Новая жизнь. 1971 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1971 г. (г. Усмань)

Н А П ЕДА ГО ГИЧ ЕСКИ Е коллективы возлагается большая обязанность по проф­ ориентации учащихся. В этом отношении кое-что делается в Дрязгинской средней школе. Помощь нам оказывают об­ щественные организации опыт­ ной станции. Пользуемся помощью и работников хлебо- приемного пункта. Приобщение ребят к труду начинается с первого класса. Особая роль выпадает урокам труда, практическим работам сельскохозяйственного профи­ ля. Выясняются способности и наклонности учащихся через кружки — это в дополнение к возможностям уроков, лич­ ных разговоров классных ру- Зовет село родное ководителеи с учениками. Проводятся диспуты. Так, в 10 -м классе состоялся дис­ пут на тему «О твоих пу­ тях, современник». Он был подготовлен классным руково­ дителем Л . А. Ширяевой и завучем Н. В. Поповой. По- разному выступали ребята. Но каждый по-своему отвечал на вопрос: «Каким быть и кем быть?». Можно сказать, меч­ тали вслух. Профориентации помогают и традиционные встречи с вы­ пускниками. На такой встрече нынешнего года за круглым столом выступили Люба На- ливкина — учащаяся Липец­ кого профтехучилища № 10 , Валя Жданова — работница связи, Зина Черешнева — сту­ дентка технологического ин­ ститута, Николай Тонких — учащийся радиотехникума и другие выпускники школы прошлых лет. Лекцию для родителей на тему «О профессиях» подгото­ вила классный руководитель Т. П. Колягина. В школе оформлен стенд «Вас пригла­ шают на работу в родное село». Ежегодно — и не один раз организуем встречи учащих­ ся с лучшими тружениками опытной станции. Так, гостем наших ребят был тракторист С. В. Косых. Побывала у нас и передовая телятница М. Ф. Чапурина. Выступают в шко­ ле руководители опытной станции. Мальчики — ученики 9 —10 классов овладевают профес­ сией тракториста. Руководит занятиями преподаватель ма­ шиноведения Иван Петрович Мухин. Оформлен уголок трудовой славы. Его материалы обнов­ ляются систематически. В школьной библиотеке есть вы­ ставка книг о профессиях. Работа по профориентации учащихся приносит свои пло­ ды. Среди сотрудников стан­ ции много выпускников нашей школы. Например, инженер- строитель М. Г. Гладких, главный инженер - механик В. А. Карпенко, заведующий мастерской В. А. Кудинов, на­ учный сотрудник В. Н. Губа­ нов, аспирант Ю. С. Колягин и другие. А. КАБАНОВА , зам. директора школы по воспитательной работе. I ШКОЛЬНАЯ жизнь Штаб пионерской дружины Крутч.-Байгорской средней шко­ лы еженедельно выпускает сати­ рический листок, который поль­ зуется большой популярностью среди учащихся. На снимке (слева направо) член штаба Л . Зелепукин, стар­ шая пионервожатая Т. Останко- ва, члены штаба Н. Крутских, Н. Елисеева и В. Межевикина за выпуском очередного номера. Сочинения на конкурс Согласно решению бюро обкома ВЛКСМ и совета об- лоно в восьми.летних и сред­ них школах района проведе­ ны конкурсные сочинения «Партия — ум, честь н со­ весть нашей эпохи», посвя­ щенные X X IV съезду КПСС. Целью сочинений, проведен­ ных среди учащихся 8—10 классов, является улучшение идейно-воспитательной рабо­ ты среди школьников, выра­ ботка у них стремления изу­ чать историю нашей партии и Советского государства. На рассмотрение районного жюри поступило более 100 ра­ бот, пять из которых призна­ ны лучшими и отправлены в областную смотровую комис­ сию. Среди них особенно вы­ деляется сочинение учащегося 9 класса •Усманской средней школы Л '8 1 Владимира Дю­ кова, написанное в стихотврр- ной форме.- В нем он пишет: Было трудно, но ты шагала. Поднимаясь вперед и вверх. Лучших сынов теряла. Пробивая дорогу для всех. И, пройдя через все испытанья. Выкрасив кровью флаг. Воедино сливая дыханья. Подняла ты свободы стяг... И далее о коммунисте: Нет, ты не встал на колени, А ты плюнул врагу в лицо. Ты запел угнетенных песню, У.мывая в крови лицо. Заслуживает внимания и сочинение ученицы 8 класса этой же школы Оли Поздня­ ковой. «Рассекая мощной грудью упругую волну, — пишет она, — по бушующему океану плывет корабль. Крепки его борта, не гнутся мачты. Уве­ ренно и быстро идет он к за­ ветной цели — коммунизму. Почему же ни огромные вол­ ны, ни сильный ветер не страшны кораблю? Да потому, что ведет его опытный, зака­ ленный в морских шквалах капитан — ленинская партия. Зорки ее глаза, сильны руки, сжимающие штурвал. И я уверена, что с таким рулевым мы не собьемся с пути. Сла­ ва тебе, наша партия!». В поступивших на конкурс сочинениях много и других отличных работ. Они показа­ ли, что молодежь нашего района хорошо воспитана, верна ленинским заветам и с.мело шагает вперед по пути, начертанному Коммунистиче­ ской партией. В. ЕЛЮТИНА , председатель районного жюри по проведению конкурсных сочинений. ИНТЕРЕСНЫЙ СБОР Интересно прошел недавно пионерский сбор на тему «С чего начинается Родина» в 6 «а» классе городской средней шкегы № 1. На нем присутствовали учащиеся параллельных классов, отряд­ ные вожатые и классные руководители. Ребятам понравилось оформление класса. На стенах висели портреты писателей, картины художников, различные монтажи и плакаты. Сбор начался песней «С чего начинается Родина». Затем шести­ классники поставили литературно-художественный монтаж, читали отрывки из стихов видных поэтов, исполняли песни советских ком­ позиторов. Неизгладимое впечатление произвели песни «Русское поле», «Хотят ли русские войны?», «Любите Россию», «Родина слы­ шит» и другие. С помощью эпидиаскопа ребята спроектировали на экран се­ рию открыток с русскими пейзажами, показали портреты космо­ навтов, памятник-ансамбль защитникам Сталинграда. В конце сбора учащиеся рассказали, какие книги о Родине они читали, в каких городах побывали и что там видели. В. ВЫСОЦКАЯ, старшая пионервожатая. КОМСОМОЛЬСКИЕ БУДКИ Многогранна жизнь школь­ ного коллектива. И без пре­ увеличения можно сказать, что она во многом зависит от деятельности комсомольской организации. Свою работу мы проводим под руководством партий­ ной организации и админи­ страции школы. Заседания комитета проводим в опреде­ ленные дни — по пятницам. Его обычно ведут члены коми­ тета в зависимости от того, какой вопрос стоит на повест­ ке дня. Иногда мы проводим расширенные заседания с при­ глашением актива. Бывают и так называемые «выездные» комитеты, когда заседания проводятся в каком-нибудь комсомольском классе. Каковы же наши текущие дела? Они разнообразны. Это — тематические общешколь­ ные и классные комсомольские собрания, политинформации, встречи с интересными людь­ ми, конкурсные вечера худо­ жественной самодеятельности, диспуты, читательские конфе­ ренции, выступления агитбри­ гад на предприятиях, коллек­ тивные посещения кино и т. д. Каждая наша классная ор­ ганизация ведет переписку с воинами Советской Армии, школами зарубежных стран, пишет летопись отдельных предприятий, колхозов или совхозов. При комитете создан лекто­ рий, члены которого проводят среди учащихся беседы, чита­ ют лекции. Комитет также руководит работой клуба вы­ ходного дня, занятиями спор­ тивных секций, проведением пионерских сборов. Интересно прошли обще- школьные комсомольские соб­ рания по итогам работы XV I съезда ВЛКСМ , о ходе под­ готовки к ленинскому зачету, о работе I I I Пленума ЦК ВЛКСМ , тематические клас­ сные часы «Комсомольцы в Великой Отечественной вой­ не», «Я славлю великий совет­ ский закон», «Дорогой отцов», «Мы родину славим трудом», диспуты «В жизни всегда есть место подвигам», «Как бы ты хотел прожить свою жизнь?». Наши комсомольцы высту­ пили с концертами о район­ ном Доме культуры, в город­ ском профтехучилище. Ера- чевской средней школе и дру­ гих местах. Благодаря активности ком­ сомольцев в школе хорошо поставлен общественно-полез­ ный труд. Проведен ряд воскресников по уборке тер­ ритории школы, зон пионер­ ского и комсомольского дейст­ вия, оказана помощь колхо­ зам и совхозам в уборке уро­ жая. 17 апреля комсомольцы выйдут на Всесоюзный суб­ ботник, а заработанные день­ ги будут перечислены в фонд пятилетки. Р. ФЕДОТОВА , секретарь комитета ВЛКСМ средней школы № 1 . З А М Е Т К И С У Р О К__А ,У.«ЕЛ( 1 , ДОХОДЧИВО Когда мы вошли в 8 -й класс, учительница биологии Дмит­ риевской 8 -летней школы Любовь Николаевна Горпца только нача­ ла урок. Он сразу захватил нас своей непосредственностью. Ломая старые формы объясне­ ния нового материала, педагог вел непринужденную беседу. На стене висели необходимые таб­ лицы, а на доске вычерчивалась с.хема. Шло объяснение водного и со­ левого обмена веществ в орга­ низме. Один за другим отвечали ученики, делая вывод из при­ веденных учительницей приме­ ров. А примеры она брала нс обычные, а те, которые вызыва­ ли интерес. Вот педагог спрашивает, что могло случиться с американ­ ским космонавтом Купером, ко­ торый, совершая космический полет, из-за неисправности аппа­ ратуры более суток находился без воды? Тут же зачитываются отдель­ ные выдержки из художественной литературы: о гибели путешест­ венников в безводных пустынях, об орошении земель водами Ни­ ла, перекрытого Асуанской пло­ тиной. — А для че.'-о все же нужна человеку вода? — спрашивает учительница. Учащиеся дают почти правиль­ ные ответы. Она .шшь уточняет или подтверждает сказанное, а затем приводит данные о том, что человеческое тело содержит 65 процентов воды, что на нор­ мальную деятельность организму требуе,тся ее более 2 литров в сутки, что, вообще, 70,8 процен­ та земной поверхности составляют океаны, моря, реки и озера. Но вода не стоит на месте, а совершает постоянный кругово­ рот. Сложные процессы с водой, свя­ занные с усвоением питательных веществ, происходят и в челове­ ческом организме. Учащимся предлагается рас­ смотреть схему трех этапов это­ го процесса, начинающихся с по­ ступления пищи и кончающихся выделение,м продуктов распада. Так, шаг за шагом учительни­ ца Горина расширяла круг зна­ ний своих питомцев. В ходе про­ водимого ей урока, главным яв- ляется'то, что она объяснение но­ вого не выделяла в отдельную часть, а тесно увязывала с прой- деннььм, постепенно наслаивая и усложняя знания. Не забыла учительница и о межпредметных связях—биологии с химией, географией, историей и даже с pyccKHiM языком. Одна из учениц неправильно построила предложение, забыла как пишет­ ся слово «капилляры». Тут же ей было предложено разобрать пред­ ложение, вспомнить соответст­ вующие правила. Работа происходила со всем классом. Никто не остался в стороне. Каждый о чем-то был спрошен, что-то рассказал. По­ этому не удивительно, что по­ урочный балл получило более де­ сяти учеников. Д . ПРОХОРОВ. ВСТРЕЧА БЫЛА ПОЛЕЗНОЙ Около трех месяцев остается до выпуска из восьмых классов, до расставания с родной школой. Волнует нас разлука с любимы­ ми учителями. А во-вторых, во­ прос — по какой дороге пойти дальше? Ведь уже подумываем о выборе профессии. Но какую из­ брать? Недавно в нашей школе со­ стоялся «Огонек». Пригласили людей разных трудовых биогра­ фий. В их числе были и передо­ вики социалистического соревно­ вания из -колхоза «Маяк комму­ низма». Первой выступила делегат III съезда колхозников Раиса Василь­ евна Сапрыкина. Сейчас она заведует молочнотоварной фер ­ мой № 1. Ферма механизирова­ на. Животноводы имеют высокие заработки. Рассказала Раиса Васильевна, как встречали в Москве делега­ тов съезда, как интересно про­ ходили заседания. Выступил другой наш гость — механизатор В. С. Анисимов. Его рассказ нам, конечно, пон­ равился. Ну, думаем, наверное, быть механизатором всего луч­ ше. А тут выступила махорочни- ца Мария Сергеевна Анисимова. Ее раньше орденом Ленина на­ градили. Медалей у нее много. Она тоже свою профессию хва­ лила. Открыла нам «секреты» по­ лучения высоких урожаев ма­ хорки. Мы, выпускники, решили: нуж­ но выбрать то, что кажется боль­ ше по душе и работать честно. Тогда заслужишь уважение. И неважно, кем ты будешь — лишь бы твой труд приносил пользу стране. Николай САПРЫКИН, секретарь комитета ВЛКСМ. Никольская 8-летняя школа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz