Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

с ПРАЗДНИНОМ, ТОВАРИЩИ УЧИТЕЛЯ! На снимке: учащаяся 4 курса Усманского педучилища Раиса Целовальникова на практике в 3 классе средней школы № 1. Фото Ю. ВИВЧУРКО. В о б с т а н о в к е творческого подъема Новый учебный год наше учи­ тельство начало в обстановке большого творческого подъема, вызванного Постановлением Центрального Комитета КПСС о подготовке к ленинскому юбилею и состоявшимся недавно Все­ союзным съездом учителей. Учительский форум нацелил всех работников народного об­ разования па практическое ре- 1 пение поставленных партией за­ дач по дальнейшему улучшению обучения и воспитания молодого поколения, подготовки учащихся к трудовой и общественной дея­ тельности. Достижению этой цели н будет подчинена вся -работа педагогических коллекти­ вов в новом учебном году. В учебно-воспитательном про­ цессе учитель — главная фигура. Уровень его знаний, мастерство, идейная убежденность и обще­ ственно - политическая деятель­ ность определяют успех школы в обучении и воспитании детей. И мы можем сказать, что в школах нашего района трудятся ун!е не десятки, а сотни настоя­ щих мастеров педагогики, людей, чья работа по обучению и воспи­ танию молодого поколения мо- я«ет служить прекрасным образ­ цом для подражания. Именно та­ кими работниками зарекомендо­ вали себя учителя 3. А. Мерку­ лова, Е. 3. Беляева, Е. В. Макее­ ва, Т. Н. Родюшкина, В. Г. Ха­ рина, К. А. Волкова, А. М. Клышникова, К. А. Какушкина, А. И. Пыльнева н многие, многие другие. В ходе учебного года необхо­ димо как можно шире распрост­ ранять опыт наших лучших учи­ телей, добиться численного ро­ ста отряда мастеров педагогики. Паша советская школа готовит не просто высокообразованных людей. Она в ответе за то, что­ бы из ее стен выходили полити­ чески грамотные, идейно убеж­ денные борцы за дело комму­ низма. И каждый учитель при­ зван воспитывать своих питом­ цев на примере жизни н рево люцнонной деятельности В. И. Ленина, на ленинских идеях, па славных революционных бое­ вых и трудовых традициях на шего народа. Мы должны развивать у мо­ лодежи гордость за свою вели­ кую Родину и социалистиче­ ский строй, уважение к труду, к нормам коммунистической мора­ ли, к законам Советского госу­ дарства. Впереди у наших учителей большая II трудная работа, но есть все основания полагать, что они с ней успешно справятся. А. БОГОДАРОВА, председатель райкома профсоюза. ^ 1и Ш а Ш Г Г Ш I IШ I к1 111 Ш Ш IП IП ^ Т 17 ДО 20 ЛЕТ имеют педагогический стаж учи­ теля начальных классов Новоуг- лянской - восьмилетней школы Раиса Петровна Скачкова, Мария Васильевна Борзых, Валентина Дмитриевна Ульянова и Зинаида Федоровна Алтухова. Несмотря на большой педагогический опыт, они никогда не приходят в класс неподготовленными. Их планы уроков содержательны, хорошо продуманы. Они всегда знакомят­ ся с новинками педагогической литературы, посещают взаимно ' друг у друга уроки, уроки учи­ телей других школ. Каждая из этих учительниц уже за год до начала работы в 1 классе готовится к приему но­ вичков. С учащимися 4 класса на уроках труда изготовляют для первоклассников закладки для книг, перочистки, палочки, пап­ ки, счетный материал. Задолго до начала учебного года учительни­ ца проводит беседы с родителями на тему: «Как подготовить ре­ бенка к школе», «Что необходимо для ученика», «Каким должно быть рабочее место ученика до­ ма». ' Коммунистическое воспитание личности возможно только в коллективе и через коллектив. Начинается вдумчивая, терпели­ вая работа учителя, постепенно изучаются индивидуальные осо­ бенности детей. Скачкова, Борзых, Ульянова и Алтухова привлекают своих уча- ТРУЖЕНИЦЫ С Е Л Ь С К О Й Ш К О Л Ы щихся к оценке работы друг друга: предлагают детям обра­ тить внимание, правильно ли де­ журный поливает цветьг, выти­ рает доску, так ли санитары ве­ дут саносмотр учащихся. Учат детей разбираться в том, что хо­ рошо и что плохо, помогая, таким образом, воспитанию ' хороших привычек. В их классах мнение коллектива — большая сила. Учителя систематически при­ учают детей к общественно полез­ ной работе, учат чутко относить­ ся к окружающей жизни, пони­ мать и чувствовать, что труд дает человеку удовлетворение и радость. Так повседневно в процессе обучения и внеклассных занятий воспитывают они у своих уча­ щихся высокие нравственные черты нового человека, любовь к труду и людям труда, прививают детям стремление к знаниям, к учебе. На протяжении ряда лет в 1— 4-х классах не успевает всего 1— 2 ученика. В прошлом году, например, успеваемость первого, второго и четвертого классов составляла 100 процентов. Свыше 50 про­ центов учащихся имеют только хорошие и отличные оценки. И надо сказать, что знания у них прочные. Если ^ учащийся был хорошистом или отличником в начальных классах, то и в последующие годы обучения он остается хорошистом или отлич­ ником. Труженицы сельской школы, настоящие мастера педагогиче­ ского труда— так кратко хочется охарактеризовать скромную дея­ тельность учительниц Раисы Пет­ ровны, Марии Васильевны, Ва­ лентины Дмитриевны и Зинаиды Федоровны. И. БОРЗЫХ, директор 8-летней школы. КОГДА -РЯДОМ БИОЛОГ... Учащиеся нашего класса любят трудиться. Ле­ том они помо гаю т своим родителям , работают на полях и фермах Д р яз гин с кой опытной стан­ ции. Любовь к тр уд у нам привила учительница би ­ ологии, замечательный человек Мария Семенов­ на С крипченко . Вместе с нами она каж д о е лето проводит на приш кольном участке. Мы выращи­ ваем лук, помидоры , м ор ков ь и д ру гие о го р о д ­ ные культуры . М ария Семеновна следит за нашей работой, дает полезные советы. Благодаря нашим общим стараниям, мы убираем хороший урожай . Еже­ годно экспонаты приш кольно го участка м ож но увидеть на районной сельскохозяйственной вы­ ставке. По инициативе Марии Семеновны мы помо ­ гали животноводам отделения имени Чкалова опытной станции. Нам доверили уход за м олод - старших старались выполнять хорошо . И здесь рядом с нами находилась наша учительница. С Марией Семеновной мы занимались сбора ­ ми растений. Их засушили и оформили герба ­ рий. Теперь он служит нам наглядным посо- бием . ' ! В осенние дни Мария Семеновна выходит с нами на практические занятия. Мы готовим сад .., к зимовке , наводим по р яд о к на приш кольном , 1 ;, участке. Пройдет не так уж м но го времени, и мы ос­ тавим ш колу, начнем самостоятельную жизнь . М но гие из нас останутся в ро дн ом селе. Ведь мы привыкли к земле, стали продолжателями . профессий отцов и матерей. В этом заслуга . нашей скром ной учительницы биологии Марии ^ Семеновны С крипченко . Большое ей спасибо. Лида ПЕЧЕНКИНА, Лида ТОНКИХ, ^ Нина КЛЮЕВА, ученицы 8 «б» класса Октябрьской средней школы. ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИИ 5 Вместе со всем учительством 3 советской страны завтра будут I; отмечать свой праздник п педа­ нт ГОШ Поддубровской средней школы. А сегодня обычный тру- довой день. В светлые окна шко- 2 лы видно, как учащиеся склонй- лпсь над тетрадями. Это ведут " уроки математики и физики мо- ~ лодые педагоги А. В. Коровина I- п 3. И, Васильева. Вместе с Л. И. ня ком кр уп но го ро гато го скота. Все поручения !1 1П Г 1 1ГИ и :1т 1 1Г 1П Г к |1 1 1П П |Г > ГП П Г Г Г 1Г 1Т 1 1И П П Г ГП Г 1П 1к Т 1П 1 1и Г « |Г |1Т 1 1 1 1Т « ГП Г 1 1П 1Г Г Г 1 1Г Г 1 1 1 1Т Г 1 1 1 1 1 1Т 1Г Г Г 1Т т несколько лет назад, они все ваются учительски династии свои силы и энергию отдают лю­ бимой работе. Может быть, сегодняшние школьники, проучившись в пед­ институте, вернутся снова в свою школу. Только вернутся уже не учениками, а учителями. Вер­ нутся, как вернулись в нее бывшие ученики завуч К. И. Ивакина, учителя 3. П. Логви­ нова и А. А. Черкасова. За последнее время в Поддуб­ ровской средней школе склады- Тихоновой и 3. П. Логвиновой они окончили Липецкий педин­ ститут, а теперь успешно овла­ девают своей профессией. Молодым есть у кого учиться. Ведь вместе с ними воспитыва­ ют детей колхозников педагоги с многолетним стажем. И в пер­ вую очередь такие, как К. К. Пешков, А. Б. Толстых, Р. И. Попова и В. Г. Беляева. Как и Так, педагог А. Б. Толстых при­ вила любовь к своей профессии дочери, которая учится в пед­ училище. Она мечтает вернуться в родную школу. Все учителя школы занимают­ ся общественной работой. Так К. К. Пешков является нештат­ ным пропагандистом, 3. К. Хала- буда — агитатором и т. д. С. ИВАНОВ. Поддубровская средняя школа. ГОДЫ, ОТДАННЫЕ ДЕТЯМ На село медленно наползает сумрак , неся с собой темную , м о р о зн ую ночь января. Позади каникулы , впереди третья учеб ­ ная четверть... А с кол ь ко их про ­ шло с то го перво го сентября 1936 года, ко гда она, молодая девчонка , переступила по р о г ш кольн о го здания. Переступила и влилась в шумный п о то к суетли­ вой, но счастливой для нее ж и з ­ ни. Так и осталась навсегда в этой ш коле со своими радостями, о горчениям и , с любимыми- учени ­ ками. — Нравится вам, ваша работа? Мария Ивановна Орлова улы ­ бается и говорит: . — Я не представляю своей ж и зни без ш колы , без ребят. Тридцать один год — немалый срок , отданный ш коле , детям. Рано потеряв м ужа (он по гиб на фронте), оставшись с маленькой д о ч ур ко й Томой и матерью , при ­ ходилось видеть и невзгоды , и радость . Но самой большой ра­ достью для нее оставалась ш ко ­ ла. — Бывает, расстроишься дома по ка ком у -нибудь пустяку ,— вспо­ минает М ария Ивановна, — все немило. А переступишь поро г класса, все, ка к р у ко й снимает. С ними, учениками , забываешь все о горчения , все невзгоды . Бывало, заставляешь ученика читать, пй^ сать, а он ни ка к не понимает, что к чему. Возьмет да к р ю ч о к не такой завернет, цифру не так на­ пишет, ош иб ку допустит, дату перепутает. Ты е го поправишь, подскажеш ь , а сама в недоуме ­ нии, в чем -то я недоглядела, где - то не та к объяснила. Перероеш ь уйм у литературы , чтобы убедить­ ся — права я или нет. Все ка к будто так, но сердце болит, что- то не то. Но ' постепенно ученик набирается знаний. Сначала м ед ­ ленно, по том все быстрее, бы ­ стрее. Смотришь — позади ш ко ­ ла, училище, техни кум , институт. Получился хороший человек , по ­ лезный обществу. А ты снова... и так кажды й год , кажды й день. — Рита Павельева росла ти­ хой и застенчивой девочкой , — вспоминает М ария Ивановна. Первый раз переступив поро г класса, она испуганно останови­ лась у парты. Прошел месяц, и Рита очень полюбила ш колу . Она хорош о училась. Окончила ин­ ститут. Теперь преподает англий­ ский язык. М но го учеников было у Марии Ивановны. Сейчас они живут и работают в разных уголках Со ­ ветского Союза . К аж д ом у из них она отдала частицу своего серд ­ ца, бессонные ночи под готовки к уро кам , вечера на репетициях художественной самодеятельно­ сти. Они, ее ученики , несут в ж изнь то, что она дала им в начальные годы обучения, несут в ж изнь все хорошее , лучшее. А иначе и не м ож е т быть, ведь у них перед глазами всегда стоит обра з их перво го учителя, дру га и наставника. Она, ка к маяк , освещает для них путь. ...Зима. Поскрипывает снег под ногами. М о р о з щиплет лицо. М а ­ рия Ивановна идет по улице села. Мысли не дают ей покоя . Она думает о том, ка к убедить Вик­ тора Черных не бросать школу, а окончить десять классов. Мать волнуется, плачет, не хо­ чет отпускать сына в город на стройку , а он твердит одно. — Уеду и все. Не хочу больше учиться. Не сумела мать убедить сына, а вот Мария Ивановна смогла. Виктор окончил ш колу . Сейчас служит в Советской Армии . ...Скрипят перья учеников, вы­ водя чернилами буквы в тетра­ дях. Мария Ивановна медленно идет по классу, внимательно всматривается в написанное, Вдруг она наклоняется над пар­ той. — Тьк, Юра, не так держиш ь руч ку . — И учительница терпели­ во объясняет мальчику все сна­ чала. Звенит звонок . Класс не пу ­ стеет. Учительский стол о кр уж аю т девочки и мальчики. Они такие маленькие и доверчивые. — Это мой первый класс. — Как бы невзначай роняет Мария Ивановна... Да, опять первый. Новый класс, новые характеры, новые привыч­ ки. Она не спешит сегодня из класса, надо дополнительно по ­ заниматься с ребятами , что-то они грязно пишут. А ведь хочет­ ся домой , встряхнуться от ш коль­ ных дел, отдохнуть. Время берет свое. Годы уж е не те.. Да н с внучкой хочется побыть. И все же учительница остается со сво­ ими учениками. Думая о внучке, вспоминает и дочь. Она, ее Тамара, сейчас в Москве , учится в Тимирязев­ ской академии. Она, ка к и мать, с ко р о станет преподавателем. С крипнула дверь. В 'кл а с с во­ шла Евдокия Ивановна Колесни­ кова, председатель месткома . Она попросила М арию Ивановну пос­ ле занятий зайти в учительскую . М ест ком у надо решить один важный вопрос. Мария Иванов­ на — член месткома . Любит она общественную работу, с душой ее выполняет, всегда находит для нее время. В. БОРОДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz