Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

содня РОЖДЕНИЯ чих осо0енно и т. д. и т. Д- Пусть тотчас ж е ор гани зую тся отряды от 3-х до 10, до 30 и т. д. человек. Пусть тотчас ж е вооружаю тся они сами, кто ка к м ожет , кто револь­ вером , кто нож ом , кто тряп кой с ке р о си ном для подж о га и т. д.». В конце августа 1905 г. меня направили в Женеву ведать все­ ми техническими делами Цент­ рального Комитета. Тогда я впер ­ вые увидела Владимира Ильича. Приехав в Женеву, я пошла на квар тиру «к Ильичам». Это была квартира Владимира. Ильича, На­ д еж ды Константиновны и ее мате- о ткры то возразить ему. На докла ­ де Ленина были и меньшевики , но -во время доклада ими не было сделано ни одн о го восклицания. Ильича не прерывали. А когда кончился доклад , никто из мень ­ шевиков не высТ;упил против Ле­ нина. Лишь на следующий день они в частных спорах высказа­ ли свои возражения против поло ­ жений Владимира Ильича. Внешне Владимир Ильич гово ­ рил очень просто. Он обычно по ­ хаживал взад и вперед, иногда закладывал большие ' пальцы р у к за проймы жилета, иногда выбра- Вождь и учитель сывал вперед правую р у к у с вы­ тянутым указательным пальцем. Слушая впоследствии Плеханова, я невольно сравнивала е го с Вла­ дим иром Ильичем. Плеханов был блестящим оратором , говорил красиво, с повышением и пони­ жением голоса и мно гочислен ­ ными жестами, ка к актер, но у него не было ленинской силы, ло ги ки , силы убеждения , Владимир Ильич всегда был ис­ ключительно внимателен к това­ рищам. Расскажу об одном слу­ чае в моей личной жизни , имев­ шем место в конце о ктября того ж е 1905 г. Я жила тогда в панси­ оне в Женеве. Однажды Влади­ мир Ильич зашел к о мне и стал расспрашивать, ка к мы работали с Бауманом в Москве , ка к вместе сидели в тюрьме . Я рассказала. Е. Д. СТАСОВА. о ПЕРВЫЕ я узнала о Влади- м ире Ильиче от Надежды Константиновны Крупс кой . Мы обе были тогда учительницами воскресны х ш кол для рабочих и часто встречались. С тех пор наша связь не прекращалась , не­ см отря на то, что трудности , связанные с пребыванием в подполье и эмиграции , крайне не благоприятствовали этому. Вспоминаются письма Владими­ ра Ильича из-за границы в Рос­ сию в 1902— 1905 гг. Нам при ­ шлось тогда вести больш ую бор ь ­ бу с «Рабочей мыслью» и ее по ­ следователями — «экономиста ­ ми», а по зднее — с меньшеви ­ ками . Когда вследствие арестов товарищи выбь 1 вали из наших ря ­ дов , мы с большой о с т о р о ж ­ ностью привлекали новых людей, а в письмах к Владимиру Ильи­ чу жаловались, что нам не хва­ тает работников . И вот в 1905 г. в о дн ом из писем Владимир Ильич р е з ко осудил нас за это. «Нужны молодые силы, — писал он. — Я бы советовал прямо расстреливать на месте тех, кто позволяет себе говорить, что людей нет. В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать м о ­ лодеж ь , не боясь ее». В бурны е дни первой русской революции , уча нас тому, ка к нуж но подготовлять воор уж ен ное восстание против ца рс ко го само ­ державия , В. И. Ленин писал: «Идите к м олодежи . Основь1вайте тотчас- боевые д руж ины ве зде и повсю д у и у студентов, и у рабо - р и—Елизаветы Васильевны. Д ома я застала одн о го Владимира Ильи­ ча. Он меня усадил в общей к о м ­ нате (это была кухня и одн о вре ­ менно столовая) и стал обо всем расспрашивать: о Петербурге , П е тербур гс ком комитете , о том, что делается в России. Ка к раз весной и летом 1905 г. проходили съезды врачей, учителей, адво­ катов и дру гих групп интеллиген­ ции; они создали сою зы , обр а зо ­ вавшие «Сою з сою зов» . Я рас­ сказала Владимиру Ильичу, ка к мы боролись с либералами на этих съездах и в союзах. Влади­ м ир Ильич выслушал меня и ска ­ зал: «Знаете что, вы должны сде ­ лать доклад об этом нашей здеш ­ ней р усской колонии». Я расте­ рялась, так как никогда не высту­ пала с докладами . Но Владимир Ильич убедил меня, что доклад этот нужен . В процессе под го тов ­ ки доклада я увидела, ка ким за ­ мечательным учителем и товари ­ щем был Владимир Ильич. Он терпеливо указывал мне на недо ­ статки в плане, а затем в тези­ сах доклада . На собрании он председательствовал и по о к о н ­ чании доклада снова в несколь ­ ких словах указал на мои ошиб ­ ки. На собрании русских социал - дем о кра тов 20 о ктября (2 нояб­ ря) 1905 г. я впервые услышала) Владимира Ильича ка к оратора. Ленин выступал с рефератом о ! политических событиях в России. 1 Выступления Владимира Ильича < остаются в памяти на всю жизнь . Владимир Ильич так захватывал I аудиторию , е го речи были пр о ­ никнуты такой желе зной ло ги кой , < Что р е д ко кт;о решался прямо и ' что Бауман сидел в изоляторе -и мы в тю рьм е искали способ», что­ бы связаться с ним и держать е го в кур се всех событий. После того ка к судебная палата о ткло ­ нила слушание нашего дела, мьг хлопотали, чтобы Баумана выпу­ стили на пор у ки , но добиться этого не удалось. Выслушав мёня, Владимир Ильич сказал : «А Наде, жене Баумана, удалось добиться, чтобы Николая Эрнестовича вы­ пустили, но это не было к сча­ стью, потому что вс коре же после освобождения из тюрьмы , он был убит черносотенцами». Только после это го Владимир Ильич пе­ редал мне английскую газету, в ко торой сообщалось об* убийстве Баумана. Зная о моей д р уж б е с Бауманом, Владимир Ильич не хотел, чтобы я узнала о его см ер ­ ти из газеты. Или вот еще примеры , относя­ щиеся уж е к д р у гом у времени, ко гда после установления Совет­ ской власти я работала секрета ­ рем ЦК партии. Владимир Иль­ ич часто упрекал А. Д . Цю рупу за небрежное отношение к сво­ ему здоровью . Ильич говорил , что коммунист — это казенное им у ­ щество и растрачивать это ка зен ­ ное имущество не полагается. Когда В. И. Ленин узнал, что Ф . Э. Д зерж и н с кий доработался до кровохарканья и не хочет от­ дыхать, он позвонил мне и пред ­ ложил принять решение ЦК о том, что Д з е рж и н с ком у предписывает­ ся пойти на две недели в от­ пуск в Нарофоминск. Тогда в На- роф оминске был лучший под М о ­ сквой совхоз, и Д зерж и н с кий м ог получить там хорошее питание. Владимир Ильич, продумывавший все до мелочей, учитывал и то, что в совхозе отсутствовал теле­ фон, следовательно Д зержи н с кий не будет звонить в М оскву и по ­ этому лучше см ож е т отдохнуть. слаооуспевающих ученпков, поч­ ти отсутствует на уроках инди­ видуальная работа с ними. Значительное место в докладе было отведено задачам, связан­ ным с полным переходом на но-' вые программы обучения, кото­ рый должен быть осуществлен к 1970 году, а также воспитанию учащихся на революционных НА ПУТЯХ ПОИСКА На днях состоялось районное совещание учителей. С докладом «О работе школ Усманского рай­ она по выполнению постановле­ ния ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР «О мерах дальнейше­ го улучшения работы средней об­ щеобразовательной школы» вы­ ступила заведующая районе тов. Парщикова А. Д. — Постановление партии и правительства, — говорит док­ ладчик, — привлекло к вопросам обучения II воспитания внимание щирокой общественности. Большая работа по воспита­ нию детей проводится в колхозах имени Фрунзе, «Великий Ок­ тябрь», «Путь Ленина». Хорошие связи установились между За- вальской средней школой н об­ щественностью совхоза «Комму- нар». Дирекция совхоза выделила школе 2.000 рублей на приобре­ тение проекторов, магнитофонов, проигрывателей. Представители совхоза — частые посетители школы. Они рассказывают детям о своих трудовых делах, как сде­ лала это, например, Герой Со­ циалистического Труда Н. К. Нартова. Хорошо работает комис­ сия содействия школе, которой руководит экономист совхоза Т. М. Зизевских. Особенность текущего учебного года состоит в том, что он яв- ляет’ся последним' в подготовке к переходу на трехлетнее на­ чальное образование. Это * нала­ гает' на учителей начальных классов дополнительную ответ­ ственность. Однако контрольные работы по русскому языку в 3— 4-х классах и арифметике в 4-х, проведенные в феврале, показа­ ли, что 3,5 процента учащихся не справляются с заданиями, подчас самыми элементарными. Это, в частности, относится к Н.-Вол- хоновской, Крутчинской, Кули­ ковской № 2, Сторожевско-Ху- торской № 2 начальным школам. Прочные знания при выполне­ нии контрольных работ показали учащиеся Завальских №’ 1 и № 2, Пригородной Л'Ь 2 и Пуш­ карской № 1 начальных школ. Контрольные работы й фрон­ тальные проверки пяти средних, двенадцати 8-летних и 25 на­ чальных школ дают возможность утверждать, что г.чубокжх зна­ ний добиваются учителя матема­ тики городских средних школ К. А. Котова, В. Д. Сидельнико­ ва, Н. Д, Попова, Дрязгннской и Куликовской средних М. М. Сбродова и И. Д. Асташов, Бе- ляевской 8-летней А. С. Барба- шина. Повысился уровень грамотно­ сти в 8—9 классах. А лучшие результаты у учителей К. А. Волковой и А. Н. Глотовой (Ус- манская средняя школа № 1), Т. М. Шулениной (Сторожевская средняя), С. И. Почерняевой (Дрязгинская средняя), А. П. Ко­ лесниковой (Грачевская средняя школа). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязы­ вает больше у,делять вни­ мания самостоятельной работе учащихся. Между тем в ряде школ мало проводится лабора­ торных работ по физике, химии, биологии, самостоятельных ра­ бот по другим предметам. В не­ которых школах по сути де.ла нет продуманной системы воз­ действия на неуспевающих в боевых и трудовых традициях, улучшению преподавания исто­ рии II обществоведения. — Школа вступила в завер­ шающий этап учебного года, — говорит тов. Парщикова. — Тре­ буется максимальное напряже­ ние сил каждого педагогического коллектива, каждого учителя, чтобы хорошо его закончить и достойно встретить Всесоюзный съезд учителей. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязы­ вает педагогические коллективы совершенствовать учебный про­ цесс. С докладом по этой теме выступила на районном совеща­ нии заместитель директора по учебно-воспитательной работе го­ родской шкоды X» 1 К. А. Вол­ кова. — Задачи воспитания человека нового, коммунистического обще­ ства, — сказала Ксения Абра­ мовна, — настоятельно требуют совершенствования учебного процесса. . Основными чертами современ­ ного урока, по мнению педаго-. гического коллектива школы № 1. являются; высокий научный уровень преподавания, слияние обучения н воспитания в единый процесс, тесная связь преподава­ ния с жизнью, с окружающей действительностью, методы пре­ подавания, активизир у ю щ и е мышление учащи.хся, примене­ ние технических средств и т. д. Можно сказать, что современный урок — это комплекс разумной, хорошо организованной работы с детьми, вызывающей у них ин­ терес, стрем.чение больше знать, больше уметь. Тов. Волкова подробно расска­ зала учителям о методах про­ верки выполнения домашних за­ даний в первой школе. Большая заслуга в этом преподавателя математики О, И. Колесниковой. Дацее было в деталях расска­ зано, как работают учителя первой школы над новым мате­ риалом и как прошел урок рус­ ского языка в 5-м классе по теме «Склонение и правописа­ ние падежных окончаний прила­ гательных». Заканчивая свой, доклад, тов. Волкова говорила о том, что дальнейшие поиски следует на­ править в сторону программиро­ ванного обучения, работы над алгоритмами, проблемного обуче­ ния, дифференцированного под­ хода в обучении, развития навы­ ков самообразовательной работы учащихся. Выступает завуч педучилища Е. В. Дмитриев. Он говорит о тех успехах и недостатках, ко­ торые есть в подготовке нового поколения учителей начальных классов. И большое место уде­ ляет эстетическому и физиче­ скому воспитанию учащихся, без которых невозможно, гармонич­ ное развитие личности. Между тем в ряде школ этим сторонам воспитания не уделяется долж­ ного внимания. На снимке: В. И. Ленин 1 Мая 1919 года (кинокадр). Из альбо­ ма, выпущенного Институтом Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. Заведующая школьным отде­ лом РК ВЛКСМ тов. Вавдыше- ва 3. Н. посвятила свое выступ­ ление работе пионерских и ком­ сомольских организаций школ, а также организации летних кани­ кул. Директор Новоуглянской 8- летней школы И. 3. Борзых .вы­ ступил по теме «Начальные классы — основное звено в ра­ боте школы». Он рассказал соб­ равшимся, как учителя школы знакомятся с новинками педаго­ гической литературы, как орга­ низовано коллективное обсуж­ дение статей из журналов «На­ родное образование», «Воспита­ ние школьника», «Начальная школа», из «Учительской газе­ ты». Большое внимание уделяется в школе дифференцированному подходу при задании на дом. Так, более сильным ученикам даются задачи с преобразова­ нием, графическими изображе­ ниями, менее подготовленным — типовые задачи. Директор средней школы ра­ бочей молодежи тов. Стародуб­ цева А. В. говорила об особенно­ стях методической работы в школе, связанных с длительны­ ми перерывами в учебе и мень­ шим временем, которое учащие­ ся этой школы могут уделить са­ мостоятельной подготовке. В работе совещания приняли участие и выступили заведую­ щий Липецким облоно тов. По­ номарев И. А. и преподаватель Липецкого педагогического ин­ ститута тов. Н{уравлев В. И. Совещание приняло решение, в котором нашли отражение важ­ нейшие положения доклада и выступлений. Избраны делегаты на областной съезд учителей. ИД9 Т ЛЕНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Ленинские чтения на­ чались в районной дет­ ской библиотеке еще в январе. За три месяца прочитано много книг о Ленине н его сорат­ никах по партии. Когда читали для учеников 3—4—5 классов книгу Воскресенской «Сек­ рет», то и читатели старших возрастов с большим удовольствием приняли участие в ее обсуждении. Оформляется Ленин­ ский уголок. Здесь вы­ вешен библиотечный плакат, подобраны кии- гп о Ленине. Для млад­ ших читателей имеется рекомендательный спи­ сок, а для старших — картотека «Помни их имена». Подготовлены чита- тельскые конференции по книгам В. Бонч-Бру­ евича «Наш Илып>>. ж Волина «Студент Вла­ димир Ульянов». На каникулах прошел утренник под девизом «Ленин и теперь жи­ вее всех живых». Читатели младшего абонемента готовят аль­ бом «Ленин и дети». Л. ДЕМИДОВА, бибанотекарь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz