Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)
С04Н51 РОЖДЕНИЯ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ РОССИИ Воплощенная действительность ^V\ЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/\^ \лллллллллллллллллл, Мы, советские люди, с глубоким уважением и любовью отно симся ко всему, что связано с именем величайшего гения челове чества Владимира Ильича Ленина. Его образ, созданный в кино искусстве, волновал, волнует и будет волновать поколения людей. Выход нового историко-революционного фильма «Шестое июля», в центре которого немеркнущий образ дорогого Ильича, стал целым событием в культурной жизни нашей страны. ‘ В праздничные дни славной 51-й годовщины Великого Октября картина «Шестое июля» демонстрировалась в кинотеатре «Комму нар». О том, какое впечатление произвела она на зрителей, и пой дет рассказ на этой странице. ?ьЛЛЛЛЛЛЛЛЛ✓ V^ЛЛ^V^ЛЛАЛЛЛ✓ \ЛЛЛ/V\ ЛЛЛЛЛЛЛЛУ^^ЛЛ/»ЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/\?' ТАК КОВАЛАСЬ ПОБЕДА Новый художественный фильм «Ш естое июля» оставил у меня неиз гладимое впечатление. Он восстановил в моей памяти тре вож н ую и сложн ую обстановку первых месяцев Советской вла сти. Все увиденное на экране мне пришлось пережить заново . Хотя я и не был участником Пятого Всероссийского съезда Советов и не принимал участия в ликви дации эсеровско го мятежа , но мне м но гое хорош о известно. Ведь я был со врем енни ком тех, кто боролся за Советскую власть. С большим волнением я смот рел эпизоды фильма, где появ лялся Владимир Ильич Ленин. Его образ, созданный артистом Ю . Каюровым , правдив и ясен. Передо мной был точно такой Ильич, ко то р о го я видел на за седании коммунистической ф ра к ции ВЦСПС в марте 1920 года в М оскве . Мне , делегату III Всероссий ско го съезда проф сою зов , таким и запомнился он, вождь проле тариата. Каждый из нас прекрасно пони мает, что сила лю бо го искусства в правдивом показе жизни , в точном изображении событий эпохи. Дополнительно к этому произведение на истори ко -ре во лю ционную тему д о лж н о быть стро го документальным . Все эти требования вы держ ивае т~ф ильм «Шестое июля». Картина правдиво рассказывает о том, ка к мужала и крепла м о лодая республика Советов, ка к ковалась победа над левыми эсе рами, поднявшими мятеж . В той трудной обстановке, благодаря энергии и несгибаемой воле ве ли ко го Ленина, партия большеви ков смогла отразить удар левых эсеров и разгромить их. Картина помогла мне понять и гл убже осмыслить ту сложн ую обстановку, которая была нака лена до предела в течение од них суток. Ведь часы решали судьбу Советской власти. И толь- ' ко решительность революционе ра и главы государства, ум фи лософа и тактика военного стра тега, тактичность дипломата и с кром ность просто го человека — помогли м олодой республике и партии большевиков вынести этот тяжелый удар врагов. К. ГОЕВ, персональный пенсионер. Промелькнули последние кад ры. В зрительном зале кинотеат ра зажегся свет. Какие-то м гно вения зрители смотрят на пустой экран . Перед ними еще проходят события, развернувшиеся в кар тине «Шестое июля». Такова уж сила воздействия фильма. О событиях перво го пятилетия Советской власти мне пришлось перечитать м но го литературы. Не с колько раз смотрел фильмы «Ленин в Октябре» , «Ленин в 1918 году». В них я видел вождя революции простым , человечным человеком . И все ж е хотелось увидеть д о р о го го Ильича в д ру гой обста новке. М ож е т быть, более напря- . женной . И вот такая возможность 1 представилась. Появился фильм | «Шестое июля». Смотреть его I шел с большим волнением. ; С первых минут незаметно для ^ себя чувствуешь, что сидишь на- ; пряженно . Ведь сразу ж е стано- ' ПРАВДА ЖИЗНИ Т ’Т » * л А а » п А т тт ж т '* * V ^ . ’ГГЛ'Г ТТ А - . П О П Х Ч Я Ч А ШЖ ш А Г Г А А А А Ш Т Э А П - Мне посчастливилось быть де легатом Пятого Всероссийского съезда Советов. Во время пере рыва между заседаниями я передал Владимиру Ильичу письмо И. Н. Нсполатова. Такое не забываетея никогда. Помню все до мельчайших де- талегц Переполненный зал Боль шого театра. Угрозы нредводи- зельницы левых эсеров Спиридо новой, которая размахивала ру ками и готова была в любую минуту применить оружие. И тут же спокойствие и ре шительность Владимира Ильича, его глубокая вера в правоту дел партии большевиков. Как сейчас вижу вождя, реши т е л ь н о идущего к трибуне. Вот он на какое-то мгновение остановился, окинул быстрым взглядом зал, улыбнулся доброй ленинской улыбкой и начал говорить доход чиво, просто. Убежденность, твердость, точ ность мысли — вот что заста вило сразу замолчать врагов. Мы, делегаты - большевики слушали Ильича, затаив дыха ние. И вот, спустя полвека, состоя лась моя встреча с вечно живым Владимиром Ильичем только те перь уже не в жизни, а на эк ране. Вот в кадре такое знакомое, такое родное лицо Ильича. И глаза. В них видна напряженная работа мысли. И голос его твер дый, уверенный. Знакомые сло ва: мир II земля. Как н тогда, в незабываемом 1918 году, теперь я снова услы шал голос Ленина, срывающего маску с левых эсеров, развенчи вающего их. — Конечно, можно бросить народ в костер мировой револю ции, в тот самый костер, о кото ром здесь говорила Спиридоно ва, но люди не хворост... Прост, как правда. Таким он, великий вождь пролетариата, ос тался для нас, ветеранов Вели кого Октября. Таким он будет для всех последующих поколе ний. Я. БОРОВСКИХ, делегат Пятого Всероссийского съезда Советов. Мы—свидетели событий П ройдут годы . Не будет в ж и вых тех, кто встречался с Ильи чем. Мы будем гордиться - тем, что жили, встречались и разгова ривали с ними. В том , что мы ж ивем в счаст ливой стране — заслуга первых коммунистов , всех тех, кто отста ивал завоевания Великого О к тября . Это пр еж д е всего заслуга д о р о го го и бл и з ко го Владимира Ильича Ленина, созданной им партии. На экране перед нами, пред ставителями м ол о д о го поколения , снова -и снова встают события о д н о го дня — шестого июля 1918 года. Мы сами стан о в и м с я их участниками. Такова у ж сила зрительно го восприятия фильма «Ш естое июля», созданно го сце наристом М. Ш а тровым и р еж и с сером Ю . Караси ком На ки н о студии «Мосфильм». В. ПОЗДНЯКОВА. вишься участником гро зны х со бытий, развернувшихся на экране. В. И. Ленин предстает строже . Его мысли напряжены до преде ла. Движения точны. Да так оно и долж но быть. Перед нами пр о фессиональный революционер , думающ ий о людях, об их даль нейших судьбах, принимающий решительные меры борьбы с врагами. Картина «Шестое июля» — боль шое достижение советского кин о искусства. Авторы фильма суме ли воплотить на экране действи тельность первых лет Советской власти. Г. КОПТЕВ. Счет времени идет на минуты, и каждая из них решает — быть или не быть Советской власти! В роли В. И. Ленина артист Ю. Каюров. В роли Я. М. Сверд лова — артист В. Татосов. ЛЯ ОИ СВЕРСТНИКИ, маль- •‘ • ‘ чпшки и девчонки пред военных лет, подолгу простаива ли в очередях за билетами в кпно. В те годы выход на экран нового фильма становился со бытием дня. Но события бывают разные. Одни оставляют неизгладимый след в памяти человека, другие быстро забываются. Вот к пер вым и относится тот памятный день, когда мы со школьным другом Яшкой Верезпным купи ли втридорога с рук бплеты п пош.ли смотреть фильм «Ленин в 1918 году». С тех пор прошло много лет. Не знаю, жив ли Яшка Березин. Последне ппсь.мо от него я по лучил в августе 1945 из-под маньчжурского города Хайлара. События того памятного вече ра тесно переплетаются с воспо минаниями о друге. Во время сеанса фпльма «Ленин в 1918 году» он с волнением толкал меня в бок, словно не Василий, а я должен вместе с рабочими ворваться на экран и схватить Фаннп Каплан, посягнувшую на жизнь Ильича. Стояла сухая забайкальская осень. Светлое озеро сковано мо розом. За ним на сопках синела тайга. Мы с Яшкой сидели на песчаном отвале и вместо под готовки уроков вели разговор о просмотренном фильме. Тогда для нас не бы.то актера Бориса Щукина, а перед глазами в маль чишеском воображении стоял живой Владимир Ильич Ленин. Нам казалось, что мы не смот рели волнующий фильм, а сами были участниками тех тревож ных и грозных дней первого го да Советской власти. После мне пришлось про смотреть много новых фильмов, где рассказывалось о революци онных событиях. В. И. Ленин появлялся в них в эпизодах. Роль вождя исполняли разные актеры, но образ вождя, кото рого на экране воплотил Борис Щукин, стал классикой. Внима тельность к собеседнику, тепло та, доброта, человечность — вот так, чтобы зрители поверили во всю реальность происходящего. Правдивого показа событий авторы фильма добились благо даря верности правде, строго следуя документу. Именно до кументу. Здесь художники от казались от замысла, свойствен ного многим историческим и историко-революционным фи.чь- мам. Документальность позволяет зрителям стать современниками Сквозь призму времени то главное, что постарался во плотить актер, создавая кри стальный образ вождя револю ции. Теперь появился фи.тьм, от крывший нам новые страницы ленпнекой биографии. Он рас сказывает только об одном дне. Самом трудном дне для рево- люцип в России. Многие уже знакомы с пьесой драматурга Михаила Шатро ва, поставленной в театре и по казанной по телевидению. Картина «Шестое июля» за метно отличается от спектакля. Если свет рампы показывал нам события камерно, то экран как бы раздвинул стены театра, по казал все происходящее много- планово. Сразу же следует сказать о том, что сопутствовало удаче фильма. Постановщик картины Ю.лий Карасик сумел по-новому рассказать о событиях пятидеся тилетней давности, рассказать героев картины. Они как бы са ми становятся участниками со бытий. Вот, например, эпизоды Пятого Всероссийского съезда. На три буне лидер левых эсеров Спири донова. Зрители с первых се кунд, конечно, не с ней, а с делегатами - большевиками во главе с Лениным. Мария Спиридонова — сильный противник. Она верит в свою ошибочную правоту. И чем глуб же ее заблуждения, чем проти воречивей ее действия, тем ярче видны ее замыслы, которые в любой момент готова она обра тить в действие. Нет, это не кар тонный герой, пугающий угроза ми, а решительный противник, готовый на все. В центре повествования фпль ма образ Владимира Ильича Ле нина. Это профессиональный революционер. Хорошо запоми нается такой эпизод. Кремль ок- рулчен эсерами. Решается судьба Советской России. Лепин достает из письменного стола пистолет, ставит его на предохранитель п кладет в карман. Такая деталь подчеркивает решимость вождя бороться с оружием против врагов Совет ской власти. Именно таким и должен быть человек, ставший во главе миллионов, приведший Россию к социалистической ре волюции. Или другой эпизод. Владимир Ильич выступает после Спири доновой на Пятом Всероссийском съезде Советов. Он спокоен, каждое слово продумано и бьет наповал противника. И здесь ис полнитель роли вождя револю ции Ю. Каюров умело передает ленинскую мысль, доносит ее до слушателей. В картине «Шестое июля» ве ликий Ленин предстает перед нами самым человечным чело веком. Совершено убийство гер манского посла графа Мирбаха. Совершено оно левыми эсерами. Ввиду сложившихся обстоя тельств Владимир Ильич вынуж ден побывать в германском по сольстве, выразить соболезнова ние. Он вынужден это сделать как глава государства, выполняя свою прямую обязанность. Об огромной творческой удаче картины «Шестое июля» можно говорить очень много. И каждый из нас приходит к одному вы воду. В преддверии славного 100-летия со дня рождения В. П. Ленина создай глубокий фильм, полно раскрывающий образ мыс лителя и человека, удивительно родного и близкого Ильича. А. БОРОВИК,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz