Новая жизнь. 1970 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1970 г. (г. Усмань)

'Ч Л Л / \ Л Л / Ч Л / \ / \ / Ч Л / \ 7 \ А Я Э КРАННАЯ ЛЕНИНИАНА . Она начиналась фильмом Сергея Эйзенштейна «Октябрь», выпущенным в 1927 году. В роли Ленина кинорежиссер снял уральского рабочего Никандрова, очень похожего на вождя. Он появился только в двух эпизодах. Спустя десять лет художественным воплощением образа Лени­ на в кино занялись драматург Алексей Каплер, режиссер Михаил Ромм и актер Борис Щукин. Все трое ставили перед собой глав­ ную задачу — правдиво показать Ленина, вождя и человека, в напряженной революционной борьбе. Они стремились полнее и глубже раскрыть ленинский характер — характер вождя революции. Гак появились кинофильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Они положили начало экранной Лениниане. Правда, еще в первые годы Советской власти Ленин уже появлялся в кинохрони­ ке, но полнометражного кинофильма о нем еще не было. Следом за творческим коллективом, возглавляемым Роммом, запускают в производство свою киноленту «Человек с ружьем» режиссер Сергей Юткевич, драматург Николай Погодин и актер Михаил Штраух. Понадобилось полтора десятка лет, чтобы эти традции — тра­ диции создания историко-революционных фильмов тридцатых годов снова возродились. Экранная Лениниана обогатилась фильмом «Рассказы о Ленине», созданным режиссером С. Юткевичем и актером М. Штраухом. Кинофильм состоит из двух новелл. Первая киноновелла «Подвиг солдата Мухина* рассказывает о жизни В. И. Ленина летом 1917 года в щалаще на станции Разлив, под Питером. Вторая — «Последняя осень» посвящена пребыванию уже больного В. И. Ленина в Горках в 1923 году. Особо следует выделить фильм «Коммунист». Его поставил ре­ жиссер Юлий Райзман по сценарию Евгения Габриловича. В цент­ ре образ коммуниста Василия Губанова. Герой кинофильма встречается с В. И, Лениным, получает от него духовную поддерж- ку. Затем появляются кинофильмы «В дни Октября», «Аппассиона­ та». Внимание общественности привлекла киноповесть «Синяя тетрадь» режиссера Льва Кулиджанова и писателя Эммануила Казакевича. Она развивается как столкновение идей — спор меж­ ду Лениным и Зиновьевым. В фильме показана работа Ленина над книгой «Государство и революция». Образ вождя создал актер Михаил Кузнецов. По идейному звучанию «Синей тетради» близки документальные киноленты «Рукописи Ленина», «Знамя партии» и «Последние страницы». Они сняты режиссером Ф. Тяпкиным по сценарию Г. Фрадкина. Из последних фильмов о вожде брльщое значение имеет фильм «Ленин в Польше» (сценарист Е. Габриловнч, режиссер С. НЭтке- вич). В нем революционная мысль Ленина, его раздумья направле­ ны к известному выводу о необходимости превращения войны империалистической в войну гражданскую. Интересен фильм «Сердце матери». Его поставил известный режиссер Марк Донской. В центре повествования Мария Александ­ ровна Ульянова и молодой Владимир Ленин. Из целого ряда фильмов — таких, как «Правда», «Первая Басти­ лия», «Залп Авроры», следует выделить киноленту «На одной пла­ нете» режиссера Ильи Ольшвангера. В лучших сценах этого филь­ ма исполнитель роли Ленина артист Иннокентий Смоктуновский сумел по-новому передать обаяние личности вождя. Настоящим триумфом можно назвать успех фильма «Шестое июля», рассказывающего об одном, но очень трудном дне Совет­ ской России. Актер Ю. Каюров сумел создать образ Ленина, рево­ люционера и вождя, непримиримого к врагам революции. Сцена - рист М. Шатров и режиссер Ю. Карасик с документальной точ­ ностью донесли до зрителя напряженную атмосферу далекого и грозного 1918 года. Еще на заре Советской власти, предвидя большое будущее кине­ матографа, В. И. Ленин говорил, что «из всех искусств важней­ шим для нас является кино». Сейчас самое массовое искусство выступает пропагандистом ленинского учения, зримо показывает нам вечно живой образ вождя и человека В. И. Ленина. Сегодня своими впечатлениями о фильмах экранной Ленинианы делятся люди разных поколений и профессий. Всем им дорог об­ раз Ильича. У каждого из них он оставил заметный след в жизни. Ведь судьбы советских людей связаны с именем вождя, основа­ теля первого в мире социалистического юсударства и партии ком­ мунистов В. И. Ленина. ОБРАЗ ВОЖДЯ И И НОГДА П ЕРВО Е ВП ЕЧ А Т ­ Л ЕНИ Е об увиденном сохраняется на всю жизнь. Так произошло и у меня. Было это в м;тувшую войну. Тогда я хо­ дил в школу в-о второй класс. Глубокой осенью к нам в село Красное киномеханик привез фильм «Ленин в 1918 году». Хо­ дили смотреть его всем классом Меня и моих сверстников тог­ да взволновала сцена покушения эсерки Каплан на Ленина. Па пионерском отрядном сборе мы говорили о Лепине, читали стихи о нем. Всем хотелось быть по­ хожими на Василия. После окончания восьмилетки я поступил учиться в педучили­ ще. Хотелось быть всегда с деть.чи, рассказывать нм о Лени­ не, который всю жизнь посвятил борьбе за наше счастье. После педучилища я стал пио- ВСТРЕЧА С ДЕТСТВОМ нервожатым. Много читал о Ле­ нине, рассказывал о нем пионе­ рам. В.месте с ними ходил на просмотр фильмов «Ленин в Ок­ тябре», «.Пепин в 1918 году» н «Рассказы о Ленине». Затем на пионерских сборах велись горя­ чие разговоры об этих фильмах. Иногда происходили споры. Потом были действительная служба в Советской Армии п заочная учеба в университете. Самым счастливым днем в моей жизни стал день, когда меня приняли в партию. Он связан в какой-то мере с фильмом «.Пении в 1918 году». Ведь еще в пору детства мне хотелось быть похо­ жим на рабочего Василия, ком­ муниста, шагавшего рука об руку с Владимиром Ильичу!. Вернулся я домой из Усмани с партийным билетом в карма­ не, а у нас в селе демонстриру. ется фильм «Ленин в 1918 году». Так в самый счастливый день у меня состоялась встреча с дет­ ством. Из всех фильмов о Лешше мне еще нравится кинокартина «На одной планете». В ней роль Владимира Ильича исполняет мой любимый киноактер И. Смоктуновский. Он не демонст­ рирует напряжение мысли,, как это делают другие актеры, а действительно думает в образе Ленина. Ю. КАШИРСКИЙ . с. Красное. С К А З о матери Для каждого из нас самый до­ рогой и близкий человек — мать. О ней мы всегда вспоминаем с волнением и радостью. Вот по­ чему как гимн матери, дающей жизнь человеку, воспринимается фильм о матери Ленина. Он вол­ нует, вызывая добрые чувства и раздумья. Несколько лет назад после окончания института приехал я в село Октябрьское. Стал рабо­ тать агрономом. Естественно, встретил немало трудностей. Хо­ тел бросить все и уехать к себе на родину, на Северный Кавказ. Вернулся домой из конторы отделения. Настроение скверное. Включил телевизор. Стоит за­ ставка «Художественный фильм». Появились первые титры. По те­ левидению показывали фильм «Сердце матери». Прошло совсем немного вре­ мени, а я уже забыл о своих неприятностях. Все мое внима­ ние было сосредоточено на фильме. Я видел Марию Алек­ сандровну, женщину незауряд­ ного ума и душевной тонкости, мать своих детей. При всех уда­ рах, которые на нее обрушива­ лись, она помогала Владимиру, его братьям и .сестрам стойко переносить любые невзгоды. Фильм оставил приятное впе­ чатление. Мать вождя словно успокоила меня. Казалось, она убедила не отступать при пер­ вых трудностях. Тогда я твердо решил остаться на месте и те­ перь не жалею об этом. Всту­ пил в партию. Учусь в аспиран­ туре. Занимаюсь выпуском стен­ газеты. Увлекаюсь живописью. Сейчас работаю над примене­ нием гербицидов на посевах ма­ хорки. Н. ПОПОВ, аспирант. Дрязгинская опытная станция. В СЕЛЬСКОМ КЛУБЕ Пожалуй, трудно найти в на­ шем селе такого колхозника, ко­ торый в юби.чейном году не по­ бывал бы в сельском клубе. нас регулярно демонстрируются фильмы о В. И. Ленине. Только за последнее время здесь были показаны такие кино­ ленты, как «Ленин в Октябре», «Ленин в Польше», «Шестое июля», «Коммунист» и «Лично известен». Не меньшим успехом пользу­ ются фильмы «Сердце .матери' и «Верность матери», рассказы­ вающие о стойкости и несгибае­ мой воли матери В. И. Ленина— Марии Александровны Х'льяиовой. М. ПИСАРЕВА . с. Девица. Ч Е С Т Ь р а б о ч е г о Высокий и сильный рабочий Василий. На его лице добрая, почти детская улыбка Такими хочу видеть представителей на­ шего славного рабочего класса. Самому хочется быть похожим на него, Василия, славного парня из фильма «Ленин в 1918 году». Прекрасно понимаю, что Васи ЛИЙ дорожил честью рабочего человека. Он был правдив и честен. Иначе Ленин не уважал бы его. Вождь революции видел в нем настоящего трудового че­ ловека, который не обманет и не подведет. Образ Василия для каждого из нас образец рабочей чести. Сейчас в дни ленинского юби­ лея мы равняемся на него, вер­ ную опору Ильича. В. БЕЗЗУБЕНКО, рабочий мебельной фабрики, г. Усмань. А К Т Е Р На сцену выходит Владимир Ильич. Ои выбрасывает вперед руку и произносит живое и вол­ нующее слово: — Товарищи! В зрительном зале тишина. Каждый ловит ленинские слова, всматривается в дорогие черты. Короткая речь окончена. Гас­ нут осветители. Но и в те.мноте передо мной стоит дорогой Ильич. Так вот несколько лет назад жители колхозной Грачевки уви­ дели на сцене своего До.ма куль­ туры актера Гольтяева в роли В. И. Ленина. Ои сумел донести образ вождя до зрителя правдива и ярко. .Хотя эпизод ДЛ 11 ЛСЯ все­ го пять минут, он оставил не­ изгладимое впечатление. Затем актер Гольтяев расска­ зал о своей работе над образом В. Н. Ленина в фильме «Прав­ да», поставленном на Киевской студии имени Довженко. Ему пришлось работать много и упор­ но. Ои встречался с людьми, б.тизко знавшими Ильича, бесе­ довал со старыми большеьиками, перечитал воспоминания родных и близких Ленина. Всё это по­ могло ему создать правдивый образ великого революционера. Кинофильм «Правда» расска­ зывает о тревожном времени перед первой мировой войной. Ои повествует об украинских рабо­ чих, боровшихся с царским са­ модержавием, На эту борьбу вдохновляли их большевистская «Правда» и вождь пролетариата В. И. .Пении. Для грачевскмх колхозников кинофильм «Правда» особенно дорог. Ведь они первыми на Ус- маищиие встретились с актером, исполнявшим роль В П Ленина А. ТРИНИТАТОВ . с. Грачевна. Л ЕТОМ ПОСЛЕДНЕГО пред­ военного года попал я на киносеанс в сельский клуб. Те­ перь уж точно не помню, какое было село. Приехал туда в ко­ мандировку поздно вечером. В правлении колхоза никого не оказалось. Даже сторож и тот оставил свой пост. Вездесущие мальчишки с горечью сообщи­ ли мне, что все ушли смотреть Ленина, а вот их не пустили. Вроде им покажут кинофильм днем. В маленький зрительный зал сельского клуба в тот вечер мне протиснуться не удалось. К ок­ нам тоже прильнули люди. О ста­ валось одно — заглянуть в кино­ будку. Киномеханик уступил мне свое место у смотрового окна. Так я просмотрел кинофильм П Р А В Д А Ж И З Н И «Ленин в 1918 году» до конца. Очень был взволнован события­ ми, происходящими на экране, перед уходом забыл побла­ годарить киномеханика. Ночевать пошел к одному колхознику. По привычке залез на чердак. Там уже спал сы­ нишка хозяина. Я не стал его тревожить и просидел всю ночь. Ведь спать мне все равно не хотелось. Ночь выдалась звездная. В низине клубился пар. Такой же ночью в тревожном 1918 году вместе со своими товарищами я вез на станцию Усмань рекви­ зированный у кулаков хлеб. Вспоминалось и другое. Наш поезд катится по степи, опален­ ной войной. Я в числе других делегатов еду на Пятый Всерос­ сийский съезд Советов. Больше всего меня волнует встреча с Владимиром Ильичем Лениным. Тогда я передал ему письмо от Н. Н. Исполатова. Встреча с великим вождем мирового пролетариата оставила неизгладимый след в моей жиз­ ни. Я вступил в партию. Воевал на фронтах гражданской войны, восстанавливал разрушенное хо­ зяйство, принимал участие в ор­ ганизации первых колхозов. Фильм «Ленин в 1913 году» тронул меня за живое. Образ вождя, созданный замечатель­ ным актером нашего времени Борисом Щукиным, был донесен правдиво. Мне еще несколько раз приходилось смотреть эту кинокартину. Придирчиво пытал­ ся я найти хотя бы неточные штрихи в игре актера, но играл он безукоризненно. Каза­ лось, сам Владимир Ильич хо­ дит передо мной, как тогда, во □рэмя заседаний Пятого Всерос­ сийского съезда Советов. Много раз в жизни мне слу­ чалось сталкиваться с трудностя­ ми. Казалось, что уже нет выхо­ да из создавшегося положения. Но память зримо восстанавлива­ ла вечно живой образ вождя, революционера и борца за на­ родное счастье В. И. Ленина. И тогда мне становилось стыдно своего малодушия. Я еще горя­ чей брался за дело, .-хорошо зная, что справлюсь с ним. Вторая встреча с Владимиром Ильичем состоялась у меня в праздничные дни 51-годовщины Великого Октября, Я имел сча­ стье посмотреть премьеру кино­ фильма «Шестое июля». Мне тут могут возразить. Ведь есть еще целый ряд фильмов о Ле­ нине. Но скажу откровенно. Ме­ ня волнуют фильмы «Ленин в 1918 году» и «Шестое июля». Они мне близки и дороги. Ведь в них отражены события, кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz