Новая жизнь. 1972 г. (г. Усмань)
Н А РУБЕЖАХ П ЯТИЛЕТКИ С Т Р О И Т С Я ПТИЦЕГРАД Бы стрыми темпами начато строительство большого пти цекомбината в Кабанском районе Бурятской АССР. Он будет сдан в эксплуатацию почти на два года раньше на меченных сроков. Сам по себе объект не обычный. В пятидесяти кор пусах - птичниках, оснащен ных современной автомати кой, механизмы будут еже годно выращивать более 1 миллиона 200 тысяч уток. На помощь коллективу пе редвижной механизированной колонны № 162 пришли бойцы трех студенческих строитель ных отрядов. Молодежь горя чо взялась за дело. Весь пти- цеград объявлен ударной ком сомольской .стройкой. В. ЛЕМЕШЕВ, Иркутск. В ИНСТИТУТЕ ХИМ ИИ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ Москва. Бурное развитие химии биополимеров и широкое проникновение и биологию идей и методов химии и физики в конце пятидесятых годов послужило созданию Института химии природных соединений имени М. М. Шемякина Академии наук СССР. Здесь началась ломка традиционных представлений и пре- ищфдание старой в основном описательной химии природных соединений, в современную биоорганическую химию, ставшую сейчас одним из основных разделов науки о жизни. Основным Направлением деятельности Института является химическое изучение органических соединений, участвующих в биохимических процессах, в первую очередь биополимеров и биорегуляторов. Работы проводятся с использованием современных физиче ских п физико-химических методов на приборах, отвечающих сегодняшним требованиям науки. Результаты исследований института находят прямое практи ческое применение. Разработанные в институте стимуляторы роста растений позволяют повышать урожайность некоторых сельскохозяйственных культур; синтезированные в Институте анаболитикн способствуют повышению продуктивности сельско хозяйственных животных; созданный в институте' комплексный метод разделения гормонов гипофиза позволяет подучать высо- коочищенные препараты гормонов, используемые в медицине. Институт поддерживает широкие связи с зарубежными науч ными центрами. В нем систематически проходят стажировку ученые из других стран. Ряд проблем разрабатывается по ли нии СЭВ. На снимке: установка по крупномасштабному синтезу биоло гически активных соединений. Фотохроника ТАСС. ПО С ТО П АМ О ТЦ А В Девице многие знали Андрея Ивановича Ярославцева. Лю бы е плотницкие и столярные работы сельский умелец выполнял ма стерски. — Мастер — золотые руки, — говорили о нем сельчане. 'О д н и м из первых вступил Ярос лавцев в колхоз. Ранним утром, несмотря на возражения преста релых родителей, отвел на кол хозную базу лошаденку, а вместе с ней отвез телегу, плуг, борону, сбрую . — Знаете ка к будем жить в общественном хозяйстве? —1 го ворил он старикам. — Да вам такой жизни и во сне не снилось! В колхозе поставили Андрея Ивановича руководить плотницкой бригадой. Коллектив строителей подобрался отличный. Не по дням, а по часам, как говорится, росли конюш ня, коровники, сви нарник, кладовая. Н екоторы е из этих помещений сохранились и до настоящего времени. Строить бы А н дрею еще, но помешала война. Ушел на фронт Ярославцев, а оттуда не вернул ся. Погиб при взятии Киева. Старший сын Андрея Иванови ча — Василий — в те далекие д о военные годы часто бегал к от цу на стройку. Смотрел, как плот ники мастерски орудовали топо ром, пилой, рубанкам и другим и инструментами. Обучаясь в школе, Вася органи зовал строительный кр у ж о к. Вме сте с товарищами в тяжелые го ды войны помогал ремонтировать ш кольные здания, парты, класс ные доски. А во время каникул занимался рем онтом колхозны х ж ивотноводческих помещений. «Обязательно поступлю в стро ительный техникум, а потом в институт» — мечтал Василий. Но мечте не суждено было сбыться. Ведь на руках у матери он был не один, и ему рано пришлось пойти трудиться на промыш лен ные предприятия города Усмани. Пятнадцать лет назад Василий Андреевич поступил работать в райпром комбинат. Размещалось тогда это предприятие на том месте, где сейчас расположена швейная фабрика. Комбинат вы пускал кухонные столы, табурет ки и д р угую нем удреную мебель. Шли годы. Увеличилась потреб ность населения в продукции ширпотреба. Возрос и ассорти мент выпуска изделий райпром - комбината. Здесь стало работать несколько цехов. В одном из них, столяром, тру дился Василий Андреевич. И зго тавливаемые им изделия оцени вались отлично. В магазинах такая мебель шла нарасхват. На доске Почета постоянно помещалась ф о тография Василия Андреевича. Самым памятным годом в ж и з ни Ярославцева был 1961 год. В декабре его приняли в ряды ле нинской партии. С удвоенной энергией взялся молодой комм унист за работу. О н предложил на базе песковат- ской пилорамы образовать дере вообделочный участок. П ред л ож е ние Ярославцева приняли и утвер дили в областном управлении. Вскоре Песковатский участок воз главил Василий Андреевич. Этот производственный объект пром комбината стал давать часть д о хода предприятию . Здесь изго тавливают срубы жилых домов, половую рейку, штакетник, от дельные детали мебели, упако вочную струж ку, кузова для авто мобилей и ряд д ругих изделий. На складе выпускаемая Песко- ватским участком продукц ия не задерживается. Спрос на нее воз растает с каж ды м днем. И не по тому, что она дефицитная. Такой продукц ии м н ого на базе рай потребсою за, лесоторговом скла де и других торгующ их органи зациях. О днако народ предпочи тает товар с м аркой райпром - комбината. Ярославцев— мастер, руководи тель участка. Но он не «указывает пальцем», не командует, а тру дится наравне с другим и ра бочими. И личным прим ером по казывает, как надо работать. По этому участок ежем есячные пр о изводственные задания в этом году выполняет на 110 процен тов. Василий Андреевич обучил своей профессии плотника и столяра многих разнорабочих. Среди них — Виктор Ярослав цев, Петр Васильевич Петров, пе редовики социалистического со ревнования. Петрову, как и его учителю, уж е давно присвоено почетное звание ударника ко м м унистического труда. ...Раннее августовское утро. Солнце золотит зеленые м акуш ки сосен. У проходной Песковат- ско го участка уж е стоит верени ца автомашин. Это прибыли за изделиями комбината представи тели колхозов и совхозов, пр о мышленных предприятий из Д об- ринки, Данкова, Лебедяни и д р у гих районных центров нашей об ласти. Часто м ож н о встретить в Песковатке грузовы е автомаши ны с государственными ном ерны ми знаками К урской, В оронеж ской и д ругих областей. Большой спрос на изделия с м аркой У сманского райпром ком - бината. И большая заслуга в этом мастера передового Песковатско- го участка комм униста Василия Андреевича Ярославцева, отдав шего м н ого сил и энергии за честь м арки предприятия. Е. АГЕЕВ. Воспитывать патриотов Исторический XXIV съезд КПСС поставил перед советской школой и ком сом ол ом в качестве перво очередной задачу воспитывать, подрастающее поколение в духе комм унистической идейности, пре данности нашей Родине, в духе интернационализма. В нынешних условиях, когда международны й империализм усиливает свою аг рессивную политику, когда льется кровь народов Азии, Аф рики и Латинской Ам ерики, очень важно шире развернуть военно-патрио тическое воспитание нашей м о л о дежи, наших учащихся. В основе военно-патриотическо го воспитания учащихся нашей ш колы лежит пропаганда герои ческих традиций советского наро да. Ф о р м ы и методы военно-пат риотического воспитания ш коль ников разнообразны и зависят от местных условий, от состава уча щихся и учителей. П атриотическое воспитание уча щихся проводилось всегда на уроках истории, литературы, на чальной военной подготовки и во внеклассной работе. Учащиеся знают о подвиге краснодонцев, Зои Косм одем ьянской, Гастелло, Маресьева и о м ногих других прославленных героях Советско го Союза. А вот ка кую награду и за что получили, предположим , отец, дед или дядя, многие ребя та не знали. Великая Отечественная война — сейчас это уж е историческое прошлое. Как-то учащимся 10 класса задали несколько вопро сов: — У ко го отцы и деды воева ли? Поднимите руки. Ю ноши и девуш ки подняли руки. — Кто м ож ет сказать, где они воевали? — На войне. — На каком фронте? Молчание. Потом: — Не знаем. — Какие награды имеют? — Кажется есть медаль... — Не знаю... И т. д. и в том ж е духе. Эти же вопросы были постав лены перед учащимися 7, 8, 9 классов. Результат тот же. Как же так? Почему наши дети мало зна ют о героическом прош лом сво их родных, а следовательно, о героической борьбе всего наро да? Ведь победу одержали не одни герои, а народ, отцы и деды наших детей. И вот решили ком сом ольцы и пионеры узнать все об участии в войне жителей улиц. Это заинте ресовало ребят. Они выясняют, кто из этого дома, из этой семьи был на войне, на ка ком фронте воевал, когда ушел на фронт, когда вернулся; если погиб, то когда, где; в ка ком роде войск воевал, в каком звании, какие имеет награды, за что они по лучены. По возм ожности запи сывают рассказ о каком -либо эпизоде из фронтовой жизни. Это большая и сложная работа не од ного дня, не одного месяца, даже не одного года. А вот что узнали наши ребята о Борисе Котове. В один из августовских дней 1943 года на Украинской земле, дышащей огнем и сталью, ком ан дир расчета мином етчиков Герой Советского Сою за сержант Борис Александрович Котов в предви дении завтрашней атаки записал в своем блокноте: В полночь холодно, в полдень ж арко. Ветер хочет всю пыль смести. Остается рабочий Харьков Вехой, пройденной на пути. Войны слева и войны справа, В центре — смертная карусель И задумчивая Полтава Перед нами лежит, как цель. Плачь старухи и кр и к дочурки На развалинах изб стоит. Я завидую ныне Ш урке, Что в Донбассе ведет бои. Это были последние строки, написанные поэтом - воином. Военно - патриотическое воспита ние непосредственно связано, с воспитанием учащихся на принци пах м орального кодекса строите ля комм унизм а. Завучи, преподаватели истории и обществоведения Д. В. Ком яков и Б. И. Борзунов умело расска- зывают о героизм е учащихся на фронтах Отечественной войны. М ногие из них сражались и ге роям и погибали за Родину. Уча щимся разъясняется одно из требований морального кодекса: преданность делу комм унизм а, любовь к социалистической Ро дине. Это требование морального •кодекса и военная присяга обя зывает воина до окнца выполнить свой долг перед Родиной. В нашей ш коле торжественно отмечаются числа красного кален даря: утренники, вечера, сборы друж ин, отрядов, беседы класс ных руководителей. На торжест венные собрания приходят вете раны труда, гражданской и О те чественной войн, Коммунистиче ской партии и комсомола, пере довики ф абрик и заводов, врачи и офицеры райвоекомата. Как было упомянуто выше, в основе военно - патриотического воспитания лежит не только пр о паганда героического прошлого нашего народа, но и привитие любви к нашему народу, к на шим славным Вооруженным Си лам. Ежегодно в ряды Советской Арм ии уходят наши воспитанни ки, наши учащиеся. Одни, отслу жив положенный срок, возвраща ются к м ирном у труду, другие остаются служить в армии, стоят на охране м ирного труда совет ских людей. М ногие из наших выпускников являются офицера ми Советской Армии. Они присы лают в ш колу свои ф отокарточки и письма, а когда приезж аю т в отпуск, наши офицеры всегда приходят в школу, и мы прово дим с ними встречи учащейся мо лодежи. Большое значение в военно- патриотическом воспитании м оло дежи имеет наглядность. У нас в ш коле имеются различ ные ф отомонтажи и стенды: «За власть Советов», «Наши земляки — участники О ктябрьской рево люции и гражданской войны», «Герои Советского Сою за города Усмани и Усманского района» «Они б ыли первыми», «Усманские ком сом ольцы первых лет Совет ской власти», «Вечно живые», «Учащиеся школы, погибшие в боях за Родину», «Учителя и родители — участники Великой Отечественной войны». На мемориальной гранитной доске золотом высечены имена героев-ш кольников, погибш их в боях за Родину с нем ецко - фа шистскими захватчиками. П од го товлены фотовитрины; «Они сра жались за Родину», «Всегда на страже», «Солдаты, сержанты и офицеры Советской Арм ии — вы пускники нашей школы», «Пи онеры -герои», «Герои - красно донцы», «Они живут среди нас», «Д окум енты военных лет», «Па мятники героям Отечественной войны». Красочно оформлен ле нинский зал и угол ок боевой и трудовой славы. Имеется крае ведческий музей, военный каби нет и пионерская комната; стен ды «Славное 50 летне», «Герои трудовой славы». Идея сбора сведений о наг радах принадлежит ребятам. Когда собирали сведения о наг радах, то оказалось, что кром е медалей «За победу над Герма нией», «За победу над Японией», у наших бывших воинов есть м е дали за оборону М осквы , Л е нинграда, Сталинграда, Советско го Заполярья, за освобождение Варшавы, за взятие Вены. Где только не был советский человек? Где только не были наши усманцы? И это вселяет гордость в душ у каж д о го учени ка, гордость за свой народ, за своих горожан, за нашу п р е к расную Родину. Хорош ей ф ормой военно - пат риотического воспитания являют ся обсуждения военных фильмов и использование телевидения, читательские конф еренции и дис куссии по книгам об Отечествен ной войне, диспуты на тему «Ко го мы называем героем», м узы кально-драматизированные, лите ратурно - музы кальные и военно- спортивные вечера. Пропаганда героических подви гов людей — сильнейший источ ник воспитания патриотических чувств. На примерах дети учат ся мужеству, дисциплинирован ности, настоящему товариществу. А . ФУРСОВ, военрук средней школы № 2 ___ г. Усмани,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz