Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)
с ПРАЗДНИНОМ, ТОВАРИЩИ УЧИТЕЛЯ! На снимке: учащаяся 4 курса Усманского педучилища Раиса Целовальникова на практике в 3 классе средней школы № 1. Фото Ю. ВИВЧУРКО. В о б с т а н о в к е творческого подъема Новый учебный год наше учи тельство начало в обстановке большого творческого подъема, вызванного Постановлением Центрального Комитета КПСС о подготовке к ленинскому юбилею и состоявшимся недавно Все союзным съездом учителей. Учительский форум нацелил всех работников народного об разования па практическое ре- 1 пение поставленных партией за дач по дальнейшему улучшению обучения и воспитания молодого поколения, подготовки учащихся к трудовой и общественной дея тельности. Достижению этой цели н будет подчинена вся -работа педагогических коллекти вов в новом учебном году. В учебно-воспитательном про цессе учитель — главная фигура. Уровень его знаний, мастерство, идейная убежденность и обще ственно - политическая деятель ность определяют успех школы в обучении и воспитании детей. И мы можем сказать, что в школах нашего района трудятся ун!е не десятки, а сотни настоя щих мастеров педагогики, людей, чья работа по обучению и воспи танию молодого поколения мо- я«ет служить прекрасным образ цом для подражания. Именно та кими работниками зарекомендо вали себя учителя 3. А. Мерку лова, Е. 3. Беляева, Е. В. Макее ва, Т. Н. Родюшкина, В. Г. Ха рина, К. А. Волкова, А. М. Клышникова, К. А. Какушкина, А. И. Пыльнева н многие, многие другие. В ходе учебного года необхо димо как можно шире распрост ранять опыт наших лучших учи телей, добиться численного ро ста отряда мастеров педагогики. Паша советская школа готовит не просто высокообразованных людей. Она в ответе за то, что бы из ее стен выходили полити чески грамотные, идейно убеж денные борцы за дело комму низма. И каждый учитель при зван воспитывать своих питом цев на примере жизни н рево люцнонной деятельности В. И. Ленина, на ленинских идеях, па славных революционных бое вых и трудовых традициях на шего народа. Мы должны развивать у мо лодежи гордость за свою вели кую Родину и социалистиче ский строй, уважение к труду, к нормам коммунистической мора ли, к законам Советского госу дарства. Впереди у наших учителей большая II трудная работа, но есть все основания полагать, что они с ней успешно справятся. А. БОГОДАРОВА, председатель райкома профсоюза. ^ 1и Ш а Ш Г Г Ш I IШ I к1 111 Ш Ш IП IП ^ Т 17 ДО 20 ЛЕТ имеют педагогический стаж учи теля начальных классов Новоуг- лянской - восьмилетней школы Раиса Петровна Скачкова, Мария Васильевна Борзых, Валентина Дмитриевна Ульянова и Зинаида Федоровна Алтухова. Несмотря на большой педагогический опыт, они никогда не приходят в класс неподготовленными. Их планы уроков содержательны, хорошо продуманы. Они всегда знакомят ся с новинками педагогической литературы, посещают взаимно ' друг у друга уроки, уроки учи телей других школ. Каждая из этих учительниц уже за год до начала работы в 1 классе готовится к приему но вичков. С учащимися 4 класса на уроках труда изготовляют для первоклассников закладки для книг, перочистки, палочки, пап ки, счетный материал. Задолго до начала учебного года учительни ца проводит беседы с родителями на тему: «Как подготовить ре бенка к школе», «Что необходимо для ученика», «Каким должно быть рабочее место ученика до ма». ' Коммунистическое воспитание личности возможно только в коллективе и через коллектив. Начинается вдумчивая, терпели вая работа учителя, постепенно изучаются индивидуальные осо бенности детей. Скачкова, Борзых, Ульянова и Алтухова привлекают своих уча- ТРУЖЕНИЦЫ С Е Л Ь С К О Й Ш К О Л Ы щихся к оценке работы друг друга: предлагают детям обра тить внимание, правильно ли де журный поливает цветьг, выти рает доску, так ли санитары ве дут саносмотр учащихся. Учат детей разбираться в том, что хо рошо и что плохо, помогая, таким образом, воспитанию ' хороших привычек. В их классах мнение коллектива — большая сила. Учителя систематически при учают детей к общественно полез ной работе, учат чутко относить ся к окружающей жизни, пони мать и чувствовать, что труд дает человеку удовлетворение и радость. Так повседневно в процессе обучения и внеклассных занятий воспитывают они у своих уча щихся высокие нравственные черты нового человека, любовь к труду и людям труда, прививают детям стремление к знаниям, к учебе. На протяжении ряда лет в 1— 4-х классах не успевает всего 1— 2 ученика. В прошлом году, например, успеваемость первого, второго и четвертого классов составляла 100 процентов. Свыше 50 про центов учащихся имеют только хорошие и отличные оценки. И надо сказать, что знания у них прочные. Если ^ учащийся был хорошистом или отличником в начальных классах, то и в последующие годы обучения он остается хорошистом или отлич ником. Труженицы сельской школы, настоящие мастера педагогиче ского труда— так кратко хочется охарактеризовать скромную дея тельность учительниц Раисы Пет ровны, Марии Васильевны, Ва лентины Дмитриевны и Зинаиды Федоровны. И. БОРЗЫХ, директор 8-летней школы. КОГДА -РЯДОМ БИОЛОГ... Учащиеся нашего класса любят трудиться. Ле том они помо гаю т своим родителям , работают на полях и фермах Д р яз гин с кой опытной стан ции. Любовь к тр уд у нам привила учительница би ологии, замечательный человек Мария Семенов на С крипченко . Вместе с нами она каж д о е лето проводит на приш кольном участке. Мы выращи ваем лук, помидоры , м ор ков ь и д ру гие о го р о д ные культуры . М ария Семеновна следит за нашей работой, дает полезные советы. Благодаря нашим общим стараниям, мы убираем хороший урожай . Еже годно экспонаты приш кольно го участка м ож но увидеть на районной сельскохозяйственной вы ставке. По инициативе Марии Семеновны мы помо гали животноводам отделения имени Чкалова опытной станции. Нам доверили уход за м олод - старших старались выполнять хорошо . И здесь рядом с нами находилась наша учительница. С Марией Семеновной мы занимались сбора ми растений. Их засушили и оформили герба рий. Теперь он служит нам наглядным посо- бием . ' ! В осенние дни Мария Семеновна выходит с нами на практические занятия. Мы готовим сад .., к зимовке , наводим по р яд о к на приш кольном , 1 ;, участке. Пройдет не так уж м но го времени, и мы ос тавим ш колу, начнем самостоятельную жизнь . М но гие из нас останутся в ро дн ом селе. Ведь мы привыкли к земле, стали продолжателями . профессий отцов и матерей. В этом заслуга . нашей скром ной учительницы биологии Марии ^ Семеновны С крипченко . Большое ей спасибо. Лида ПЕЧЕНКИНА, Лида ТОНКИХ, ^ Нина КЛЮЕВА, ученицы 8 «б» класса Октябрьской средней школы. ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИИ 5 Вместе со всем учительством 3 советской страны завтра будут I; отмечать свой праздник п педа нт ГОШ Поддубровской средней школы. А сегодня обычный тру- довой день. В светлые окна шко- 2 лы видно, как учащиеся склонй- лпсь над тетрадями. Это ведут " уроки математики и физики мо- ~ лодые педагоги А. В. Коровина I- п 3. И, Васильева. Вместе с Л. И. ня ком кр уп но го ро гато го скота. Все поручения !1 1П Г 1 1ГИ и :1т 1 1Г 1П Г к |1 1 1П П |Г > ГП П Г Г Г 1Г 1Т 1 1И П П Г ГП Г 1П 1к Т 1П 1 1и Г « |Г |1Т 1 1 1 1Т « ГП Г 1 1П 1Г Г Г 1 1Г Г 1 1 1 1Т Г 1 1 1 1 1 1Т 1Г Г Г 1Т т несколько лет назад, они все ваются учительски династии свои силы и энергию отдают лю бимой работе. Может быть, сегодняшние школьники, проучившись в пед институте, вернутся снова в свою школу. Только вернутся уже не учениками, а учителями. Вер нутся, как вернулись в нее бывшие ученики завуч К. И. Ивакина, учителя 3. П. Логви нова и А. А. Черкасова. За последнее время в Поддуб ровской средней школе склады- Тихоновой и 3. П. Логвиновой они окончили Липецкий педин ститут, а теперь успешно овла девают своей профессией. Молодым есть у кого учиться. Ведь вместе с ними воспитыва ют детей колхозников педагоги с многолетним стажем. И в пер вую очередь такие, как К. К. Пешков, А. Б. Толстых, Р. И. Попова и В. Г. Беляева. Как и Так, педагог А. Б. Толстых при вила любовь к своей профессии дочери, которая учится в пед училище. Она мечтает вернуться в родную школу. Все учителя школы занимают ся общественной работой. Так К. К. Пешков является нештат ным пропагандистом, 3. К. Хала- буда — агитатором и т. д. С. ИВАНОВ. Поддубровская средняя школа. ГОДЫ, ОТДАННЫЕ ДЕТЯМ На село медленно наползает сумрак , неся с собой темную , м о р о зн ую ночь января. Позади каникулы , впереди третья учеб ная четверть... А с кол ь ко их про шло с то го перво го сентября 1936 года, ко гда она, молодая девчонка , переступила по р о г ш кольн о го здания. Переступила и влилась в шумный п о то к суетли вой, но счастливой для нее ж и з ни. Так и осталась навсегда в этой ш коле со своими радостями, о горчениям и , с любимыми- учени ками. — Нравится вам, ваша работа? Мария Ивановна Орлова улы бается и говорит: . — Я не представляю своей ж и зни без ш колы , без ребят. Тридцать один год — немалый срок , отданный ш коле , детям. Рано потеряв м ужа (он по гиб на фронте), оставшись с маленькой д о ч ур ко й Томой и матерью , при ходилось видеть и невзгоды , и радость . Но самой большой ра достью для нее оставалась ш ко ла. — Бывает, расстроишься дома по ка ком у -нибудь пустяку ,— вспо минает М ария Ивановна, — все немило. А переступишь поро г класса, все, ка к р у ко й снимает. С ними, учениками , забываешь все о горчения , все невзгоды . Бывало, заставляешь ученика читать, пй^ сать, а он ни ка к не понимает, что к чему. Возьмет да к р ю ч о к не такой завернет, цифру не так на пишет, ош иб ку допустит, дату перепутает. Ты е го поправишь, подскажеш ь , а сама в недоуме нии, в чем -то я недоглядела, где - то не та к объяснила. Перероеш ь уйм у литературы , чтобы убедить ся — права я или нет. Все ка к будто так, но сердце болит, что- то не то. Но ' постепенно ученик набирается знаний. Сначала м ед ленно, по том все быстрее, бы стрее. Смотришь — позади ш ко ла, училище, техни кум , институт. Получился хороший человек , по лезный обществу. А ты снова... и так кажды й год , кажды й день. — Рита Павельева росла ти хой и застенчивой девочкой , — вспоминает М ария Ивановна. Первый раз переступив поро г класса, она испуганно останови лась у парты. Прошел месяц, и Рита очень полюбила ш колу . Она хорош о училась. Окончила ин ститут. Теперь преподает англий ский язык. М но го учеников было у Марии Ивановны. Сейчас они живут и работают в разных уголках Со ветского Союза . К аж д ом у из них она отдала частицу своего серд ца, бессонные ночи под готовки к уро кам , вечера на репетициях художественной самодеятельно сти. Они, ее ученики , несут в ж изнь то, что она дала им в начальные годы обучения, несут в ж изнь все хорошее , лучшее. А иначе и не м ож е т быть, ведь у них перед глазами всегда стоит обра з их перво го учителя, дру га и наставника. Она, ка к маяк , освещает для них путь. ...Зима. Поскрипывает снег под ногами. М о р о з щиплет лицо. М а рия Ивановна идет по улице села. Мысли не дают ей покоя . Она думает о том, ка к убедить Вик тора Черных не бросать школу, а окончить десять классов. Мать волнуется, плачет, не хо чет отпускать сына в город на стройку , а он твердит одно. — Уеду и все. Не хочу больше учиться. Не сумела мать убедить сына, а вот Мария Ивановна смогла. Виктор окончил ш колу . Сейчас служит в Советской Армии . ...Скрипят перья учеников, вы водя чернилами буквы в тетра дях. Мария Ивановна медленно идет по классу, внимательно всматривается в написанное, Вдруг она наклоняется над пар той. — Тьк, Юра, не так держиш ь руч ку . — И учительница терпели во объясняет мальчику все сна чала. Звенит звонок . Класс не пу стеет. Учительский стол о кр уж аю т девочки и мальчики. Они такие маленькие и доверчивые. — Это мой первый класс. — Как бы невзначай роняет Мария Ивановна... Да, опять первый. Новый класс, новые характеры, новые привыч ки. Она не спешит сегодня из класса, надо дополнительно по заниматься с ребятами , что-то они грязно пишут. А ведь хочет ся домой , встряхнуться от ш коль ных дел, отдохнуть. Время берет свое. Годы уж е не те.. Да н с внучкой хочется побыть. И все же учительница остается со сво ими учениками. Думая о внучке, вспоминает и дочь. Она, ее Тамара, сейчас в Москве , учится в Тимирязев ской академии. Она, ка к и мать, с ко р о станет преподавателем. С крипнула дверь. В 'кл а с с во шла Евдокия Ивановна Колесни кова, председатель месткома . Она попросила М арию Ивановну пос ле занятий зайти в учительскую . М ест ком у надо решить один важный вопрос. Мария Иванов на — член месткома . Любит она общественную работу, с душой ее выполняет, всегда находит для нее время. В. БОРОДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz