Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)
У Ч И Т Е Л Ь - Н А Ш Н А С Т А В Н И К НАДЕЖНЫЙ К О Н Т А К Т 1Е1 ОТ УЖЕ на пр о тя ж е н и и не- с ко л ь ки х лет наша ш кол а по д д е р ж и в а е т те сн ую связь с ко л х о зо м . Д а это и понятно. Ж ить в селе и вести неза ви си м у ю от хозяйства деятельность, заним аться в своих р а м ка х — н е м ы сл им о . Главный ко н та кт, ч е р е з к о т о ры й наша ш ко л а осущ е ствл яе т связь с ко л х о з о м — это уче н и ческая б р игад а. В ней сейчас насчиты вается 139 учащ ихся 7— 9 кл ассов. Бригада, ка к и в к о л х о зе, им еет свои звенья, р у к о в о д и телей. О б р а б а ты ва е м м ы 26 ге к таров сахарной свеклы . 0,6 ге к тара картоф е ля и 0,6 ге ктар а со р го . У р о ж а й н о сть на полях б р и га ды всегда вы и э ко л х о зн о й . В этом го д у, н а пр им е р , м ы по л у чаем сахарной са е кл ы по 100 и б о л ее ц е нтнеро в с к а ж д о го ге к тара. Это го в о р и т о том , что ухо д мы вед е м по всем прави- лам ^а гр о те хн ики . Д ивн о е участие в п о л е зн о м с е л ь ско хо зя й ств е н н о м т р у д е для нас в ы го д н о тем , что учащ иеся, вы йдя из стен ш ко л ы , у м е ю т м н о го е делать, растут не б е л о р у ч ка м и, а л ю д ь м и тр у д о в о й за ка л ки. В ш ко л е пр о во д я тся занятия, п р и о бщ а ю щ и е учащ ихся к се л ь с к о м у тр уд у. Д е в у ш ки 9— 10 классов изучаю т основы расте ние водства и ж и во тн о во д ства , о т д ельны е гр уп п ы ш ко л ь н и ко в о сущ е ствл яю т ш еф ство над кр а с ным и у го л ка м и . П осле занятий в классах ш ко л ь н и ки р е гу л я р н о по сещ аю т ф е р м ы . П о это м у не уд ивител ьно , ч*.о м н о ги е учащ иеся, за ко н чив ш к о лу, остаю тся работать в р о д н о м с е л е ..ДЗо._ наш им по д сче та м в ко л х о зе осталось за посл ед ние 8— 10 лет бо лее 60 в ы п ускн и ко в . О ни ра ботаю т м е ха н иза то р а м и , ж и в о тн о в о д а м и , по л евод ам и. Есть ср е ди них и такие , ко то р ы е , избрав се л ь ско хо зяй ств е н ную пр оф е сси ю , учатся -за о чн о в ср е д н и х или вы сш их уче бн ы х з а ведениях. Это — Виталий П опов, Василий и М ихаил Д а н ко в ц е в ы А л е кс а н д р Н ико лаев, Валя Т е р новы х и м н о ги е д р у ги е . Ю н ош и, к а к пр авило, начав работать в ко л х о зе и отсл уж ив зат.эм в а р м ии, снова во звр ащ аю тся на п р е ж н е е м есто. Б о льш ую ра бо ту ведут в ко л хо зе и учителя. В о сн о в н о м все они —- агитаторы и по л и ти н ф о р м а то ры . Есть ср е ди них и д е п у таты м е стн о го С то р о ж е в с ко го с е л ь с ко го Совета. О с о б ы м ува ж е н и е м сре ди односе льчан по л ь зую тся агитатор Анастасия Е м ель яновна С тебелева, депутат Вален тина П е тр овна Ж данова. А кти в н о е участие учащ ихся и учителей в к о л х о зн о м п р о и зв о д стве не пр о хо д и т бесследно. Ру ко в о д с тв о ко л хо за о казы вает ш ко л е м а те р иа л ьн ую по м ощ ь. Н ам бесплатно вы делены ки н о п р о е кт о р «У краина», средства на п р и о б р е те н и е наглядны х п о с о бий, к н и г для б и б л и о те ки . Сейчас ко л х о з «В еликий О ктя б р ь» п р о водит к ш ко л е и в ква р ти ры учителей в о д о п р о в о д . С вязь ш ко л ы с ко л х о з о м дает х о р ош и е результаты . П о это м у мы и в дал ьнейш ем все б уд е м делать для того , что бы эта связь кре пл а и развевалась. А . Б А Х Т И Н А , о р га н и з а т о р по в не кл а с с н о й и в н е ш к о л ь н о й р а б о т е С т о р о ж е в с к о й с р е д н е й ш ко л ы . / Т 1 РУД НО переоценить значе- ние совета содействия семье и школе. В этом я убедил ся, работая заместителем дирек тора по учебной части Бреслав ской средней школы. С тех пор, к а к он начал у нас действовать, повысилась успевае мость, улучшилась дисциплина учащихся. Если раньше успеваемость в школе не превышала 95 про центов, то сейчас она составляет 98,7 процента. В прошлом году в следующий класс не /был пере веден только один учащийся. Ф актически мы близки к полной ликвидации второгодничества. В этом немалую роль сыграл совет. Укомплектован он у нас авторитетными родителями, та кими, к а к заведующий колхозной мастерской И. Д . А ка тки н , на чальник почтового отделения Н. Г. Бормотова. На протяжении ряда лет совет возглавлял пред седатель колхоза «Красное зна мя» В. П. Иевлев, а теперь, в связи с переходом его в другое хозяйство, полномочия председа теля совета содействия семье и школе принял на себя И. Н. Тро шин. Я а м я т ь с е р д ц а Более 30 лет отдала н а р о д н о м у о б р а зо в а н и ю учите л ьн и ца Д е в и ц ко й восьмилетием ш ко л ы З инаида Ге оргие вна К о р ча гин а . В т р у д н о м с о р о к п е р в о м го д у стала она педа го го м . И вот д о сих п о р в уч и те л ьско м стр ою . Зинаида Ге оргие вна п р е п о дает в ш ко л а м а те м атику. П о с ле о ко н ч а н и я В о р о н е ж с ко го Совет, к а к правило, у нас за седает в правлении колхоза. II трудно сказать, какие только важные вопросы он не решает. При активном участии совета распределяется фонд всеобуча, рассматриваются родители не дисциплинированных учащихся, организуются роходы и экскур сии ребят, выходы их на поле вые работы. На заседание собирается всегда много родителей и учи телей. Если вопрос касается по ведения или успеваемости уче ника, докладывает обстановку классный руководитель, выезда в поле на работу — бригадир и т. д. Эффект обычно большой. При мером может служить разбор комбайнера А. В. Невежина, ве теринара Н. С. Шестакова, кото рые, прикрываясь своей заня тостью, забыли о. воспитании уч и те л ь с ко го института она п о ехала работать в село С енное Р а м о н ско го ра йо на В о р о н е ж с ко й области. Это бы ло в тя ж е л ы е военны е го ды . О ни на всегда остались в памяти учи тельницы . П о м нит З инаида Ге о р гиевна, ка к тр уд н о бы ло учиться д етям тех лет. Не хва тало уч е б н и ко в , тетрадей. Ре бята пр ихо ди л и в ш ко л у по л у го л о д н ы е , плохо одеты е. Но зато у всех бы ло о гр о м н о е ж ел ани е учиться. На всю ж и зн ь врезался в пам ять З инаиде Ге оргие вне о д и н эп и зо д из п е д а го ги че с ко й деятельности. Ее вы пускн и ки 1944 го д а после п о е зд ки в К о н ь -К о л о д е зь всем кл ассом своих детей, возложив эту обя занность полностью на ш колу. В школе много ребят, любящих технику. Но с ними целенаправ ленной работы раньше не прово дилось. Учащиеся сами летом поступали помощниками ком байнеров, учились у знакомых механизаторов водить тракторы. Теперь с такой самодеятель ностью покончено. С помощью совета содействия в школе ор ганизован специальный к р у ж о к по изучению сельхозмашин. Его уже второй год ведет главный инженер колхоза Н. Б. Гудков. Много и других хороших ме роприятий провел в ж изнь со вет. Думается, что его влияние на улучшение учебно - воспита тельного процесса в будущем будет еще плодотворнее. реш или по ступить в с е л ь с ко х о зяйственны й те хн и кум . И п о ступили. Д о сих Бор вспо м и нает учительница этот д р у ж ный класс. М н о ги е из то го вы пуска стали вид ны м и а гр о ном а м и, есть канд ид а ты сель ско хо зяй ств е н н ы х наук. К а ж д ы й день Зинаид е Г е о р гиевне почтальон пр иносит па чку писем . Все они от б ы в ш их у ч е н и ко в . Д о л го -д о л го в о кн а х ко м на ты учительницы светится о го н е к. З инаида Ге оргие вна п р о в е ряет тетради, го то вится к у р о ка м , ко то р ы е ей пр ид ется п р о водить завтра со своим и п и том ц ам и . Т. П Е Т Р О В А . Взаимовыгодная С В Я З Ь Ю. ЗАВАРЫ КИН . завуч Березняговской средней школы. Дюбят и уважаю т учительни цу математики К . 10. Ленскую Т о ч а щ и е с я Усманской школы ва- у '^ е й молодежи. Математику часто называют сухим предметом, но Капптали- на Юрьевна преподает ее так, что она всегда вызывает живей ший интерес. Все основные положения она тесно увязывает с жизнью , при водит много примеров из пр а к ти ки работы промышленных предприятий, колхозов и совхо зов. Вот и сейчас, после очередно го урока в 11 классе, учитель ницу окруж или учащиеся. Они разбирают трудную задачу по геометрии. Фото А. Кардашевского. Деловая обстановка П р ош е л у ж е м есяц,- к а к я впе рвы е переступил а п о р о г кл асса и стала учител ьниц ей С то р о ж е в с ко - Х у то р с ко й 8- летней ш колы . Д о этого училась в У см а н - с к о м пе д учи л ищ е , зако н чил а ш ко л ь н о е отделение. М н е п о р учил и вести б о та н и ку и ч е р че н и е в 5— 8 классах, Вначале сильно боялась. Это ведь не то, что бы ть на п р а к тике и вести у р о к по д на б лю д е н и е м и к о н т р о л е м свое го преподавателя. Т еперь все волнения и тр е во ги по за д и Ребята м е ня п о лю б ил и , сл уш аю т и уваж аю т. О б р е сти сам остоятел ьно сть и уве р е н н о сть по м о гл и м не ста р е йш и е пе д а го ги ш ко л ы Е. 3. Беляева и Н. Е. К ор о вин а . О ни бо л ьш е д р у ги х н а хо д и лись со м н о й , по сещ али м о и у р о ки , по м о га л и составить п о ур о чн ы е планы. Н е’ н уж д а ю сь я и в ж илье. М о и ко л л е ги по пр оф есси и вы брали х о р о ш у ю се м ью , поста вили на кв а р ти р у. Есть у м еня та кж е н е о б хо д и м ы е уче б н и ки , по собия, пи сьм енны е п р и н а д л е ж ности. Что касае тся п о р я д ка в це л о м по ш ко л е , то м не он п о н равился. Здание новое, х о р о ш о оф о р м л е н н о е , в кабинетах м н о го нагляд ны х по соби й , о б о р уд о в а н и я . А гл а вно е — в ко л л е кти в е д еловая об ста но вка, осн о ва н ная на вза и м н о й в ы р уч ке . Ка ки х-л и б о трений я не н а б л ю дала. Завуч Н. Е. К о р о в ин а ум е л о составляет расписание, учиты вает пр о сьб ы учителей, старается о р га н и зо ва ть у ч е б ный п р о ц е сс так, что бы он хо р о ш о сочетался с в н е кл а ссн ы м и м е р о п р и я т и я м ^ о тд ы хо м учителей. Это удобно и лично мне. С разу после о ко н ча н и я пе д учил ищ а я по ступила на з а о ч ное отделение В о р о н е ж с ко го пединститута. У чусь на б и о л о ги ч е с ко м ф акул ьте те. Вы пол нение ко н тр о л ь н ы х ра бот, п о д го то в ка к зачетам и э к з а м е нам о тн им ает не то л ько м н о го вр е м е н и , к о и тр е б уе т не о б х о д и м о го кол иче ства с п е циальной л итер атуры , ква л и ф и ци р о ва нн о й по м ощ и , совета. Та ким м о и м по сто ян н ы м на ста в н и ко м и со в е тч и ко м яв ляется учител ьница б и о л о ги и Е. 3. Беляева. О на всегда п р и ход ит м н е на по м ощ ь . Д аст н уж н ы й у ч е б н и к, по советует, к к а к о м у и сто ч н и ку обратиться. П о м о га ю т м н е и д р у ги е учи теля. С л овом , в ш ко л е я нашла д р у ж н ы й и спаянны й ко л л е к тив и очень им го р ж у с ь . Н . Ш Е В Я К О В А , у ч и те л ь н и ц а Сторожевско- Х у т о р с к о й в о с ь м и л е тн е й школы. Н е о с т а н е м с я В Д О Л Г У Идет третий год к а к мы за нимаемся в новом школьном здании. Оно очень удобно, осна щено новейшим оборудованием, имеет необходимые наглядные пособия. А ведь все это пришло не сразу. Все знают, что строитель ство ш колы мы осуществляли хозяйственным способом, т. е., кроме средств, ничем не распола гали. И если 5 не бескорыстная помощь колхоза «Большевик», на территории которого возво дилось здание, то едва ли оно было построено. Руководство колхоза - регуляр но снабжало нас транспортом, рабочей силой. Весь лес, кото рый мы получили в виде кр у гл я ка, также был распилен на кол хозной пилораме. По смете отпускалось 97 ты сяч рублей, а затратили мы 81 тысячу рублей. Из чего же сло жилась экономия в 16 тысяч рублей? В основном благодаря помощи колхоза. Но построить здание — еще полдела. Его надо было приве сти в надлежащий вид: закупить необходимое оборудование, на глядные пособия, оформить стенды, монтажи и т. д. Средств на эти цели отпускает ся, к а к известно, не так у ж мно го. Отдельные виды наглядной агитации мы пытались сделать своими силами, но из этого ма ло что вышло. Снова обращались за помощью. Наши просьбы не остались без следа. Колхоз «Большевик» помог оформить музей боевой и трудовой славы, пионерскую комнату, руководи тели соседнего хозяйства «Путь Ленина», откуда тоже ходят де ти в наш у ш колу, выделили средства для приобретения кино проектора «Школьник». В этом году правление кол хоза «Большевик» вынесло ре шение о выделении 2 тысяч руб лей для оборудования спортивно го зала. Выделило два к у бометра леса на строительство спортивной площадки. Сейчас наш колхоз ведет строительство дома для учителей. Что же сделали и делаем мы, чтобы отблагодарить колхоз? Ведь он мог оказывать нам и меньшую помощь, сославшись на свои нужды . Не секрет, что некоторые руководители х о зяйств так и делают. Наши ш кольники обработали 10 гектаров свеклы, помогают убирать ее сейчас. Из учащихся создана агитбригада, которая по сещает полевые станы и фермы. Ребята часто выступают на сце не местного клуба. Хорошо за рекомендовали себя, работая аги таторами, учителя М. А. Воро паева, А. Т. Скачкова и другие. Не так часто, но наш и учи теля выступают перед населе нием с лекциями и докладами, помогают депутатам сельского Совета вести разъяснительную работу по закупке сельскохозяй ственных продуктов. Этого, конечно, недостаточно. Сказалась некоторая занятость, связанная, если так можно вы разиться, с обживанием нового здания, устройством в нем. Теперь, .в основном, у нас все наладилось, вошло в нормальное русло. Думается, что в дальней шем мы не останемся в долгу и постараемся приложить все уси лия к тому, чтобы больше при нимать участия в жизни колхо за, воспитывать детей не толь ко грамотными, но и трудолю бивыми, любящими свой родной колхоз. . М. ЗАЙЦЕВ , директор Бреславской __ 8-летней ш колы , ]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz