрителей. Когда я первый раз встретился с Л. П. Завадовским, он сразу мне понравился и заинтересовал меня. Высокого роста, широкопле чий, выразительный взгляд умных и добрых глаз. У него были руки крестьянина, зан 1 Имающе 1 Гося фи- З 11 ческ:и\г трудом. Дед его пахал землю и был крепостным. Одевался Завадовскнй просто — не первой свежести поддевка и Серая шапка-треушка из кро личьего меха. При’ первом же разговоре с ним я убедился, что имея такую суровую внешность, он человек скромный, добрый, мягкий. Говорил он тихо. Собе седника не прерывал. Л. И. Завадовскнй. как и я, учился в Тамбовской гимназии, но бросил учебу. Задумал посту пить в художественное училище. По его мечта не осуществи.дась— попал в тюрьму «за политику». По даже сидя в тюрьме, не расста вался с карандашом и бумагой. Беседуя с ним, мы перебирали прошлое, вспоминали наши дет ские и юношеские годы. Но нас объединяло не только прошлое, но и любовь к литературе и живо писи. Л. Н. Завадовский часто заходил ко мне. — Пошли скорее писать золо тую осень! Семья ждет этюды! — шутил он, и его лицо озарялось ми.лой улыбкой. Когда позже Завадовский вы двинулся, как писатель, он мне говорил, как бы продолжая раз говор: — Теперь семья ждет не этюды, а очерки и рассказы. Нагрузившись складными моль бертами, этюдниками, сумками с провизией, мы рано утром, когда солнце еще только пробивалось через пелену тумана, шагали по росистой траве, держа.ти путь в Девицкий или Песковатокий лес. Целый день наслаждались не умолчным пением птиц, полной грудью вдыхая запах травы и смолы, писали пейзажи. И только поздно вечером, усталые, но сча стливые, возвращались домой. Часто ходил Леонид Николае вич на этюды один. Он любил писать наши скромные пейзажи — речку Усмань в дни задумчи вой осени, ранней весны с ос татками тающего снега. Дома он рисо.вал яблоки, цветы, предметы домашнего обихода. Его натюр морты, так же как и пейзажи, дышали лирической нежностью. Этому способствовали любимые им акварельные краски. Я бывал часто в маленьком домике у Завадовских. Всегда заставал хозяина за работой. Годы ссылки приучили ,Т1. Н. За ва,довского к разному труду. Ва.рвара Сергеевна рано уходила в школу, а Леонид Николаевич дома — носил воду из колонки, колол дрова, топил печку. Он владел топором, рубанком, пи лой и косой. Завадовский любил заниматься сельским хозяйством. Сажал яблони в старом саду. У него был пчельник. Вместе с те стем на сбереженные деньги ку пил лошадь и корову. Ездил в лес за дровами, кооил сено. Лю бил животных; из .Москвы привез породистого щенка-овчарку, до стал молодых волчат для того, чтобы изучать характер живот ных. Любил охоту и рыбную ловлю, но не ради дичи и рыбы, а для наслаждения природой. Когда Леонид Николаевич стал уже известным советским писате лем, ему говорили: — Что вы живете в захолуст ной Усмани, в медвежьем углу? Почему вам не переехать в .Мо скву? — Не поеду. Очень шумно и многолюдно у вас. Я люблю при роду, люблю копать землю, уха живать за садом и огородом, — неизменно и твердо отвечал Л. Н. Завадовский. В 1920 году, после временного отсутствия, в Усмань возвратил ся И. Н. Исполатов. Л. Н. Зава довскнй познакомился с ним. Они встречались и уважали друг дру га. — Если бы я в 1917—1918 го дах жил в Усмани, я работал бы вместе с Исполатовым, — гово рил Л. Н. Завадовский. Оба они резко выделялись принципиальностью и высокой культурой, оба были передовыми людьми. Проходя по улице Радищева, я невольно задерживаюсь перед одноэтажным маленьким доми ком, на стене которого висит ме мориальная доска, напоминающая о том, что здесь жил и работал известный советский писатель Л. Н. Завадовский, друг моей светлой поры — молодости. Н. А Н Д Р Е Е В . повесть Л. Завадовского «Поло ва». Здесь писатель выступает продолжателем чеховских тради ций. Он показывает новую де ревню, рожденную Великим Ок тябрем. В ней полными хозяевами станут бедная девушка Любка и ее мать Арина, а не кулак Ми рон. Единством замысла, крестьян ской тематикой с повестью «Поло ва» связаны рассказы «Песнь се дого волка» и «Корень». Большое место в творчестве Леонида Завадовского занимает тема изображения интеллиген ции, особенно учительства. А. БО РО ВИ К . Долгое время повесть «Соломенская учительница» считалась утерянной. Над ней Л . Н. Завадовский работал в последние годы жизни . Недавно она найдена в архиве писателя и хранится у его жены Варвары Сергеевны. Ниже публикуется отрывок из повести «Соломенская учитель ница». Его нам любезно предоставила В. С. Завадовская, жена покойного писателя. В нем рассказывается о расправе мамонтов- ских казаков над учительницей Наташей. Отрывок воскрешает грозный 1919 год. Под самое утро Наташа неож и данно заснула креп ким сном. Проснулась от толчка. Яркое солнце било в окно. Васильевна дергала за руку. Поднимайся. Ты только послу- хай, што деется, Наскочили эти самые. Суседка сказывала, пред седателя нашего поймали. У со вета связанный лежит. На лоша ди, вроде, ночью до деревушки до Лытовки довезли, а дальше он не в силах. Человек, извест но, больной, немощный. Его возьми и спрячь у мужика . В баню на гумне. Не иначе — по казал кто. Поглядели — на нем креста нет. Известно, угадали, кто он есть. Васильевна вдруг оборвала и заметалась по избе. — Суды, суды едут. Пропала моя головушка с тобой. Лезь на потолок, Наталья. Зэтруоись там конопями!.. Наташа поднялась с лавки и глянула в окно. Два казака мед ленно рядыш ком ехали через доро гу от школы к сторожихиной избе. Малиновые лампасы свер кали на солнце. Оба были в чер ных бараньих шапках. Они чему- то смеялись и совсем не казались страшными, их улыбающиеся ли ца — попросят напиться и уедут... Но сердце почему - то коло тилось и сжималось. Лошадки под всадниками были самые обы кно венные. Один из подъехавших походил на м ужи ка своим серым лицом и бороден кой . — «Люди же они, — подумала Наташа». — Эй, хозяйка, выходи сюда !— раздался окри к . Васильевна пере крестилась и вышла. — Где тут учительница? — крикнул тот же гром кий голос. Наташа побледнела, вышла на р уж у и остановилась у косяка, У СМ АН С КАЯ ВЕСНА . держась за него одной рукой , другой придерживая платок на животе. — Д о кумен ты показывай! — Они в школе.. Васильевна, пойдем со мной... оми в школе... Через улицу шла ничего не помня, только слышала позади топот копыт. Разыскала удосто верение, вышла и подала казаку, стоявшему у крыльца. Невольно году не получают. Тоже и они за спасибо служат. Одно слово со ветская. Нам эта власть ини-их ка к надобна. Больно кор|мит сытно. Вы, товарищи, посмотри те, как она буржуйка , вся в лох мотьях, не евши... Казак погрозил сторожихе плетью. — «Я тебе дам такого товарища». И вдруг заорал: — Кажи крест, жидовка ! Наташа задрожала под звери ным взглядом . Казак тяжело з а дышал, конопатые пальцы заше велились, и вдруг, размахнув шись наотмашь, как рубят шаш кой, ударил со всей силой. Тяже лая плеть шарахнула по груди . Наташа покачнулась, удержалась на мгновение за столб крыльца Леонид Завадовский РАСПРАВА Отрывок из повести „Соломенская учительница" заискивающе поглядела ему в лицо. И вдруг поняла, что этот казак, похожий на м ужи ка с се рой бородой , очень страшный. Глаза казака были светлые, сов сем как будто без зрачков. — Какая же это советская школа? — спросил он и протянул удостоверение д р у г01му казаку. — Советская, посмотри. — У нас все советские школы . Частных нет. — А была какая? — спросил казак. — Живо говори . Была ка кая? — Земская, кажется. — Была' земская, а теперь ж и довская. И кону в печку, а Ленина в передний угол. Гд& деньги школьные? — Какие деньги? — удивленно спросила Наташа. — У нас ни ка ких дене г 'нет . — "Ка ки е деньги, товарищи сол датики. А икона, сами изволите посмотреть, в ш коле у них висит, ка к полагается. Жалованье по и видела четко, как напечатан ное черной краской на белой бумаге. Казак размахнулся еще раз и ударил ее еще раз, но боли не почувствовала. Видела, ка к другой казак вынул ногу из стремени, ударил сторожиху в спину. Очнулась она сейчас же, еще пыль вилась в воздухе от копыт ускакавших лошадей. Собрала все силы и поднялась. Первой мыслью было сейчас же пойти к сельсовету, где лежит Ларион Тимофеевич; его связанного бу дут же бить, ка к ее. Сделала не с колько шагов, но снова по кач нулась. Ее подхватила под мышки сторожиха и поволокла в школу. Когда раздался выстрел от сове та, погТыталась вырваться из р у к Васильевны. — Пусти меня, пусти меня, хрипела она, едва слышно, и только в сенцах вернулся к ней голос — гром ко закричала: — Убийцы ! Убийцы ! Звери! Акварель Л . Завадовского,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz