Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)
содня РОЖДЕНИЯ чих осо0енно и т. д. и т. Д- Пусть тотчас ж е ор гани зую тся отряды от 3-х до 10, до 30 и т. д. человек. Пусть тотчас ж е вооружаю тся они сами, кто ка к м ожет , кто револь вером , кто нож ом , кто тряп кой с ке р о си ном для подж о га и т. д.». В конце августа 1905 г. меня направили в Женеву ведать все ми техническими делами Цент рального Комитета. Тогда я впер вые увидела Владимира Ильича. Приехав в Женеву, я пошла на квар тиру «к Ильичам». Это была квартира Владимира. Ильича, На д еж ды Константиновны и ее мате- о ткры то возразить ему. На докла де Ленина были и меньшевики , но -во время доклада ими не было сделано ни одн о го восклицания. Ильича не прерывали. А когда кончился доклад , никто из мень шевиков не высТ;упил против Ле нина. Лишь на следующий день они в частных спорах высказа ли свои возражения против поло жений Владимира Ильича. Внешне Владимир Ильич гово рил очень просто. Он обычно по хаживал взад и вперед, иногда закладывал большие ' пальцы р у к за проймы жилета, иногда выбра- Вождь и учитель сывал вперед правую р у к у с вы тянутым указательным пальцем. Слушая впоследствии Плеханова, я невольно сравнивала е го с Вла дим иром Ильичем. Плеханов был блестящим оратором , говорил красиво, с повышением и пони жением голоса и мно гочислен ными жестами, ка к актер, но у него не было ленинской силы, ло ги ки , силы убеждения , Владимир Ильич всегда был ис ключительно внимателен к това рищам. Расскажу об одном слу чае в моей личной жизни , имев шем место в конце о ктября того ж е 1905 г. Я жила тогда в панси оне в Женеве. Однажды Влади мир Ильич зашел к о мне и стал расспрашивать, ка к мы работали с Бауманом в Москве , ка к вместе сидели в тюрьме . Я рассказала. Е. Д. СТАСОВА. о ПЕРВЫЕ я узнала о Влади- м ире Ильиче от Надежды Константиновны Крупс кой . Мы обе были тогда учительницами воскресны х ш кол для рабочих и часто встречались. С тех пор наша связь не прекращалась , не см отря на то, что трудности , связанные с пребыванием в подполье и эмиграции , крайне не благоприятствовали этому. Вспоминаются письма Владими ра Ильича из-за границы в Рос сию в 1902— 1905 гг. Нам при шлось тогда вести больш ую бор ь бу с «Рабочей мыслью» и ее по следователями — «экономиста ми», а по зднее — с меньшеви ками . Когда вследствие арестов товарищи выбь 1 вали из наших ря дов , мы с большой о с т о р о ж ностью привлекали новых людей, а в письмах к Владимиру Ильи чу жаловались, что нам не хва тает работников . И вот в 1905 г. в о дн ом из писем Владимир Ильич р е з ко осудил нас за это. «Нужны молодые силы, — писал он. — Я бы советовал прямо расстреливать на месте тех, кто позволяет себе говорить, что людей нет. В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать м о лодеж ь , не боясь ее». В бурны е дни первой русской революции , уча нас тому, ка к нуж но подготовлять воор уж ен ное восстание против ца рс ко го само державия , В. И. Ленин писал: «Идите к м олодежи . Основь1вайте тотчас- боевые д руж ины ве зде и повсю д у и у студентов, и у рабо - р и—Елизаветы Васильевны. Д ома я застала одн о го Владимира Ильи ча. Он меня усадил в общей к о м нате (это была кухня и одн о вре менно столовая) и стал обо всем расспрашивать: о Петербурге , П е тербур гс ком комитете , о том, что делается в России. Ка к раз весной и летом 1905 г. проходили съезды врачей, учителей, адво катов и дру гих групп интеллиген ции; они создали сою зы , обр а зо вавшие «Сою з сою зов» . Я рас сказала Владимиру Ильичу, ка к мы боролись с либералами на этих съездах и в союзах. Влади м ир Ильич выслушал меня и ска зал: «Знаете что, вы должны сде лать доклад об этом нашей здеш ней р усской колонии». Я расте рялась, так как никогда не высту пала с докладами . Но Владимир Ильич убедил меня, что доклад этот нужен . В процессе под го тов ки доклада я увидела, ка ким за мечательным учителем и товари щем был Владимир Ильич. Он терпеливо указывал мне на недо статки в плане, а затем в тези сах доклада . На собрании он председательствовал и по о к о н чании доклада снова в несколь ких словах указал на мои ошиб ки. На собрании русских социал - дем о кра тов 20 о ктября (2 нояб ря) 1905 г. я впервые услышала) Владимира Ильича ка к оратора. Ленин выступал с рефератом о ! политических событиях в России. 1 Выступления Владимира Ильича < остаются в памяти на всю жизнь . Владимир Ильич так захватывал I аудиторию , е го речи были пр о никнуты такой желе зной ло ги кой , < Что р е д ко кт;о решался прямо и ' что Бауман сидел в изоляторе -и мы в тю рьм е искали способ», что бы связаться с ним и держать е го в кур се всех событий. После того ка к судебная палата о ткло нила слушание нашего дела, мьг хлопотали, чтобы Баумана выпу стили на пор у ки , но добиться этого не удалось. Выслушав мёня, Владимир Ильич сказал : «А Наде, жене Баумана, удалось добиться, чтобы Николая Эрнестовича вы пустили, но это не было к сча стью, потому что вс коре же после освобождения из тюрьмы , он был убит черносотенцами». Только после это го Владимир Ильич пе редал мне английскую газету, в ко торой сообщалось об* убийстве Баумана. Зная о моей д р уж б е с Бауманом, Владимир Ильич не хотел, чтобы я узнала о его см ер ти из газеты. Или вот еще примеры , относя щиеся уж е к д р у гом у времени, ко гда после установления Совет ской власти я работала секрета рем ЦК партии. Владимир Иль ич часто упрекал А. Д . Цю рупу за небрежное отношение к сво ему здоровью . Ильич говорил , что коммунист — это казенное им у щество и растрачивать это ка зен ное имущество не полагается. Когда В. И. Ленин узнал, что Ф . Э. Д зерж и н с кий доработался до кровохарканья и не хочет от дыхать, он позвонил мне и пред ложил принять решение ЦК о том, что Д з е рж и н с ком у предписывает ся пойти на две недели в от пуск в Нарофоминск. Тогда в На- роф оминске был лучший под М о сквой совхоз, и Д зерж и н с кий м ог получить там хорошее питание. Владимир Ильич, продумывавший все до мелочей, учитывал и то, что в совхозе отсутствовал теле фон, следовательно Д зержи н с кий не будет звонить в М оскву и по этому лучше см ож е т отдохнуть. слаооуспевающих ученпков, поч ти отсутствует на уроках инди видуальная работа с ними. Значительное место в докладе было отведено задачам, связан ным с полным переходом на но-' вые программы обучения, кото рый должен быть осуществлен к 1970 году, а также воспитанию учащихся на революционных НА ПУТЯХ ПОИСКА На днях состоялось районное совещание учителей. С докладом «О работе школ Усманского рай она по выполнению постановле ния ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР «О мерах дальнейше го улучшения работы средней об щеобразовательной школы» вы ступила заведующая районе тов. Парщикова А. Д. — Постановление партии и правительства, — говорит док ладчик, — привлекло к вопросам обучения II воспитания внимание щирокой общественности. Большая работа по воспита нию детей проводится в колхозах имени Фрунзе, «Великий Ок тябрь», «Путь Ленина». Хорошие связи установились между За- вальской средней школой н об щественностью совхоза «Комму- нар». Дирекция совхоза выделила школе 2.000 рублей на приобре тение проекторов, магнитофонов, проигрывателей. Представители совхоза — частые посетители школы. Они рассказывают детям о своих трудовых делах, как сде лала это, например, Герой Со циалистического Труда Н. К. Нартова. Хорошо работает комис сия содействия школе, которой руководит экономист совхоза Т. М. Зизевских. Особенность текущего учебного года состоит в том, что он яв- ляет’ся последним' в подготовке к переходу на трехлетнее на чальное образование. Это * нала гает' на учителей начальных классов дополнительную ответ ственность. Однако контрольные работы по русскому языку в 3— 4-х классах и арифметике в 4-х, проведенные в феврале, показа ли, что 3,5 процента учащихся не справляются с заданиями, подчас самыми элементарными. Это, в частности, относится к Н.-Вол- хоновской, Крутчинской, Кули ковской № 2, Сторожевско-Ху- торской № 2 начальным школам. Прочные знания при выполне нии контрольных работ показали учащиеся Завальских №’ 1 и № 2, Пригородной Л'Ь 2 и Пуш карской № 1 начальных школ. Контрольные работы й фрон тальные проверки пяти средних, двенадцати 8-летних и 25 на чальных школ дают возможность утверждать, что г.чубокжх зна ний добиваются учителя матема тики городских средних школ К. А. Котова, В. Д. Сидельнико ва, Н. Д, Попова, Дрязгннской и Куликовской средних М. М. Сбродова и И. Д. Асташов, Бе- ляевской 8-летней А. С. Барба- шина. Повысился уровень грамотно сти в 8—9 классах. А лучшие результаты у учителей К. А. Волковой и А. Н. Глотовой (Ус- манская средняя школа № 1), Т. М. Шулениной (Сторожевская средняя), С. И. Почерняевой (Дрязгинская средняя), А. П. Ко лесниковой (Грачевская средняя школа). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязы вает больше у,делять вни мания самостоятельной работе учащихся. Между тем в ряде школ мало проводится лабора торных работ по физике, химии, биологии, самостоятельных ра бот по другим предметам. В не которых школах по сути де.ла нет продуманной системы воз действия на неуспевающих в боевых и трудовых традициях, улучшению преподавания исто рии II обществоведения. — Школа вступила в завер шающий этап учебного года, — говорит тов. Парщикова. — Тре буется максимальное напряже ние сил каждого педагогического коллектива, каждого учителя, чтобы хорошо его закончить и достойно встретить Всесоюзный съезд учителей. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязы вает педагогические коллективы совершенствовать учебный про цесс. С докладом по этой теме выступила на районном совеща нии заместитель директора по учебно-воспитательной работе го родской шкоды X» 1 К. А. Вол кова. — Задачи воспитания человека нового, коммунистического обще ства, — сказала Ксения Абра мовна, — настоятельно требуют совершенствования учебного процесса. . Основными чертами современ ного урока, по мнению педаго-. гического коллектива школы № 1. являются; высокий научный уровень преподавания, слияние обучения н воспитания в единый процесс, тесная связь преподава ния с жизнью, с окружающей действительностью, методы пре подавания, активизир у ю щ и е мышление учащи.хся, примене ние технических средств и т. д. Можно сказать, что современный урок — это комплекс разумной, хорошо организованной работы с детьми, вызывающей у них ин терес, стрем.чение больше знать, больше уметь. Тов. Волкова подробно расска зала учителям о методах про верки выполнения домашних за даний в первой школе. Большая заслуга в этом преподавателя математики О, И. Колесниковой. Дацее было в деталях расска зано, как работают учителя первой школы над новым мате риалом и как прошел урок рус ского языка в 5-м классе по теме «Склонение и правописа ние падежных окончаний прила гательных». Заканчивая свой, доклад, тов. Волкова говорила о том, что дальнейшие поиски следует на править в сторону программиро ванного обучения, работы над алгоритмами, проблемного обуче ния, дифференцированного под хода в обучении, развития навы ков самообразовательной работы учащихся. Выступает завуч педучилища Е. В. Дмитриев. Он говорит о тех успехах и недостатках, ко торые есть в подготовке нового поколения учителей начальных классов. И большое место уде ляет эстетическому и физиче скому воспитанию учащихся, без которых невозможно, гармонич ное развитие личности. Между тем в ряде школ этим сторонам воспитания не уделяется долж ного внимания. На снимке: В. И. Ленин 1 Мая 1919 года (кинокадр). Из альбо ма, выпущенного Институтом Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. Заведующая школьным отде лом РК ВЛКСМ тов. Вавдыше- ва 3. Н. посвятила свое выступ ление работе пионерских и ком сомольских организаций школ, а также организации летних кани кул. Директор Новоуглянской 8- летней школы И. 3. Борзых .вы ступил по теме «Начальные классы — основное звено в ра боте школы». Он рассказал соб равшимся, как учителя школы знакомятся с новинками педаго гической литературы, как орга низовано коллективное обсуж дение статей из журналов «На родное образование», «Воспита ние школьника», «Начальная школа», из «Учительской газе ты». Большое внимание уделяется в школе дифференцированному подходу при задании на дом. Так, более сильным ученикам даются задачи с преобразова нием, графическими изображе ниями, менее подготовленным — типовые задачи. Директор средней школы ра бочей молодежи тов. Стародуб цева А. В. говорила об особенно стях методической работы в школе, связанных с длительны ми перерывами в учебе и мень шим временем, которое учащие ся этой школы могут уделить са мостоятельной подготовке. В работе совещания приняли участие и выступили заведую щий Липецким облоно тов. По номарев И. А. и преподаватель Липецкого педагогического ин ститута тов. Н{уравлев В. И. Совещание приняло решение, в котором нашли отражение важ нейшие положения доклада и выступлений. Избраны делегаты на областной съезд учителей. ИД9 Т ЛЕНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Ленинские чтения на чались в районной дет ской библиотеке еще в январе. За три месяца прочитано много книг о Ленине н его сорат никах по партии. Когда читали для учеников 3—4—5 классов книгу Воскресенской «Сек рет», то и читатели старших возрастов с большим удовольствием приняли участие в ее обсуждении. Оформляется Ленин ский уголок. Здесь вы вешен библиотечный плакат, подобраны кии- гп о Ленине. Для млад ших читателей имеется рекомендательный спи сок, а для старших — картотека «Помни их имена». Подготовлены чита- тельскые конференции по книгам В. Бонч-Бру евича «Наш Илып>>. ж Волина «Студент Вла димир Ульянов». На каникулах прошел утренник под девизом «Ленин и теперь жи вее всех живых». Читатели младшего абонемента готовят аль бом «Ленин и дети». Л. ДЕМИДОВА, бибанотекарь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz