Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1968 г. (г. Усмань)

Атеизм-мировоззрение ленинское При районном Доме культуры действует университет атеизма на общественных началах. О том, как протекает его работа, какие имеются успехи и недостатки, рассказывается на этой странице \ / НИЕЕРСИТЕТ атеизма на об - щественных началах сущест­ вует в нашем город е четвертый год. За это время прочитаны де ­ сятки лекций на самые различные темы антирели гиозного направле­ ния. Среди них: «Как возникла вера в бога» — л е ктор С. Г. Гав­ рилов, «Жил ли Христос?»— Д . 3. К омя ков , «Есть ли жизнь на д р у ­ гих планетах?» и «Космос, бо г и вечность вселенной»— ср. М . Мат­ веев и другие . Названные фами­ лии известны го р о д с ком у населе­ нию — они принадлежат п р е по ­ ность. И это очень важно , пото ­ м у что занятия посещают люди самого ра зно го образовательного уровня . Есть слушатели с высшим образованием , есть и такие, ко ­ торые окончили всего несколько классов. Приходят к нам и вер ую ­ щие. Интересен такой факт. Почти всегда на занятиях м ож н о уви­ деть пож и л ую женщину . Она при ­ ходит из села Н икольско го , ночу ­ ет у зна ком ой , чтобы послушать лекции . Ф ам илию свою отказыва­ ется назвать, а в ра з го воре ка к - ПРИХОДИТЕ В НАШ УНИВЕРСИТЕТ давателям учебных заведений Ус- мани. Ле кторам и являются та кже врачи Е. Д . Ролдугин, Н. К. Кис- лова, те хни к -ко н с тр у кто р заво ­ да литейного оборудования А . К. Гарманов. Всего в л е кто р с ком ак­ тиве университета числится 15 человек. Л екции читаются по тематике, разработанной областным правле­ нием общества «Знание». Нам присылают хорош ие разработки по темам . Но, составляя планы работы, мы учитываем ка к п ож е ­ лания наших слушателей, так и наши возм ожности . Во всяком случае, все они дают более или менее систематизированное пр е д ­ ставление по вопросам атеизма. Создан совет университета. В него вошли А. К. Гарманов, Ф . М. Матвеев, В. Д . Липатов и другие . Совет обсуждае т и утверждает планы работы, тексты лекций . Так, обсуждалась лекция препо ­ давателя средней ш колы № 1 то заявила: «Темные мы были, верили, что о боге говорят. А те­ перь, оказывается, все п о -д р у го ­ му». И признаться, мне, р е ктор у университета, приятно, что она так издалека приходит и с кл о ­ няется на антирели гиозную точку зрения. К числу постоянных слушателей с полным правом м ож н о отнес­ ти жительниц Усмани А. В. Ж еро , М . А . Корнилову , А. И. Андрееву , П. Н. Рыжкову . Вообще ж е на за­ нятиях бывает от 60 до 280 чело ­ век, и среди них есть верующие . Л екции стараемся подкреплять наглядными пособиями , кинофиль­ мами. Во время лекции «Бывают ли чудеса в природе?» учащиеся первой средней ш колы демонст­ рировали опыты . Были показань: опыты и на тематическом вечере «Наука и религия», которы й вела преподаватель педучилища О. В. Кретова. Кинофильмы показываем научно -популярные и художест - И. П. Попова «Ватикан и е го реа к - веннь:е соответствующего содер - ционная сущность». Члены сове- жания. та делают замечания в ходе об ­ суждения , вносятся поправки , к о ­ торые чаще всего имею т целью больш ую доходчивость, понят- Проводя лекции в Д о м е куль ­ туре:, совет университета стре­ мится к тому , чтобь: эти ж е ле к ­ ции были прочитаны и на пред - Начало положено Лектором университета атеиз­ ма я стал совсем недавно. По­ этому говорить о каких-либо мо­ их успехах па этом поприще пока рано. Скажу только, что за дело взялся с охотой и понимаю, что подготовка к нему нужна самая солидная. В прошлом году .мне была по­ ручена лекция «11олитика па))- тии II правительства по отноше­ нию к религии и церкви». От­ правной литературой для меня явились статьи Ленина о рели­ гии и атеи.'ше, документы партии и'о этому вопросу. 11 очень по- .могли ж'урналы «Наука и рели­ гия» и «.А.теистические чтения». Теперь я пользуюсь ими посто­ янно. С подготовленной лекцией вы­ ступил я перед рабочими махо­ рочной фабрики. Народу было много, слушали хорошо. В этом году на предприятиях буду чи­ тать лекцию на тему «Атеисти­ ческое значение ^завоевания кос­ моса человеком». При .подготовке по этой теме очень помогло то. что в свое время я окончил фи- зико-.математический факультет. Многое я почерпнул из лек­ ций Д. В. Комякова и Ф. М. Матвеева. Кстати, это самые по­ пулярные лекторы в университе­ те атеизма. Говорят они понят­ но, интересно, сами увлекаются предметом — сочетание, приво­ дящее лектора к успеху. Мне, начинающему лектору, кажется естественным вести не только лекционную атеистиче­ скую пропаганду в университете, но и индивидуальную работу среди верующих. Цоэто.му я взял себе за правило не отмахивать­ ся от вопросов по поводу рели­ гии своих родных п знакомых. Конечно, я далек от мысли навязывать такие разговоры, но, если они возникают, я от них не ухожу и на работе, в среде сое,луживцев. Положительное в работе уни­ верситета несомненно. Но и не­ достатки нельзя не видеть. В.знть совет университета. Как- приятиях. В прош лом году наши лекторы выступали на махороч ­ ной фабрике. И нуж но сказать, что наше предложение встретило понимание со стороны директора фабрики тов. Волкова и секрета ­ ря парторганизации тов. Иванова В этом году тов. Гарманов дол ­ жен был выступить со своей ле к ­ цией «Космос, бо г и вечность все­ ленной» на предприятиях . Но в связи с переходом на два выход- нь:х и удлинением рабочего дня пока на предприятиях плохо вь:- краиваю т время для м ер о пр и я ­ тий, подобнь:х нашему, а потому, к сожалению , ни как нельзя ска ­ зать, что наши лекции слышат •трудящ иеся по месту работы. Следовательно, одна из задач совета университета — улучшение контактов с партийными , проф - союзнь :ми и ком сомольскими о р ­ ганизациями , с руководителями предприятий и учреждений . Безусловно, в работе универ ­ ситета еще м но гое требуется со­ вершенствовать: содержание , м е ­ тод и ку подачи материала, прим е ­ нение наглядных пособий, уме ­ ние вести индивидуальные беседь: со слушателями, особенно 5то, последнее. В настоящее время думаем , ка к получше организовать в Д о ­ ме культурь: у гол о к атеизма. Да и разнообразить нуж но формь: занятий: больше проводить уст­ ных журналов , м ож е т быть, анти- религиознь:х диспутов, вечеров вопросов и ответов, потому что в настоящее время наш универ ­ ситет весьма и весьма напомина­ ет обь:чный лекторий по опреде ­ ленному кр у гу вопросов. Сейчас готовится тематический вечер «Борьба русской литерату­ ры с религией». Л е кцию прочита ­ ет преподаватель р у сс ко го языка и литературы первой ш колы А. Н. Глотова. Хочется та кж е сказать, что лек- торь: Ф . М. Матвеев и Д. В. Ко- ,мяков за активное участие в ра­ боте университета награждены Почетнь:ми грамотами . Н. ГОРОДНЯНСКАЯ, учительница-пенсионерка. гя его заседания. Один, второй не может прийти, а там и по.чо- вины членов совета нет. Все-та- ки де.чо в Усмани новое, требую­ щее внимания и хорошей орга­ низации. На отдельных лекциях бывает совсем мало народу, а это уже само по себе недостаток. Кроме того, как п в университете куль­ туры, занятия идут без микро- (!>она. Ппса.чи об этом, говорили. Микрофона пока нет. Да и осве­ щение подчас слабое, наглядные пособия демонстрировать нелег­ ко, вернее, слушателям их труд­ но разг.чядеть. И все-таки думается, рук опу­ скать не следует. Хорошее нача­ ло положено. А. ГАРМАНОВ. ЛЕКЦИЯ, КОТОРУЮ СЛУШАЕШЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ Недавно в универгитете атеиз­ ма была прочитана лекция «.Уче­ ный Чарльз Дарвин п религия». Лектор — преподаватель химии средней школы .V” 1 Нина .Алек­ сеевна Сухорукова. С учением Дарвина я был зна­ ком II раньше, но антирелигиоз­ ная направленность его теории сейчас еще глубя:е засела в соз­ нании. На,до ска;)ать; Пина Алексеевна, опытный не,дагог, очень интересно, понятно расска­ зала о происхождении растений, животных и человека в свете учения Дарвина, о естественном отборе и эволюции видов. Очень ярко она сумела показать, какое сокрушительные у,дары нанесло учение Дарвина религии, утверж­ давшей, что видов на земле столько, сколько бог создал, что они неизменны и т. д. Слушая лектора, я думал, что действительно библейское сказа­ ние о сотворении всего сущего на земле богом не выдерживает никакого сравнения с материали­ стической основой этой теории. К сожалению, после лекции не был показан фильм о Дарвине, который очень хотели посмотреть слушатели. А потому они предло­ жили прочитать эту лекцию еще раз, но уже с показом кинофиль­ ма о великом ученом. У меня есть ;!амечанне. После лекции в Доме культуры должен был состояться вечер молодежи. На занятия пришли и слушатели университета, и те, кто собирался принять участие в молодежном вечере. Понятно нетерпение по- •следнпх, но нам они мешали раз­ говорами, мешали, конечно, и лек­ тору. В заключение хочу сказать, что лекции в университете посещаю с удовольствием, удовлетворен их содержанием. М. БЕРДНИКОВ, агроном-пенсионер. Т С о г д я солж я евл ет ся в ожидании лекции в универ­ ситете атеизма разговорилась со мной одна из слушательниц. А начала с того, что вот, дескать, фойе Дома культуры скучно уб­ рано. В церкви оклады блестят, свечи перемигиваются — красиво. Мне, привыкшей ко всему, что называется наглядной агитацией, убранство фойе не показалось скучным, хотя ему не помешала бы большая доля художественного вкуса оформителей. Но, чтобы не прервать разговора, я ничего по этому поводу не ска­ зала, а то.тько спросила, бывает ли она в церкви. Оказалось, бывает и особенно в дни больших христианских праздников, «когда служба по­ красивее». Но причисляла она себя не к верующим, а к сомне­ вающимся. Поэтому и традицион­ ную пасху святить ходила— так, на всякий случай. Женщина про­ должала: — Я бы книги почитала, но грамотность мала, ничего и не поймешь, слова друг другу меша­ ют. Оказалось, она не читала по­ пулярных книг и брошюр, кото­ рые издаются специально для ве­ рующих и в доступной форме от­ вечают на во.зникающие у них вопросы. И стыдно мне стало, что не в своих лекциях по атеизму рекомендовала я этих книг. Женщина как-то обратилась к своему зятю с вопросом, хорошо ли, что она ходит в церковь. А зять ей в ответ: «Это, мамаша, ваше частное дело. Хотите — хо­ дите, не хотите — не ходите». Признаться, рассердилась я на этого недалекого зятя. Человек к нему с сомнением, помощи сове­ том просит, а он — «частное де­ ло». — Теперь вот хожу в универ­ ситет. Только не всегда все по­ нимаю. Но особенно надеюсь на учителей, которые здесь лекции читают. Ведь они и детей учат, значит, люди знающие. Толы;о вот спрашивать стесняюсь. Лекция в тот вечер не состоя­ лась по причине плохой погоды. Но, прямо окажу, была я доволь­ на этим разговором более, чем лекцией. И много вынесла для себя. Во-первых, как права партия, когда требует чуткого отношения к верующим, котюрые подчас, сом­ неваясь в религии, не могут най­ ти себе внимательного и непред­ взятого собеседника. Во-вторых, как высока ответ­ ственность лектора-атеиста перед слушателями, что не только зна­ ния, но и доброе слово, душев­ ное участие должен он нести лю- 1 ;чХ><Х><> 0 <><><><><ХХ> 0 <Х> 0 <> 0 <><Х> 0 0 <Х> 0 <> 0 <><><Х><К><Х><Х><^^ дям. то все получается, что срывают с»<><>о<х><х>о<>с^<х>с<>с<><х><ю<><><><х><><>^^ Горький... Великий пролетарский писатель. Во многих своих произведениях он дал атеистам непобедимое оружие в их борьбе против религиозных предрассудков, против мракобесия. Лекторы университета используют это разящее оружие в своей работе, пользуются рассказами, повестями, романами Горького, чтобы ра­ зоблачить религию, церковь, которые эксплуататорские к.чассы сделали орудием угнетения трудящихся. 18 марта — 100-летие со дня рождения Горького. Люди по исеи стране сейчас перечитывают его произведения, вспоминают его жизненный путь, учатся у него жить и побеждать. И.А СНИМКЕ; В Казанском доме-музее А. М. Горького. Науч­ ный сотрудник Л. Алексеева (слева), художница К. Скамрова и старший научный сотрудник И. Никифорова готовят новый отдел к открытию. Теперь я иногда встречаюсь с этой женщиной. На лекции ходит она изредка, потому что дочка и зять принесли ей внучков-двой- няшек. А в церкви, говорит, бы­ ла недавно, и рассказала: — Священник служил службу истово, молил господа бога за грешных своих прихожан. А я все думала, да неужели он ис­ кренне верит? Конечно, эта лсенщина не до конца рассталась со своими сом­ нениями. И все-таки университет помог ей укрепиться в них. И стало быть, он свое дело делает. Нужно только улучшать постоян­ но его работу, за общим контин­ гентом слушателей не забывать о каждом отдельном. В. БОГОДАРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz