Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

и з ПРАКТИКИ лиш 4,чЛ .асс1г1^ У Ч Е Б Ы П р е п о д а в а н и е философии в школе основ марксизма- ленинизма сопряжено для про­ пагандиста с определенными трудностями : новая терминоло­ гия, необходимость уяснять суть идеалистических концепций, без чего невозможно их разоблаче­ ние и опровержение с позиций материализма. А между тем не­ которые слушатели склонны счи­ тать их вещью, совершенно не стоящей внимания. Эти и другие специфические трудности преподавания филосо­ фии и овладения ею в какой-то мере компенсируются тем, что скушатели школы 4-го года обу­ чения накопили опыт овладения общественными науками. Пропа­ гандист вправе рассчитывать на то, что они не только имеют знания, определенные учебными программами прошлых лет, но и привычку слушать лекцию, не отвлекаясь от предмета темы, улавливая логическую связь между ее отдельными частями, умеют самостоятельно делать выводы, работать над книгой, в том числе над первоисточниками и уж , конечно, приобрели вкус к политической учебе. Надежды пропагандиста оправ­ дываются в том случае, если на протяжении трех предшествую­ щих лет учеба в школе была хо­ рошо организована, а каждый слушатель занимался в ней систе­ матически, если он действитель­ но приобрел вкус к политиче­ скому самообразованию и не­ обходимые для этого навыки. Михаил Иванович Гоев, про­ пагандист партийной организации мебельной фабрики, попал в положение, при котором все специфические трудности препо­ давания философии, как говорят, при нем, а компенсирующие мо­ менты в большинстве отсутству­ ют. Вот пример. Идет занятие по теме «Мате­ рия и основные формы ее су­ ществования». Из 12 слушателей ми темы утрачена. Об этом они говорят во время перерыва. Вы­ ясняется, что в новом учебном году занятия срывались не один раз, или проходили при далеко не полном составе слушателей, а сегодня большинство из ни'4 пришло первый раз. Прежняя тема ими не освоена, хотя вна­ чале пропагандист остановился кратко на ее основных положе­ ниях и выводах, что следует по­ ставить ему в заслугу. Поднимается вопрос о том, что состав слушателей непра­ вильно скомплектован. Хотя, соб­ ственно, почему? В школе учат­ ся коммунисты и беспартийные, Нужна пом име о ющие щ сре ь днее и высшее об­ со СТОРОНЫ ПАРТБЮРО присутствуют 8. Поскольку заня­ тия раньше срывались, то с целью выправить нарушенный график, пропагандист решил в двухчасовой лекции охватить все вопросы темы. Конспект же лек­ ции рассчитан на большее время. Гоев спешит. Ему уже некогда следить за точностью предложе­ ний, формулировок. Он не за ­ мечает весьма расплывчатых фраз, смысловых оговорок, что недопустимо в лекции вообще, тем более в лекции по филосо­ фии. Цитаты из первоисточников могут служить для пропаганди­ ста отправной точкой, логиче­ ским выводом либо наиболее ярко и концентрированно выра­ женным доводом. Прибегая к ним, Гоев подчас пренебрегает даже необходимостью разъяснить их, хотя в них новые термины в новых сочетаниях. Для большинства слушателей связь между вопросами, понятия- разование. Другое дело, что организационные недоработки помещали им войти во вкус де­ ла, притушили стремление к изу­ чению теории. По сигналу пропагандистов бю­ ро некоторое время назад об­ суждало состояние политиче­ ской учебы в парторганизации, намечались меры. Однако и на этом занятии нет коммунистов В. П. Страхова и В. Г. Жигарева — члена бюро. Надо подчерк­ нуть, что они вообще ни на од­ ном занятии не были. В организации политучебы главное система. Но о какой же системе и качественном восприя­ тии материала может идти речь при такой посещаемости, веду­ щей нередко к срывам занятий? Пропагандист Гоев — достаточ­ но образованный человек, имеет опыт пропагандистской работы, желание собершенствовать свое методическое мастерство. Он прекрасно понимает что просто­ та и доходчивость рассказа достигается при наличии у самого пропагандиста ясных представлений, больших знаний по широкому кругу вопросов, связанных с философскими проб­ лемами. Он работает над учеб­ ными пособиями, над первоисточ­ никами, запасся философским словарем. Он хочет свою убеж ­ денность передать слушателям. Но сегодня отсутствуют одни, завтра другие, а то занятия и вовсе нет. Да, ошибки прошлых лет продолжаются, а их вред­ ность как нельзя ярче прояви­ лась при изучении философии — предмета, которым не так-то просто овладеть. Гоеву нужна отдача — внима­ ние и понимание слушателей, стремление задать вопрос, ос­ порить мнение товарища. Ему нужна действенная, без скидок на «объективные причины» по­ мощь со стороны партбюро фаб- рики>. Именно оно должно при­ нять меры к тому чтобы заня­ тия проходили в удобном для этого помещении, чтобы не было срывов. В. БОГОДАРОВА. 1М1 На Калнциемеком комбинате строительных материалов Лат­ вийской ССР освоено производ­ ство специального парникового стеклопластика, который являет­ ся прекрасны»! заменителем стекла, но намного легче его: одни квадратный метр весит всего 420 граммов. На снимке: обслуживает по­ точную линию производства стеклопластика работница Ауст- ра Янмере. Фотохроника ТАСС. ЛЕНИНГРАД. Ученые Всесоюзного научно-исследовательско­ го института сельскохозяйственной микробиологии изыскивают новые физиологически активные вещества для применения в практике сельского хозяйства. Так, в лаборатории технической биохимии выделены культуры плесневых грибов, синтезирующих определенные ферменты, добавка которых в пипщвой рацион спо­ собствует лучшему усвоению животными белков и крахмала. На снимке: научные сотрудники лаборатории Н. Бексеева (слева) и Л. Литова проводят очередные исследования. О БЯЗАННОСТИ сельского учителя далеко не исчер­ пываются обязанностями по вос­ питанию и обучению детей в стенах школы, педагогической работой с их родителями. Учи­ тель — это проводник политики партии на селе, пропагандист, агитатор, помощнпк партийной организации колхоза. Именно в таком плане понимают свои за­ дачи по участию в обществен­ ной работе учителя Пластин- скоп 8-петней школы п началь­ ных школ ее мнкрскрайона. Учитель, имеющий высшее плп среднее образование, по­ стоянно чптаюпцш кнпгп, жур­ налы и газеты, естественно яв­ ляется заметной фигурой в аги­ тационно-массовой работе. Парт­ ком колхоза «Путь к комму­ низму» закрепил учителей за де- сятпдворками, где они и зани­ маются политическим и образо­ вательным просвещением сель­ чан, Беседы о международ­ ный событиях, о событиях внут­ ренней жизни страны, о поста­ новлениях партии II Советского правительства ведут наши учи­ теля. Октябрьский Пленум ЦК КПСС подвел итоги выполнения решений Х.ХП1 с'ье.зда и Плену­ мов ЦК КПСС по вопросам сель­ ского хозяйства, наметил меры по дальнейшему его подъему. Учителя по полученпп газет провели беседы на десятидвор- ках по решению Пленума. Наши беседы не могут носпть только просветительский харак­ тер. Они должны быть направ­ лены На создание определенного настроя у слушателей, в основу которого должно лечь желание лично участвовать в решении задач своего хозяйства, сделать таюгм образом свой вклад в коммунистическое ра.звптие страны. Поэтому агитаторы ши­ роко используют местные мате- ПО ДОЛГУ интеллигента рпалы; показатели вьгаолнения социалистических обязате.льств, передовой опыт, улучшение ма­ териального уровня жителей села. Во время'сева, уборки учите­ ля читали газеты п проводили беседы непосредственно в поле. Одной из задач в это время было информпровать колхозников о ходе социалистического соревно­ вания в оперативном порядке. Передовика.мп уборки стали комбайнеры С, ,\1. Веревкин, Е . В. Котяев, И. П, Аввакумов. Их фамилии мы, конечно, тоже . упоминали, называли их выра- ■ботку. П О Л Я Ж Д У Т УДОБРЕНИИ Одно время была широко рас­ пространена поговорка: «Покажи мне свое навозохранилище, и я тебе скажу какой ты хозяин». Такое определение правильно. Местные удобрения — огромный резерв увеличения производст­ ва зерна, сахарной свеклы и др у ­ гих продуктов полеводства. Одна­ ко этот резерв в хозяйствах района используется плохо. И в нашем совхозе «Коммунар» органические удобрения не ис­ пользуются и наполовину. Совхоз из года в год повы­ шает урожайность сельскохозяй­ ственных культур. И даже в этом, неблагоприятном по климатиче­ ским условиям, году полеводы сумели собрать с каждого гек­ тара почти по 28 центнеров зерна. Хороший урожай собран сахарной свеклы, подсолнечника свеклосемян и других культур. Но запасы органических и ми­ неральных веществ в почве не беспредельны, их надо попол­ нять, и в первую очередь за счет дешевых местных удобре­ ний. В нашем хозяйстве большое поголовье крупного рогатого скота. При правильном хране­ нии навоза, хотя бы в прими­ тивных траншеях, за год можно накопить его до 30.000 тонн. Кроме этого можно собрать не одну сотню тонн навозной жи­ жи — тоже весьма ценного удобрения. Обычно около животноводче­ ских ферм скапливаются тысячи тонн навоза, что создает большие затруднения в подвозе кормов к фермам, способствует антисани­ тарии. В совхозе ежегодно бывает столько навоза, что им можно удобрить примерно 700—750 гек­ таров, а на деле удобряется не более 120—150 гектаров. Управ­ ляющие отделениями ссылаются на недостаток транспортных средств. Отчасти это так. Но все же в каждом из трех отделений можно иметь хотя бы по одному навозохранилищу, а у животно­ водческих ферм — жижесбор­ ники. При имеющейся мощной тех­ нике не составляет большого труда вырыть траншеи, куда складывать навоз. В эти же хра­ нилища нужно возить остатки со­ ломы с полей, а не сжигать ее. Сжигание соломы в поле — гр у­ бейшее нарушение агротехники, и вот почему. Взятые растениями из почвы питательные вещества должны быть внесены обратно в виде навоза. Полученная от сжи­ гания соломы зола на одном месте засоляет почву, на месте, где стояли скирды, вь:горают ор­ ганические вещества, гибнут микроорганизмы почвы. На вы­ горевших местах ряд лет ничто не растет. Создается пестрота, вредная для земледелия. Некоторые руководители хо­ зяйств считают сжигание соломы средством борьбы с мышами. Но ведь эту борьбу можно вести и с помощью ядохимикатов. Многие хлеборобы на собствен­ ном опыте убедились, что каж­ дый гектар, удобренный 20— 25 тоннами навоза, на следующий год даст прибавку в урожае на 15—20 процентов. В масштабе района получится колоссальная цифра. У нас есть все возможности для того, чтобы резко повысить урожайность полей. Что надо для этого сделать? Как правило, в зимнее время высвобождается большое коли­ чество людей и транспорта. В каждом колхозе и совхозе надо создать специальные бригады по копке траншей около ферм и закладывать в них навоз. Для людей, занятых на этих работах разработать меры морального и материального поощрения. На вывозку навоза на поля мобили­ зовать не только тяжелую тех­ нику, но и конное тягло. Ведь не секрет, что в зимнее время ло­ шади почти не работают и при­ носят прямой убыток хозяйству. Дело доходит до того, что в зимнее время лошадям подвозят корм на тракторах. Навоз — очень дешевое мест­ ное удобрение. И надо принять все меры к тому, чтобы в зим­ нее время вывезти его на поля. К. БУХТОЯРОВ, агрвмом-пмкномр. Хочу подчеркнуть, что нам очень хорошо нужно знать жизнь села, чтобы наши беседы приобрели характер конкрет­ ный, действенный. Сельские жители обычно с большим интересом смотрят выступления участников худо­ жественной самодеятельности. Отправляясь на десятидворки, учителя берут с собой школьни­ ков, которые дают концерты. .Достигается двоякая цель; с од­ ной стороны удовлетворяются в какой-то мере эстетические за­ просы жителей, а ученики вов­ лекаются в общественную рабо­ ту, учатся приносить людям ра­ дость. Советский народ идет к знаме­ нательному юби.чею — 100-ле­ тию со дня рождения В. И. Ле­ нина. Поэтому ленинская тема приобрела сейчас особое значе­ ние в лекциях, беседах, в ра­ боте клуба. Конечно, учите.чя не могут остаться в стороне от та­ кого важного события. В ленин­ ских чтениях принимают уча­ стие директор школы А. П. Бар- башов п учителя Т. С. Строкова, Н. М. Здобникова. Наше участие в жнзнн прини­ мает разные формы. Учительни­ цы В. А. Зайцева ц К. Г. Рож­ нова помогали колхозницам в обработке и уборке махорки. Не обошлась без нашего участия и сортировка зерна на току. Осо­ бенно хочу отметить учительни- цу-пенсионерку Марфу Дмит­ риевну Шарову. Она очень ак­ тивно работала даже в ночное время. С нее брали пример и молодые наши коллеги — не­ давние выпускницы Усманского педагогического училища Н. М. Кретпнпна и Г. А. Селеменева. Укреплять связи с жителями села, способствовать своей об­ щественной деятельностью ре­ шению задач в хозяйственном и культурном строительстве на селе — наш долг, долг сель­ ских ннте.члигентов. Р. СТЕКЛЕНЕВА, завуч школы. Школьные атеисты в Третье-Дмитриевской 8-лет- пей школе состоялся атеистнче- ский вечер. Открыла его вось­ миклассница Валя Панкова, прочитав стихотворение «Атеи­ сты». Валя и Нина Рижских ис­ полнили частушки. Ведущая Галя Кондакова рассказала о том, как наука опровергает ре­ лигиозные вымыслы. Были по­ ставлены две сцеяки. В вечере приняли участие все классы, начиная с 5-го. Г. ПОПОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz