Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

д жизни в связи с приближением слав­ ной даты в жизни советского народа — 50-летия Великиго Октября хочется побольше уз­ нать об истории нашей Родины в целом и родного усмзиского края. Мысли невольно обраща­ ются к тем дням, когда под на­ пором трудового народа, руко­ водимого Коммунистической пар­ тией, пала последняя твердыня Временного буржуазного прави­ тельства — Зимний дворец. В штурме Зимнего принимал уча­ стие наш земляк—усманец И. К. Аз-аров. О нем уже писала районная га­ зета. Школьники горо­ да встречаются с ним. слушают его интерес- ные рассказы о собы­ тиях 60-летней давно­ сти, свидетелем и участником ко­ торых он был. Иван Кузьмич во время одной Из бесед сообщил, что кроме него есть еще^одии наш земляк, штур- моБа.зший Зимний дворец. Это_ Иван Иванович Поздняков, быв­ ший житель села Бреславки. Я написал И. И. Позднякову, н он в ответ прислал 2 пись.ма. ...Шли первые годы двадцатого века. Малоземелье, беспросветная нужда п бесправие заставляли крестьян подниматься на борьбу. Был очевидцем одного из таких выступлений бреелавских крестьян и Иван. Тогда, в 1902 году, дере­ венские мужики решили' само­ вольно ра.зделить между собой помещичью землю. Но удержать ее ие могли. За своеволие пять активных крестьян были высланы за пределы Бреславки по «волчь­ ему билету». Восемь человек, в числе которых был отец Ивана Ивановича — Иван Петрович — подвергнуты телесному наказа­ нию розгами. От тяжелых по­ боев отец много дней пролежал на палатях, еле сдерживая сто­ ны и скрипя зубами. Иван видел бессильное горе отца. Подавая ему пить, он, как мог, по-детски старался утешить, -й. в душе мальчика росла не­ умолимая ненависть к богатеям, палками и розгами пытавшихся Не только учить, но и воспитывать в поисках лучших методов Веселый зв о н о к возвестил об окончании у р о ко в в первой смене. Виктор Сергеевич Яр­ цев — преподаватель ан глийско го языка средней ш колы № 3 вышел из класса, где только что вел у р о к , и направился в свой 5 «в». Пока Виктор Сергеевич беседует с ребятами , п о го в орим о тех е го обязанностях, ко торы е не­ посредственно не связаны с преподаванием предмета , по го в ор им о нем ка к о классном руководителе . В 5 «в» 40 учащихся. Почти все они пришли сюда из ж е ле зн о д о р ож н ой начальной школы . Виктор Сергеевич еще в июне познакомился с детьми , их родителями и прежн ей учительни­ цей, получив, таким обра зом , предварительное представление о своих подопечных . Потом по ­ м о г им приобрести учебники , показал класс, в ко то р ом предстояло заниматься, рассказал, кто с кем будет сидеть, учитывая при этом и жела ­ ния учеников . В первые ж е дни занятий на сборе пионер ­ с ко го отряда были избраны председатель со ­ вета отряда , звеньевые , санитары, члены «зе­ лено го патруля». Этот актив д олж ен был стать пом ощ н и ком классного руководителя , про вод ­ ни ком е го влияния на класс. Используя уж е имеющиеся сведения о ребятах, Виктор С ер ге ­ евич провел беседы о правилах поведения в ш коле , на улице, дома , в общественных местах. Это помо гло сделать беседы интересными , ж и ­ выми. По говорили в классе и о р еж им е дня, от ко то р о го в значительной степени зависит и успеваемость , и работоспособность учащихся. Но это было только началом. 40 мальчиков и д ево че к с разными характера ­ ми и способностями , а главное — с разным отношением к учебе , требовали повседневного и пристального внимания к себе. Валя Жданова, Нина Насонова, Светлана Яков- ч у к — отличницы . Им толь ко объясняй — все схватят на лету и под креп я т услышанное на ур о ке добросовестной под го то в кой дома . Витя Голотвин и Коля Попов — второ годни ки . А ведь есть и такие, ко торы е по одним предмета.м учатся хорош о , а к д р у гим подчас не проявля ­ ю т ни ка ко го интереса. Ви ктор Сергеевич взял себе за правило изо дня в день следить за успеваемостью учащихся. И не только по ж урналу . Он беседует с учи ­ телями , занимающ имися с е го классом , с ребя ­ тами, всегда выяснит причину снижения от ­ м етки . И сра зу забьет трево гу , поставит в из ­ вестность родителей . В середине второй четверти оказалось , что хорош и с тке Лю де Каменевой гро зи т трой ка по о д н ом у из предметов . Не получалось что-то у девочки . Родители после ра з говора с Ви ктором Сер геевичем стали больше уделять внимания у р о ка м дочери . О бщ ими усилиями помогли Лю д е остаться в ра зряде хорошистов . А Тане Сиротиной грозила даж е двойка по математике. И опять классный руководитель принимает м е ­ ры . О тстающей ученице пом о гаю т в индиви­ дуальном по р яд ке преподаватель математики, товарищи по классу. В результате Таня успе ­ вает и по этом у предмету . Приведены в качестве прим еро в лишь еди ­ ничные факты . А ведь течение классных дел повседневно дает м но го поводов для раздумий , для поисков . И всегда перед В и ктором С ер ге ­ евичем стоит вопрос : что сделать, ка к помочь детям лучше учиться? П ра ктическим ответом на этот вопрос является постоянная связь с р о д и ­ телями . Д важ ды в четверть проводи т Ярцев классные родительские собрания, один раз в месяц собирается родительский комитет класса, решает текущ ие дела. Бывает, что и отстаю ­ ще го ученика приглашает Виктор Сергеевич на такое собрание или заседание комитета. М еж д у учителем и родителями установились добры е отношения, основанные на взаимном доверии , на совместных поисках путей улучше­ ния воспитания и успеваемости . Хотя, конечно , не обходится без досадных исключений . Вот отец Вити Голотвина — человек без определен ­ ных занятий — равнодушно относится к тому, что е го сын остался на второй год и опять не успевает. Но Виктор Сергеевич в этом винит ка к -то себя. «Значит, не нашел я к о тц у и сыну Голотвиным педа го гическо го клю чика , надо продолжать поиски» , — говори т он. Постоянными советчиками Виктора Сергеевича являются замечательные педагоги Ушинский , М акарен ко . Он хорош о зна ком с трудами Яна Ком ен с ко го . «Учительская газета» и педа го ги ­ ческая литература — постоянные спутники учи ­ теля Ярцева в е го неле гком труде по р у ко в о д ­ ству классом . Перед ш колой стоит задача не только дать учащимся знания основ наук, профессиональную ориентацию , но и помочь детям стать ра зно ­ сторонне развитыми людьм и с большими д у ­ ховными запросами . В решении всей этой большой задачи, ка к и последней ее части, значительное место принадлежит классным р у ­ ководителям . И Ярцев вполне понимает свою ответственность за эту сторону воспитания. Еще в первом полугодии Виктор Сергеевич провел в своем классе мероприятия , способст­ вующ ие гарм ониче с ком у развитию ребят. И п р е ж д е всего, конечно , беседы о Ленине, самом великом и самом с кр ом н ом человеке, по вос­ поминаниям соратников Владимира Ильича. Влияние таких бесед на детей трудно пере ­ оценить. Потом от своего классного руководителя ре ­ бята услышали о р усских художни ках Васнецове и Левитане. Виктор Сергеевич сопровождал свой рассказ демонстрацией и объяснением ре ­ прод у кций с картин . П о зж е была проведена бе­ седа о картинах атеистической направленности. Чувство патриотизме рождается из любви к своему р одн ом у краю , И -Виктор Сергеевич зна­ ком ит ребят с историей земли усманской , гово ­ рит об Усмани XV II века, о тех больших изм е ­ нениях, ко торы е принесла нашему району О к ­ тябрьская революция . Ученики 5 «в» — активные участники всех проводимы х учителем мероприятий , а не только слушатели и зрители . Ребята выпускают устный ж урнал «Хочу все знать». В нем есть разделы : «Наш родной город» , «Природа и люди» , «Почему мы так говорим» и др. С большим эн тузиазмом ребята участвуют в работе отряда разведчи ков боевой славы, переписы ­ ваются с пионерами дру гих ш кол . За активное участие в десятидневке по сбору класс получил Почетную грам о ту РК ВЛК(_лл. Конечно , не все и не всегда бывает глад ко в этой мно го гранной , требующ ей м н о го времени работе. Но вот миновала вторая четверть, под ­ ведены ее итоги. В классе высокая успеваемость, хорошая дисциплина. 5 «в» все время у д е р ж и ­ вает переходящий красный вымпел за отличную дисциплину , санитарное состояние класса и внешний вид учащихся. 40 мальчиков и д евоче к п р одолж аю т учиться, а следовательно, продолжается и кропотливая работа классного руководителя Виктора С ер ге ­ евича. Вот он выходит из класса, о кр уж ен ны й детьми , и уж е думает о том , с чем придет он к ним завтра, он — учитель и воспитатель. 8. ВОГОДА80ВА. усмирить непокорных крестьян. Горькая доля крестьян, жестокая расправа над ними определили дальнейшую судьбу Ивана Позд­ някова. События, происшедшие в Бре- славке, сталн широко известны. . О них было Напечатано в одном из номеров лешшскоп газет: «Искра», ...1917 год. Год, богатый исю- рнческимн событиями. Иван Поздняков служил во флотском экипаже, казармы которого на­ ходились в районе Крюковского канала Петрограда! В столице отбушевала Февраль­ ская революция. Л^орякн флот­ ского экипажа приветствовали сообшепие об отречении царя Николая II от престола. Офице­ ры экипажа, перепуганные таким известием, намеревались распра­ виться с моряками. Их вывели на улицу, и черносотенцы начали пре.цательски стрелять им в спи­ ны. Моряки, однако, быстро наве­ ли порядок: сияли с чердаков черносотенцев. На улице устано­ вилась тишина. Знаменитый Финляндский вок­ зал... Холодный, пронизывающий ветер. Площадь перед вокзалом заполнена морем солдат, матро­ сов, рабочих. Они пришли сюда, чтобы встретить своего вождя — Владимира Ильича Ленина. В тот день Иван Иванович вместе с товарищами по флоту волновался, как никогда раньше. Первая встреча с Ильичей навсегда вре­ залась в память, оставила в ду­ ше неизгладимое впечатление, все­ лила уверенность в победе над помещиками и капиталистами. Поздняков д;тарался не проро­ нить ни одного слова вождя. В. И. Лепин закончил тогда речь словами: «Да здравствует социалистическая революция!». В воздух летели шапки, бескозыр­ ки, слышались радостные возгла­ сы. Кронштадт... Иван Поздняков послан сюда учиться в минный отряд, а затем переправлен в Петроград для последнего реши­ тельного штурма. Отряд мине­ ров, заняв позицию для штурма, ожидал сигнала с «Авроры». Мо­ ряки вглядывались в освещен­ ную прожектором темную грома: ду Зимнего дворца. Сигнал. В числе атакующих Поздняков устремился к Зим­ нему... Б новую жизнь И. И. Поздня­ ков окунулся с головой. Пред­ стояла еще не одна схватка с внутренними и внешними врага­ ми, тесным кольцом окруживши­ ми молодую Советскую респуб­ лику. С винтовкой в руках сол­ дат революции воюет с колчаков­ цами на Восточном фронте, с де­ никинцами — на Южном. Потом началасьжизнь в Коз­ лове. Еще продолжалась граж­ данская война. В город ежеднев­ но прибывали все новые и новые партии раненых красноармейцев. В госпиталях не хватало топлива и хлеба, свирепствовали п:)валь- ные болезни. Для наведения по­ рядка, оказания помощи ране­ ным боицам б|||л создан специ­ альный отряд. Его комиссаром назначили И. Позднякова. .Много сил н энергии пришлось затра­ тить отряду, чтобы выполнить задание. 1923 год. Страна по.тиима.л.ась на ноги. Шла борьба с разру­ хой, отсталостью. Жизнь ставила новые задачи. Под Кочеговкой особоу.чолномочеиный И. Поздня­ ков получил в свое распоряжение 150 десятин земли, на которой организовал выращивание про­ дуктов для Красной .4рмии. В родную Бреславку Поздня­ ков вернулся женатым. Однако прожил он здесь недолго. Пере­ ехал в Мичуринский район Там­ бовской области. Земля, к кого- роп был близок Иван Иванович, тянула к себе непреодолимой си­ лой. Больше двадцати лет быва­ лый моряк избирался председа­ телем и назначался завхозом кол- .хоза села ЗаворонежскоТо, что рядом с Мичуринском. и. И. Позднякову пришлось снова защищать Советскую власть в трудные годы Великой Отечественной войны. В 1942 го­ ду под огнем врага он плавал на катерах по Волге, защищал Ста­ линград, ...Передо мной лежат два пись­ ма от И. И. Позднякова. Участ­ ник штурма Зимнего прислал для нашего школьного краеведческого музея газету «Знамя Октября» с рассказом о его жизненном пу­ ти II 2 фотографии. На одной из них большая группа моряков, в числе которых Иван Иванович. Фотография, очевидно, относится к первым годам революции. На другой И. И. Поздняков снят в форме военного моряка накануне Отечественной войны. Две фото­ графии — две большие вехи в интересно прожитой жизни. В письмах, написанных весной 1966 года, старый моряк пригла­ шал красных сле.цопытов нашей школы к себе в гости, и они соби­ рались поехать к нему в .Мичу­ ринск. Смерть И. И. Позднякова летом того же года не дала возможности встретиться с ним... Однако образ этого замечатель­ ного человека, частица труда ко­ торого . вложена в дело Ок­ тябрьской революции, будет на­ всегда сохранена в памяти ус- манцев. И. БОРИСОВ. Б Москве открыта выставка «ТАСС фото-66». Здесь экспонируются около 500 снимков, сделанных фотокоррес­ пондентами ТАСС и те.пеграфных агентств союзных респуб­ лик. На стендах — фотоинформация о важнейших событиях в жизни страны и за рубежом, фотоочерки, хроникальные, жанровые и спортивные снимки. В. Давыдов, «Зимние маршруты» '^хгххх1оссоахххххх1соооссахххххх10оооосоооосахосоооаххх1ахзоосх1сс^ Земля была бросовой... Сорок тысяч рублей — такая сумма дохода от семеноводства лугопастбищпых трав значится нынче в годовом отчете Смолен­ скогосовхоза «Родоманово». ...Несколько лет тому назад механизаторы вывлеи машины на заброшенные земли. Они начали срезку кустарников, прокладку осушительных канав. Теперь уже свыше 350 гектаров бросов 1лх участков распаханы и засеяны лугопастбщными травами. В 1966 году совхоз продал сосе­ дям 25 тонн семян трав. Он по­ полнил за полтора года стадо скота почтина 50 коров, обес­ печив их кормами главным об­ разом за счет трав и кормовых культур, выращиваемыхна ос­ военных землях. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz