Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)

У Ч И Т Е Л Ь - Н А Ш Н А С Т А В Н И К НАДЕЖНЫЙ К О Н Т А К Т 1Е1 ОТ УЖЕ на пр о тя ж е н и и не- с ко л ь ки х лет наша ш кол а по д д е р ж и в а е т те сн ую связь с ко л х о зо м . Д а это и понятно. Ж ить в селе и вести неза ви си ­ м у ю от хозяйства деятельность, заним аться в своих р а м ка х — н е ­ м ы сл им о . Главный ко н та кт, ч е р е з к о т о ­ ры й наша ш ко л а осущ е ствл яе т связь с ко л х о з о м — это уче н и ­ ческая б р игад а. В ней сейчас насчиты вается 139 учащ ихся 7— 9 кл ассов. Бригада, ка к и в к о л х о ­ зе, им еет свои звенья, р у к о в о д и ­ телей. О б р а б а ты ва е м м ы 26 ге к ­ таров сахарной свеклы . 0,6 ге к ­ тара картоф е ля и 0,6 ге ктар а со р го . У р о ж а й н о сть на полях б р и га ­ ды всегда вы и э ко л х о зн о й . В этом го д у, н а пр им е р , м ы по л у­ чаем сахарной са е кл ы по 100 и б о л ее ц е нтнеро в с к а ж д о го ге к ­ тара. Это го в о р и т о том , что ухо д мы вед е м по всем прави- лам ^а гр о те хн ики . Д ивн о е участие в п о л е зн о м с е л ь ско хо зя й ств е н н о м т р у д е для нас в ы го д н о тем , что учащ иеся, вы йдя из стен ш ко л ы , у м е ю т м н о ­ го е делать, растут не б е л о р у ч ка ­ м и, а л ю д ь м и тр у д о в о й за ка л ки. В ш ко л е пр о во д я тся занятия, п р и о бщ а ю щ и е учащ ихся к се л ь­ с к о м у тр уд у. Д е в у ш ки 9— 10 классов изучаю т основы расте­ ние водства и ж и во тн о во д ства , о т ­ д ельны е гр уп п ы ш ко л ь н и ко в о сущ е ствл яю т ш еф ство над кр а с ­ ным и у го л ка м и . П осле занятий в классах ш ко л ь н и ки р е гу л я р н о по сещ аю т ф е р м ы . П о это м у не уд ивител ьно , ч*.о м н о ги е учащ иеся, за ко н чив ш к о ­ лу, остаю тся работать в р о д н о м с е л е ..ДЗо._ наш им по д сче та м в ко л х о зе осталось за посл ед ние 8— 10 лет бо лее 60 в ы п ускн и ко в . О ни ра ботаю т м е ха н иза то р а м и , ж и в о тн о в о д а м и , по л евод ам и. Есть ср е ди них и такие , ко то р ы е , избрав се л ь ско хо зяй ств е н ную пр оф е сси ю , учатся -за о чн о в ср е д н и х или вы сш их уче бн ы х з а ­ ведениях. Это — Виталий П опов, Василий и М ихаил Д а н ко в ц е в ы А л е кс а н д р Н ико лаев, Валя Т е р­ новы х и м н о ги е д р у ги е . Ю н ош и, к а к пр авило, начав работать в ко л х о зе и отсл уж ив зат.эм в а р ­ м ии, снова во звр ащ аю тся на п р е ж н е е м есто. Б о льш ую ра бо ту ведут в ко л ­ хо зе и учителя. В о сн о в н о м все они —- агитаторы и по л и ти н ф о р ­ м а то ры . Есть ср е ди них и д е п у ­ таты м е стн о го С то р о ж е в с ко го с е л ь с ко го Совета. О с о б ы м ува ­ ж е н и е м сре ди односе льчан по л ь­ зую тся агитатор Анастасия Е м ель­ яновна С тебелева, депутат Вален­ тина П е тр овна Ж данова. А кти в н о е участие учащ ихся и учителей в к о л х о зн о м п р о и зв о д ­ стве не пр о хо д и т бесследно. Ру­ ко в о д с тв о ко л хо за о казы вает ш ко л е м а те р иа л ьн ую по м ощ ь. Н ам бесплатно вы делены ки н о ­ п р о е кт о р «У краина», средства на п р и о б р е те н и е наглядны х п о с о ­ бий, к н и г для б и б л и о те ки . Сейчас ко л х о з «В еликий О ктя б р ь» п р о ­ водит к ш ко л е и в ква р ти ры учителей в о д о п р о в о д . С вязь ш ко л ы с ко л х о з о м дает х о р ош и е результаты . П о это м у мы и в дал ьнейш ем все б уд е м делать для того , что бы эта связь кре пл а и развевалась. А . Б А Х Т И Н А , о р га н и з а т о р по в не кл а с с н о й и в н е ш к о л ь н о й р а б о т е С т о р о ж е в с к о й с р е д н е й ш ко л ы . / Т 1 РУД НО переоценить значе- ние совета содействия семье и школе. В этом я убедил­ ся, работая заместителем дирек­ тора по учебной части Бреслав­ ской средней школы. С тех пор, к а к он начал у нас действовать, повысилась успевае­ мость, улучшилась дисциплина учащихся. Если раньше успеваемость в школе не превышала 95 про­ центов, то сейчас она составляет 98,7 процента. В прошлом году в следующий класс не /был пере­ веден только один учащийся. Ф актически мы близки к полной ликвидации второгодничества. В этом немалую роль сыграл совет. Укомплектован он у нас авторитетными родителями, та­ кими, к а к заведующий колхозной мастерской И. Д . А ка тки н , на­ чальник почтового отделения Н. Г. Бормотова. На протяжении ряда лет совет возглавлял пред­ седатель колхоза «Красное зна­ мя» В. П. Иевлев, а теперь, в связи с переходом его в другое хозяйство, полномочия председа­ теля совета содействия семье и школе принял на себя И. Н. Тро­ шин. Я а м я т ь с е р д ц а Более 30 лет отдала н а р о д ­ н о м у о б р а зо в а н и ю учите л ьн и ­ ца Д е в и ц ко й восьмилетием ш ко л ы З инаида Ге оргие вна К о р ча гин а . В т р у д н о м с о р о к п е р в о м го д у стала она педа­ го го м . И вот д о сих п о р в уч и ­ те л ьско м стр ою . Зинаида Ге оргие вна п р е п о ­ дает в ш ко л а м а те м атику. П о с ­ ле о ко н ч а н и я В о р о н е ж с ко го Совет, к а к правило, у нас за­ седает в правлении колхоза. II трудно сказать, какие только важные вопросы он не решает. При активном участии совета распределяется фонд всеобуча, рассматриваются родители не­ дисциплинированных учащихся, организуются роходы и экскур­ сии ребят, выходы их на поле­ вые работы. На заседание собирается всегда много родителей и учи­ телей. Если вопрос касается по­ ведения или успеваемости уче­ ника, докладывает обстановку классный руководитель, выезда в поле на работу — бригадир и т. д. Эффект обычно большой. При­ мером может служить разбор комбайнера А. В. Невежина, ве­ теринара Н. С. Шестакова, кото­ рые, прикрываясь своей заня­ тостью, забыли о. воспитании уч и те л ь с ко го института она п о ­ ехала работать в село С енное Р а м о н ско го ра йо на В о р о н е ж ­ с ко й области. Это бы ло в тя­ ж е л ы е военны е го ды . О ни на­ всегда остались в памяти учи ­ тельницы . П о м нит З инаида Ге­ о р гиевна, ка к тр уд н о бы ло учиться д етям тех лет. Не хва­ тало уч е б н и ко в , тетрадей. Ре­ бята пр ихо ди л и в ш ко л у по л у­ го л о д н ы е , плохо одеты е. Но зато у всех бы ло о гр о м н о е ж ел ани е учиться. На всю ж и зн ь врезался в пам ять З инаиде Ге оргие вне о д и н эп и зо д из п е д а го ги че с ко й деятельности. Ее вы пускн и ки 1944 го д а после п о е зд ки в К о н ь -К о л о д е зь всем кл ассом своих детей, возложив эту обя­ занность полностью на ш колу. В школе много ребят, любящих технику. Но с ними целенаправ­ ленной работы раньше не прово­ дилось. Учащиеся сами летом поступали помощниками ком ­ байнеров, учились у знакомых механизаторов водить тракторы. Теперь с такой самодеятель­ ностью покончено. С помощью совета содействия в школе ор­ ганизован специальный к р у ж о к по изучению сельхозмашин. Его уже второй год ведет главный инженер колхоза Н. Б. Гудков. Много и других хороших ме­ роприятий провел в ж изнь со­ вет. Думается, что его влияние на улучшение учебно - воспита­ тельного процесса в будущем будет еще плодотворнее. реш или по ступить в с е л ь с ко х о ­ зяйственны й те хн и кум . И п о ­ ступили. Д о сих Бор вспо м и ­ нает учительница этот д р у ж ­ ный класс. М н о ги е из то го вы пуска стали вид ны м и а гр о ­ ном а м и, есть канд ид а ты сель­ ско хо зяй ств е н н ы х наук. К а ж д ы й день Зинаид е Г е о р ­ гиевне почтальон пр иносит па чку писем . Все они от б ы в ­ ш их у ч е н и ко в . Д о л го -д о л го в о кн а х ко м на ты учительницы светится о го н е к. З инаида Ге оргие вна п р о в е ­ ряет тетради, го то вится к у р о ­ ка м , ко то р ы е ей пр ид ется п р о ­ водить завтра со своим и п и ­ том ц ам и . Т. П Е Т Р О В А . Взаимовыгодная С В Я З Ь Ю. ЗАВАРЫ КИН . завуч Березняговской средней школы. Дюбят и уважаю т учительни­ цу математики К . 10. Ленскую Т о ч а щ и е с я Усманской школы ва- у '^ е й молодежи. Математику часто называют сухим предметом, но Капптали- на Юрьевна преподает ее так, что она всегда вызывает живей­ ший интерес. Все основные положения она тесно увязывает с жизнью , при­ водит много примеров из пр а к­ ти ки работы промышленных предприятий, колхозов и совхо­ зов. Вот и сейчас, после очередно­ го урока в 11 классе, учитель­ ницу окруж или учащиеся. Они разбирают трудную задачу по геометрии. Фото А. Кардашевского. Деловая обстановка П р ош е л у ж е м есяц,- к а к я впе рвы е переступил а п о р о г кл асса и стала учител ьниц ей С то р о ж е в с ко - Х у то р с ко й 8- летней ш колы . Д о этого училась в У см а н - с к о м пе д учи л ищ е , зако н чил а ш ко л ь н о е отделение. М н е п о р учил и вести б о та н и ку и ч е р че н и е в 5— 8 классах, Вначале сильно боялась. Это ведь не то, что бы ть на п р а к ­ тике и вести у р о к по д на б лю ­ д е н и е м и к о н т р о л е м свое го преподавателя. Т еперь все волнения и тр е ­ во ги по за д и Ребята м е ня п о ­ лю б ил и , сл уш аю т и уваж аю т. О б р е сти сам остоятел ьно сть и уве р е н н о сть по м о гл и м не ста р е йш и е пе д а го ги ш ко л ы Е. 3. Беляева и Н. Е. К ор о вин а . О ни бо л ьш е д р у ги х н а хо д и ­ лись со м н о й , по сещ али м о и у р о ки , по м о га л и составить п о ­ ур о чн ы е планы. Н е’ н уж д а ю сь я и в ж илье. М о и ко л л е ги по пр оф есси и вы ­ брали х о р о ш у ю се м ью , поста­ вили на кв а р ти р у. Есть у м еня та кж е н е о б хо д и м ы е уче б н и ки , по собия, пи сьм енны е п р и н а д ­ л е ж ности. Что касае тся п о р я д ка в це­ л о м по ш ко л е , то м не он п о н ­ равился. Здание новое, х о р о ш о оф о р м л е н н о е , в кабинетах м н о го нагляд ны х по соби й , о б о р уд о в а н и я . А гл а вно е — в ко л л е кти в е д еловая об ста но вка, осн о ва н ­ ная на вза и м н о й в ы р уч ке . Ка­ ки х-л и б о трений я не н а б л ю ­ дала. Завуч Н. Е. К о р о в ин а ум е л о составляет расписание, учиты вает пр о сьб ы учителей, старается о р га н и зо ва ть у ч е б ­ ный п р о ц е сс так, что бы он хо­ р о ш о сочетался с в н е кл а ссн ы ­ м и м е р о п р и я т и я м ^ о тд ы хо м учителей. Это удобно и лично мне. С разу после о ко н ча н и я пе д ­ учил ищ а я по ступила на з а о ч ­ ное отделение В о р о н е ж с ко го пединститута. У чусь на б и о л о ­ ги ч е с ко м ф акул ьте те. Вы пол­ нение ко н тр о л ь н ы х ра бот, п о д ­ го то в ка к зачетам и э к з а м е ­ нам о тн им ает не то л ько м н о ­ го вр е м е н и , к о и тр е б уе т не­ о б х о д и м о го кол иче ства с п е ­ циальной л итер атуры , ква л и ­ ф и ци р о ва нн о й по м ощ и , совета. Та ким м о и м по сто ян н ы м на­ ста в н и ко м и со в е тч и ко м яв­ ляется учител ьница б и о л о ги и Е. 3. Беляева. О на всегда п р и ­ ход ит м н е на по м ощ ь . Д аст н уж н ы й у ч е б н и к, по советует, к к а к о м у и сто ч н и ку обратиться. П о м о га ю т м н е и д р у ги е учи ­ теля. С л овом , в ш ко л е я нашла д р у ж н ы й и спаянны й ко л л е к­ тив и очень им го р ж у с ь . Н . Ш Е В Я К О В А , у ч и те л ь н и ц а Сторожевско- Х у т о р с к о й в о с ь м и л е тн е й школы. Н е о с т а н е м с я В Д О Л Г У Идет третий год к а к мы за­ нимаемся в новом школьном здании. Оно очень удобно, осна­ щено новейшим оборудованием, имеет необходимые наглядные пособия. А ведь все это пришло не сразу. Все знают, что строитель­ ство ш колы мы осуществляли хозяйственным способом, т. е., кроме средств, ничем не распола­ гали. И если 5 не бескорыстная помощь колхоза «Большевик», на территории которого возво­ дилось здание, то едва ли оно было построено. Руководство колхоза - регуляр­ но снабжало нас транспортом, рабочей силой. Весь лес, кото­ рый мы получили в виде кр у гл я ­ ка, также был распилен на кол­ хозной пилораме. По смете отпускалось 97 ты ­ сяч рублей, а затратили мы 81 тысячу рублей. Из чего же сло­ жилась экономия в 16 тысяч рублей? В основном благодаря помощи колхоза. Но построить здание — еще полдела. Его надо было приве­ сти в надлежащий вид: закупить необходимое оборудование, на­ глядные пособия, оформить стенды, монтажи и т. д. Средств на эти цели отпускает­ ся, к а к известно, не так у ж мно­ го. Отдельные виды наглядной агитации мы пытались сделать своими силами, но из этого ма­ ло что вышло. Снова обращались за помощью. Наши просьбы не остались без следа. Колхоз «Большевик» помог оформить музей боевой и трудовой славы, пионерскую комнату, руководи­ тели соседнего хозяйства «Путь Ленина», откуда тоже ходят де­ ти в наш у ш колу, выделили средства для приобретения кино­ проектора «Школьник». В этом году правление кол­ хоза «Большевик» вынесло ре­ шение о выделении 2 тысяч руб­ лей для оборудования спортивно­ го зала. Выделило два к у ­ бометра леса на строительство спортивной площадки. Сейчас наш колхоз ведет строительство дома для учителей. Что же сделали и делаем мы, чтобы отблагодарить колхоз? Ведь он мог оказывать нам и меньшую помощь, сославшись на свои нужды . Не секрет, что некоторые руководители х о ­ зяйств так и делают. Наши ш кольники обработали 10 гектаров свеклы, помогают убирать ее сейчас. Из учащихся создана агитбригада, которая по­ сещает полевые станы и фермы. Ребята часто выступают на сце­ не местного клуба. Хорошо за­ рекомендовали себя, работая аги­ таторами, учителя М. А. Воро­ паева, А. Т. Скачкова и другие. Не так часто, но наш и учи­ теля выступают перед населе­ нием с лекциями и докладами, помогают депутатам сельского Совета вести разъяснительную работу по закупке сельскохозяй­ ственных продуктов. Этого, конечно, недостаточно. Сказалась некоторая занятость, связанная, если так можно вы ­ разиться, с обживанием нового здания, устройством в нем. Теперь, .в основном, у нас все наладилось, вошло в нормальное русло. Думается, что в дальней­ шем мы не останемся в долгу и постараемся приложить все уси­ лия к тому, чтобы больше при­ нимать участия в жизни колхо­ за, воспитывать детей не толь­ ко грамотными, но и трудолю­ бивыми, любящими свой родной колхоз. . М. ЗАЙЦЕВ , директор Бреславской __ 8-летней ш колы , ]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz