Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Развивать у детей творческую мысль Задачи советских учителей в деле воспитания ново го челове­ ка — человека комм унистиче ­ с ко го общества, сложны и м н о ­ гогранны . Они настоятельно по ­ буж д аю т учителей к беспреры в ­ ном у совершенствованию учебно ­ го процесса , к постоянным поис­ кам новых, более совершенных способов обучения и воспитания подрастающ его поколения . И од ­ но из требований к ш коле — положить прочное начало раз ­ витию у детей самостоятельной мысли и твор че с ко го подхода к труду. В средней ш коле № 1 прим е ­ няются самые различные методы с целью активизировать мысль учащихся. Это в полной мере от­ носится та кж е к пр о ве р ке д о ­ машних заданий, которая до не­ давнего времени считалась пас­ сивной ф орм ой работы. Возьмем у р о ки математики учительницы О. И. Колесниковой . У нее целая система провер ки домашних заданий, к том у ж е ее методы внедряются на уро ках д ру ги х учителей. Если домашняя работа проста по содерж анию , то учитель бе г ­ ло просматривает тетради, выяс­ няя, все ли выполнили у р о к . И если это так, то Ольга Ивановна ограничивается постановкой о д ­ но го -двух контрольны х вопросов . Если дома решалось уравнение, то беседа ведется более по др о б ­ но с выяснением понимания уче - п ро вер ки и н и ком всех действий.. Н еред ко ф орм ой про вер ки д о ­ м аш не го задания является само ­ стоятельная работа. Например , из ряда чисел выписать делящ ие ­ ся на 2, 3, 5, 9. Если в решении прим ера м н о го действий и вы­ полнение их во зм ож н о в разных вариантах, один из них записы - на ур о ка х русс ко го языка. Из текста, над ко торым работали дома , привести прим е ­ ры, подтверждающ ие особенно ­ сти склонения притяжательных прилагательных, или в написан­ ном д ом а сочинении указать предложения , различные по ин ­ тонации и т. д. Часто провер ка идет по линии самостоятельной ИА ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ; вается на доске , а учащиеся лишь работы, основанной на примене ­ нии того правила, ко торое учили дома. Ш и р о ко используется р е ­ цензирование ответов учащихся, составление предложений по схемам , схем данных п редл ож е ­ ний и т. д. И таких приемов очень мно го . Их м ож н о без конца ра знообра ­ зить, исходя Из кон кре тны х целей задания. Но главное на наш взгляд то, что кажды й прием п ро вер ки д олж ен вносить что-то новое, вы зывающее интерес у детей, побуж дающ ее мыслить, рассуждать , доказывать , думать в новом плане над тем, над чем они уж е думали дома. Еще больше возм ожностей для активизации мыслительной дея ­ тельности учащихся представ­ ляется в процессе работы над новым материалом . И характер - сравнивают свои решения с этой записью . Если во зм ож ны разные способы решения, то разбира ­ ются все случаи и указывается, какой из них наиболее рацио ­ нальный. Используется и такой прием : по ч ер теж у к задаче, заданной на дом , восстановить условие ее И’ рассказать план решения. Х оро ­ шо проверяется домашнее зада­ ние математическим диктантом . Наиболее эффективной формой п р о ве р ки является применение перф окарт . Задания, предназна ­ ченные для работы с перф о кар ­ тами, готовятся до ур о ка на пе­ реносной д о с ке или пишутся на кальке для экранизации при помощ и универсального пр о е к то - ра. Не менее интересны приемы НОИ чертой современно го ур о ка п реж д е всего является такое объяснение материала, ко гда но ­ вое не сообщается в готовом виде, ка к это было при догмати ­ ческом и объяснительном пр о ­ цессах обучения, — новый ур о к требует, чтобы ш кольники учи ­ лись добывать истины сами, учи ­ лись бы сравнивать, наблюдать, делать выводы, исследовать. Приемы здесь та кж е ра знооб ­ разны, но все они требую т тща­ тельной под готовки детей к та­ ким поисковым формам работы над материалом Надо сказать, что этот этап ур о ка у наших учи ­ телей четко отработан и они приводят детей к нужным выво­ дам по поставленным перед ни­ ми задачам. Так, в 7 классе на ур о ке р ус ­ с ко го языка по теме «Простое глагольное сказуемое» прежде всего был хорош о повторен ма­ териал о глаголе. Учащиеся са­ мостоятельно образовали все наклонения от глаголов, ра зо ­ брали несколько глаголов ка к часть речи , разобрали предло ­ жение по членам предложения , повторили что такое сказуемое . И только после этого было дано задание самостоятельно пора ­ ботать над параграфом 4 учебни ­ ка и ответить на вопросы . М ож н о было бы привести и д ру гие интересные приемы в этом направлении на уро ка х хи- УЧЕНЫЕ—СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Новые сорта яровой пшеницы, ячменя, овса выведены за последние годы в лаборатории, кото­ рой руководит один из старейших советских ученых. Герой Со­ циалистического Труда, лауреат Государственной премии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В. Е. Писарев. Эти сорта районированы в 16 областях России и Белоруссии. Наибольшее распространение получил высокоурожайный ячмень «москов- ский-121». Лаборатория В. Е. Писарева (Научно-исследовательский ин­ ститут сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны) много внимания уделяет также и разработке новых мето­ дов селекции пшеницы и в особенности полиплоидии. В результате скрещивания озимой пшеницы и ржи созданы морозостойкие, с повышенным содержанием белка в зерне, гиб­ риды. Они широко используются как исходный материал для создания новых сортов озимой пшеницы, пригодных для условий нечерноземной зоны и восточных районов СССР. Лаборатория успешно занимается проблемой гетерозиса в селекции яровой пшеницы — явлшия более мощного роста и по­ вышения продуктивности у потомства скрещенных особей, не­ родственных между собой или выращенных в различных условиях. Вопросы, которые решает лаборатория В. Е. Писарева, имеют большое практическое значение для сельского хозяйства страны. На снимках: профессор В. Е. Писарев в рабочем кабинете; ячмень «московский-121», районированной во многих областях нечерноземной зоны. Он дает урожай до 40 центнеров е гектара; сотрудники института проводят анализ пшенично-ржаных гибри­ дов, выведенных лабораторией В. Е. Писарева. Фотохроника ТАСС. мии, фиЭйки, истории, гаегра- фии, иностранного языка, на ур о ка х в начальных классах. По ­ исковые задачи — характерная черта ур о ко в в нашей школе. И хотя эта проблема решается каж дым учителем по -разному , все они единодуш но пришли к выводу, что только такое сооб- шение знаний вызывает интерес к учебе. Неоценим ую услугу оказывают нам технические средства в р е ­ шении проблемы развития мыс ­ лительной деятельности учащих­ ся. Они помо гаю т и усвоению ма­ териала. Как ни интересно про ­ шел у р о к географии в 9 классе у учи -ельницы Е. М. Королевой по теме «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Африки . Население Африки» , он м но гое утратил бы, если бы при закреплении не был показан к о ­ роткий фильм «По северной Аф ­ рике» . Учительница А. Н. Глотова на у р о к е литературы в 8 -м классе, изучая тему «Художественное мастерство М. Ю . Лермонтова» умело сочетает литературу с м у ­ зы кой и живописью . При этом в классе не остается равнодуш ­ ным ни один ученик, даже са­ мый нерадивый. Интерес к у р о ­ ку и теме усиливается эмоциями , прививается вкус к прекрасному . Наши учителя не боятся .п р и ­ бегнуть к и гро вом у моМ'енту, чтобы дать детям передыш ку — ведь у р о к ныне — очень напря* женное дело. Так было, напри­ мер , в 5 -м классе на ур о ке рус ­ с ко го языка, ко гда проходили тему «Склонение и правописание падежных окончаний прилага­ тельных». У всех детей карточки с буквами «Е» и «О». Проверяет­ ся правописание гласных «Е», «О» после шипящих в окончаниях прилагательных и существитель­ ных, ко гда оно основано на различии в ударении. Учитель называет слова, учащиеся под ­ нимают н уж н ую бу кв у и объяс­ няют ее употребление . И та к на каж дом уро ке , у каж д о го учителя. Поиск , новые приемы и ме 'юды , а в результате развивается самостояте л ь н о е мышление учащихся. Но, конеч ­ но, процесс этот будет продол ­ жаться, обогащаться вместе с жизнью , новыми требованиями, новыми техническими во зм ож н о ­ стями. М ож н о с полным правом сказать: наши учителя всегда в поиске. К. ВОЛКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. ■ с э а с э 1 0 В 0 1 с э я о м с э а о Х О Ч Е Т С Я В Е Р И Т Ь В Л У Ч Ш Е Е Низкорослая, урожайная Д ве известные пшеницы — «одесская-16» и «безостая - 1 » стали родоначальницами ново го сорта — «одесская-51». Он луч ­ ше «бе зостой - 1 » переносит зи­ м о в ку и в то ж е время не усту ­ пает ей в урожайности . Почти на всех сортоучастках О десской , Ни­ колаевской областей и Молдавии но вичо к дал на 2—6 центнеров зерна с гектара больше «безос­ той - 1 ». «Одесская-51» отличается с ко ­ роспелостью , она низкорослая (не полегает), слабо поражается стеблевой и б урой ржавчиной . И не удивительно, что ею заинтере ­ совались хлеборобы . Двадцать кол хо зов и совхозов ю га У краи ­ ны решили проверить «одесс кую - 51» в производственных условиях — посеяли под урож ай те кущ е го года . (Корр . ТАСС). В первые дни апреля на доске объявлений кожевенного завода появился приказ директора с длинным перечнем фамилий ра­ бочих, которые премированы по итогам работы за первый квар­ тал текущего года. Премии невелики, но в них — признание добросовестного труда кожевников, и приказ коллекти­ вом встречен с законным удов­ летворением. Каждый пришед­ ший на завод также замечает этот документ и мысленно гово­ рит: молодцы! А потом добираешься до кон­ ца приказа и читаешь фамилии тех, кто лишен премии в связи с нарушениями трудовой дисцип­ лины. Правда, их всего несколь­ ко человек, однако нельзя не заметить этих фамилий, нельзя не испытать досады. И как раз в этой части упомянута шли­ фовщица Пчельникова Полина Ивановна. Эта знающая дело рабочая си­ стематически нарушает трудо­ вую дисцип.чину. — В чем выразились наруше­ ния? — переспросили на заводе и сказали, — в прогулах, опоз­ даниях, выходах не в свою сме­ ну, в уходе с работы задолго до конца рабочего времени. В общем, она очень вольно обращалась с распорядком дня и в прошлом ГОД.У совершила тридцать прогулов. Ни одного заседания завкома, ни одного собрания, цехового или общего, не обходилось без разговора о ней. Жалобы мастера не пре­ кращались. Столько прогулов, и все без последствий? Нет, беседовали. Беседовали с Пчельниковой и директор, и председатель завко­ ма, и все члены завкома на за­ седаниях. Пчельникова не слу­ шает порицаний по своему адре­ су, а переходит в наступление сама. Она во весь голос кричит о правах, выдвигает «объ'ектив- ные» причины, игнорируя их подчас явную смехотворность и КОЛЛЕКТИВ И ДИСЦИПЛИНА преследуя лишь одну цель — навести тень на ясный день. Что же касается выхода на ра­ боту не в свою смену, то тут она заявляет: «Две смены подряд отработаю, какая разница?». Чем объяснить, что целый год не принимались решительные меры, ограничивались душеспа­ сительными беседами? Ответ прост. Директор, партийное бю­ ро и завком считают — надо воспитывать работника, в своем ко.ллективе, а не расписываться в собственно.м бессилии, уволь­ няя его с завода. Рассужда.чи и так. Пчельнико­ ва — мать троих детей. А дру­ гую работу с такой рекоменда­ цией, как увольнение по статье 47 кодекса законов о труде, за­ писанное в трудовой книжке, не сразу найдешь. Значит, на какое- то время наступят материальные затруднения. Рассуждение впол­ не гуманное, но оно вело Пчель­ никову к новым нарушениям. Она все не могла взять в толк, что отвечать на заботу о ней, ее детях нужно исправлением. Наконец, после новых прогу­ лов в этом году терпение кон­ чилось, и на завкоме Полину Ивановну предупредили со всей строгостью, решено лишить ее премии. Так она попала в кон­ цевую часть приказа директора. На заседании завкома Пчель­ никова дала слово покончить с нарушениями трудовой дисцип­ лины. И некоторые на предприя­ тии утверждают, что на сей раз она действительно поняла и заботу коллектива, и необходи­ мость помнить об обязанностях, о рабочей чести, а не только о своих правах, которые, кстати сказать, никто не ущемляет. Мо­ жет быть, подумала она и о плохом примере, подаваемом де­ тям, приучая их к мысли, что на работу можно пойти, а можно и не пойти. Утверждают также и другое. Полпна Ивановна — мастер сво­ его дела. Она работала стро- галыцицей, а сейчас шлифовщи­ цей кож, а эта операция по ус­ ловиям завода является одной из ответствепных в технологпче- СК 0 .Ч процессе. И вот предпола­ гают, что прпвычка к делу, зна­ ние его топкостей помогут Пчельниковой стать на путь ис- прав;[ения. А как оно будет на самом де­ ле, покажет время. Но очень хо­ телось бы, чтобы правыми оказа­ лись те, кто верит в ксправле- ние Пчельниковой, кто верит ее словам. в ФРОЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz