Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)
и з ПРАКТИКИ лиш 4,чЛ .асс1г1^ У Ч Е Б Ы П р е п о д а в а н и е философии в школе основ марксизма- ленинизма сопряжено для про пагандиста с определенными трудностями : новая терминоло гия, необходимость уяснять суть идеалистических концепций, без чего невозможно их разоблаче ние и опровержение с позиций материализма. А между тем не которые слушатели склонны счи тать их вещью, совершенно не стоящей внимания. Эти и другие специфические трудности преподавания филосо фии и овладения ею в какой-то мере компенсируются тем, что скушатели школы 4-го года обу чения накопили опыт овладения общественными науками. Пропа гандист вправе рассчитывать на то, что они не только имеют знания, определенные учебными программами прошлых лет, но и привычку слушать лекцию, не отвлекаясь от предмета темы, улавливая логическую связь между ее отдельными частями, умеют самостоятельно делать выводы, работать над книгой, в том числе над первоисточниками и уж , конечно, приобрели вкус к политической учебе. Надежды пропагандиста оправ дываются в том случае, если на протяжении трех предшествую щих лет учеба в школе была хо рошо организована, а каждый слушатель занимался в ней систе матически, если он действитель но приобрел вкус к политиче скому самообразованию и не обходимые для этого навыки. Михаил Иванович Гоев, про пагандист партийной организации мебельной фабрики, попал в положение, при котором все специфические трудности препо давания философии, как говорят, при нем, а компенсирующие мо менты в большинстве отсутству ют. Вот пример. Идет занятие по теме «Мате рия и основные формы ее су ществования». Из 12 слушателей ми темы утрачена. Об этом они говорят во время перерыва. Вы ясняется, что в новом учебном году занятия срывались не один раз, или проходили при далеко не полном составе слушателей, а сегодня большинство из ни'4 пришло первый раз. Прежняя тема ими не освоена, хотя вна чале пропагандист остановился кратко на ее основных положе ниях и выводах, что следует по ставить ему в заслугу. Поднимается вопрос о том, что состав слушателей непра вильно скомплектован. Хотя, соб ственно, почему? В школе учат ся коммунисты и беспартийные, Нужна пом име о ющие щ сре ь днее и высшее об со СТОРОНЫ ПАРТБЮРО присутствуют 8. Поскольку заня тия раньше срывались, то с целью выправить нарушенный график, пропагандист решил в двухчасовой лекции охватить все вопросы темы. Конспект же лек ции рассчитан на большее время. Гоев спешит. Ему уже некогда следить за точностью предложе ний, формулировок. Он не за мечает весьма расплывчатых фраз, смысловых оговорок, что недопустимо в лекции вообще, тем более в лекции по филосо фии. Цитаты из первоисточников могут служить для пропаганди ста отправной точкой, логиче ским выводом либо наиболее ярко и концентрированно выра женным доводом. Прибегая к ним, Гоев подчас пренебрегает даже необходимостью разъяснить их, хотя в них новые термины в новых сочетаниях. Для большинства слушателей связь между вопросами, понятия- разование. Другое дело, что организационные недоработки помещали им войти во вкус де ла, притушили стремление к изу чению теории. По сигналу пропагандистов бю ро некоторое время назад об суждало состояние политиче ской учебы в парторганизации, намечались меры. Однако и на этом занятии нет коммунистов В. П. Страхова и В. Г. Жигарева — члена бюро. Надо подчерк нуть, что они вообще ни на од ном занятии не были. В организации политучебы главное система. Но о какой же системе и качественном восприя тии материала может идти речь при такой посещаемости, веду щей нередко к срывам занятий? Пропагандист Гоев — достаточ но образованный человек, имеет опыт пропагандистской работы, желание собершенствовать свое методическое мастерство. Он прекрасно понимает что просто та и доходчивость рассказа достигается при наличии у самого пропагандиста ясных представлений, больших знаний по широкому кругу вопросов, связанных с философскими проб лемами. Он работает над учеб ными пособиями, над первоисточ никами, запасся философским словарем. Он хочет свою убеж денность передать слушателям. Но сегодня отсутствуют одни, завтра другие, а то занятия и вовсе нет. Да, ошибки прошлых лет продолжаются, а их вред ность как нельзя ярче прояви лась при изучении философии — предмета, которым не так-то просто овладеть. Гоеву нужна отдача — внима ние и понимание слушателей, стремление задать вопрос, ос порить мнение товарища. Ему нужна действенная, без скидок на «объективные причины» по мощь со стороны партбюро фаб- рики>. Именно оно должно при нять меры к тому чтобы заня тия проходили в удобном для этого помещении, чтобы не было срывов. В. БОГОДАРОВА. 1М1 На Калнциемеком комбинате строительных материалов Лат вийской ССР освоено производ ство специального парникового стеклопластика, который являет ся прекрасны»! заменителем стекла, но намного легче его: одни квадратный метр весит всего 420 граммов. На снимке: обслуживает по точную линию производства стеклопластика работница Ауст- ра Янмере. Фотохроника ТАСС. ЛЕНИНГРАД. Ученые Всесоюзного научно-исследовательско го института сельскохозяйственной микробиологии изыскивают новые физиологически активные вещества для применения в практике сельского хозяйства. Так, в лаборатории технической биохимии выделены культуры плесневых грибов, синтезирующих определенные ферменты, добавка которых в пипщвой рацион спо собствует лучшему усвоению животными белков и крахмала. На снимке: научные сотрудники лаборатории Н. Бексеева (слева) и Л. Литова проводят очередные исследования. О БЯЗАННОСТИ сельского учителя далеко не исчер пываются обязанностями по вос питанию и обучению детей в стенах школы, педагогической работой с их родителями. Учи тель — это проводник политики партии на селе, пропагандист, агитатор, помощнпк партийной организации колхоза. Именно в таком плане понимают свои за дачи по участию в обществен ной работе учителя Пластин- скоп 8-петней школы п началь ных школ ее мнкрскрайона. Учитель, имеющий высшее плп среднее образование, по стоянно чптаюпцш кнпгп, жур налы и газеты, естественно яв ляется заметной фигурой в аги тационно-массовой работе. Парт ком колхоза «Путь к комму низму» закрепил учителей за де- сятпдворками, где они и зани маются политическим и образо вательным просвещением сель чан, Беседы о международ ный событиях, о событиях внут ренней жизни страны, о поста новлениях партии II Советского правительства ведут наши учи теля. Октябрьский Пленум ЦК КПСС подвел итоги выполнения решений Х.ХП1 с'ье.зда и Плену мов ЦК КПСС по вопросам сель ского хозяйства, наметил меры по дальнейшему его подъему. Учителя по полученпп газет провели беседы на десятидвор- ках по решению Пленума. Наши беседы не могут носпть только просветительский харак тер. Они должны быть направ лены На создание определенного настроя у слушателей, в основу которого должно лечь желание лично участвовать в решении задач своего хозяйства, сделать таюгм образом свой вклад в коммунистическое ра.звптие страны. Поэтому агитаторы ши роко используют местные мате- ПО ДОЛГУ интеллигента рпалы; показатели вьгаолнения социалистических обязате.льств, передовой опыт, улучшение ма териального уровня жителей села. Во время'сева, уборки учите ля читали газеты п проводили беседы непосредственно в поле. Одной из задач в это время было информпровать колхозников о ходе социалистического соревно вания в оперативном порядке. Передовика.мп уборки стали комбайнеры С, ,\1. Веревкин, Е . В. Котяев, И. П, Аввакумов. Их фамилии мы, конечно, тоже . упоминали, называли их выра- ■ботку. П О Л Я Ж Д У Т УДОБРЕНИИ Одно время была широко рас пространена поговорка: «Покажи мне свое навозохранилище, и я тебе скажу какой ты хозяин». Такое определение правильно. Местные удобрения — огромный резерв увеличения производст ва зерна, сахарной свеклы и др у гих продуктов полеводства. Одна ко этот резерв в хозяйствах района используется плохо. И в нашем совхозе «Коммунар» органические удобрения не ис пользуются и наполовину. Совхоз из года в год повы шает урожайность сельскохозяй ственных культур. И даже в этом, неблагоприятном по климатиче ским условиям, году полеводы сумели собрать с каждого гек тара почти по 28 центнеров зерна. Хороший урожай собран сахарной свеклы, подсолнечника свеклосемян и других культур. Но запасы органических и ми неральных веществ в почве не беспредельны, их надо попол нять, и в первую очередь за счет дешевых местных удобре ний. В нашем хозяйстве большое поголовье крупного рогатого скота. При правильном хране нии навоза, хотя бы в прими тивных траншеях, за год можно накопить его до 30.000 тонн. Кроме этого можно собрать не одну сотню тонн навозной жи жи — тоже весьма ценного удобрения. Обычно около животноводче ских ферм скапливаются тысячи тонн навоза, что создает большие затруднения в подвозе кормов к фермам, способствует антисани тарии. В совхозе ежегодно бывает столько навоза, что им можно удобрить примерно 700—750 гек таров, а на деле удобряется не более 120—150 гектаров. Управ ляющие отделениями ссылаются на недостаток транспортных средств. Отчасти это так. Но все же в каждом из трех отделений можно иметь хотя бы по одному навозохранилищу, а у животно водческих ферм — жижесбор ники. При имеющейся мощной тех нике не составляет большого труда вырыть траншеи, куда складывать навоз. В эти же хра нилища нужно возить остатки со ломы с полей, а не сжигать ее. Сжигание соломы в поле — гр у бейшее нарушение агротехники, и вот почему. Взятые растениями из почвы питательные вещества должны быть внесены обратно в виде навоза. Полученная от сжи гания соломы зола на одном месте засоляет почву, на месте, где стояли скирды, вь:горают ор ганические вещества, гибнут микроорганизмы почвы. На вы горевших местах ряд лет ничто не растет. Создается пестрота, вредная для земледелия. Некоторые руководители хо зяйств считают сжигание соломы средством борьбы с мышами. Но ведь эту борьбу можно вести и с помощью ядохимикатов. Многие хлеборобы на собствен ном опыте убедились, что каж дый гектар, удобренный 20— 25 тоннами навоза, на следующий год даст прибавку в урожае на 15—20 процентов. В масштабе района получится колоссальная цифра. У нас есть все возможности для того, чтобы резко повысить урожайность полей. Что надо для этого сделать? Как правило, в зимнее время высвобождается большое коли чество людей и транспорта. В каждом колхозе и совхозе надо создать специальные бригады по копке траншей около ферм и закладывать в них навоз. Для людей, занятых на этих работах разработать меры морального и материального поощрения. На вывозку навоза на поля мобили зовать не только тяжелую тех нику, но и конное тягло. Ведь не секрет, что в зимнее время ло шади почти не работают и при носят прямой убыток хозяйству. Дело доходит до того, что в зимнее время лошадям подвозят корм на тракторах. Навоз — очень дешевое мест ное удобрение. И надо принять все меры к тому, чтобы в зим нее время вывезти его на поля. К. БУХТОЯРОВ, агрвмом-пмкномр. Хочу подчеркнуть, что нам очень хорошо нужно знать жизнь села, чтобы наши беседы приобрели характер конкрет ный, действенный. Сельские жители обычно с большим интересом смотрят выступления участников худо жественной самодеятельности. Отправляясь на десятидворки, учителя берут с собой школьни ков, которые дают концерты. .Достигается двоякая цель; с од ной стороны удовлетворяются в какой-то мере эстетические за просы жителей, а ученики вов лекаются в общественную рабо ту, учатся приносить людям ра дость. Советский народ идет к знаме нательному юби.чею — 100-ле тию со дня рождения В. И. Ле нина. Поэтому ленинская тема приобрела сейчас особое значе ние в лекциях, беседах, в ра боте клуба. Конечно, учите.чя не могут остаться в стороне от та кого важного события. В ленин ских чтениях принимают уча стие директор школы А. П. Бар- башов п учителя Т. С. Строкова, Н. М. Здобникова. Наше участие в жнзнн прини мает разные формы. Учительни цы В. А. Зайцева ц К. Г. Рож нова помогали колхозницам в обработке и уборке махорки. Не обошлась без нашего участия и сортировка зерна на току. Осо бенно хочу отметить учительни- цу-пенсионерку Марфу Дмит риевну Шарову. Она очень ак тивно работала даже в ночное время. С нее брали пример и молодые наши коллеги — не давние выпускницы Усманского педагогического училища Н. М. Кретпнпна и Г. А. Селеменева. Укреплять связи с жителями села, способствовать своей об щественной деятельностью ре шению задач в хозяйственном и культурном строительстве на селе — наш долг, долг сель ских ннте.члигентов. Р. СТЕКЛЕНЕВА, завуч школы. Школьные атеисты в Третье-Дмитриевской 8-лет- пей школе состоялся атеистнче- ский вечер. Открыла его вось миклассница Валя Панкова, прочитав стихотворение «Атеи сты». Валя и Нина Рижских ис полнили частушки. Ведущая Галя Кондакова рассказала о том, как наука опровергает ре лигиозные вымыслы. Были по ставлены две сцеяки. В вечере приняли участие все классы, начиная с 5-го. Г. ПОПОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz