Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)
ТОЮ у пшеничного поля. Вчера тут ходила под вет ром золотая волна колосистой пшеницы. Свалили в покос пос ледние загонки. Ударил дождь. Но прошел час-другой, и скошен ная масса под ж а р ким солнцем быстро подсохла. Вдоль валков идут уборочны е агрегаты. Радость на душе у каж д о го ме ханизатора. Озимая пшеница «кааказ» дает по 50 центнеров с гектара и больше. Д р угие сорта урож аем менее щедры. Но в ус ловиях нынешнего года на это обижаться не приходится... Гудят моторы . Плывут степные корабли. Как и в начале жатвы, хлопцы не гонятся за гектарами, главное — намолот. Вот добивает последние валки Александр Пол торацкий. На глазах вырос чело век. Д о армии работал в бригаде трактористом. О тслужил поло женный срок, вернулся в родную м еханизаторскую семью . Всю зи му занимался, изучал комбайн. И теперь на мостике зернового самохода. Ничего, что за день на 7 гектарах обмолочен урожай. Зато выдал из бункера 300 цент неров зерна— считай, по 43 цент нера с гектара! И на этот раз по хвалили Александра, вручили пе реходящий красный вымпел. К ом байнер-ком сом олец по намолоту зерна занимает первое место в колхозе. Спасибо тебе, А л е к сандр! И тебе, Алексей Попови- ч«нко. И Григорию Кривченко, Степану Ильеву — всем вам, м е ханизаторам, большое спасибо! За сметку, инициативу, хлеборобское мастерство. Г * ЛЯЖУ на каж д о го и думаю : * они-то и есть настоящие творцы урожая. Благодаря их по истине сам оотверженном у, ге р о и ческом у труду выращен и спасен урожай. Остались позади боль шие тревоги. А кр е п ко они в этом году нас одолевали. С осени клали мы зерно в сухую землю . Зима была суровая, бес снежная. И весна не с д обром пришла — ранняя, ветреная. Ле то тоже — ливни, градобой. Если у нас сейчас все в норме, то на до прям о сказать, что выручили опыт хлеборобский, агротехника -— все то, что мы называем вы сокой культурой земледелия. Ра дую сь: остались с хлебом. И не только мы новоукраинцы . По всей области урожай неплохой. С ка ж д о го из 640 тысяч гектаров намолотили по 25 с лишним цент неров зерна. Но Кировоградщ и- на — это еще не вся Украина. Есть области, где озимые погиб ли. Болит душа, например, за хлебную Таврию — херсонцам, ка к мне известно, пришлось м но го пересеять и крымчанам . На ши соседи, полтавчане и д не пр о петровцы, тоже потеряли десятки тысяч гектаров. Конечно, это не потерянные площади, они пере сеяны — кукурузой , другим и культурами. Но ведь главный хлеб — пшеница! В былые времена при таких по годных условиях не избежать бы голода даже на наших тучных черноземах. У стариков в памяти м н ого страшных голодовок. А вот и д окум ент недавно нашелся пре любопытный. На одном из хлебо робских совещаний нам прочитал его первый секретарь обком а партии М. М . Кобыльчак. Это вы д е рж ка из ц арского указа «О приготовлении хлеба из барды и соломенной муки, как м огущ его заменить употребление обы кн о венного рж аного хлеба». Царь предписывал властям Елисавет- града: «О знакомить поселян со способом сего хлеба и поставить их в больш ую уверенность, что оный несравненно вкуснее и зд о ровее приготовляем ого ими с мя киной или древесною корою ». Вот ведь как оно было! И на моей памяти, когда крестьянин сам хозяйствовал на земле, хлеб насущный тож е не у каж д о го и не всегда имелся. В нашей воло сти, например, только четыре хо зяйства были с хлебом от урожая до урожая — те, кто лошадей и инвентарь м ог содержать. Л Д НЕ БЫЛО восемь лет, когда мама со слезами на глазах сказала: «Ты, Сашко, уж е подрос, сам кусо к хлеба мож еш ь зарабо тать». И отдала меня внаймы за харчи. Горько ей было отдавать меня, и харчи были горьким и. А ничего не поделаешь: все-таки одним ртом в семье меньше. Сейчас ником у такое и во сне разных профессий, разного воз раста с чувством глубокой трево ги говорили о расточительстве по отношению к хлебу! И дельных предложений было высказано не мало. А что изменилось? С ! БОЛЬЮ в сердце см отрю на сельские дороги, хотя и не так часто, но многовато еще встречается россыпей янтарного зерна. А загляните сегодня в нашу Н овоукраинку. Пройдитесь по кафе и столовым, посм отри те, как нарезаю т хлеб толстыми скибкам и, горой наваливают его на столы. Смотришь — один нож протирает хлебом, д ругой вилку чистит, как в ж ивое тело тебе втыкает. Кусок откусил — бросил. Второй отломил — тож е бросил. Да что ж е это делается, люди добрые?! Бывал я во многих странах за городе имеет отходов куда боль ше, чем любая столовая. Простая арифметика. В Кировограде почти 200 тысяч человек населения. Это Примерно 60 тысяч семей (если считать, что в среднем семья со стоит из трех человек). Возьмем самое малое: в каж дой семье ежедневно в отходы идет сто граммов хлеба. По городу — это шесть тонн. Или ежедневно из хлебной нивы страны вы черки вается три гектара зерновы х двадцатицентнерной урож айн о сти. За год, грубо говоря, 1.095 гектаров. А сколько у нас таких городов, как Кировоград! Так вот, поэтому и хочу вер нуться к той всеобщей ответст венности, о которой я говорил выше. Забота о б ереж н ом отно шении к хлебу должна стать де лом государственным, пронизыва Д У М А О Х Л Е Б Е А. Г И Т А Л 0 В, дважды Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР , бригадир тракторной бригады колхоза имени X X съезда КПСС Новоукраинского района Кировоградской области не приснится. Чего-чего, а хлеба У нас вдоволь. Посмотрите, вот он на полках магазинов — пше ничный и ржаной, паляницы, бу лочки, бублики. Торты, печенье, крупы . Все это хлеб. Это боль шое наше завоевание, большое счастье. И порой становится о б ид но, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного ли ха, не ценят хлеб. Не только кус ком — буханками швыряются. Был я как-то на футболе в К и р о вограде. У хож у со стадиона — мальчиш ки наперегонки булку футболят. А бутылки пустые со бирают, чтобы в магазин сдать. Просто сердцу больно: бутыл ке цена двенадцать копеек, а хлебу ведь цены нет. Вернее, его цену копейкам и не измеришь. То, что у нас дешево продается, еще не значит, что он достается де шево. Буханка впитала в себя не только хлеборобский труд, но и труд шахтера, металлурга, конст руктора, химика, машиностроите ля — всего рабочего класса, все го общества. И не случайно, ко г да стихия дурит, так не только у нашего брата, хлебороба, но и у горожанина камень на сердце. Значит — доходит. Под давле нием стихии доходит. Так почему, независимо ни от какой стихии, не впитывается с м ол оком мате ри в плоть и кровь нашего чело века то уважение к хлебу, кото рое нам привилось? На селе во многих семьях по традиции к хлебу относятся, как к святыне. У меня внучка И рочка, четвертый годик ей. Она приучена, она знает не только кусочек хлеба, но и крош ки не долж ны пропасть: сметет их в ладош ку и высыпет куда надо. Так меня приучила моя мама, так я своих детей при учил, и внучку приучили к этому. От поколения к поколению . А ведь не везде так ведется. Ска зать бы, что общественность не обращает внимания? Так нет. За- помнились мне многие выступле ния в печати, а особенно боль шой разговор в «Правде Украи ны» по письму инженера Алексе ева «Ломоть хлеба». С колько бы ло откликов, в которы х люди границей, в том числе и в Ам е рике. Страна богатая, а посмот ришь, хлеб, ка к сыр, нарезаю т — тоненькими ломтиками, в целло фановые пакетики вкладывают. Осталось от завтрака или обеда пол-ломтика, и тот завернул в пакетик и в карман. Д о р о г там хлеб, не каж дом у вволю досту пен. Я не о том, чтобы у нас хлеб п о дорож е продавали. На загра ничный лад жить не будем. Но вот бережливости поучиться не мешает. Потому что наше народ ное богатство — оно тоже от бережливости. Да и совесть дол ж на в человеке говорить. Больше скаж у: именно она, со весть, должна брать верх над чи стоганом, вести за собой на п о воду бережливость. А что у нас порой получается? П окритикую т в газете за небреж ное отношение к машине, за потери электроэнер гии, топлива, сырья — смотришь сообщ аю т: такой-то наказан, там- то наведен порядок. А чтобы так строго спрашивали за небреж ное отношение к хлебу, таких сооб щений не встречал. Вот тут-то и хочу высказать наболевшую мысль: нужна ответственность за бережливое отношение к хлебу снизу доверху, от семьи до Со вета Министров, ответственность персональная и общественная. Пом ню , года два назад, после выступлений в печати были по пытки организовать сбор отходов хлеба в жилых домах, в столовых, кафе, ресторанах. В Кировограде разносили даже ведра по квар тирам, бачки устанавливали во дворах. Конечно, сбор хлебных отходов — это еще не та б е р еж ливость, о которой я веду речь. С хлебом надо обращаться так, чтобы не было отходов. А коль они есть, их надо пускать в дело. Но до дела руки по-настоящему не дошли. Давно нет уж е бачков во дворах, в «подаренные» для хлебных отходов ведра хозяйки как сбрасывали, так и сбрасыва ют вместе с хлебом всякие отхо ды и м усор, и все это идет на общ ую свалку. Кое-где общепит поставляет отходы для откорм а скота. Но это капля в море. Каждый большой жилой дом в ющ им всю жизнь общества. Счи таю, что взять его в свои руки долж ны Советы депутатов трудя щихся. И надо прям о сказать: на одну общественность полагаться здесь не приходится. О бщ ествен ность — большая сила, когда есть постоянно действующее, узаконенное организующ ее нача ло. Начало, при котором устанав ливается ответственность долж ностных лиц, руководителей кол лективов, семьи. Б О Д НО М непонятном для меня явлении. В нашей стране есть «Вторчермет», «Втор- цветмет», «Вторсырье». Все уза конено, вклю чено в план, за его выполнение поощ рение и стро гий спрос. Почему ж е нет «Втор- хлеба»? Разве хлеб меньше це нен, чем тряпки или железо? Разве плохо было бы сделать так: в обменный пункт того ж е «Вторхлеба», а м ож ет просто хлебного ларька относит го р о ж а нин три-четыре килограмм а суха рей или черствого хлеба, а вза мен получает деньги или пр о д ук ты. Почем у пустая бутылка имеет стоимость, а черствый хлеб не имеет? В. И. Ленин учил, что ко м м унизм начинается там, где по является самоотверженная забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об ох ране ка ж д о го пуда хлеба, угля, железа и д ругих продуктов, до стающихся всему обществу в целом. Заметили: в бережливо сти — хлеб на первом месте! Почем у ж е тогда на исполкомах, сессиях областных, городских, районных Советов депутатов тру дящихся обсуждаю тся вопросы эконом ии электроэнергии, топли ва, металла, а к сбережению хлеба вроде и дела нет? Я бы сказал больше. Беречь надо не только печеный хлеб, но и зерно. Пути тут разные. Вот развернулось строительство м е ж колхозны х ком б икорм овы х заво дов. В К ировоградской области их будет построено 21, в каж дом районе. Это очень хорош о: значи тельно меньше пойдет хлеба на скармливание скоту. Представьте себе: только наш колхоз к началу лета по нарядам недополучил 75 тонн ком б и ко рм о в. Что делать? Пришлось с болью в душе ска р м ливать скоту ячмень первого класса второй репродукции, А сколько печеного хлеба скармли вается в домашнем хозяйстве —* свиньям, птице! Очень важно, что теперь в республике закладыва ются долголетние культурные пастбища, налаживается произ водство сенной м уки, сенажа. Все это резко уменьшит расход зер на на ко р м скоту, ум нож ит хлеб ные ресурсы. Хотелось бы толь ко, чтобы за выполнение этих больших планов по переводу ж и вотноводства на современную ко рм о вую базу, за своевремен ную поставку необходимы х компонентов для ком б икорм овы х заводов, грануляторов и д р угого оборудования чувствовали ответ ственность трудовые коллективы предприятий - поставщиков. Ведь забота о хлебе — забота всена родная! Тут свою роль долж ны сыграть и министерства пищевой п р о мышленности, торговли, коопера торы. Разумно ли продавать хлеб только килограмм овым и и двух килограмм овым и буханками? М о ж но ведь и выпекать меньшими порциями и наладить расфасовку резаного хлеба. Целлофан нынче не такая уж проблема. Пакетики из него или из полиэтиленовой пленки есть в каж дом магазине, но только не для хлеба. А ^вед ь в пленочной упаковке хлеб не черствеет, она гигиенична. Стои мость пакетика м ож ет быть включена в цену хлеба. За .лиш нюю ко пейку никто не постоит. Пожалуй, и те обменные пункты, о которы х я говорил выше, ини циативным работникам торговли не так уж трудно организовать, не ожидая особых указаний сверху. Я не берусь давать рецепты на все случаи жизни. П редложе ний м ож ет быть м ного. Важно одно: чтобы местные Советы этот вопрос хорош о продумали и ре шили в зависимости от ко н кр ет ных условий. Именно Советы долж ны поднять на борьбу за береж ное отношение к хлебу всю общественность, подклю чить к этому административные органы , ЖЭКи, актив домоуправлений, проф сою зы , ком сом ол, пионерию . Оказывать влияние на воспитание детей, юношества. Это был бы потребсою з общественности и органов Советской власти, ко то рый обеспечил бы нуж ную отда чу. АШ А Советская Родина б о гата хлебом, вдосталь будет его и в нынешнем году. Ни паля ницы, ни булки, ни торты у нас не переведутся. И не кр о х о б о р ства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому что бе режливость — мать богатства, один из важных ф акторов эко н о м ического могущества нашей Ро дины — Сою за ССР. М ож ет, в этих своих раздумьях я в чем-то и ошибаюсь. Но со весть не велит молчать, когда ви дишь непорядок, неуважительное отношение к хлебу, которы й всег да был для народа нашего свя тыней. («Сельская жизнь», 9 августа]. н ВЫСТАВКА-СМОТР Москва. На ВДНХ СССР отк рыта выставка - смотр предме тов народного потребления и пе редовых методов обслуживания населения. Это своеобразный отчет пред приятий легкой индустрии, пи щевой промышленности и служ бы быта о выполнении решений X X IV съезда КПСС. На снимках: одна из действу ющих сельских обувных мастер ских, которые выпускает в К и шиневе завод министерства бы тового обслуживания населения Молдавской ССР. На этом обору довании один, человек за рабочий день может отремонтировать 75 пар обуви мелкого ремонта или 30 пар среднего ремонта. Опытный компрессионный двухкамерный холодильник «Минск-7», объем — 225 куб. лит ров. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz