Новая жизнь. 1970 г. (г. Усмань)
\Н а в с т р е ч у X X IV в пашен школе вот уже на протяженна 12 лет сложилась определенная система трудового воспитания, включающая практи ческие занятия в мастерских, труд на пришкольном опытном участке и в ученической произ водственной бригаде, самообслу живание и работу ]10 профессио нальной ориентации учащихся. При это.м особое внимание мы уделяем прочной материальной базе. У нас есть столярная и сле сарная мастерские, химико-биоло гический и физический кабинеты, .метеорологическая площадка, ка- сннет машиноведения. В распоря жении учащихся имеется трактор ДТ-20, плуги, культиватор, бо роны. Это дает возможность им получать не только практические навыкч! по труду, но и профес сии механизатора, полевода, шо фера. В то же время в своих ВОСПИТЫВАТЬ 1Ш1 I 1'1И1111111111111Ш1Ш1]П11Ш11ШЛ]1]Я1ШШ11]11]Л]Ш111111ШШ]1]1]1Ш]1]]1П1Ш]]1]]1]11]1Ш11]1ШЛЛ1111111Ш1ЛШЛЛШ11Ш1) мастерских учащиеся делают нужные для школы предметы и вещи: указки, рейки для карт, угольники, ящики для рассады, носилки, ремонтируют стулья, столы, парты. Выработке практических навы ков и подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду на.ч большую помощь оказывают Дрязгинская опытная станция и совхоз «Анненский». Та.м учащие ся проходят практику, изучают характер износа й поло.мки от дельных деталей трактора, раз бирают его узлы, участвуют в сборке. Получив профессиональную подготовку в школе и непосред ственно на производстве, учащие ся сразу же после окончания школы приступают к работе по полученным специальное т я м. Только за последние два года в селе осталось 35 человек, кото рые сейчас работают трактори стами, слесарями, шоферами. комбайнерами. Среди них — Ни колай Комаров, Вячеслав Склад чиков, Иван- Зверев и другие вы пускники. Их месячный заработок от 100 до 130 рублей. 42 девушки-школьницы полу чили свидетельства животново- С 1958 года в школе действует ученическая производственная бригада. Она состоит из 12 звень ев и насчитывает 337 человек. В текущем году в своем учхозе, насчитывающем около 10 гекта ров, бригада выращивала сахар- УКРЕПЛЯЯ СВЯЗЬ С СЕЛОМ дов. Это Нина Белова, Катя Зи мина, Люда Жданова н другие. Клава Скоморохова, Пина Аксе нова, Галя Тонких, Баля Сун- деева освоили преподаваемое в школе швей]Юе дело и работают сейчас в Октябрьской швейной мастерской и на Усманской швей ной фабрике. ную свеклу, картофель, сорго и махорку. Урож.зй собрали хоро ший. Например, свекла дала 236 центнеров с гектара. Это дало возможность иметь немалый до ход. Всего от выращенных куль тур получили 2.596 рублей. Кроме этого члены бригады оказали большую помощь в ухо де за сельскохозяйственными культурами опытной станции и совхозу «Анненский», за что так же получили 800 рублей. Выше мы говорили, что многие наши учащиеся после окончания школы идут работать непосредст венно в сферу сельскохозяйствен ного производства. Этому во многом способствует проводимая работа по профессиональной ори ентации. Уже вошло в традицию еже годно проводить «Праздники уро жая», на которые приглашаются лучшие производственники села, вручаются ценные по.дарки, да ются советы, какую профессию выбрать. Здесь же организуются выставки экспонатов разных куль тур, выращенных в учхозе и на пришкольном учебно - опытном участке, показываются диаграм мы роста урожая се.тьскохозяй ственных культур в различных ХОЗЯЙСТВ.1Х района. Важную роль в выборе иро- Педагогический коллектив на шей школы проводит значитель ную работу по осуществлению всеобщего среднего образова ния. На протяжении последних пяти лет у нас все дети школь ного возраста учатся и нет слу чаев отсева. Все учащиеся, окончившие 8 классов, обязательно учатся в 9 классе, и лишь незначительная часть поступает в техникумы или профтехучилища, где также по лучают среднее образование. задания, опрос, объяснение но вого материала, закрепление и задание на дом, а комбиниро ванно, уделив большую часть времени самостоятельной рабо те, взяв на вооружение поиско во-познавательный метод. И вот результат — прошедший учеб ный год мы закончили со 100- процентной успеваемостью. Немаловажную роль в этом сыграла работа учителей над собой, повышение их квалифика ции. Все учителя нашей школы // ^ т в связи с переходом на обяза тельный средний всеобуч не ме нее важной задачей является и повышение учебно-воспитатель ного процесса, ликвидация второ годничества, наносящего, как всем известно, большую душев ную травму подростку, а также убыток государству. Из года в год улучшаем рабо ту методических объединений, проводим открытые уроки, вэаи- мопосещения учителей, накапли ваем материалы, обобщающие передовой опыт, стремимся с большой отдачей проводить пед советы, производственные сове щания. Большое внимание уделили качеству урока, как основной форме ведения занятий. Было решено приходить в класс толь ко с наглядными пособиями. Занятия перевели на кабинетную систему, сосредоточив необходи мый минимум оборудования, учебных пособий непосредствен но в классе с тем, чтобы учител' имел все необходимое под ру кой. Уроки учителя стали прово дить не по укоренившейся ранее системе: проверка домашнего Практизеспие занятия на уроке химии в Ус манской средней школе № 3. Ведет их препода ватель С. Л . Федотова (снимок слева). О маршрутах марша «Всегда готов!» рассказы’ вает юным ленинцам ученица 8-в класса Усман ской школы № 1 Т. Ковыльникова (снимок справа). П Е Р Е Д ш к о л о й Подготовка детей к школе — для нас ненова. Ее мы ведем на протяжении нескольких лет. Можно сказать, с начала существования сада. Но особо Ответственной она стала тогда, когда начальная школа перешла на трехлетнее обуче ние, а первый класс — на новью программы. И.менно тогда (это было в 1969 году) мы пере строили свою работу. Воспитатели стали зани маться с шестилетками по специальной програм ме, теснее осуществлять связь с учителями. Цел.ь была одна — помочь детям с первых дней пребывания в школе активно включиться в учебный процесс. Общему развитию ребят хорошо способствуют и массовые игры, утренники, музь:кальнь:е за нятия, которые мы регулярно проводим. И не удивительно, что наши дети, как правило, хоро шо успевают в школе. Так, из 47 выпускников сада, в прошлом году закончили первый класс отличниками и хорошистами 38 учеников. Хоро шо занимаются в школе ребята и нашего по следнего выпуска. М. СМОЛЬЯНИНОВА, заведующая городским детским садом № 1. имеют индивидуальные планы по самообразованию, работают над какой-либо одной проблемой, а в период летних каникул прохо дят курсовую переподготовку в институте усовершенствования учителей. Над молодыми учите лями шефствуют более опытные педагоги. Для них создана школа молодого учителя, в работе ко торой активное участие прини мают такие опытные учителя, как Н. В. Волкова, В. И. Ерохина, Т. А. Сапрыкина, А. П. Воробьев и 3. П. Попова. Кроме того в школе постоян но действуют 2 теоретических семинара по изучению произве дений классиков марксизма-ле нинизма и основ научного ком мунизма, которые также являют ся большим подспорьем. Средний всеобуч уже вступил в свои права. Наш коллектив бу дет делать все для того, чтобы он в микрорайоне школы прохо дил успешно, а наши учащиеся стали бы полноценными строи телями нового общества. И. ПОЧЕРНЯЕВ, директор Дрязгинской средней школы. Свою работу с родителя.мн мы строим так. Рассматриваем каж дую встречу с родителями, как педагогическую консультацию, в ходе которой информируем ро дителя о поведении и учебе уче ника. Советуем ему, как повысить успеваемость ребенка, рекоменду ем пп.дивидуальные приемы. Беседу проводим в спокойной обстановке, лучше в кабинете завуча, учительской или классной комнате, когда замятия закончи лись. Для общего знакомства с уча щимися мы на каждого из них завели специальную тетрадь, в которую записываем, где ц кем работаюг родители, их возраст, донащние условия, материальную обеспеченность и т. д. Время от времени с родителями проводим анкетирование, в ходе которого они указывают, в какое время им удобно посещать школу, что они знают об общественной жиз ни ребенка, какие обязанности важный ФАКТОР имеет он дома, с кем дружит, как проводит твободное время, что читает, сколько времени тра тит на подготовку к урокам. Кроме непосредственного кон такта с родителями, мы уделяем большое внимание связи с обще ственными органнзацнямн, про ведению разного рода классных и внеклассных мероприятий. У нас в школе регулярно работает родительский лекторий, проводя г- ся родительские собрания, засе дания комитетов, конференции, диспуты, па которых часто при сутствуют по.чощннк прокурора Р. И. Ильченко, заведующая детской комнатой мнлнцни К. Г1. Сапрунова, ответственный секре тарь комиссии по делам несовер шеннолетних при райисполкоме И. В. Стрельникова, член совета содействия семье и школе совхо- за «Усманский» В. И. Белоусова и другие наши лучшие активисты. Большое значение имела про веденная недавно конференция отцов, где была прочитана лек ция «Личный пример родителей в ноепшащщ детей». Состоя.' 1 ся серьезный мужской разговор о недобросовестном отношении к свои.м обязанностя.м таких роди- теле 11 , как .А. Д. Рязанов, В. К. Безряднн, А. К, Страхов и др. В дальнейшем мы будем дер жать с родителями и обществен ностью еще более тесную свягь. которая, как нам кажется, яв.гя- етси важным факторо.м в новы шенни успеваемости и лнсшшлн- ны учашнхеи В. ФЕДОТОВА , организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе средней школы № 3. О б ы ч н ы й у р о к Урок Натальи Васильевны Аввакумовой, учительницы рус ского языка и литературы Усман ской средней школы № 2, был самый обычный. Самый рядовой урок второй учебной четверти. Но вела она его, как всегда, с большим темпераментом, вклады вая всю душу своего незауряд ного таланта. Сразу после объяснения темы —идейный смысл поэмы .М. Лер монтова «Мцыри» — учащиеся включились в активную работу. Этому способствовали умело по ставленные и записанные на доске Натальей Васильевной проблемные вопросы: Что мож но сказать об авторе произведе нии «Песни про купца Калашни кова», «Родины» и «Бородино»? Какая тема поднята поэтом в «Мцыри»? Как жил мальчик на воле и в монастыре? Почему так яростно сражался юноша с барсом? Как надо понимать по следние слова юного невольника: «Мой дом, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность про менял»? В этих вопросах, поставленных перед классом, может быть ни чего особенного нет, но Наталья Васильевна поставила их не слу чайно. Она обратила внимание учащихся на то, чтобы они ду мали, а не просто слушали объ яснение в виде лекции или до клада, как это делают некоторые учителя. Объяснить то или иное правило, рассказать об идее про изведения не так уж трудно. Учительница пошла другим пу тем, избрав наиболее эффектив ную форму урока — беседу, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz