Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)
ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В Уемани состоялось районное совещание учителей. С докла дом «О ходе подготовки учреждений просвещения к 50-летию образования СССР» выступил секретарь райкома тов. Третья ков И. Т. Тема доклада заведующего районо тов. Сушкова Л. А. — «Анализ работы педагогических коллективов школ района за 1971—1972 учебный год и задачи на 1972—1973 в свете постанов ления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении пе рехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальней шем развитии общеобразовательной школы». Речь шла о том. что учительство района поддержало почин мо сковских педагогов работать под девизом «Каждому школьнику — глубокие и прочные знания» и добилось определенных успехов. В школах ведется серьезная подготовка к знаменательному юби лею — 50-летию образования СССР. Вместе с тем не изжиты не достатки в учебно - воспитательном процессе. Намечены меры по выполнению постановленпя Ц К КПСС и Совета Министров СССР. Ц ЕНТРАЛЬНЫЙ Комитет КПСС призвал рабочих, колхозни ков, интеллигенцию отметить 50- летний юбилей СССР новыми ус пехами в комм унистическом стро ительстве, в выполнении решений XX IV съезда партии. Учительство Усманского района делом откликнулось на этот при зыв. Свидетельство тому — по вышение успеваемости по срав нению с предш ествующ им перио дом. В истекшем учебном году она составила 98,8 процента. Зна чительно улучшилась подготовка учащихся в городской № 1 и О ктябрьской средних школах, а также в Березняговской, Паш ков- ской и Н Высельской восьмилет них. Отличники и хорошисты со ставляют 33,6 процента от общ е го количества учащихся. Ответы вы пускников, их пись менные работы показывают, что ученики внимательно изучали м а териалы XX IV съезда КПСС, по становление ЦК КПСС «О подго товке к 50-летию образования Союза Советских Социалистиче ских Республик. С гордостью они рассказывали о героических побе дах и свершениях; о до-стижгммя-х во всех областях жизни, о новой исторической общности людей — советском народе. Это результат идейно - воспитательной работы педагогов, партийных и ко м со мольских организаций школ. В 1971 — 1972 учебном году в районе работало 75 ш кол всеобу ча, из них 12 средних, 22 восьми летних и 40 начальных. Обучалось 13.164 учащихся. Ш колы пополни лись новым учебным оборудова нием на 52 тысячи рублей. Для этих целей, например, Д рязгин- ская опытная станция выделила 16 тысяч рублей. Заметно вырос интерес учите лей к совершенствованию науч ных и м етодических знаний. В районе немало учителей — энту зиастов новых программ . То же м ож н о сказать о ряде методиче ских объединений. Наибольшую активность проявили учителя За- вальской и О ктябрьской средних ш кол, Кривской, Н.-Высельской и Ст. - Х уторской восьмилетних. О порной базой для совершенст вования педагогического мастер ства стали первая и вторая ш ко лы Уемани. Преподаватели этих школ О. И. Колесникова, Т. С. Милашина, В. И. Бадалов (ныне директор ш колы № 3), В. Г. Ха рина создали целый ряд нагляд ных пособий по математике, фи зике, предметам начальных клас сов. М ож н о говорить о системе пособий, отвечающих требова ниям последовательности, облег чения усвоения, повторения. Главной ф ормой методической работы и обмена опытом учите лей являются кустозы е методиче ские объединения при средних школах. Проводятся кустовые пе дагогические чтения, научно-прак тические конф еренции. Один раз в месяц учителя р усского язьжа. математики и физики занимались в университете педагогических знаний. М алоопытным учителям оказывала помощ ь 31 школа передового опыта. По плану рай оно проводились районные се минары учителей р усского язьжа, математики, биологии, химии, фи зики, истории. Уделяется внима ние самообразованию учителей. Большинство из них имеет сво бодный от ур оков день. В цент рализованном порядке они об е с печиваются м етодической литера турой, программ ам и, дидактиче ским и материалами. П одготовка к юбилею обогати ла ф ормы и содержание, методы воспитательной работы в школах. Учителя совместно с партийными, ком сом ольским и и пионерским и организациями воспитывают де тей в духе революционных, бое вых и трудовы х традиций партии и народа, в духе комм унистиче ских идеалов. Улучшено военно- патриотическое воспитание. Заметен крен в сторону тру дового воспитания и проф ориен тации. Три тысячи учащихся бы ли охвачены занятиями в 150 фа культативных группах. В 30-ти из других. М ероприятия по проф ориентации часто проводятся на ни зком уровне. Еще не изжиты случаи хулиган ства учеников в школах и общ е ственных местах. Не везде уд е ляется долж ное внимание внеш нему виду учащихся. Осуществ ляя политическое воспитание, учи теля нередко забывают о широ ких возм ожностях радиоузлов, Из доклада секретаря РК КПСС Т Р Е Т Ь Я К О В А И. Т. них изучали тракторы и автомо биль, в 17-ти — .электротехнику и металлообработку. Ш колы района за учебный год выпустили 82 тракториста, 17 из них участвовали в районном ко н курсе пахарей. Выпускница Гра- чевской средней ш колы Любовь Прибы ткова заняла призовое м е сто на областных соревнованиях. Ш кольники в этом году выра стили 100 гектаров картофеля, 300 — свеклы и 30 гектаров ово щей. Собрано 120 тонн металло лома, посажено 10 тысяч деревь ев и кустарников, выращено бо лее 7 тысяч кроликов. Д рязгин- ские ш кольники стали инициато рами шефства над м олодняком кр уп н о го рогатого скота. Хорош о потрудились 4 строительных от ряда. В общей сложности ими ос воено 25 тысяч рублей. М ож н о привести м н ого прим е ров успеш ного решения школами стоящих задач. О днако мы не в праве закры ть глаза на серьез ные недостатки. Обратимся к профориентации в Грачевской и Куликовской средних школах. Здесь не изучаются профессио- -«альные склонности учеников. Редки встречи с передовиками труда, специалистами сельского хозяйства. Также редки целена правленные экскурсии, беседы, диспуты. Нет уголков проф ори ентации. Ученические бригады малочислены. М ного недостатков в организации предметных к р у ж ков. Эти ш колы из года в год не участвуют в районных вы ставках детского технического творчества. У роки труда доверя ются неквалифицированным пре подавателям. Поэтому совсем не удивляет тот факт, что из выпуск ников Куликовской ш колы на протяжении ряда лет никто не ос тается в селе. Плохо поставлена опытническая работа в Беляевской и Васильев ской 8-летних школах, да и ряде стенной и периодической печати, политических клубов юношества. Мало проводится бесед и полит информаций. Более того, не вез де они содержательны, на уровне требований. А нуж но развивать у ш кольников интерес к полити ческим событиям, учить их пра вильно оценивать происходящее. Не кажды й учительский кол лек тив м ож ет говорить о вы соком уровне атеистической работы. Основой комм унистического воспитания учащихся должны служить постановление ЦК КПСС к 50-летию пионерской организа ции, материалы пленума ЦК ВЛКСМ, обсудивш его вопрос об улучшении руководства ш кольны ми ком сом ольским и организаци ями, о повышении их роли в ко м м унистическом воспитании де тей. Учителям каж дой школы нуж но изучить эти постановления и в полной мере реализовать из ложенные в них рекомендации. На Всероссийском съезде учи телей В. И. Ленин сказал: «Нель зя ограничивать себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство долж но слиться со всей- борющ ейся массой трудя щихся. Задача новой педагогики — связать учительскую деятель ность с задачей социалистической организации общества». М ногие учителя так и понима ют свою роль. 227 из них явля ются членами общества «Знание». За акивное участие в распростра нении политических и научных знаний 17 учителей награждены грамотами областной организа ции общества, 5 — Всероссийской организации. Учителями района за первое полугодие прочитано две тысячи лекций. Всеобщего при знания как лекторы заслужили Е, Т. Щ ур, К. М. Кустова, Д. В. Ком яков. Место учителя на переднем крае идеологической борьбы. Идейную закалку педагоги полу чают в сети политпросвещения. Работают 34 теоретических семи нара по изучению основ научного комм унизм а и по проблеме «Ф орм ирование нового челове ка — одна из главных задач к о м м унистического строительства». Различными формами политобра- зования охвачено 520 учителей. 107 учителей утверждены пропа гандистами, 326 — агитаторами и политинформаторами. К сожалению , не все учителя в равной м ере участвуют в распро странении научных и политических знаний. В Никольской средней школе 28 учителей. За 7 месяцев ими прочитано 23 лекции и д о к лада. Ни разу не выступили К. К. Свиридова и Н. К. Безрядин. Очень редко выступает перед коллективом директор Н. Н. Ба бин. Такое ж е положение в В.-Мо- соловской школе. Постановление ЦК КПСС и С о вета Министров СССР «О завер шении перехода ко всеобщему среднему образованию м ол оде ж и и дальнейшем развитии общ е образовательной школы» должно быть выполнено. При наличии больших воз м ож ностей имеются серьезные недостатки. Еще нередко под ростки уходят из школы, ни где не учатся. Как правило, они из числа слабых учеников, упу щенных педагогическими коллек тивами. Большее число отсеяв шихся в городской № 1, О ктяб рь ской и С торожевской средних школах. За 1971 — 1975 годы среднее об разование должны получить 60 процентов восьмиклассников (че рез общ еобразовательную ш ко лу). Но в прошлом учебном году плохо комплектовали девятые классы в Грачевской и Николь ской средних школах. В девятых классах был невелик процент уча щихся из Боровской и Излегощин- ской 8-летних школ. Плохо еще ведется пропаганда учебы в вечерних школах. Такая работа носит нередко форму' «аврала». Улучшение работы вечерних школ, заочного обучения в ш ко лах - - одна из задач учителей района. В заключение докладчик гово рил о принципах воспитания уча щихся в духе ленинской нацио нальной политики, об изучении постановления ЦК КПСС к 50-ле тию образования СССР, об интер национальном воспитании детей. Н ОВЫЕ программы по р усско му язы ку открыли новые возм ожности. Ш кольники созна тельнее и глубже усваивают о с новные правила, умело прим еня ют их. По сравнению с прошлым годом повысилась грамотность детей. Анализ контрольны х работ, проведенных в феврале по тек стам института усовершенствова ния учителей, подтверждает эту тенденцию. Лучш ие знания показали уча щиеся начальных классов учите лей Е. М. М аркеловой и А. И. Те легиной (ш кола № 2), М. Г. Кал- даевой, Р. Т. Терновых (№ 1), Г. Н. Ведринцевой, А. Г. Сапры киной, Е. Г. Корневой (Николь ская), А. М. Клышниковой (М о сковская начальная), А. Г. П очер- няевой (Дрязгинская), М. Е. Кирь яновой (Краснинская начальная). Худшие результаты дали учени ки М . П. Уразовой, 3. П. Нахае- вой, А. А. Д ем иховой, А. А. Со болевой, Н. А. Тарлыковой, А. М. Чикуновой. Учителя 1— 3 классов добились усвоения программы по матема тике большинством учащихся. Но анализ контрольны х раб от' п р и водит к неутешительному выводу: не все учителя умело развивают математическое мышление уча щихся (М. С. Филева, В. И. Ива нова, А. М. Чикунова). При проверке навыков чтения успеваемость составила 98 про центов. Все еще велико ко л и че ство учеников, читающих по сло гам, не понимающ их текста. Ост ро необходимо повышать общ ую культуру чтения детей. С золотыми медалями школу окончили 18 учеников. С похваль ными грамотами выпущено 111. Как уж е говорилось, повысилась общая успеваемость. О днако в работе по новым программ ам в старших классах имеются недо статки. Не уделяется долж ного внимания повторению пройденно го материала. Поэтому в конт рольных работах по русском у язы ку допускались ош ибки в на писании слов с безударными и чередующ им ися гласными, в на писании словосочетаний. М ного ош иб ок в прям ой и косвенной речи. Некоторы е учителя забы вают о дальнейшем развитии на вы ков осознанного выразитель ного чтения. Недостаточны знания по литера туре. Слабые ответы по этому предмету характерны для Грачев ской, Д рязгинской , С торожевской средних ш кол. Как и в прошлом году, в сочинениях м ногих выпу скников отсутствует какая-либо самостоятельная мысль. Сочине ния восьмиклассников нередко свидетельствуют о недостаточном общ ем развитии, малой начитан ности, бедности словарного запа са. Такие факты тем более обид ны, что большинство учителей д о билось хороших результатов. Ус певаемость по контрольным , про веденным в мае, составила 96 процентов, хороших и отличных оценок — 47 процентов. Активизация познавательной д е ятельности учеников, развитие умственных способностей детей особенно удаются А. Н. Глотовой, О. И. Колесниковой, К. А. Волко вой, В. Ф . Ивакиной, М . И. Руки- новой, Н. В. Аввакумовой, М. Н. Маслаковой, Э. В. Смирновой, К. Ф . О боим овой, Т. Ф . Кустовой, М. Н. Беляевой, А. Н. Пьянкову. Заслуживает внимания опыт учителей Завальской средней школы. Здесь в начале учебного года объявили о проведении предметных недель, утвердили «положение о присвоении почет ного звания лучшего по предм е ту». Цель м ероприятий — отлич ное знание предметов. На тор жественной линейке 22 апреля в «день знаний» приказом д иректо ра ш колы звание лучшего по предметам было присвоено 150 учащимся. На вы соком уровне были проведены предметные не дели по химии, русском у язы ку и литературе. Улучшились знания всех учеников, участвовавших в «неделях». А ктивизации учащихся в общ е ственной жизни, повышению ус певаемости послужил ленинский зачет «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!». ЦК ВЛКСМ объявил о проведении нового за чета «Мы комм унисты - интерна ционалисты». Д олг учителей — по мочь ученикам всемерно исполь зовать возм ожности зачета для повышения успеваемости, укр е п ления дисциплины, для воспита ния убежденности в ценности комм унистических идеалов, нрав ственных норм. Следует совершенствовать ра боту по героико - патриотическо му. интернациональному, физ- культурно - спортивном у и поли техническом у воспитанию детей. Главные задачи учителей опр е делены известным постановле нием ЦК КПСС и Совета М ини стров СССР. Чтобы полностью выполнить намеченное, в районе преж д е всего нуж но покончить со второгодничеством . В Березня говской, Н.-Высельской, Паш ков- ской, И злегощ инской, Пластин- ской, Новоуглянской, Д евицкой 8-летних, городской № 2, О к тябрьской средних ш колах и ш коле-интернате число второгод ников колеблется от 0,5 до 1,5 процента. М ного второгодников в П уш карской 8-летней школе, средних школах сел Грачевка и Кр.-Байгора, в С т.-Хуторской № 2, Куликовской № 3, Евсю ковской начальных школах. Решению проблемы послужило бы постоян ное внимание к всеобучу, совер шенствование всего учебно-вос питательного процесса, заимство вание передового опыта. В истекшем учебном году рас ширилась учебная площадь школ. В строй вступила М осковская 8- летняя на 320 мест, построенная за счет средств опытной стан ции. Сдана пристройка из 3 х классов в А рзы бовской 8-летней школе. При укреплении материально- технической базы ш кол в районе из года в год не выполняется закон о восьмилетием всеобуче и план набора ученйков в девя тые классы. Велик отсев из школ, особенно тревож но в этом смыс ле обстоят дела в С торожевской, О ктябрьской и городской № 1 средних школах. 100 процентов учеников доходит до 8-го класса в Грачевской и Завальской средних школах, в Бе резняговской, Д евицкой, Новоуг лянской и Паш ковской 8-летних школах. И только 70— 80 процен тов в Куликовской и П оддубров ской средних, В.-Мосоловской, Пластинской, Кривской, Ст.-Хутор ской и П уш карской 8-летних. Следовательно, мы долж ны ра ботать и работать над решением элементарной задачи — чтобы кажды й поступивший в первый класс ребенок получил 8-летнее образование, а затем стал девя тиклассником. — К новому учебном у году, — сказал докладчик, — учителя по лучили хороший подарок: поста новлением партии и правительст ва увеличена заработная плата работников просвещения. На за боту учительство ответит новыми успехами в обучении и воспита нии нашей смены. Из доклада заведующего Р 0Н 0 С У Ш К О В А Л. А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz