Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)
д жизни в связи с приближением слав ной даты в жизни советского народа — 50-летия Великиго Октября хочется побольше уз нать об истории нашей Родины в целом и родного усмзиского края. Мысли невольно обраща ются к тем дням, когда под на пором трудового народа, руко водимого Коммунистической пар тией, пала последняя твердыня Временного буржуазного прави тельства — Зимний дворец. В штурме Зимнего принимал уча стие наш земляк—усманец И. К. Аз-аров. О нем уже писала районная га зета. Школьники горо да встречаются с ним. слушают его интерес- ные рассказы о собы тиях 60-летней давно сти, свидетелем и участником ко торых он был. Иван Кузьмич во время одной Из бесед сообщил, что кроме него есть еще^одии наш земляк, штур- моБа.зший Зимний дворец. Это_ Иван Иванович Поздняков, быв ший житель села Бреславки. Я написал И. И. Позднякову, н он в ответ прислал 2 пись.ма. ...Шли первые годы двадцатого века. Малоземелье, беспросветная нужда п бесправие заставляли крестьян подниматься на борьбу. Был очевидцем одного из таких выступлений бреелавских крестьян и Иван. Тогда, в 1902 году, дере венские мужики решили' само вольно ра.зделить между собой помещичью землю. Но удержать ее ие могли. За своеволие пять активных крестьян были высланы за пределы Бреславки по «волчь ему билету». Восемь человек, в числе которых был отец Ивана Ивановича — Иван Петрович — подвергнуты телесному наказа нию розгами. От тяжелых по боев отец много дней пролежал на палатях, еле сдерживая сто ны и скрипя зубами. Иван видел бессильное горе отца. Подавая ему пить, он, как мог, по-детски старался утешить, -й. в душе мальчика росла не умолимая ненависть к богатеям, палками и розгами пытавшихся Не только учить, но и воспитывать в поисках лучших методов Веселый зв о н о к возвестил об окончании у р о ко в в первой смене. Виктор Сергеевич Яр цев — преподаватель ан глийско го языка средней ш колы № 3 вышел из класса, где только что вел у р о к , и направился в свой 5 «в». Пока Виктор Сергеевич беседует с ребятами , п о го в орим о тех е го обязанностях, ко торы е не посредственно не связаны с преподаванием предмета , по го в ор им о нем ка к о классном руководителе . В 5 «в» 40 учащихся. Почти все они пришли сюда из ж е ле зн о д о р ож н ой начальной школы . Виктор Сергеевич еще в июне познакомился с детьми , их родителями и прежн ей учительни цей, получив, таким обра зом , предварительное представление о своих подопечных . Потом по м о г им приобрести учебники , показал класс, в ко то р ом предстояло заниматься, рассказал, кто с кем будет сидеть, учитывая при этом и жела ния учеников . В первые ж е дни занятий на сборе пионер с ко го отряда были избраны председатель со вета отряда , звеньевые , санитары, члены «зе лено го патруля». Этот актив д олж ен был стать пом ощ н и ком классного руководителя , про вод ни ком е го влияния на класс. Используя уж е имеющиеся сведения о ребятах, Виктор С ер ге евич провел беседы о правилах поведения в ш коле , на улице, дома , в общественных местах. Это помо гло сделать беседы интересными , ж и выми. По говорили в классе и о р еж им е дня, от ко то р о го в значительной степени зависит и успеваемость , и работоспособность учащихся. Но это было только началом. 40 мальчиков и д ево че к с разными характера ми и способностями , а главное — с разным отношением к учебе , требовали повседневного и пристального внимания к себе. Валя Жданова, Нина Насонова, Светлана Яков- ч у к — отличницы . Им толь ко объясняй — все схватят на лету и под креп я т услышанное на ур о ке добросовестной под го то в кой дома . Витя Голотвин и Коля Попов — второ годни ки . А ведь есть и такие, ко торы е по одним предмета.м учатся хорош о , а к д р у гим подчас не проявля ю т ни ка ко го интереса. Ви ктор Сергеевич взял себе за правило изо дня в день следить за успеваемостью учащихся. И не только по ж урналу . Он беседует с учи телями , занимающ имися с е го классом , с ребя тами, всегда выяснит причину снижения от м етки . И сра зу забьет трево гу , поставит в из вестность родителей . В середине второй четверти оказалось , что хорош и с тке Лю де Каменевой гро зи т трой ка по о д н ом у из предметов . Не получалось что-то у девочки . Родители после ра з говора с Ви ктором Сер геевичем стали больше уделять внимания у р о ка м дочери . О бщ ими усилиями помогли Лю д е остаться в ра зряде хорошистов . А Тане Сиротиной грозила даж е двойка по математике. И опять классный руководитель принимает м е ры . О тстающей ученице пом о гаю т в индиви дуальном по р яд ке преподаватель математики, товарищи по классу. В результате Таня успе вает и по этом у предмету . Приведены в качестве прим еро в лишь еди ничные факты . А ведь течение классных дел повседневно дает м но го поводов для раздумий , для поисков . И всегда перед В и ктором С ер ге евичем стоит вопрос : что сделать, ка к помочь детям лучше учиться? П ра ктическим ответом на этот вопрос является постоянная связь с р о д и телями . Д важ ды в четверть проводи т Ярцев классные родительские собрания, один раз в месяц собирается родительский комитет класса, решает текущ ие дела. Бывает, что и отстаю ще го ученика приглашает Виктор Сергеевич на такое собрание или заседание комитета. М еж д у учителем и родителями установились добры е отношения, основанные на взаимном доверии , на совместных поисках путей улучше ния воспитания и успеваемости . Хотя, конечно , не обходится без досадных исключений . Вот отец Вити Голотвина — человек без определен ных занятий — равнодушно относится к тому, что е го сын остался на второй год и опять не успевает. Но Виктор Сергеевич в этом винит ка к -то себя. «Значит, не нашел я к о тц у и сыну Голотвиным педа го гическо го клю чика , надо продолжать поиски» , — говори т он. Постоянными советчиками Виктора Сергеевича являются замечательные педагоги Ушинский , М акарен ко . Он хорош о зна ком с трудами Яна Ком ен с ко го . «Учительская газета» и педа го ги ческая литература — постоянные спутники учи теля Ярцева в е го неле гком труде по р у ко в о д ству классом . Перед ш колой стоит задача не только дать учащимся знания основ наук, профессиональную ориентацию , но и помочь детям стать ра зно сторонне развитыми людьм и с большими д у ховными запросами . В решении всей этой большой задачи, ка к и последней ее части, значительное место принадлежит классным р у ководителям . И Ярцев вполне понимает свою ответственность за эту сторону воспитания. Еще в первом полугодии Виктор Сергеевич провел в своем классе мероприятия , способст вующ ие гарм ониче с ком у развитию ребят. И п р е ж д е всего, конечно , беседы о Ленине, самом великом и самом с кр ом н ом человеке, по вос поминаниям соратников Владимира Ильича. Влияние таких бесед на детей трудно пере оценить. Потом от своего классного руководителя ре бята услышали о р усских художни ках Васнецове и Левитане. Виктор Сергеевич сопровождал свой рассказ демонстрацией и объяснением ре прод у кций с картин . П о зж е была проведена бе седа о картинах атеистической направленности. Чувство патриотизме рождается из любви к своему р одн ом у краю , И -Виктор Сергеевич зна ком ит ребят с историей земли усманской , гово рит об Усмани XV II века, о тех больших изм е нениях, ко торы е принесла нашему району О к тябрьская революция . Ученики 5 «в» — активные участники всех проводимы х учителем мероприятий , а не только слушатели и зрители . Ребята выпускают устный ж урнал «Хочу все знать». В нем есть разделы : «Наш родной город» , «Природа и люди» , «Почему мы так говорим» и др. С большим эн тузиазмом ребята участвуют в работе отряда разведчи ков боевой славы, переписы ваются с пионерами дру гих ш кол . За активное участие в десятидневке по сбору класс получил Почетную грам о ту РК ВЛК(_лл. Конечно , не все и не всегда бывает глад ко в этой мно го гранной , требующ ей м н о го времени работе. Но вот миновала вторая четверть, под ведены ее итоги. В классе высокая успеваемость, хорошая дисциплина. 5 «в» все время у д е р ж и вает переходящий красный вымпел за отличную дисциплину , санитарное состояние класса и внешний вид учащихся. 40 мальчиков и д евоче к п р одолж аю т учиться, а следовательно, продолжается и кропотливая работа классного руководителя Виктора С ер ге евича. Вот он выходит из класса, о кр уж ен ны й детьми , и уж е думает о том , с чем придет он к ним завтра, он — учитель и воспитатель. 8. ВОГОДА80ВА. усмирить непокорных крестьян. Горькая доля крестьян, жестокая расправа над ними определили дальнейшую судьбу Ивана Позд някова. События, происшедшие в Бре- славке, сталн широко известны. . О них было Напечатано в одном из номеров лешшскоп газет: «Искра», ...1917 год. Год, богатый исю- рнческимн событиями. Иван Поздняков служил во флотском экипаже, казармы которого на ходились в районе Крюковского канала Петрограда! В столице отбушевала Февраль ская революция. Л^орякн флот ского экипажа приветствовали сообшепие об отречении царя Николая II от престола. Офице ры экипажа, перепуганные таким известием, намеревались распра виться с моряками. Их вывели на улицу, и черносотенцы начали пре.цательски стрелять им в спи ны. Моряки, однако, быстро наве ли порядок: сияли с чердаков черносотенцев. На улице устано вилась тишина. Знаменитый Финляндский вок зал... Холодный, пронизывающий ветер. Площадь перед вокзалом заполнена морем солдат, матро сов, рабочих. Они пришли сюда, чтобы встретить своего вождя — Владимира Ильича Ленина. В тот день Иван Иванович вместе с товарищами по флоту волновался, как никогда раньше. Первая встреча с Ильичей навсегда вре залась в память, оставила в ду ше неизгладимое впечатление, все лила уверенность в победе над помещиками и капиталистами. Поздняков д;тарался не проро нить ни одного слова вождя. В. И. Лепин закончил тогда речь словами: «Да здравствует социалистическая революция!». В воздух летели шапки, бескозыр ки, слышались радостные возгла сы. Кронштадт... Иван Поздняков послан сюда учиться в минный отряд, а затем переправлен в Петроград для последнего реши тельного штурма. Отряд мине ров, заняв позицию для штурма, ожидал сигнала с «Авроры». Мо ряки вглядывались в освещен ную прожектором темную грома: ду Зимнего дворца. Сигнал. В числе атакующих Поздняков устремился к Зим нему... Б новую жизнь И. И. Поздня ков окунулся с головой. Пред стояла еще не одна схватка с внутренними и внешними врага ми, тесным кольцом окруживши ми молодую Советскую респуб лику. С винтовкой в руках сол дат революции воюет с колчаков цами на Восточном фронте, с де никинцами — на Южном. Потом началасьжизнь в Коз лове. Еще продолжалась граж данская война. В город ежеднев но прибывали все новые и новые партии раненых красноармейцев. В госпиталях не хватало топлива и хлеба, свирепствовали п:)валь- ные болезни. Для наведения по рядка, оказания помощи ране ным боицам б|||л создан специ альный отряд. Его комиссаром назначили И. Позднякова. .Много сил н энергии пришлось затра тить отряду, чтобы выполнить задание. 1923 год. Страна по.тиима.л.ась на ноги. Шла борьба с разру хой, отсталостью. Жизнь ставила новые задачи. Под Кочеговкой особоу.чолномочеиный И. Поздня ков получил в свое распоряжение 150 десятин земли, на которой организовал выращивание про дуктов для Красной .4рмии. В родную Бреславку Поздня ков вернулся женатым. Однако прожил он здесь недолго. Пере ехал в Мичуринский район Там бовской области. Земля, к кого- роп был близок Иван Иванович, тянула к себе непреодолимой си лой. Больше двадцати лет быва лый моряк избирался председа телем и назначался завхозом кол- .хоза села ЗаворонежскоТо, что рядом с Мичуринском. и. И. Позднякову пришлось снова защищать Советскую власть в трудные годы Великой Отечественной войны. В 1942 го ду под огнем врага он плавал на катерах по Волге, защищал Ста линград, ...Передо мной лежат два пись ма от И. И. Позднякова. Участ ник штурма Зимнего прислал для нашего школьного краеведческого музея газету «Знамя Октября» с рассказом о его жизненном пу ти II 2 фотографии. На одной из них большая группа моряков, в числе которых Иван Иванович. Фотография, очевидно, относится к первым годам революции. На другой И. И. Поздняков снят в форме военного моряка накануне Отечественной войны. Две фото графии — две большие вехи в интересно прожитой жизни. В письмах, написанных весной 1966 года, старый моряк пригла шал красных сле.цопытов нашей школы к себе в гости, и они соби рались поехать к нему в .Мичу ринск. Смерть И. И. Позднякова летом того же года не дала возможности встретиться с ним... Однако образ этого замечатель ного человека, частица труда ко торого . вложена в дело Ок тябрьской революции, будет на всегда сохранена в памяти ус- манцев. И. БОРИСОВ. Б Москве открыта выставка «ТАСС фото-66». Здесь экспонируются около 500 снимков, сделанных фотокоррес пондентами ТАСС и те.пеграфных агентств союзных респуб лик. На стендах — фотоинформация о важнейших событиях в жизни страны и за рубежом, фотоочерки, хроникальные, жанровые и спортивные снимки. В. Давыдов, «Зимние маршруты» '^хгххх1оссоахххххх1соооссахххххх10оооосоооосахосоооаххх1ахзоосх1сс^ Земля была бросовой... Сорок тысяч рублей — такая сумма дохода от семеноводства лугопастбищпых трав значится нынче в годовом отчете Смолен скогосовхоза «Родоманово». ...Несколько лет тому назад механизаторы вывлеи машины на заброшенные земли. Они начали срезку кустарников, прокладку осушительных канав. Теперь уже свыше 350 гектаров бросов 1лх участков распаханы и засеяны лугопастбщными травами. В 1966 году совхоз продал сосе дям 25 тонн семян трав. Он по полнил за полтора года стадо скота почтина 50 коров, обес печив их кормами главным об разом за счет трав и кормовых культур, выращиваемыхна ос военных землях. (Корр. ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz