Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)

ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В Уемани состоялось районное совещание учителей. С докла­ дом «О ходе подготовки учреждений просвещения к 50-летию образования СССР» выступил секретарь райкома тов. Третья­ ков И. Т. Тема доклада заведующего районо тов. Сушкова Л. А. — «Анализ работы педагогических коллективов школ района за 1971—1972 учебный год и задачи на 1972—1973 в свете постанов­ ления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении пе­ рехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальней­ шем развитии общеобразовательной школы». Речь шла о том. что учительство района поддержало почин мо­ сковских педагогов работать под девизом «Каждому школьнику — глубокие и прочные знания» и добилось определенных успехов. В школах ведется серьезная подготовка к знаменательному юби­ лею — 50-летию образования СССР. Вместе с тем не изжиты не­ достатки в учебно - воспитательном процессе. Намечены меры по выполнению постановленпя Ц К КПСС и Совета Министров СССР. Ц ЕНТРАЛЬНЫЙ Комитет КПСС призвал рабочих, колхозни­ ков, интеллигенцию отметить 50- летний юбилей СССР новыми ус­ пехами в комм унистическом стро­ ительстве, в выполнении решений XX IV съезда партии. Учительство Усманского района делом откликнулось на этот при­ зыв. Свидетельство тому — по­ вышение успеваемости по срав нению с предш ествующ им перио­ дом. В истекшем учебном году она составила 98,8 процента. Зна­ чительно улучшилась подготовка учащихся в городской № 1 и О ктябрьской средних школах, а также в Березняговской, Паш ков- ской и Н Высельской восьмилет­ них. Отличники и хорошисты со­ ставляют 33,6 процента от общ е­ го количества учащихся. Ответы вы пускников, их пись­ менные работы показывают, что ученики внимательно изучали м а­ териалы XX IV съезда КПСС, по­ становление ЦК КПСС «О подго­ товке к 50-летию образования Союза Советских Социалистиче­ ских Республик. С гордостью они рассказывали о героических побе­ дах и свершениях; о до-стижгммя-х во всех областях жизни, о новой исторической общности людей — советском народе. Это результат идейно - воспитательной работы педагогов, партийных и ко м со ­ мольских организаций школ. В 1971 — 1972 учебном году в районе работало 75 ш кол всеобу­ ча, из них 12 средних, 22 восьми­ летних и 40 начальных. Обучалось 13.164 учащихся. Ш колы пополни­ лись новым учебным оборудова­ нием на 52 тысячи рублей. Для этих целей, например, Д рязгин- ская опытная станция выделила 16 тысяч рублей. Заметно вырос интерес учите­ лей к совершенствованию науч­ ных и м етодических знаний. В районе немало учителей — энту­ зиастов новых программ . То же м ож н о сказать о ряде методиче­ ских объединений. Наибольшую активность проявили учителя За- вальской и О ктябрьской средних ш кол, Кривской, Н.-Высельской и Ст. - Х уторской восьмилетних. О порной базой для совершенст­ вования педагогического мастер­ ства стали первая и вторая ш ко ­ лы Уемани. Преподаватели этих школ О. И. Колесникова, Т. С. Милашина, В. И. Бадалов (ныне директор ш колы № 3), В. Г. Ха­ рина создали целый ряд нагляд­ ных пособий по математике, фи­ зике, предметам начальных клас­ сов. М ож н о говорить о системе пособий, отвечающих требова­ ниям последовательности, облег­ чения усвоения, повторения. Главной ф ормой методической работы и обмена опытом учите­ лей являются кустозы е методиче­ ские объединения при средних школах. Проводятся кустовые пе дагогические чтения, научно-прак­ тические конф еренции. Один раз в месяц учителя р усского язьжа. математики и физики занимались в университете педагогических знаний. М алоопытным учителям оказывала помощ ь 31 школа передового опыта. По плану рай­ оно проводились районные се­ минары учителей р усского язьжа, математики, биологии, химии, фи­ зики, истории. Уделяется внима­ ние самообразованию учителей. Большинство из них имеет сво­ бодный от ур оков день. В цент­ рализованном порядке они об е с­ печиваются м етодической литера­ турой, программ ам и, дидактиче­ ским и материалами. П одготовка к юбилею обогати­ ла ф ормы и содержание, методы воспитательной работы в школах. Учителя совместно с партийными, ком сом ольским и и пионерским и организациями воспитывают де­ тей в духе революционных, бое­ вых и трудовы х традиций партии и народа, в духе комм унистиче­ ских идеалов. Улучшено военно- патриотическое воспитание. Заметен крен в сторону тру­ дового воспитания и проф ориен­ тации. Три тысячи учащихся бы­ ли охвачены занятиями в 150 фа­ культативных группах. В 30-ти из других. М ероприятия по проф ­ ориентации часто проводятся на ни зком уровне. Еще не изжиты случаи хулиган­ ства учеников в школах и общ е­ ственных местах. Не везде уд е­ ляется долж ное внимание внеш­ нему виду учащихся. Осуществ­ ляя политическое воспитание, учи­ теля нередко забывают о широ­ ких возм ожностях радиоузлов, Из доклада секретаря РК КПСС Т Р Е Т Ь Я К О В А И. Т. них изучали тракторы и автомо­ биль, в 17-ти — .электротехнику и металлообработку. Ш колы района за учебный год выпустили 82 тракториста, 17 из них участвовали в районном ко н ­ курсе пахарей. Выпускница Гра- чевской средней ш колы Любовь Прибы ткова заняла призовое м е ­ сто на областных соревнованиях. Ш кольники в этом году выра­ стили 100 гектаров картофеля, 300 — свеклы и 30 гектаров ово­ щей. Собрано 120 тонн металло­ лома, посажено 10 тысяч деревь­ ев и кустарников, выращено бо­ лее 7 тысяч кроликов. Д рязгин- ские ш кольники стали инициато­ рами шефства над м олодняком кр уп н о го рогатого скота. Хорош о потрудились 4 строительных от­ ряда. В общей сложности ими ос­ воено 25 тысяч рублей. М ож н о привести м н ого прим е­ ров успеш ного решения школами стоящих задач. О днако мы не в праве закры ть глаза на серьез­ ные недостатки. Обратимся к профориентации в Грачевской и Куликовской средних школах. Здесь не изучаются профессио- -«альные склонности учеников. Редки встречи с передовиками труда, специалистами сельского хозяйства. Также редки целена­ правленные экскурсии, беседы, диспуты. Нет уголков проф ори­ ентации. Ученические бригады малочислены. М ного недостатков в организации предметных к р у ж ­ ков. Эти ш колы из года в год не участвуют в районных вы­ ставках детского технического творчества. У роки труда доверя­ ются неквалифицированным пре­ подавателям. Поэтому совсем не удивляет тот факт, что из выпуск­ ников Куликовской ш колы на протяжении ряда лет никто не ос­ тается в селе. Плохо поставлена опытническая работа в Беляевской и Васильев­ ской 8-летних школах, да и ряде стенной и периодической печати, политических клубов юношества. Мало проводится бесед и полит­ информаций. Более того, не вез­ де они содержательны, на уровне требований. А нуж но развивать у ш кольников интерес к полити­ ческим событиям, учить их пра­ вильно оценивать происходящее. Не кажды й учительский кол лек­ тив м ож ет говорить о вы соком уровне атеистической работы. Основой комм унистического воспитания учащихся должны служить постановление ЦК КПСС к 50-летию пионерской организа­ ции, материалы пленума ЦК ВЛКСМ, обсудивш его вопрос об улучшении руководства ш кольны ­ ми ком сом ольским и организаци­ ями, о повышении их роли в ко м ­ м унистическом воспитании де­ тей. Учителям каж дой школы нуж но изучить эти постановления и в полной мере реализовать из­ ложенные в них рекомендации. На Всероссийском съезде учи­ телей В. И. Ленин сказал: «Нель­ зя ограничивать себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство долж но слиться со всей- борющ ейся массой трудя­ щихся. Задача новой педагогики — связать учительскую деятель­ ность с задачей социалистической организации общества». М ногие учителя так и понима­ ют свою роль. 227 из них явля­ ются членами общества «Знание». За акивное участие в распростра­ нении политических и научных знаний 17 учителей награждены грамотами областной организа­ ции общества, 5 — Всероссийской организации. Учителями района за первое полугодие прочитано две тысячи лекций. Всеобщего при­ знания как лекторы заслужили Е, Т. Щ ур, К. М. Кустова, Д. В. Ком яков. Место учителя на переднем крае идеологической борьбы. Идейную закалку педагоги полу­ чают в сети политпросвещения. Работают 34 теоретических семи­ нара по изучению основ научного комм унизм а и по проблеме «Ф орм ирование нового челове­ ка — одна из главных задач к о м ­ м унистического строительства». Различными формами политобра- зования охвачено 520 учителей. 107 учителей утверждены пропа­ гандистами, 326 — агитаторами и политинформаторами. К сожалению , не все учителя в равной м ере участвуют в распро­ странении научных и политических знаний. В Никольской средней школе 28 учителей. За 7 месяцев ими прочитано 23 лекции и д о к­ лада. Ни разу не выступили К. К. Свиридова и Н. К. Безрядин. Очень редко выступает перед коллективом директор Н. Н. Ба­ бин. Такое ж е положение в В.-Мо- соловской школе. Постановление ЦК КПСС и С о­ вета Министров СССР «О завер­ шении перехода ко всеобщему среднему образованию м ол оде­ ж и и дальнейшем развитии общ е­ образовательной школы» должно быть выполнено. При наличии больших воз­ м ож ностей имеются серьезные недостатки. Еще нередко под ростки уходят из школы, ни­ где не учатся. Как правило, они из числа слабых учеников, упу­ щенных педагогическими коллек­ тивами. Большее число отсеяв­ шихся в городской № 1, О ктяб рь­ ской и С торожевской средних школах. За 1971 — 1975 годы среднее об­ разование должны получить 60 процентов восьмиклассников (че­ рез общ еобразовательную ш ко ­ лу). Но в прошлом учебном году плохо комплектовали девятые классы в Грачевской и Николь­ ской средних школах. В девятых классах был невелик процент уча­ щихся из Боровской и Излегощин- ской 8-летних школ. Плохо еще ведется пропаганда учебы в вечерних школах. Такая работа носит нередко форму' «аврала». Улучшение работы вечерних школ, заочного обучения в ш ко­ лах - - одна из задач учителей района. В заключение докладчик гово­ рил о принципах воспитания уча­ щихся в духе ленинской нацио­ нальной политики, об изучении постановления ЦК КПСС к 50-ле­ тию образования СССР, об интер­ национальном воспитании детей. Н ОВЫЕ программы по р усско ­ му язы ку открыли новые возм ожности. Ш кольники созна­ тельнее и глубже усваивают о с­ новные правила, умело прим еня­ ют их. По сравнению с прошлым годом повысилась грамотность детей. Анализ контрольны х работ, проведенных в феврале по тек­ стам института усовершенствова­ ния учителей, подтверждает эту тенденцию. Лучш ие знания показали уча­ щиеся начальных классов учите­ лей Е. М. М аркеловой и А. И. Те­ легиной (ш кола № 2), М. Г. Кал- даевой, Р. Т. Терновых (№ 1), Г. Н. Ведринцевой, А. Г. Сапры­ киной, Е. Г. Корневой (Николь­ ская), А. М. Клышниковой (М о­ сковская начальная), А. Г. П очер- няевой (Дрязгинская), М. Е. Кирь­ яновой (Краснинская начальная). Худшие результаты дали учени­ ки М . П. Уразовой, 3. П. Нахае- вой, А. А. Д ем иховой, А. А. Со­ болевой, Н. А. Тарлыковой, А. М. Чикуновой. Учителя 1— 3 классов добились усвоения программы по матема тике большинством учащихся. Но анализ контрольны х раб от' п р и ­ водит к неутешительному выводу: не все учителя умело развивают математическое мышление уча­ щихся (М. С. Филева, В. И. Ива­ нова, А. М. Чикунова). При проверке навыков чтения успеваемость составила 98 про­ центов. Все еще велико ко л и че ­ ство учеников, читающих по сло­ гам, не понимающ их текста. Ост­ ро необходимо повышать общ ую культуру чтения детей. С золотыми медалями школу окончили 18 учеников. С похваль­ ными грамотами выпущено 111. Как уж е говорилось, повысилась общая успеваемость. О днако в работе по новым программ ам в старших классах имеются недо­ статки. Не уделяется долж ного внимания повторению пройденно­ го материала. Поэтому в конт­ рольных работах по русском у язы ку допускались ош ибки в на­ писании слов с безударными и чередующ им ися гласными, в на­ писании словосочетаний. М ного ош иб ок в прям ой и косвенной речи. Некоторы е учителя забы­ вают о дальнейшем развитии на­ вы ков осознанного выразитель­ ного чтения. Недостаточны знания по литера­ туре. Слабые ответы по этому предмету характерны для Грачев­ ской, Д рязгинской , С торожевской средних ш кол. Как и в прошлом году, в сочинениях м ногих выпу­ скников отсутствует какая-либо самостоятельная мысль. Сочине­ ния восьмиклассников нередко свидетельствуют о недостаточном общ ем развитии, малой начитан­ ности, бедности словарного запа­ са. Такие факты тем более обид­ ны, что большинство учителей д о­ билось хороших результатов. Ус­ певаемость по контрольным , про­ веденным в мае, составила 96 процентов, хороших и отличных оценок — 47 процентов. Активизация познавательной д е­ ятельности учеников, развитие умственных способностей детей особенно удаются А. Н. Глотовой, О. И. Колесниковой, К. А. Волко­ вой, В. Ф . Ивакиной, М . И. Руки- новой, Н. В. Аввакумовой, М. Н. Маслаковой, Э. В. Смирновой, К. Ф . О боим овой, Т. Ф . Кустовой, М. Н. Беляевой, А. Н. Пьянкову. Заслуживает внимания опыт учителей Завальской средней школы. Здесь в начале учебного года объявили о проведении предметных недель, утвердили «положение о присвоении почет­ ного звания лучшего по предм е­ ту». Цель м ероприятий — отлич­ ное знание предметов. На тор­ жественной линейке 22 апреля в «день знаний» приказом д иректо­ ра ш колы звание лучшего по предметам было присвоено 150 учащимся. На вы соком уровне были проведены предметные не­ дели по химии, русском у язы ку и литературе. Улучшились знания всех учеников, участвовавших в «неделях». А ктивизации учащихся в общ е­ ственной жизни, повышению ус­ певаемости послужил ленинский зачет «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!». ЦК ВЛКСМ объявил о проведении нового за­ чета «Мы комм унисты - интерна­ ционалисты». Д олг учителей — по­ мочь ученикам всемерно исполь­ зовать возм ожности зачета для повышения успеваемости, укр е п ­ ления дисциплины, для воспита­ ния убежденности в ценности комм унистических идеалов, нрав­ ственных норм. Следует совершенствовать ра­ боту по героико - патриотическо­ му. интернациональному, физ- культурно - спортивном у и поли­ техническом у воспитанию детей. Главные задачи учителей опр е ­ делены известным постановле нием ЦК КПСС и Совета М ини­ стров СССР. Чтобы полностью выполнить намеченное, в районе преж д е всего нуж но покончить со второгодничеством . В Березня­ говской, Н.-Высельской, Паш ков- ской, И злегощ инской, Пластин- ской, Новоуглянской, Д евицкой 8-летних, городской № 2, О к ­ тябрьской средних ш колах и ш коле-интернате число второгод­ ников колеблется от 0,5 до 1,5 процента. М ного второгодников в П уш карской 8-летней школе, средних школах сел Грачевка и Кр.-Байгора, в С т.-Хуторской № 2, Куликовской № 3, Евсю ковской начальных школах. Решению проблемы послужило бы постоян­ ное внимание к всеобучу, совер­ шенствование всего учебно-вос­ питательного процесса, заимство­ вание передового опыта. В истекшем учебном году рас­ ширилась учебная площадь школ. В строй вступила М осковская 8- летняя на 320 мест, построенная за счет средств опытной стан­ ции. Сдана пристройка из 3 х классов в А рзы бовской 8-летней школе. При укреплении материально- технической базы ш кол в районе из года в год не выполняется закон о восьмилетием всеобуче и план набора ученйков в девя­ тые классы. Велик отсев из школ, особенно тревож но в этом смыс­ ле обстоят дела в С торожевской, О ктябрьской и городской № 1 средних школах. 100 процентов учеников доходит до 8-го класса в Грачевской и Завальской средних школах, в Бе­ резняговской, Д евицкой, Новоуг­ лянской и Паш ковской 8-летних школах. И только 70— 80 процен­ тов в Куликовской и П оддубров­ ской средних, В.-Мосоловской, Пластинской, Кривской, Ст.-Хутор­ ской и П уш карской 8-летних. Следовательно, мы долж ны ра­ ботать и работать над решением элементарной задачи — чтобы кажды й поступивший в первый класс ребенок получил 8-летнее образование, а затем стал девя­ тиклассником. — К новому учебном у году, — сказал докладчик, — учителя по лучили хороший подарок: поста­ новлением партии и правительст­ ва увеличена заработная плата работников просвещения. На за­ боту учительство ответит новыми успехами в обучении и воспита­ нии нашей смены. Из доклада заведующего Р 0Н 0 С У Ш К О В А Л. А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz