Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

в 1914 год у м ое го отца м об и ­ лизовали на фронт империали ­ стической войны. Через год туда ж е угнали м уж а моей сестры, и в нашей семье остались трое маленьких детей , больная мать и старшая сестра. Н ужда застави­ ла сестру идти на табачную фаб­ ри ку богача Володарского . На фабрике рабочий день длился с шест^и часов утра до одиннадца­ ти-двенадцати часов ночи . Хо ­ зяин фабрики получил сро чны й , заказ для фронта. Рабочим сни­ зили расцен ки и заставляли их работать по два-три дня, не вы­ пуская с территории фабрики . Еду работницам приносили родные. Табачники ответили на это за ­ бастовкой . Три дня они не выхо­ дили из цехов, по ка ни добились повышения расценок . Ор ганиза ­ тором забастовки была старей­ шая работница Татьяна Але ксанд ­ ровна Асташова, ныне персо ­ нальная пенсионерка , член пар­ тии с 1917 года. При ца р с ком самодержавии обижали крестьян не только по ­ м ещ и ки и кулаки , но и попы, урядн и ки и стражники . В нашем приходе был поп Сосновский , и, ко гда он ходил по дом ам с м о ­ литвой накануне больших пра зд ­ ников , ем у обязательно н уж ­ но было платить. Но если ком у нечем было платить, то бла гоче ­ стивый батюш ка говорил : «Пойди и займи у соседки , а я подож ду» . И сидел, ждал . Рядом с нами ум ер сосед Егор Иванович Матвеев. Поп по требо ­ вал за панихиду по усопш ем у три рубля, а у вдовы не оказалось и трех ко п е е к на хлеб. Поп свер ­ нул свой подрясни к и ушел. А что делали с тражники и урядн и ки ! Я была свидетелем, к ^ к на го р о д с ком ры н ке с траж ­ ник П ронька Быков насыпал у м уж и ка две меры пшена, а у д р у го го м ер у яблок, и денег не заплатил. Была я тут вместе с о тцом и видела этот грабеж своими глазами. О тец сказал : «Вот ка кой живоглот». В первый день СОевральской революции это го П ронь ку Быкова м уж и ки убили , рассчитались с ним сполна. В 191^5 год у я окончила сель­ с к ую ш кол у с похвальным ли­ стом. Учение мне давалось легко , но в приеме в го р о д с кую гимна ­ зию мне отказали только потому , что я дочь крестьянина. шло прим ерн о 15 человек. После перво го собрания подали заявле­ ние о вступлении в ком сомол Ваня Гоев, Петя Асташов, Ваня Савинов, Алеша Крылов, Рая Крю кова , Лиза Бирю кова и д р у ­ гие. Это нас воодушевило . С первых дней существования нашей ячейки мы приступили к изучению Устава ком сомола и политэкономии Богданова. Каждый месяц собирались ком сом ольс ко - м олодежны е собрания. На них мы обсуждали задачи, поставленные Комм унистической партией перед м олодеж ью . Большое внимание мы уделяли ячейки и поручили работу среди У одно го кулака мы дол го и с -П женщин . В обеденные перерывы кали припрятанный хлеб в риге, щ я проводила беседы и гром ки е в амбаре, но нигде не находили. П тиы ГЯ^ЖЛ’Г л п сэ/-«л и п а и 1_1 мга а . л и . л |'^ I.. М Члены ж е комиссии содействия |_ утверждали , что хлеб у него 0 чи ки газет. Принимала активное участие в работе комсомола . Вскоре произош ло большое есть. Мы пришли еще раз. Во _ событие в моей жизни . В 1926 Дворе наше внимание привлекла П году меня приняли в кандидаты, большая куча набросанных дров. а в 1927 году — в члены партии. Затем стала женор ганизатором У сманско го райкома партии. В наш район входило тогда 23 сельских Совета, ,а в районной парторганизации числилось 30 членов партии и 2 кандидата. Коммунисты вели разъясни­ тельную работу. Нужен был хлеб ПУТЬ в ПАРТИЮКОММУНИСТОВ На главной улице города Усма- ни одна сторона была отведена для гуляния город с кой м о ­ лодежи , а другая — для м ол о ­ деж и деревенской . Да разве мало м ож н о привести таких при ­ меров ! Всех их не перечислишь. Только Великая О ктябрьская социалистическая революция сде­ лала нас, женщ ин , свободными , равноправными , предоставила нам право на зем лю , на труд , право на образование, на куль ­ турный отдых. М ой трудовой стаж начался в 1920 году, ко гда мне исполнилось 16 лет. А в 1922 году, ко гда с фронта граж дан ской войны прибыл м уж моей сестры большевик Бугаков, я по е го рекомендации вступила в го р о д с к ую ком сом о л ь с кую о р ­ ганизацию , так ка к в нашей При - го р о д ке ком сом ольс кой ор гани ­ зации еще не было. Я стала пер ­ вой девуш кой - ком сом о л ко й во всей П ри городной волости. Вско ­ ре ком сом о л ь с кую ор ганизацию создали и у нас в При городной волости. Ее се кре тарем стал Си­ ма Асташов, а заместителем — Женя Васильев. Мне поручили от­ дел агитации и .пропаганды . Наше первое ком сом о л ьс ко е антирелигиозной пропаганде сре ­ ди населения. Главными докладчи ­ ками по этим вопросам были Сима Асташов и Женя Васильев. Их темы : «Есть ли бог?», «Что такое пра здни к Троица?» и другие . Мы даж е отважились в день празднования Троицы пойти на кладбище , где собиралось очень м но го народа в церковь . На гу ­ лянье в церковной ограде при ­ ходила при городная молодежь . Вот тут и стали мы проводить беседы. Наша ком сомольская ор ганиза ­ ция, выполняя призыв партии о связи города с деревней , взяла шефство над большим селом С торожевое . Чтобы заинтересо ­ вать сельскую молодежь , мь: по ­ ставили в ш коле спектакль «Ш ельменко -денщ ик» . Перед на­ чалом спектакля Сима Асташов сделал доклад : «Что такое к о м ­ мунистический С ою з молодежи?». М ол од еж и собралось столько , что в помещении не только сидеть, но и стоять было негде. Спек- такль затянулся до поздней но- I ) чи. М олод еж ь не хотела расхо- ! диться. Так прошел первый У спектакль и первое м но голю д ное 5 собрание м олодежи в селе. У В 1924 году я поступила на ма- для рабочих. Основная масса хлеба тогда на.ходилась у кула ­ ков. Но они не хотели сдавать его государству, корм ить рабо ­ чих. Кулаки закапывали хлеб в ямы, засыпали м еж д у стен в амбарах, мешали зерно с поло ­ вой, гноили. Дрова мы разобрали . Земля 0 здесь оказалась очень рыхлой. ■ Кулак заволновался, понял, что 0 мы напали на верный след. ш В яме оказалось три больших О кад ки с зерном . Когда стали вы- ■ сыпать обнаруженное зерно в У меш ки , сноха кулака набросилась ! на меня с ди ким кр и ком . На по - У мощь прибежал ее м уж с п о д н я -? тым вверх топором , ко торы м хо - У тел ударить меня по голове. В ? этот момент его за р у ки схвати!- У ла мать и закричала: «Яшка! Что 5 ты делаешь!». У Б трудных условиях проходилаП коллективизация. Кулаки вредили У нам на каж дом шагу. Так п р о -П исходило и в селе Грачевке. щ Чтобы приостановить клевету, мыП арестовали 20 кулаков , на с л е -У д ующ ий день было организовано три колхоза. С первых дней пребывания в П рядах ком сомола и партии я а принимала активное участие вП строительстве социализма. П а р -н тия вывела меня на ш и ро кую П светлую доро гу , помогла пройти ■ трудный жизненный путь. 0 0 Т. БЕЛОЗЕРЦЕВА. 0 ■Iи чхи г\ ■ 1 ч,гч. I ]г I ■ л а п о лг\ — ^ собрание было посвящено вопро - хоро чн ую фабри ку имени Д з е р - У су: что такое С о ю з . комм унис ти - ж ин с ко го . Здесь меня избрали 5 ческой м олодежи . На него при - членом бю р о ком сом ол ьс кой У Усманская партийная ор ганиза ­ ция мобилизовала тогда на хле­ боза готовки всех своих членов. М еня с членами райкома Ж у к о ­ вым и Левашовым направили в село Пашково. Там стала нам по ­ могать комиссия содействия сель­ с ком у Совету, в состав ко торой входили бедняки , батраки и се­ редняки . Они указывали, где у кулаков припрятан хлеб. Началась ?СЭ®СЗИСЭИСЭШСЭВСЭИС1)ШСЭвСП пии У ввтскоикоопбративнои торговли они уоили железной лопатой с е к - и __- ретаря сельско го Совета, ко то -П Сейчас} - У здесь учатся более семи рыи вел с ними н е п р и м и р и м ую * " . ^ борьбу . П у Л и Институт готовит кадры вы- ГЭИСЭ1СЭШСЭЩСЭ1СЭ1СЭМСЭШ с 5 ®®“ ®*'®®ЛифицированнЫх товаро- “ ведов промышленных и продо- вольбтвенных товаров, бухгалте­ ров и экономистов советской кооперативной торговли, инже­ неров - технологов обществен­ ного питания. На снимке: на лекции. Фотохроника ТАСС. ЭШСГ)1СЭ*СЭ1СЭШСЭ1СЭ1Э1СЭЯСЭЩ(р1СЭИСЭ1СЭИСЭ1СЭ1СЭ1СЭШС1)1СЭ1СЭШСЭШСЭ1СЭ1СЭШСЭ1С_0 Берегите улыбку ребенка Улыбка ребенка... Как согре­ вает она чувства родителей, как радует учителей. И как много сделано в нашей стране, чтобы счастье лучилось на каждом детском лице. Прочное матернальное поло­ жение семей, бесплатное обра­ зование, в основе которого лежат научные представления о при- кроде, о жизни общества, воспи- •тание активных строителей ком­ мунизма, уверенных в силе ра­ зума и воли человека, воспита­ ние коллективистов — все это залог детского, отроческого и юношеского оптимизма, счастли­ вого восприятия жизни, отноше­ ний со старшими по возрасту, с товарищами. Счастливое восприятие ребен­ ком действительности осо­ бенно полно, если в семье ему внушаются те же мысли и убеж­ дения, что и в школе, если они не расходятся со словами учите­ лей, учебников, наших книг, на­ учная и гуманистическая на­ правленность коих общеизвест­ на. Трудно представить себе роди­ телей, не желающих вырастить своих детей честными, трудолю­ бивыми, хорошими людьми, не понимающих значения образо­ вания и моральных требований, Апредъявляемых к ним в школе и ^ обществе. И все-таки встречает­ ся еще одна сторона в семей­ ном воспитании, в которой вдруг обнаруживаются расхождения со школьными, а добрые наме­ рения родителей оборачиваются против ребенка, наносят ущерб его мировоззренческим и нрав­ ственным убеждениям. Речь идет „об отношении семьи к ре­ лигии и атеизму. Подавляющее большинство со­ ветских граждан не верит в бога. Однако в некоторых семьях носителями религиозного начала являются пожилые .люди. Препо­ давание в школе не только без- релпгиозное, но и антирелигиоз­ ное. А дедушка или бабушка мо­ лится в присутствии ребенка, учит и его креститься, благода­ рить бога, ведет с собой в цер­ ковь. А родптелп?^Онп относятся к это.му по-разному. Одни исходят из позиции «старого человека обижать нельзя, да и наши дети практически на бабушкином по­ печении». Вторые откровенно насмехаются над этими взгляда­ ми. А третьи говорят: «Поду­ маешь, беда какая. Вот пойдут НА ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ^ ребята в школу, там этот туман из головы улетучится. На то и учителя» или «Мы не в клубе, нам в семье антирелигиозные диспуты ни к чему». Но в детстве, особенно в ран­ нем, ребята очень впечатли­ тельны, эмоциональны. Их вооб­ ражение легко поразить какими- нибудь церковными обрядами, которые всегда имеют элементы театрализации и которыми цер­ ковь умело и тонко пользуется. Кроме того, такое отношение ро­ дителей влечет за собой и раз­ двоение психики ребенка. В школе утверждают могущество науки, громадные возможности человеческого разума, говорят о счастливой жизни на земле. А дома — другое, отсталое. Иногда ребенок и совет практический получает; ты не говори, что в церковь-то со мной ходил, дер­ жи бога в сердце. Так порой приучают лгать, лицемерить. Жительница нашего города Анна Тихоновна Глотова как-то пожаловалась: «Ума не приложу, что делать. Я на работе це.лый день, а мама детишек все в церковь таскает и не велит им говорить об этом мне». По-человечески эту женщину легко понять. И все-таки в та­ ком случае нужно подбирать формы протпводействпя, нужно оберегать детей от отживших свой век влияний. И хотя семей­ ного конфликта тут, видимо, не избежать, но на него нужно идт ти. Тут вопрос принципиальный. Неправильно поступают и те неверующие родители, которые просто отмахиваются от вопро­ сов детей по поводу бога, рели­ гии, церкви. «Чепуха, — говорят они, — нет бога, и не приставай с ГЛ5ГП0СТЯМИ». Если дети растут в семьях, где нет верующих, отрицатель­ ное отношение к религии у них складывается рано, а чаще все­ го для них эта тема вовсе и не существует. Но, если такой во­ прос возник, нужно объяснить ребенку в доступной форме, по­ чему вера в бога несостоятель­ на. Чтобы ребенок не стал жерт­ вой иллюзорного, извращенного миропонимания, не нужно роди­ телям отмахиваться от этих во­ просов, нужно отвечать в силу своих возможностей. А если мать или отец затрудняется объ­ яснить и убедить ребенка, они всегда могут обратиться за по­ мощью к учителям. Коль скоро дети полностью не могут быть застрахованы от чуждых нашей системе воснита- нпя влияний, нуншо, чтобы дома дети получали антирелигиозное направление. Но при этом сле­ дует помнить слова Крупской: «...Как раньше принудительное религиозное воспитание убивало всякую религиозность, так при­ нудительная в отношении ребят антирелпгиозность может поро­ дить стремление к религиозно­ сти, по крайней мере в извест- но.м возрасте». А отсюда выте­ кает необходимость убеждения и личного антирелигиозного при­ мера родителей. Некоторые родители убеждены, что религия делает людей доб­ рее, чище, правдивее, то есть де­ лает их нравственными. Эти ро­ дители забывают о том, что нравственные понятия заимст­ вованы религиями из понятий общечеловеческой морали и что нам, строителям нового общест­ ва, незачем в свою очередь за­ нимать моральные устои у ре­ лигии. «Человек человеку — друг, то­ варищ и брат». Этот принцип — основа морального кодекса стро- телей коммунизма, и вот откуда канадая семья может черпать моральные правила, несоизмерп- ыо более высокие, чем религия, которая помимо антинаучного понятия мира подсовывает к то­ м у же утверждения: «каждый сам за себя — один бог за всех», «не согрешишь — не покаешь­ ся, не покаешься — не спасешь­ ся»; «не судите, да не судимы будете»; «па небесах будет боль­ ше радости об одном раскаяв- ше.мся грешнике, чем об одном праведнике» и прочее. Все это сеет недоверие, разъеди­ няет людей, побуждает не к хо­ рошим поступкам, а к раская­ нию после совершенного плохого. Можно услышать и такое: дер­ жу детей «в страхе божьем». Это как нельзя лучше выражает сущность религиозного воспита­ ния. Страх перед богом, перед загробной жизнью. И вот ло­ жится тень на лицо ребенка. Хотелось бы сказать таким родителям; не обедняйте духов­ ную жизнь своих детей, не за­ крывайте от них всю многогран­ ность нашей советской действи­ тельности исАусственными рам­ ками релшчш, берегите их счастлР1вую улыбку. Ну, а пьяные разгулы во вре­ мя церковных праздников? Они еще, к сожалению, бывают. И детей привлекают к участию в них. А вред религиозных суеве­ рий? Некоторые скажут, что и го- ворить-то по такому поводу не­ чего. Случаи эти единичны, дети растут в таких условиях, что атеизм для них нечто само со­ бой разумеющееся. Но, во-пер­ вых, даже в отдельных случаях нельзя отдавать ребенка во власть религии, а во-вторых, именно родители несут ответст­ венность за то, каким ребенок вырастет, какое место займет он в нашей созидательной жпзнж. Партия, государство одной из самых насущных задач считают воспитание человека будущего, с коммунистическими чертами характера, с высокой сознатель­ ностью. Религия же является серьезной помехой на пути та­ кого воспитания. И над этим нужно задуматься тем родите- ля.м, которые, желая счастья де- тя.м, все-таки забывают о своих обязанностях по воспитанию де­ тей в духе атеизма, внушают нм понятия II взгляды, идущие в разрез со школьным н обще­ ственным воспитанием. В. БОГОДАРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz